Тема 5. Виды переменных в психологическом исследовании
Понятие переменной. Понятие измерения. Надежность измерения. Объективные и субъективные шкалы. Классификации переменных. Гипотетическая природа психических переменных. Продуктивность конструкта. Операционализм и проблема определений гипотетического конструкта.. Уровни построения психологического знания.
План лекции:
Переменные в психологии: понятие, виды, классификация;
Проблема измерений в психологии;
Психическая переменная как гипотетический конструкт. Проблема логического позитивизма;
Критерии “хорошего” конструкта. Прагматизм в психологии;
Требования к определению рабочего конструкта. Операционализм;
Проблемы и трудности, связанные с гипотетической природой конструктов в психологии;
Схема уровней построения психологического знания.
Ключевые понятия темы:
Переменная — термин для обозначения некоторой характеристики предмета исследования, которая может изменять свое значение, и это изменение можно обнаружить и измерить.
Измерение — термин для обозначения специального, осуществляемого по определенным правилам, действия, в результате которого данной величине или переменной приписывается определенное число, выражающее количественное значение указанной переменной.
Надежность измерения — термин для обозначения суждения о степени, с которой два измерения одной и той же величины с помощью одного и того же измерительного инструмента дают совместимые друг с другом результаты. Оценивая Н.и., мы полагаем, что значение измеряемой величины остается неизменным.
Эмпирическая переменная — термин для обозначения переменных, доступных внешнему наблюдению и фиксации.
Теоретическая переменная — термин для обозначения переменных, недоступных непосредственному наблюдению извне и имеющих статус гипотез, выдвигаемых с целью объяснения специфической связи между эмпирическими переменными . Синоним: промежуточная переменная.
Ситуационная переменная — термин для обозначения фиксируемых в исследовании параметров ситуации
Поведенческая переменная — термин для обозначения фиксируемых в исследовании параметров поведения.
Личностная переменная — термин для обозначения фиксируемых в исследовании параметров личности.
Континуальная переменная — термин для обозначения переменной, которой приписывается способность принимать любое значение в рамках непрерывного континуума. Пример: рост, вес, время реакции и т.д.
Дискретная переменная — термин для обозначения переменной, мыслимой вне контекста непрерывности изменения значений. Пример: значение переменной “биологический пол человека” мыслится как изменяющееся дискретно, т.е. сразу и однозначно: мы имеем дело либо с мужчиной, либо с женщиной (если, конечно, нас не будут интересовать исключительные случаи патологии развития органов, отвечающих за половую принадлежность индивида).
Экспериментальная переменная — термин для обозначения переменной, которая находится в фокусе внимания исследователя.
Неучитываемая переменная — термин для обозначения тех характеристик предмета исследования, которые могут оказывать влияние на зависимую переменную, но в данном исследовании это влияние не учитывается.
Зависимая переменная — термин для обозначения учитываемой переменной, значение которой, согласно гипотезе исследователя, изменяется вследствие и как результат действия независимой переменной. Независимая переменная — термин для обозначения учитываемой переменной, изменением значения которой сознательно манипулирует исследователь с целью проследить, как эти изменения отразятся на изменении значения зависимой переменной. При этом Н. п. мыслится исследователем в качестве предполагаемой причины изучаемого явления.
Систематическое смешение — термин для обозначения ситуации, в которой результаты эксперимента закономерно искажаются под влиянием воздействия неучитываемой переменной. Ошибку результата в этом случае можно учесть, прогнозировать и, если нужно, корректировать.
Несистематическое смешение — термин для обозначения ситуации, в которой результаты эксперимента
Операционализм — в методологии — термин для обозначения , предложенного П.У.Бриджменом специфического подхода к определению значения научных понятий, согласно которому определить понятие — значит указать на те физические операции или действия, посредством которых это понятие получено и/или используется.8 Например, молоток — слово для обозначения инструмента, которым можно забивать гвозди, а инструмент — слово, которым обозначается все, что лежит вне нас и может быть действенно использовано нами для достижения конкретной цели или результата .
Теоретическое определение гипотетического конструкта — термин для обозначения определения промежуточной переменной в терминах теоретических и эмпирических понятий и категорий, уже существующих в данном разделе науки. Пример: молоток — термин для обозначения слесарного, столярного или плотницкого инструмента, такой-то формы, размера, массы, изготовленного из такого-то материала и т.д.
Операциональное определение конструкта — термин для обозначения такого определения промежуточной переменной, когда в нем содержится указание на операции или действия, для осуществления которых предназначен определяемый таким образом конструкт. Пример: молоток — термин для обозначения того, посредством чего можно забивать гвозди.
Лабораторная работа №1
Тема: Операционализация психологических понятий
В силу того, что проблема операционализации гипотетических конструктов, используемых в психологической науке, представляется мне очень важной, предлагаю вам, в рамках настоящей лабораторной работы, заняться усовершенствованием известного вам словаря психологических терминов9
Задание:
Сформулируйте теоретическое и операциональное определение следующих понятий:
Адаптация —
Бред —
воля —
деятельность —
дружба —
конфликт —
личность —
любовь —
Психика —
сознание —
установка —
Задание для самостоятельной работы:
(выполняется письменно)
Определитесь в сфере ваших научных интересов, в том какая область человеческого поведения вас интересует чуть больше, чем остальные.
Сформулируйте предмет своего интереса и конкретизируйте его. Что именно в данном поведении вас интересует?
Сформулируйте проблему. Что именно в вашем предмете представляется неясным и требует объяснения?
Сформулируйте несколько гипотез, предположительно отвечающих на ваш вопрос. Что именно может быть причиной такого положения дел?
Сформулируйте, что будет вашем исследовании выступать в качестве зависимой, а что в качестве независимой переменной.
Подумайте о том, какие неучитываемые переменные могут оказывать влияние на результаты вашего исследования. Можно ли их проконтролировать?
Оформите все эти разработки в виде исследовательского проекта. Будьте готовы выступить в его защиту.
Подумайте о том, кого еще могут заинтересовать результаты вашего исследования. Может быть эти люди будут заинтересованы в том, чтобы ваш проект осуществился и согласятся его профинансировать? Желаю успехов.
Литература:
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.,1982.
Ледников Е. Проблема конструктов в анализе научных теорий. — Киев,1969.
Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук.- М., 1972.
Хилл Т.И. Современные теории познания. — М., 1965.
Экспериментальная психология./под ред. С.С.Стивенса/. -М., 1963.
studfile.net
Виды переменных в психологическом эксперименте — Студопедия.Нет
Возможность наблюдения и измерения переменных есть условие применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических переменных. Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера. Это может быть полученная на основе методик психологического наблюдения частота встречаемости тех или иных изменений в поведении испытуемых. Определение переменной в самом общем значении этого слова может звучать следующим образом: переменная – это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены. Проблема измерения переменных с целью построения психологических шкал является предметом другого раздела экспериментальной психологии – психологического шкалирования. Для введения в нормативы экспериментального метода достаточно указать основные виды переменных как уже измеренные, а точнее – методически представленные, и учитывать их роль с точки зрения места в организации эксперимента (роли управления переменными и фиксации результатов с точки зрения установления каузальной зависимости).
Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий
Что может выступать в качестве экспериментального воздействия, или НП, в психологическом эксперименте? Какие изменения реальности можно трактовать как экспериментальные воздействия? Может ли НП в психологическом эксперименте быть сведена к варьируемым условиям? Специфика психологического эксперимента часто имеет следствием тот факт, что ни на один из этих вопросов не может быть дан однозначный ответ. Однако достаточно определенным является перечень признаков НП, руководствуясь которым психолог определяет, выделена ли НП, осуществлялся ли по отношению к ней экспериментальный контроль и, значит, проведено ли действительно экспериментальное исследование (или какое-то другое).
Первый признак НП – управление уровнями воздействующего фактора, т.е. реализация специальных усилий экспериментатора по функциональному контролю переменной, осуществляемых с целью вмешательства в изучаемый процесс. Второй признак – представленность изменений в какой-либо шкале, в первую очередь определение их как качественных или количественных. То обстоятельство, что изменения переменной зависят от способов управления ею исследователем, позволяет рассматривать НП как воздействующий фактор, или экспериментальное воздействие (Х-воздействие).
В предметно разных областях психологического экспериментирования складывались различные представления о том, чем и как психолог может управлять НП в качестве причинно действующей переменной. В русском языке эта управляемая переменная получила название независимой (хотя именно она зависит от экспериментатора), а зависимой переменной называют ту измеряемую переменную, показатели которой при планировании эксперимента рассматриваются в качестве откликов или следствий влияния НП.
Научные школы в психологии отличаются не только по содержательным понятийным основаниям, но и по тому, какие типы экспериментов они ввели в практику психологических исследований. При бихевиористском подходе к организации экспериментального исследования именно управление условиями как стимульными факторами задавало уровни НП. В школе К. Левина исходные позиции теории поля предполагали, напротив, взаимодействие переменных ситуации и личности (в конкретизации ее мотивационных устремлений на уровне гипотетического конструкта «квазипотребности»). Если социально-психологический и психофизический эксперименты и реализовали общую логику экспериментального вывода, то они опирались на существенно разные представления о способах задания (выделения, операционализации) управляемых переменных.
В психофизическом эксперименте в качестве НП предстают в первую очередь так называемые стимульные факторы. Изменяются экспериментально физические параметры стимулов, в соответствии с которыми устанавливаются эмпирически соответствующие им субъективные характеристики. Субъективный ряд ощущений в психофизическом эксперименте измеряется посредством построения шкалы реакций испытуемых (вербальных или невербальных). Реализуемая в психофизическом эксперименте цель измерения (как построения субъективной шкалы) выдвигает на первый план проблему установления количественных законов как представляющих функциональные связи между измерениями стимульных рядов и зависимыми переменными субъективного ряда, но отодвигает на задний план проблему каузальных интерпретаций. Установление вида зависимости (метрика психологического пространства, будь то психофизические или психосемантические измерительные процедуры) не обязательно предполагает ответ на вопрос, почему психофизическая функция имеет тот или иной вид. Поэтому не случайно, что психологическое измерение не только предстает в качестве отдельной совокупности методов, или исследовательских парадигм, но оформляется в виде отдельных учебных дисциплин в специальных пособиях по психометрике, психологическому измерению, экспериментальной психосемантике.
В учебниках по экспериментальной психологии психофизические эксперименты обсуждаются либо в рамках исторических экскурсов, либо в качестве строгих схем, демонстрирующих особенности планирования интраиндивидуальных экспериментов. В данном учебнике тема психологического измерения будет затронута только в одном аспекте – необходимости различать шкалы, отражающие качественные и количественные изменения психологических переменных.
Изменение инструкций – наиболее широко распространенный способ актуального управления стимульными условиями как НП в психологических исследованиях. Задание, которое выполняет человек, при таком способе экспериментирования остается одним и тем же, а экспериментальное и контрольное условия отличаются изменением инструкции.
«Нейтральная» инструкция обычно представлена в контрольном условии, где независимая переменная изображена своим неактивным уровнем. Так, при проведении опытов по решению испытуемыми задач со спичками назначение «нейтральной» инструкции – указать испытуемому цель его действий, обеспечить его включенность в эксперимент, но не подчеркивать той или иной мотивационной направленности его действий.
Экскурс 4.2
Согласно «нейтральной» инструкции от испытуемого требуется найти как можно больше решений проблемной ситуации. Приведем пример из класса так называемых малых творческих проблем [54, с. 36-38]. В инструкции к задаче со спичками говорится: «От вас требуется убрать четыре спички таким образом, чтобы осталось три квадрата. О всех своих действиях сообщайте вслух, называя номера убираемых спичек». Начальной и конечной конфигурациям при такой инструкции соответствуют фигуры расположения спичек на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Условие (А) и результат (Б) решения задачи со спичками.
При самостоятельном формировании целей испытуемыми, или процессе произвольного целеобразования, инструкция продолжается: «Сейчас вам предъявляется другая конфигурация из спичек. Какие изменения в нее можно внести, превратив ее в новую конфигурацию?» (Рис. 4.2.)
Рис. 4.2. Условие (А) и выполнение (Б) задания.
«Нейтральная» инструкция предположительно вызывает такое отношение со стороны испытуемого к ситуации эксперимента, которое называется «мотивация экспертизы». В рамках этого отношения принятие цели – выполнить задание – одновременно означает и готовность хорошо показать себя перед экспериментатором.
В другой – «мотивирующей» – инструкции специальный акцент может быть сделан на том, для чего требуется найти как можно больше решений. Так, в одном случае это будет направленность исследователя на актуализацию у испытуемого его самооценки (если в ней говорится: «Тем самым будет определяться ваш интеллектуальный уровень»). В другом случае мотивирующая инструкция может предполагать мотивацию соревнования с другими, ориентировку на «достиженческую» направленность цели испытуемого (например: «Согласно вашим показателям, мы определим тех, кто поедет на экскурсию в другой город»). Любой мотивирующий акцент в инструкции задает, согласно предположению о таком способе управления мотивацией, как инструкция, более активный уровень независимой переменной «мотивация». Ситуация с активным уровнем НП выступает в качестве экспериментального условия. Экспериментальный эффект определяется по количеству и качеству решений, продемонстрированных испытуемыми в двух группах – соответственно экспериментальной и контрольной.
В книге «Психологические механизмы целеобразования» [54] можно прочитать об эффектах, выявленных при анализе качественных и количественных параметров решения таких «плохо определенных» проблем, в которых процессы целеобразования выступают ведущими и определяют особенности решений. При существенных индивидуальных различиях в решениях задач, при сравнении экспериментальных и контрольных условий выявляется такая тенденция, как повышение эффективности в условиях со специальной «мотивирующей» инструкцией. В этом случае решений больше, а их оригинальность выше.
studopedia.net
независимая переменная, зависимая переменная, дополнительные переменные.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 12Следующая ⇒Переменные в экспериментальном исследовании.
Переменная в широком смысле — реальность , изменения которой могут быть каким-то образом измерены.
Переменная —
1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).
2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.
В экспериманте используется 2 вида переменных:
1. Независимая переменная (НП) – та переменная, которая произвольно изменяется экспериментатором.
2. Зависимая переменная (ЗП) – за изменениями которой наблюдают в процессе экспериментального исследования.
НП – это управляемый фактор в эксперименте. Экспериментатор может сам осуществлять полный контроль и моделировать ситуации изменения НП.
НП, как минимум, должна иметь 2 значения (или больше):
НП1 à ЗП
НП2 à
Эксперимент с двумя вариантами НП = простой эксперимент.
Характеристики НП:
1. Функциональный контроль.
2. Психологизация НП как включения в психологическое объяснение переменной.
3. Должна быть операционализация переменной в конкретной методической процедуре.
Изменение ЗП – это следствие манипуляции НП.
ЗП – отклик на экспериментальное воздействие.
НП, ЗП и их соотношение – это составляющая часть экспериментальной гипотезы.
3 аспекта выделения НП:
1. Экспликация из теоретической (научной) гипотезы таких следствии, эмпирическая проверка которых подразумевает управление некоторыми условиями или иной тип функционального контроля НП как причинно действующего фактора.
2. Обоснование контролируемой переменной как психологической, т. е. включенной в причинную связь на уровне психологического объяснения.
3. Решение вопросов о возможности реализации предполагаемого причинного воздействия с точки зрения операционализации переменной в конкретной методической процедуре и с точки зрения этических оценок возможности соответствующей НП.
4. Готовность исследователя использовать те или иные виды воздействий в научных целях.
Виды НП (по Кэмпбеллу):
Это варианты контроля НП-ых.
1. Управляемые факторы/ «истинная» переменная – в качестве которых могут выступать целостные ситуации, и изменения отдельных характеристик стимулов.
2. Потенциально управляемые – это переменные, которые экспериментатор может варьировать, но не хочет (нет необходимости).
3. Относительно постоянные аспекты окружения – мы их не контролируем, но можем их использовать (пр: социально-экономический уровень, населенный пункт, школа, семейная ситуация).
4. Организмические переменные – все характеристики, которые описывают человека, как индивида; все, что касается его организма (пр: пол, возраст).
5. Тестируемые/предварительные измерения – на основании методик, предварительного тестирования.
Гудвин.
1. Ситуативные – особенности среды, окружения.
2. Рабочие – разные виды воздействий, заданий.
3. Инструктивные – разные способы выполнения заданий.
В реальном эксперименте чаще всего комбинируются разные виды НП.
На основании НП можно классифицировать эксперименты по степени соответствия реальности:
— естественные;
— искусственные;
— лабораторные.
Виды ЗП:
1. Одновременные – один параметр, изменяющийся под воздействием НП.
2. Многомерные – отражает одно явление.
3. Фундаментальные – влияние НП описывается через отношение, через функцию.
Сензетивность ЗП – время отклика на НП.
Эффект потолка – ЗП очень легко изменяется вслед за НП.
Эффект пола – наоборот.
ЗП должна быть валидна, т.е. измерять то, что требуется.
Дополнительные переменные (ДП).
ДП – все переменные, которые могут оказать воздействие на ЗП, поэтому должны быть учтены или проконтролированны.
«Третьи» переменные кроме всего прочего задают или ограничивают ширину распространения выводов из эксперимента на другие ситуации, в которых новый уровень третьей переменной вызовет изменение отношения между Х и Y. Такие переменные входят в гипотезу обычно в качестве условий, для которых сохраняется зависимость, и называются дополнительными(ДП). Их влияние статистически не оценивается, если только они не рассматриваются в факторных схемах в качестве самостоятельной НП.
Уровень ДП определяет возможность последующих обобщений на реальность и обычно
указывается в экспериментальной гипотезе.
Исследователь всегда выбирает тот критерий, по отношению к которому экспериментально установленную зависимость можно переносить на другие виды реальности. При этом выбранные уровни ДП всегда будут ограничивать эти возможности переноса, однако делая их более доказательными.
Затонная переменная — гипотетическая переменная. которая не поддается изменению в исследовании, но в модели связи между переменными характеризует сумму всех неучтенных влиянии (“возмущающих факторов ”) на изменяемую переменную.
Базисная переменная — переменная внутренних условий, в соответствии с которой в квазиэксперименте осуществляется подбор неэквивалентных групп.
Единичная переменная
Основные виды валидности исследования. Представления о конструктной и операциональной валидности.
Валидность.
Валидность – это достоверность результатов, которая обеспечивается в реальном эксперименте.
Валидность будет тем ниже, чем больше др. условий влияет на ЗП.
Выделяют 2 вида валидности:
1. Внутренняя валидность – включает в себя конструктную и операциональную.
2. Внешняя валидность.
Внутренняя валидность.
— это одна из основных характеристик эксперимента, который показывает – действительно ли экспериментальное воздействие привело к изменениям в данном эксперименте (явилось причиной).
Она характеризует то, насколько влияет НП-ая на ЗП-ую, и насколько контролируется дополнительная переменная.
Характеризует достоверность результатов.
Моменты, которые нужно учитывать в эксперименте –
Факторы Внутренней Валидности:
1. Фон (история) – это те события, которые происходят между первым и итоговым тестированием, помимо или вместе с экспериментальным воздействием.
2. Естественное развитие – это изменения испытуемых, не связанные с конкретными событиями.
3. Эффект тестирования – как влияет выполнение первых заданий/измерений на результаты повторного измерения.
4. Инструментальная погрешность – это ненадежность метода измерения реакции испытуемых.
5. Отбор испытуемых – этот фактор отвечает за состав групп – экспериментальную и контрольную – и их эквивалентности др. др.
(Добиться того, чтобы группы были равны à случайный подбор).
6. Отсев испытуемых – фактор неравномерности выбывания испытуемых из групп (чаще всего выбывают по случайным причинам).
7. Фактор взаимодействия/фактор отбора и естественного развития – взаимодействие отбора и естественного развития.
Виды внутренней валидности:
1. Конструктная валидность – характеризует адекватность метода интерпретации данных тории. А также то, насколько правильно обозначены причины экспериментального эффекта; правильность употребления терминов или теорий, используемых для интерпретации.
Установление конструктной валидности позволяет перейти к единому объяснению причины и следствия.
2. Операциональная валидность – соответствие операции экспериментатора теоретическому описанию переменной.
(- разновидность внешней для лабораторного эксперимента. Это соответствие применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, кот входят в экспериментальную гипотезу).
(Связана с операционализацией).
Внешняя валидность.
— показывает то, насколько результаты соответствуют жизненным ситуациям.
Перенос данных эксперимента в жизнь возможен в 2-х случаях:
1. Соответствие экспериментальных условий жизненной ситуации.
2. Типичность самой ситуации.
Факторы Внешней Валидности:
1. Взаимодействие тестирования – изменения испытуемых вследствие предварительного тестирования.
2. Взаимодействие отбора и экспериментального воздействия – насколько экспериментальное воздействие связано с тем, каких мы отбираем испытуемых.
(пр: фильм о животных – остались только те, кто любит животных).
3. Условия организации эксперимента, которые вызывают реакцию испытуемых на него.
4. Взаимная интерференция экспериментальных воздействий в ситуации, когда одна и та же группа подвергается нескольким воздействиям.
Внутренняя и внешняя валидность определяет весь эксперимент, его соответствие реальности, и т.д.
<<<схема>>>
–––––––––––––– теория–––––––––––––––
конструктная В. | | операциональная В.
infopedia.su
2.2 Переменные и типы переменных
Переменныминазывают величины, значения которыхмогут изменятьсяв процессе выполнения программы. Каждая переменная задается своим уникальным именем, построенным по правилам, указанным в начале главы. Максимально возможная длина имени зависит от реализации Паскаля, теоретически можно давать переменным имена вплоть до 63 символов длиной, что едва ли актуально – обычно имена не длиннее 5-10 символов.
Поскольку любые данные в памяти компьютера хранятся в числовой форме и двоичной системе счисления, кроме имени, переменной обязательно следует присвоить и тип, определяющийдиапазон значений, принимаемых переменной, испособ ее обработкимашиной. Поясним сказанное на примере. Как видно из Приложения 1, латинская большая буква ‘A’ имеет десятичный код 65, или 01000001 в двоичном представлении. Без дополнительной информации отипеданных, хранящихся в некоторой ячейке памяти, компьютеру было бы невозможно решить, что именно представляют из себя эти данные – число 65, код символа ‘A’ или что-то еще. В любом языке программирования, в том числе и в Паскале, существует стандартный набор типов, к которым может быть отнесена та или иная совокупность ячеек памяти. Информацию о типах данных Паскаля удобно свести в таблицу. Строки этой таблицы будут упорядочены постаршинству типов, от самого «младшего», требующего наименьшее число байт для представления, и, соответственно, представляющего наименьший диапазон возможных значений, до самого «старшего», представляющего наибольший диапазон значений. В таблице представлены не все возможные, а лишь основные типы данных Паскаля.
Ключевое слово Паскаля | Название и описание типа | Объем памяти, байт | Диапазон возможных значений |
Boolean | Логический: хранит одну логическую переменную | 1 | true иfalse |
Char | Символьный: хранит код одного символа из набора ASCII-кодов | 1 | от 0 до 255 включительно (28=256) |
Integer | Целочисленный | 2 | ±215 |
Word | Целочисленный без знака | 2 | ±216— диапазон вдвое больше, так как 16-й бит не занят под знак числа |
Longint | Длинное целое: для представления больших целочисленных значений | 4 | ±231 |
Real | Вещественное число с точностью представления до 11-12 знака в дробной части | 6 | ~ 2.9*10-39 — 1.7*1038 |
Double | Вещественное число с точностью представления до 15-16 знака в дробной части | 8 | ~ 5*10-324 – 1.7*10308 |
String | Последовательность символов типа Charдлиной от 1 до 255 | 2-256 (данные строки + 1 байт для хранения ее длины) | Любые строки текста, состоящие из печатаемых символов |
Теоретически для записи переменной типа Booleanбыло бы достаточно 1 бита, но минимальная адресуемая единица памяти – 1 байт (см. Приложение 1). В этом же Приложении уточните, как именно объем памяти в байтах, выделяемой под переменную, влияет на диапазон представляемых ей значений.
Целочисленные и символьные типы обобщенно называют порядковыми, подчеркивая этим, что данные типы имеют конечный набор значений, которые могут быть упорядочены или перечислены. Напомним, что вещественные значения хранятся в памяти компьютера иначе, чем целые – а именно, как совокупность мантиссы и порядка.
Разумеется, задача правильного выбора типов данных целиком ложится на программиста. Например, если некоторый счетчик в Вашей программе может принимать целочисленные значения от 1 до 100000, неправильно было бы описывать его как переменную типа Integer– ведь 215=32768 и при достижении счетчиком этой величины произойдетсбросего значения, которое станет равно -32768. Разумным в данном случае было бы описание счетчика как переменной типаLongint.
Переменные описываются в программе оператором следующего вида:
var Список1:Тип1;
Список2:Тип2;
. . .
СписокN:ТипN;
Здесь список– набор имен переменных, разделенных запятыми (или одна переменная), атип– любой из рассмотренных выше типов данных. Например, конструкция
var t,r:real;
i:integer;
описывает 2 вещественных переменных с именами tиr, а также целочисленную переменную с именемi. Ключевое словоvarможно и продублировать, но обычно такой необходимости нет. Сокращениеvarобразовано от английского слова «Variable» (переменная).
studfile.net
#4 — Переменные. Типы переменных
Знакомство с языком С#, как с объектно-ориентированным языком, мы начинаем с изучения переменных и типов данных. В ходе урока вы изучите что такое типы данных и переменные, а также научитесь работать с ними.
Мы начинаем язык с изучения его основных базовых конструкций:
- оператор;
- метод;
- переменная;
- тип данных;
- объект.
Оператор – это символ или короткое число, которые заставляют компьютер что-то сделать – выполнить операцию. Операторы, как правило, имеют операнды: переменную слева от знака равенства и выражение справа от него.
Компьютерные программы состоят из различного рода операторов. Операторы в языке С# выполняются последовательно, один за другим.
Пробелы и переводы строки называют неотображаемыми символами.
Метод – это действие в виде последовательности операторов, которые называются блоком операторов и представляет собой пару фигурных скобок, которые содержат ноль или больше ноля количество операторов. Например, одни из основных методов main выглядит так:
В объектно-ориентированном языке, практически все объекты, являются типами данных. Все программы работают с данными. Данными может быть документы, графические фрагменты, видеоигры или мгновенные сообщения. Для хранения данных программа использует переменные.
Переменная – это объект языка, который указывает на место в памяти, где хранятся значения. Переменная может принимать различные значения и, в процессе работы программы, изменять эти значения. Изменение переменных – это ключевая идея работы любой программы. Переменные используются для работы с числами, текстом, булевыми значениями и любым другим видом данных.
Объявить переменную (declare) – это значит указать программе ее тип и имя. Значение переменной всегда можно изменить, поэтому присвоение начальных значений не создает никаких неудобств.
С# чувствителен к регистру букв. Это значит, что вы можете использовать в именах переменных строчные и прописные буквы.
Тип данных – определяет данные, которые хранит переменная.
В данном разделе мы будем рассматривать абстрактные типы данных (ADT, Abstract Data Types), которые совершенствуют процесс разработки приложений.
Абстрактный тип данных совмещает два понятия: представление данных и операции, которые могут выполняться с этими данными.
Тип данных задается на этапе написания кода и больше он меняться не может.
Типы абстрактных данных в языке С#:
Объект (object) – конкретное значение (или ссылка на это значение), которое принято данной переменной.
Перед написанием нужно четко сформулировать, какую задачу она будет решать. Именно объекты помогают структурировать код программы наиболее удобным образом.
Литералы, знаки пунктуации, операции
Литералы – это элементарные порции данных, лексически встраиваемые в программу:
Знаки пунктуации помогают размечать структуру программы. В нашем примере применяются следующие знаки пунктуации:
Фигурные скобки группируют множество операторов в блок операторов. Точка с запятой завершает оператор (блоки операторов не требуют в конце точку с запятой).
Операция преобразует и объединяет выражение. Операции в С#, в большинстве случаев, обозначаются с помощью символов:
Точкой обозначается членство (или десятичная точка в числовых литералах). Круглые скобки применяются при объявлении или вызове метода; пустые круглые скобки используются, когда метод не принимает аргументов (могут иметь и другие назначения). Знак «равно» выполняет присваивание (двойной знак «равно«, т. е. ==, производит сравнение эквивалентности).
Предназначение переменных
Переменные невероятно важны, так как позволяют хранить информацию и использовать её в дальнейшем. На самом старте может быть не понятно зачем вообще что-то записывать в переменную, если можно просто оперировать значениями без них. Тем не менее, понимание переменных придет немного позже, когда мы начнем создавать более сложные программы и нам потребуется хранить информацию в каком-либо месте.
Типы данных или же типы переменных в языке C# указываются перед названием самой переменной. От конкретного типа данных будет зависеть содержимое переменной. Если мы укажем что переменная с типом данных для целых чисел int
, то в нее мы не сможем записать строку или число с точкой.
В ходе программы мы можем записывать новые значения в переменную, но тип данных должен оставаться неизменным:
float some_value = 2.95f;
some_value = 6.9f; // Записали новое значение
Для создания переменной необходимо указать тип данных и назвать её как-угодно. Также можно сразу же добавить к ней значение:
int a = 0; // Добавление значения сразу
byte c; // Создание переменной без значения
short b, y = 342; // Создание нескольких переменных
Для вызова переменной вы можете просто обратиться к ней по имени. Чтобы записать данные в переменную с типом float или double необходимо после числа дописывать букву f
или d
соответсвенно.
itproger.com