Творческий кризис и 10 способов выхода из него
Творческий кризис порой может стать настоящим бичом для копирайтеров, блоггеров и, вообще, всех творческих людей вне зависимости от национальности, возраста, половой принадлежности и политических взглядов. Откуда он берется? Как его преодолеть? И как сделать, чтобы он возникал как можно реже? Сегодняшняя статья ответит на все эти вопросы.
Откуда берется творческий кризис
Творческий кризис – это временное состояние, при котором творческий процесс впадает ступор, идеи бегут из головы, как крысы с тонущего корабля, а вдохновение начинает официально числиться без вести пропавшим.
Это может быть связано с усталостью, стрессом, плохим самочувствием или с банальной ленью. В предыдущей статье, мы рассматривали такое негативное понятие как избыточная мотивация. Она может также спровоцировать творческий кризис.
Творческий кризис: способы преодоления
Какие бы причины не приводили к исчадиям умственных тупиков, всегда есть несколько способов расставить все по местам, их мы далее и рассмотрим.
1. Хороший отдых
Один из самых безобидных способов преодолеть творческий кризис – это хорошенько отдохнуть, наполнить свою жизнь развлечениями и заниматься тем, что доставляет Вам удовольствие. Если проснется совесть, то пусть отдыхает вместе с Вами. Железная «отмазка»: отдых нужен любому человеку, каким бы трудоголиком он ни был.
2. Физические нагрузки
Физические нагрузки – это еще один способ преодолеть творческий кризис. В отличие от отдыха в этом случае удовольствие и развлечение не предполагаются, вместо них – суровые испытания физических упражнений, турников, гантелей и прочего инвентаря.
Физические нагрузки полезны не только тем, что избавят Вас от творческого кризиса, но и тем, что дополнительная физическая активность будет держать Вас постоянно в форме и послужит профилактикой неприятностей, которые досаждают людям при постоянном сидячем образе жизни.
3. Переключение задач
Если творческий кризис не позволяет Вам продвинуться в каком-то начинании, отложите дело на время и займитесь чем-нибудь другим. Например, если Вы фрилансер и работаете дома, сделайте уборку, приготовьте ужин, повесьте картину или перестирайте все грязное белье. Если же Вы работаете в офисе, переключитесь на другие задачи, сделайте пару-тройку организационных дел, освойте что-нибудь новое и т.д.
Таким образом, Вы убьете сразу двух зайцев:
- Избавитесь от творческого кризиса
- Сделаете те дела, которые Вам пришлось бы выполнять, рано или поздно
4. Мозговой штурм
Если творческий кризис приводит к тому, что мысли упорно не хотят приходить к Вам в голову или тянутся еле-еле одна за другой, теряясь по пути к Вашему сознанию, можно их ускорить. Делается это с помощью, так называемого, мозгового штурма.
Суть метода состоит в том, что вы переключаетесь в режим генерации идей (и только генерации). На данном этапе Вы не задумываетесь, хорошая идея или плохая. Вы можете генерировать полный бред, главное – все мысли фиксируйте.
Затем просмотрите, что у Вас вышло. Полученный результат выведет Вас на новые мысли и идеи, и работа начнет кипеть. В любом случае, разбирая плоды генерации Вашего разума, Вы немного отвлечетесь, а если повезет, то и развлечетесь, так что напрасным это уж точно не будет.
5. Советы
Если творческий кризис мучает Вас и не дает покоя, то можно всегда спросить совета у друзей и знакомых. Все люди – социальные существа, у каждого есть связи, не важно, в реальной жизни или в Сети.
6. Проблемы
Радикальный вариант борьбы с творческим кризисом. Искусственное создание проблем для ощущения контраста. Не исключено, что прибегая к этому методу, Вы получите небо в алмазах, головную боль, испорченные отношения с людьми, лишние финансовые траты и тотальную деморализацию, зато от творческого кризиса не останется и следа. Можете быть уверены, Вам будет что сказать, что описать и Вас будут пронзать потоки неистовых чувств, которые Вы сможете выплеснуть наружу в своем творчестве.
Это первая фаза. Вторая фаза наступает, когда Вы разбираетесь со своими проблемами и испытываете облегчение. После такого любой творческий кризис не будет стоить и выеденного яйца, а, значит, как проблема, перестанет для Вас существовать.
Главный вопрос: где найти проблемы? Этого добра в славянских странах с головой хватает. Смойте презерватив в унитаз с верхних этажей, крикните «Спартак чемпион!» в раздевалке киевского «Динамо», высуньтесь в форточку со шваброй во время проведения под окнами мероприятий с участием высших должностных лиц – и проблемы будут обеспечены.
7. Доработка и переделывание
Если творческий кризис упорно не пускает к Вам новые идеи и мысли, можно задействовать альтернативные варианты подхода к работе. Один из таких вариантов – доработка или переделывание уже существующих идей.
Всегда создавать что-то новое чисто физически невозможно. Чем бы Вы ни занимались, всегда найдутся люди, которые либо уже что-то сделали в этой сфере, либо делают в данный момент. А раз так, что нет никаких причин, мешающих Вам взять чужую идею и реализовать ее по-своему, сделать ее лучше и доработать.
В таком случае, Вы:
- Во-первых, избавляетесь от творческого кризиса
- Во-вторых, развиваете направление
- В третьих, экономите массу времени
Конечно, концептуальная новизна не сравнится ни с какой доработкой, но, во многих случаях, это бывает актуально и оправдано. Взять хотя бы идеи Фейсбука, которые реализованы в социальной сети Вконтакте.
8. Изменение обстановки
Очень часто для того, чтобы преодолеть творческий кризис, достаточно просто сменить обстановку. Попробуйте убрать рабочее место, сделать перестановку, выехать и поработать на природе, если это возможно.
Изменяя обстановку, Вы разрушаете многие шаблоны своей работы, избавляя себя от зацикливания, и привносите новые нотки в свой рабочий процесс и вдохновение.
9. Новые образы и новые впечатления
Творческий кризис боится новых образов как огня. Люди мыслят ассоциативно. Это означает, что все, что мы с Вами видим, в нашем мозге обрабатывается, сравнивается и сопоставляется с другими событиями и явлениями. Как результат, возникают параллели и новые мысли, а любая новизна неприемлема для творческого кризиса, и он отступает.
Конечно, не каждый может позволить себе постоянные разъезды и путешествия, да это и не всегда нужно. Попробуйте просто прогуляться, понаблюдать за людьми, подметить новые для себя закономерности, и Вы сможете перебороть творческий кризис.
10. Конкуренция
Конкуренция может как привести к творческому кризису, так и вывести из него. Все зависит от того, как на нее реагировать. С одной стороны, можно взяться за голову и метаться в панике из угла в угол без тени идей от осознания гениальности подхода конкурента. Но можно поступить иначе: изучить, выяснить и превзойти.
Резюме: творческий кризис для любого человека, а не только копирайтера, представляет испытание. Для кого-то легкое, для кого-то суровое. В любом случае, Вы всегда можете использовать приведенные выше способы для выхода из кризиса (а также для его предупреждения) и нормализации своего рабочего процесса, потока идей, мотивации и вдохновения.
Что такое творческий кризис и его причины. Как выйти из творческого кризиса
Я открываю вордовский файл и с тоской смотрю на девственно-чистую страницу. Не могу писать. Ничего. Беру альбом, задумчиво кручу в пальцах карандаш и понимаю – рисовать я тоже не могу. Не хочу ни вязать, ни вышивать. Бесцельно листаю странички в интернете, но в голове не остается никакой информации.
Это творческий кризис. Думаю, многим знакомо подобное состояние, когда, казалось бы, есть потребность творить, а душа пуста, как пересохший колодец, и так же темна и беспросветна.
Но должен же быть выход из этого тягостного состояния?СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Творческий кризис с точки зрения психологии
- 1.1 Что же такое творческий кризис
- 1.2 Характеристики творческого кризиса
- 2 Причины творческого кризиса
- 2.1 Кризис, связанный с психическим состоянием творца
- 2.1.1 Усталость
- 2.1.2 Отсутствие мотивации
- 2.2 Кризис, связанный с особенностями творческого процесса
- 2.1 Кризис, связанный с психическим состоянием творца
- 3 Как выйти из творческого кризиса
Творческий кризис с точки зрения психологии
Несмотря на то, что это довольно распространенное явление имеет явно психологическую природу, изучено оно мало. Авторы даже солидных книг по психологии творчества упоминают о творческом кризисе редко и вскользь, поэтому все, что вы здесь прочитаете – в большей степени результат моих собственных размышлений.
Что же такое творческий кризис
Под этим термином обычно понимают субъективное ощущение невозможности творить, которое время от времени спонтанно возникает у любой творческой личности. Что интересно, этот кризис не связан с отсутствием творческих идей, замыслов, планов. И человек его переживает еще острее, так как не в состоянии эти грандиозные планы реализовать.
Как и любой другой кризис, творческий порождается противоречием. В данном случае противоречием между потребностью творить, которую испытывают все креативы, и невозможностью заняться любимым делом. Переживается это противоречие довольно тяжело, потому что сам человек часто не видит пути его разрешения. Ведь препятствия для творчества не внешние, созданные другими людьми или обстоятельствами, они имеют внутреннюю, психологическую природу, и разобраться в них бывает непросто. Эти препятствия имеют характер психологического блока, который преодолевается с большим трудом.
Часто творческий кризис объясняют банальной ленью, но это неправильно. Точнее иногда, действительно, кризисным состоянием оправдывается лень, например, когда человек не успевает в срок сдать заказ, или студент-художник не подготовил зачетную работу. А что поделаешь, если кризис, и вдохновение куда-то делось?
Но настоящий творческий кризис — это довольно сложное и тяжелое психическое явление. Оно сопровождается общим снижением активности, апатией, а нередко и депрессией.
Характеристики творческого кризиса
Отличить кризисные явления от простой лени несложно, так как они проявляются не только в конкретной творческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека, в его эмоциональном и интеллектуальном состоянии. Творческий кризис отличает ряд специфических черт:
- подавленное состояние, влияющее на умственную и физическую работоспособность;
- преобладание отрицательных эмоций, которые окрашивают всю деятельность человека и его отношения с окружающими;
- непроизвольность – кризисное состояние не поддается волевой регуляции, и человек оказывается в этом состоянии вопреки своим желаниям;
- ощущение бессрочности кризиса, когда креатив не верит в возможность выхода из него, даже если подобное состояние переживается им не впервые;
- утрата веры в себя, свои способности и возможности;
- открытость, которая проявляется в демонстративном, публичном переживании своей невозможности творить; то есть когда креатив находится в состоянии творческого кризиса, об этом знают все его близкие, друзья и коллеги.
Несмотря на то, что явление это преходящее, не стоит относиться снисходительно и несерьезно к тому, кто его переживает. Это действительно тяжелое чувство, которое может привести к реальной депрессии, к попыткам снять эмоциональное напряжение с помощью алкоголя и наркотиков, к асоциальному поведению. Известны случаи, когда глубокий и затянувшийся творческий кризис становился причиной самоубийства креатива. Исследователи психологии творчества считают, что, скорее всего, именно творческий кризис стал причиной самоубийства Винсента Ван Гога, В. Маяковского, Марины Цветаевой, Курта Кобейна.
Причины творческого кризиса
Разбираясь в причинах, порождающих состояние творческого кризиса, приходишь к выводу, что под этим термином понимают два совершенно разных явления. Они возникают в разных условиях, переживаются по-разному и, соответственно, требуют различных способов преодоления.
Кризис, связанный с психическим состоянием творца
Первый вид творческого кризиса связан с эмоциональным и психофизиологическим состоянием личности. Существует два психических явления, которые могут стать его причиной.
Усталость
Это не просто физическое переутомление, а перегрузка нервной системы, которая часто является последствием творческого подъема. В состоянии вдохновения человек переживает колоссальный всплеск трудоспособности и яркие позитивные эмоции, которые еще древнегреческий философ Платон назвал экстазом. Креатив буквально наслаждается каждым мгновением творческого процесса и может работать сутками, забывая про сон и еду.
Такую работоспособность обеспечивает сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, связанный с заинтересованностью, увлеченностью личности. Чтобы в течение продолжительного времени поддерживать высокую активность, организм подключает все свои резервы, но они не бесконечны. Рано или поздно наступает расплата, повышенная активность сменяется спадом, после яркой вспышки вдохновения наступает откат. Перегрузка нервной системы и истощение физических ресурсов приводит к общему упадку сил и снижению эмоционального тонуса.
После необычайного душевного подъема и эйфории, которую дарует вдохновение, такой спад переживается очень остро, иногда как ощущение невозможности творить вообще никогда. В жанре фэнтези встречается очень хорошая аналогия с волшебником, утратившим свою магическую силу.
Но несмотря на субъективные ощущения, порожденное этой причиной состояние временное, для его преодоления часто бывает достаточно просто полноценного отдыха и занятия чем-то совсем нетворческим.
Отсутствие мотивации
Поговорка «Художника обидеть каждый может» появилась неспроста. Действительно, креативы, как правило, обладают чувствительной нервной системой. Это, с одной стороны, позволяет им замечать все нюансы изменений, происходящих в окружающем мире, видеть то, что не видят другие люди, и находить нестандартные решения. А с другой стороны, повышенная чувствительность является источником многих проблем. Творческая личность тяжело переживает неудачи, ее ранит отсутствие признания со стороны окружающих и низкая оценка творчества.
Те люди, которые говорят, что пишут книги, сочиняют стихи и создают картины «для себя», лукавят. Они так и себя пытаются обмануть, чтобы не слишком тяжело переживать равнодушие или критику общества. Признание – это основной мотив творчества, и его отсутствие становится причиной разочарования, утраты веры в себя и свои способности и отказа от творческой деятельности, которая кажется бессмысленной.
В настоящее время творческих людей часто обвиняют в меркантильности – ведь художник должен творить не ради денег, а из любви к искусству. Это ошибочная позиция, потому что деньги – это один из главных эквивалентов общественного признания. Современный человек готов платить за то, что ему нравится. Но все же денежное вознаграждение не может заменить положительную оценку социума, общественное признание – это энергетическая подпитка, без которой невозможно творчество.
Кризис, связанный с особенностями творческого процесса
Если причины кризиса первого вида коренятся в индивидуальных особенностях и психическом состоянии творца, то кризис второго вида связан с нестабильностью самого творческого процесса. У творчества бывают как подъемы, так и спады, вдохновение сменяется застоем. Это нормальное явление, которое многими креативами переживается как творческий кризис.
Есть и еще одна особенность творческого процесса. Он носит поисковый характер, и нередко затруднения, возникающие в поиске решения проблемы, подходящего образа или поворота сюжета, порождают ощущение кризиса. Невозможность решить творческую задачу, когда это так необходимо, вызывает раздражение, злость на себя и весь свет и нередко желание забросить творчество вообще. Что делать в этом случае? Ничего.
Действительно, ничего делать не нужно, лучше найти какое-нибудь нейтральное занятие, посуду помыть, например. Возможно, в творческом процессе просто наступил «период кристаллизации», когда наше подсознание «переваривает» имеющуюся информацию. Не надо ему мешать, тогда через какое-то время оно подкинет нам нужное решение.
Как выйти из творческого кризиса
Думаю, вы уже поняли, что наиболее серьезные психологические проблемы связаны с кризисом первого вида, и именно он нуждается в особых методах преодоления.
Так как главная причина этого кризиса – усталость, то и основным средством выхода из него будет отдых. Желательно, чтобы отдых был активный, приносящий позитивные эмоции и не требующий интеллектуальной деятельности. Зимой можно покататься на лыжах, сходить с друзьями на каток или в спортзал.
А летом хорошо помогают прогулки в лесу, в парке, на берегу озера или реки. Только лучше гулять в веселой компании, одинокие прогулки не способствуют отключению мышления и могут только ухудшить состояние. Особенно полезна смена обстановки, экскурсия в другой город или путешествие.
Не стоит беспокоиться о потраченном времени – в состоянии творческого кризиса вы все равно ничего толкового не сделаете. Зато отдохнув, почувствуете прилив сил и желание начать осуществлять свои планы и проекты.
Если главной причиной является отсутствие социальной мотивации, то можно посоветовать следующее:
- Расскажите о своем творчестве друзьям и близким, попросите их помочь организовать выставку или сделать презентацию.
- Обратитесь в местную библиотеку, музей, дом творчества, школу и предложите им рассказать о своем творчестве, о своих проектах и идеях. Как правило, эти организации с готовностью принимают такие предложения.
- Создайте свое сообщество или группу в социальных сетях, заведите сайт, посвященный вашему творчеству, или воспользуйтесь уже готовыми площадками для обсуждения творческой деятельности.
- Почитайте об успехах других креативов, обсудите их со своими знакомыми, «примерьте на себя» их славу.
То есть перестаньте «писать в стол», создавать проекты в мечтах и рисовать «для себя», забудьте о робости и стеснении и сделайте свое творчество открытым и публичным. Чем больше людей будут знать о нем, тем больше у вас будет поклонников и последователей.
А возможно, то, чем вы занимаетесь, не оценивается окружающими и не приносит удовлетворения вам, потому что это вообще не ваше дело. Оставьте его, займитесь чем-нибудь другим – в мире столько всего интересного. Ведь творчество – это всегда поиск, в том числе поиск себя и своего призвания.
Кризис творчества
Еще в 1958 году Тед Шварцрок был 8-летним третьеклассником, когда он стал одним из «детей Торранса», группы из почти 400 детей из Миннеаполиса, которые выполнили ряд творческих задач, недавно разработанных профессором. Э. Пол Торранс. Шварцрок до сих пор живо помнит момент, когда психолог вручил ему пожарную машину и спросил: «Как бы вы могли улучшить эту игрушку, чтобы с ней было лучше и веселее играть?» Он вспоминает, как психолог был взволнован его ответами. На самом деле, записи сеанса психолога показывают, что Шварцрок выдал 25 улучшений, таких как добавление съемной лестницы и пружин к колесам. Это был не единственный раз, когда он произвел впечатление на ученых, которые оценили Шварцрока как обладателя «необычной визуальной перспективы» и «способности синтезировать различные элементы в значимые продукты».
Принятое определение творчества — это создание чего-то оригинального и полезного, что и отражено в тестах. Никогда не бывает одного правильного ответа. Чтобы быть творческим, требуется дивергентное мышление (генерирование множества уникальных идей), а затем конвергентное мышление (объединение этих идей для достижения наилучшего результата).
В течение 50 лет после того, как Шварцрок и другие сдали свои тесты, ученые — сначала под руководством Торранса, а теперь его коллеги Гарнет Миллар — следили за детьми, записывая каждый полученный патент, каждое основанное предприятие, каждую опубликованную исследовательскую работу и каждый присужденный грант. Они подсчитали книги, танцы, радиопостановки, художественные выставки, компьютерные программы, рекламные кампании, аппаратные инновации, музыкальные композиции, государственную политику (написанную или реализованную), руководящие должности, приглашенные лекции и спроектированные здания.
Никто не станет спорить с тем, что задания Торранса, ставшие золотым стандартом в оценке творческих способностей, идеально измеряют творческие способности. Что шокирует, так это то, как невероятно точно индекс креативности Торранса предсказал творческие достижения этих детей во взрослом возрасте. Те, у кого было больше хороших идей по задачам Торранса, выросли и стали предпринимателями, изобретателями, ректорами колледжей, писателями, врачами, дипломатами и разработчиками программного обеспечения. Джонатан Плакер из Университета Индианы недавно повторно проанализировал данные Торранса. Корреляция с творческими достижениями в течение жизни была более чем в три раза сильнее для детского творчества, чем для детского IQ.
Как и тесты на интеллект, тест Торранса — 90-минутная серия отдельных задач, проводимых психологом, — прошел миллионы людей по всему миру на 50 языках. Тем не менее, между показателями IQ и CQ есть одно важное различие. В отношении интеллекта существует явление, называемое эффектом Флинна: каждое поколение оценивается примерно на 10 баллов. Обогащенная среда делает детей умнее. Что касается креативности, то недавно была выявлена обратная тенденция, о которой здесь впервые сообщается: показатели креативности американцев падают.
Кьюнг Хи Ким из Колледжа Уильяма и Мэри обнаружила это в мае, проанализировав почти 300 000 оценок Торранса детей и взрослых. Ким обнаружила, что показатели творческих способностей неуклонно росли, как и показатели IQ, до 1990 года. С тех пор показатели творческих способностей постоянно снижались. «Это очень ясно, и снижение очень значительное», — говорит Ким. Это десятки детей младшего возраста в Америке — от детского сада до шестого класса — для которых снижение является «наиболее серьезным».
Потенциальные последствия масштабны. Необходимость человеческой изобретательности неоспорима. Недавний опрос IBM, в котором приняли участие 1500 генеральных директоров, назвал креативность главной «лидерской компетенцией» будущего. Однако речь идет не только о поддержании экономического роста нашей страны. Нас окружают вопросы национального и международного значения, требующие творческих решений, от спасения Мексиканского залива до установления мира в Афганистане и оказания медицинской помощи. Такие решения появляются на здоровом рынке идей, поддерживаемом населением, которое постоянно вносит оригинальные идеи и восприимчиво к идеям других.
Еще слишком рано однозначно определять, почему показатели креативности в США снижаются. Одним из вероятных виновников является то количество часов, которое дети теперь проводят перед телевизором и играя в видеоигры, а не занимаясь творческой деятельностью. Другой недостаток развития творчества в наших школах. По сути, это зависит от удачи того, кто станет творческим: нет никаких согласованных усилий по развитию творчества всех детей.
Во всем мире, однако, другие страны делают развитие творчества национальным приоритетом. В 2008 году учебные программы британских средних школ — от науки до иностранного языка — были переработаны, чтобы сделать упор на генерацию идей, и в пилотных программах начали использовать тест Торранса для оценки своего прогресса. Европейский союз назначен 2009 г.как Европейский год творчества и инноваций, проведение конференций по неврологии творчества, финансирование подготовки учителей и внедрение программ проблемного обучения — учебных программ, основанных на реальных исследованиях — как для детей, так и для взрослых. В Китае была широко распространена реформа образования, направленная на искоренение стиля обучения «тренируй и убивай». Вместо этого китайские школы также применяют проблемный подход к обучению.
Плакер недавно посетил несколько таких школ в Шанхае и Пекине. Его поразил мальчик, который для школьного научного проекта соорудил устройство слежения за своим мопедом из деталей мобильного телефона. Когда преподаватели крупного китайского университета попросили Плюкера определить тенденции в американском образовании, он описал наше внимание к стандартизированному учебному плану, механическому запоминанию и национальному тестированию. «После того, как мой ответ был переведен, они просто начали громко смеяться», — говорит Плакер. «Они сказали: «Вы мчитесь к нашей старой модели. Но мы мчимся к вашей модели так быстро, как только можем».
Американские учителя, перегруженные учебными стандартами, предупреждают, что в дневное время нет места для уроков творчества. Детям повезло, если они посещают уроки рисования один или два раза в неделю. Но для ученых это непоследовательность, основанная на том, что Марк Ранко из Университета Джорджии называет «искусственной предвзятостью». Древнее убеждение, что искусство имеет особое право на творчество, необоснованно. Когда ученые давали творческие задания инженерам и музыкальным специальностям, их баллы располагались в идентичном спектре с одинаковыми высокими средними значениями и стандартными отклонениями. В их мозгу происходило то же самое — идеи генерировались и оценивались на лету.
Исследователи говорят, что креативность следует переместить из художественной комнаты в классную комнату. Аргумент, что мы не можем научить творчеству, потому что детям и так слишком многому нужно научиться, является ложным компромиссом. Творчество — это не свобода от конкретных фактов. Скорее, поиск фактов и глубокое исследование являются жизненно важными этапами творческого процесса. Ученые утверждают, что текущие стандарты учебной программы все еще можно соблюдать, если преподавать по-другому.
Чтобы точно понять, что нужно делать, нужно сначала понять новую историю, появившуюся в неврологии. Суть поп-психологии состоит в том, что творчество происходит в правом полушарии мозга. Но теперь мы знаем, что если бы вы попытались проявить творческий подход, используя только правое полушарие мозга, это было бы похоже на жизнь с идеями, постоянно вертящимися на кончике вашего языка и недосягаемыми.
Когда вы пытаетесь решить проблему, вы начинаете с того, что концентрируетесь на очевидных фактах и знакомых решениях, чтобы увидеть, кроется ли там ответ. Это преимущественно левополушарная стадия атаки. Если ответ не приходит, правое и левое полушария мозга активируются одновременно. Нейронные сети с правой стороны сканируют отдаленные воспоминания, которые могут иметь смутное отношение. Левому полушарию становится доступным широкий спектр отдаленной информации, которая в нормальных условиях игнорируется, и оно ищет невидимые закономерности, альтернативные значения и высокоуровневые абстракции.
Увидев такую связь, левое полушарие должно быстро зафиксировать ее, прежде чем она ускользнет. Система внимания должна радикально изменить направление, переходя от расфокусированного внимания к чрезвычайно сфокусированному вниманию. Мгновенно мозг стягивает эти разрозненные клочки мыслей и связывает их в новую единую идею, которая входит в сознание. Это «ага!» момент озарения, за которым часто следует искра удовольствия, когда мозг распознает новизну того, что он придумал.
Теперь мозг должен оценить идею, которую он только что сгенерировал. Стоит ли добиваться? Творчество требует постоянного сдвига, смешивания импульсов как дивергентного, так и конвергентного мышления, чтобы сочетать новую информацию со старыми и забытыми идеями. Высокотворческие люди очень хорошо умеют переводить свой мозг в билатеральный режим, и чем более они креативны, тем больше у них двойственной активации.
Этому можно научиться? Ну, думай об этом как о баскетболе. Высокий рост действительно помогает быть профессиональным баскетболистом, но остальные из нас все еще могут добиться хороших результатов в этом виде спорта, тренируясь. Точно так же существуют определенные врожденные особенности мозга, которые делают некоторых людей естественно склонными к дивергентному мышлению. Но также необходимы конвергентное мышление и сфокусированное внимание, а для этого требуются другие нейронные способности. Важно отметить, что быстрое переключение между этими режимами — это нисходящая функция, находящаяся под вашим ментальным контролем. Нейробиолог из Университета Нью-Мексико Рекс Юнг пришел к выводу, что те, кто усердно занимается творческой деятельностью, учатся быстрее и лучше задействовать творческие сети своего мозга. Постоянные привычки на протяжении всей жизни постепенно меняют неврологический паттерн.
Прекрасный пример этого появился в январе этого года, когда было опубликовано исследование нейробиолога из Университета Западного Онтарио Даниэля Ансари и Аарона Берковица из Гарварда, изучающих музыкальное восприятие. Они поместили музыкантов из Дартмута и не музыкантов в сканер фМРТ, дав участникам оптоволоконную клавиатуру для одной руки, чтобы играть мелодии. Иногда репетировались мелодии; в других случаях они были творчески импровизированы. Во время импровизации хорошо обученные музыканты использовали свой мозг так, как не могли немузыканты: они деактивировали правое височно-теменное соединение. Обычно r-TPJ считывает входящие стимулы, сортируя поток по релевантности. Отключив это, музыканты заблокировали все отвлекающие факторы. Они переключаются на дополнительную скорость концентрации, что позволяет им работать с нотами и создавать музыку спонтанно.
Чарльз Лимб из Университета Джона Хопкинса обнаружил аналогичную закономерность у джазовых музыкантов, а австрийские исследователи наблюдали ее у профессиональных танцоров, визуализирующих импровизированный танец. Ансари и Берковиц теперь считают, что то же самое верно и для ораторов, комиков и спортсменов, импровизирующих в играх.
Хорошая новость заключается в том, что обучение творчеству, согласующееся с новой наукой, работает на удивление хорошо. Университет Оклахомы, Университет Джорджии и Тайваньский национальный университет Чэнчи независимо друг от друга провели широкомасштабный анализ таких программ. Все три группы ученых пришли к выводу, что обучение творчеству может иметь сильный эффект. «Творчеству можно научить», — говорит Джеймс С. Кауфман, профессор Калифорнийского государственного университета в Сан-Бернардино.
Что общего в успешных программах, так это то, что они чередуют максимально дивергентное мышление с приступами интенсивного конвергентного мышления в несколько этапов. Настоящего улучшения не происходит на семинаре выходного дня. Но применительно к повседневному процессу работы или учебы работа мозга улучшается.
Так что же это означает для американских школ, помешанных на стандартах? Ключ в том, как дети работают с огромным каталогом информации. Рассмотрим школу Национального зала славы изобретателей, новую государственную среднюю школу в Акроне, штат Огайо. Помня о требованиях учебной программы Огайо, учителя школы придумали проект для пятиклассников: придумать, как уменьшить шум в библиотеке. Его окна выходили в общественное пространство и, даже будучи закрытыми, пропускали слишком много шума. У студентов было четыре недели на разработку предложений.
Работая в небольших группах, пятиклассники впервые занялись тем, что теоретик креативности Дональд Треффингер называет поиском фактов. Как звук проходит через материалы? Какие материалы больше всего снижают шум? Затем поиск проблем — предвидение всех потенциальных подводных камней, чтобы их проекты с большей вероятностью работали. Затем поиск идей: генерируйте как можно больше идей. Шторы, растения или большие воздушные змеи, свисающие с потолка, будут глушить звук. Или, может быть, вместо уменьшения звука замаскировать его, воспроизведя звук нежного водопада? Предложение о двойном остеклении превратилось в идею заполнить пространство между стеклами водой. Далее поиск решения: какие идеи были наиболее эффективными, дешевыми и эстетически привлекательными? Стекловолокно лучше всего поглощает звук, но небезопасно. Будет ли аквариум с рыбками проще, чем наполненные водой стекла?
Затем команды разработали план действий. Они построили масштабные модели и выбрали образцы тканей. Они поняли, что им нужно убедить уборщика позаботиться о растениях и рыбе во время отпуска. Команды убедили других поддержать их — иногда так хорошо, что команды решили объединить проекты. Наконец, они представили проекты учителям, родителям и Джиму Уэсту, изобретателю электрического микрофона.
Попутно дети демонстрировали само определение творчества: чередуя дивергентное и конвергентное мышление, они приходили к оригинальным и полезным идеям. И они невольно освоили обязательную учебную программу пятого класса Огайо — от понимания звуковых волн до расчета удельных затрат и искусства убедительного письма. «Вы никогда не увидите, чтобы наши дети говорили: «Я никогда не буду этим пользоваться, поэтому мне не нужно его учить», — говорит администратор школы Марианн Воловец. «Вместо этого дети спрашивают: «Мы должны уйти из школы сейчас?» «Две недели назад, когда школа получила результаты государственного теста успеваемости, директор Трейси Бакнер была тронута до слез. Предварительные оценки показывают, что за первый год школа уже вошла в тройку лучших школ в Акроне, несмотря на то, что набор в нее был открыт по лотерее, а 42 процента учеников жили в бедности.
Целых три четверти каждого дня тратится на проектное обучение, поэтому директор школы Бакнер и ее команда фактически работают над обязательными учебными планами, тщательно выясняя, как дети могут усвоить его с помощью методов творческого решения проблем Треффингера и других творческих подходов. педагогика. «Программа решения творческих задач имеет наибольший успех в развитии творческих способностей детей», — отмечает Ким из William & Mary.
Версия для домашней игры означает, что больше не нужно побуждать детей прыгать сразу к правильному ответу. Когда Ранко из UGA однажды ехал со своей семьей по Калифорнии, его сын спросил, почему Сакраменто является столицей штата, а не Сан-Франциско или Лос-Анджелес? Ранко вернул ему этот вопрос, призывая придумать как можно больше объяснений.
Дети дошкольного возраста в среднем задают родителям около 100 вопросов в день. Почему, почему, почему — иногда родители просто хотят, чтобы это прекратилось. К сожалению, это останавливается. К средней школе они почти перестали спрашивать. Не случайно именно в это время резко падает мотивация и вовлеченность студентов. Они не перестали задавать вопросы, потому что потеряли интерес: все наоборот. Они потеряли интерес, потому что перестали задавать вопросы.
Изучая детство высокотворческих людей на протяжении десятилетий, Михай Чиксентмихайи из Университета Клермонта и Гэри Г. Гут из Университета Северной Айовы обнаружили, что высокотворческие взрослые, как правило, растут в семьях, олицетворяющих противоположности. Родители поощряли уникальность, но при этом обеспечивали стабильность. Они очень чутко реагировали на потребности детей, но при этом ставили перед детьми задачу развивать навыки. Это привело к своего рода приспособляемости: во времена беспокойства четкие правила могли уменьшить хаос, но когда детям было скучно, они тоже могли искать перемен. В пространстве между тревогой и скукой процветало творчество.
Верно и то, что очень творческие взрослые часто росли в трудных условиях. Трудности сами по себе не способствуют творчеству, но они заставляют детей становиться более гибкими, а гибкость помогает творчеству.
В раннем детстве различные виды свободной игры связаны с высоким творческим потенциалом. Дошкольники, которые больше времени проводят в ролевой игре (отыгрывании персонажей), обладают более высокими показателями креативности: озвучивание чужой точки зрения способствует развитию у них способности анализировать ситуации с разных точек зрения. Играя в одиночку, у высокотворческих первоклассников могут отыгрываться сильные отрицательные эмоции: злость, враждебность, тоска. Гипотеза состоит в том, что игра — это безопасная гавань для работы с запретными мыслями и эмоциями.
В среднем детстве дети иногда создают паракосмы — фантазии о целых альтернативных мирах. Дети повторно посещают свои паракосмы неоднократно, иногда месяцами, и даже создают языки, на которых говорят там. Этот тип игры достигает пика в возрасте 9 или 10 лет, и это очень сильный признак будущего творчества. Исследование, проведенное Мичиганским государственным университетом среди лауреатов премии Макартура «гениальность», обнаружило удивительно высокий уровень создания паракосма в их детстве.
Начиная с четвертого класса творчество больше не возникает в вакууме; исследования и изучение становятся неотъемлемой частью поиска полезных решений. Но этот переход непрост. По мере того, как школа вбивает им в голову все более сложную информацию, дети перегружаются, и страдает их творческий потенциал. Когда у творческих детей есть поддерживающий учитель — кто-то, кто терпим к нестандартным ответам, случайным помехам или обходным путям любопытства, — они, как правило, преуспевают. Когда они этого не делают, они, как правило, плохо успевают и бросают среднюю школу или не заканчивают колледж с высокими показателями.
Они уходят, потому что разочарованы и им скучно, а не потому, что они мрачны, подавлены, обеспокоены или невротичны. Это миф, что творческие люди обладают этими чертами. (Эти черты на самом деле мешают творчеству; они делают людей менее открытыми для опыта и менее заинтересованными в новизне.) Скорее, творческие люди в большинстве своем проявляют активное настроение и положительные эмоции. Они не особенно счастливы — удовлетворенность — это вид самоуспокоенности, который редко бывает у творческих людей. Но они вовлечены, мотивированы и открыты миру.
Согласно новой точке зрения, творчество является частью нормальной работы мозга. Некоторые ученые идут еще дальше, утверждая, что отсутствие творчества — отсутствие его в избытке — является реальным фактором риска. В своем исследовании Ранко спрашивает студентов колледжа: «Подумайте обо всем, что может помешать окончанию колледжа». Затем он поручает им выбрать один из этих предметов и придумать как можно больше решений этой проблемы. Это классический дивергентно-конвергентный творческий вызов. Подмножество респондентов, таких как пресловутый Мерфи, быстро перечисляет все мыслимые причины, по которым что-то может пойти не так. Но они демонстрируют полное отсутствие гибкости в поиске креативных решений. Именно эта неспособность представить себе альтернативные подходы приводит к отчаянию. Два вопроса Ранко предсказывают суицидальные мысли — даже с учетом ранее существовавших уровней депрессии и тревоги.
Согласно последующим исследованиям Ранко, у тех, кто лучше справляется как с поиском, так и с решением проблем, лучше складываются отношения. Они лучше справляются со стрессом и преодолевают трудности, которые жизнь бросает им на пути. Аналогичное исследование с участием 1500 учащихся средней школы показало, что те, кто проявлял творческую самоэффективность, были более уверены в своем будущем и способности добиться успеха. Они были уверены, что их способность придумывать альтернативы поможет им, какие бы проблемы ни возникли.
Когда ему было 30 лет, Тед Шварцрок искал альтернативу. Едва ли он был на пути к тому, чтобы стать прототипом лонгитюдного исследования Торранса. В молодости он не был артистичным, и его семья не признавала его творчества и не поощряла его. Сын дантиста и логопеда, он попал в медицинскую школу, где чувствовал себя подавленным и часто имел стычки с профессорами и начальством. Но в конце концов он нашел способ объединить свои творческие способности и медицинские знания: изобретая новые медицинские технологии.
Сегодня Шварцрок независимо богат — он основал и продал три компании по производству медицинских товаров и был партнером еще трех. Его инновации в области здравоохранения были самыми разными: от портативного кислородного аппарата для дыхания до впитывающих кожу противовоспалительных средств и понимания того, как бактерии становятся устойчивыми к антибиотикам. Его последний проект может снизить стоимость имплантатов для хирургии позвоночника на 50 процентов. «В детстве я никогда не считал себя «творческой личностью», — вспоминает Шварцрок. «Но теперь, когда я знаю, это помогает объяснить многое из того, что я чувствовал и через что прошел».
Творчество всегда ценилось в американском обществе, но его никогда не понимали. В то время как наши оценки креативности беспрепятственно снижаются, текущая национальная стратегия креативности состоит не более чем из молитв о том, чтобы греческая муза заглянула к нам домой. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас и в будущем, просто требуют от нас большего, чем просто надежда на вдохновение. К счастью, наука может помочь: мы знаем, как привести эту неуловимую музу прямо к нашим дверям.
Что делать перед лицом творческого кризиса?
Лаура Анжелика обновлено 2020-09-25 16:26:16
Креативность — это способность находить новые и подходящие решения. Успех организаций и команд во многом зависит от генерирования и реализации творческих идей. Однако в условиях творческого кризиса часто бывает трудно найти творческие решения. Кроме того, групповые мозговые штурмы характеризуются многими трудностями на практике, что приводит к тому, что мы блокируем друг друга в творческой групповой работе.
Неудивительно, что помощь своим сотрудникам в их творчестве стала почти нормой не только для крупных систем, таких как Google и Facebook, но и для малых предприятий. На самом деле, более продвинутые владельцы бизнеса поощряют своих сотрудников посвящать определенную часть своих усилий.
Творчество — это не только создание новых продуктов. Речь идет о том, чтобы думать о своем рабочем процессе, улучшать управление временем в вашей команде, решать проблемы с новой точки зрения. Это не тот парень, который просто сидит за своим столом каждый день и не думает дважды о том, что он делает. Это вы, если вы позволяете себе творить и не боитесь делиться своими идеями.
То же самое и с теми из вас, кто владеет собственным бизнесом. Но я полагаю, что те из вас, кто уже знает, что творчество необходимо, согласятся со мной, что это в первую очередь то, что привело вас к открытию собственного бизнеса. И именно это поможет вам добиться еще больших успехов. Многие лидеры стремятся использовать инновационные идеи в своем бизнесе, но им это не удается из-за нескольких распространенных ошибок.
Четыре творческих строительных блока
Американский ученый Мел Роудс — один из самых важных исследователей креативности. Еще в 1960-х годах его интересовали факторы, существенно влияющие на наше творчество. При этом он обнаружил четыре основных элемента, из которых состоит творчество и которые актуальны и сегодня:
Творческий человек: Человек охватывает широкое поле личных потребностей и черт характера. К ним относятся личность, интеллект, темперамент, привычки и поведение, компоненты которых либо способствуют, либо препятствуют творчеству.
Творческий процесс: Процесс включает в себя аспекты мотивации, навыков обучения и мышления, восприятия и способа общения.
Творческий продукт: Продукт является одновременно и идеей — интеллектуальной, нематериальной или видимой — и возникает в творческом процессе. Продукт является осязаемой идеей и, следовательно, изобретением.
Творческая среда: Творческая среда включает в себя все факторы окружающей среды, влияющие на творчество. Отношения между человеком и его окружением играют важную роль.
Четыре элемента творчества показывают, с одной стороны, что творческий дух уже заякорен в нас как потенциал, т. е. вписан в нашу личность. С другой стороны, есть много компонентов и возможностей, с помощью которых мы можем тренировать и изучать креативность как компетентность и умение.
Отсутствие свежего взгляда
Критикуйте прошлые решения и привлекайте посторонних (тех, кто не знаком с проектом, например, ваши клиенты), чтобы получить более широкий спектр отзывов.
Спонтанность и гибкость
В любом случае спонтанность является частичной способностью творчества. Любой, кто придерживается привычных схем порядка и цепляется за регулярность и планы, подавляет их творчество. Если во время творческого процесса возникают новые пути и возможности, принимайте их как возможность. Искусство импровизации может помочь вам придумать новую инновационную идею быстрее, чем вы думали.
Избирательная интерпретация
Избирательное восприятие — это процесс, посредством которого люди воспринимают то, что они хотят услышать в сообщении, игнорируя противоположные точки зрения. Это широкий термин для обозначения поведения, которое демонстрируют все люди, поскольку все мы склонны «видеть вещи», основываясь на нашей личной системе взглядов. Используя избирательное восприятие, люди склонны упускать из виду или забывать информацию, которая противоречит их убеждениям или ожиданиям. Это одно из самых больших препятствий на пути творчества. Если в компании сформировано групповое мышление, избавиться от него сложно. Единственное, что можно сделать, это публично поощрять людей приносить так называемые «плохие новости».
Например, если кто-то скажет вам, что новый продукт вашей компании имеет серьезный недостаток, он отложит запуск, но другие поблагодарят вас за это разъяснение до того, как продукт попадет к покупателям. Таким образом вы сигнализируете всем в команде, что не будете убивать гонца, принесшего плохие новости, а поощряете людей быть честными в важных вопросах, даже если они угрожают групповому консенсусу.
Групповое мышление
Способ мышления, который используется людьми, когда они глубоко вовлечены в сплоченную группу, когда стремление членов к единодушию перевешивает их мотивацию к реалистичной оценке альтернативных вариантов действий. Большинство исследователей изучают сознание, методы и мотивацию индивидуальной творческой личности. Эта направленность, с одной стороны, отражает интерес психологов к природе творчества, а с другой — романтический взгляд на творческую личность.
Творчество двух-трех человек, а также больших групп воспринимается как нечто необычное или просто как сумма потенциалов всех членов группы. Сегодня уже очевидно, что недостаточно рассматривать творчество как результат усилий отдельного человека. В естественных науках — физике или генетике — большая часть самой важной работы выполняется большими группами. Часто несколько сотен человек.
Когда команда работает в режиме группового мышления, нет места для дискуссий или альтернативных точек зрения. Будет привязка к определенной точке зрения, а предупреждающие знаки или противоречивые данные будут отброшены. Групповое мышление может получить высокие оценки за командный дух и принадлежность к группе, которые обычно являются положительными, но в нем не будет места для здорового принятия решений.
Отсутствие признания или поощрения творчества
Многие организации говорят, что хотят творчества. Однако люди часто отвергают творческие идеи или не распознают их, даже если креативность является их заявленной целью. Когда людей беспокоила неуверенность, они отрицательно реагировали на творческие слова и предпочитали практичные слова. Более того, в ходе исследования исследователи настраивали участников на «высокую» или «низкую» толерантность к неопределенности. Попросив участников написать эссе, поддерживающее либо идею о том, что «у каждой проблемы есть более одного правильного решения», либо о том, что «у каждой проблемы есть только одно правильное решение».
Затем участников попросили оценить творческую идею. Участники, которые были настроены на низкую устойчивость к неопределенности, не смогли признать создание кроссовок, дополненных нетехнологическими технологиями, высокотворческой идеей, хотя эта идея также была очень полезной. Этот эффект сохранялся даже тогда, когда исследователи учитывали, насколько люди непредубеждены. Даже если кто-то непредубежден, если его беспокоит неуверенность, он может упустить великую творческую идею и, следовательно, великую возможность, которую дает творческая идея.
Отсутствие ответственности
Каждый проект или решение должен поддерживаться небольшой, гибкой командой с четкими обязанностями. Если роли размыты, команды будут терять драгоценное время, беспокоясь об обновлениях заинтересованных сторон, изменениях процессов и сроков, а также об обзоре совещаний. Это абсолютно не означает, что вы не должны привлекать ключевые заинтересованные стороны, но вы должны иметь здравый смысл, чтобы привлекать их только тогда, когда они необходимы.
Заключение
Творчество в бизнесе было бы легко, каждый бизнес был бы творческим центром. Добавление творчества в ваш бизнес в настоящее время не может быть стандартной операционной процедурой. Так что на самом деле, какую бы профессию вы ни выбрали, творчество — это навык, которым вы должны овладеть.