Лучшие русские шрифты: 42+ лучших кириллических шрифта бесплатно (обновлено в 2021)

15. Кириллические шрифты | The Linux Cyrillic HOWTO (rus)

Здесь будут ссылки на кириллические шрифты — как на платные, так и на свободные наборы. Александр Бердников из fido7.ru.tex, цитата о том, можно ли найти Postcript шрифты для набора научных текстов: «На настоящий момент практически единственный продавец на рынке шрифтов — это ParaType. Остальные (в том числе и «свободные» сайты типа Vedi или Litera) предлагают в основном акцидентные шрифты (качество не проверял), для набора текстов не пригодные. С ценами Paratype можно ознакомится, естественно, на www.paratype.com. Однако при отборе шрифтов надо очень внимательно прочитать лицензию и договор (то есть, какие реально у тебя будут права, какие реально есть гарантии и какую реально поддержку и сопровождение обеспечивает Paratype). Кроме того, необходимо озаботиться грамотным подбором гарнитур для начертаний \rm, \sf, \sc, \tt так, чтобы они были совместны. (Иначе можно было бы ограничиться «свободной Литературной» от ParaType, но вопрос: откуда взять замену всем остальным ТеХовским шрифтам?!)» Так что лучше пользоваться стандартными шрифтами lh Ольги Лапко.

Современные Type1 фонты поддерживают UNICODE и содержат русские символы с именами глифов типа «afii10049». К сожалению, многие приложения видят только первые 256 символов Type1 шрифта (Latin1 или ISO_8859-1). Именно для таких приложений нужны «отхаканные» шрифты, где в диапазоне 0-255 расположены символы KOI8-R. Взять можно, например, с (ftp.kapella.gpi.ru/pub/cyrillic/psfonts/) ftp.kapella.gpi.ru. Этот набор даже имеет необходимую часть для добавления к файлу Fontmap. Вы должны утянуть содержание каталога /pub/cyrillic/psfonts. В файле README описываются все необходимые подробности. «Нормальные» Type1 шрифты есть в Adobe Type Manager (ATM) или в поставке OS/2. На сайте www.paratype.com можно найти несколько бесплатных Type1 шрифтов — например, Pushkin.

В разделе Вывод на печать и PostScript можно найти дополнительную информацию по использованию Type1 шрифтов.

literat

В 1996 году компания ParaGraph International и Russian Foundation for Basic Research сделал шрифты literat доступными для бесплатного использования (подробнее смотрите файл licence из самого пакета). По отзывам, начертание этих шрифтов сильно отличается (причем далеко не в лучшую сторону) от того, что изначально называлось «гарнитура литературная» (старые математические книжки 60-х годов) — шрифт явно не доделан (можно посмотреть и ужаснуться, как выглядит слово «Где»), но в 99% результат вполне удовлетворительный. Сами шрифты доступны по адресу (ftp.vsu.ru/pub/tex/literat.zip) ftp.vsu.ru. Для того, чтобы эти шрифты можно было использовать с LaTeXом, следует достать так же и пакет (ftp.vsu.ru/pub/tex/) literat-*.tar.gz — «виртуальные шрифты» для LaTeX (T2A, OT1, T1 и TS1 кодировки). Подробности по установке смотрите в файле описания этого пакета.

PSCYR

Набор шрифтов Type1 для работы с TeX/LaTeX Полное число представленных базовых начертаний — 38, которое с учетом производимых из них вариантных начертаний (наклонный шрифт и капитель) дает полное число доступных шрифтов, равное 65.

История коллекции

Первые шрифты в коллекцию русских шрифтов Type1 (Advertisment, Antiqua, College, Handbook, Lazurski, Magazine, Textbook) были собраны Сергеем Наумовым в 1995 г. В этих шрифтах отсутствовала информация об изготовителе, однако по некоторым признакам это были просканированные изображения широко распространенных русских типографских шрифтов, большая часть которых была разработана в НПО «Полиграфмаш». Это были достаточно «сырые» шрифты с полным отсутствием кернинга. В 1997 г. коллекция была дополнена шрифтами Arial, Courier и Times фирмы Monotype, построенными из шрифтов стандартной поставки Windows. Добавленные шрифты также не содержали кернинга.

Свободно распространяемый шрифт ERKurier (автор шрифта — Gavin Helf, был добавлен Константином Чумаченко в версии 0.2, а шрифт Academy (неизвестного происхождения) — им же в версии 0.3. В версии 0.4 модифицированы ВСЕ файлы *.pfb и *.afm. Начертание многих букв и их элементов подверглись заметным модификациям. По этой причине имена шрифтов были изменены. Для шрифтов семейства Антиква и Букварная добавлен подробный кернинг, прежние шрифты, которые были заимствованы из Windows (Arial, Courier, Times), заменены на более современную версию. При преобразовании этих шрифтов из формата TTF в формат Type1 сохранен оригинальный кернинг. Добавлен шрифт CooperPSCyr, построенный на основе TTF-шрифта из AG Font Collection (автор — Andrejs Grinbergs).

Структура коллекции

Коллекция состоит из двух архивных файлов: PSCyr-0.4-type1.tar.gz, содержащего собственно начертания глифов в формате Type1 (файлы *.pfb) и их метрику и кернинг (файлы *. afm), и PSCyr-0.4-tex.tar.gz, содержащего tfm и vf-файлы, вектор кодировки T2A, определения шрифтов и стилевой файл для системы TeX, список шрифтов для dvips, а также документацию. Пакет состоит из двух частей:

  1. PsCyr-type1-*.tar.gz — содержит шрифты Type 1 и их метрики. В пакет включены гарнитуры: AcademyPSCyr, AntiquaPSCyr, HandbookPSCyr, CollegePSCyr, Lazurski, TimesNewRomanPSMT, ArialMT, TextbookPSCyr, MagazinePSCyr, CourierNewPSMT, KurierPSCyr, CooperPSCyr, AdvertisementPSCyr.
  2. PsCyr-tex-*.tar.gz — tfm и vf-файлы, вектор кодировки T2A, определения шрифтов и стилевой файл для системы TeX, список шрифтов для dvips, а также документацию.

Где можно взять коллекцию?

Первичный узел, с которого распространяется PSCyr версии 0.4, находится по адресу: mch5.chem.msu.su/pub/russian/psfonts/, официальное зеркало находится по адресу: ftp.vsu.ru/pub/tex/font-packs/pscyr/. Автор пакета: ([email protected]) Konstantin Chumachenko. \/.notdef {$/ {while ($0 !~ /} |-$/) {getline} printf «/.notdef {\n\t0 0 hsbw\n\tendchar\n»} {print} ‘ | t1asm -b > .temp rm -f $i mv -f .temp `echo $i | sed ‘s,\(cmc…..\).\.pfb,\1.pfb,’` done

LucidaSO

Благодаря свободно распространяемому дистрибутиву StarOffice 5.2 (См. раздел StarOffice 5.2) стали доступны шрифты LucidaSO (версия 0.1 от 13 августа 2000). Эти шрифты можно найти по адресу: ftp.vsu.ru/pub/tex/font-packs/lucidaso/. Там лежат и сами шрифты, и все, что надо для их использования с LaTeX и PDFLaTeX. В пакет входит три шрифтовые гарнитуры: LucidaSans, LucidaType и LucidaBright (всего 32 шрифта type1). Поддерживаются следующие кодировки TeX: T1, TS1, OT1, T2A. Кириллические шрифты содержатся только в LucidaSans и LucidaType. Всего есть 70 начертаний. Виртуальные шрифты созданы с использованием

fontinst v1.914. Для инсталляции шрифтов в teTeX (См. раздел teTeX) выполните следующие действия:

  • распакуйте tar-gz файл lucidaso-type1-<date>. tar.gz в директорию texmf;
  • распакуйте tar-gz файл lucidaso-tex-<date>.tar.gz в директорию texmf. Внимание: при распаковки могут затереться TFM и VF файлы Lucida шрифтов, которые являются частью дистрибутива teTeX;
  • добавьте в скрипт updmap запись для lucidaso.map;
  • выполните updmap для перегенерации map файлов;
  • для того, чтобы просмотреть документацию/примеры, загляните в директорию texmf/doc/latex/lucidaso/.

