Как надо рисовать и как не надо: TikTok — Make Your Day

Содержание

Как нарисовать глаза шаг за шагом

Добро пожаловать на учебный курс по рисованию глаз. Как водится, единственно правильного метода рисования чего бы то ни было не существует. Но имеется несколько советов и приемов, которые могут оказаться весьма полезными в плане наработки и совершенствования собственной техники и подходов. Здесь я сделал подборку таких советов и постараюсь изложить их в как можно более увлекательной форме.

1. Как нарисовать глаза: основные сведения о глазном яблоке

Глаза как в комиксе

Каждый, кто хоть раз пытался нарисовать лицо, наверняка начинал с того, что изображал две точки или черточки, которые должны были обозначать глаза. После нескольких попыток эти усилия могли вылиться в два кружочка с точками посередке. Такое абстрактное представление на самом деле довольно точно передает суть того, что являют собой глаза: это две сферы, в каждой из которых имеется зрачок, указывающий направление взгляда.

Следующий шаг, который мы намеревались предпринять в качестве отважных иллюстраторов, – нам хотелось выражать эмоции глазами. Для этого мы добавляли к круглой форме глаза верхнее веко. Вскоре мы усвоили, что прикрытые веки придают, как правило, сердитое или злое выражение, в то время как приподнятые веки обычно придают выражение грусти или кротости.

Недаром этот простой тип представления глаз стал классикой мультфильмов, комиксов и анимации: такие мультяшные глаза способны отображать довольно широкий спектр эмоций. И если присмотреться поближе, то становится очевидным, что художники-аниматоры чрезвычайно продуманно подходят к форме глаз – даже тогда, когда выбирают совершенно простые на первый взгляд формы. Стóит помнить об этом, переходя к следующим шагам этого учебного курса.

Глазное яблоко представляет собой сферу

Для начала попробуем понять реальное строение глаза. Понимание этого строения не означает, что на каждом рисунке должны присутствовать все детали глаза.

Вам нужно будет каждый раз решать для себя, какие детали хочется подчеркнуть, а какие составляющие лучше не отражать. Из таких предпочтений и разовьется Ваш собственный стиль.

Итак, перейдем к строению глаза.
Как известно, глаз представляет собой сферу размером с мячик для пинг-понга, находящуюся внутри головы. Приступим к рисованию этой сферы. Задавая сфере горизонтальную и вертикальную оси, мы показываем, что это не просто круг, а трехмерная сфера, которая в данном случае слегка развернута влево и вверх. Рисуя обе оси, позаботьтесь, чтобы они представляли собой эллипсы, которые заканчиваются ровно на половине высоты и половине ширины круга.

Зрачок и радужка

Если смотреть спереди, радужная оболочка занимает примерно половину размера всего глазного яблока. Размер зрачка у разных людей неодинаков; кроме того, он зависит от освещенности и испытываемых человеком эмоций.

Следует учесть, что радужка не повторяет округлость глазного яблока. Она скорее немного выпуклая, как контактная линза. При рисовании глаза спереди об этой особенности не нужно беспокоиться. Но чем дальше повернут глаз, тем более заметным становится этот «бугорок» радужной оболочки. Технически зрачок представляет собой на самом деле не черное пятно, а маленькое отверстие, через которое свет попадает в глазное яблоко. Он расположен по центру не поверх линзы радужки, а позади нее. Вот почему, когда глаз смотрит в сторону, зрачок нужно немного сдвинуть к центру глаза.

На изображении показан глаз, повернутый в трех разных направлениях. Обратите внимание на то, как при этом ведут себя радужная оболочка и зрачок:

  • радужка становится более узкой, более эллиптичной;
  • внешнее искривление радужки становится более выраженным по мере ее смещения в сторону;
  • зрачок больше не находится в центре радужной оболочки, он немного смещается по направлению к центру глаза.

Миндалевидная форма: продвинутый уровень

Далее мы рассмотрим форму того, что мы, художники, на самом деле подразумеваем, когда речь идет о «глазе». На самом деле мы имеем в виду отверстие, через которое выступает часть глазного яблока, иначе говоря – пространство между краями верхнего и нижнего век. В принципе, края наших век имеют форму двух сплющенных букв U, развернутых друг к другу. Посмотрим внимательнее на две этих буквы U.

Даже опытные рисовальщики находят время – пусть и совсем короткое – на то, чтобы мысленно спланировать, где будет проходить линия верхнего века, прежде чем рисовать ее профессиональным взмахом. А всё потому, что даже очень незначительное отклонение этой линии способно полностью преобразить выражение лица. Поделюсь с Вами небольшой хитростью: разделите верхнее веко на три участка. (Кстати: этот рисовальный трюк с разделением сложных линий на несколько участков применим не только к векам – подобным способом можно предварительно набросать любую линию.

) Нижнее веко тоже можно разделить.

Но тут лучше использовать только два «мазка» вместо трех. Оказывается, по какой-то загадочной причине глаз выглядит более динамичным, если разделить верхнее веко на три части, а нижнее только на две. Некоторые художники делают наоборот – двумя «мазками» вверху и тремя внизу. Попробуйте эти варианты.

В средней части глаза – здесь она справа – можно увидеть так называемый слезный проток.

Слезные протоки у людей бывают разные, а то и вовсе отсутствуют.

Теперь, когда мы предварительно набросали форму глаза, можно попробовать чуть округлить углы линий, делящих веко, либо попытаться нарисовать две линии века двумя четкими изгибами.

Вариации

Описанная концепция пяти линий предлагает множество возможных вариаций. В зависимости от соотношения длин и угла наклона линий можно создавать самые разные типы глаз, выражающих широкий спектр настроений. Конечно, эти линии в первую очередь предназначены для предварительного построения, и Вам решать, в каком стиле продолжить работу над глазами. В любом случае реализация концепции пяти линий может стать действительно интересным стилистическим приемом.

Веки

Еще одно, о чем следует помнить: оба века тоже имеют определенную толщину. С одной стороны, это заставляет веки выдаваться вперед чуть далее, чем глазное яблоко, если смотреть сбоку. С другой стороны, по всей протяженности вокруг глаза будет виден узкий ободок, почти параллельный нашим пяти ранее проведенным линиям. Если в какой-то момент понадобится нарисовать плачущий глаз, то будет нелишне знать, что слезы накапливаются на узком гребне нижнего века. Ни одна из этих областей глаза не является постоянно видимой – аспект видимости зависит от того, смотрим ли мы на глаз сверху или снизу, а также от того, каким делом занят глаз.

Обзор

Пользуясь приведенным методом, можно создать построение глаз – включая веки – из любой воображаемой перспективы. Начните со сферы и представьте себе, что веки обхватывают ее. Используйте пять линий, чтобы разработать нужную базовую форму. В зависимости от перспективы следует подобрать длины и углы этих пяти линий. В некоторых ракурсах могут понадобиться всего две или три линии, поскольку остальные прячутся за самим глазным яблоком (например, в профиль). Из каких точек становится видимой узкая область вдоль век? Какие из линий хочется подчеркнуть, а какие можно проигнорировать? Мы рассмотрим эти вопросы более подробно, когда будем располагать глаза на лице.

2. Как нарисовать глаз, вписав его в форму головы

Треугольник

Теперь, когда нам многое известно о глазах как таковых, попробуем вписать их в разные формы головы. Если Вы уже освоили рисование формы головы под разными углами, это просто отлично! А если нет, то я настоятельно рекомендую предыдущий учебный курс под названием «Как нарисовать форму головы человека».

Я буду использовать те же формы головы, о которых шла речь в том учебном курсе. Эти головы – очень удобная отправная точка, но, строго говоря, они не так уж обязательны для Вас.

Чтобы обозначить область глаз, я предпочитаю начинать с небольшой области над носом, имеющей почти треугольную форму. Как видите, этот треугольник укорачивается, когда голова обращена вниз, и удлиняется, когда она обращена вверх. Если речь идет о профиле, то обращенный боком треугольник становится просто линией.

Кстати, при вписывании треугольника в форму головы можно для упрощения ориентации использовать направляющие центральной линии формы головы.

Маска Бэтмена

Итак, далее мы хотим определить (весьма упрощенно) форму костей вокруг глаза, поскольку они очень важны. Они защищают наши глаза от ударов и футбольных мячей. 😉 Самый простой способ обозначить кости вокруг глаза – использовать маску Бэтмена.

Наш треугольник служит здесь отправной точкой.

Как и в случае с построением век, маска Бэтмена включает в себя три линии вверху и две внизу. Каждый из внешних краев точно соответствует вырезанным областям формы головы. Обратите внимание на то, что происходит с углами и какие линии кажутся укороченными при переносе маски Бэтмена на наклоненную или запрокинутую голову. В профиль видна, конечно же, только часть маски.

Положение глазных яблок

Понятно, что было бы ошибочным считать, будто глазные яблоки просто приклеены к передней части лица. На самом деле они довольно глубоко посажены внутрь головы. Поэтому, помещая сферы, представляющие глазные яблоки, в маску Бэтмена, следует немного сместить их. Насколько сильно сместить – зависит от перспективы. Особенно хорошо это видно, когда голова запрокинута вверх. В профиль это тоже легко заметить. На виде спереди глубина посадки глазных яблок поначалу не видна.

Общего правила насчет того, как далеко должны отстоять друг от друга глазные яблоки, не существует. Если не уверены, просто представьте себе между двумя глазными яблоками еще одну, третью сферу (такую же или чуть бóльшую по размеру). Это подскажет вам правильное расстояние.

Зрачок и радужка

Нельзя недооценивать важность тех сведений о зрачке и радужной оболочке, с которыми мы ознакомились выше. Даже совсем небольшая выпуклость на радужной оболочке способна повысить реалистичность изображаемых глаз. Конечно же, на виде спереди ничего приукрашивать не нужно. Но как только глаз перестает смотреть прямо на зрителя, важно не забыть изогнуть радужную оболочку и углубить зрачок.

Веки 1

Теперь вплотную займемся веками. Сначала отметьте уровень внешних уголков обоих глаз при помощи направляющих линий формы головы. Теперь нарисуйте уже известный нам пятиугольник. Если Вы уже достаточно ловко справляетесь с построением сфер, то все остальное рисуется почти само собой. На этом этапе снова можно дополнительно внести легкие изменения в углы и длины в зависимости от того, в каком ракурсе представлена форма головы. Когда ракурсы предполагают повороты в крайние положения, пятиугольник может образовывать внутренние углы, как представлено на нашей иллюстрации с двумя головами, смотрящими вверх и вниз. В профиль радужная оболочка покрывает половину пятиугольника.

Веки 2

Вторая линия века – это хороший способ подчеркнуть перспективу, из которой изображается лицо. Особое внимание следует обратить на то, какие части узких поверхностей век обращены к зрителю. Они должны быть толще остальных. Например, когда голова обращена вверх, видимым остается только верхнее веко. А вот когда голова повернута в сторону, вокруг каждого из глаз становятся видимыми разные участки поверхностей век.

Складка века

Две складки века представляют собой границу между веком и лицом. В частности, верхняя складка придает глазам бóльшую глубину. Здесь можно использовать сферу в качестве направляющей. На этом этапе также стóит придерживаться принципа деления при построении век. Если не хотите, чтобы изображенное лицо выглядело старым или усталым, нарисуйте складку нижнего века немного мягче и короче, чем складка верхнего. Можно даже свести складку до легкого намека.

Брови

Брови имеют свойство очень четко передавать эмоции на лице. В нейтральном состоянии, т. е. состоянии покоя, бровь начинается на вершине известного нам треугольника, слегка подымается, а затем постепенно сужается книзу. Край брови снова повторяет вырезанные области, как в оригинальном построении формы головы.

Лучше всего сначала задать форму бровей с помощью контуров. Это упростит последующие шаги. Можно также указать направление роста волос при помощи коротких линий, вписанных в форму бровей. Начинать следует от середины, где линии ближе к вертикали, и сгладить их ближе к краям.

3. Как нарисовать глаза: окончательные контуры и текстуры

Контуры

Наконец пришло время пожинать плоды своих трудов. Начиная с этого момента в игру вступает собственный стиль художника. У каждого рисовальщика вырабатываются уникальные линии и свой почерк. Может быть, Вы отдадите предпочтение эскизному стилю, а может, захотите сразу начать работать с поверхностями или цветом. Конечно же, выбор за Вами. С этого момента перед Вами открывается масса возможностей по выработке собственного образа. Но поскольку в ходе этого учебного курса мы не рассматриваем различные стили рисования и раскрашивания, давайте произведем доработку глаз посредством четких линий, и только их.

Как видите, две линии верхнего века также можно объединить в одну толстую линию. Такой прием особенно подходит, когда нужно создать тень. Что касается нижнего века, то тут хорошим решением представляется более сдержанное использование контуров, так как при верхнем расположении источника света тени здесь обычно не возникают.

Радужка и зрачок

Что касается рисования радужной оболочки и зрачка, то у меня есть для Вас простое, но очень эффективное решение (при условии, что используется графический планшет): чтобы нарисовать радужку, уменьшите непрозрачность кисти примерно до 30%. Сделать это будет проще, если воспользоваться кистью, которая по размеру чуть меньше самой радужной оболочки. Далее можно заняться приданием радужной оболочке толики сияния; добиться этого можно уменьшением размера и жесткости кисти, чтобы осветлить центр радужки белым. Теперь можно залить зрачок черным цветом. Не забудьте слегка сместить зрачок относительно центра радужки; степень смещения зависит от угла поворота. Теперь можно еще раз прибегнуть к белому цвету, чтобы задать точку отражения света. Желательно, чтобы она была немного смещена относительно зрачка. Это не всегда должно быть круглое пятнышко. Здесь можно поэкспериментировать с разными формами. Чтобы поставить последний штрих в работе над радужной оболочкой, покажите тень от верхнего века, отбрасываемую им на радужную оболочку. И, если Вам нравятся такие моменты, поработайте более детально над структурой радужной оболочки, прорисовав (желательно на отдельном слое) изящно чередующиеся черные и белые линии от зрачка к краю радужной оболочки. И тут еще один небольшой совет: прилагайте усилия к прорисовке только в том случае, если изображаемые глаза на самом деле достаточно велики для того, чтобы можно было заметить такой уровень детализации.

Брови

Брови можно превратить из неких нарисованных форм в формы, которые выглядят как настоящие брови. Особых усилий это не потребует. И сделать это можно с помощью инструмента «Smudge (Размазывание)». Чтобы достичь результата, делайте мазки только в направлении роста волос, и тогда резкие очертания форм превратятся в легкую зигзагообразную линию. Будьте внимательны, чтобы не сделать зигзаги слишком ровными или слишком небрежными. По достижении удовлетворительного результата немного осветлите зигзаги и завершите работу над бровями, прорисовав отдельные волоски. Как известно, между порядком и хаосом пролегает весьма тонкая грань; эту же сентенцию можно применить и к волосам. Рисуйте отдельные волоски как можно более быстрыми штрихами. Лучше всего использовать слегка изогнутые сужающиеся линии и часто менять направление, но при этом учитывать общее направление роста волос на бровях.

Ресницы

И последнее, но не менее важное: здесь кроется некий вызов. Рисование ресниц обычно требует пары попыток и немного практики. Несколько небольших советов могут упростить эту задачу. Итак, ресницы растут на второй (т.е. внешней) линии века. Они имеют тенденцию становиться более длинными ближе к внешнему углу глаза. Нижние ресницы короче, чем верхние, и ближе к середине века становятся совсем тонкими, почти незаметными. Кроме того, ресницы всегда изогнуты. Направление этого изгиба зависит от перспективы кривизны глаза. Это означает, что изгиб убывает к центру глаза, а ресницы изгибаются в противоположных направлениях по обеим сторонам от центра глаза. Звучит как-то сложно, но на самом деле это довольно легко понять по изображению.

При рисовании ресниц может быть полезно применять двухэтапный процесс: на первом этапе рисуем не более десяти ресниц на каждое веко. Обращаем особое внимание на то, чтобы все ресницы изгибались под правильным углом. Следим также за их длиной и за тем, чтобы они истончались к кончикам, как это происходит и с волосками бровей. На втором этапе используем промежутки между ранее нарисованными ресницами, чтобы вставить туда «хаотичные ресницы» (показаны серым цветом). Слегка варьируем длину и направление изгибов, а иногда позволяем нескольким ресничкам склеиваться и образовывать маленькие пучки.

В зависимости от выбранного поворота головы изменится и направление ресниц. Для этого может потребоваться некоторое время на пространственное представление. Не торопитесь. Хорошенько подумайте над тем, куда должны быть направлены ресницы.

Завершено

Эта глава подводит нас к концу довольно сложного учебного курса. Вы не обязаны сразу же перенимать и применять все то, что мы здесь проделывали. Но могу с уверенностью сказать, что в этом учебном курсе Вы найдете практически все советы, которые нужны для рисования глаз. Не сомневаюсь, что пара-тройка советов все-таки пригодится!

Желаем приятного рисования – и до скорой встречи!

Внимание: спойлер! Глаза (но не все), над построением которых мы так усердно трудились, в ходе следующего учебного курса просто исчезнут, ибо их заслонит нос.

Рисуем реалистичные глаза. Начало работы с Wacom One.

Wacom One создает знакомое ощущение работы пером по бумаге благодаря 13,3-дюймовому экрану с естественным трением поверхности и минимальным отражающим эффектом. Перо в Вашей руке ощущается легким и естественным, а в выбранной Вами программе превращается в карандаш, кисть или мел. И это все, что нужно для рисования глаз в реалистичном стиле. В комплект поставки входит программное обеспечение для решения творческих задач, а также возможность подключения к компьютеру и некоторым устройствам на базе Android.

Интерактивный дисплей Wacom One 13
Рисуйте, занимайтесь дизайном и творите прямо на экране с высоким разрешением при помощи точного пера.

Купить Wacom One 13

Узнайте больше о рисовании

Узнайте больше

Посмотреть все семейства продуктов Wacom

Графические планшеты

Делайте наброски, рисуйте и редактируйте изображения с помощью высокочувствительного блокнота и точного пера и наблюдайте за своими работами на экране.

Купить сейчас

Интерактивные дисплеи

Рисуйте, занимайтесь дизайном и творите прямо на экране с высоким разрешением при помощи точного пера.

Купить сейчас

Графические компьютеры

Творите безо всяких ограничений благодаря повышенной производительности устройства, точному перу и потрясающему дисплею.

Купить сейчас

Планшеты Smartpad

Пишите пером по бумаге и конвертируйте свои рукописные заметки в цифровой формат.

Купить сейчас

Стилус

Ведите записи и быстро фиксируйте идеи на своем мобильном устройстве при помощи стилуса Wacom.

Купить сейчас

Информация о Wacom

Wacom ставит своей глобальной целью сближение людей и технологий с помощью естественного интерфейса. Эта концепция сделала компанию ведущим мировым производителем интерактивных графических планшетов и интерактивных дисплеев, а также цифровых стилусов и решений для сохранения и обработки цифровых подписей. Высокие технологии, которые легли в основу интуитивных устройств ввода Wacom, используются для создания превосходных работ цифрового искусства, фильмов, спецэффектов, разработок в области моды и дизайна по всему миру, а также позволяют индивидуальным и корпоративным пользователям выразить свою индивидуальность с помощью одной из лучших технологий интерфейсов. Компания Wacom, основанная в 1983 году, является международной компанией с головным офисом в Японии (Токийская фондовая биржа 6727) и имеет дочерние и аффилированные компании по всему миру, которые занимаются маркетингом и продажами более чем в 150 странах. 

Узнать больше о Wacom

Back to top

A+ A

Рисовать не надо уметь

8 декабря 2021

7442 просмотра

Марина Лысяная
Дизайнер, скульптор, живописец. Автор блога https://gretthen.com.
  • gretthen. com
  • Если вы мечтаете рисовать, но боитесь сделать первый шаг к своей мечте, попробуйте выполнить небольшой практикум.

    Для начала – немного вдохновляющей теории. Я преподаю живопись студентам, детям, взрослым – всем желающим. Могу зарядить годовой курс с углубленным изучением рисунка и перспективы, могу преподать «курсик» на тему рисования чего–то конкретного. Например, цветов или пейзажа.

    Знали бы мои профессора, чем я занимаюсь, их возмущению не было бы предела 🙂

    Даже не возмущению, а молчаливому презрению: «Как так можно?! Что значит: «Курсик по рисованию пейзажа»? Можно только так, как мы вас учили, как учили нас – и никак иначе».

    Сначала кубик, потом шар, потом натюрморт из простых предметов. Потом части лица, голова и только потом фигура. Одной только живописи натюрморта нужно уделить не меньше года, чтобы перейти к пейзажу. Акварелью тоже нужно заниматься не меньше года, чтобы перейти к маслу. Так учит нас старая школа, отработанная годами, десятилетиями, если не столетиями.

    До конца доходят не все. Многие заканчивают институт и больше никогда не берутся за кисть. Ну так что же? Не всем дано. Тем более, сейчас в моду все больше входят новые веяния: дизайн, веб–дизайн – все туда идут. А старая школа забывается. Обидно, когда талантливый человек – и не художник, но рынок диктует свои условия.

    Рынок диктует свое. Эта фраза из уст наших профессоров звучала безнадежно, как приговор. Так ли это плохо? Рынок – это люди. Их что-то цепляет, а что-то перестает быть актуальным. Может быть, стоит прислушаться: что же он диктует на самом деле? И обнулить настройки, перевернуть песочные часы, чтобы узреть клад под вековыми догмами.

    Высокий уровень традиционной школы живописи не вызывает у меня сомнений. Но если попробовать оттолкнуться не от старых традиций, а от жажды человеческой души?

    Я стала задумываться об этом, когда начала преподавать детям. Своих студентов я тоже называю детьми. Велика ли разница между ними? Тем не менее, она есть. Причем, не столько в возрасте, сколько в самой системе, которая предлагает детям одно, а студентам – другое.

    Основные отличия

    • С желанием ребенка рисовать нужно обращаться как с хрупким предметом. И чем сильнее желание, тем бережней нужно его нести. Не вести ребенка за собой, а ходить за ним. Это не значит, что учитель должен идти на поводу у ребенка. Просто он должен быть хвостом корабля, а не носом.
      Его задача заключается в том, чтобы ребенок удивлялся тому, что он может сделать, а не с пиететом смотрел на недосягаемого учителя, осознавая отделяющую их дистанцию. Ребенку не нужны звезды с неба, он сам хочет быть звездочкой.
      Студенту академическая школа предлагает именно ведение за собой. По другому и быть не может, потому что она транслирует многовековой опыт в весьма сжатые сроки, чтобы человеку не приходилось изобретать велосипед. Ни профессор, ни студент не хотят ждать, пока оно само дойдет. Как в школе учат формулы, открытые состоявшимися учеными, так и тут – студенту сообщают знание, открытое маститыми художниками.
    • Дети занимаются рисованием как хобби. Они сами попросили родителей привести их в кружок рисования. Если им что–то не понравится, они просто расхотят заниматься в этом кружке.
      Студент выбрал рисование как профессию. Он «попал» на ближайшие пять лет и никуда от вас не денется (если его, не дай Бог, не выгоняет за неуспеваемость). Студента можно прессовать двойками, угрозами пересдачи и отчисления. Выбрав институт, учителей он уже не выбирает. Хорошо, если с этим повезет, но так бывает не всегда. Таким образом, вся ответственность за результат институтского обучения – только на нем.

    Поэтому…

    С детьми нянчатся не только из любви к ним, но и потому, что дети ежедневно сами принимают решение рисовать или не рисовать. Их не заставишь, чаще наоборот. Родитель видит, что его ребенок далек от Микеланджело, и опускает руки, не хочет возиться с «безнадежным». Даже коммерческая сторона вопроса не способна его мотивировать.

    В искусстве, как в спорте: либо ты олимпийский чемпион, либо учитель физкультуры в школе. Либо ты Херст, Ротко или Бенкси, либо школьный учитель рисования. Золотая середина в нашем деле – не факт. Можно, конечно, заниматься росписями храмов, ресторанов и общественных зданий, иллюстрацией, графикой и портретами, но все эти искусства постепенно отписываются веку минувшему. Им на смену приходят высокие технологии, автоматически выдающие весьма достойные результаты. Значит, не стоит и вкладываться в ремесло, которое стоит на грани вымирания.

    Студент может изменить это решение только с ущербом для себя. Он может бунтовать, но цена этого бунта – отсутствие высшего образования.

    – Может быть, это правильно? – скажет кто–то. – Институт – это путевка во взрослую жизнь. Да, ответственность, стресс, но ведь в жизни почти всегда так. Взрослым быть еще труднее. Потом будет семья, дети, придется брать ответственность не только за себя, но и за них.

    Конечно, все так. Но до каких пор мы будем отождествлять опыт с количеством синяков? Не затем ли человечество эволюционировало, чтобы нашим детям не пришлось изобретать колесо? Может быть, взрослея, мы по этой причине боимся признаться в своем незнании каких-то вопросов?

    Зачастую, когда нужно нарисовать что-нибудь простое, схему проезда или фасон платья, мы первым делом начинаем оправдываться: мол, я не художник, последний раз рисовал в школе, и оценки у меня были не очень.  Однако, подсчитывая сдачу в магазине, мы не переживаем, что мы – не математики. И школьные оценки не дают продавцу права обсчитать нас. Когда мы учим уроки с детьми, не говорим: я – не учитель. Когда готовим еду, не говорим: я – не повар. Почему же так страшно рисовать?

    Потому что рисование – это всегда личное. Ошибиться в математическом примере тоже неприятно, но рисование – это всегда автопортрет. Человек понимает, что нарисованное им дерево – его собственное. Он сам – это дерево, и несовершенство рисунка его пугает.

    В этом случае главным показателем профессионализма педагога должна быть эмпатия. В системе образования ставка делается на дисциплину. Она тоже важна, но надо  правильно расставить приоритеты. Дисциплина не должна становиться самоцелью. Она может быть полезной для достижения результата, но по возможности лучше заменить ее на личную мотивацию.

    Не существует жестких требований «как надо рисовать». Рынок не жалует вниманием Шишкина, Айвазовского и сюжетные картины вроде «Бурлаки на Волге» или «Сватовство майора», написанные тем способом, которому нас учат в институтах.

    Современный художник выражается не в технике. Владение ею сделает вам честь, но она вторична. Куда важнее смотреть на мир так, будто живешь однажды. Видеть в нем парадоксы и делиться впечатлениями.

    Не обязательно ограничивать себя плоскостью бумаги, можно выходить за рамки – делать декупажи, аппликации, оригами, лепить скульптуры, рисовать мультики, устраивать акции. В конце концов, писать сценарии. Все тоже самое можно делать на холсте.

    Процитировать в Твиттере

    Рисование – это не штрихование, это жизнь в отдельно взятой двухмерной плоскости.

    Для художника НЕ обязательно:

    • рисовать кувшин;
    • с раннего детства ходить в художественную студию;
    • заканчивать художественный институт;
    • родиться в семье художников;
    • рисовать каждый день, ни дня без строчки;
    • быть странным;
    • пить, курить, питаться кофе, не спать по ночам и вести богемный образ жизни.

    Чтобы стать художником, важно делать следующее:

    • не бойтесь, просто начните;
    • интересуйтесь творчеством и биографиями успешных художников, но не сравнивайте себя с ними;
    • знайте, что рисовать умеют все, кто имеет желание;
    • ничего не происходит по взмаху волшебной палочки, талант нужно взращивать, как росток, который лишь спустя годы превращается в могучее дерево;
    • даже росток прекрасен;
    • не ставьте себя в зависимость от мнения зевак – в отличие от вас, они даже не попробовали;
    • рисуйте для себя, а не ради чужой похвалы;
    • учитесь, берите мастер–классы, экспериментируйте, фиксируйте приобретенный опыт и не останавливайтесь на достигнутом.

    Как выбрать учителя?

    Помню ироничное утверждение наших профессоров: «Вкус нужно прививать насильственно». Я и сейчас готова с ним согласиться. Знаете, почему? Потому что плохое всегда легче выбрать. Оно всегда под рукой.

    Легче написать или нарисовать что–то вульгарное и примитивное, чем что–то со вкусом. Скульптор должен отсечь от мраморной глыбы все лишнее, чтобы «достать» оттуда скульптуру. Перед художником – белый лист, и он должен себя ограничить, чтобы не нарисовать лишнего.

    Бумага не все стерпит. Нужно определиться с рисунком и композицией, расставить смысловые приоритеты, определить камертоны светов, теней и цветовой палитры. И только после этого приступать к работе.

    Только в процессе постижения ремесла можно обнаружить талант. Это как в музыке: никто не узнает есть ли у тебя музыкальный слух, если ты не поешь и не играешь.

    Искусство учителя в том, чтобы преподнести материал тем способом, который позволит взять из него хорошее. И как же я ликую, когда мои ученицы просят своих родителей, Деда Мороза и св. Николая дарить им краски на День рожденья, на Новый год и на Рождество!

    Кстати, о некоторых новых художественных материалах я узнаю только от своих студентов. И при этом не боюсь признать, что я чего–то не знаю. Мы все чего–то не знаем, затем мы и нужны друг другу.

    Продолжение

    Прошли те времена, когда учитель = авторитет, а ученик = последователь. Эффективное обучение возможно только во взаимодействии. Я постоянно видоизменяю курс, прислушиваюсь к своим студентам и формирую продолжение курса, принимая во внимание их отзывы.

    Это не означает идти на поводу у аудитории и удовлетворять ее капризы. Это значит, давать те знания, которые дадут плоды. Не всегда плодами является победа на живописном конкурсе. Иногда это необходимая релаксация, поиски ответов не только живописных, но и психологических.

    Вот отзывы некоторых моих учеников:

    ***
    Если я не уверена, что сделаю что–то отлично, я не делаю это вовсе. Знаю заранее, что не умею рисовать, а еще знаю, что мой рисунок никто не увидит и не осудит и прочее. Значит, я могу отбросить все свои страхи и комплексы и сделать как получится – это знание будто освобождает меня.

    ***
    Рисование  – это единственное занятие, во время которого я не думаю ни о чем, кроме процесса. Голова отдыхает от больных мыслей, будто выздоравливаешь.

    ***
    Процесс раскрашивания как будто вводит в транс, и ты, сфокусировавшись на какой–то пришедшей в голову мысли, сама того не осознавая, находишь ответ. Или начинаешь по–другому смотреть на что–то. Можно параллельно слушать какую–то лекцию – так она хорошо воспринимается и запоминается.

    Процесс раскрашивания – каким презренным считался он в наших профессиональных кругах. В детской студии не поощрялись «разукрашки», потому что это не творчество.

    В институте, на занятиях станковой живописью, раскрашивание было ругательным словом. Нужно было, чтобы читалась форма, было внимание к освещению, глубокие тени, сияющие блики и звенящие рефлексы. Декоративный (плоский) подход считался лубочным и низкопробным.

    Может быть, с точки зрения реалистической живописи, так оно и есть. Отчасти, я даже согласна с тем, что детям лучше рисовать от себя, чем копировать мультипликационных героев, но нельзя же мерить все одной меркой.

    Это пример академической живописи (бумага, акварель 40/50).

    Это более декоративный подход:

    Это пастель, но то же самое можно выполнить и акварелью, и маслом. Может быть, натюрморт с чайником более правильный, но в этой работе больше настроения.

    Человек, который любит разукрашивать, талантливо и усидчиво выполнит перегородчатую эмаль, финифть, аппликацию, декупаж и декоративную роспись. Художников-примитивистов и мастеров народных помыслов тоже можно уличить в страсти к разукрашиванию.

    Человеку, любящему плоские изображения легче развить в себе графика, чем живописца. Что в этом плохого? И это я перечислила только профессиональные выходы данного стиля. А где же психологические – спросите вы? А вот!

    Декоративный подход проще реалистичного, он не может не получиться. Изобилие народных промыслов у всех национальностей доказывает: для такого подхода не нужно специальное образования – это медитация. Ты настраиваешься на определенный ритм и планомерно рисуешь орнамент. Иногда очень важно сделать что–то такое, что на сто процентов получится. Когда ты сам о себе можешь сказать: «Я могу! Я умею!»

    Порой мы сталкиваемся с проигрышными ситуациями, которые заставляют нас фиксировать поражения. Бывают периоды, когда поражения следуют одно за другим, воспитывая в нас комплекс неудачника. Какое–то время мы им сопротивляемся, потом стараемся смириться и умерить ожидания. Потом и вовсе учимся ожидать худшего, ошибочно полагая, что таким способом защитим себя от разочарований.

    Хорошо, если получится умерить ожидания от жизни. Плохо, когда мы снижаем планку ожиданий от себя и говорим: «У меня все равно не получится, не стоит и браться».

    Здесь нам на помощь приходит искусство маленьких шагов: нарисовать птичку, цветочек или пейзажик. Ты делаешь это впервые в жизни, еще не придумав уровень соответствия и планку, ниже которой не опускаются. Значит, твой результат превзойдет твои ожидания. И это не будет иметь никакого отношения к твоему бизнесу или проблемам с окружающими.

    Процитировать в Твиттере

    Творчество – твое автономное пространство. Твоя альтернативная реальность, из которой ты выходишь с новым дыханием.

    Один мой наставник говорил: «Сначала ты делаешь картину, а потом картина делает тебя». Это утверждение на сто процентов правильное. И я предлагаю вам попробовать это на себе.

    Облака и одуванчики

    Предлагаю поэкспериментировать с акварелью и понять, на какие эффекты она способна. Акварель наиболее доступна из профессиональных живописных техник. Тем более, что для пробы пера нам понадобится всего лишь две краски, лист акварельной бумаги, кисть для акварели и капля шампуня, разведенная в ста граммах воды.

    Смачиваем водой приклеенный/приколотый к планшету лист акварельной бумаги. Выбираем любой понравившийся цвет. Я выберу синий или зеленый. Выкрашиваем его акварелью так, чтобы сверху был более светлый цвет, сгущающийся к низу. Должна получиться растяжка от светлого к темному. Используем только один цвет. В светлые оттенки добавляем больше воды, в темные – меньше.

    Как закончили, берем чистую сухую кисть или отжимаем от воды ту, которой только что пользовались. Макаем ее в шампунь и капаем на наш лист. Заметили эффект? Сделайте несколько таких капель.

    Теперь немного посыпьте солью в некоторых местах. Дождитесь, пока бумага высохнет. Смахните соль. Смотрите, что получилось!

    На что это похоже? Может быть, это похоже на облака или облетающие одуванчики? Если увидели облака, можете дорисовать в них птичек. Тогда все остальные тоже увидят облака на вашем рисунке. Если увидели одуванчики, дорисуйте им стебли и травинки, тогда одуванчики на листе увидите не только вы.

    Такого эффекта не добьешься кистью. Его качество зависит от концентрации шампуня, которую вы можете регулировать. Теперь вы знаете при помощи какого эффекта можно нарисовать фейерверк, пух, свечение, размытие, мех.

    Можете попробовать капнуть на мокрую акварель каплю спирта при помощи пипетки или кисточки. Спирт тоже создает свой неповторимый эффект. На что это похоже? Луна? Звезда? Медуза?

    Пейзаж с рекой и лесом

    Язык акварели – это метафоры. Помните?

    Луга мутило жаром лиловатым,
    В лесу клубился кафедральный мрак.
    Что оставалось в мире целовать им?
    Он весь был их, как воск на пальцах мяк.
    Борис Пастернак

    Сразу чувствуется палящий зной, стоящий на лугах. Прохлада, которая окутывает тебя, когда попадаешь в лес. «В лесу клубился кафедральный мрак» – и мы сразу представляем себе лучи солнца, пробивающиеся в храм из окон под куполом, в них клубится пыль.

    Текли лучи. Текли жуки с отливом,
    Стекло стрекоз сновало по щекам.
    Был полон лес мерцаньем кропотливым,
    Как под щипцами у часовщика.

    А ведь можно было бы написать так: «Была страшная жара, солнце жгло луговую траву. В лесу было прохладней, солнце пробивалось сквозь листву лучами, в которых летала пыль. Всюду стрекотали насекомые». Это вполне правдивое описание, но непонятно – зачем оно? В нем нет отношения автора к происходящему. Нет интерпретации.

    Я хочу показать вам, как метафора может быть применена в живописи. Например, мы говорим: «стена леса», «стекло реки» или «полоса неба». Стена возвышается, стекло блестит, полоса виднеется, именно эти слова являются ключевыми. Чтобы показать стену леса, не нужно прорисовывать в нем все деревья с ветками и листьями. Чтобы показать блеск стекла, не нужно использовать блестки.

    Здесь я предложу использовать синие цвета. Пусть это будет голубой и темно–синий. Из материалов, кроме необходимых, нам понадобится шампунь и две кисти: одна для шампуня, другая для акварели. Их не следует мыть в одной банке.

    Смачиваем водой верхние 2/3 бумаги. Вверху рисуем светло–голубым полоску неба, затем берем темно–синий и густо закрашиваем им более широкую полосу до того места, где мы закончили смачивать бумагу. Это и будет стена леса.

    Подбираем отжатой от воды кистью капли акварели, чтобы они не засохли, и капаем небольшую капельку шампуня на пересечение неба и леса. Это будет солнце, заходящее за эту стену. Еще пару крошечных капелек мы ставим внутри синей полосы. Это солнце, которое пробивается сквозь гущу леса.

    Чтобы шампунь не стекал, планшет можно на время положить горизонтально. Чистой, отжатой от воды кистью, протираем облака в небе, придаем им силуэт.

    Тем временем вода и шампунь немного размыли нам верхушку леса. В этих местах мы тонкой кисточкой рисуем верхушки деревьев, не более трех или пяти. Пусть это будут ели. В этот момент становиться понятно, что это именно лес, а не просто выкраска. А голубая полоска над ним – не что иное как небо. Размытия – это солнце и облака. Верхушки елей стали тем условным обозначением, которое наполнило смыслом нашу картину.

    Теперь светло–синим цветом проводим полосу под лесом. Потом ниже еще одну, более светлую полосу. На полосе под лесом рисуем домик, который превращает полосу в берег. На нижней полосе рисуем лодку с лодочником, которая превращает полосу в реку.

    На берегу реки можно нарисовать камыши и их отражение в воде. У лодки тоже есть отражение. Рябь можно изобразить горизонтальными штрихами. Отражения на воде сделают реку блестящей.

    Вы можете взять большой лист и большой планшет и экспериментировать с отражением: лес и солнце тоже могут отражаться в воде, а технически это все те же полосы, штрихи и шампунь.

    Можно добавлять другие цвета, можно размывать границу леса и неба шампунем. Аккуратность и твердость рук придут с опытом.

    Саморазвитие #рисование 

    Disney How NOT to Draw (Сериал 2022– )

    Путеводитель по эпизодам
    • Сериал
    • 2022–

    ВАША ОЦЕНКА

    AnimationShort

    Аниматоры переносят любимых персонажей Disney в life.Аниматоры оживляют любимых персонажей Диснея.Аниматоры оживите любимых персонажей Диснея.

    • Звезды
      • Зенон Робинсон
      • Крис Хоутон
      • Крис Диамантопулос
  • Посмотреть производство, кассовые сборы и информацию о компании
  • Серии5

    Просмотреть серии

    1 Сезон

    2 года

    20232022Посмотреть все

    Фото6

    Лучшие актеры

    900 32 Зенон Робинсон

    • Аниматор
    Крис Хоутон

    • Крикет Грин
    Крис Диамантопулос

    • Микки Маус
    Джо Мари Пэйтон

    • Шуга Мама
    Томми Дэвидсон

    • Оскар Прауд
    Дэн Повенмайр

    • Доктор Хайнц Дофеншмирц
    Кейтлин Роброк

    • Минни Маус
    • Все актеры и съемочная группа 900 04
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Еще похоже на это

    Случайные кольца

    Theme Song Takeover

    Unicorn: Warriors Eternal

    Сюжетная линия

    Отзывы пользователей

    Будьте первым, кто оставит отзыв

    Лучшие подборки

    Войдите, чтобы оценить и просмотреть список для персональных рекомендаций

    Войти

    Детали

    Технические характеристики

    Новости по теме

    Добавить страницу

    Предложить отредактировать или добавить отсутствующий контент

    Top Gap

    Под каким названием был официально выпущен Дисней Как НЕ рисовать (2022) в Канаде на английском?

    Ответить

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    Рисовать или не рисовать: дилемма информированного согласия

    История вопроса : Информированное согласие является стандартной медицинской практикой во всем мире. Цель этого исследования состояла в том, чтобы определить, действительно ли хирургические рисунки от руки облегчают хирургам процесс общения.

    Методы : Авторы провели анкетный опрос, направленный на изучение восприятия врачами полезности рисунков с точки зрения уровня понимания процедур получения согласия. В общей сложности 90 анонимных анкет были розданы врачам для заполнения в отделениях хирургической и интервенционной медицины университетской больницы Турина.

    Результаты : Из 90 доставленных анкет 37,8% (n=34) были заполнены. 93,8% (n=30) опрошенных врачей считают рисование от руки полезным инструментом, 90% (n=27) хирургов подтвердили, что регулярно используют рисование для получения информированного согласия. 96,3% (n = 26) врачей, которые рисовали себе иллюстративные изображения предлагаемых методов лечения, утверждали, что видят реальную пользу в понимании пациентами информации при визуальном представлении. Многие респонденты-хирурги заявили, что рассматривают возможность привлечения эффективного средства информации для получения согласия. Тем не менее, лишь в 7,4% случаев собственноручно нарисованные объяснительные изображения затем добавляются в медицинские карты пациентов, что может иметь пагубные последствия с медико-правовой точки зрения.

    Выводы : Графическое представление полезно для преодоления барьеров понимания, возникающих не только из-за модальности, в которой передается информация, но и из-за отношений пациентов, социальных и психологических факторов, обеспечивая двунаправленность общения и доказательства в Италии. , страна гражданского права, коммуникативные усилия врачей в интересах пациентов.

    информированное согласие, самоопределение пациента, медицинский чертеж, медицинская книжка, медицинская карта, врачебная ошибка

    Информированное согласие является стандартной медицинской практикой во всем мире. Правомерность любого медицинского действия фактически гарантируется только согласием пациента, которое состоит из трех обязательных элементов: информированности, осознания и добровольности [1]. Обязанность врача состоит в том, чтобы убедиться, что пациент осознает характер, цели и последствия предлагаемых методов лечения и согласен с процедурами, которые ему или ей предстоит пройти [2]. Хотя подписание формы согласия является обычным явлением в медицинских учреждениях, только в ограниченном числе исследований сообщается об их эффективной валидности [3]. Слишком часто информированное согласие представляет собой стандартизированную форму, содержащую общую или чрезмерно техническую информацию, что особенно влияет на понимание пациентом возможных осложнений, связанных с процедурами.

    Другие потенциальные проблемы эффективности информированного согласия связаны с коммуникативными барьерами. На самом деле, в мультикультурном обществе врачи все чаще обращаются к пациентам, которым трудно говорить и понимать по-итальянски. Даже без языковых барьеров между врачами и пациентами все еще существует разрыв в общении-понимании медицинской информации. Большинство клинических состояний и вариантов лечения на самом деле сложны, что затрудняет полное понимание пациентами патогенеза и прогноза заболевания, которым они страдают, и его возможного лечения [4]. Из-за сложности вопроса термины, используемые в медицинских учреждениях, часто являются техническими и довольно трудными для понимания обычным человеком, особенно когда целью являются люди с низким уровнем грамотности, такие как несовершеннолетние или иммигранты. Экстренные ситуации еще больше увеличивают этот разрыв, поскольку пациенты и их семьи испытывают трудности в понимании того, что произойдет в условиях ограниченного времени, как при хирургических процедурах.

    Медицинские иллюстрации, демонстрирующие клинические состояния, включая их патогенез и лечение, или терапевтические процедуры могут способствовать интуитивному, быстрому и всестороннему получению информированного согласия. Однако исследования, изучающие с точки зрения хирурга фактические преимущества использования объяснительных медицинских рисунков, относящихся к схематическим/быстрым рисункам, сделанным в режиме реального времени в клинических ситуациях для пациентов, еще не проводились.

    Италия является страной гражданского права, и информированное согласие регулируется специальным законом как решение о злоупотреблении служебным положением [5]. Авторы оценивали только точку зрения хирурга с помощью анкетирования, чтобы выяснить, помогают ли рисунки от руки хирургу в получении информированного согласия. Выборка врачей была опрошена об использовании рисунков от руки для получения согласия в медицинских учреждениях и, при использовании, о том, задокументирована ли эта визуальная коммуникативная модальность в медицинских картах пациентов.

    Авторы провели анкетный опрос, направленный на изучение восприятия врачами полезности медицинских рисунков с точки зрения эффективности и уровня понимания при передаче информации пациентам в процедурах получения согласия. Авторы определили медицинский рисунок как рисунок от руки.

    В течение первых двух недель августа 2019 года врачам различных хирургических отделений Университетской больницы «Читта делла Салюте и делла Наука» в Турине было роздано 90 анонимных анкет, в том числе: общей хирургии, сосудистой хирургии, челюстно-лицевой хирургии. лицевая хирургия, пластическая хирургия, кардиоторакальная хирургия, урология, оториноларингология, интервенционная радиология, гастроэнтерология, эндоскопия и анестезиология. Распределенные анкеты, пример которых показан на рисунке 1, состояли из двух вопросов. В первом спрашивали, задумывался ли когда-нибудь врач об использовании рисунков для информирования пациентов при получении информированного согласия; только при отрицательном ответе анкеты нумеровались от 1 до 90, чтобы избежать дублирования при подсчете. Врачи должны были ответить на два вопроса (каждый из них имел два возможных взаимоисключающих ответа: да или нет). Через 15 дней с момента рассылки анкеты были собраны и проанализированы. Не полностью заполненные формы исключались из исследования.

    Рисунок 1. Анкета

    Из 90 доставленных анкет 34 (37•8%) были заполнены; из них два были отброшены из-за ошибок в процессе компиляции.

    Анализ ответов на вопрос 1 в 32 признанных действительными вопросниках показал, что 93•8% (30/32) опрошенных врачей считают рисование полезным инструментом для предоставления адекватной информации пациентам (пример на рис. 2).

    Рисунок 2. Примеры хирургических рисунков от руки

    A – Рисунок хирургической абдоминопластики и диастаза прямых мышц живота; косые линии показывают ткань, которую хирург удалит, а стрелки показывают, как верхняя и нижняя линии разреза будут сшиваться вместе; маленький кружок в центре — это пупок на белой линии живота, а остальные пять кружков представляют собой коррекцию диастаза живота.

    B – Чертеж артериовенозного соустья с протезом для гемодиализа; вена: вена; флюссо: поток; protesi: протез; и артерии: артерии.

    C – Чертеж хирургической пластики аневризмы брюшной аорты дакроновым протезом; пунктирные линии — хирургические разрезы; dx: вправо, sn: влево; аневризма: аневризма; renale dx: правая почечная артерия; иrenale sn: левая почечная артерия.

    Всего 90% (27/30) клиницистов, которые подтвердили, что регулярно используют рисунки для целей получения информированного согласия, утверждали, что сами рисуют в режиме реального времени пояснительные изображения инвазивных процедур для пациентов (вопрос 2). Из них только 6•7% (2/27) заявили, что вносят их в медицинские записи как неотъемлемый компонент документации о согласии, удостоверяя, что адекватная информация была предоставлена ​​пациентам (вопрос 2а). Остальные 10% (3/30) врачей полагаются на стандартные фотографии, содержащиеся в предварительно распечатанных формах согласия.

    В общей сложности 96•3% (26/27) врачей, которые сами рисовали иллюстративные изображения предлагаемых методов лечения, заявили, что ощущают реальную пользу в понимании пациентами информации при визуальном представлении.

    Результаты опроса схематично представлены на рис. 3.

    Рис. 3. Результаты опроса

    *2 ответа «Нет» на вопрос n. 1 и 3 отвечают «Нет» на вопрос №2. Общее количество ответов на вопрос №2 – 30.

    Информированное согласие представляет собой правовую основу для любой медицинской процедуры [6], а также инструмент для реализации гарантированного Конституцией права пациентов на самоопределение (статьи 2, 13, 32 Конституции Италии) [7]. Информированное согласие дает пациентам возможность решить, что в их собственных интересах, признавая систему ценностей, убеждений и жизненных целей каждого человека, а также то, как эти факторы влияют на их процесс принятия решений. Когда предоставляется адекватная информация, пациенты могут полностью отстаивать свое право на самоопределение, только выбирая, участвовать или нет в предлагаемом терапевтическом процессе. Учитывая известные риски [8], они берут на себя часть ответственности в «терапевтическом альянсе» с врачами [9].].

    Важность согласия дополнительно подчеркивается в Итальянском кодексе медицинской деонтологии [10], как это определено в статье 33, без предварительного получения информированного согласия пациентов или в случае их явного несогласия ни одна диагностическая процедура и/или терапевтическое вмешательство не должны быть предприняты или продолжены.

    В 2017 году в связи с введением в действие Закона №. 219 (« Norme in materia di consenso informato e di disposizioni await di trattamento» , т. е. нормы в отношении информированного согласия и предварительных указаний о лечении), парламент Италии еще раз закрепил центральную важность информированного согласия: пациенты считаются активными субъектами в терапевтических отношениях с врачами и системой здравоохранения, гарантируя, что не будет нанесено ущерба их самостоятельности в принятии решений. Более того, с 2017 года время, необходимое для предоставления необходимой информации, по закону подпадает под «время лечения» пациента, поэтому согласие следует рассматривать как кульминацию долговременного процесса принятия решения о лечении с участием как пациентов, так и врачей. 11]. Это верно и для других стран, таких как США [12]. Цель состоит в том, чтобы обеспечить крепкие человеческие отношения между врачом и пациентом [13] посредством ряда вмешательств, направленных на улучшение обмена информацией и повышение удовлетворенности пациентов [14,15].

    Правильная и исчерпывающая информация является ключевым требованием достоверности, гарантирующим, что пациенты сделают сознательный и самостоятельный выбор в отношении своего здоровья. Таким образом, никакая подпись на стандартной форме согласия, содержащей общую или чрезмерно техническую информацию, не может считаться законной [16].

    Таким образом, врачи должны найти наиболее подходящую формулу для информирования пациентов понятным, исчерпывающим и практичным способом, чтобы гарантировать действительно информированное согласие [17]. Язык, используемый для передачи информации, должен быть простым [18] и адаптированным к культурному уровню и навыкам понимания каждого отдельного пациента [19].].

    Однако иногда, даже соблюдая необходимые меры предосторожности, трудно установить, действительно ли пациент понял предоставленную устно информацию. Это особенно верно для хирургических контекстов, в которых время на общение особенно важно из-за в целом слабого состояния пациентов [20], неотложного характера процедур и множества факторов, которые могут угрожать жизни пациентов, включая риски, присущие к самому лечению. Хотя многие исследования изучали качество понимания пациентами информации с помощью интервью или опросников [21], лишь немногие из них были сосредоточены на хирургических вмешательствах. Систематический обзор, посвященный этой конкретной группе пациентов, показал, что только 29% из них адекватно поняли предоставленную устную информацию об инвазивной процедуре и связанных с ней рисках при проведении операции [22]. Исследования показали лучшее понимание и, следовательно, более информированное согласие, когда информация была письменной, а не устной. В тревожных ситуациях способность читать информацию столько раз, сколько необходимо, с поддержкой знакомых фигур, где это необходимо, может быть полезной для пациентов, чтобы обработать сложную передаваемую информацию.

    Тем не менее, стандартные предварительно напечатанные модели, хотя и написаны, считаются неподходящими для целей получения согласия. По этому вопросу Кассационный суд признал неадекватностью подписки пациентов на родовую форму, поскольку « согласие всегда должно считаться результатом реальных отношений, установившихся между врачом и пациентом, в которых последний должен выражать свое подлинное и участие в предложенном терапевтическом проекте» ; все это не сводится к простой подписи на бумаге [21] .

    В связи с этим в недавнем решении Кассационного суда Италии подчеркивалась ценность рисунков при информировании пациентов о рисках конкретных видов лечения [23]. В медицинской литературе широко признается полезность иллюстраций как средства упрощения коммуникации и обеспечения доступности информации для каждого пациента [24]. Это особенно верно, когда требуется передать технические объяснения хирургических процедур простым и непосредственным образом. Эти средства графической коммуникации способны универсализировать переживание болезни посредством сочувствия и сострадания [25]. Однако лишь в нескольких исследованиях изучались преимущества применения рисунков для получения согласия [26].

    Настоящее исследование было направлено на оценку того, являются ли рисунки коммуникативным методом, обычно используемым в информационном процессе для целей получения согласия в Университетской больнице Турина, и, когда они используются, вносятся ли они в медицинские карты пациентов в соответствии с требованиями 217/19 Lex. . В анкетном опросе обращалось внимание на использование этого специфического графического способа общения, особенно в стрессовых и неотложных ситуациях, например, в случаях необходимости инвазивных процедур, когда больные и члены их семей проявляют наибольшие трудности в понимании технических терминов.

    Данное исследование является опросным и проводилось на выборке уменьшенной численности (90 анкет). Таким образом, он не может быть полностью репрезентативным для всего рассматриваемого населения. Ориентируясь на результаты (показаны на Панели 1), из всех врачей, правильно заполнивших анкету, 93,8% заявили, что рассматривают возможность получения эффективных средств информации для получения согласия. Из них только 10% используют стандартные предварительно напечатанные иллюстрированные документы о согласии, в то время как большинство заявили, что лично рисуют изображения, представляющие этапы инвазивных процедур, чтобы перевести очень сложную техническую информацию на конкретный и непосредственный визуальный язык. Почти все врачи, которые утверждали, что рисовали себе изображения предлагаемых методов лечения, ощущали реальную пользу в понимании пациентами, когда информация оформлялась таким визуальным способом.

    Представление об информации как о способе формования чего-то ранее бесформенного имеет древние корни. Согласно Аристотелю, постижение материального мира зависело от наличия ментальных форм, таких как идеи, абстракции или концепции; аналогичным образом Катон Старший заявил « rem tene, verba sequentur » [27], что означает, что только если вы знаете концепцию, вы можете объяснить ее другим. Цицерон использовал глагол «информировать», чтобы указать на акт придания структуры чему-либо, чтобы сформировать идею или сформировать сознание человека. Тогда коммуникацию можно рассматривать как передачу информации от одной формы к другой [28]. Иллюстрации и рисунки, конкретизирующие абстрактные понятия, представляют собой способ передачи информации посредством непосредственного визуального невербального сообщения [23].

    Kearns [29] недавно провел исследование восприятия хирургами (n=100) использования рисования в их повседневной деятельности; 92 % опрошенных врачей регулярно использовали его для общения и объяснения процедур пациентам или жителям, а 82 % из них использовали его для быстрого и четкого обмена послеоперационной информацией с коллегами. Несмотря на то, что в исследовании Кернса только 86 % хирургов считают рисунки полезными для улучшения общения с пациентами, по опыту автора до 93•8% опрошенных врачей считали получение информации эффективным средством получения согласия, учитывая предполагаемое улучшение понимания предоставленных данных. Медицинские иллюстрации, сохраняющиеся в памяти на более длительный период времени, поэтому воспринимаются как более полезный образовательный инструмент для передачи непосредственного понимания, чем пространные объяснения, проводимые врачом.

    Тем не менее, в этом исследовании только 7•4% (2/27) опрошенных клиницистов лично рисовали пояснительные изображения пациентам (почти 90% от всех врачей выборки исследования), затем добавили их в медицинские карты. Это можно объяснить субъективным восприятием врачами собственных ограниченных способностей к рисованию и вытекающим из этого страхом перед возможными пагубными последствиями неточной иллюстрации с судебно-медицинской точки зрения. Мы должны признать, что информированное согласие нельзя рассматривать ни как формальный акт, ни как форму раскрытия информации, ни как подпись [29]. Информация является основной частью коммуникативного процесса и служит для формирования прочного терапевтического альянса. Затем, поскольку время, отведенное на общение, по праву относится к «времени лечения», вставка пояснительного рисунка в медицинские записи справок о том, что при передаче информации использовалось более одной информативной модальности, чтобы сделать ее более понятной для конкретного пациента, персонализировать передачу .

    Рисование становится инструментом коммуникации, с помощью которого информация передается более интуитивно и наглядно. Рисование может отправить разум пациента в будущее и помочь ему или ей определить свою судьбу. В соответствии с итальянской системой гражданского права в случаях нанесения ущерба психофизической неприкосновенности пациента в результате отсутствия согласия больница, обязанная выплатить денежную компенсацию, должна доказать, что право пациента на информацию не было нарушено. Поэтому при судебно-медицинской экспертизе дел об ответственности за врачебную ошибку или непредоставление информации, подкрепленной приговором ВАС, вынесенным в апреле 2018 г. [22], приобщение пояснительного рисунка к истории болезни может служить доказательством время общения и попытки использования в образовательных целях в сочетании с обычным текстом и устной лекцией более простого и наглядного инструмента для придания формы сообщению для передачи его пациентам [30].

    Недавно Верховный кассационный суд (Приговор № 28985/2019) косвенно рассмотрел вопрос, подтвердив наличие ущерба гарантированному Конституцией праву на самоопределение во всех случаях недостатка информации о здоровье и терапии, поскольку согласие процедуры должны считаться полноценными лечебными действиями.

    Клиницисты и хирурги несут не только деонтологический и этический долг в процессе получения информированного согласия, но и гражданские обязательства. Эти три темы тесно взаимосвязаны, и отношения между врачом и пациентом уникальны. Рисование — это инструмент, с помощью которого можно попытаться объединить их в момент уникальности.

    Судебно-медицинские эксперты могут помочь пациенту и врачам в условиях стационара, проверяя понимание пациентом медицинской информации, с целью уважения и поощрения автономии пациента и предотвращения медицинской ответственности [31].

    Таким образом, рисунки являются инструментом гуманизации отношений между врачом и пациентом, придания содержанию общения более наглядной формы. Графический набросок полезен для преодоления барьеров понимания, возникающих не только из-за модальности передачи информации, но и из-за реляционных, социальных, культурных и психологических факторов пациентов, обеспечивая двунаправленность общения [1].

    Согласие на любое медицинское действие всегда начинается с подробного диалога с врачом. Врачи должны знать, что подписанный документ не всегда гарантирует, что пациенты его правильно поняли [32].

    Реальное понимание является наиболее трудным моментом для получения этически обоснованного информированного согласия [33]. Поэтому крайне важно найти альтернативный способ обеспечения надлежащего понимания [34].

    В настоящем исследовании врачи хорошо осведомлены о трудностях пациентов в понимании медицинской информации. Неудивительно 93•8% опрошенных клиницистов сообщили, что используют рисунки для предоставления информации, поскольку было показано, что это улучшает понимание в 96•3% случаев.

    Тем не менее, 92•3% опрошенных клиницистов не прикрепляли пояснительных рисунков к медицинским картам пациентов. Это представляет собой препятствие для доказательства того, что этот альтернативный метод использовался в дополнение к письменной и устной информации.

    Пояснительные рисунки являются доказательством коммуникативных усилий врачей в интересах пациента, помогая построить доверительные отношения.

    Нет.

    Нет.

    1. Cargill SS (2019) Как мы на самом деле общаемся? Оспаривание предположений, лежащих в основе вмешательств на основе информированного согласия. Этика и исследования человека 41: 23-30.
    2. Моейни С., Шахриари М., Шамали М. (2020) Этические проблемы получения информированного согласия хирургических пациентов. Этика медсестер 27: 527-536. [Перекрестная ссылка]
    3. Кларк С., Манграм А., Эрнест Д., Леброн Р., Перальта Л. (2011) Информированное согласие: исследование эффективности информированных согласий и связанной с ними роли языковых барьеров. J Surg Educ 68: 143-147. [Перекрестная ссылка]
    4. Furuno Y, Hiroyasu S (2015) Медицинские комиксы как инструменты, помогающие получить информированное согласие на лечение инсульта. Медицина (Балтимор) 94: e1077. [Перекрестная ссылка]
    5. Сантовито Д., Иорио М. , Мастро Ф., Конфорти М., Рисполи П. (2007) Симптоматический стеноз сонной артерии. Рекомендации по диагностике и лечению Юридический и судебно-медицинский подход. Minerva Cardioangiol 55: 167-98. [Перекрестная ссылка]
    6. Мелладо Дж. М. (2016) Автономия, согласие и ответственность. Часть 1: Ограничения принципа автономии как основы информированного согласия. Радиология 58: 343-351. [Перекрестная ссылка]
    7. Чилиберти Р., Горини И., Газзанига В., Де Стефано Ф., Гулино М. (2018) Итальянский закон об информированном согласии и предварительных распоряжениях: новые правила поведения для автономии врачей и пациентов в уходе за умирающими. J Crit Care 48: 178-182. [Перекрестная ссылка]
    8. Abaunza H, Romero K (2004) Элементы адекватного информированного согласия в хирургическом контексте. World J Surg 38: 1594-1604. [Перекрестная ссылка]
    9. Фаулер Дж. Р., Флойд Дж., Левин К. А., Сепуча К. Р. (2011) Информирование и привлечение пациентов для повышения качества медицинских решений. Health Aff 30: 699-706. [Перекрестная ссылка]
    10. https://portal.fnomceo.it/codice-deontologico/
    11. Кинг А., Хоппе Р.Б. (2013) «Передовая практика» для коммуникации, ориентированной на пациента: описательный обзор. J Grad Med Educ 5: 385-393. [Перекрестная ссылка]
    12. Джеффорд М., Мур Р. (2008 г.) Улучшение информированного согласия и качества документов о согласии. Ланцет Oncol 9: 485-493. [Перекрестная ссылка]
    13. Gristina GR, Busatta L, Piccinni M (2019) Итальянский закон об информированном согласии и предварительных распоряжениях: его влияние на отделения интенсивной терапии и европейскую правовую базу. Минерва Анестезиол 85: 401-411. [Перекрестная ссылка]
    14. Ленц Дж., Кеннет М., Перлмуттер Дж. , Форрест А. (2016) На пути к более эффективному процессу информированного согласия: рекомендации Инициативы по преобразованию клинических испытаний. Contemp Clin Trials 49: 65-69. [Перекрестная ссылка]
    15. Clapp JT, Arriaga A, Murthy S, Raper SE, Schwartz JS, et al. (2019) Хирургическая консультация как социальный процесс. Последствия для совместного принятия решений. Энн Сург 269: 446-452. [Перекрестная ссылка]
    16. Cocanour CS (2017) Информированное согласие — это больше, чем просто подпись на листе бумаги. Am J Surg 214: 993-997. [Перекрестная ссылка]
    17. Морган Д.Дж., Шерер Л.Д., Коренштейн Д. (2020) Улучшение информирования врачей о решениях о лечении: пересмотр соотношения «Риски и преимущества». JAMA 324: 937-938. [Перекрестная ссылка]
    18. Папа ТМ (2019 г.) Информированное согласие требует понимания: полного раскрытия информации недостаточно. Am J Bioeth 19: 27-28. [Перекрестная ссылка]
    19. Филдс Л.М., Калверт Д.Д. (2015)Процедуры информированного согласия пациентов с когнитивными нарушениями: обзор этики и передового опыта. Psychiatry Clin Neurosci 69: 462-471. [Перекрестная ссылка]
    20. Slim K, Bazin JE (2019) От информированного согласия до совместного принятия решений в хирургии. J Visc Surg 156: 181-184. [Перекрестная ссылка]
    21. Агоццино Э., Боррелли С., Канчельери М., Карфора Ф.М., Ди Лоренцо Т. и др. (2019) Достаточно ли информирует хирургических пациентов письменное информированное согласие? Поперечное исследование. BMC Med Ethics 20:1. [Перекрестная ссылка]
    22. Falagas ME, Korbila IP, Giannopoulou KP, Kondilis BK, Peppas G (2009) Информированное согласие: насколько и что понимают пациенты? Am J Surg 198: 420-435. [Перекрестная ссылка]
    23. Кассационный суд, ОЭЗ III (2018 г. ) Отправлено. 20.04.2018 н. 9806.
    24. McNicol S (2014) Гуманизация болезни: представление информации о здоровье в образовательных комиксах. Мед Гуманит 40: 49-55. [Перекрестная ссылка]
    25. Green MJ, Myers KR (2010) Графическая медицина: использование комиксов в медицинском образовании и уходе за пациентами. BMJ 340: c863. [Перекрестная ссылка]
    26. Wheeler R (2017) Эволюция информированного согласия. Brit J Surg 104: 1119-1120. [Перекрестная ссылка]
    27. Юлий Викторис C (1980) Ars Rhetorica, ediderendum. Джомини Р. (Эд) М.С. Челентано. Лейпциг.
    28. Von Baeyer HC (2003) Информация. Новый язык науки. Издательство Гарвардского университета, 1-е изд.
    29. Kearns C (2019) Является ли рисование ценным навыком в хирургической практике? 100 хирургов взвешиваются. J Vis Commun Med 42: 4-14.
    30. Линдор Р. А., Куннеман М., Ханзел М., Шур Д.Д., Монтори В.М. и др. (2016) Ответственность и информированное согласие в контексте совместного принятия решений. Acad Emerg Med 23: 1428-1433. [Перекрестная ссылка]
    31. Tattoli L, Dell’Erba A, Ferorelli D, Gasbarro A, Solarino B (2019) Сепсис и нозокомиальные инфекции: роль судебно-медицинских экспертов в Италии. Антибиотики (Базель) 8: 199. [Crossref]
    32. Ким Л., Янг А.Дж., Неймейер Р.А., Бейкер Дж.Л., Барфилд Р.К. (2008) Удержание пользователей в центре внимания: разработка мультимедийного интерфейса для информированного согласия. Техническое сообщество Q 17: 335-357.
    33. Marcela GC, Joffe S (2005) Информированное согласие на лечение и исследования: обзор. Онколог 10: 636-641. [Перекрестная ссылка]
    34. Пуркару Д., Преда А., Попа Д., Мога М.А., Рогозеа Л. (2014) Информированное согласие: насколько хорошо осведомлены? Плос Один 9: e110139. [Перекрестная ссылка]
    Редакционная информация
    Главный редактор

    Кохей Акадзава
    Медицинская и стоматологическая клиника Университета Ниигата, Япония

    Тип статьи

    Исследовательская статья

    История публикаций
    900 08 Дата получения: 03 мая 2021 г.
    Дата принятия: май 12, 2021
    Дата публикации: 14 мая 2021 г.

    Copyright

    © 2021 Santovito D. Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение в любых media, при условии, что указан первоначальный автор и источник.

    Цитата

    Сантовито Д., Сина Г., Таттоли Л., Ди Велла Г., Боско С. (2021) Рисовать или не рисовать: дилемма информированного согласия. Health Prim Car 5: doi: 10.15761/HPC.1000211

    Рисунок 1. Анкета

    Рисунок 2.

    Оставить комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *