Шрифты печатные: Машинописные шрифты — каталог бесплатных шрифтов, которые Вы можете скачать

Содержание

как распознать шрифт на пишущей машинке

 

Типографисты, описывая шрифты и их «поведение» в тексте, обычно выражаются сложными терминами: «кегль», «шпация», «интерлиньяж», «апроши», «полуапроши», а когда они говорят о размерах шрифта, они сообщают о неких пунктах, математическое значение которых, кажется, понятно только избранным.
Мне очень нравится типографика, шрифты и прочие вещи, с ними связанные. Понимаю, что наука эта со своими секретами и тонкостями, но в рамках темы пишущих машинок я бы хотел поговорить об этом на понятном человеческом языке.
Для начала подчеркнём одну очень важную вещь: машинописные шрифты коренным образом отличаются от типографских, так что и принцип их измерения соответствующий.
 
 Шрифт академический полужирный узкий
(Ти­по­граф­ские шриф­ты, ма­те­ри­а­лы и при­над­леж­но­сти. Со­юз­по­ли­граф­пром. М., 1950.) 
 
В прежние докомпьютерные времена полоса набора (часть страницы, отведённая под текст) складывалась из отдельных литер — металлических брусочков с зеркальными формами букв и других символов. Отсылка к металлическому набору может показаться устаревшей, но на самом деле современные дизайнеры и верстальщики до сих пор, часто сами того не осознавая, мыслят теми же категориями брусковых литер.
 
Составление печатной формы при помощи набора брусковых литер
University Creative Services Photography
 
Металлический набор не только определил многие особенности современных шрифтов, но и продолжает влиять на процесс их разработки и применения. Дело не только в традиции. За столетия развития книгопечатания правила и принципы оформления текстов довели до совершенства, если теперь и можно выдумать что-то новое, это скорее будет претендовать на уровень «фишки», но никак на гениальность.
 
Типографская форма 
LTS Rare
 
Базовым понятием в типографском шрифте является кегль – размер высоты буквы или знака, включая нижние и верхние выносные элементы и заплечики.
Заплечики – невидимая область, но они со времён металлического набора влияют на размер знака по сию пору. При ручном наборе благодаря этим заплечикам создавался минимальный интерлиньяж — междустрочное расстояние (чтобы увеличить интерлиньяж использовался шпон — специальный пробельный материал, пластина).
 
Как правило, кегль измеряется в традиционных полиграфических единицах — пунктах. В европейской (и российской) системе 1 пункт равен 0,3759 мм, в англо-американской — 0,3528 мм (1/72 дюйма).  
 
 
Большинство типографских шрифтов являются пропорциональными, но есть среди них и непропорциональные, так называемые моноширинные. Последние используются на абсолютно всех пишущих машинках, по крайней мере, механических. Более того, моноширинные шрифты в принципе возникли в связи с появлением печатных машинок. Обусловлено это тем, что технически машинка после нажатия клавиши (и удара литерного рычага по бумаге) всякий раз способна передвигать каретку исключительно на одинаковое расстояние по ширине.
 
Металлические литеры — 
единственное, что объединяет систему ручного набора с пишущей машинкой
 
Таким образом, пропорциональными шрифтами называются такие, в которых место, отводимое на каждую букву, зависит от начертания этой буквы, а моношириными — такие, у которых размеры букв по ширине одинаковы.
 
Для примера прилагаю один и тот же текст, выполненный моноширинным и пропорциональным шрифтами с одинаковым кеглем. Разница существенная. Если представить, что брусковые литеры были одинаковой ширины, получился бы своеобразный «матрац».
 
Считается, что пропорциональный шрифт более удобочитаем, нежели  моноширинный. Но мне кажется это представление спорным. Например, для технических задач часто используют именно моноширинный шрифт.Его применяют программисты в блоках исходного кода, когда вводят ключевые слова языков программирования и т. д. Непропорциональный шрифт используют биологи при написании аминокислот и цепочек нуклеотидов. Традиционно тексты киносценариев оформляют толькомоноширинным шрифтом. Говорят, так удобнее их вычитывать. Наконец, в большинстве стран на автомобильных номерах используется моноширинный шрифт.
Шрифт, который используется на номерах российских автомобилей, —
ЖР-5 (шрифт журнальной рубленой гарнитуры)
 
Истина, думаю, весьма компромиссна: пропорциональные и непропрорциональные шрифты разнообразили мир типографики.
Но есть и бесспорный факт: текст, оформленный пропорциональным шрифтом, размещается гораздо более компактно и экономно.
Учитывая, что в разных алфавитах буквы имеют индивидуальную ширину и конкретное количество основных штрихов, для создания моноширинного шрифта в отношении некоторых знаков пришлось применить так называемые дополнительные меры оптической компенсации. Так, к узким буквам, добавили более широкие засечки. Это особенно ярко видно на примере латинских букв.
 
Причём, оказалось, что для русского алфавита эта проблема менее актуальна: Кирилл и Мефодий в прорисовке букв старательно «креативили» и выложились на 100 процентов. Хотя, например, «Ж» доведённая до размеров своей половинки «К», оказывается весьма плотной (даже сжатой) для своего начертания.
 
 
В первом примере показано, как выглядела бы буква «Ж», если бы шрифт являлся пропорциональным. На втором примере видно, что произошло с «Ж», когда широкая буква включилась в ряд непропорциональных шрифов.
 
Поскольку моноширинный шрифт возник в связи с появлением печатных машинок, то и система мер по отношению к шрифту пишущей машинки отлична от типографской. Здесь значимым параметром оказывается не высота, а ширина символа, а точнее количество символов, которое приходится на дюйм в строке, т.е. размер шага.
У большинства пишущих машинок шрифты стандартных размеров. При этом чаще встречается размер шрифта, который получил название pica («пика» или «пайка»). Pica предполагает, что по ширине, равной дюйму, отпечатается 10 символов. Второй распространённый размер – elite («элите» или «элит»). Elite предполагает, что по ширине, равной дюйму, отпечатается 12 символов. Реже встречается шрифт Micro
или Microelite («микро»), когда на дюйм приходится 15 знаков. Чтобы не казалось, что это какая-то сложная математика, я соорудил специальную таблицу.
 
 
Как видно, чтобы выяснить, какой размер шрифта у вашей машинки, достаточно отпечатать одно слово, желательно подлиннее, например, «достопримечательность», и приложить к напечатанному слову линейку. 1 дюйм равен 2,54 см. Можно смотреть на показатель 2,5 см (условно приняв эту величину за дюйм), скорее всего, не ошибётесь: большинство шрифтов стандартные.
Сказанное не означает, что производители машинописной оргтехники не выходили за рамки этих стандартов. В этом случае приходится говорить: «Шрифт чуть меньше пики или чуть больше элит  – 11 знаков на дюйм». Причём, количество знаков на дюйм в «нестандартных» шрифтах не обязательно должно быть ровным, т.е. может быть шрифт с размером 11,6 или 9,4 символов на дюйм (для измерения без штангенциркуля не обойтись).
В Советском Союзе в отношении шрифтов пишущих машинок были созданы свои стандарты. Но, учитывая, что они пересекаются с международными, и что во всём мире всё-таки опирались на западную систему измерений машинописных шрифтов, выкладываю таблицу лишь для справки.
Итак, если в машинописном шрифте ключевым параметром является ширина знака, можно ли говорить о кегле, о высоте символов пишущей машинки? Конечно, можно. Даже при одинаковом шаге высота букв, напечатанных на машинках, может существенно отличаться. Но значимым измерением всё равно будет оставаться ширина.
Кроме того, машинописные шрифты отличаются по стилю, по начертанию. Хотя большого разнообразия по сравнению с типографским шрифтом здесь, конечно, не наблюдается, особенно такого богатства нет у русскоязычных машинок.
Для пишущих машинок в основном устанавливались шрифты под названием Pica (не следует путать с названием размера, шага), Courier, Prestige Elite и Letter Gothic. Разумеется, устанавливалось и много других шрифтов, и названия им производители придумывали сами.
Предлагаю выдержку из фирменной документации швейцарской компании Paillard S.A., которая производила пишущие машинки под маркой HermesЗдесь указан и размер шага (pitch — англ.: шаг), т.е. количество символов на дюйм, и приведены примеры начертаний шрифта с заводским их названием.
Но по большому счёту все наиболее часто встречающиеся шрифты пишущих машинок похожи по своему начертанию. И в отличие от большинства типографских шрифтов, шрифты для машинок, как правило, имеют одинаковую толщину штрихов. Вообще, некоторые говорят, что машинописные знаки – это скорее каллиграфия 20 века, чем собственно шрифт. Но на этом мнении я бы не стал настаивать.
 
 
Механические машинки с латинским шрифтом могли выпускаться с курсивным, наклонным и даже полужирным начертанием. Как видно в таблице выше, где представлены образцы шрифтов машинки «Гермес», для любителей красоты производители иногда устанавливали также рукописный шрифт (скрипт).
 
Пишущая машинка Hermes 3000 с шрифтом, имитирующим рукопись
Plurabelle
 
 
Образец печати полужирным шрифтом на пишущей машинке Olympia SM9
Nick B’s Typewriter Galleries — Typewriter Database
 
 
Сегодня шрифты пишущих машинок ушли в область современных графических систем и, соответственно, к ним применяются как стандартные типографские размеры, так и другие способы измерений. Они могут измеряться и в пунктах, и в пикселях, и в любых других величинах, которые может предложить компьютер.
Несмотря на то, что печатными машинками уже давно не пользуются в повседневной практике, они оставили большой след в современном дизайне и разработке шрифтов. Шрифты «под пишущую машинку» копируют, перерисовывают, стилизуют, они пользуются большим спросом. Надо заметить, что иногда дизайнеры при создании таких шрифтов отступают от принципа моноширинности: 
 
Шрифт Borderzone
 
После того как два голландских дизайнера Юст ван Россум и Эрик ван Блокланд в начале 90-х годов решили взять старую машинку и отсканировать каждую отпечатанную на ней букву, чтобы «состряпать» новый шрифт Trixie, тенденция к такому креативу не перестаёт ослабевать.
 
 
Шрифт TrixieCyrPlain
 
Так называемые «грязные» шрифты очень популярны, столь требуемая в разработке шрифтов находчивость, в общем-то, не нужна. Очередная пишущая машинка всегда отпечатает буквы по-новому — с разным нажимом, разной насыщенностью, а при жирной ленте и с соответствующей размазанностью. А если машинка ещё и окажется с редким начертанием шрифта, — считай, фортуна улыбнулась.
***
Итак, размер шрифта, его начертание — важная составляющая в жизни пишущих машин. Строго говоря, самая главная: машинка была придумана, чтобы на выходе она давала быстро и красиво отпечатанные тексты. Владеть информацией о шрифтах, какие бывают на машинках, тоже полезно. Так, если пользоваться машинкой с шрифтом micrо, надо знать, что копии через копировальную бумагу на ней создать не получится. Размер, начертание шрифта могут оказаться принципиальны, в том числе и с точки зрения цены. Машинка с оригинальным или редко встречающимся шрифтом вправе стоить дороже. 

25.01.2015

_____

Похожие статьи:

Кириллические шрифты в стиле «печатной машинки» для Photoshop

Шрифты в стиле «печатная машинка» могут быть использованы для создания ретро-дизайна. В данной подборке собраны 20 кириллических шрифтов, которые могут помочь привлечь дух прошлого в ваши проекты.

О том, как воспользоваться новыми шрифтами в Photoshop и как их правильно установить, можно ознакомиться в нашей Инструкции «Как установить шрифт в Photoshop»

a_OldTyperNrRegular

Шрифт с весьма витиеватым начертанием, округлыми буквами и засечками. Тайкой использовался на некоторых видах печатных машинок.

Формат: .ttf

Количество: 1

Размер файла: 35 КБ 

Скачать

DS_moster

Шрифт, который нельзя спутать ни чем другим. Имеются даже грязь и кляксы от отпечатывания букв.

Формат: .ttf

Количество: 1

Размер файла: 57 КБ

Скачать

TrixieCyr-Cameo

Каждая буква данного шрифта имеет черный фон, таким образом, создается имитация печатного текста.

Формат: .otf

Количество: 1

Размер файла: 31 КБ

Скачать

TrixieCyr-Light

Еще один вариант «печатного» стиля, для тех вариантов, когда чернила в машинке заканчиваются, и буквы не полностью пропечатываются. Поэтому много светлых участков в каждой букве, серость общего вида, несмотря на использование черного цвета.

Формат: .otf

Количество: 1

Размер файла: 38 КБ

Скачать

B52

Один из самых известных шрифтов в стиле «печатной машинки». Создан он был в конце 90-х годов прошлого столетия и до сих является самым востребованным. Буквы имеют небольшие кляксы и точки от чернил.

Формат: .ttf

Количество: 1

Размер файла: 68 КБ

Скачать


 

Каким шрифтом печатают книги? — блог книжной типографии Printleto

Выбор шрифта для книги — проблема, которая волнует начинающих создателей художественной и научной литературы.

Задача дизайнера книжной типографии состоит в том, чтобы подобрать идеальный шрифт для вашей книги. Главное правило того, что вы прогадали со стилем шрифта, — это удобство чтения. Когда вы читаете книгу, вы погружаетесь в историю, наполняетесь эмоциями автора, познаете новую информацию, и последнее, что вы должны замечать — как выглядит шрифт.

Если вы решили самостоятельно заняться оформлением рукописи, прочтите несколько важных советов по лучшим шрифтам для книги от типографии “Принтлето”.


Какой размер шрифта используется в книгах?

Шрифт — неотъемлемая часть в создании композиции книги. Книжные дизайнеры разделяют два понятия: гарнитура и шрифт.  
Шрифт — это определенный образец, например, Helvetica Narrow Italic. А гарнитурой обозначают набор шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний. Например, Helvetica — это гарнитура.

Шрифт также делят на 2 группы: наборный и рисованный. Наборный шрифт используется для самого текста издания. Рисованный шрифт применяется для визуального оформления, дизайна книги, в частности, на обложке, переплете и титульном листе. Рисованный шрифт создает уникальный стиль книжного произведения. 

При выборе шрифта учитывайте 3 особенности: гарнитуру, начертание и кегль.



Наборный текст рекомендуется печатать обычным, курсивным, полужирным или курсивным полужирным шрифтом в выбранной гарнитуре. Добиться запоминающегося дизайна можно используя всего пару шрифтов. 
Что ещё влияет на выбор шрифта? Конечно, бумага. Если у вас мелованная бумага, то не используйте тяжелые, контрастные шрифты, они выглядит броско. А на газетной бумаге с трудом читается тонкий и изящный шрифт. 

Чтобы вашу книгу смог прочитать каждый без лишнего напряжения и «вглядывания» в буквы, важно подобрать шрифтовой кегль. Размер кегля исчисляется в пунктах (1 пункт = 0,376мм).   
Для каждого кегля есть свое персональное название: кегль 6 пунктов — бриллиант; кегль 4 пункта — диамант; кегль 6 пунктов — нонпарель; кегль 7 пунктов — миньон; кегль 8 пунктов — петит; кегль 9 пунктов — боргес; кегль 10 пунктов — корпус; кегль 12 пунктов — цицеро; кегль 14 пунктов  — миттель.  

Для каждого типа книжного издания определен наиболее читаемый размер кегля. Так, для художественной литературы подходит 10-12-ый кегль. Для остальной печатной продукции оптимальным считается 9-14-ый кегль.  

Не забывайте и о том, что размер наборной строки тоже играет свою роль в удобочитаемости. Рекомендуем использовать не более 50-55 знаков в одной строке. 

На выпуск книжных изданий существует ГОСТ, по которому определяется кегль и стиль шрифта. В большинстве печатных изданий используют Times New Roman, Garamond, Bodoni, Academy, Georgia.

Роль шрифта в оформлении книги

Шрифт — способ передачи текста в книге. Это его главная и существенная роль. Подобрать должным образом шрифт — задача непростая, но по силу каждому. Следуйте простым правилам подбора шрифта, и тогда всё получится. А ниже мы подобрали основные принципы, на которые влияет шрифт. 

Шрифт с засечками и без. Для основного текста издания рекомендуем использовать шрифт с засечками или без засечек, потому что такие шрифты являются «классическими» и не вызывают дискомфорта при длительном чтении. Декоративные шрифты подходят для заголовков, оглавления или других элементов книги, на которых нужно заострить внимание. 

Ненавязчивость. Подбирайте шрифты без сложных буквенных форм. «Кричащие» о своей уникальности шрифты отвлекают читателя и не дают сосредоточиться на  мысли, которую преподносит автор в тексте. 

Печатные шрифты. Courier и другие шрифты, которые используются в печатных машинках, — это моноширинные шрифты. Отличить их можно по одинаковой ширине всех знаков. Избегайте таких шрифтов для создания основного текста книги. В качестве исключения, моноширинные шрифты используют для заголовков глав, и в других случаях, где вам требуется характерный шрифт. 

Как выбрать шрифт для детской книги?

Если вы пишите детскую книгу и не знаете, какой размер шрифта лучше подойдет, то прочтите рекомендации по выбору шрифта для каждой возрастной группы.  Для детей дошкольного возраста (до 7 лет) подойдет шрифт в 16 или 20 пунктов, так как дети только начинают читать и знакомиться с буквами, их должно быть хорошо видно. 
Для детей первой младшей группы (7-9 лет) 14 и 16 пунктов для первоклассников, 12 и 14 пунктов для второго класса.   Для детей второй младшей группы (10-11 лет) 11 и 12 пунктов для третьего класса, 10 и 11 пунктов для четвертого класса. 
Дети среднего и старшего возраста (12-17 лет или 5-11 классы) могут читать шрифт любого размера. 



Шрифт печатной машинки: использование, названия, историческая справка

Винтажные шрифты, имитирующие печатную машинку, на сегодняшний день широко используются в веб-дизайне. Они придают тексту изящности и особого очарования, но применимы, конечно, не во всех случаях.

Историческая справка

До появления компьютерных систем для набора текста использовались печатные машинки. Они создавались в основном для переписывания ценных бумаг и рукописей. Шрифт печатной машинки не просто так неровный и немного расплывчатый. Когда один из первых изобретателей этого устройства, М. Алисов, презентовал свое детище, оно многим не понравилось, так как символы были эталонно ровными, как из типографии. Это создавало некоторые сложности при наборе документов, приходилось подвергать их цензуре. Остальные изобретатели учли эту ошибку, и шрифт печатной машинки стал таким, каким мы знаем его сейчас.

В печатных машинках используется так называемый моноширинный шрифт, который отличается одинаковой шириной символов. Считается, что он менее удобный для чтения, чем пропорциональный шрифт, который используется в современной печати. Но и в наши дни он встречается в программировании при написании исходных кодов, этим шрифтом пишут киносценарии. Кстати, автомобильные номера тоже написаны моноширинным фонтом.

Для экономии пространства и уменьшения размеров устройства часто убирали многие клавиши. Например, цифры заменяли омографичными буквами, дефис и тире были одинаковыми, как и кавычки.

Использование

Большую часть ХХ века все официальные государственные документы были машинописными, издательства также требовали приносить напечатанные тексты, так как это сильно облегчало работу наборщиков.

В середине ХХ века, с появлением персональных компьютеров, печатные машинки ушли в прошлое. Но шрифт печатной машинки до сих пор активно используется дизайнерами. Он отлично смотрится во многих стилях, придает эффект винтажности. Создается впечатление работы рукотворной, а не выполненной бездушной машиной.

Как называется шрифт печатной машинки?

В настоящее время есть более 15-ти их разновидностей для Photoshop. Каждый шрифт печатной машинки для «Фотошопа» имитирует либо стиль определенного устройства, либо написание в разных изданиях (газеты, типография). Многие стили доступны как в кириллице, так и в латинице. Наиболее похожим выглядит фонт B52 с его большим расстоянием между символами и эффектом потертости. Есть и другие шрифты, например:

  • DS Moster имеет довольно интересный эффект, при котором некоторые символы пропечатываются жирнее. И буквы располагаются не ровно в строке, а «пляшут», делая текст очень реалистичным.
  • Underwood полностью копирует стиль написания одноименной машинки.
  • Harting и 1942 Report выглядят очень потертыми, как будто краска в машинке начинает заканчиваться.
  • Junkos Typewriter сильно стилизован, буквы в нем разного размера и неровные, много «пятен от чернил».
  • Type Writer, Type wrong и King больше приближены к компьютерному или типографскому набору, они четкие, ровные и без мелких пятен.
  • Old Newspaper похож на стиль печати в газетах в начале ХХ века.

На сегодняшний день мы имеем огромное количество возможностей. Шрифты используются практически везде, от государственных документов до рекламы и искусства. Шрифт печатной машинки придаст эффект старины любому сайту или изображению.

М. А. Нетыкса. Альбом писаных и печатных шрифтов. 1906

 

 

Михаил Адольфович Нетыкса (1862—1921) — русский инженер-механик и педагог, автор классических руководств по прикладным искусствам и ремёслам; учился в ИМТУ (1893—1899).

 

Публикуем классический труд Михаила Адольфовича о шрифтах для архитектурных чертежей. Издание оцифровано Российской государственной библиотекой.

 

 

 

Альбом писаных и печатных шрифтов для чертежников и учеников технических школ / Собрал М. А. Нетыкса. — Москва : Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Кº, 1906. — 15 с., 52 л. шрифтов : ил.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 

На русском языке уже имеется несколько сборников шрифтов для Чертежников, составленных или Специалистами Каллиграфами, или Преподавателями черчения. Первые составители шрифтов ставили выше всего красоту формы, так трудно достижимую для лиц, не обладающих красивым почерком от природы. Вторые составители ударялись скорее всего в вычурность формы букв и стремились все шрифты исполнять при помощи кругового пера и рейсфедера. Быть может этим путем достигались цели учебные, но зато практическая сторона жестоко страдала.

 

Настоящий сборник составлен на другом принципе: мы старались дать шрифты скоро и удобно исполняемые, и подбираем такие формы букв, чтобы нарушение основной их формы не резало глаза. Надо помнить, что все заводы, фабрики и технические конторы считают лишнее время, потраченное на исполнение чертежей, загубленным с убытком, и потому было бы бессмысленно тратить его еще на вычурные надписи. На первом месте должны стоять простота и скорость, в сочетании с некоторым изяществом или, по крайней мере, с оригинальностью. По этой-то причине мы старались избегать обыкновенных печатных шрифтов, выработанная форма которых слишком трудна в передаче, а малейшее отступление от этой формы режет глаз. Почти не найдете в этом сборнике также шрифтов хорошо известных чертежникам из других источников. Здесь почти все ново или, хотя и не ново, но было забыто.

 

Изд.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Начнем с того, что сборник наш служит лишь дополнением к третьему изданию книги „Техника черчения“*, и взглядов на надписи чертежей, высказанных в помянутой книге, мы придерживались неизменно. Повторим их:

 

1) Надписи на чертеже должны быть настолько простые, чтобы их можно было сделать скоро и хорошо, независимо от почерка чертежника.

 

2) Ясность и четкость надписей имеет главное значение, а потому не следует употреблять особо фантастических шрифтов, которыми в последнее время так увлекаются все художники и архитекторы.

 

3) При надписях по возможности следует избегать сложных построений, а надо все делать по глазомеру. Если мы большинству шрифтов и предпосылаем геометрические построения, то лишь с единственною целью уяснить характер букв и этим путем указать на относительные размеры их, а также характер закруглений и подсечек. В распоряжении чертежника всегда имеется готовая клетчатая бумага, миллиметрическая или дюймовая, и на клочке ее можно с легкостью составить всю надпись от руки карандашом, а потом при посредстве прозрачной бумаги перевести всю надпись в надлежащем месте чертежа и обвести ее тушью.

 

4) Лучше однако выбирать шрифты рукописного характера, но такие, которые маскировали бы дурной почерк чертежника. Сейчас наиболее распространен шрифт рондо (круглый), и для его исполнения имеются специальные перья. Если вникнуть в суть этого письма, то всякий придет к убеждению, что буквы скорее вырисовываются, чем пишутся. И этот шрифт имеет существенные недостатки, о которых в своем месте упомянем.

 

5) Можно также делать надписи посредством кисти, что выходит очень красиво.

____________

* В библиотеке Технэ есть 4-е издание книги «Техника черчения»:

(Прим. Технэ)

 

 

Итак, есть несколько способов выполнения надписей, что дает нам возможность сделать такую классификацию:

  • 1) Шрифты рукописные.
  • 2) Шрифты рондо и другие, которые исполняются специальными перьями, с широкими наконечниками.
  • 3) Шрифты рисованные.
  • 4) Шрифты, черченные при помощи общих инструментов готовальни.

 

* * *

 

При надписях чертежей можно пользоваться всеми видами шрифтов вперемежку, или каким-либо одним, но во всяком случае необходимо придерживаться того взгляда, что надпись не должна убивать собою чертежа. Лучше, если надпись окажется даже менее заметная чем следует, нежели обратно.

 

Во всяком же случае четкость должна иметь первенство перед красотой. Если, например, чертеж сделан по старому методу, тонкими линиями и слабо окрашенными разрезами, то и надпись чертежа должна быть выбрана из тонких шрифтов. Если же чертеж отчетливый и сочный, то и надпись его надо делать покрепче. Чертежи машин нуждаются в простых надписях, лишенных всякой вычурности; буквы надписей должны отличаться строгостью и простотой формы. Напротив, в архитектурных планах, а особенно в обозначениях на фасадах, можно допустить некоторую фантастичность формы букв, и даже надпись может носить характер сецессии (декадентства), посколько от этого не пострадает четкость.

 

Надо помнить, что на архитектурных планах надписи служат более для украшения чертежа и по преимуществу только часть надписи имеет значение документальное, а остальное является дополнением. Так напр., в надписи:

 

 

Только фамилия владельца имеет важное значение, а все остальное в надписи может быть использовано для украшения чертежа и в четкости не нуждается. Наименьшее значение имеет слово „План“, им то и пользуются, как украшением. Слово это делают наиболее кудрявым и крупным шрифтом, — особенно первую букву его. Таким образом слово „План“ бросается более всего в глаза и служит лишь указанием, где надо искать важных частей надписи.

 

Так как отдельные фигуры чертежа не всегда возможно расположить правильно, то для надписи выбирают такое место, какое посвободнее, и таким путем заполняют пробелы на бумаге чертежа, вследствие чего он выигрывает по внешности.

 

При симметричном расположении фигур чертежа, стараются надпись сделать вверху посредине, но если почему либо, как напр., вследствие уменьшенного масштаба отдельных фигур, низ чертежа выходит не такой густой, как верх, то надпись делают внизу, и более толстыми буквами.

 

Хотя на надписи стараются тратить по возможности меньше времени, все таки нельзя ими уж совсем пренебрегать, тем более, что даже прекрасно исполненный чертеж легко совершенно испортить заглавною надписью. Чертежники говорят очень картинно, что надпись убивает чертеж. Может быть и обратное, что чертеж убьет надпись.

 

Хотя в выборе подходящей надписи для чертежа первенствующую роль играет личный вкус чертежника, но ведь нельзя же требовать от всех развитого вкуса, а потому иногда нижеследующие строки могут принести пользу.

 

Изящество чертежа требует, чтобы место под самим изображением (или группою отдельных фигур) на бумаге, занимало не более 5/7 всей длины листа и 3/5 его ширины. Незначительные уклонения вполне допустимы (мы имеем в виду лист ватманской бумаги, или кусок бумаги другой величины, но с тем же отношением длины к ширине). При таком расположении вверху и внизу останется достаточно места для заглавных надписей и масштаба.

 

Если высота чертежа не более 12 дюймов, то высота букв главной строки надписи может быть принята в 20 раз меньшая, т.-е. 12/20 = 3/5 дюйма. С увеличением высоты чертежа размер высоты букв пропорционально увеличивается, а при очень больших чертежах высоту букв несколько уменьшают и доводят до величины 24 раза меньшей.

 

Длина главной строки надписей составляет никак не более ⅓ длины, занятой на бумаге чертежом. Сообразуясь с этим, стараются суживать или уширять буквы надписи, но отнюдь не делать слишком большого расстанова между буквами, иначе надпись будет пестрить чертеж и утрачивается четкость. Всякое слово надписи должно сразу попадать в глаз, а не сливаться с соседним словом, что при чрезмерном расстанове букв непременно случится. Так, напр.,

 

 

Вторая строка, как нельзя более доказывает наше суждение.

 

Еще менее бывает удачна другая крайность, когда для укорочения строки стараются делать надписи из узкого высокого шрифта. Напр.,

 

 

помимо потери четкости, между буквами, вследствие их формы, окажутся пробелы 1, 2, 3, которые как бы рвут слова.

 

Желая избежать последнего обстоятельства, особенно присущего русским шрифтам, иногда уродуют надпись, вставляя в строку более мелкие буквы, как бы сдавленные соседними, и многие находят это красивым. Напр., табл. А, фиг. 1.

 

Предоставляя о красоте такого сочетания букв судить художникам, чрезмерно поклоняющимся, или, вернее, слишком свободно уклоняющимся от форм новонарождающегося стиля, наз. вполне правильно декадентским, находим, что для надписей на чертежах он не желателен, т.-к. вводится в ущерб четкости, и действительно не всегда сразу можно прочесть новую декадентскую надпись. Напр. табл. А фиг. 2.

 

Вот почему, если строка надписи, из надлежащего размера букв, не умещается в данных пределах на чертеже, можно значительно уменьшить размер букв, и только первые буквы слов выделить по размеру, напр.,

 

 

Особенную трудность представляют надписи длинные, т. к. тут неправильное расположение отдельных строк может забить даже четкость и красоту шрифта, и этим испортится вид всего чертежа.

 

Употребим здесь техническое выражение: строки надписи должны располагаться вазой; поясним сказанное:

 

Верхняя строчка надписи обязательно делается возможно короче, вторая еще короче, третья — самая длинная; затем строчки укорачиваются и только самая нижняя строчка может быть произвольной длины; но тогда она делается тонким шрифтом. Например, надпись:

 

Проект устройства Метрополитэна в Москве, составлен инженером Балинским, по новейшим данным, в 1902 году.

 

Одобрен 1903 г., 12 октября.

 

Главное слово это „Метрополитэна“, и потому для него назначают самую длинную и четкую строчку. После этого надпись комбинируют так:

 

 

В начале и в конце каждой строчки для уяснения поставлены черные точки. Соединив все черные точки с каждой стороны надписи кривой линией, получим два симметричных очерка, которые изобразят собою очерк довольно некрасивой вазы. Чтобы достичь такого расположения надписи, нужно комбинировать различные шрифты, и если в строке получается мало букв, а строка должна быть длинная, то применяют широкий шрифт. Очень короткие слова, из одной, двух или трех букв, выделяются обязательно в особую строчку. Так, напр., слово „въ“ в предыдущей надписи выделено.

 

При выборе шрифтов необходимо придерживаться некоторого однообразия; только главные слова не согласуются с этим правилом и выделяются порезче.

 

Естественно поэтому парафразировать надпись так, чтобы состав и длина строчек стали подходящие, а смысл надписи не пострадал.

 

Иногда это возможно, а иногда и нет, и в таких случаях надо прибегать к ухищрениям; так, напр., пользуясь некоторой свободой стиля, выбирают кудрявый шрифт нового образца, или, латинский; всю надпись делают из равных по длине строчек и одинакового роста букв, и только главные слова надписи делают чуть повыше и чуть потолще (какой-нибудь краской). Напр.,

 

 

На красоту надписи влияет расстанов букв, и этот расстанов не может быть одинаковый везде, так как при одинаковом расстанове слова надписи будут прерываться, т.-е. надпись будет неравномерной степени густоты. Надо поэтому сообразоваться с характером букв и изучить их; тогда увидите, что алфавит можно подразделить на буквы:

 

 

Сочетание в надписях плотных букв делает надпись густою, а сочетание плотных с жидкими или жидких с жидкими, вызывает как бы перерывы слова. Поэтому необходимо расстанов букв плотных делать больше, а жидких меньше.

 

Например, слово:

 

 

состоит за исключением буквы „п“ из жидких букв, а потому расстанов между всеми буквами может быть сохранен одинаковый.

 

Слово:

 

 

требует сближений 1, 2, 3, 4, 5, 6, между буквами, и т. д.

 

* * *

 

Расстояния между строчками не должны быть более полуторной высоты букв, иначе надпись выйдет слишком разгонистая.

 

Вот основные данные для составления надписей из каких угодно шрифтов, одинаково применительные во всех случаях практики. Есть особенности, касающиеся отдельных шрифтов, и это выяснится на практике.

 

 

 

Рукописные шрифты.

 

Группа первая.

 

Собственно говоря, первая группа шрифтов предлагается нами лишь для полноты сборника и большого значения для надписей чертежей иметь не может.

 

Обыкновенный наклонный шрифт, с каким знакомят учеников в школах, имеет целью выработать четкую скоропись, но не красоту письма. Шрифт этот отличается тонкими штрихами, с почти острыми закруглениями и переходами, и может быть рассматриваем, как смесь английского шрифта с острым немецким. Если внимательно изучать русский рукописный шрифт, то придете к убеждению, что он обязательно требует твердого стального пера и скорости в письме, а как следствие — гладкой бумаги. Но так как чертежная бумага почти всегда твердая и шероховатая, то на ней скоро писать нельзя, тем более, что тонкие штрихи будут рваные, а после прочистки резиной ослабнут еще более. Вот почему не рекомендуем этого шрифта. Тем не менее изредка встретится надобность и в рукописном шрифте, а потому предлагаем округленный английский шрифт, как самый красивый. Его необходимо писать мягким пером, оставляющим довольно толстые штрихи и росчерки.

 

В основу английского шрифта таб. 1 и 3 (1, 1а) положен наклонный эллипс, ширина которого почти вдвое меньше высоты.

 

Для определения ширины эллипса и его наклона, чертят квадрат abcd (табл. А, фиг. 3) и стороны его делят на 4 равные части. Квадрат разобьется на 16 мелких квадратиков; наклонная xy, от угла с квадрата до ¾, расстояния от а, даст наклон букв, а ширина ½ квадрата будет соответствовать ширине букв. На фиг. 4 той же таблицы А начерчен пунктиром ряд эллипсов и по ним обведено несколько характерных букв; а внизу на фиг. 5—8 показаны разные сочетания букв, откуда видно, что забота о равномерной густоте написанного слова заставляет иногда уширять, а иногда суживать прозор между буквами.

 

Такой же шрифт может быть и прямым, и обратным фиг. 9 и 10, при чем закон построения букв по эллипсам сохраняется всецело.

 

Уже прямой английский шрифт имеет большое значение для пояснительных надписей, но пользоваться им может только лицо, обладающее красивым природным почерком.

 

Заглавные буквы английского шрифта, в основу построения которых положен тоже эллипс, отличаются большею фантастичностью, не утрачивая при этом четкости, как можно усмотреть на табл. 1, где ясно видно, что буквы эти скорее рисуются, чем пишутся, т.-е. их сперва делают карандашом, а потом уже обводят тушью. Описанный английский шрифт носит название каллиграфического и употребляется в редких случаях при надписях землемерных планов.

 

Для нас гораздо большее значение имеет шрифт скорописный английский, или англизированный, несколько образцов которого представлено на

 

табл. 4 и 6 — шрифт 3 и 3а,

табл. 5 и 6 — шрифт 4 и 4а,

табл. 7 — шрифт 5,

табл. 9 и 6 — шрифт 7 и 7а.

 

Буквы такого скорописного шрифта не обладают особой красотой, но зато отличаются замечательной четкостью и тем, что форма их не зависит от дарования пишущего, а от характера пера.

 

Нетрудно заметить, что простым стальным пером англизированный шрифт писать очень неудобно, а если взять специальное перо

 

 

с косым обрезом (фиг. 11—12) (американское), фабр. Mabie Todd & Сº. (Legal Pen), или перо фабр. SCHAGEN (немецкое) (фиг. 13), а в крайности перо Зеннекена (фиг. 14—15), то закругления букв, как будто сами собою выходят правильные и красивые. Естественно, что такое перо надо держать иначе, а именно: кончик пера отводится влево так, чтобы косой обрез его всей шириной коснулся бумаги; при этом локоть подается несколько вправо. При письме такими перьями сходит с пера много туши, вследствие чего перо надо бы часто макать, рискуя залить углы букв, поэтому лучше всего покупать перья с тушедержателями (фиг. 16), которые вставляются в ту же ручку, как показано на фиг. 17. Такой тушедержатель не допускает обильного стечения туши, хотя удерживает под собою ее достаточно много, а потому надо, пока написанная буква еще не просохла подпустить немного туши другим пером или кисточкой.

 

 

Итальянский шрифт (табл. 2 и 3, — 2 и 2а) характеризуется неуместными утолщениями и откреплениями. Нельзя отрицать красоты его, но вместе с тем надо заметить, что даже известные специалисты-каллиграфы не всегда удачно с ним справляются. Что же касается надписей на чертежах, то уже кудрявость и тонина итальянского шрифта, делают его совершенно не пригодным.

 

 

 

Опять повторяем, что все шрифты первой группы требуют от чертежника большого уменья, но все же и при этом чертеж зачастую портится.

 

 

 

Шрифты рондо и родственные им.

 

Собственно говоря, шрифты рондо, или круглые, это только те, в основу которых положен круг, на подобие того, как при английских шрифтах принято все закругления основывать на эллипсе.

 

Наша исходная точка зрения — это техника письма, а потому в главе о шрифтах рондо поместим главным образом родственные шрифты, т.-е. те, для которых с успехом употребляются перья рондо.

 

Шрифт рондо требует особого навыка, какой приобретается довольно скоро и легко, если придерживаться следующих указаний:

 

1) Хотя можно писать рондо и простыми стальными перьями, но тут, кроме навыка, требуется еще красивый натуральный почерк, каким далеко не все обладают. Зеннекену пришла счастливая мысль изготовления таких перьев, которые сами писали бы рондо, и мысль эту он осуществил весьма удачно. Зеннекен подметил тот факт, что прекрасные рисовальщики, а еще того чаще, отличные чертежники, обладают очень плохим и неразборчивым почерком, и воспользовался этим. Можно сказать, что типичный шрифт рондо скорее рисуется нежели пишется, при чем особенности личного почерка совершенно исчезают. На фиг. 18 представлены все 8 размеров Зеннекенских перьев для рондо, откуда видно, что носки перьев очень широкие с косыми обрезами.

 

 

Перо рондо надо вести твердой рукою, и потому простые ручки для него не годятся, а лучше взять такую, какая показана на фиг. 19, с пробковой наставкой ab; значение ее выяснится на деле. После, когда навык письма будет уже приобретен, можно взять и более простую ручку фиг. 20.

 

В виду того, что шрифт рондо жирный, полезно к перу приставлять тушедержатель (фиг. 16), который устранит опасение подтеков.

 

 

Шрифт рондо принадлежит к разряду вертикальных, а перо надо неизменно держать так, чтобы обрез его приходился под углом 45° к вертикалям, что наглядно показано на фиг. 21. Это обстоятельство и является причиной, почему необходимо для письма рондо приобрести особый навык. К сожалению, на русском языке не имеется систематического учебника письма рондо, и потому мы рекомендуем пользование немецкими тетрадками Зеннекена*), где правила письма изложены весьма наглядно на элементах письма, т.-е. на частях букв. На каждой странице тетрадок Зеннекена черной краской изображены вверху элементы букв, или целые буквы; под ними в нескольких последующих строках повторены те же элементы, но только светлой синеватой краской, с тою целью, чтобы их обводить чернилами; пониже синих строчек имеется лишь графленая клеточками полоска для более самостоятельного письма, а еще ниже, у конца страницы, оставлены лишь горизонтальные графы, по которым упражнения в письме делаются без всяких наметок.

____________

*) SCHUL-AUSGАВЕ

die

Rundschrift.

Т. Soennecken.

 

 

В виду крайней дешевизны этих тетрадок и полной их целесообразности, издавать их по-русски не беремся, тем более, что руководство наше не предназначено для училищ, а лишь для учителей и чертежников: мы даем типы шрифтов, а не учим систематическому чистописанию. По этой причине ограничимся лишь выдержками из тетрадок Зеннекена.

 

2) Для предварительных упражнений в письме надо взять сначала перо № 3 — среднего размера; заметим, что каждый № перьев служит только для определенной величины букв и если им писать буквы большего размера, то они окажутся не сообразно тонкими, а при меньшем размере, наоборот — слишком грубыми и неуклюжими.

 

Все буквы рондо состоят из толстых вертикальных линий, тонких соединительных штрихов, под углом в 45° к вертикалям, и дуг круга. При письме перо никогда не прижимается крепче или слабее, а едва лишь касается бумаги; таким образом тонина и толщина линий, образующих букву, обусловливается неизменностью положения пера и направлением его движения.

 

 

Хотя и говорится, что все буквы письма вписываются в квадрат, но, как увидите ниже, то и дело уклоняются от этого правила.

 

На табл. А, фиг. 22, (столбец 1), показаны вертикальные и горизонтальные толстые штрихи; характерно здесь косое начало и закончение штриха. В нижней строчке этого же столбца показаны штрихи несколько выгнутые, т.-е. такие, из каких действительно составляются буквы.