В случае возникновения комментариев, вопросов и «bug reports», свяжитесь с автором пакета Владимиром Воловичем по электронной почте [email protected].

dmtr-fonts

Это полностью свободный и сделанный с нуля шрифт Дмитрия Сорокина. Найти можно по адресу ftp.chg.ru/pub/Linux/mandrake/7.0RE/disk1/Mandrake/RPMS/dmtr-fonts-0.99-ipl1mdk.noarch.rpm.

sharatype

Шрифты Сергея Шарашкина, которые можно найти по адресу ftp.

chg.ru/pub/Linux/mandrake/7.0RE/disk1/Mandrake/RPMS/sharatype-1.0b-ipl1mdk.noarch.rpm»>sharatype-1.0b-ipl1mdk.noarch.rpm, из который два — свободные, а два оказались сомнительными, так как сделаны на базе шрифтов Peter Soos.

Всякая всячина

www.d-s.ruwww.slavonic.orthodoxy.ru — церковно-славянские шрифты.

Наиболее часто встречающиеся растровые шрифты перечислены ниже. Кроме растровых шрифтов, в X Window можно использовать Type1 Postcript шрифты, правда, их не стоит использовать как терминальные (обычно в этих шрифтах отсутствуют необходимые для этого символы), но в некоторых случаях они предпочтительнее, так как являются масштабируемыми — смотрите раздел Шрифты Type1.

Cronyx

В X Window, еще в конце 1995 года, в качестве стандартного пакета был включен набор KOI8-R шрифтов, разработанных Cronyx. Эти шрифты являются также частью XFree86.

Пакет для XFree86 можно найти на любом FTP архиве, где лежит дистрибутив X Window, например, непосредственно на (www.xfree86.org) официальном XFree86 FTP архиве. Имеется также более старое решение, например, пакет vakufonts, созданный ([email protected]) Сергеем Вакуленко, который стал основой для пакета, включенного в дистрибутив X Window. Очень важно, что имена шрифтов в старой коллекции не совпадают со стандартом полностью. Vakufonts, в общем, неплохой пакет, но иногда могут возникать различные сверхъестественные ошибки. Например, у меня были проблемы с Maple V для Linux, который падал по непонятным причинам с пакетом vakufonts, но прекрасно работал со «стандартными» набором. Шрифт -cronyx-fixed-* с полным соответствием charset=utf-8, в том числе с рамками: www.ice.ru/lists/cyrfonts. Коллекция Cronyx имеет новые версии, а также переработанный (и по-моему лучший) вариант by Serge Vaculenko, который включает все славянские кириллические буквы, а также и некоторые «дореволюционные» русские буквы.

Cyr-RFX

Кроме распространенных шрифтов Cronyx, существуют гораздо более эргономичные шрифты из проекта Cyr-RFX Дмитрия Болховитянова: (www.inp.nsk.su/~bolkhov/files/fonts/cyr-rfx/). Его шрифты предлагаются для всех используемых кодировок кириллицы.

xrus

Пакет xrus (не путать это с программой xruskb, ранее известной как xrus) является модификацией изначальных шрифтов Cronyx. Его можно найти по адресу (ftp.kiae.su/cyrillic/x11/fonts/xrus-2.1.1-src.tgz) ftp.kiae.su. Последнюю версию пакета xrus можно найти на страницах Андрея Чернова: koi8.pp.ru/. Теперь их адрес koi8.pp.ru/dist/x6rus-2.3.1-bin.tgz (и версия — 2.3.1). Возможно, Чернов будет менять их место, так что когда дело дойдет до beta, можно спросить в списке cyrfonts о предпочтительных адресах.

European

Очень благородные «изовые» шрифты можно взять на любом зеркале GNU в каталоге intlfonts, например, (ftp. chg.ru/pub/gnu/intlfonts/intlfonts-1.2-split/European.tar.gz) European.tar.gz (131Кб). В Debian они уже есть.

xcyr

Пакет xcyr можно найти здесь: sawsoft.newmail.ru/LS/koi8-extended.html.

При работе с TeX/LaTeX можно использовать Type1 шрифты — где их можно найти, описано в разделе Шрифты Type1. Внимание: При использовании Type1 шрифтов в тексте, насыщенном математическими символами, восприятие текста умеренно ухудшится (если не принимать дополнительных усилий по согласованию шрифтов). Математические CM-шрифты не будут сочетаться с текстовыми шрифтами. Ниже описаны стандартные кириллические шрифты LaTeX, которых хватает в 99.99% случаев.

lh

Лучшие кириллические шрифты всех времен и народов — кроме шуток. Благодаря Ольге Лапко (Издательство Мир) мы имеем бесплатный шрифт, который позволяет оформлять научные тексты с помощью LaTeX, совершенно не заботясь о подборке шрифтов для формул/текста. Как правило, эти шрифты уже есть в дистрибутиве LaTeX. Эти шрифты развиваются — в будущем обещают новые начертания (что-то говорили про Concreate — Конкретная Математика). Шрифты lh всегда можно достать по следующим адресам:

  • CTAN:fonts/cyrillic/lh
  • www.cemi.rssi.ru/cyrtug/files/cyremtex.98
  • www.cemi.rssi.ru/cyrtug/eng/news.htm
  • ftp.vsu.ru/pub/tex/

Начиная с версии 3.20 (?) LH поддерживает стандартные кодировки LaTeX T2A, T2B, T2C, X2, кроме того, поддерживаются LCY, OT2 и др.

Сами шрифты ttf впервые были предложены корпорацией Apple, но своего наивысшего рассвета достигли с помощью небезызвестной компании Microsoft. Несколько шрифтов в формате Unicode сама Microsoft выложила для бесплатного пользования (я только не уверен в лицензии — можно ли их использовать вне Windows) — так что идите на страничку (www.microsoft.com/typography/fontpack/default. htm) Microsoft Typography и ищите, пока не найдете. Благодаря своей популярности шрифтов в этом формате (в том числе и кириллических) в сети можно найти в очень большом количестве; только, как правило, они имеют не очень высокое качество, и пока мало программ под Unix/Linux могут использовать их без «напильника и кувалды». Но времена меняются — поддержка ttf уже встроена в X-window, с помощью gnu-библиотеки freetype некоторые программы умеют выводить шрифты на экран и в печать (например, текстовый редактор yudit). Если кто знает, где можно найти качественные и бесплатные (и не очень) ttf шрифты — то пусть сообщит мне.

Какой шрифт использовать для сайта в 2023 году

Тренды уходящего 2022 года

Сохранилась тенденция прошлого года на вариативные шрифты, большое количество начертаний, различные ширины, углы наклона, лигатуры (знак, образованный путём соединения двух и более графем) по-прежнему ценятся дизайнерами и помогают создавать интересные макеты.

Экспериментальные шрифты, гуманистические гротески и высококонтрастные акцидентные шрифты радовали глаз в этом году и, вероятно, будут и в следующем. Вернулся интерес к шрифтам дорожных знаков и навигационных систем.

В очередной раз стал заметным спрос на советское, на конструктивизм и дизайн 20-х годов прошлого века.

Святослав Грошев, арт-директор TexTerra: «Пожалуй, шрифт — первое, что привлекает внимание людей. Хотя часто это происходит неосознанно. Характер начертания шрифта вызывает определенное отношение к тексту. Поэтому правильно подобранный, уместный и хорошо сочетающийся с тематикой и оформлением шрифт помогает донести не только содержание этого самого текста, но и передает определенное настроение. Поэтому дизайнеры при разработке фирменного стиля особое внимание уделяют шрифтам. Именно шрифты формируют первое впечатление о бренде. Компания с хорошим фирменным стилем воспринимается клиентами как профессионал».

Разработаем вам фирменный стиль

Быстро и красиво!

Подробнее

1. TT Trailers

TT Trailers обновленная версия узкого гуманистического гротеска, разработанного студией TypeType. Передает привет киноплакатам прошлого, содержит большое количество начертаний, возможности titl (то есть Titling Alternates позволяет расположить буквы друг над другом).

Создан студией TypeType, платный

2. TT Ramillas

TT Ramillas. Высококонтрастная антиква (то есть шрифт с засечками) с легким налетом ретро и 28 начертаниями метит в лакшери-сегмент и подойдет как для акциденции, так и для основного текста.

Создан студией TypeType, платный

3.

T Travels Next

Шрифт T Travels Next по замыслу шрифтовиков студии TypeType является логическим продолжением TT Trailers, его альтернативной версией в широких начертаниях. Гарнитура содержит 21 начертание, 26 OpenType-фич с лигатурами, стрелками, стилистическими альтернейтами (нестандартными дополнительными вариантами знака) и прочими радостями дизайнера.

Создан студией TypeType, платный

4. Gate A1

Gate A1. Вдохновленный гротеском DIN и немецкими национальными стандартами шрифт был разработан Дмитрием Кирсановым в 2012 году под именем DIN PT. В 2022 перевыпущен с дополнениями Александра Любовенко и является нам в гуманизированной версии: полной кириллицы, набором стрелок, альтернативным набором цифр, графических элементов.

Создан студией TypeType, платный

5. Nagel

Nagel. Экспериментальный пропорциональный гротеск Александра Любовенко с идеями из моноширинных шрифтов (то есть шрифтов, где все знаки имеют одинаковую ширину). Традиционно узкие для пропорциональных шрифтов знаки в Nagel сделаны по-моноширинному широкими.

Создан студией Paratype, платный

6. Futura PT

Futura PT. Вечно молодая Футура в 2022 году обновилась и приросла новыми узкими начертаниями — теперь их стало 25.

Создан студией Paratype, платный

7. Pragmatica Next

Pragmatica Next. Еще один герой, который никогда не сойдет с наших экранов, гельветика в исполнении Александры Корольковой, Манвела Шмавоняна и Николая Недашковского. С новыми начертаниями (сейчас доступны шесть из них, остальные в разработке), от сверхширокого до сверхузкого, диапазон применения шрифта обещает стать поистине безграничным.

Создан Paratype, платный

8. SchoolBook New

SchoolBook New. Гарнитура Школьная, знакомая нам по советским учебникам и детской литературе, в 2022 году обновилась и осовременилась благодаря Александре Корольковой. И, по-прежнему, остается незаменимым шрифтом широкого круга применения от книг до лонгридов.

Создан в Paratype, платный

9. Bad Russian

Bad Russian. Точнее не скажешь. Мария Касаткина внимательно изучила такие шрифтовые работы советского периода, как обложки бюллетеня Арктического института, Архитектуры СССР и Издательства Политкаторжан, результатом чего стали интересная крупнокегельная (то есть заголовочная) антиква и желание переосмыслить прошлое.

Создан в Paratype, платный

10. Biform

Biform. Биформ Саши Денисовой, две формы, два начертания, регулярное и пиксельное, вдохновленные моноширинными традициями и голландским модернизмом, явный поклон прошлому, но с верой в будущее.

Создан в Paratype, платный

11. Vast

Vast Прошлогодняя работа Манвела Шмавоняна и Александра Любовенко, вариативный гротеск с диапазоном начертаний от сверхсветлого до сверхжирного и от нормального до сверхширокого, не забылась и в 2022 году, и явно будут работать в 2023-м.

Создан в Paratype, платный

12. Ambidexter

Ambidexter

— А Егор-то у нас — амбидекстр!

— Кто?!

— ЕГОР!
Прекрасная работа Егора Белозерова, сделанная явно не одной левой, экспериментальный акцидентный курсив, вдохновленный каллиграфией ширококонечного пера, радовал нас в прошлом году и пригодится в следующем.

Создан в Paratype, бесплатный

13. DARCO C(ompact)

DARCO C(ompact) В названии акцидентного шрифта Валерия Голыженкова будто бы зашифровано «ар-деко» и, очевидно, не просто так.

Создан в Letterhead, платный

14. Stoleshnikov

Stoleshnikov. Изящный и контрастный шрифт Юрия Гордона будто изучал старую Москву еще в далеком 2019. Но мы возьмем его с собой в 2023.

Создан в Letterhead, платный

15. Unbounded

Unbounded. Вариативный гротеск от NaN стал бесплатным и с разрешением на модификацию благодаря финансированию через блокчейн.

Библиотека Google Fonts, бесплатный

16. Yuni Slab

Yuni Slab. Брусковый шрифт с отсылками в XIX век, но современный и с перспективами на 2023 год.

Создан в Type.Today, платный

17. Produkt

Produkt. Универсальная современная брусковая антиква с небольшой разницей в высоте между прописными и строчными.

Создан в Type.Today, платный

18. Ottessa

Ottessa голландский гуманистический гротеск (то есть шрифт без засечек) c высокими строчными. Элегантный, экономный и универсальный.

Создан в Type.Today, платный

19. Druk

Druk. Разработанный в 2017 в Юрием Остроменцким, Ильей Рудерманом и Бёртоном Хасебе вариативный гротеск каждый год хочется называть новым. Увидимся в будущем, Друк!

Создан в Type.Today, платный

Читайте также:

Как легко и незаметно испортить имидж компании – отвечаем на 9 главных вопросов о.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *