Техника рисунка карандашом. Основы изобразительной грамоты для начинающих читать онлайн бесплатно
123456
Техника рисунка карандашом
Основы изобразительной грамоты для начинающих
В. М. Саунина
У. Н. Саунина
© В. М. Саунина, 2021
© У. Н. Саунина, 2021
ISBN 978-5-0051-4312-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Рисунок карандашом – самый доступный, распространённый и любимый графический материал. Он популярен у художников – любителей, является неотъемлемой частью творческой деятельности любого профессионального художника от фиксации замысла до его реального воплощения в законченную работу. Возможности карандашного рисунка безграничны.
Овладев основами искусства рисования карандашом, художник оттачивает своё мастерство всю жизнь, достигая высокой степени профессионализма. Кому-то удаётся достичь совершенства и тогда удивлённый зритель с удовольствием созерцает мировые шедевры.
Но на начальном этапе изучения рисунка будущему мастеру необходимо изучить техники работы карандашом и, опираясь на весь объём знаний в области изобразительного искусства, сформировать свою манеру исполнения.
Книга «Техника рисования карандашом» – пятая из серии «Учимся рисовать». Она посвящена изучению способов, приёмов и техник карандашного рисунка с опорой на основы изобразительной грамоты, которые рассматривались в предыдущих книгах: «О рисунке (книга 1), «Перспектива» (книга 2), «Конструктивный рисунок» (книга 3), «Тональный рисунок» (книга 4).
Данная книга представляет собой учебное пособие по изучению изобразительного искусства для начинающих художников. В ней изложен концентрированный теоретический материал с упражнениями, практическими и творческими заданиями.
Книга предназначена для самостоятельного изучения или изучения в рамках начального художественного образования. Она будет полезна преподавателям художественных дисциплин в их профессиональной деятельности.
ТЕМА 1. Рисунок карандашом как средство отражения действительности
Рисунок карандашом самый популярный вид изобразительной деятельности не только потому, что наиболее доступный, но и потому, что позволяет максимально полно передавать и форму, и объём, и фактуру поверхности, и материал, и авторскую идею. Более того, систематические занятия рисунком формируют индивидуальный почерк художника за счёт свойственного только ему взгляда на мир и манеру работать карандашом.
Карандашный рисунок имеет долгую историю развития.
Одним из древнейших инструментов для рисования являлся металлический свинцовый карандаш (штифт), пользовавшийся неизменной популярностью у художников вплоть до XVII века для выполнения подготовительных набросков, вспомогательных рисунков и самостоятельных работ. Он упоминался ещё римским поэтом Гаем Валерием Катуллом, а также вестфальским монахом Теофилом Пресвитером, известным под именем монаха Рогира, в манускрипте «Записка о разных искусствах», датируемом Х – XI веками.
Рисунки, выполненные свинцовым карандашом, отличались аккуратностью, мягкостью серебристых линий и особой утончённостью штриха. При необходимости такой рисунок легко удалялся хлебным мякишем. Со временем в результате оксидировки рисунок свинцовым карандашом темнел.
К концу XV века появился «серебряный» карандаш. Его называли ещё «серебряная игла» потому, что он представлял собой напаянное на металлическую рукоятку серебряное остриё. В использовании он был сложнее свинцового карандаша, требовал от художника профессионального мастерства, так как его невозможно было стереть. Вместе с тем способность серебра к окислению со временем превращала холодные, серебряные линии в эффектный теплый рисунок.
В XIV веке появился «итальянский» карандаша. Его изготовляли из черного глинистого сланца или прессованной сажи с клеем. Карандаш получил распространение в Италии и способствовал переходу от мелкой аккуратной манеры рисования к обобщённой широкой манере, опирающейся не на чёткость линии, а на светотень. Итальянский карандаш даёт матовый бархатистый рисунок, легко разносится по бумаге.
Графитовый карандаш был известен со второй половины XVI века, но не пользовался популярностью из-за плохого качества и металлического блеска.
В 1795 году французский механик и живописец Никола Жак Конте изобрёл способ изготовления качественного графитного карандаша. Это изобретение и тенденции развития изобразительного искусства того периода дали толчок к популяризации графитового карандаша и карандашного рисунка.
Читать дальше123456
Техники рисования для начинающих художников • ARTshelter
Доброго времени суток, дорогие читатели! Многие рисуют в детстве, но далеко не у всех это увлечение перерастает в серьезное занятие. Кто-то, повзрослев, просто теряет интерес, а у кого-то не хватает времени на раскрытие своего творческого потенциала. Именно для тех, у кого проснулся интерес к рисунку, мы подготовили материал, основанный на работах известного иллюстратора Уитни Шерман (Whitney Sherman). Ниже предлагаем вам простые техники рисования для начинающих художников, которые взяты из книги Шерман “Скетчи. 50 креативных заданий для дизайнеров”.
Дудлинг
Слово «дудл» с английского языка переводится, как «каракули». Отсюда вытекает определение дудлинга, как бессознательного стиля рисования, не стесненного какими-либо рамками и условиями. Вы можете включить любимую музыку, взять в руки карандаш или ручку и дать волю своей фантазии.
Каждый может заняться дудлингом. Рисунки в стиле дудлинг могут быть совершенно разных форм, размеров и цветов.
С помощью дудлинга вы можете улучшить свое визуальное восприятие и изложить на бумаге свои идеи, при этом особо не напрягаясь. Экспериментируйте с разными материалами и рисуйте все, что придет в голову.
Энтопическая графомания
Звучит странно, но на деле это достаточно интересная техника нетрадиционного рисования. Энтопическая графомания – сюрреалистичный способ рисования, когда хаотично расположенные точки соединяются линиями, которые могут быть прямыми или изогнутыми.
Возьмите обычный лист бумаги – это может быть страница из старой книги или журнала – и поставьте точки на определенных буквах или словах. Это могут быть любые символы, например, буква «х» или запятая. Или можете отметить слова, принадлежащие к одной части речи, решать вам.
Затем соедините точки прямыми, изогнутыми или зигзагообразными линиями, чтобы создать узор. Такая техника рисования покажет вам, насколько выбор может влиять на финальный результат.
Непреобладающая рука
Суть этой техники рисования заключается в том, чтобы использовать непривычные инструменты для рисования и непреобладающую руку (левую, если вы правша, и правую, если левша). Например, если вы привыкли рисовать карандашом, возьмите ручку. Так же стоит поступить и с бумагой для рисования.
Эта техника рисования будет полезна и в тех ситуациях, когда вы застряли с каким-то проектом и вам нужно что-то новое и свежее. Вернувшись к привычным инструментам, вы сможете посмотреть на свою работу иначе и с другого ракурса.
com/embed/yIm-AE—pqU?ecver=2″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Один день, одна тема
Выберите одну тему или определенный тип объекта и рисуйте это на протяжение целого дня. В процессе рисования вы можете изменить подход, выбрав живой или неживой объект, другой цвет, размер и т.д. Вспомните о том, чего вы боитесь или что заставляет вас смеяться и изобразите это на бумаге.
Также можете использовать синонимы. Чем разнообразнее будут ваши темы, тем быстрее вы прокачаете свои навыки, как в рисовании, так и в концептуальной разработке.
Карточки со словами
Возьмите 25 чистых листов бумаги и разрежьте их на три части. На каждой карточке из первой стопки напишите прилагательные, на второй – существительные, а на третьей пусть будут глаголы. Каждую отдельную стопку перемешайте и вытяните по одной карточке, сформировав случайную фразу, например, «дьявольская книга смеется». Нарисуйте это!
С помощью этой техники рисования вы сможете выработать у себя творческое мышление.
Приведенные выше техники рисования разработаны, в первую очередь, для начинающих. Но опытным художникам тоже не стоит пренебрегать такими простыми упражнениями, которые позволят развить свой творческий потенциал. А некоторые техники, например, карточки со словами, можно превратить в увлекательную детскую игру.
Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальны сетях. Также предлагаем подписаться на рассылку сайта, чтобы не пропустить новые материалы. На этом все, приятного творчества!
Уильям Тернер, учебник по ландшафтному искусству
Учитесь рисовать Уроки искусства Книги по искусству Древесный уголь Уроки масла мокрый холст Рисование для начинающихВеликий водопад Райхенбах
Уильям Тернер
Оригинальная акварель водопада Райхенбах в Швейцарии была написана J.M.W. Тернер (показан слева) в 1804 году, размером 40 3/4 дюйма на 27 1/2 дюйма. Тернер был британским художником, хорошо известным своим мастерством работы со светом и атмосферой с использованием некоторых новаторских и неортодоксальных техник, которые иногда переходили в абстракцию. Именно это сказочное использование текстуры и воображения вдохновило на следующее дневное исследование.
Излишне говорить, что акварель и карандаш — очень разные материалы, поэтому задача здесь состояла в том, чтобы попытаться создать некоторую текстуру вместе с эфирной атмосферой в гораздо меньшем масштабе.
Нажмите выше, чтобы увеличить
Горная красавица
У меня есть старая копия книги Джона Раскина «Современные художники» 1906 года (том IV, «Красота гор»), которая полна замысловатых рисунков, описаний и глубокого анализа горных и скальных образований, большая часть которых защищает Тернера как художника, а большая часть — основан на работах Уильяма Тернера, которым так восхищался Раскин. Я бы порекомендовал эту книгу всем, кто хочет углубить изучение гор и горных пород.
Мое собственное исследование было выполнено на дешевой бумаге для набросков во второй половине дня, ускоренной спонтанной быстрой техникой, придающей слегка рыхлый вид. Общий размер этюда составляет 8,5 на 6 дюймов, с использованием, по большей части, обычных карандашей, заточенных до такой степени, чтобы мелкие детали не были полностью потеряны.
A. Растушевка – используется на ранних стадиях для быстрого наращивания тонов. (Поскольку я знаю, что эти инструменты не всегда доступны во всех странах, вполне достаточно будет и кусочка папиросной бумаги)B. Нож Stanley для заточки карандашей.
C. Наждачная бумага для поддержания остроты кончика карандаша.
D. Обычный ластик, обрезанный ножом, чтобы придать острый край.
E. Механический карандаш Pentel 0,5 мм с 2 стержнями
F. Карандаши для рисования Derwent, F, 2H, 4H и 9H
Карандаши: Механический карандаш использовался только позже в рисунке для некоторых более темных областей. Хотя он не требует заточки, острие обычных карандашей лучше подходит для детализации, и они использовались на протяжении большей части исследования.
Безусловно, лучший и менее расточительный способ держать карандаши острыми — использовать какой-нибудь канцелярский нож. Всегда отрезайте от себя, если дорожите своими руками (большинство художников ими дорожат!) и при необходимости точите на наждачной бумаге вращательными движениями. Если ваша наждачная бумага используется так же хорошо, как и моя, протрите кончик карандаша кусочком ткани, прежде чем позволить ему коснуться бумаги, чтобы избежать чересчур темных следов.
Перед запуском
Перед тем, как приступить к любому рисунку, убедитесь, что вы можете визуализировать в своем уме то, чего вы хотите достичь, и как вы можете это сделать. Это не значит, что вы сможете этого добиться, но если вы поторопитесь без относительно четкого видения, вы почти всегда будете обречены на неудачу.
Найдите минутку, чтобы изучить ваш источник.
В портретной живописи стоит стремиться к хорошей степени точности. Пейзаж гораздо более снисходителен; несколько неуместных камней или веток деревьев не привлекут ничьего нежелательного внимания. Попробуйте мысленно представить источник как абстрактную тональную карту; установите самые темные области, самые светлые области и упростите области между двумя крайностями. Лучшее средство для этого — прищуриться, что приводит к уменьшению значений и деталей.Также обратите внимание на границы между твердыми и мягкими элементами. Сказочные качества Тернера проистекают из обилия мягких краев, некоторые из более острых областей можно увидеть в маленьких контрастирующих козлах и упавших ветвях на переднем плане.
1. Абстракция
Нет правильного или неправильного подхода к рисованию, и есть много способов начать рисовать. Вернуться к этапу визуализации; мое собственное видение привело к изображению Тернера, почти атакующего бумагу царапинами и отметинами, где абстракция совершенствовалась, пока не превратилась во что-то более поддающееся определению, и это видение (верное или нет) привело к моему подходу.
Свободно сжимая карандаш ближе к вершине, я провел им по бумаге под малым углом и набросал в случайных направлениях, прежде чем взять растушевку и растушевать графит по бумаге таким образом, чтобы установить основную композицию — небо, фон и передний план. Ластик был протянут вниз по странице, чтобы определить местонахождение водопада.
2. Очищение состава
Следующий этап повторяет первый. Мой главный интерес — убить белый цвет бумаги, чтобы я мог начать создавать тон. Так как мы не собираемся с темными значениями преждевременно, у нас все еще есть много возможностей изменить, добавить и переместить вещи с минимальными усилиями.
Немного больше тона приподнято, чтобы представить брызги от водопада, и я также примерно разместил основное упавшее дерево и воду на переднем плане, приподняв их ластиком — все это не совсем точно, но это помогает процессу визуализации.
Некоторые мазки не так случайны в своем нанесении и следуют некоторым формам скальных образований, и когда я смешиваю их, я смешиваю их в направлении скал.
3. Оформление композиции
На третьем этапе нужно в основном прибить композицию. Это не значит, что вещи нельзя транспонировать, но я хочу быть довольным, прежде чем начну визуализировать некоторые более мелкие детали, зная, что мне не придется возвращаться и вносить исправления. Опять же, должно быть меньше случайности в направлении штрихов. Если вы изучите источник, вы сможете уловить ощущение закономерности и движения. Скалы на заднем плане втягиваются друг в друга, привлекая внимание прямо к фокусу водопада. Затем это приводит нас к нижней части рисунка, откуда уходит вода, и все же поднимающиеся вверх деревья и валуны не позволяют полностью отвлечь взгляд от произведения искусства и отталкивают нас обратно к центру интереса.
Теперь мы находимся в положении, когда у нас есть базовый (хотя и легкий) набор значений, обеспечивающий основу для построения исследования с более тщательно расположенными штрихами. Наличие этой базовой тональной карты сделает следующие шаги намного проще.
Учебник продолжается на следующей странице — нажмите кнопку ниже.
Нажмите, чтобы посмотреть ЧАСТЬ ВТОРУЮ Урока рисования JMW TURNER Drawing Study
|