 

Упражнения столбца 2, указывают на правила письма буквы О из одних прямых линий. Стрелками показан ход пера, т.-е. что весь очерк буквы О, состоящий из двух толстых и двух тонких линий, ведется не отнимая пера от бумаги. Как нетрудно заметить, внутреннее пространство очерка есть правильный квадрат, а т. к. утолщения линий сделаны как бы снаружи, то очерк буквы выходит несколько удлиненный; в столбце 3 буква О написана как следует, т.-е. ее внутренность представляется правильным кругом, а утолщения сделаны снаружи, что до известной степени удлиняет букву и сообщает ей своеобразное изящество.

 

Опять же вся буква пишется движением пера по стрелкам. Большинство чертежников поступают неправильно, т. к. пишут пером, рондо, как простым, т.-е. пишут левую половину буквы О сверху вниз, а затем дополняют букву второй половиной и пишут опять ее сверху вниз. Благодаря чему приходится в тонких местах буквы сводить штрихи, что некрасиво и трудно, а главное, требует развития глазомера. Повторяем, что шрифт рондо — шрифт рисовальный, и применять к нему общих правил письма невозможно.

 

На табл. А еще даны разные упражнения в письме элементов строчных букв, и к ним надо применять вышеданные правила.

 

Мы не станем предлагать полного алфавита нормального шрифта рондо, потому что читатель найдет его во всех руководствах по чистописанию, а укажем на целый ряд разновидностей букв, совершенно уклонившихся от обыкновенного рондо и имеющих общее лишь то, что они исполнимы с удобством только перьями рондо.

 

Наиближе подходит к нормальному рондо:

 

табл. 13 и 15 шрифт 11—11а.

табл. 8— шрифт 6.

табл. 12 и 15 шрифт 10—10а.

 

Совсем уклоняется от типа рондо:

 

табл. 14 и 9 шрифт 12—12а.

 

похожий на простой рукописный, но много четче.

 

Теперь, когда вы ознакомились с характером шрифта рондо, можно сказать о положении корпуса тела во время письма. При обучении каллиграфии об этом говорится в самом начале, но всякому чертежнику известно, что бумагу чертежа поворачивать по произволу вообще не следует, а подчас даже это совсем невозможно. При письме рондо лучше всего, если край бумаги чертежа параллелен краю доски, а касательная к груди пишущего, тоже параллельна краю чертежной доски, т.-е. перед чертежной доской надо стоять или сидеть прямо, а не боком, как это принято при обыкновенном письме, а локти обеих рук надо опереть на доску. При этом проведение вертикальных элементов букв рондо достигается гораздо легче и правильнее.

 

 

 

Фигурные шрифты.

 

После рондо, они представляют наибольший интерес, как потому, что составляют переход к печатным буквам, так и потому, что легко пишутся тупыми перьями фиг. 23—24.

 

 

Обыкновенный итальянский:

 

табл. 10 — шрифт 8.

 

Высота букв равна 2½-ной ширине. Стараются так стать по отношению к строчке, чтобы строчка была перпендикулярна к груди пишущего. Само письмо делается так, что тонкие штрихи букв ведут горизонтально, а толстые — вертикально, как показано на фиг. 25.

 

 

* * *

 

Очень недурен шрифт полуготический:

 

табл. 15 — шрифт 13.

 

Пишется он перьями с косым обрезом. Обязательно должен быть не шире указанного на таблице.

 

* * *

 

Табл. 11 — шрифт 9.

 

Это очень кудрявый шрифт, скорее рисованный, чем писаный; употребляется очень охотно при архитектурных и землемерных планах. Шрифт этот дает богатую тему для дальнейшей разработки, и может быть видоизменяем до бесконечности. То же самое можем сказать об алфавитах современного стиля, далеко не лишенных своеобразного изящества:

 

Табл. 24 — шрифт 24 и 25.

 

Никаких указаний по письму дать нельзя, так как в этих шрифтах нет ничего постоянного: форма и величина букв всецело зависят от места, и если о чем-либо заботятся, так это о равномерной густоте слов, что вовсе не составит трудности, хотя подчас отрицательно повлияет на четкость надписи.

 

 

 

Шрифты рисованные.

 

При топографическом рисовании, и заводском черчении, иногда требуется от мелких надписей особая четкость и вместе с тем простота исполнения. Представьте себе, напр., крупно-масштабную карту, положим верста в дюйме, и на ней требуется надписать все названия деревень, сел, речек, лесов и пр. Хотя бы вы делали надписи красивейшим рондо, все же они только запестрят план и даже заглушат до известной степени его четкость. Тут-то и важно уметь рисовать буквы, но почему-то о соответствующих алфавитах нигде нет ни слова, и мы едва ли ни впервые даем об них кое-какие указания.

 

Основной тип рисованных букв представлен на

 

табл. 16 — шрифт 14.

табл. 17 и 23 — шрифт 16—16а.

табл. 18 и 19 — шрифт 17—17а.

 

Как видите, все буквы почти неправильной, но вполне своеобразной, формы, выведены толстыми линиями.

 

Делается это следующим образом:

из мягкого липового или осинового дерева, а еще лучше из карандашного, делают несколько скалок вдвое или втрое тоньше карандаша и торцы их заправляют тупо, так чтобы самый обрез был чуточку тоньше, нежели ширина штриха буквы. Затем торцы насекают острым ножиком, чтобы получилось нечто похожее на коротковолосую кисточку.

 

Скалки на несколько минут опускают в рюмку с теплой водой, где концы их разбухают и, когда скалки вынете и вытрете тряпочкой, приобретают свойство впитывать разведенную тушь, чем и пользуются. Скалки по очереди макают в тушь и рисуют ими буквы, совсем так, как карандашом. Когда скалка перестает спускать тушь, ее опять погружают в воду, а из воды вынимают другую скалку, третью и т. д.

 

Для более грубых надписей пользуются уже не скалками, а кисточкой, и достигают при этом очень удовлетворительных результатов, особенно если после кисточки сделать подправки пером.

 

Пример таких шрифтов показан на:

 

табл. 17 — шрифт 15.

табл. 18 и 19 — шрифт 18—18а.

табл. 20 и 19 — шрифт 19—19а.

табл. 20 и 19 — шрифт 20—20а.

табл. 21 и 19 — шрифт 21—21а.

табл. 22 и 23 — шрифт 22—22а.

табл. 22 и 23 — шрифт 23—23а.

 

Дать какие-либо конструктивные правила для этих шрифтов решительно невозможно: все основано на личном вкусе чертежника, а если такового нет, то несомненно есть понятие о некоторой гармонии, благодаря чему, вместо указанных шрифтов, появится новый, не менее оригинальный.

 

Тут надо обратить внимание на одну характерную черту рисованных шрифтов: требуется, чтобы линии были равномерной толщины и однообразной черноты. Это легко достижимо при небольших размерах букв и почти совершенно невозможно при заглавных надписях. Предлагаем поэтому новый прием надписей, очень простой и вместе с тем элегантный. Надпись делают кистью и пером, но только не тушью (или краской), а густым раствором декстрина, стараясь, чтобы слой декстрина был равномерный. Затем на тупую щетинную кисть набирают чуточку масляной краски какого угодно цвета и растирают ее на клочке бумаги, с тем, чтобы кисть стала почти сухая, и такой кистью трут кругообразно по декстринной надписи. Тотчас же увидите, что вокруг надписи краска ляжет в виде красивых туч. Густоту наложения масляной краски можно довести до какой угодно степени. Спустя полчаса, или даже скорее, масляная краска застынет, и тогда по надписи проводят смоченной губкой: от этого весь декстрин совершенно смоется, и белые буквы выступят отчетливо на фоне масляной краски. Очерки букв будут очень определенные и резкие. Остается теперь буквы отделать, т.-е. открепить местами или оконтурить.

 

Предлагают вместо декстринного раствора в воде употреблять раствор каучука в бензине. При этом способе можно для фона употреблять акварельные краски и растирать их сухой, жесткой кисточкой, а для смывки берут бензин. Не видя каких-либо преимуществ, но только несомненную опасность в обращении с бензином, считаем декстринный раствор лучшим.

 

* * *

 

К рисованным шрифтам надо причислить клиновый.

 

Табл. 25 — шрифт 26.

 

Шрифт этот очень удобен при наметке отдельных букв на стенных таблицах, или других учебных чертежах большого масштаба.

 

Простая рисовка этих букв затруднительна и хлопотлива, особенно если их много. Поэтому контуры букв рисуют на толстой пергаментной бумаге и вырезают так, чтобы получился трафарет, который накладывают на требуемое место, и затирают сухой кистью, напитанною акварельной или масляной краской, а затем уже, для большей рельефности, отделывают, как показано на табл. 25.

 

 

 

Шрифты полурисованные, получерченные.

 

Этот разряд шрифтов особенно благодарен в исполнении, как по причине замечательной простоты, так и по возможности уклонения от указанной формы.

 

Закругления во всех шрифтах этого типа делаются от руки, а прямые линии, особенно вертикальные и горизонтальные — рейсфедером.

 

Ширина и вышина букв указана, и соотношения между этими величинами надо более или менее строго придерживаться.

 

Табл. 26 — шрифт 27, кудрявый прямой.

Табл. 28 — шрифт 30, кудрявый прямой.

Табл. 27 — шрифт 29, кудрявый наклонный.

Табл. 26 — шрифт 28, полупечатный.

Табл. 29 — шрифт 31, полупечатный.

Табл. 30 и 42 — шрифт 32—32а, полупечатный.

Табл. 37 и 42 — шрифт 40—40а, полупечатный.

Табл. 30 и 42 — шрифт 32—32а, кудрявый жирный.

Табл. 32 и 36 — шрифт 34—34, кудрявый цветной.

Табл. 31 — шрифт 33, полупечатн. цветной жирный.

Табл. 34 — шрифт 35, фантастический связный.

Табл. 34 — шрифт 36, фантастический итальянский.

Табл. 33 и 43 — шрифт 45—45а, кудрявый цветной.

Табл. 35 и 43 — шрифт 37—37а, фантастический немецкий.

Табл. 44 и 43 — шрифт 46—46а, фантастический немецкий.

 

 

 

Шрифты печатные.

 

Группа печатных шрифтов самая обширная, а между тем в чертежном деле применяется едва несколько более простых типов, по причине кропотливости и сложности исполнения. Действительно, мы настолько привыкли к обыкновенным печатным шрифтам, что малейшее уклонение от их формы будет резать глаз. Вот причина, почему мы не будем давать разнообразия форм, а остановимся на простейших.

 

Все печатные шрифты чертятся по клеточкам, и для этого лучше всего взять готовую клетчатую бумагу, начертить на ней всю надпись карандашом, а потом скалькировать ее и перенести на надлежащее место чертежа.

 

Расчерчивать клеточки непосредственно на чертеже неудобно, потому что останутся уколы циркуля и при стирании клеточек сотрутся и посереют некоторые штрихи букв, вследствие чего вся надпись получится дряблая и мертвая.

 

Простейший шрифт показан на:

 

табл. 7 и 39 — шрифт 39—39а,

 

а на табл. В, (шр. 39) фиг. 26 показано построение по клеточкам основных букв, с тою лишь разницей, что закругления заменены прямыми, ломаными линиями.

 

Точно так же просто построение другого алфавита:

 

табл. 38 и 39 — шрифт 42—42а,

 

едва ли не наиболее излюбленного чертежниками, благодаря замечательной простоте построения (табл. В, фиг. 27).

 

Укажем еще на линейный итальянский алфавит:

 

табл. 38 и 39 — шрифт 41—41а.

 

Сущность построения та же, что и других линейных шрифтов, но возможна еще простенькая отделка, которая все-таки скрасит и оживит шрифт, как показано на табл. 38.

 

Для разнообразия можно уширять буквы или придавать им наклон; особенно интересно уширение букв, которое совершенно меняет их характер.

 

На этом заканчиваем построение простых, печатных, чертежных шрифтов и переходим к более сложным, самым красивым из которых будет бесспорно римский:

 

табл. 36 — шрифт 38.

 

Единственный его недостаток, — это трудность исполнения, почему мы взяли наиболее простую форму, которую можно строить по клеточкам, но только со строгим сохранением отношения высоты к ширине. Малейшее отступление от этого правила повлечет за собою искажение стиля и характера. Этот шрифт выходит своеобразно изящным, если его обводить от руки, а не рейсфедером.

 

Римский шрифт послужил за основание всем европейским шрифтам, а также и русскому, представленному на

 

табл. 45 — шрифт 47

 

в двух видах: прямом и наклонном.

 

Законы построения этого шрифта настолько сложны (см. табл. В, фиг. 28—29), что он удается только артистам-чертежникам, и те стараются снабдить буквы какой-нибудь простенькой отделкой, с целью загладить случайные недочеты.

 

* * *

 

Наименее требовательны в исполнении шрифты

 

табл. 40 и 39 — шрифты 43—43а,

табл. 41 — шрифт 44,

 

которые не только хороши сами по себе, но также поддаются всевозможным модификациям, так как их, без опасения нарушить стиль, можно уширять или суживать, составлять из прямых линий, или из дуг круга, отделывать всевозможными способами и, наконец, можно даже забывать о контуре буквы, а оставить лишь теневые утолщения. Неудивительно поэтому, что этим шрифтом чертежники пользуются чаще всего.

 

На табл. 46 — шрифт 48

 

взят широкий шрифт с указанием разных способов отделки. Первые две строки не представляют интереса с исполнительной точки зрения. Третья строка дает буквы без контура, а лишь с одними оттенками. Особенность представляет в третьей строке буква Ы — контура она совсем не имеет, а фон буквы покрыт толстой штриховкой, с узким расстановом отдельных штрихов. Если пожелаете сделать такую штриховку рейсфедером, то это вам безусловно не удастся. Но можно поступить проще. Всю букву оконтуривают декстринным раствором, им же делают редкую штриховку тонкими, равноотстоящими линиями, а затем вокруг буквы закрашивают некоторое пространство тем же декстринным раствором. Таким образом получите на бумаге открытыми только места, которые должны быть зачернены. Их затирают жесткой кисточкой, напитанной масляной краской. Необходимо, чтобы кисточка была почти сухая.

 

Буква Ь отделана таким же образом, но предварительная штриховка декстринным раствором сделана клетчатая. Буквы Ю и Э предварительно оконтурены декстрином, а затем забрызганы масляной краской. Делается это так: жесткую кисточку, или, еще лучше, зубную щетку, чуточку напитывают масляной краской и растирают на бумаге до того, чтобы кисточка (или щеточка) стали полусухие. Если проведете быстро по щетке спинкой перочинного ножика, то увидите, что будут слетать мелкие брызги, которые лягут на фоне буквы очень красивым мягким налетом. Само собою, что букву, кроме декстринной защиты, надо еще обложить кусочками бумаги, чтобы брызги не попали на чистую бумагу чертежа. Час спустя декстринную защиту смывают водой при помощи губки.

 

Такого рода отделка возможна только при условии, что чертеж наклеен на доску. Но ведь это всегда бывает, если делают чертежи изящные.

 

Законы построения даны на табл. В (фиг. 30 и 31).

 

* * *

 

Массивный шрифт

 

Табл. 47 — шрифт 49

 

заимствуем из сборника г. Вышинского. Отличается он густотой формы и удобством ее для отделки. В сборнике г. Вышинского найдете еще несколько очень милых шрифтов, некоторые из них мы здесь и поместим.

 

* * *

 

Не менее удобен в исполнении алфавит Куле.

 

Табл. 48 — шрифт 50.

 

Законы построения даны на табл. В (фиг. 32).

 

* * *

 

Табл. 49 — шрифт 51—52

 

дает итальянский ухищренный шрифт, а на табл. В, фиг. 33 — показан способ его построения.

 

В заключение на табл. 50 — шрифт 54—55 предлагаем печатный и писанный греческие алфавиты.

 

 

 

Таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

TrueType шрифт для прописей по русскому, украинскому и белорусскому языкам

Главная > Образование > Письмо >

 

Наконец ребенок научился (в некоторой степени) выводить буквы. Что делать дальше?

Мое мнение на этот счет кардинально расходится с представлениями школьных методистов. В традиционных школьных прописях, помимо букв, имеется еще сотня-другая отдельных слов да пара десятков предложений-образцов, которые по содержательности и благозвучию примерно соответствуют знаменитому изречению: «Мама мыла раму». Но вот прописи пройдены — и скорей-скорей за орфограммы! (Можно подумать, что орфограммы — это самое большое достижение русской словесности во все времена!)

Я же считаю, что знакомство с формальными правилами правописания (а ля Розенталь) можно спокойно отложить по меньшей мере еще лет этак на пять — уже после того, как человек будет обладать легким, изящным, беглым (и грамотным!) почерком. Пока же имеет смысл сосредоточиться на отработке письма как чисто механического навыка. Для этого надо очень-очень много писать и, прежде всего, — переписывать.

При этом родителям следует иметь в виду: содержание текста для переписывания окажет немаловажное влияние на формирование ребенка как личности. Вовсе не всё равно — выходит ли из-под его пера: «Мама мыла раму», — или же: «Ветер, ветер! Ты могуч…». Когда человек переписывает Пушкина, он становится немножко Пушкиным; а если переписывать измышления скудоумных методистов, то можно ненароком заразиться их скудоумием.

На мой взгляд, для переписывания лучше всего подходят стихи хороших русских поэтов. Именно у них логичнее всего учиться русскому языку. Я установил для своих детей правило — каждый день они должны переписать пять стихотворных строчек, да при этом заодно их и выучить. Халтура не принимается. Моя инструкция звучит так:

— Твое дневное задание — написать из этого стихотворения (поэмы) пять строк подряд красиво и без ошибок. Если ты делаешь ошибку или хотя бы помарку, то тебе ничего не надо переписывать заново, ты просто продолжаешь писать дальше, — пишешь, и пишешь, — и не отрываешь свою попу от стула, пока не окажется, что ты написал пять «хороших» строчек подряд.

Двум моим старшим детям с самого начала пришлось переписывать из книг. Это было по отношению к ним не совсем честно: ведь в книге текст набран печатным шрифтом. Они должны были вырабатывать красивый почерк, не имея перед глазами образца для подражания. (Попервоначалу я писал такие образцы собственной рукой, но потом мне это надоело.)

Моему третьему ребенку, Антону (теперь ему шесть лет), повезло в этом смысле больше. Я изготовил компьютерный шрифт для прописей, и теперь мне ничего не стоит распечатывать ему образцы в требуемом количестве. (Этого шрифта ему хватит на ближайшие года два. А потом придется изготовить уже другой шрифт — для выработки более беглого, «взрослого», почерка.)

У нас в ходу разные типы прописей-текстов: например, «черные» и «серые». Они названы так по цвету букв. Блеклые, серенькие буквы хороши тем, что ребенок может их обводить яркой (капиллярной) ручкой. Это прекрасное переходное упражнение, которое подготавливает к собственно переписыванию по образцу. Прописи с черными буквами лучше подходят именно для переписывания. Однако самой большой популярностью пользуются у нас «полосатые» прописи: сначала идет черная строка (для образца), затем — с тем же текстом — серая (для обводки), и, наконец, третья строка оставлена пустой для самостоятельного заполнения.

Итак, представляю читателям шрифт (TrueType) под названием Primo. Вот какой вид придает он одной из самых коротких фраз, содержащих все 33 буквы русского языка:

    Съешь же ещё    этих мягких французских булок     да выпей чаю!

А вот файлы с образцами прописей:

«Черные»: primo-demo-black.pdf

«Серые»: primo-demo-grey.pdf

«Полосатые»: primo-demo-stripes.pdf

Все желающие могут воспользоваться шрифтом Primo для изготовления собственных прописей (на русском, украинском и белорусском языках — для правшей и левшей). О том, как это делается, рассказано в приложении:

Генератор прописей «Primo-Tempo».

Примечание 1. Математические прописи находятся в главе «Математика».

Примечание 2. Старая версия генератора прописей, реализованная как макрос в среде Microsoft Word, OpenOffice.org и LibreOffice, больше не поддерживается, однако всё еще доступна здесь (MW) и здесь (OO.o, LO). В первой из указанных ссылок содержится также модификация шрифта Primo, адаптированная под официальные украинские стандарты (любезно подарена сайту Татьяной).

20.08.2007, отредактировано 03.08.2018

 

 

 

бесплатных шрифтов

Лучший веб-сайт с бесплатными высококачественными шрифтами для печати, с 60 бесплатными шрифтами для печати для немедленной загрузки и 118 профессиональных шрифтов для печати по лучшей цене в Интернете.

60 бесплатных шрифтов

  • 70 бесплатных шрифтов для печати — FontSpace

    Мгновенная загрузка 70 бесплатных шрифтов для печати. Для профессионалов, 24 на 100% бесплатны для коммерческого использования!

  • Segoe® Print Regular — Шрифты.com

    Купите шрифт Segoe Print Regular для настольных ПК на сайте Fonts.com.

  • Fonts.com

    Fonts.com предоставляет самый большой и лучший выбор высококачественных шрифтов для ПК и веб-шрифтов. Попробуйте, купите и загрузите классику, такую ​​как Helvetica, Univers, Frutiger, Trade …

  • Jeffrey Print Font — 1001 бесплатных шрифтов

    Jeffrey Print Font. 1001 Free Fonts предлагает огромный выбор бесплатных шрифтов.Загрузите бесплатные шрифты для Windows и Macintosh.

  • 99 лучших бесплатных шрифтов для полиграфического дизайна — папки компании

    При разработке сопроводительного материала для печатных СМИ хороший шрифт может привлечь внимание и увлечь аудиторию, но для получения лучших шрифтов для печатной рекламы часто требуется оплата лицензии …

  • Печать — советы по дизайну, образование, ресурсы и советы дизайнеров

    Введите свой адрес электронной почты, чтобы загрузить отрывок из Руководства по печати плакатов и изучить прошлое и настоящее дизайна плакатов.*

  • Бесплатные шрифты для печати синими виниловыми шрифтами | Шрифт Squirrel

    Загрузите и установите семейство бесплатных шрифтов Print Clearly от Blue Vinyl Fonts, а также выполните тест-драйв и просмотрите полный набор символов.

  • 70 бесплатных шрифтов для печати (страница 2) — FontSpace

    Мгновенная загрузка 70 бесплатных шрифтов для печати. Для профессионалов, 24 на 100% бесплатны для коммерческого использования! (Стр. 2)

  • MyFonts: шрифты для печати, продуктов и экранов

    Добро пожаловать в MyFonts, место №1 для загрузки отличных веб-шрифтов @ font-face и настольных шрифтов: классических (Baskerville, Futura, Garamond) наряду с новыми популярными шрифтами (Rufina…

Обратите внимание: если вы хотите создать профессиональную распечатку, вам следует подумать о коммерческом шрифте. Бесплатные шрифты часто содержат не все символы и знаки и не содержат пар кернинга (Avenue ↔ A place, Tea ↔ T ea).

Проверьте это бесплатно с Typograph.

  1. Самые популярные шрифты

  2. Пакеты по выгодной цене

  3. По семействам

  4. Родственные и похожие шрифты

Другие пользователи также ищут: печать, печать, пунктир, детский сад, элементарный

Откройте для себя огромную коллекцию шрифтов и проверенных вручную графических ресурсов.Все необходимые шрифты и многие другие элементы дизайна доступны для ежемесячной подписки, подписавшись на Envato Elements. Подписка стоит 16,50 долларов в месяц и дает вам неограниченный доступ, к огромной и постоянно растущей библиотеке, состоящей из 1500000+ элементов, которые можно загружать сколько угодно часто (также стоковые фотографии)!

3 лучших и худших шрифта для печати

Перейти на ирландский сайт
  • Служба поддержки
  • Как это устроено
  • Награды
  • Доставка и возврат
  • Около
  • Связаться с нами
Войти / Зарегистрироваться Меню
  • Продукты

    Самые популярные

    Раскрашенные шрифты, изображения, фотографии и векторные изображения

    В настоящее время вы используете старую версию браузера, и ваш опыт работы может быть не оптимальным.Пожалуйста, подумайте об обновлении. Учить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesMusicMusic ГлавнаяПремиумBeatШаблоныШаблоныДомашняя страницаСоциальные медиаШаблоныFacebook ОбложкаFacebook Mobile CoverInstagram StoryTwitter BannerYouTube Channel ArtШаблоны печатиВизитная карточкаСертификатКупонFlyerПодарочный сертификатРедакцияГлавная редакцияEnterta inmentNewsRoyaltySportsToolsShutterstock EditorMobile appsPluginsImage resizerFile converterCollage makerColor schemesBlogBlog homeDesignVideoContributorNews
    PremiumBeat blogEnterprisePricingImageFootageMusicEditorialDev API

    Вход

    Зарегистрироваться

    Меню

    FiltersClear allAll изображений
    • Все изображения
    • Фото
    • Vectors
    • Иллюстрации
    • Editorial
    • Видеоматериал
    • Музыка

    • Поиск по изображению
    .
    Оставить комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *