История русского шрифта
Разговор об истории русского шрифта уместно начать с древних финикийцев. Именно они изобрели в XI веке до нашей эры самый первый буквенно-звуковой алфавит, ставший прообразом многих алфавитов мира, в числе прочих — русского. Правда, заимствование знаков произошло не напрямую, а через графику греков. Кириллица была создана все-таки на основе древнегреческих букв, чрезвычайно ясных, удобных и для запоминания, и для начертания. В их основе геометрические простые формы — круг, квадрат, треугольник. Тут сказалось математическое чутье греков и их безупречный художественный вкус.
История шрифта — огромная часть культуры
Лингвисты, рассуждая об алфавитах, говорят о способах фиксации звучащей речи. Но есть люди, для которых шрифт того или иного языка представляет интерес совсем другого рода. Архитектор Андрей Чернихов рассказывает об изысканиях своего деда, тоже архитектора Якова Чернихова: «Им было подготовлено к печати (а издана только одна пятая часть) 50 трудов в области построения классического шрифта.
Однако кое-какие тонкие наблюдения Яков Чернихов все же сделал. К примеру, он подметил, что шрифт несет в себе память о материале, о том с помощью чего и на что наносились когда-то знаки.
Так хвостики наших букв Ц и Щ, а также опускающиеся вниз кончики печатной буквы Д совсем неслучайны. Это протянувшиеся сквозь века следы засечек древнегреческих мастеров, высекавших надписи на камне. Обычно при такой работе в углах букв возникают сколы. Поэтому резчики завершали штрихи ударом более широкого резца, что и приводило к появлению засечек. Впоследствии чисто технологическая деталь оказалась канонизированной.Но главное в труде Якова Чернихова — это, конечно, таблицы шрифтов. Им более полувека, однако эти таблицы недаром показывают на современных выставках графического дизайна. Каждый лист — самостоятельное произведение искусства, столь выразительны и безупречны линии букв, выведенные рукой мастера. Да, он воспроизводил образцы ушедших эпох, но не копировал их слепо, а именно воспроизводил. Вот характерный отклик в прессе по поводу одной из таких выставок.
Его русский шрифт отличается элегантностью, почти немыслимой для кириллицы. В черниховском шрифте есть благородство антиквы, соединенное с какой-то гордой нервностью, как будто речь идет о той классике, которая уже знает об итоговой победе варваров.
Золотое сечение задает целый класс пропорций шрифта
Каждая буква Якова Чернихова помещена в прямоугольник, покрытый тонкой сеткой линий. Рядом какие-то цифры и формулы. Андрей Чернихов поясняет:«Это уже инструментарий. Без построения, без сопряжения… Напоминаю тем, кто забыл среднюю школу, что сопряжение — это соприкосновение двух или более кривых. Они должны сойтись в точку так плавно и незаметно, что человеческий глаз не замечает изменения дуги кривой. Отсюда буква Я, или буква Р, или буква С. Они могут иметь до 10-15-20 сопряжений. Так много кривых образуют одну единственную букву. Так вот, простроив каждую букву и в членениях… Членения, как известно, фиксировались партами и секундами. Это латинское обозначение тонких пропорций и тонких членений элементов, будь то архитектура, будь то буква. Так вот, вот это сочетание улавливания линейных пропорций — прямоугольники — в системе координат. Просто надо задать систему координат, в которую вписывается буква.
Хотя это не означает, что все буквы идеально вписываются в прямоугольники. Но для того, чтобы исчислить закон построения буквы, нужно наложить некую формальную структуру геометрическую, через которую ты можешь сделать эти исчисления, как графические, так и чисто арифметические».Шрифт — графический ритм
Заметим, что большинство разновидностей русских шрифтов — будь то старинный полуустав, введенный Петром I гражданский шрифт, или нарядный елизаветинский, не говоря уже о современных шрифтах, — как раз хорошо вписываются в прямоугольники, причем большие по высоте, нежели по ширине. Здесь сказываются физиологические особенности человеческого глаза. Дело в том, что мы читаем под некоторым углом к поверхности текста. Поэтому слегка вытянутый по высоте шрифт, проецируясь на сетчатку глаза, все равно сжимается, что подметили уже геометры далекого прошлого. Они же исследовали и начертание букв с позиции золотого сечения. Такого рода расчетами, сообщает Андрей Чернихов, занимался и Яков Чернихов: «Наука или искусство шрифта — это огромная область человеческой культуры. До него было издано множество книг, трудов — и рукописных, и сделанных типографским способом — и до него были попытки осознания построения шрифта, но, скорее всего, он ближе всех и глубже всех приблизился к этой первооснове — геометрической структуре, к ее анализу, к ее воспроизведению, в каком-то смысле даже к ее поэтизации. Но одна была доминирующая концепция во всей этой огромной работе. Это то, что в принципе графика языка исходит из концепции закона золотого сечения. Но мы знаем золотое сечение на том же уровне, что геометрию за 5-7 класс средней школы — треугольники, квадраты, теорема Пифагора, биссектриса, углы и все такое. На самом деле геометрия — это огромная, глубинная, пространственная область человеческого знания и человеческой цивилизации. Так вот золотое сечение — это не только соотношение внутри отрезка деления, описанное одной формулой. Золотое сечение — это целый мир пропорций, который имеет массу производных и массу интерпретаций внутри общего комплекса «золота». Но эти пропорции имеют огромное количество инвариантов.
И в этом — объяснение долгой, многовековой жизни русского шрифта. Какие бы трансформации не происходили с ним, структура оставалась прежней, и это несмотря на то, что появлялись одни буквы и исчезали другие. В слитном по началу тексте (вот революция!), возникали между слов пробелы. А уж как менялись начертания! Шершавая бумага раннего Средневековья не позволяла проводить волосяные линии, а позже они появились. Временами в шрифте преобладали прямые линии и острые углы. В иные же времена господствующий стиль эпохи — барокко, к примеру, — диктовал круглящиеся очертания не в одной лишь архитектуре — в шрифте тоже. Здесь уместно вспомнить не только древнерусскую вязь, но и дивные завитки, которые выводили иные перья во времена Пушкина и Гоголя.
По мнению Андрея Чернихова Яков Черхнихов разгадку графической тайны языка видел в его ритме: «Потому что до изобретения языка, человек передавал друг другу информацию путем ритмических звучаний, ритмических изображений. То есть закодированная информация была в танце, закодированная информация была в графике, в насечках, в жестах. Постепенно это все сливалось, собственно, в то, что мы сегодня знаем как язык, который включает в себя и разработанную письменность, и разработанный, собственно, устный язык».
Сейчас, в пору компьютерной графики, работать над созданием новых модификаций шрифтов стало намного проще. Однако занимающиеся этим дизайнеры ценят исчисления Якова Чернихова. Говорят, они определи время.
Изображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты
Инструменты
Предприятие
Цены
Все изображения
ВойтиРегистрация
Чтобы загрузить это изображение,
18 создайте аккаунт
180002 Уже есть учетная запись? Войти
Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылку новостей и спецпредложений
Рукописный шрифт, русский, тонкий, черный, вектор. Черный русский алфавит на белом поле. Прописные и строчные буквы.Тонкий фломастер. Имитация.
— Вектор от elenavdovina
Похожие лицензионные векторы:
Та же серия:
Вектор, белые буквы с засечками на черном фоне. Шрифт, штриховка карандашом, симуляция. Русский алфавит, кириллица, заглавные буквы с засечками. Вектор, серые буквы с засечками на белом фоне. Шрифт, карандаш для заливки, симуляция. Векторный шрифт на белом фоне. Имитация грубого текстильного переплетения. Векторный шрифт на белом фоне. Коричневые буквы, имитация текстуры дерева. Заглавные буквы русского алфавита с засечками. Серые ягоды, веточки и цветы на темно-сером фоне. Буквы русского алфавита с засечками. Синие полосы на оранжево-коричневом фоне в клетку. Заглавные буквы с засечками. Черные буквы на белом фоне. Заглавные буквы с засечками на белом фоне. Черный контур смещен в сторону. Прописные, черные буквы русского алфавита, имитация фактуры древесного угля. Векторное изображение на белом фоне. Русский алфавит, шрифт, макет, черный, вектор. Заглавные буквы русского алфавита. Векторный шрифт. Схема. Связь. Черные тонкие буквы на белом фоне. Русские буквы, бесшовный узор, коричневый, затенение, вектор. Русский алфавит. Штриховка белым карандашом на коричневом поле. Моделирование. Векторный декоративный фон. Вязаный шрифт, серый, русский алфавит, вектор. Заглавные буквы русского алфавита. Буквы с засечками. Имитация трикотажа серого цвета. Векторное изображение.Похожие видеоролики:
Анимированные высокого разрешения рисованной прописные буквы латинского алфавита. Luma matte включено для индивидуального использования. Liquid ABC — набор жидких букв, анимированный креативный шрифт, аква-концепция, плавная буква для заголовка. 2d Animation Motion Graphics, показывающий стиль ретро-видеоигры, открытый экран 24/7 с глюками или помехами на синем экране с альфа-каналом матовый в HD высокой четкости выполнен в стиле ретро. Винтажный шрифт желтый серебряный металлический алфавит буквы слово текст серии символ знак на черном фоне, с рефлекторным сиянием, концепция роскошного алфавита украшения текст Концепция украшения золотого роскошного алфавита. Анимированный нарисованный от руки шрифт, выделенный на зеленом фоне с возможностью клавиатуры, со всеми буквами, знаками препинания и цифрами. Анимированные латинские буквы и цифры в высоком разрешении, нарисованные вручную. Черный и белый для индивидуального использования. Винтажные желтые золотые металлические буквы алфавита слово текст серии символ знак на черном фоне, концепция золотого роскошного алфавита украшения textWhite шаблон цифровой визуальной анимации. Зацикленные бесшовные абстрактные цветные геометрические взрывные кадры с эффектом идеально подходят для использования в заголовках, презентациях или для использования виджеем. Светящийся алфавит. 2D ИНТЕРЕСНЫЙ АЛФАВИТ СОХРАНИТ УНИКАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА ОТ ПРОСМОТРА. Набор мультяшных жидких букв, красочный анимированный креативный шрифт, акваконцепция, плавная буква для названия. Летающие буквы или алфавиты языка хинди на белом фоне. Концепция летающих букв конца писаний в священных писаниях или книгах. Может вызывать текстовый эффект фиолетового фона. анимированный текстовый эффект с высоким визуальным воздействием. письмо и текстовый эффект. Alpha Matte. Случайные числа на зеленом экранеUsage Information
Вы можете использовать это бесплатное векторное изображение «Рукописный шрифт, русский, тонкий, черный, вектор. Черный русский алфавит на белом поле. Прописные и строчные буквы. Тонкий фломастер. Имитация.» для личных и коммерческих целей в соответствии со Стандартной или Расширенной лицензией. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные векторные файлы для продажи, перепродажи продукта или бесплатного распространения.
Это стоковое векторное изображение можно масштабировать до любого размера. Вы можете купить и скачать его в высоком разрешении до 5254×3702. Upload Date: Jul 22, 2019
Depositphotos
Language
Information
- Frequently Asked Questions
- All Documents
- Available on the
- Available on the
- Bird In Flight — The Photo Журнал
Контакты и поддержка
- +49-800-000-42-21
- Контакты
- Depositphotos Отзывы
© 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.
Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.
Отличие кириллических серий шрифтов — TeX
спросил
Изменено 5 лет, 2 месяца назад
Просмотрено 245 раз
Буду признателен, если кто-нибудь поможет мне решить «головоломку со шрифтом». Пробую разными способами набирать текст кириллицей.
Первый пример кода, скомпилированного с помощью pdfLaTeX:
\documentclass[14pt]{extreport} \usepackage[T2A]{шрифт} \usepackage[utf8]{inputenc} \usepackage[русский]{babel} %---------------------------------------------------- \начать{документ} Еще недавно ему часто \конец{документ}
Второй пример кода, скомпилированный с помощью LuaLaTeX:
\documentclass[14pt]{extreport} \usepackage{шрифтспецифик} \usepackage{полиглоссия} \usepackage{юникод-математика} \setmainlanguage{русский} \setmainfont{CMU с засечками} %------------------------ \начать{документ} Еще недавно ему часто \конец{документ}
Вывод можно увидеть ниже:
Второй фрагмент кода создает несколько более «толстый» тип шрифта, тогда как первый фрагмент, скомпилированный с помощью pdfLaTeX, дает «более тонкие», более элегантные буквы (см. картина).
Мои вопросы: 1) в чем причина такой разницы? 2) Можно ли получить такой же «тонкий» шрифт, пусть и с LuaLaTeX-подходящим кодом?
- шрифты
- кириллица
3
Это таблица; в первом столбце есть описание, во втором столбце изображения создаются файлами, описанными ниже.
Источник:
\documentclass{article} \usepackage{graphicx} \начать{документ} \begin{табличный}{@{}ll@{}} Оптический: & \raisebox{-3pt}{\includegraphics{testcyro.pdf}} \\[3pt] Масштаб: & \raisebox{-3pt}{\includegraphics{testcyrs.pdf}} \\[3pt] CMU: & \raisebox{-3pt}{\includegraphics{testcyru.pdf}} \end{табличный} \конец{документ}
В «оптической» строке используется шрифт larm1440
, а не просто шрифт размером 10pt, масштабированный на 14,4%, как в «масштабированной» строке.
Обратите внимание, что строка «CMU» совпадает со строкой «в масштабе».
Оптические размеры не совпадают с масштабированием. CMU Serif доступен только в дизайне 10pt, остальные размеры получаются масштабированием; и наоборот, larm
доступны с несколькими оптическими размерами. Боюсь, ответ на ваш второй вопрос — нет: насколько мне известно, бесплатного шрифта OpenType Cyrillic, поддерживающего оптические размеры, не существует.
testcyro.