В парламенте назревает спор о запрете англицизмов в рекламе
В России при создании рекламных роликов предложили использовать только кириллицу, сделав исключение лишь для зарегистрированных брендов и фирменных наименований. Такой законопроект, внесенный сенаторами, Госдума планирует рассмотреть в первом чтении в весеннюю сессию. Парламентарии отметили, что сейчас в рекламе преобладают иноязычные элементы и шрифты, что искажает русские слова и культурный код нации. В Комитете Госдумы по экономической политике инициатива вызвала споры. Одни депутаты поддержали документ, другие полагают, что отсутствие латиницы или иероглифов на товарах может негативно отразиться на развитии предпринимательства.
Кириллицу хотят защищатьЗаконопроект разработан сенаторами Ольгой Ковитиди и Сергеем Цековым. Они считают, что, согласно Закону «О государственном языке», в рекламе следует использовать русский язык. Но сейчас в роликах преобладают иноязычные элементы. Часто русские названия полностью или частично передают латиницей, при этом искажая графический и фонетический облик слова.
Поэтому сенаторы предложили закрепить законом, что в рекламных роликах можно использовать только кириллицу, а исключение сделать только для фирменных наименований и товарных знаков, прошедших государственную регистрацию. «Для чего писать латинскими буквами то, что можно написать по-русски? — задался вопросом член Комитета Совфеда по международным делам Сергей Цеков. — Это проявление неуважения к русскому языку».
Через текст, в том числе рекламный, человек осознает, к какой культуре он относится, шрифт является «стержнем» культурного кода, сказано в пояснении к проекту. При этом реклама не только влияет на потребительское поведение, но и оказывает культурное воздействие, особенно на детей и молодежь. Замена кириллицы латиницей способствует искажению разговорной речи и снижению грамотности, считают сенаторы.
«Кириллическая письменность — это основа нашего культурного кода, которая дает возможность сохранить самобытность в условиях активного продвижения мировой массовой культуры», — сказала «Парламентской газете» член Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Ольга Ковитиди. По ее словам, защита кириллицы важна для сохранения целостности российского государства — родной алфавит играет объединяющую роль в обществе.
Ольга Ковитиди © Юрий Инякин/ПГ
Мнения разделилисьЗаконопроект поступил на рассмотрение в Комитет Госдумы по экономической политике. Как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе комитета, срок предоставления отзывов, предложений и замечаний к нему — до 31 января. Затем документ планируют рассмотреть на заседании комитета, где решат, рекомендовать его к принятию в первом чтении или нет. Инициативу уже обсудили с представителями рекламного рынка, и те попросили, например, разрешить указывать в рекламе названия сайтов и аккаунтов на латинице. Как выяснила «Парламентская газета», запланирована еще одна встреча с рекламщиками.
Среди депутатов законопроект вызвал споры, сообщил 12 января в своем Telegram-канале глава Комитета по экономической политике Максим Топилин. «Одни коллеги абсолютно согласны с такой позицией, другие считают, что отсутствие тех же иероглифов или латиницы на сувенирах или других товарах, отражающих культурный аспект той или иной страны, может негативно отразиться на развитии ряда направлений предпринимательства», — отметил Топилин. Он устроил в Telegram опрос об инициативе. Три четверти ответивших считают, что проект следует доработать.
Идея сенаторов заслуживает обсуждения, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов. Он одобряет любые инициативы, защищающие русский язык, и выступает против употребления англицизмов, если есть их русские аналоги. «Я всецело поддерживаю стремление к тому, чтобы избавить нас от излишнего использования англицизмов, которые появились в нашей стране в последние десятилетия, — отметил Шолохов. — И безусловно, нет никакого смысла писать русские слова латиницей».
За границей свои правилаЗапрет иностранных алфавитов в рекламе может помешать продвижению российской продукции, идущей на экспорт, полагает председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. «Если это наш российский товар, имеющий большой экспортный потенциал, прямой запрет на использование латиницы и других алфавитов в рекламе не всегда может привести к позитивному результату», — отметил депутат в комментарии «Парламентской газете». По его словам, следует изучить концепцию законопроекта и учесть все нюансы.
Сергей Цеков ответил на этот аргумент, что в законопроекте речь идет только о рекламе на территории России, а за границей производители могут писать рекламные объявления на каком угодно языке.
Предложенные сенаторами нормы избыточны, уверен заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ, профессор Владимир Евстафьев: в законодательстве уже есть правило об обязательном использовании русского языка в рекламе. Еще один вопрос — кто будет проверять корректное использование иностранных шрифтов. Федеральная антимонопольная служба и так отслеживает содержание и правильное размещение рекламы, ее соответствие законодательству. «Неужели ФАС придется организовать еще и дополнительный отдел знатоков русского языка? Считаю, что предложенные нормы не нужны. Лучше давайте сделаем так, чтобы работал закон о государственном языке», — сказал Евстафьев.
Боец «Спарты» записал для слепого мальчика из Краснодара звуковое письмо в ответ на его новогодний подарок
Откуда знает про СВО
Как уже рассказывали «Краснодарские известия», перед Новым годом председатель Совета ветеранов Прикубанского округа Александр Ряхин отвез шестую партию добровольной гумпомощи на Донбасс, среди которой оказалась посылка Славы Дружинина.
— Коробка мальчика досталась бойцу легендарного Отдельного гвардейского разведывательного батальона «Спарта» имени Героя Донецкой Народной Республики полковника Арсена Сергеевича Павлова (Моторолы). Это ветеран, сражается в подразделении с 2014 года. Письмо и подарок Славы его тронули, и он записал для ребенка голосовое сообщение и переслал мне.
Но обо всем по порядку.
Слава Дружинин — слепой от рождения, но у него прекрасный слух. Сам научился играть на синтезаторе (пока только одной рукой), с удовольствием поет, не боится выступать на публике. Обожает электронную музыку, особенно треки голландского диджея и музыкального продюсера Мартина Гаррикса.
В 2021 году увлечение музыкой привело юного исполнителя в финал конкурса «Белая трость», который ежегодно организовывает Диана Гурцкая. Прослушивание Славы и его товарищей проходило в Краснодаре, в коррекционной школе №91, где учится мальчик. Тогда он получил путевку в Москву, где исполнил «Ходит песенка по кругу» поэтов-песенников Михаила Танича и Игоря Шаферана на музыку композитора Оскара Фельцмана вместе с актером театра и кино, певцом и телеведущим Александром Олешко.
О спецоперации Слава знает из теленовостей, которые родители смотрят по вечерам. Они доступным сыну языком рассказывают о том, почему она началась, за что сражаются российские воины.
— Я знаю про Великую Отечественную войну, нам про нее в школе рассказывали. Например, блокадный Ленинград помогали защищать слепые музыканты
— заявил корреспондентам «Краснодарским известиям» Славик, когда мы приехали к нему в гости.
И это действительно факт, хотя и малоизвестный. Дюжину слепых людей отобрали для того, чтобы они с помощью странной конструкции, подвешенной в воздухе и напоминающей граммофон, но с несколькими трубами, слушали небо. Благодаря их тонкому слуху они могли услышать звук приближающихся бомбардировщиков задолго до их появления. Тогда у зенитчиков появлялось больше шансов обезвредить смертоносные машины на подлете.
— А как ты представляешь себе войну? — интересуемся у паренька.
— Это когда друг в друга стреляют. Сейчас воины защищают Россию, нас всех, — подумав, отвечает Слава.
Письмо солдату
Слава живет в поселке Березовом, а его бабушка — в Северном, где состоит на учете в первичке №18/8 Прикубанского Совета ветеранов. Когда там узнали, что у нее внук — певец, пригласили его с концертом на праздник на День пожилого человека.
— Мы в него сразу влюбились — такой открытый, вежливый, рассудительный не по годам. Тогда же он обратил внимание на множество коробок, которые стояли в офисе первички, это мы как раз готовили к отправке очередную гуманитарную помощь на Донбасс. Узнав об этом, мальчик тоже захотел принять в ней участие,
— говорит председатель первички Ольга Бойко.
Как оказалось, одноклассники Славы на уроке в школе написали письма солдатам, принимающим участие в СВО, а учителя перевели их со шрифта Брайля на русский язык. Но мальчик в этот день в школе отсутствовал и огорчился, когда понял, что его письмо не попадет на линию соприкосновения. Но узнав о скорой отправке гуманитарной помощи, решил передать нашим бойцам письмо и термокружку — один из подарков, который выиграл на конкурсе «Белая трость».
Письмо он набрал шрифтом Брайля, мама его переписала:
«Здравствуй, храбрый воин!
Я — Славик, живу в Краснодаре. Мне 10 лет, я особенный ребенок, у меня совсем нет зрения, но я не унываю. Очень люблю петь.
В 2021 году выступал в Москве на фестивале «Белая трость» под руководством Дианы Гурцкой. Там нам подарили много подарков. Одним из них хочу поделиться с тобой. Пусть эта термокружка согревает тебя.
Береги себя, тебя ждут дома! Может, когда-нибудь мы встретимся и я для тебя спою!
Победа будет за нами! Мы победим!»
Бабушка с мамой вложили в посылку Славы сладости, тушенку и другое угощение для солдат и передали в первичку, а она — в головной офис Совета ветеранов Прикубанского округа.
Голосовое сообщение от бойца «Спарты» Славик услышал уже после Нового года, буквально на днях — до этого не было времени встретиться с Александром Ряхиным, который привез запись.
«Здравствуй, Вячеслав! Хочу поблагодарить тебя и твою маму за подарок и письмо. Я рад, что такие ребята, как ты, все понимают и поддерживают нас. Желаю тебе крепкого здоровья, удачи, счастья и успехов в твоем творческом деле, мирного неба над головой.
Победа будет за нами!»
Как выглядит танк
В гостях паренек показывает книгу из библиотеки для незрячих людей, в ней — выпуклые картинки боевых машин: танка, вертолета, истребителя, бомбардировщика, корабля. Слава водит пальцем по шрифту Брайля и зачитывает их названия.
Спрашиваю, как, по его мнению, выглядит танк.
— У него есть пушка!
— А на что она похожа?
— На длинную трубу.
Поясняем, что танк — это такая большая машина длиной в три дивана, на котором он сидит, а высотой — как три его мамы. И у него наверху есть башня (это как второй «этаж» на двухъярусном торте), вращающаяся вокруг своей оси, и именно к ней приделана пушка, из которой стреляют.
— Ого! — сопровождает наши «картинки» Слава, и мы переходим к вертолету (лопасти как у большого вентилятора), истребителю (как бумажный самолетик, который он делал, только огромных размеров) и т.д.
— Славик, а с кем наша страна сражается в специальной военной операции? — спрашиваем на прощание.
— С немцами! — выпаливает мальчик и тут же ойкает, понимая, что не то сказал.
Но он не так уж и далек от истины.
Подготовила Наталья Галацан
30 000 шрифтов запрещены в России
30 000 шрифтов запрещены в России, включая популярные Arial, Helvetica и Times New Roman.
Вы можете догадаться почему, это произошло из-за войны России на Украине.
Monotype Imaging, одна из самых популярных и важных компаний из США, владеющая многими из самых популярных шрифтов в мире, такими как Arial, Helvetica и Times New Roman, заблокировала доступ к своему каталогу для пользователей в России.
Угадайте, Times New Roman — стандартный шрифт для официальной документации в России.
«Я с сожалением сообщаю, что, учитывая нынешние обстоятельства санкций и международных отношений с Россией, мы в настоящее время не можем поддерживать какие-либо деловые отношения с российскими компаниями или их дочерними компаниями. Мы продолжим следить за ситуацией и соответствующим образом корректировать нашу политику», — заявил представитель компании ТАСС — ведущему информационному агентству России с 1904 года.
30 000 шрифтов запрещены в России промышленности, имея более 30 000 шрифтов в собственной библиотеке.На их веб-сайте написано:
«Начиная со времен горячего набора текста и заканчивая передовыми вариативными шрифтами, мы приложили руку к некоторым из крупнейших разработок в истории дизайна.
По ходу дела мы развили нашу одержимость деталями и способность к нестандартным (иногда слегка возмутительным) идеям.
Мы знаем, что возраст — это всего лишь цифра, но трудно отрицать многолетние знания и опыт, которые приходят с днем рождения.
Время было на нашей стороне, предоставив нам широкие возможности для совершенствования наших шрифтов. Итак, давайте вместе выведем ваш бренд за пределы того, что вы могли себе представить».
Понятно, что у них огромный опыт в мире шрифтов, но с каких это пор?
Википедия содержит полезную информацию:
«Monotype Imaging Holdings Inc., основанная как Lanston Monotype Machine Company в 1887 году
в Филадельфии Толбертом Ланстоном, является американской (исторически англо-американской) компанией, которая специализируется на цифровом наборе текста и шрифтах. дизайн для использования с устройствами бытовой электроники.
Компания, зарегистрированная в Делавэре и имеющая штаб-квартиру в Вобурне, штат Массачусетс, отвечала за многие разработки в области печатных технологий, в частности за машину Monotype.
Машина представляла собой полностью механический наборный набор из чугуна, который автоматически печатал тексты одним шрифтом.
Monotype участвовала в разработке и производстве многих шрифтов в 20 веке.
Monotype разработала многие из наиболее широко используемых дизайнов шрифтов, включая Times New Roman, Gill Sans, Arial, Bembo и Albertus».
Как следствие, держу пари, что после этого шага другие компании, производящие шрифты, поступят так же и заблокируют российских пользователей от использования их шрифтов.
Война русских на Украине и шрифтыМожно подумать какое отношение шрифты имеют к войне на Украине?
У них много дел, если вы спросите меня.
И тот же вопрос касается и многих других отраслей – продуктов питания, автомобилей, электроники и так далее.
Поясню.
Купель не остановит войну России на Украине, это правда.
Не говоря уже о том, что не те люди, которые используют шрифты в России, не имеют к войне никакого отношения.
На самом деле, они не согласны с этой войной.
Однако мы не можем оставаться равнодушными к тому, что происходит в Украине или других уголках мира.
Вдобавок, запретив все свои шрифты в России, Monotype Imaging показывает всему миру, что им небезразлична Украина.
И, конечно же, они доказали, что кое-что сделали в этом отношении.
ВыводыMonotype Imaging запретила в России более 30 000 шрифтов, включая их знаменитые шрифты Arial, Helvetica и Times New Roman.
Надеюсь, Россия скоро остановит войну в Украине.
И, надеюсь, Украина вернется к тому, что было до войны.
Прежде всего, миру важно вернуться к здравому смыслу и прекратить разрушать планету, на которой мы живем.
Наконец, мы желаем вам всего наилучшего, берегите себя.
Лицензия с открытым исходным кодом — Уведомления и политики — Юридический — LEGO.com US
Press Start
LEGO Group использует шрифт «Press Start 2P Regular» для Digital Experiences:
Все цифровые возможности LEGO включают веб-сайты, социальные сети, приложения, игры, веб-страницы, цифровые изображения, онлайн-видео, цифровые данные и базы данных.
Нажмите Start2P Обычный шрифт
Чешский, датский, голландский, финский, французский, немецкий, венгерский, итальянский, норвежский, польский, русский, испанский, шведский и другие языки в соответствии с требованиями.
Copyright (c) 2011, Коди «CodeMan38» Буасклер ([email protected]), с зарезервированным названием шрифта «Press Start 2P Regular».
Это Программное обеспечение для шрифтов находится под лицензией SIL Open Font License, версия 1.1.
Копия этой лицензии приведена ниже, а также доступна вместе с часто задаваемыми вопросами по адресу: (http://scripts.sil.org/OFL)
EXO 2.
0 Группа LEGO использует шрифты Exo 2.0 для Digital Experiences:
All LEGO цифровой опыт включает веб-сайты, социальные сети, приложения, игры, веб-страницы, цифровые изображения, онлайн-видео, цифровые данные и базы данных.
Семейство шрифтов Exo 2.0
Copyright 2013 The Exo 2 Project Authors (https://github.com/NDISCOVER/Exo-2.0)
Это программное обеспечение для шрифтов находится под лицензией SIL Open Font License, версия 1.1.
Эта лицензия скопирована ниже, а также доступна с часто задаваемыми вопросами по адресу: http://scripts.sil.org/OFL
Noto
LEGO Group использует шрифты Google Noto для Digital Experiences.
Все цифровые возможности LEGO включают веб-сайты, социальные сети, приложения, игры, веб-страницы, цифровые изображения, онлайн-видео, цифровые данные и базы данных.
Китайский (Noto Sans CJK TC & SC)
Японский (Noto Sans CJK JP и Noto Serif CJK JP)
Корейский (Noto Sans CJK KR и Noto Serif CJK KR)
Русский (Noto Sans)
Noto является товарным знаком Google Inc. Copyright (c) 2017, Google Inc. (https://www.google.com/get/noto/), с зарезервированным названием шрифта: китайский (Noto Sans CJK TC & SC) , японский (Noto Sans CJK JP и Noto Serif CJK JP), корейский (Noto Sans CJK KR и Noto Serif CJK KR), русский (Noto Sans)
Перевод
Это неофициальный перевод лицензии SIL Open Font License на «китайский язык». , японский, корейский и русский языки». Он не был опубликован SIL International и не содержит юридических условий распространения шрифтов, использующих OFL. Выпуск в соответствии с OFL действителен только при использовании оригинального английского текста.
Однако мы понимаем, что этот неофициальный перевод поможет пользователям и дизайнерам, не знакомым с английским языком, лучше понять SIL OFL и упростит использование и выпуск семейств шрифтов в рамках этой совместной модели дизайна шрифтов. Мы призываем дизайнеров, которые рассматривают возможность выпуска своего творения под OFL, прочитать FAQ на своем родном языке, если он доступен.
Пожалуйста, перейдите по ссылке https://scripts.sil.org/OFL, чтобы получить официальную версию лицензии и сопутствующий FAQ
Это программное обеспечение для шрифтов находится под лицензией SIL Open Font License, версия 1.1.
Эта лицензия копируется ниже, а также доступна вместе с FAQ по адресу: http://scripts.sil.org/OFL
Лицензия на открытый шрифт SIL
Версия 1.1 – 26 февраля 2007 г.
Преамбула
Цели Лицензия Open Font License (OFL) призвана стимулировать развитие совместных шрифтовых проектов во всем мире, поддерживать усилия академических и лингвистических сообществ по созданию шрифтов, а также предоставлять бесплатную и открытую структуру, в которой шрифты могут совместно использоваться и улучшаться в партнерстве с другими.
OFL позволяет свободно использовать, изучать, модифицировать и распространять лицензионные шрифты, если они не продаются сами по себе. Шрифты, включая любые производные работы, могут объединяться, встраиваться, распространяться и/или продаваться с любым программным обеспечением при условии, что какие-либо зарезервированные имена не используются производными работами. Однако шрифты и производные не могут быть выпущены под какой-либо другой лицензией. Требование о том, чтобы шрифты оставались под этой лицензией, не распространяется ни на один документ, созданный с использованием шрифтов или их производных.
Определения
- «Программное обеспечение для шрифтов» — это набор файлов, выпущенных Правообладателем (владельцами) в соответствии с настоящей лицензией и четко обозначенных как таковые. Это могут быть исходные файлы, скрипты сборки и документация.
- «Зарезервированное имя шрифта» относится к любым именам, указанным как таковые после заявления(й) об авторских правах.
- «Исходная версия» относится к набору компонентов Программного обеспечения для шрифтов, распространяемых Владельцами авторских прав.
- «Модифицированная версия» относится к любой производной версии, созданной путем добавления, удаления или замены — частично или полностью — любого из компонентов Исходной версии, путем изменения форматов или переноса Программного обеспечения шрифтов в новую среду.
- «Автор» относится к любому дизайнеру, инженеру, программисту, техническому писателю или другому лицу, внесшему свой вклад в Программное обеспечение для шрифтов.
Разрешение и условия
Настоящим предоставляется бесплатное разрешение любому лицу, получившему копию Программного обеспечения для шрифтов, использовать, изучать, копировать, объединять, встраивать, изменять, распространять и продавать измененные и неизмененные копии Программное обеспечение для шрифтов при соблюдении следующих условий:
- Ни Программное обеспечение для шрифтов, ни какие-либо его отдельные компоненты в исходной или модифицированной версиях не могут продаваться сами по себе.
- Исходные или измененные версии Программного обеспечения для шрифтов могут поставляться в комплекте, распространяться и/или продаваться вместе с любым программным обеспечением при условии, что каждая копия содержит указанное выше уведомление об авторских правах и настоящую лицензию. Они могут быть включены в виде отдельных текстовых файлов, удобочитаемых заголовков или в соответствующих машиночитаемых полях метаданных в текстовых или двоичных файлах, если эти поля могут быть легко просмотрены пользователем.
- Никакая Модифицированная Версия Программного Обеспечения Шрифтов не может использовать Зарезервированные Названия Шрифтов, если только соответствующий Владелец авторских прав не предоставил явного письменного разрешения. Это ограничение применяется только к основному имени шрифта, представленному пользователям.
- Имя(я) владельца(ей) авторских прав или автора(ов) Программного обеспечения шрифтов не может быть использовано для продвижения, одобрения или рекламы какой-либо Модифицированной версии, за исключением признания вклада(ов) владельца авторских прав. (s) и Автора(ов) или с их явного письменного разрешения.
- Программное обеспечение для шрифтов, модифицированное или немодифицированное, частично или полностью, должно распространяться исключительно по этой лицензии и не должно распространяться по какой-либо другой лицензии. Требование о том, чтобы шрифты оставались под этой лицензией, не распространяется ни на один документ, созданный с использованием Программного обеспечения для шрифтов.