ХХ век глазами детей – в рисунках, фото, коллекциях — Новости
ВыставкаМузей Б.Н. Ельцина
12 апреля 2023 г.Татьяна Филиппова
В поддержку выставки «Девяностые детей» Музей Бориса Ельцина представил свою версию детского взгляда на отечественную историю. Так, в экспозиции «Лабиринта истории ХХ века» появились новые экспонаты, рассказывающие о том, как воспринимали дети самые трагические события российской истории в прошлом веке.
Эти экспонаты легко найти по белым этикеткам.
Первая появляется в витрине, посвящённой Первой мировой войне – белая среди чёрных. За ней сам экспонат – статья Корнея Чуковского в журнале «Нива» за 1915 год «Дети и война», в которой журналист и переводчик в одиннадцати главках очень подробно и глубоко разбирает психологию детского восприятия войны. Иногда естественного, иногда жестокого, и даже шокирующего. Эта статья выглядит вполне современной и сегодня, спустя сто лет. Из неё становится понятно, что как бы правильно не вели себя взрослые, война наносит непоправимую травму детскому мировосприятию.
Любовь Кабалинова
01/06
ХХ век глазами детей
Экскурсия движется по ленте времени и следующий экспонат с белой этикеткой мы находим в витрине раздела «Революция». Это листы из тетради юного петербуржца Петра Александрова, в которой он записывал стихотворения революционных поэтов Сергея Синегуба, Ильи Ионова, а также свои собственные стихи. Судьба мальчика уникальна. Летом 1918 года он среди многих других детей оказался в летнем лагере-колонии на Южном Урале. Откуда вернулся в Петроград спустя лишь два года, обогнув весь земной шар.
История продолжается в витрине «Гражданская война», где, помимо листов из тетради самого Петра, представлены фотография и рисунок Валентины Роговой. Центральный экспонат – фотография колонистов на сухогрузе «Йомей Мару», сделанная в 1920 году, в Сан-Франциско. Наверное, на этой истории стоит остановиться подробнее. Она достойна того, чтобы снять по ней настоящий блокбастер. 768 детей от 5 до 15 лет отбыли на Урал, чтобы окрепнуть после голодной зимы 1917–1918 года.
В разделе «Индустриализация» выставлены дневник и рисунки Ивана Хрипунова конца 30-40-х годов. Мальчик родился в 1923 году на хуторе Пришиб современной Ростовской области. Во время коллективизации у родителей Ивана отобрали и дом, и имущество. Отца сослали в Сибирь. Он чудом уцелел и вернулся к семье. В январе 1937 года мальчик начал вести дневник. В сентябре 1941 года был мобилизован и пропал без вести под Севастополем в июле 1942 года. А дневники сохранились, в которых он описал голод 1933 года: «…Тогда мы были худые. Как скелеты, у некоторых даже попухли ноги. Не было охоты играть в лапту, в городки, ни во что другое. Все мысли группировались около еды». Он же указал, что голод случился не по причине неурожая, а потому, что зерно отняли и увезли.
Любовь Кабалинова
01/08
ХХ век глазами детей
Репрессии 30-х годов ХХ века коснулись не только взрослых, но и детей. В разделе «Репрессии» выставлена фотография выпускников свердловской школы № 34, 1941 года. Первая справа в нижнем ряду – Владимира Уборевич.
В годы Большого террора Нижне-Исетский детский дом попал в категорию детских домов особого назначения, куда направлялись дети репрессированных. В 1937 году в нём оказались дочери прославленных военачальников – Светлана Тухачевская, Владимира Уборевич, сын новосибирского профсоюзного деятеля Фридрих Шолохович, ставший в дальнейшем известным математиком. Дети репрессированных находились в детском доме вместе с детьми раскулаченных и обычными сиротами. Как все посещали поселковую школу. Владимира Уборевич вспоминала, что первый год в детдоме был особенно тяжёл. Каждый вечер, ложась в постель, она брала мамину фотографию и плакала. Девочка чувствовала ненависть к себе со стороны других детдомовцев. Но жизнь брала своё. Дети врагов народа росли, учились, занимались спортом и любили танцевать. Их выпуск был последним перед войной.
