Http язык программирования: Какие языки программирования учить? Карьера в IT (часть 1) — Otus на vc.ru

Какие языки программирования учить? Карьера в IT (часть 1) — Otus на vc.ru

53 607 просмотров

Таблицы, списки и примеры из личной практики — собрали самое полезное и интересное с первого дня интенсива «Стратегическое развитие и карьера в IT», который провел Женя Картавец, тимлид и разработчик с 5-летним стажем на C #, а теперь руководитель отдела продюсирования образовательных программ OTUS. Передаем слово самому Жене.

Чем больше освоишь, тем круче будешь

Довольно популярное мнение среди разработчиков, что уровень квалификации и зарплата зависят от количества языков программирования, которыми разработчик владеет.

Я сам в свое время ходил и думал, что бы такого изучить, чтобы потом писать в резюме много умных слов. Затем однажды на работе познакомился с коллегой, С++ разработчиком, который за всю жизнь освоил только один этот язык и все. А зарплата у него была, как у меня, может даже больше. Помню, как он ходил и с интересом спрашивал, как такие же вещи можно делать на С #.

Это меня очень удивило, потому что я увидел, что человек достаточно успешен в IT-карьере, хотя он хорошо выучил всего один язык, а за его пределами почти ничего не знает.

Конечно, это не значит, что надо ограничивать свой кругозор единственным языком. На мой взгляд, секрет успеха в том, чтобы стать профи в чем-то одном, а затем осваивать смежные области, которые будут дополнять друг друга и двигать в направлении одной цели. Например, если вы занимаетесь Web-разработкой, будет плюсом знать какой-то язык для бэкэнда и JavaScript для фронтэнда. Но если я буду учить С++ для бэкэнда, то знания JavaScript для фронтэнда мне ничего не даст, потому что я никогда не буду использовать их вместе.

Обычно, с одного языка пересесть на другой не так сложно из-за схожего синтаксиса и общих принципов. Например, с C # на Java. При этом вокруг каждого языка есть своя большая экосистема: библиотеки, фреймворки, либы. А вот на это уже нужно много времени, и быть достаточно высококвалифицированным специалистом в двух-трех разных областях в программировании очень сложно.

Рынок вакансий диктует условия

Если осваивать программирование с целью карьеры, а не в качестве хобби, ориентироваться надо на рынок вакансий. Идем на HeadHunter и видим такую картину (данные собраны в конце 2019-го года):

Зеленым выделены языки с положительной динамикой вакансий. За год Kotlin и Go впервые оказались в этом списке. Красным выделен Ruby — для него число вакансий сокращается, и возможно, скоро из топ-10 его вытеснит какой-нибудь другой перспективный язык.

Может показаться, что если выбрать что-нибудь экзотическое, у вас будет меньше конкурентов, а значит проще найти работу. Это не совсем так. Работодатели тоже идут на hh, смотрят кандидатов и решают, на чем запускать проекты, под которые реально собрать команду. Замкнутый круг. Поэтому мой совет с точки зрения развития карьеры:

выбирайте популярный язык, при этом ориентируйтесь на спрос на рынке труда, а не по каким-то другим рейтингам.

Вместо того, чтобы обсуждать актуальность отдельно взятого инструмента — а именно этим являются языки программирования — я рассмотрю их в разрезе 4-х направлений разработки и составлю наборы навыков, необходимых для решения разных задач.

Web-разработка

Здесь больше всего вакансий, но и сильнее конкуренция среди специалистов, т.к. направление развивается уже много лет. Web-разработка состоит из Frontend — визуальная часть сайта, то, с чем взаимодействуют пользователи, и Backend — серверная часть сайта.

Начальный маршрут для фронтендера:

  • HTML, CSS — языки верстки
  • JavaScript — для интерактивных элементов
  • ECMAScript / Typescript — расширения JavaScript, дающие больше возможностей
  • Опыт работы с одним из фреймворков: React / Angular / Vue

Как правило, выбор фреймворка не столь принципиален: работодатель готов рассмотреть кандидата с опытом в любом из трех, т.к. довольно быстро можно пересесть на нужный специально под проект.

Для бэкендера есть несколько вариантов. Каждый пункт в списке — пара из языка и его фреймворков:

  • PHP + Laravel / Yii 2 / Symphony
  • Javascript + NodeJS (Express. JS, Nest.js, TypeScript, GraphQL, Apollo)
  • Python + Django
  • Java + Spring
  • C# + ASP.NET Core

Каждый из наборов актуален для написания серверной части сайтов, поэтому можно выбрать на свое усмотрение. В любом случае понадобится овладеть еще и этими знаниями:

  • HTML & CSS — понимание верстки сайтов
  • SQL (PostgreSQL / MySql) — работа с базами данных
  • Архитектуры и паттерны — как писать код, который легко поддерживать и масштабировать

В большинстве случаев это необходимый минимум, джентельменский набор для бэкенд-разработчика, работающего над сайтами. Далее, можно развиться как разработчик в 2 разных направлениях: начать осваивать технологии из списка фронтендера, т.е. стать Fullstack-разработчиком, или углубиться в бекенд и хайлоад. Выбрав второй путь, будет полезно освоить следующие технологии:

  • NoSql (MongoDB, Reddis, Cassandra)
  • Брокеры сообщений: RabbitMQ / Kafka
  • Docker / Kubernates
  • Highload, микросервисы

Мобильная разработка

Более молодое направление, в котором меньше вакансий, но пока наблюдается дефицит кадров. Языки программирования выбираются в зависимости от того, под какую платформу вы будете создавать приложения.

Android-разработчик:

  • В большинстве проектов нужно знать и Java и Kotlin
  • Новый код чаще пишется на Kotlin, однако очень много кода, который нужно поддерживать, написан на Java

Kotlin молодой, но очень перспективный язык, созданный питерской компанией Jetbrains в 2016 году. Он полностью совместим с Java, но примерно на 40% короче его, что значительно ускоряет разработку. Кроме того, в какой-то момент Google, устал от исков со стороны правообладателей Java за использование кода в Android и назвал Kotlin предпочтительным языком для Android-разработки. Сейчас все чаще приложения пишут на нем. Однако на текущий момент все еще очень много проектов, написанные на Java, которые нуждаются в поддержке и развитии. Поэтому Android-разработчику надо знать оба языка, чтобы уметь читать и вносить изменения в старый код.

iOS-разработчик:

  • Достаточно знать Swift
  • Старый код написан на Objective-C

Легкий и простой Swift пришел на смену и значительно потеснил первый iOS-язык Objective-C. Эти языки несовместимы, поэтому новые проекты начинают на Swift и его вполне достаточно для разработки на платформе. А Objective-C остается актуальным только для старых больших проектов, которые не решились переписывать на Swift.

Что касается востребованности, то Java и Kotlin универсальные языки, которые используют не только для мобильной разработки и под различные платформы. А вот Swift подходит исключительно для мобильной разработки под iOS и десктопной разработки под MacOS.

Еще один путь мобильного разработчика — освоить библиотеку ReactNative для JavaScript. Она устроена таким образом, что написанный код работает под все платформы. С одной стороны это очень удобно. Однако нередки случаи, когда появляется необходимость прописать нативный код для каждой платформы, а это значит нужно иметь наготове знания и Kotlin, и Swift.

Серверные приложения

Путь разработчика серверных приложений во многом похож на бэкендера, разрабатывающего сайты. Во-первых, надо выбрать и изучить один из языков. Сейчас в ТОП-е по количеству вакансий на российском рынке:

  • C++
  • Go
  • Java
  • Python
  • C#

Во-вторых, как и бэкендеру, для большинства задач вам понадобятся навыки работы с базами данных и умение писать качественный код. Тут вам пригодятся:

  • SQL (PostgreSQL / MySql)
  • Архитектуры и паттерны

Дальше можно изучить:

  • Алгоритмы и структуры данных
  • NoSql (MongoDB, Reddis, Cassandra)
  • Брокеры сообщений: RabbitMQ / Kafka
  • Docker / Kubernates
  • Highload, микросервисы

Из этого самый сложный пункт — выбор языка. Я подготовил сравнительную таблицу:

Java, Python и С # между собой очень похожи и довольно универсальны. Java используют для сайтов и мобильной разработки. Python отдают предпочтение стартапы (а также крупные проекты, выросшие из стартапов) из-за его простоты освоения и универсальности. C # популярен и для сайтов, и для написания игр на движке Unity 3D. Я советую

выбирать тот, с которым вы уже хоть немного имели дело и на какую сферу больше ориентируетесь. При необходимости быстро пересесть на другой из этой тройки не составит труда.

C++, на мой взгляд, один из самых сложных в освоении язык, подходящий в основном для серверных, десктопных программ и игр, реже — для Data Science. Разработка на нем занимает значительно больше времени, но дает программисту огромные возможности. C++ используют для программ, требовательных к быстродействию, например, Photoshop, или масштабных игр, так как с его помощью можно контролировать и распределять нагрузку на «железо».

Golang (Go) появился как более простая версия С++. Его легко освоить, и он заточен под высокие нагрузки и многоядерные процессоры, но имеет очень ограниченный функционал

, например, нет дженериков, исключений и т.д., которыми обладают другие языки программирования. В первую очередь его целесообразно использовать для консольных утилит и highload бэкенда. Вакансии разработчика на Go открывают преимущественно крупные корпорации, хотя в последнее время спрос на разработчиков Go начал появляться и в проектах поменьше.

Разработка игр

Выбор языка во многом определяет платформу, на которой вы сможете писать игры:

  • C#, Unity 3D — кроссплатформ, возможность быстро портировать игру с одной платформы на другую
  • C++, Unreal Engine — PC, обычно используется для масштабных игр, требовательных к быстродействию «железа»
  • Javascript — Web
  • Java — Android

В российском геймдевелопменте больше вакансий на C #, Unity 3D.

Мой совет — выбирайте деятельность, а не язык. Посмотрите компании-работодателей, их проекты и вакансии и выберите те, что вам по душе. Ориентируйтесь на них с первых шагов, тогда вы сможете сфокусировать свои навыки вокруг конкретных задач программирования. И даже если вы потом не пойдете работать в эти компании, у вас будет актуальный набор скиллов и понимание своей специализации.

Специально для быстрого старта в профессию мы записали 5 видеокурсов для начинающих программистов: Java, Python, JavaScript, C++ и Linux. Их достаточно для решения задач уровня Junior, т.е. можно пойти на стажировку или претендовать на начинающую позицию в IT-компаниях. Или поступить и продолжить учиться на наших основных курсах, чтобы углубиться в выбранный язык.

Вторая часть интенсива посвящена карьерному пути в IT.

Рассмотрим, какие сферы есть, как и куда можно расти, в частности, как попасть в Data Science, какие варианты развития есть в DevOps и как айтишнику грамотно составить резюме.

Если по выбору языка какие-то моменты не осветил, задавайте вопросы — отвечу.

«Какой язык программирования учить первым?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Языки программированияОбучение программированиюИзучение программирования

Дмитрий Ankelad

  ·

1,2 K

На Кью задали 4 похожих вопросаОтветитьУточнить

НПЦ Инфа-Образование

124

Учебный центр информационных технологий. Компьютерные и бухгалтерские курсы от нуля до…  · 5 февр 2020  · infa-education.ru

Отвечает

ИНФА-Образование НПЦ

Все зависит от возраста обучаемого. Если это касается ребенка 7-11 лет, начните с визуальных языков программирования, самый распространенный — Scratch. Для этого сначала зайдите на сайт Scratch (https://scratch.mit.edu/) и зарегистрируйтесь. Там же есть и обучающие ролики. Программировать можно прямо на сайте Scratch.

Для детей постарше, а также для тех детей, кто уже освоил Scratch а также для взрослых, рекомендуется начать с простейщего языка программирования и, по мере осваивания, переходить к более сложным языкам программирования. Каждый последующий язык вам будет даваться все легче и легче, поэтому имеет смысл начать с простейшего языка. Таковым на сегодняшний день является Microsoft Small Basic, он рекомендуется для детей с 7 лет (для детей не англоговорящих стран — с 8-9 лет). Этот язык программирования разработан специально для начинающих, а также для облегчения перехода от визуального программирования (т.е. от перетаскивания блоков мышкой) к текстовому кодированию (т.е. непосредственному написанию кода).

Вот сайт с бесплатными обучающими и учебными материалами по Microsoft Small Basic на русском языке: http://small-basic. ru/

Microsoft Small Basic- Простейший язык программирования для начинающих.

Перейти на small-basic.ru

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Ответы на похожие вопросы

Какой язык программирования лучше изучать в первую очередь? — 15 ответов, задан 

Достоверно

Магора Системс

191

Magora — международная IT-компания из Сибири.   · 10 мар 2021

Отвечает

Михаил Слипченко

У нас в Магоре много специалистов изучали Python, в качестве первого языка, и вот почему:

  • Python является одним из старейших языков программирования. С 1991 года на этом языке программирует множество людей;
  • в 2020 году Python стал самым популярным языком программирования на рынке;
  • Python часто «прощает» ошибки в коде. Например, для Python не обязательно указывать тип данных переменной. Из контекста он сам понимает что тип данных введен: целое число, логическое значение или что-то еще;
  • язык существует так давно, что для него уже разработаны готовые библиотеки. Если у вас есть вычислительная задача — скорее всего для нее уже есть библиотека на Python;
  • даже, если вы не умеете пользоваться библиотеками — не проблема. Язык позволяет очень много без их использования.

На данный момент у Python есть один явный недостаток — мощные программы на нем работают дольше, нежели на других языках. Мы советуем вам начать изучение программирования с любого популярного языка, так как найти работу с выдающимися навыками не составляет труда.

Заказывай мобильные и веб приложения!

Перейти на magora-systems. ru

3 эксперта согласны

Комментировать ответ…Комментировать…

Какой язык программирования лучше изучать первым? — 85 ответов, задан 

Oleg Polikhronidi

Программирование

14

Python Developer, VK Tester • Gaming and IT feeds VK Expert, Developer of Telegram Bots  · 8 окт 2021

Выбирая первый язык стоит трезво оценить следующие факторы:

Рынок труда.

Долгосрочные перспективы языка.

Сложность изучения языка.

Что именно вы сможете создать в процессе изучения, и, показав окружающим, поддержать мотивацию.

Новые языки программирования появляются несколько раз в год. О них пишут статьи в научные журналы, им посвящают комиксы, которые можно найти в Сети.

1 эксперт согласен

Комментировать ответ…Комментировать…

Какой язык программирования лучше изучать первым? — 85 ответов, задан 

НПЦ Инфа-Образование

124

Учебный центр информационных технологий. Компьютерные и бухгалтерские курсы от нуля до…  · 2 сент 2019  · infa-education.ru

Отвечает

Ананий Бареян

Начинать нужно с простейшего языка программирования — Microsoft Small Basic. Если вы освоили Small Basic, или вам все понятно в этом языке программирования, изучайте другой, более сложный. Те, кто предлагает изучать новичку программирование со сложного языка, все равно, что новичку в вождении автомобиля (который боится скорости и столкновения) посадить за спорткар Формулы 1 и предложить начать обучение вождения с этой машины.

В Интернете очень много мнений программистов, с чего начинать программировать, но почти никто не говорит (но все программисты подразумевают!) о фундаментальных основах программирования, без которого нельзя изучать ни один язык программирования. В этом случае лучше послушать педагогов и преподавателей начальных курсов программирования, чем программистов.

Статья на эту тему; Как стать программистом. Первые шаги.

Microsoft Small Basic- Простейший язык программирования для начинающих.

Перейти на small-basic.ru

14,4 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Какой язык программирования лучше изучать первым? — 4 ответа, задан 

Вячеслав Витальевич Шляхетский

Программирование

1,8 K

Диванный философ, по совместительству инженер  · 12 янв

Очень кратко. Разумеется есть много ньюансов и вариантов зависящих от ваших целей и ваших предварительных знаний здесь не учтенных:

  • для скорейшего вхождения с нуля до первого простого но реального заказа — стек веб-разработчика. Первый декларативный язык будет HTML, а первый императивный, который в обиходе называется «языком программирования» — Java Script
  • для классического подхода (сначала информатика, алгоритмы, структуры данных, парадигмы и т.п. а только потом конкретная отрасль программирования). Просто классика Java, высокая классика C++. Первая несколько проще. Кроме того активно применяется в Андроид-разработке где немало простых небольших задач для разработчиков без опыта.
  • более простой и мягкий вариант предыдущего пункта. Но при этом вариант совершенно не игрушечный а широко применяемый во вполне серьезных проектах Python. И в нем в отличие от Java Script например вполне классически реализована процедурная и объектно-ориентированная парадигма. Поэтому на нем вполне можно изучать классику без костылей. Но есть и подводный камень. Начиная с языка с нестрогой типизации потом будет несколько сложнее привыкнуть к языкам со строгой типа C++ или Java. Наоборот — гораздо проще. Также этот вариант хорош если вы планируете в основном писать для себя. Или программирование для вас прикладной инструмент в вашей основной профессии. Т.е. другими словами вы будете писать много одноразового кода рассчитанного на однократное получение результата. Для этого Питон вне конкуренции сейчас.

Комментировать ответ…Комментировать…

Какой язык программирования лучше изучать первым? — 85 ответов, задан 

Вадим Румянцев

Программирование

3,7 K

Специалист в области разработки систем управления. Трансгуманист. Интересуюсь…  · 17 окт 2020

Тут многое зависит от того, в каком возрасте начинается изучение программирования. Если в младших классах школы, то лучше начинать с какой-нибудь приспособленной для детей среды программирования вроде Scratch, чуть попозже – языка Лого (с русской локализацией, если мы говорим о русскоязычном ребёнке), если речь про старшие классы школы или более поздний возраст, то можно уже начинать с промышленно используемых языков.

Комментировать ответ…Комментировать…

Какой язык программирования лучше изучать первым? — 85 ответов, задан 

Хекслет

373

Образовательная платформа Хекслет  · 19 нояб 2021  · ru.hexlet.io

Отвечает

Николай Гагаринов

Давайте определимся. Лучше для чего? Для денег? Для изучения программирования? А чем хотите заниматься? (игры, сайты, приложения, обработка данных)

Очень часто рекомендуют язык программирования Python. Это действительно хороишй выбор. Он популярен, по нему много ресурсов, книг. С его помощью изучают программирование школьники, а научные сотрудники используют его в работе. Ну и конечно же программисты, тестировщики. В общем популярный язык.

Но по сравнению с Javascript он проигрывает в том, что JS есть буквально везде. Даже в вашем браузере. Вы можете начать писать программу или простой код просто используя консоль браузера. Сам JS используется тоже практически везде. Никакая веб-разработка практически не выполняется без него (иначе бы сайты были в большинстве своем статичными страницами).

В общем, что JS, что Python это два языка общего назначения, которые можно рекомендовать для изучения первыми. Ничего страшного, если вы начали работать с одним языком, а потом он вам (по каким-то причинам) не понравился. Основные моменты, общая суть программирования, остаётся той же. И вы можете без проблем переключиться на другой язык.

По перспективам изучения языков, можете прочитать две статьи https://ru.hexlet.io/blog/posts/stoit-li-uchit-javascript-perspektivy-situatsiya-na-rynke-truda-mneniya-ekspertov

https://ru.hexlet.io/blog/posts/programmirovanie-na-python-osobennosti-obucheniya-perspektivy-situatsiya-na-rynke-truda

А также видео

Помогаем новичкам освоить профессию веб-разработчика

Перейти на ru. hexlet.io/webinars

Комментировать ответ…Комментировать…

Какой язык программирования лучше изучать первым? — 85 ответов, задан 

Василий Банников

Программирование

508

Погромист на C#  · 6 дек 2021

Я считаю, что при выборе первого языка для обучения важны следующие моменты:

  1. Он должен быть актуален, по нему должно быть легко найти учебные материалы в свободном доступе
  2. Должно быть много качественных библиотек для разных задач с хорошей документацией
  3. Он должен покрывать много разных тем, теорию типов, ООП, ФП, многопоточность, конкурентность итд. Чтобы потом с этими знаниями можно было быстро пересесть на другой язык, если выбранный не подходит по какой-то причине (например нет вакансий в твоём городе)
  4. Он должен быть максимально доступным, тоесть: все инструменты, необходимые для работы с этим ЯП должны быть бесплатными, работать на всех популярных ОС, и работать он должен везде одинаково.
  5. Для того чтобы начать работать с языком не нужно предварительно разобраться в веренице инструментов, типа всяких компиляторов, линковщиков, систем сборки, итд.

По этим параметрам идеально подходит C#.

На нём, кстати, можно попробовать делать разные виды приложений — и игры, и мобильные, и десктопные, и веб. Вроде даже можно анализировать данные и играться с машинным обучением, но эта тема пока не очень развита.

А ориентироваться на будущее место работы не советую, тк ещё 10 раз передумаешь. Например я раньше думал, что хочу делать игры, а в итоге ушёл в веб/ентерпрайз.

Комментировать ответ…Комментировать…

Какой язык программирования лучше изучать первым? — 85 ответов, задан 

Александр

Программирование

8

Web-разработчик, разработчик инди-игр  · 14 февр 2021

Изучайте Python, затем C++, если хотите Java — ООП(объектно-ориентированное программирование). Потом можете изучать HTML и CSS(JavaScript тоже нужен) — MySQL и PHP —это все к созданию сайтов.

Комментировать ответ…Комментировать…

Какой язык программирования лучше изучать первым? — 85 ответов, задан 

Достоверно

Тамара Заяц

Программирование

152

Привет! Занимаюсь разработкой игр на unity и просто очень люблю игры. Ищу таких же как я…  · 16 июл 2021  · twitch.tv/harehall

Определите для себя, что хотите разрабатывать? Игры. сайты, программы, фреймворки, дополнительный софт и т.д. Для игр лучше всего начать изучать C#. Для сайтов могу посоветовать PHP, JS. На счёт программ самым простым будет python и так далее. Выбирайте для себя сначала направление и изучение логики программирования. Если что пишите, помогу с вопросом 🙂

Сервер Discord

Перейти на discord. gg/U565TJtjTD

4 эксперта согласны

Комментировать ответ…Комментировать…

Какой язык программирования лучше изучать первым? — 85 ответов, задан 

Достоверно

Дмитрий Шилин

Программирование

82

Инженер качества ПО, тестер, QA, SDET, евангелист методологии Continuous Testing.  · 8 мая 2021

Наиболее наглядным в настоящий момент является JavaScript. Чтобы увидеть результат работы программы достаточно браузера Google Chrome, в его консоли можно быстро попробовать все основные аспекты программирования, без необходимости что либо дополнительно настраивать и устанавливать в имеющуюся систему. Язык популярный, динамично развивающийся, с большой базов библиотек, позволяющих быстро решить практически любую задачу.

2 эксперта согласны

Комментировать ответ…Комментировать…

Обзор HTTP — HTTP

HTTP — это протокол для получения ресурсов, таких как HTML-документы. Это основа любого обмена данными в Интернете, и это протокол клиент-сервер, что означает, что запросы инициируются получателем, обычно веб-браузером. Полный документ реконструируется из различных извлеченных вложенных документов, например, текста, описания макета, изображений, видео, сценариев и т. д.

Клиенты и серверы общаются, обмениваясь отдельными сообщениями (в отличие от потока данных). Сообщения, отправляемые клиентом, обычно веб-браузером, называются запросы и сообщения, отправленные сервером в качестве ответа, называются ответами .

HTTP, разработанный в начале 1990-х годов, представляет собой расширяемый протокол, который со временем развивался. Это протокол прикладного уровня, который отправляется через TCP или через TCP-соединение с шифрованием TLS, хотя теоретически можно использовать любой надежный транспортный протокол. Благодаря своей расширяемости он используется не только для извлечения гипертекстовых документов, но также изображений и видео или для отправки контента на серверы, например, с результатами HTML-форм. HTTP также можно использовать для извлечения частей документов для обновления веб-страниц по запросу.

HTTP — это клиент-серверный протокол: запросы отправляются одним объектом — агентом пользователя (или прокси-сервером от его имени). В большинстве случаев агентом пользователя является веб-браузер, но это может быть что угодно, например, робот, который просматривает Интернет для заполнения и поддержки индекса поисковой системы.

Каждый отдельный запрос отправляется на сервер, который обрабатывает его и предоставляет ответ, называемый ответом . Между клиентом и сервером существует множество объектов, которые в совокупности называются прокси, которые выполняют различные операции и действуют, например, как шлюзы или кэши.

На самом деле между браузером и сервером, обрабатывающим запрос, больше компьютеров: маршрутизаторы, модемы и прочее. Благодаря многоуровневой структуре Интернета они скрыты в сетевом и транспортном уровнях. HTTP находится сверху, на прикладном уровне. Хотя базовые уровни важны для диагностики сетевых проблем, они в основном не имеют отношения к описанию HTTP.

Клиент: пользовательский агент

Пользовательский агент — это любой инструмент, который действует от имени пользователя. Эту роль в основном выполняет веб-браузер, но ее также могут выполнять программы, используемые инженерами и веб-разработчиками для отладки своих приложений.

Браузер всегда объект, инициирующий запрос. Он никогда не является сервером (хотя с годами были добавлены некоторые механизмы для имитации сообщений, инициированных сервером).

Чтобы отобразить веб-страницу, браузер отправляет исходный запрос на получение HTML-документа, представляющего страницу. Затем он анализирует этот файл, делая дополнительные запросы, соответствующие сценариям выполнения, информации о макете (CSS) для отображения и подресурсам, содержащимся на странице (обычно изображения и видео). Затем веб-браузер объединяет эти ресурсы, чтобы представить полный документ, веб-страницу. Сценарии, выполняемые браузером, могут извлекать больше ресурсов на более поздних этапах, и браузер соответствующим образом обновляет веб-страницу.

Веб-страница представляет собой гипертекстовый документ. Это означает, что некоторые части отображаемого контента представляют собой ссылки, которые можно активировать (обычно щелчком мыши) для получения новой веб-страницы, что позволяет пользователю направлять свой пользовательский агент и перемещаться по сети. Браузер переводит эти указания в HTTP-запросы и дополнительно интерпретирует HTTP-ответы, чтобы предоставить пользователю четкий ответ.

Веб-сервер

На противоположной стороне канала связи находится сервер, который подает документ по запросу клиента. Сервер виртуально выглядит как одна машина; но на самом деле это может быть набор серверов, разделяющих нагрузку (балансировка нагрузки), или сложная часть программного обеспечения, опрашивающая другие компьютеры (например, кеш, сервер БД или серверы электронной коммерции), полностью или частично генерирующая документ по запросу.

Сервер не обязательно представляет собой одну машину, но на одной машине может быть размещено несколько экземпляров серверного программного обеспечения. С HTTP/1.1 и Хост , они могут даже иметь один и тот же IP-адрес.

Прокси

Между веб-браузером и сервером многочисленные компьютеры и машины передают HTTP-сообщения. Из-за многоуровневой структуры веб-стека большинство из них работают на транспортном, сетевом или физическом уровнях, становясь прозрачными на уровне HTTP и потенциально оказывая значительное влияние на производительность. Те, которые работают на уровне приложений, обычно называются прокси . Они могут быть прозрачными, пересылая запросы, которые они получают, не изменяя их каким-либо образом, или непрозрачными, и в этом случае они каким-то образом изменят запрос, прежде чем передать его на сервер. Прокси могут выполнять множество функций:

  • кэширование (кэш может быть общедоступным или частным, например, кеш браузера)
  • фильтрация (например, антивирусное сканирование или родительский контроль)
  • балансировка нагрузки (чтобы несколько серверов могли обслуживать разные запросы)
  • аутентификация (для управления доступом к различным ресурсам)
  • ведение журнала (позволяющее хранить историческую информацию)

Простой HTTP

HTTP, как правило, разработан таким образом, чтобы быть простым и понятным для человека, даже с добавленной сложностью, представленной в HTTP/2 за счет инкапсуляции сообщений HTTP в фреймы. Сообщения HTTP могут быть прочитаны и поняты людьми, что упрощает тестирование для разработчиков и снижает сложность для новичков.

HTTP является расширяемым

Представленные в HTTP/1.0 заголовки HTTP упрощают расширение этого протокола и экспериментирование с ним. Новая функциональность может быть введена даже простым соглашением между клиентом и сервером о семантике нового заголовка.

HTTP без сохранения состояния, но не без сеанса

HTTP не имеет состояния: нет связи между двумя запросами, последовательно выполняемыми по одному и тому же соединению. Это немедленно создает проблемы для пользователей, пытающихся последовательно взаимодействовать с определенными страницами, например, используя корзину для покупок в электронной коммерции. Но хотя ядро ​​самого HTTP не имеет состояния, файлы cookie HTTP позволяют использовать сеансы с отслеживанием состояния. С помощью расширяемости заголовков в рабочий процесс добавляются файлы cookie HTTP, что позволяет создавать сеансы для каждого HTTP-запроса для совместного использования одного и того же контекста или одного и того же состояния.

HTTP и соединения

Соединение контролируется на транспортном уровне и, следовательно, принципиально выходит за рамки HTTP. HTTP не требует, чтобы базовый транспортный протокол был основан на соединении; требуется только, чтобы он был надежным или не терял сообщения (как минимум, в таких случаях выдавая ошибку). Среди двух наиболее распространенных транспортных протоколов в Интернете TCP является надежным, а UDP — нет. Таким образом, HTTP опирается на стандарт TCP, основанный на соединении.

Прежде чем клиент и сервер смогут обменяться парой HTTP-запрос/ответ, они должны установить TCP-соединение, процесс, для которого требуется несколько круговых обходов. По умолчанию HTTP/1.0 открывает отдельное TCP-соединение для каждой пары HTTP-запрос/ответ. Это менее эффективно, чем совместное использование одного TCP-соединения, когда несколько запросов отправляются друг за другом.

Чтобы смягчить этот недостаток, в HTTP/1.1 была введена конвейерная обработка (которая оказалась трудной для реализации) и постоянные соединения : базовое TCP-соединение можно частично контролировать с помощью заголовка Connection . HTTP/2 пошел еще дальше, мультиплексируя сообщения по одному соединению, помогая сохранять соединение теплым и более эффективным.

В настоящее время проводятся эксперименты по разработке лучшего транспортного протокола, более подходящего для HTTP. Например, Google экспериментирует с QUIC, который основан на UDP, чтобы обеспечить более надежный и эффективный транспортный протокол.

Эта расширяемая природа HTTP со временем позволила расширить возможности управления и функциональности Интернета. Методы кэширования и аутентификации были функциями, которые обрабатывались в начале истории HTTP. Напротив, возможность ослабить ограничение источника была добавлена ​​только в 2010-х годах.

Вот список общих функций, которыми можно управлять с помощью HTTP:

  • Кэширование : Кэшированием документов можно управлять с помощью HTTP. Сервер может указать прокси и клиентам, что кэшировать и как долго. Клиент может указать прокси-серверам промежуточного кэша игнорировать сохраненный документ.
  • Ослабление ограничения источника : Чтобы предотвратить отслеживание и другие вторжения в частную жизнь, веб-браузеры обеспечивают строгое разделение между веб-сайтами. Только страницы из того же источника могут получить доступ ко всей информации веб-страницы. Хотя такое ограничение является бременем для сервера, заголовки HTTP могут ослабить это строгое разделение на стороне сервера, позволяя документу стать лоскутным одеялом информации, полученной из разных доменов; для этого могут быть даже причины, связанные с безопасностью.
  • Аутентификация : Некоторые страницы могут быть защищены, чтобы доступ к ним могли получить только определенные пользователи. Базовая аутентификация может быть обеспечена HTTP, либо с использованием WWW-Authenticate и аналогичных заголовков, либо путем установки определенного сеанса с использованием файлов cookie HTTP.
  • Прокси и туннелирование : Серверы или клиенты часто располагаются в интрасетях и скрывают свой истинный IP-адрес от других компьютеров. Затем HTTP-запросы проходят через прокси-серверы, чтобы преодолеть этот сетевой барьер. Не все прокси являются HTTP-прокси. Протокол SOCKS, например, работает на более низком уровне. Другие протоколы, такие как ftp, могут обрабатываться этими прокси-серверами.
  • сеансов : Использование файлов cookie HTTP позволяет связать запросы с состоянием сервера. Это создает сеансы, несмотря на то, что базовый HTTP является протоколом без состояния. Это полезно не только для корзин покупок электронной коммерции, но и для любого сайта, позволяющего пользователю настраивать вывод.

Когда клиент хочет связаться с сервером, конечным сервером или промежуточным прокси, он выполняет следующие шаги:

  1. Откройте TCP-соединение: TCP-соединение используется для отправки запроса или нескольких и получения ответа. Клиент может открыть новое соединение, повторно использовать существующее соединение или открыть несколько TCP-соединений с серверами.
  2. Отправить HTTP-сообщение: HTTP-сообщения (до HTTP/2) удобочитаемы. В HTTP/2 эти простые сообщения инкапсулируются во фреймы, что делает невозможным их прямое чтение, но принцип остается прежним. Например:
     ПОЛУЧИТЬ/HTTP/1.1
    Хост: developer.mozilla.org
    Accept-Language: fr
     
  3. Прочитайте ответ, отправленный сервером, например:
     HTTP/1.1 200 ОК
    Дата: 09 октября 2010 г., 14:28:02 по Гринвичу
    Сервер: Апач
    Последнее изменение: Вт, 01 декабря 2009 г.20:18:22 по Гринвичу
    ETag: "51142bc1-7449-479b075b2891b"
    Допустимые диапазоны: байты
    Длина контента: 29769
    Тип содержимого: текст/html
    … (здесь идут 29769 байт запрошенной веб-страницы)
     
  4. Закройте или повторно используйте соединение для дальнейших запросов.

Если активирована конвейерная обработка HTTP, можно отправить несколько запросов, не дожидаясь полного получения первого ответа. Конвейерную обработку HTTP оказалось трудно реализовать в существующих сетях, где старые части программного обеспечения сосуществуют с современными версиями. Конвейерная обработка HTTP была заменена в HTTP/2 более надежным мультиплексированием запросов внутри кадра.

Сообщения HTTP, определенные в HTTP/1.1 и более ранних версиях, удобочитаемы. В HTTP/2 эти сообщения встроены в двоичную структуру, кадр , что позволяет выполнять такие оптимизации, как сжатие заголовков и мультиплексирование. Даже если в этой версии HTTP отправляется только часть исходного HTTP-сообщения, семантика каждого сообщения остается неизменной, и клиент воссоздает (виртуально) исходный запрос HTTP/1.1. Поэтому полезно понимать сообщения HTTP/2 в формате HTTP/1.1.

Существует два типа HTTP-сообщений: запросы и ответы, каждый из которых имеет собственный формат.

Запросы

Пример HTTP-запроса:

Запросы состоят из следующих элементов:

  • HTTP-метод, обычно глагол типа GET , POST или существительное вроде OPTIONS или HEAD , который определяет операцию, которую хочет выполнить клиент. Как правило, клиент хочет получить ресурс (используя GET ) или отправить значение HTML-формы (используя POST ), хотя в других случаях может потребоваться больше операций.
  • Путь ресурса для выборки; URL-адрес ресурса, очищенный от очевидных из контекста элементов, например без протокола ( http://), домена (здесь developer.mozilla.org ) или TCP-порта (здесь 80 ).
  • Версия протокола HTTP.
  • Необязательные заголовки, передающие дополнительную информацию для серверов.
  • Тело для некоторых методов, таких как POST , аналогично ответам, которые содержат отправленный ресурс.

Ответы

Пример ответа:

Ответы состоят из следующих элементов:

  • Версия протокола HTTP, которому они следуют.
  • Код состояния, указывающий, был ли запрос успешным и почему.
  • Сообщение о состоянии, неавторизованное краткое описание кода состояния.
  • HTTP-заголовки, такие как для запросов.
  • Необязательно тело, содержащее выбранный ресурс.

Наиболее часто используемым API на основе HTTP является API XMLHttpRequest , который можно использовать для обмена данными между агентом пользователя и сервером. Современный Fetch API предоставляет те же функции с более мощным и гибким набором функций.

Другой API, события, отправленные сервером, представляет собой одностороннюю службу, которая позволяет серверу отправлять события клиенту, используя HTTP в качестве транспортного механизма. Использование EventSource , клиент открывает соединение и устанавливает обработчики событий. Браузер клиента автоматически преобразует сообщения, поступающие в потоке HTTP, в соответствующие объекты Event . Затем он доставляет их обработчикам событий, которые были зарегистрированы для событий типа , если они известны, или обработчику событий onmessage , если не был установлен обработчик событий конкретного типа.

HTTP — это расширяемый протокол, который прост в использовании. Структура клиент-сервер в сочетании с возможностью добавления заголовков позволяет HTTP развиваться вместе с расширенными возможностями Интернета.

Хотя HTTP/2 добавляет некоторую сложность за счет встраивания сообщений HTTP во фреймы для повышения производительности, базовая структура сообщений осталась неизменной со времен HTTP/1.0. Поток сеанса остается простым, что позволяет исследовать и отлаживать его с помощью простого монитора HTTP-сообщений.

Последнее изменение: , участниками MDN

Язык Haskell

Статически типизированный

Тип каждого выражения в Haskell определяется во время компиляции. Все типы, составленные вместе приложением функции, должны совпадать. Если они этого не сделают, программа будет отклонена компилятором. Типы становятся не только формой гарантии, но и языком выражения построения программ.

Нажмите, чтобы развернуть

Чисто функционально

Каждая функция в Haskell является функцией в математическом смысле (т. е. «чистой»). Даже операции ввода-вывода с побочными эффектами — это всего лишь описание того, что нужно делать, созданное чистым кодом. Здесь нет операторов или инструкций, только выражения, которые не могут изменять переменные (локальные или глобальные) или получать доступ к состоянию, такому как время или случайные числа.

Нажмите, чтобы развернуть

Следующая функция принимает целое число и возвращает целое число. По типу он не может делать никаких побочных эффектов, он не может видоизменять ни один из своих аргументов.

 квадрат :: Int -> Int
квадрат x = x * x 

Допустима следующая конкатенация строк:

 "Привет: " ++ "Мир!" 

Следующее объединение строк является ошибкой типа:

Ошибка типа

 "Имя:" ++ getLine 

Поскольку getLine имеет тип IO String , а не String , например "Имя:" есть. Поэтому с помощью системы типов вы не можете смешивать и сочетать чистоту с нечистотой.

Вывод типа

Вам не нужно явно записывать каждый тип в программе на Haskell. Типы будут выводиться путем двунаправленной унификации каждого типа. Однако вы можете записать типы, если хотите, или попросить компилятор написать их для вас для удобной документации.

Нажмите, чтобы развернуть

В этом примере есть сигнатура типа для каждой привязки:

 main :: IO ()
main = do line :: String <- getLine
          печать (строка parseDigit)
  где parseDigit::String -> Может быть, Int
        parseDigit ((c :: Char) : _) =
          если isDigit c
             затем Just (ord c - ord '0')
             иначе ничего 

А можно просто написать:

 main = do line <- getLine
          печать (строка parseDigit)
  где parseDigit (c : _) =
          если isDigit c
             затем Just (ord c - ord '0')
             else Ничего 

Вы также можете использовать вывод, чтобы не тратить время на объяснение того, что вы хотите:

 do ss <- decode "[\"Hello!\",\"World!\"]"
   is <- декодировать "[1,2,3]"
   return (zipWith (\s i -> s ++ " " ++ show (i + 5)) ss is)
 => Всего ["Привет! 6", "Мир! 7"] 

Типы дают спецификацию парсера бесплатно, следующий ввод не принимается:

 do ss <- decode "[1,2,3]"
   is <- декодировать "[null,null,null]"
   return (zipWith (\s i -> s ++ " " ++ show (i + 5)) ss is)
 => Nothing 

Concurrent

Haskell хорошо подходит для параллельного программирования благодаря явной обработке эффектов. Его флагманский компилятор GHC поставляется с высокопроизводительным параллельным сборщиком мусора и облегченной библиотекой параллелизма, содержащей ряд полезных примитивов параллелизма и абстракций.

Нажмите, чтобы развернуть

Простой запуск потоков и взаимодействие со стандартной библиотекой:

 main = do
  сделано <- newEmptyMVar
  forkIO (сделать putStrLn "Я один поток!"
             putMVar сделано "Готово!")
  второй <- forkIO (сделать threadDelay 100000
                       putStrLn "Я другой тред!")
  killThread второй
  msg <- takeMVar сделано
  putStrLn msg 

Использовать асинхронный API для потоков:

 do a1 <- async (getURL url1)
  a2 <- асинхронный (getURL url2)
  страница1 <- подождите a1
  страница2 <- подождите a2
  ... 

Atomic threading с программной транзакционной памятью:

 transfer :: Account -> Account -> Int -> IO ()
перевод с на сумму =
  атомарно (сделайте депозит на сумму
                 снять с суммы) 

Атомарные транзакции должны быть повторяемыми, поэтому произвольный ввод-вывод отключен в системе типов:

Ошибка типа

 main = атомарно (putStrLn "Hello!") 

Lazy

Функции не оценивают свои аргументы. Это означает, что программы могут очень хорошо компоноваться вместе с возможностью писать управляющие конструкции (такие как if/else) просто путем написания обычных функций. Чистота кода Haskell позволяет легко объединять цепочки функций, что позволяет повысить производительность.

Нажмите, чтобы развернуть

Простое определение управляющих структур:

 когда p m = если p, то m иначе return ()
main = делать аргументы <- getArgs
          когда (пустые аргументы)
               (putStrLn "Аргументы не указаны!") 

Если вы заметили повторяющийся шаблон выражения, например

 if c then t else False 

, вы можете дать ему имя, например

 и c t = if c then t else False 

, а затем используйте его с тем же эффектом, что и исходное выражение.

Получите повторное использование кода, составив ленивые функции. Вполне естественно выразить функцию any повторным использованием функций map и или :

 any :: (a -> Bool) -> [a] -> Bool
любое р = или .  map p 

Повторное использование шаблонов рекурсии в map , filter , foldr , и т. д.

Packages

Вклад открытого исходного кода в Haskell очень активен с широким спектром пакетов, доступных на общедоступных серверах пакетов.

Нажмите, чтобы развернуть

В свободном доступе 6954 пакета. Вот пример наиболее распространенных:

строка байтов Двоичные данные база Prelude, IO, резьба
сеть Сеть текст Текст Юникода
парсек Библиотека парсера каталог Файл/каталог
спецификация Тесты, подобные RSpec аттопарсек Быстрый анализатор
монад-логгер Регистрация постоянный База данных ORM
шаблон-хаскелл Метапрограммирование смола Tar архивы
защелка Веб-фреймворк время Дата, время и т. д.
хаппстек Веб-фреймворк йесод Веб-фреймворк
контейнеры Карты, графики, наборы фснотифи Следить за файловой системой
подсказка Интерпретация Haskell Юникс Привязки UNIX
СДЛ Связывание SDL OpenGL Графическая система OpenGL
критерий Сравнительный анализ панго Рендеринг текста
Каир Каирская графика статистика Статистический анализ
ГТК Библиотека Gtk+ бойкий Библиотека GLib
тестовая среда Платформа тестирования пул ресурсов Объединение ресурсов
трубопровод Потоковые операции ввода/вывода mwc-случайный Высококачественные рандомы
Быстрая проверка Проверка свойств стм Атомная резьба
blaze-html Генерация разметки злаки Двоичный анализ/печать
xml Анализатор/принтер XML http-клиент Механизм клиента HTTP
zlib zlib/gzip/сырье ямл Парсер/принтер YAML
пандок Преобразование разметки двоичный код Сериализация
тлс TLS/SSL zip-архив Архивное сжатие
деформация Веб-сервер текст-ICU Кодировки текста
вектор Векторы асинхронный Асинхронный параллелизм
трубы Потоковое IO научный Произвольно прец.
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Штирлиц Сеть печатных салонов в Перми

Цифровая печать, цветное и черно-белое копирование документов, сканирование документов, ризография в Перми.