Символ Мишлен — Бибендум
Каждому с детства знаком надувной «зефирный» человечек, являющийся символом компании Мишлен. Но если внимательно приглядеться, то заметно, что сделан он вовсе не из зефира, а из шин.
Бибендум появился благодаря воле случая, а всё началось с того, что Эдуард Мишлен во время посещения выставки обратил внимание на то, что один из стендов оформили сложенными друг на друга шинами. Он поделился с братом мыслью, что если бы у этой груды были руки и ноги, то получился бы забавный человечек. Но навряд ли тогда братья догадывались о том, во что выльется подобная фантазия.
Через четыре года, в 1898 году, Андре повстречал карикатуриста О’Галопа. Тот поделился своим рекламным наброском, изображающим пивовара с огромной кружкой пива. Надпись под пивоваром гласила «Nunc est bibendum». Эта фраза древнеримского поэта Горация означает «Теперь — выпьем!». Но набросок так и не стал рекламой завода пивоварения в Мюнхене и Андре попросил заменить пивовара человечком, состоящим из шин разного диаметра.
Спустя некоторое время появился первый рекламный плакат с Бибендумом, и с тех пор 1898 год считается днем рождения главного персонажа компании. На постере он предлагал угоститься из кружки, наполненной предметами, которые представляют преграды и опасности в пути — стекло, камни и гвозди. Такая метафора означала, что шины как бы «выпивают» все помехи и делают поездку гладкой и комфортной.
Но на тот момент Бибендум еще не обзавелся своим привычным именем, его называли просто «джентльмен Мишлен». Затруднительно точно ответить на вопрос, когда Бибендум был переименован, но популярна история о том, как однажды один из участников автогонки при виде Андре Мишлена воскликнул «Бибендум идет!». Прозвище прижилось в компании и с 1908 года символ стал появляться под таким именем.
Постепенно улыбчивый человечек из шин стал одним из самых узнаваемых брендов в мире. Множество фирм выпускает сувениры с его изображением, у Бибендума есть собственная биография, очень популярная и переведенная на 14 языков. В многочисленных опросах среди населения компания Michelin занимает места в тройке лидеров и многие видят в этом заслугу Бибендума.
Однако, если главный персонаж «родился» из шин, то возникает вопрос: почему Бибендум белого цвета, хотя все мы привыкли видеть исключительно черные шины? А дело обстояло вот как: до 1912 года шины были бежевыми или белыми, а черными стали после того, как производители стали добавлять к резине углерод. Именно поэтому старейший торговый знак компании получился белого цвета.
Похожие статьи:
Откуда на логотипе Michelin появился странный человек
Опрос, проведенный одним из энтузиастов на Детроитском автосалоне, показал, что многие эксперты не знают достаточно известных вещей из мира автомобильной культуры. Например, практически никто не смог назвать первое или настоящее имя человека, рекламирующего покрышки Michelin.
Этого симпотягу из шин звали Бибендум. Читатели, знающие латинский язык, переведут такое имя как латинский глагол, означающий «выпить». В самой первой рекламе 1898 года Бибендум изображал гурмана, похожего на плутократа. Он держал в руке большой бокал с битым стеклом, гвоздями и всякими острыми предметами, носил пенсне. Над изображением размещалась надпись «NUNC est bibendum», что означает «теперь мы пьем». На некоторых рекламных изображениях необычный человек изображался на велосипеде с большой сигарой.
Здесь подразумевается, что шины Michelin, из которых сложен Bibendum, качественные и настолько прочны, что могут просто «выпить» или впитать все острые предметы, встречающиеся на дорогах, без особых последствий. По бокам от Бибендума расположились такие же человечки из покрышек, которые не смогли выдержать испытание острыми предметами — они выглядят подавленными и спущенными.
Начало истории странного героя рекламы
Необычный персонаж появился в 1894 году, когда братья Эдуар и Андре Мишлен увидели стопку шин, которые напомнили им фигуру человека без рук. Позже основатели бренда познакомились с мультипликатором по имени О’Галоп, который ранее разрабатывал рекламу немецкой пивоварни. Она была выполнена в том же формате, что и знаменитая первая реклама покрышек Мишлен. Но только немецкого любителя пива заменили огромным големом из шин.
Внешность Бибендума с годами сильно изменилась. Его первоначальный формат был в значительной степени продуктом эпохи. Детали – пенсне и сигара, символизировали статус и успех. Но достаточно быстро аксессуары ушли в прошлое, что доказывает анимационный ролик с участием Бибендума 1935 года выпуска:
Шины эпохи рождения странного персонажа были очень тонкие и белые. Цвет обусловлен отсутствием сажи в составе каучуковой смеси. Именно это определяло внешний вид Бибендума. Несмотря на сигары и пенсне (символы престижа), рекламный герой выглядел ужасающе.
Видите, даже ребенок приуныл рядом с ростовой куклой начала XX века
Но человек из шин был всегда дружелюбен, особенно к владельцам автомобилей. Бибендум изображался во время оказания помощи водителям, пробившим колесо. Дружелюбный герой извлекал покрышки из собственного тела и отдавал, чтобы заменить вышедшую из строя шину.
Смотрите также: 10 случайных фактов гарантируют, что вы скажете: «Вау, это правда?»
На протяжении многих лет, как и многие другие талисманы и герои мультфильмов, Бибендум сохранил во «взрослой жизни» свои черты и остался при этом симпатичным и привлекательным.
Современный облик известного рекламного персонажа
Сегодня человек Мишлен или Бибендум превратился в милого, доброжелательного, пухлого героя. Правда, голова похожа на черепашью, на ней красуется очаровательная улыбка. Шины, из которых сложен персонаж, стали шире, что больше соответствует действительности. Кроме того, Бибендума одели в промышленные ботинки на липучках.
Единственное, что осталось у героя – белый цвет. Причина – более реалистичный черный сливался с темными фонами. Еще одна проблема – низкое качество печати, высокий расход краски, что значительно повышало стоимость больших тиражей рекламных плакатов и баннеров. Поэтому принято решение сохранить белый цвет тела известного персонажа.
Франсуа Мишлен, член промышленной династии Мишлен, создателей и владельцев шинной компании Michelin (Фото: Getty Images)
Во Франции на 89-м год жизни скончался Франсуа Мишлен, говорится в распространенном 29 апреля сообщении Michelin. На протяжении 47 лет — с 1955-го по 1999-й — Франсуа возглавлял шинного производителя. Именно под его руководством Michelin превратился в одного из лидеров современного шинного рынка. Причина смерти в сообщении Michelin не указана. О дате и месте похорон будет объявлено позже. Однако, скорее всего, он будет погребен в городе Клермон-Ферран. Именно там находится штаб-квартира Michelin. Кроме того, его история связана с семьей Мишлен.
Франсуа Мишлен родился в Клермон-Ферране в 1926 году. Его родителями были Этьен Мишлен и Мадлен Кайе. Дедом Франсуа по отцу был Эдуард Мишлен — изобретатель и основатель одноименной компании Michelin. Она специализировалась на производстве резиновых изделий и, прежде всего, шин. В 1891 году он запатентовал сменные шины, которые сначала использовались для велосипедов, а затем и для автомобилей.
Родители Франсуа умерли, когда он был еще ребенком. После смерти Эдуарда Мишлена в 1940-м году управление компанией, согласно его воле, должно было перейти к Франсуа. Однако из-за Второй мировой войны, а затем и отсутствия опыта, у руля семейной компании он встал лишь 19 лет спустя. Все это время «регентом» Michelin был дядя Франсуа — Робер Пюисе. Как пишет Le Point, с 1951 по 1955 год Франсуа инкогнито работал вместе с простыми рабочими Michelin на одном из заводов. Только в 1959 году внук основателя Michelin стал единоличным управляющим компанией.
К этому времени, несмотря на долгую историю, Michelin был только десятым в списке крупнейших производителей шин. К 1991 году, когда сын Франсуа — Эдуард Мишлен — стал соуправляющим, компания уже была мировым лидером. Во многом это была заслуга Франсуа Мишлена, который был сторонником внедрения радиальной конструкции шин. Она сулила автовладельцам дополнительную экономию топлива, а также большую долговечность.
Успехи Michelin в 1960-х и начале 1970-х годов сыграли с компанией дурную шутку: предприятие наращивало инвестиции и оказалось не готово к экономическому спаду из-за нефтяного шока. В 1982 году Франсуа Мишлен был вынужден обратиться за государственным кредитом в четыре миллиарда франков.
Французская компания Michelin является вторым в мире по размерам и выручке производителем автомобильных шин (после японского Bridgestone). А маскот компании переставляет собой один из самых узнаваемых корпоративных символов. Причем не только среди производителей шин, а вообще. Человек-мишлен (Michelin man), известный также как Бибендум, более чем за 120 лет своего существования стал неотъемлемой частью идентичности Michelin.
Откуда взялся человек-мишлен, и как он получил имя Бибендум
Постер Michelin, 1918 год. Flickr/Don O’BrienИстория такого странно выглядящего существа просто обязана была начаться странно. В 1894 году братья Эдуард и Андре Мишлен, основатели компании Michelin, принимали участие в промышленной выставке в Лионе. Считается, что Андре увидел шины, сложенные на стенде компании и обратился к брату: «Смотри, с руками и ногами из них получился бы человек.»[1]
Спустя четыре года эта причудливая фантазия была воплощена карикатуристом Мариусом Росильоном, известным также под псевдонимом O’Galop.
Художник показал Андре Мишлену свой плакат, нарисованный для одной мюнхенской пивоварни. На плакате был изображен Гамбринус, легендарный король, считающийся изобретателем пивоварения. Надпись сверху гласила «Nunc est bibendum». На латыни это значит: «Время выпить» (дословно, «теперь напиток»). Это цитата из древнеримского поэта Горация.[1]
Андре Мишлен предложил Росильону переделать плакат, «одев» Гамбринуса в шины. Художник так и поступил. Получился странный плакат, на котором человек-мишлен, состоящий из белых шин (черные шины начали производиться только в 1912 году), поднимает бокал и предлагает выпить.
Плакат Michelin, нарисованный Мариусом Росильоном в 1898 году. Wiki Media, public domainПлакат был использован на ралли Париж-Амстердам-Париж в июле 1898 году. Во время ралли один из гонщиков по имени Леон Тери прочитав надпись на плакате, прокричал Андре Мишлену: «voila Bibendum, vive Bibendum!». Тери не знал, что это слово означает «напиток», а надпись на постере осталась от короля Гамбринуса. Таким образом человек-мишлен получил свое имя — Бибендум.[1]
Эволюция маскота Michelin
Бибендум — эволюция. Flickr/Ged CarrollИзначально Бибендум представлял собой довольно брутальную фигуру. Большой, бесформенный, в очках, с сигарой в зубах и бокалом в руке. Иногда это изображение дополнялось довольно неуклюжим слоганом: «Шины Michelin выпивают все препятствия».
На рубеже 19-го и 20-го веков подобный образ был уместен. Он символизировал достаток сословия, которое могло позволить себе автомобиль. Тем не менее, в те же времена человек-мишлен получил и довольно неприятное прозвище «дорожный пьяница».
Реклама Michelin 1919 год. Flickr/Don O’BrienБибендум постепенно менялся. В 1920-х он лишился очков, а затем и сигары. В 1950-х он стал еще более округлым. Иногда он изображался толкающим перед собой шину, а иногда — танцующим под дождем. К началу 21 века человек-мишлен, напротив, похудел и стал выглядеть почти спортивно.[1], [2]
За свою историю компания Michelin несколько раз пыталась отказаться от своего маскота. Но каждый раз возвращалась к нему. Бибендум — странный маскот, но он стал неотъемлемой частью компании. Без него, Michelin — уже не Michelin.
Человек-мишлен (Michelin man). Flickr/Steven Tyler PJsИсторик дизайна и куратор Ален Вэйл так высказался о человеке-мишлене:
«Когда персонаж превращается в икону, ни у кого уже не возникает вопроса, хорош он или плох. В какие-то моменты компания Michelin переставала использовать его, но начинала снова. Он просуществовал так долго, поскольку так долго существует бренд. И такое происходило со многими другими выдающимися логотипами.»[1]
Далее: Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?
- Sinclair M. The Secret History Of The Michelin Man. Mar 14, 2014.
- Parloff R. Michelin Man: The Inside Story. CNN Money. Sep 19, 2005.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Две составляющие успеха: мечты и реализм. Взгляд ученых и предпринимателей
По мнению психологов, мечты и реализм — две неразделимые составляющие успеха. Джефф Безос, Рэй Далио и Тим Кук с этим согласны. Их …
- Лидерство в Японии и на западе — в чем различия
Лидерство в Японии отличается от западных представлений о лидерстве. У японцев лидерство не связано с такими категориями как харизма, видение и публичность. …
- Картина за 90 миллионов. Дэвид Хокни — самый дорогой из ныне живущих художников
Картина Дэвида Хокни — Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами) является на сегодняшний день самой дорогой картиной живущего художника. Она была куплена …
- В чем секрет японского производства. Монодзукури — что это, и как оно работает
Монодзукури — японское понятие, обозначающее сочетание ноу-хау, технологического совершенства, особой производственной философии, приверженности своему делу, стремления к совершенству, мастерства и настроя.
- Почему лучше искать новую работу, не уходя со старой: даже несколько дней без работы сильно снижают шансы соискателя
Всего несколько дней без работы значительно снижают шансы найти хорошее место. Поэтому лучше искать новую работу, не уходя со старой…
- Что нужно делать, чтобы возглавить компанию. Мнение президента Walmart Inc.
Три простых совета тем, кто хочет когда-нибудь возглавить компанию, от президента крупнейшей сети супермаркетов в США Дага Макмиллона.
- Что такое дилемма инноватора. Пример Kodak
Дилемма инноватора — концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотография
- Работа с идеями. Метод, лежащий в основе успеха Amazon
Важным фактором успеха Amazon является работа с идеями, которая проводится в этой компании. Структурированное изложение идей в письменном виде…
- Как дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в промышленном дизайне
Джобс так глубоко ушел в восточные духовные практики, что хотел переехать в Японию. Дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в дизайне…
- Сидни Финкельштейн о делегировании
Вот, что думает профессор Сидни Финкельштейн о делегировании, изучив подходы многих выдающихся бизнес-лидеров к управлению. Делегирование…
«БИБЕНДУМ»: ЛУЧШИЙ В МИРЕ ЛОГОТИП
Визитная карточка «Мишлен» — маленький человечек по имени Бибендум, который вот уже 102 года является символом этой французской компании, производителя шин,— признан лучшим в мире логотипом. Так решил собравшийся в Канаде международный комитет в составе 20 экспертов в области изобразительных искусств, дизайна и коммерческой рекламы. Бибендум оказался первым из пятидесяти претендентов на звание лауреата, обойдя таких известных соперников, как логотипы лондонского метро (второе место), Общества Красного Креста (третье место), «Найки» (четвертое) и «Кока-Колы» (девятое).
История Бибендума начинается в конце XIX века. Как-то раз, бродя по выставке в Лионе, основатели компании братья Эдуар и Андре Мишлены обратили внимание на лежащий в углу штабель шин; они были разного размера и напоминали фигуру человека. Вскоре после этого случая, перебирая плакаты художника О’Гэлопа, братья наткнулись на шарж, сделанный по заказу одной немецкой пивоварни: на нем был изображен толстопузый баварец, он который держал в руке кружку пива, напоминавшую штабель шин в форме человека, и повторял слова Горация: «Nunc est Bibendum» («самое время выпить!»). Если вспомнить любимый девиз братьев Мишлен («шина глотает препятствия») становится понятной ассоциация с толстяком по имени Бибендум. Братья попросили О’Гэлопа сделать новый вариант, положив в его основу штабель шин, и в 1898 году на свет появился самый знаменитый корпоративный символ. Однажды во время велосипедной гонки по маршруту Париж — Амстердам — Париж, какой-то болельщик, завидев Андре Мишлена, воскликнул: «Да это же Бибендум!», и с тех пор «Мишлен» и Бибендум — синонимы.
Группа «Мишлен» может похвастаться не только успехом Бибендума. По данным «Дж. Д. Пауэр энд ассошиитс», весьма уважаемой фирмы, занимающейся контролем качества и надзором за соблюдением интересов потребителей, она удерживает лидерство и по степени удовлетворенности автолюбителей качеством покупаемых шин. Третий год подряд «Мишлен» оказывается на первом месте в категории легковых автомобилей и минифургонов и второй год в категории легких грузовиков, куда также входят спортивно-универсальные машины и пикапы. Вслед за «Мишлен» в категории легковых автомобилей и минифургонов идут компании «Континентал», «БФ Гудрич» и «Данлоп». «Данлоп» занимает также второе место и в категории легких грузовиков, опережая «БФ Гудрич» и «Файрстоун». Опрос, определивший эти результаты, проходил в марте — мае этого года; в нем принимала участие 31.000 покупателей новых автомобилей, высказавших свое мнение по поводу качества шин, которыми были укомплектованы купленные машины.
Пресс-служба группы «Мишлен».
История шинного человечка с логотипа Мишлен
Наверняка, каждому из Вас знаком этот милый резиновый человечек из рекламы покрышек. Его зовут Бибендум. С 1 января 1889-го года он является официальным торговым символом французской компании Michelin (на русском — Мишлен). На первый взгляд, Бибендум имеет довольно причудливый вид: у него округлое тело, которое чем-то напоминает пуховик из-за множества нескольких наслоившихся друг на друга фрагментов. При этом сам он с головы до пят полностью белый. Однако на самом же деле, его забавная внешность вполне объяснима.
Дело в том, что с самого момента своего создания и по сей день, Бибендум символизирует автомобильную покрышку, а если быть точнее, то множество сложенных поверх друг друга покрышек. Именно поэтому его прорисованное тело имеет столь необычный рельеф. Но если он выглядит как стилизованные шины, то почему эти шины белые? Мы ведь привыкли, что в автомобилях, в велосипедах, в сельскохозяйственной технике покрышки черные. Да они даже у шасси самолетов черные! Но и на этот сложный вопрос есть достаточно простое пояснение.
Оказывается, что абсолютно все автомобильные и велосипедные покрышки до 1912-го были белые! Да-да, не нужно удивляться. Можно попробовать вспомнить очень старые раритетные кинофильмы, в которых герои разъезжали практически на первых экземплярах автомобилей. Припоминаете? Кроме этого, Вы могли видеть белые покрышки у автомобилей в различных мультфильмах. Возможно, Вы и не придавали этому значения и думали, что это просто такой стиль прорисовки. Но в действительности же, это реальный цвет автомобильных покрышек.
Как известно, автомобильные и велосипедные шины производят из резины. А резина, в свою очередь, это продукт, получаемый за счет вулканизации каучука, серы и других связующих компонентов. При этом основным элементом, конечно же, служит каучук. Вплоть до 1900-го года весь каучук был натуральным. Его добывали в тропических лесах из стволов, листьев, а также из ветвей и плодов каучуконосных растений. Поскольку оттенок натурального каучука бело-молочный, то вся вулканизированная резиновая смесь получалась именно такого цвета.
Состав резины периодически модифицировали для увеличения прочностных характеристик, а также для улучшения показателей устойчивости к износу и достижения лучшей стойкости к агрессивным веществам. Однако после добавления в смесь углерода, который выступал как стабилизатор, цвет резинотехнической смеси изменился на более привычный современному человеку черный. Естественно, что все последующие покрышки и другие резиновые изделия, которые выпускались из сырья с подобным составом, были преимущественно черного цвета.
Однако белый Бибендум буквально за пару десятилетий стал узнаваемым во всем Мире и вызывал у множества людей прямую ассоциацию с компанией Michelin. При таком раскладе менять его цвет с белого на черный было рискованно и, как минимум, неразумно. В Мишлен это прекрасно понимали, поэтому сохранили первоначальный оттенок. За более чем 200 лет существования этой компании прорисовка Бибендума менялась несколько раз. Изменяли его очертания, форму, выражение глаз… Однако фирменный белый цвет сохранился до сих пор.
Michelin
Этот логотип компании Michelin — смешной человечек из шин, известен всем автолюбителям. В начале нашего века многие журналы, анализирующие рекламный рынок, признали Бибендума чуть ли не самым известным в мире логотипом. Конечно, французская компания Michelin известна не только это картинкой. Она сумела внедрить немало инновационных идей, в числе которых можно упомянуть хотя бы сменные и радиальные шины.
На самом деле Michelin является семейным бизнесом. Он возник еще задолго до рождения основателей самой компании — братьев Андре и Эдуарда Мишленов. Дед Аристид возглавлял завод, который выпускал разные металлоконструкции. А после смерти хозяина на предприятии начались проблемы. Один за другим уходили директора, которые так и не смогли прижиться. И вот в 1886 году фабрику возглавил 33-летний Андре Мишлен, вернувшийся в родной Клермон-Ферран из Парижа.
Стоит отметить, что Андре обладал незаурядными талантами. Он окончил еще одно из лучших технических учебных заведений Франции, «Эколь Сентраль». Кроме того инженер сумел получить еще и образование архитектора. Вместе с Андре работать вскоре начал и его младший брат Эдуард, который окончил академию художеств. В 1888 году дела фабрики пошли на поправку, и она была переименована в Compagnie Générale des Établissements Michelin. С того года и начался официальный отчет самой знаменитой в мире шинной компании.
Первоначально завод производил довольно большой ассортимент. В него входили тормозные колодки Silent, разные клапаны, газовые трубы, ремни, водопроводные трубы. К концу XIX века компания обратила свое внимание на такой новый транспорт, как велосипед. Тогда он только-только становился популярным. А в велосипедах обычно несъемные шины просто приклеивали к ободу. В этом деле Michelin произвела революцию, создав первые в мире съемные шины.
А прославилась компания после того, как велосипедист Шарль Террон победил в знаменитой гонке «Париж-Брест-Париж». Он находился за рулем велосипеда, как раз и оборудованного шинами Michelin. Позже состоялась историческая гонка, когда на участке «Париж — Клермон-Ферран» оказалось рассыпано множество гвоздей. Победители были оснащены съемными шинами от Michelin, что заставило восторженно говорить о компании велосипедистов.
Но этот успех не заставил компанию целиком переключиться только лишь на производство шин. В конце XIX века Michelin даже представила повозку Éclair, которая умела двигаться без помощи лошадиной тяги. Это был своеобразный прообраз автомобиля. А оснастили эту повозку уже пневматически шинами, придуманными Джоном Данлопом. В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег. Его организовал французский журналист Пьер Жиффар.
Конечно, тогда о скоростях говорить не приходилось — зрелище мало было похоже на современные гонки. Машины разгонялись всего до 21 км/час, что ненамного было быстрее велосипеда. Но та гонка дала понять братьям Мишлен, за каким видом транспорта будущее. Они стали серьезно заниматься выпуском шин для автомобилей. А лучшей рекламной для продукции стали автопробеги, которые со временем трансформировались в гонки.
А о том, как родился один из самых замечательных логотипов, есть своя красивая легенда. Как-то раз Эдуард Мишлен на одной из выставок увидел кучу шин, сложенных друг на друга. Нет ничего удивительно, что получивший образование художника он тут же в своей фантазии дорисовал руки, ноги и голову. Эдуард решил, что из кучи шин может получиться неплохой человечек-логотип. Братья Мишлен тут же обратились к известному карикатуристу О’Гэллару. Именно он и создал первый вариант Бибендума. Только на самом деле не рисовал человечка, просто у него был уже готовая работа, от которой отказался один пивовар.
Зато Мишленам логотип понравится. Это и объясняет тот факт, что на первых эмблемах Бибендум изображается рядом с пивной кружкой. Объяснялось это нахождением в ней гвоздей, который легко проглатывал персонаж. Считалось, что и шины Michelin так же легко могут преодолевать все преграды. Ассоциация получилась двоякая, ведь получалось, что езда на автомобиле ассоциировалась с алкоголем. Именно поэтому со временем кружка пива исчезла с логотипа. А сам Бибендум стал поистине легендарным героем, который улыбался водителям с автозаправок, гоночных трасс, страниц автолюбительских журналов.
Но еще какое-то время в конце XIX века компания продолжала поставлять шины для велосипедов и фиакров. Но сами Мишлены понимали, что в ближайшее время эти транспортные средства уйдут в небытие. Перспективы виделись именно в автомобиле, упор делался на разработку для него пневматических шин.
Правда, многочисленные участия в автомобильных гонках показали, что продукты компании пока еще не готовы к полноценному использованию. Машины с шинами Michelin неизменно оказывались среди аутсайдеров. Казалось, что катастрофа неминуема. Но сами братья начали активно расклеивать по стране объявления, в которых сообщалось, что уже через 10 лет автомобили начнут использовать надувные шины. Мишлены ошибались — это случилось уже через 5 лет. В самом конце XIX века оборот компании составлял 6 миллионов франков. Можно было утверждать, что семейный новаторский бизнес перерос в большое предприятие мирового масштаба.
Очередная ступень известности пришла в Michelin во многом за счет подуманной рекламной компании, в которой часто обыгрывался образ знаменитого Бибендума. Рисовать его продолжал О’Гэллоп. В своих работах художник обычно уделял внимание таким темам, как техническое совершенство шин компании, карикатуре на известных исторических персонажей, изображаемых Бибендумом, автомобильные гонки и рекламе с социальной подоплекой. Всего О’Гэллоп создал для компании Michelin около трехсот рисунков. В 1906 году открылся первый завод компании во Франции, ее логотип становится знаменитым на весь мир. Поспособствовало тому открытие заводы Michelin в Америке через пару лет.
В начале прошлого века во многом благодаря компании Michelin стали популяризироваться автомобильные путешествия. Специально для любителей таких поездок производитель шин даже выпустил свой желтый «Гид Мишлен». В этом каталоге описываются все самые известные рестораны, гостиницы, автозаправки и другие полезные для автомобилистов места. В связи с тем, что автомобилей было немного, спрос на такое издание был невысоким. Именно поэтому компания распространяла гид бесплатно. Но со временем ситуация стремительно изменилась и гид стал уже неплохо продаваться.
А в 1906 году компания еще больше приобщилась к миру путешествий. Было организовано специальное туристическое агентство, которое помогало автомобилистам составлять их маршруты. А в середине XX века компания выпустила уже «Красный гид» по Европе. В нем содержались уже самые лучшие по мнению экспертов гостиницы и рестораны Европы. При этом специалисты Michelin, которые составляли это издание, вошли в историю благодаря своей неподкупности.
Самим рестораторам и хозяевам отелей никогда заранее не сообщалось, когда к ним приедет эксперт от Michelin. Все эти мероприятия проводились анонимно. В каталог проводился строгий отбор, поэтому заведение с плохим качеством обслуживания просто не могли попасть в список. В гиде появлялся временами и сам Бибендум, правда, ненавязчиво.
Очевидно, что братья Мишлен оказали большое влияние на мир рекламы. И дело тут не только в создании такого популярного персонажа и популяризации своего продукта за чет сопутствующих услуг. В 1901 году компания стала первой, которая стала выкупать страницы печатных изданий для рекламы сугубо по своему усмотрению. Вскоре такие объявления стали очень популярными. Ведь компания интриговала и радовала читателей похождениями своего героя Бибендума. Он не без юмора рассказывал, что же нового происходило в мире производства шин. При этом за журналами стали выпускаться разные каталоги и брошюры, которые стали распространяться по всей Европе.
Michelin активно захватывала континентальный рынок. Только Англия долго не сдавалась — там местное правительство поддерживало национального производителя Dunlop. Но вскоре очаровательный Бибендум влюбил в себя и англичан. Серьезные компании у Michelin появлялись только в годы мировых войн, но это было свойственно всей европейской промышленности. Уже после окончания боевых действий компания удивила весь мир новинкой — шинами Michelin X.
Для разработки данных шин использовалась абсолютно новая технология. Она позволяла продукту служить вдвое дольше, чем предыдущие модели. Так появилась радиальная шина. В те времена единственной проблемой Michelin было то, что компания попросту не успевает удовлетворять спрос потребителей. Так продолжалось более десяти лет, за которые компания только и успевала строить новые заводы. С 1934 по 1976 годы компания владела даже таким известным автомобильным производителем, как Citroën.
История компании Michelin — история одного из самых известных в мире производителя шин для машин, велосипедов и даже самолетов. Благодаря своим инновационными разработкам, фирма немало сделала для технического прогресса. Особо стоит отметить создание популярного рекламного персонажа, который является символом бренда на протяжении более чем ста лет.
Единственное место, где компания не смогла себя проявить — Формула-1. Там правят другие цари — Bridgestone и Good-Year. Michelin же одно время даже уходила из королевского автоспорта, разочаровавшись в результатах. Зато в других видах автомобильных соревнований французские шинники участвуют не без успеха, в том же «24 часа Ле-Мана». Компания даже проводит свои соревнования, среди электромобилей.
Популярные мифы
Популярные факты
Популярные советы
Популярный сленг
Рождение Мишленовского Человека
В 1898 году, глядя на рекламный эскиз для пивного ресторана, нарисованный О’Галопом, у Андре Мишлена возникла идея: почему бы не заменить бородатого гиганта, поднимающего свою пивную кружку, на человека, сделанного из кучи шин и держащего чашку, наполненную гвозди и битое стекло. Латинская цитата Горация «Nunc est Bibendum» (теперь пришло время пить), объявленная персонажем, также использовалась Мишленом.
Мишленовский плакат О’Галопа, 1898
«Ура, шина Мишлен пьет препятствия!» Этот слоган был запущен Андре Мишленом несколько лет назад, чтобы убедить инженеров в преимуществах шин.
В 1930-х годах был создан мультик, демонстрирующий рождение Бибендума (см. Ниже).
Не успел Мишлен Мэн, родившийся, когда он начал играть главную роль для компании: именно он представлял продукты, консультировал и помогал автомобилистам, став послом бренда во всем мире.
В 1905 году Мишлен открыл офис продаж в Лондоне. Человек Мишлен превратился в рыцаря, чтобы завоевать эту новую территорию, в шлеме и с щитом.Для своего герба О’Галоп нарисовал свое снаряжение: очки, чашку, сигару и поперечное сечение шины с гвоздем, не способным проколоть его. В подписи линия от Теннисона адаптирована для продвижения его шин: «Моя сила равна силе десяти, потому что моя резина чистая».
Еще в 1907 году человек Мишлен пересек Атлантику и основал фабрику в Миллтауне, штат Нью-Джерси. Реклама стала более образовательной: «Мишленовский человек» был изображен как гигант, сопровождающий и консультирующий путешественников, объясняющий преимущества его продуктов.
С 1907 по 1915 год Agenzia dei Italia Pneumatici Michelin публиковала ежемесячный обзор, рассылаемый клиентам по почте. Он скопировал забавный, но образовательный формат «Мишлен по понедельникам» во Франции. Особое внимание было уделено иллюстрациям на обложке, в которых, естественно, участвовал человек Мишлен. Итальянцы превратили героя в героя даже больше, чем он был во Франции. На этой обложке «Человек Мишлен» — это своего рода дипломат, которого боготворят женщины.
Мишлен использовал большое количество художников, каждый из которых привносил свою интерпретацию персонажу. Его форма руководствовалась узким силуэтом шин, в то время как его внешний вид и отношение отражали клиента того времени: он курил сигару и носил очки здесь, в 1914 году.
Мишлен, Рене Винсент, 1914
В Северной Африке в 1922 году Роджер Бродерс показал талисман компании в костюме бедуина. Приняв местный костюм, Мишленовский человек надевал бабуши и джеллабу.
Начиная с 1930-х годов, Мишлен стал все меньше использовать сторонних художников. В результате изображения Мишленовского Человека стали более стандартизированными, хотя были варианты для конкретной страны. Приспосабливаясь к эволюции шин, его кольца стали толще, и персонаж опустил свой богатый образ, чтобы приблизиться к более широкой клиентской базе.
Спортивный характер персонажа часто символизируется через это известное отношение гоночного Мишленовского Человека.
В Германии, как и в скандинавских странах, Мишлен Мэн надевает шляпу, ботинки и шарф, когда зимой становится холодно.
В Японии его считали дамским мужчиной с его сумо-подобными пропорциями.
В 1998 году его столетие стало для компании возможностью дать ему новый облик: он казался стройнее и динамичнее в фирменном блоке компании.
В 2009 году Michelin запустила рекламную кампанию стоимостью 20 млн. Долларов, которой занимается TBWA.
Сегодня, спустя 100 с лишним лет после его рождения, Бибендум по-прежнему появляется во всем мире.
Информация от Meet the Michelin man, на сайте Michelin. Оригинальный дизайн О’Галопа, 1898 г. Также показан на страницах 210-211 из знаков совершенства Пера Моллерупа .
Известное появление Bibendum было в фильме 2009 года Logorama.
,Как появился логотип Michelin man
Текущий Мишлен человек логотип
Цель всей рекламы — сначала создать узнаваемость бренда, а затем, в идеале, привязанность и лояльность. Это может быть достигнуто множеством способов, но, вероятно, один из лучших примеров можно найти в мгновенно идентифицируемом символе, которому 113 лет: Человек Мишлен.
Мишлен Мэн или Бибендум, как он формально известен, — необычная фигура в дизайне логотипа. Беззаботный и веселый, он больше талисман для бренда, веселая фигура, построенная из шин.В этом он является продуктом своего времени, по словам историка дизайна и куратора Алена Вейля. «Использование определенных символов было тенденцией», — говорит он. «Маленькая девочка для шоколада Менье, Пьеро для Куантро и т. Д. Самое замечательное в пухлом человечке, сделанном из шин, это то, что его можно представить в разных ситуациях — разные возможные версии — мое любимое замечание о нем ».
«Это было время в истории, когда было меньше самосознания относительно воздействия логотипа и больше попыток найти талисманы», соглашается Паола Антонелли, старший куратор архитектуры и дизайна в MoMA в Нью-Йорке.«Bibendum полностью воплощает этот конкретный момент. Это талисман, и вы можете сказать, что он гораздо более изощренный, чем многие другие логотипы, потому что именно сегодня мы ищем такое биоморфное воплощение, которое действительно делает людей привязанными к вещам. Так что это было намного впереди своего времени. Что это говорит о продукте? В конце концов, не очень. Это просто олицетворяет его и придает пользователям больше близости и эмоциональной связи ».
Происхождение Мишленовского Человека лежит за четыре года до того, как его впервые нарисовали, когда братья Мишлен, Эдвард и Андре посетили Универсальную выставку в Лионе в 1894 году.Легенда гласит, что Эдвард заметил кучу шин на стенде Мишлен и прокомментировал своему брату, что «с оружием это сделает человека». Из этого ядра вырос любимый талисман. Впервые он был нарисован в 1898 году художником плаката О’Галопом, псевдонимом Мариуса Россильона, и, по-видимому, имел немедленный успех.
По сравнению с ухмыляющимся персонажем, к которому мы привыкли, ранние итерации Мишленовского человека могут, однако, стать неожиданностью. Серия плакатов начала 20-го века изображает его как почти зловещую фигуру, большую, в очках и постоянно грохочущую сигарой.Его имя, Bibendum, впервые появилось на оригинальном плакате 1898 года как часть латинского стиха «Nunc est bibendum!» (Сейчас время пить!), Под талисманом, изображенным под лозунгом, поднимающим огромный бокал с шампанским в тосте. Ссылка приводится в контексте следующего текста, в котором говорится: «Вот так выглядит мишленовский бой с препятствиями!» [Шина Мишлен пьет препятствия!], Хотя этот плакат, по-видимому, привел к тому, что персонаж некоторое время был известен как «дорога». пьяница ‘, образ, который сегодня был бы отвратителен для любой автомобильной компании.
Но Мишлен Ман научился меняться со временем. К 1950 году он сбросил сигару, и ему показалось, что он весело катит шину по дороге, в то время как очаровательный плакат 1975 года показывает его в режиме настоящего мультфильма, эйфорически танцующего под блестящим лозунгом «Я цепляюсь под дождем». Перенесемся к сегодняшнему Мишленовскому Человеку, и у нас есть уменьшенная, более мачо-выглядящая версия, возможно, реакция на постоянную связь Бибендума с пухлостью, которая в наши дни, конечно, крайне обескураживает.Несмотря на эти изменения, персонаж остается узнаваемым повсюду благодаря его устойчивому набору белых шин, которые являются возвратом к его истокам: когда был разработан Bibendum, шины были светлого цвета, а черные версии появились только в 1912 году.
Более поздняя версия логотипаТакова общественная теплота по отношению к Мишлену Мэн, иногда он вырывается из сферы рекламы и попадает в популярную культуру. Мишлен узнал об этом рано и поставил его в центр своего флагманского здания Bibendum в Лондоне, построенного в 1911 году.В некоторых версиях «Астерикса» в Швейцарии (включая перевод на английский язык) он появляется в качестве дилера колесниц, и он, конечно же, сыграл ключевую роль в анимационном короткометражном фильме «Логорама», получившем «Оскара», в котором два мишленовских копа охотились на злодея. Рональд Макдональд.
Помимо его врожденного объятия, наследие играет большую роль в его прочном присутствии и успехе для бренда. «Как только персонаж становится популярной иконой, вам не нужно спрашивать, хорошо это или плохо, он просто работает», — говорит Ален Вейл.«В разные периоды Мишлен прекращал использовать его, но всегда возвращался к нему. Он продержался так долго, потому что бренд сделал, что не так со многими другими, которые изобрели блестящие логотипы ».
Плакат 1914 года Рене Винсента На этом плакате 1920 года отмечается открытие британской фабрики Michelin. На нем изображен человек Мишлен, носящий черную шину. Более свежий постер, выпущенный в 1999 году, показывает более тонкую трехмерную версию Bibendum.Итак, возможно ли для современного бренда создать современного Мишленовского Человека? «Конечно», — говорит Паола Антонелли.«Я бы никогда не отказался от наших креативщиков, чтобы предложить обновленную версию подобной концепции. Я не знаю, если сегодня это вопрос логотипа, а не идентичности, потому что носители очень разные. В то время у вас была газета, у вас был гараж и упаковка. В каком-то смысле это был набор приложений, которые могли содержаться в руководстве. Теперь все намного сложнее, потому что среды очень динамичны и разнообразны. Но, тем не менее, со знаниями и навыками сегодняшнего дня, все еще можно вернуться к той же абстрактной концепции логотипа, похожего на талисман.”
Bibendum был создан в то время, когда дизайн логотипа был, возможно, менее научным и более экспериментальным, хотя запуск новой идентичности не подвергался риску подвергнуться критике в блогах и журналах по всему миру, и, возможно, был принят немного менее серьезно. «Я не знаю, ценят ли люди того времени Бибендум столько же, сколько мы», — отмечает Антонелли. «Задним числом всегда 20:20».
Другие статьи о 20 лучших логотипах Creative Review
,Мишлен логотип и символ, значение, история, PNG
Несмотря на то, что логотип Michelin несколько раз подвергался серьезным изменениям, он сохранил свою визуальную идентичность благодаря использованию талисмана компании, так называемого Bibendum.
Значение и история
Еще в 1894 году на выставке в Лионе Эдуард и Андре Мишлен заметили, что куча шин выглядела бы как человек, если бы у нее были руки.
Четыре года спустя они решили разработать собственный логотип на основе логотипа пивной, изготовленного О’Галопом. Они заменили гиганта своим человеком из шин, но оставили цитату «Nunc est Bibendum» такой, какая она была.
Символ
Со временем Bibendum приобрел статус всемирного посла бренда. Он не только представил новые продукты компании, но также консультировал и помогал автомобилистам всеми возможными способами.
Эмблема
Каждый дизайнер, который работал над новыми версиями логотипа, по-своему интерпретировал талисман.В текущей версии логотипа Мишлен Бибендум машет рукой, словно приветствуя автомобилистов, проезжающих мимо офисов компании.
Шрифт
Текущее слово имеет шрифт с твердым курсивом San Serif. Все буквы заглавные.
Цвет
Человек Мишлен белый с черным контуром; Слово темно-синий, а фон белый.