В войну многие дети вели дневники. В экспозиции выставлен дневник школьника Лазарева, датированный 1943-1946 годами. Имя его утрачено, но известно, что он сын рабочего никелевого завода в Верхнем Уфалее. Мальчик родился в 1929 году и начал вести дневник в школьные годы. В 1943 году, не окончив седьмой класс, мальчик был вынужден устроиться на никелевый завод и перевестись в вечернюю школу. В дневнике он описывал постоянное чувство голода, трудности жизни в тыловом городе и фиксировал сводки «Совинформбюро» о положении на фронте.
Осенью 1945 года он переехал в Свердловск и поступил в Политехнический техникум. В своих записях он критикует тех, кто много говорит и мало делает, ругает блат, взяточничество и специальные магазины-распределители.
В витрине экспозиции «Оттепель» мы видим фотоальбом Малоистокского детского дома 1954 года, фотографию «Работа в саду» и лист из фотоальбома 1959 года.
В годы Великой Отечественной войны в бывшей усадьбе купцов Рязановых в посёлке Малый Исток в окрестностях Свердловска разместился детский дом для детей блокадного Ленинграда. После окончания войны старый особняк снесли, а на его месте построили новое здание. Обновлённый детский дом открылся 1 ноября 1951 года. Жизнь в нём была насыщенной, в ней отражалась жизнь огромной страны, её реалии, трудности и достижения. Для детей проводились туристические слёты, праздники, демонстрации, спортивные состязания, работали кружки. Но точно также воспитанники детского дома занимались огородом, садом и даже животноводством, следуя хрущёвским лозунгам.
Жизнь постепенно налаживалась, и уже сознание детей не было озабочено поиском куска хлеба. Дети увлекались литературой, живописью и музыкой не только отечественной, но и западной. Несмотря на железный занавес, VI Фестиваль молодёжи и студентов, проводившийся в 1957 году в Москве, подарил ощущение – мир велик, разнообразен и принадлежит молодым. Появились клубы интернациональной дружбы (КИДы), которые, благодаря друзьям по переписке позволяли знакомиться с культурой других стран. 60-е годы — время всемирной битломании. Молодёжь из разных стран увлеклась творчеством английской рок-группы The Beatles и собирала любые вещи, связанные с кумирами. Увлечение музыкой The Beatles захватило и советскую молодежь.
Свердловский школьник Александр Ананьин родился в 1952 году, а в 1960-е, вслед за старшими братьями, увлёкся The Beatles. В витрине раздела «Железный занавес» можно увидеть фотографию самого Александра Ананьина, фотографии группы The Beatles. Школьник начал переписку с девочкой из Польши, которая присылала ему фотокарточки группы, открытки и вырезки о них из журналов.
Здесь же материалы из переписки Леонида Морозова с молодыми людьми из разных стран. Мальчик учился в английской школе № 2, где был свой КИД. Его участники практиковали общение на английском языке, переписываясь с корреспондентами из других стран. Леонид продолжил переписку, окончив школу. Он тоже увлекался современной зарубежной музыкой и обменивался пластинками со своими друзьями по переписке из Великобритании, Японии, Австралии.
Явление стало настолько массовым, что Министерство просвещения СССР и ЦК ВЛКСМ утвердили «Примерное положение о клубе интернациональной дружбы пионеров и школьников». Во времена «застоя» заветный адресок ещё надо было заслужить.
В одноимённой витрине выставлена фотография юной интернационалистки из села Полом Кировской области Евгении Палишевой, открытка, письмо и сувениры из Болгарии, присланные подругой по переписке. Адрес для переписки с девочкой из Болгарии Евгения получила за отличную учёбу. Кристина рассказывала ей о национальных праздниках Болгарии, посылала традиционные сувениры, наклейки, жевательную резинку и другие вещи из туристических поездок, поражавшие воображение школьницы, жившей в советском селе.
Рисунки Надежды Ржанниковой в витрине раздела «Перестройка» точно фиксировали образы людей того времени: прическу-«химию», яркий макияж, джемперы с широкими плечами и геометрическими принтами, цветные лосины, сумки с надписями на английском языке. Девочка родилась в 1981 году в Свердловске, училась в английской школе, посещала детскую студию рисования. В семье сохранилось много альбомов с рисунками, на которых запечатлены и детская площадка во дворе, и школа, и городские улицы, и первомайская демонстрация, на которую ходили всей семьей. Любимым сюжетом юной художницы – именно семьи, часто выдуманные, но всегда счастливые.
Очень скоро в рисунках детей 80-х появятся герои зарубежных анимационных фильмов и комиксов, вроде Микки Мауса и Сейлор Мун. В мир игр проникла современная мода: кукольный гардероб, созданный в детстве сотрудницей музея Александрой Лопата и её сестрой, отражает характерную для эпохи тенденцию к раскрепощению тела и эмоций и, как следствие, любовь к смелым нарядам.
Наиболее удивительной в подборке экспонатов для экспозиции «Лабиринт ХХ века» – «ХХ век глазами детей» является история Аполлинарии Граур, которая не ходила в школу, а с ранних лет помогала маме создавать и продавать одежду для Барби. Такой опыт непривычен для детей, родившихся в последней четверти XX века, поэтому он абсолютно уникален.
В заключительной части экспозиции мы видим, что интересы детей становятся всё более разнообразными. Многие сотрудники поколения 80-х сохранили воспоминания о событиях августа 1991 года. В детскую память врезался и показанный по телевидению балет «Лебединое озеро». Исторические книги для детей, новые методики преподавания истории в школе изменили знание о прошлом. В детских рисунках Евгения Емельянова, руководителя научного отдела музея, собрана портретная галерея исторических персонажей. Фотографии и школьные дневники Сергея Жарого, постоянного участника клуба «Мои 90-е», зафиксировали мир подростка.
16 марта кураторскую экскурсию «ХХ век глазами детей» по экспозиции «Лабиринт ХХ века» провела Евгения Ананьина. Её посетили те, кто предоставил экспонаты для неё. После экскурсии состоялось чаепитие, где авторы дневников, рисунков, фотографий, а также держатели архивов пообщались между собой.
Следующая кураторская экскурсия состоится 14 апреля в 18 часов.
А выставка «Девяностые детей» продлится до 16 апреля.
Другие новости
Лекция
Человеческий мозг как продукт эволюции
Мозг человека — это уникальный орган, он очень сложно устроен и во многом является продуктом эволюции, утверждает нейробиолог, профессор Сколковского института науки и технологий Филипп Хайтович, чья…
25 июня 2023 г.Инклюзия
«Давай попробуем» стать ближе друг другу
Весной 2023 года отдел инклюзии в Ельцин Центре и отдел музейной педагогики Музея Бориса Ельцина пригласили подростков 12–14 лет с опытом миграции принять участие в проекте «Давай попробуем».
Ночь музеев
Ночь музеев: коллекции, квесты, медиаинсталяции
В Екатеринбурге 20 мая прошла ежегодная всероссийская акция «Ночь музеев», к которой Ельцин Центр присоединяется уже в восьмой раз. Во время акции Музей Бориса Ельцина и Арт-галерею посетили более 300…
23 июня 2023 г.Конкурсы рисунков, фотографий и творческих работ | Центр гражданских и молодежных инициатив
1.Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Сплочённая Россия»
2.Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый символу 2023 года «Комплименты для Кролика»
2.V Всероссийский конкурс детско-родительского творчества «Вместе с мамой вышиваем, вместе с папой мастерим!»
3.Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговка раз, пуговка два!»
4.Всероссийский творческий конкурс «Сказочный мир Шарля Перро»
5. Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Многоликий образ Родины моей!»
6.Всероссийский конкурс рисунков «Нарисую край родной: речку, лес, луга весной!»
7.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню птиц «Крылатые друзья»
8.Всероссийский конкурс рисунков «Я рисую нежную Весну…»
9.Всероссийский конкурс авторской фотографии «Весенние кадры»
10.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню космонавтики «Нам открыты двери Вселенной!»
11.Международный конкурс рисунков, посвящённый Дню авиации и космонавтики «Мир созвездий полон красок!»
12.Международный конкурс рисунков, посвящённый Дню детской книги «Любимые книги из самого детства!»
13.Всероссийский конкурс рисунков «Праздник Пасхи — день чудес!»
14. Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый творчеству С.В. Михалкова «Герои книжек Сергея Михалкова»
15.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый творчеству К.И. Чуковского «Герои книжек Корнея Чуковского»
16.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню детской книги «Из жизни литературных героев!»
17.Международный конкурс рисунков «В красках я души не чаю — стать художником мечтаю!»
18.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «Фейерверк Победы!»
19.Всероссийский конкурс рисунков «Я умею рисовать и картины создавать!»
20.Всероссийский конкурс рисунков «Я рисую ЗОЖ!»
21.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый детским сказкам «У меня альбом и краски, я рисую чудо-сказку!»
22. Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый творчеству А.П.Гайдара «Герои книжек Аркадия Гайдара»
23.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый творчеству В.В. Бианки «Герои книжек Виталия Бианки»
24.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый 120-летию со дня рождения Е.А. Благининой «Я рисую Елену Благинину!»
25.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый творчеству И.А.Крылова «Герои басен Ивана Крылова»
26.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый творчеству М.М. Пришвина «Герои книжек Михаила Пришвина»
27.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый творчеству Н.Н.Носова «Герои книжек Николая Носова»
28.II Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»
29.IV Всероссийский творческий конкурс по скульптуре, керамике и гончарному делу «Чудеса гончарного круга»
30. III Всероссийский конкурс авторской игрушки «Игрушечные чудеса»
31.V Всероссийский конкурс-выставка авторской фотографии «В объективе фантазии»
32.Всероссийский конкурс «Цветочное очарование»
33.Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
34.Всероссийский конкурс рисунков «Я рисую разноцветное лето!»
35.Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние кадры»
36.Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Рисую я свою семью!»
37.III Всероссийский конкурс авторской фотографии, посвящённый Дню России «Россия в объективе»
38.IX Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я живу!»
Картины, рисунки и многое другое Норт Уэст: фотографии ее работ
Такой художник! На протяжении многих лет Норт-Уэст удивляла свою семью и весь мир своими впечатляющими произведениями искусства.
В феврале 2021 года Ким Кардашьян , которая приветствовала свою старшую дочь с Канье Уэстом в июне 2015 года, продемонстрировала рисование природы Норт, которое многие сравнивают со стилем культового художника Боба Росса.
«Мой маленький художник Норт», звезда Kardashians подписала свою историю в Instagram, демонстрируя потрясающую фотографию, на которой изображены деревья, горы и озеро.
Работа Норт быстро привлекла значительное внимание в Интернете, и многие пользователи социальных сетей были настолько ошеломлены ее талантом, что поспешили задаться вопросом, действительно ли она нарисовала ее. Кардашьян, со своей стороны, поспешила встать на защиту своей маленькой девочки. (Норту в то время было 7 лет.)
«НЕ ИГРАЙ СО МНОЙ, КОГДА ЭТО ПРИХОДИТ ДЛЯ МОИХ ДЕТЕЙ!!!» — написала основательница Skims в своих историях в Instagram на следующий день после того, как впервые поделилась произведением искусства. «Моя дочь и ее лучшая подруга посещают серьезные уроки масляной живописи, где поощряются и развиваются их таланты и творческие способности. Норт невероятно усердно работала над своей картиной, на создание которой ушло несколько недель. Как гордая мама, я хотела поделиться ее работой со всеми».
Неделю спустя Норт получила приглашение в Bob Ross Experience, музей в Индиане, после того, как сотрудники были впечатлены ее картиной. Кэти Маггарт , менеджер по связям с общественностью Bob Ross Experience, эксклюзивно рассказала Us Weekly , что у Норт «определенно» есть талант, «особенно для такого юного [возраста]».
Разрешите просмотр видео для просмотра. Управление файлами cookie
После рисования пейзажей Норт продолжала практиковать свои творческие способности. В феврале 2023 года она опубликовала видео, на котором она рисует портрет рэпера 9.0005 Ice Spice на общей странице ее и ее мамы в TikTok.
«Ice spice dupe», — подписала она клип, демонстрирующий процесс рисования исполнительницы «Bikini Bottom». Увидев фотографию Норт, Спайс сказала, насколько впечатлен набросок.
«Она такая талантливая», — сказала Спайс TMZ в то время. — Спасибо, Север.
Кардашьян также продемонстрировала законченный эскиз своей дочери художника «Мунка» в своей истории в Instagram — вместе с новым пейзажем и портретами брата Норт Псалма и ее 9-летней бабушки.0005 Крис Дженнер . (Помимо Норта и Псалма, родившихся в 2019 году, у автора Эгоистичный также есть сын Сэйнт, родившийся в 2015 году, и дочь Чикаго, родившаяся в 2018 году, с бывшим мужем Уэстом.) Выпускница часто говорила о том, насколько экстраординарна ее дочь, когда дело доходит до ее творчества и интеллекта.
«Она действительно очень умная. Она знает, как перехитрить нас — или она думает, что знает», — сказала Кардашьян во время выступления на Шоу Эллен ДеДженерес в 2017 году. «Но она близнец Канье. Та же личность, говорит те же дикие вещи. Те два.»
Подпишитесь на нашу еженедельную бесплатную рассылку и не пропустите последние новости или эксклюзивные истории о ваших любимых знаменитостях, телешоу и многом другом!
Продолжайте прокручивать, чтобы увидеть впечатляющие работы Норта:
Чтобы просмотреть галерею, разрешите Управление файлами cookie
Рисование изображений — это не просто «искусство» — The Denver North Star
Stock image Я несколько раз писал о важности творчества для развития детей. На этот раз я собираюсь продемонстрировать, как ранний опыт рисования может помочь маленьким детям стать вдумчивыми, критически настроенными читателями и писателями.
В дошкольном возрасте знакомство с инструментами для письма всегда было важной частью моей учебной программы. Дети в возрасте 18 месяцев могут начать формировать клешневой захват, который помогает им держать мелок или маркер. Этому можно способствовать на раннем этапе, используя множество тонких мышц в дополнение к экспериментам с письменными инструментами.
Мои дошкольники, начиная с нашего класса в возрасте от двух с половиной до пяти лет, будут иметь возможность работать мелками, маркерами, ручками и карандашами при наличии большого количества бумаги. Этот «Письменный стол» был доступен в течение всего дня, и дети рисовали что угодно: от каракулей до притворных списков продуктов и замысловатых рисунков. Некоторые дети приходили ко мне, уже зная, как использовать эти письменные принадлежности, в то время как другие только открывали для себя их.
Исследования показали, что дети, которые более глубоко вовлечены в этот процесс чтения вслух, а также поощряются к свободному рисованию, — это те же ученики, которые в конечном итоге успешно пишут свои собственные рассказы на раннем этапе и часто лидируют в континууме чтения/письма.
Я никогда не забуду встречу с маленьким мальчиком, которому было около четырех лет и который собирался пойти в дошкольное учреждение. Во время визита на дом я попросила его нарисовать мне картину. Его родители упредили эту деятельность, установив, что «он не занимается искусством». И, как они и предсказывали, этот ребенок взял из коробки один синий маркер, провел одну синюю линию и сказал: «Вот». После того, как он провел время в моем классе, после того как каждый день занимался кубиками или игрушечными машинками со своими друзьями, он посещал письменный стол. Я часто сидел там с детьми и задавал им вопросы об их рисунках. Я не могу вспомнить, что изначально вдохновило этого мальчика, но вдруг он начал рисовать очень подробные грузовики, которые представляли бизнес его отца. К концу года он проводил больше времени за письменным столом, чем за блоками, и его рисунки стали включать все больше и больше деталей, таких как водитель и некоторые надписи на грузовике.
Совершенно очевидно, что этому ребенку, который раньше казался незаинтересованным в «творчестве», на самом деле просто нужна была подходящая возможность открыть для себя силу изображения. Рисование картинок для маленьких детей — это их первый путь к символическому общению. По сути, это их предшественник письма. Познакомившись с книжками с картинками в раннем возрасте, маленькие дети рассматривают историю как картинки.
Зная все это, то, как мы читаем нашим детям в дополнение к поддержке их развития рисования, может иметь значение в приобретении грамотных способностей. Когда я читаю группе детей, они часто задают вопросы и комментируют. Некоторые могут воспринять это как прерывание, но на самом деле это признак того, что эти дети обращают внимание на содержание рассказа. Пауза в рассказе может вызвать то, что некоторые люди называют «книжной беседой», когда дети могут изобразить другое действие в рассказе или удивиться поведению персонажа (Златовласка и три медведя отлично подходят для этого!).
Исследование показало, что дети, которые глубже вовлекаются в этот процесс чтения вслух, а также поощряются к свободному рисованию, — это те же ученики, которые в конечном итоге успешно пишут свои собственные рассказы на раннем этапе и часто лидируют в континууме чтения/письма. Ученый Энн Дайсон придумала фразу «переплетение символов» примерно в 1986 году, чтобы подтвердить использование детьми изображений как важной коммуникативной системы символов как таковой и как неотъемлемой части развития грамотности. Символьное плетение именует взаимоподдерживающие системы разговора, рисования и создания начального текста.
По мере взросления дети начинают связывать идею написанного слова в гармонии с картинками. Когда я преподавал в объединенном классе детского сада, первоклассников и второклассников, рисование картинки, чтобы начать писать, было обычным ритуалом.
Поощряйте развитие этих навыков в домашних условиях, читая качественные книжки с картинками в раннем возрасте и предоставляя инструменты для письма уже в возрасте одного года.