Движок для: Самые популярные бесплатные движки для разработки игр / Хабр

Из Unity в Godot. Первое впечатление / Хабр

Всем привет, последние года три мое основное хобби – создание игр. Не могу сказать, что я добилась чего-то сверхъестественного, но в Steam есть две мои игры (горжусь самим фактом доведенных до конца проектов, но сейчас многое в них уже поменяла бы). И обе эти игры сделаны на движке Unity.

Почему на нем?

Когда не знаешь ничего о создании игр и только начинаешь погружаться в тему, именно он всплывает первым как очевидный вариант для ознакомления. О нем много информации, куча курсов, уроков, в том числе и на русском, даже книги выпускают и переводят. Он бесплатный, в конце концов, а в сети можно найти множество примеров успешных проектов, сделанных на Unity. В общем выбор казался очевидным.  И в целом меня все устраивало, хоть и были недостатки. Однако свою третью игру я начала делать на движке Godot. Здесь я расскажу причины, а также поделюсь своими первыми наблюдениями о плюсах и минусах этого перехода.

Даже, когда я работала с Unity, он мне казался каким-то тяжёлым и неповоротливым. Он долго запускается, игры, которые должны весить 0,3-0,5 Гб, на нем весят 1,5-2 Гб. И вроде бы в современных реалиях это не такая большая беда, но мой внутренний перфекционист каждый раз хватался за сердце, когда это осознавал. Да и в целом Unity создавался для 3D игр, а нормальную поддержку 2D в нее добавили относительно недавно, да и то, по сути, костылем, а я в 3D соваться не планирую, так и зачем мне все это? Все больше и больше мне стало казаться, что я пытаюсь вырыть яму, чтобы посадить фиалку, экскаватором. Вроде бы вещь свою функцию выполняет, но мои цели иные.

В общем, когда я закончила свою вторую игру, я начала находиться в пассивном поиске нового движка для следующего проекта. Пассивным, потому что я ничего специально не искала, но, если на глаза случайно попадалось что-то интересное, я искала более подробную информацию в интернете и брала на заметку. Так я и наткнулась на Godot, и он меня привлек.

Если честно, переходить на другой движок мне было лень, да, банально просто лень. Это на Unity я уже что-то умею, а какие-то несложные вещи делаю с закрытыми глазами. А тут снова все заново, и интерфейс другой, и организация проекта другая, да и, может, вообще язык новый изучать придется. Но все же я решила попробовать скачать Godot и почитать документацию.

ООП как по учебнику

Ходят слухи, что и в Unity можно использовать все прелести объектно-ориентированного программирования, но у меня никогда не получалось, точнее, я об этом даже особо не задумывалась. Просто мне всегда казалось, что движок под это не заточен, и организация сцен здесь такая, что многие штуки, которые должны являться преимуществом и удобством ООП, здесь выглядит как лишние проблемы.

В Godot все иначе. У меня создалось впечатление, что весь движок создавали вокруг идей ООП. Здесь даже, если не хочешь или не умеешь пользоваться его принципами, все равно будешь. Да, после Unity пришлось привыкать к новой организации пространства, но оно того стоит. Я не буду долго рассказывать, как там все устроено, все равно не смогу сделать это лучше и грамотнее, чем в документации, но прочтите про сцены, узлы, экземпляры. Это первое, что меня привлекло, удивило и обрадовало.

Сигналы

Мне очень понравилось, как работают сигналы в Godot. Я не знаю, как там все это устроено «под капотом», и что на самом деле происходит, когда посылается сигнал, но мне, с точки зрения пользователя, кажется очень логичным, что не нужно постоянно проверять нажата ли кнопка или не покинул ли объект экран. Здесь именно кнопка в момент нажатия или объект, который покидает экран, посылают сигналы о том, что произошло. Удобно и логично.

UI-элементы

У меня складывается впечатление, что в Unity и Godot разные понимания о том, что такое пользовательский интерфейс. В первом все возможности заточены больше для меню и настроек, все эти кнопки, ползунки, панели выглядят так, будто разработчики Unity планировали, что с их помощью будут создавать меню выбора языка или сложности и настройки громкости звуков. Нет, они, конечно, тоже нужны и важны, но внутриигровые метрики, вроде шкалы здоровья, создаются со скрипом и сложностями. Может, и есть дополнительные библиотеки для этого, но я не искала, мне и так Unity, как я писала выше, всегда казался тяжеловатым, а еще и библиотеки дополнительные.

А в Godot будто бы больше заботились именно о внутриигровом интерфейсе. Ту же шкалу здесь сделать гораздо проще.

Кстати, мою версию с различным подходом поддерживают документации этих двух движков. В Unity в главе про пользовательский интерфейс приводится в качестве примера именно создание меню.

А в Godot – характеристики игрока внутри игры.


Еще, вроде бы, добавление локализации в игру выглядит куда удобнее, чем в Unity, но я с этим пока не до конца разобралась, так что утверждать не буду.


Работа с изображениями

А вот здесь я столкнулась с трудностями и вопросами. В Unity все интуитивно понятно: загружаешь лист спрайтов и «режешь» его как душе угодно, исходя из своих целей и потребностей.

А в Godot все чуть сложнее. Во-первых, мне пришлось кучу времени потратить, чтобы вообще найти, как вырезать кусок из листа спрайтов. В официальной документации я этого не нашла, найти в интернете по-человечески тоже не получалось. У меня уже даже стали закрадываться подозрения, что это сделать невозможно, и все изображения придется резать заранее и загружать по одному, но это же бред какой-то!

В итоге все-таки нашла, как это сделать, но только посмотрите, как неудобно.

Вы добавляете новый узел Sprite

Загружаете в него лист с изображениями

Внизу экрана каким-то чудесным способом замечаете вкладку «Область текстуры».

Выделяете необходимый фрагмент

И… Ничего не меняется на экране

Просто потому что в инспекторе вы не открыли вкладку Region и не поставили галочку напротив Enabled.

Как-то много неочевидных движений для одного такого простого действия.

Но, помимо этого, здесь не очень удобная анимация. Дело в том, что для подготовки кадров анимации лист со спрайтами в обязательном порядке делится на равные части по горизонтали и вертикали. И если у вас на листе только кадры для анимации, то в целом ничего страшного, даже, возможно, так удобнее, но вот, если это сборный лист со множеством всего, то это тоже придется учитывать и подгонять заранее.

Расположение элементов в пространстве

В основном я, конечно, о UI – элементах. В Unity с правильной настройкой Canvas в первые раза тоже пришлось немного повозиться, но, в целом, все оказалось все-таки проще, чем в Godot.

Я вроде уже что-то здесь сделала, но на автомате все равно пока не получается разбираться со всеми этими якорями и отступами. Слишком запутано выглядит, хотя, признаю, что смысл в этом есть.

C# или GDscript

Одной из причин выбора движка Godot была поддержка в нем языка C#, с которым я знакома. Но в процессе чтения документации и первых попыток чего-то сделать своими руками, стали закрадываться сомнения.

Во-первых, поддержку C# добавили позже, а значит многие элементы созданы и заточены под GDScript, и это заметно. Некоторые штуки, описанные в документации, делаются в одну строку в GDScript и в пять строк на C#. Разница есть, и она очевидна.

Во-вторых, движок позволяет писать на GDSript прямо внутри программы без установки дополнительных надстроек, это удобно.

Не без противоположного мнения, конечно, — в интернете не раз встречала мысли, что у C# больше возможностей, и с GDScript будет просто невозможно сделать какие-то вещи. С другой стороны, в одном проекте тут можно использовать и оба языка, так что, проблем, вроде, возникнуть не должно.

До сих пор не уверена в правильности решения, но пока я выбрала все-таки GDScript, освоить его несложно. Самое тяжелое – отвыкнуть ставить точки с запятыми в конце каждой строки, до сих пор на автомате ставлю. 


Вот такой мой опыт перехода из Unity в Godot, это первые различия, плюсы и минусы, которые мне бросились в глаза, но, уверена, что не последние. Думаю, к тому моменту, как закончу свою первую игру на этом движке, появится еще что-то, так что второй, более полной части, скорее всего, быть.

Движок для уборки снега, стальной, оцинкованный, 750 х 410 х 1100 мм, стальная рукоятка, Россия, Сибртех

  1. org/ListItem» data-v-e272a100=»» data-v-5466daea=»»>Главная
  2. Каталог
  3. Садовый инвентарь
  4. Снегоуборочный инвентарь
  5. Движки, скреперы
Артикул:

Скачать фото

Скачать все архивом

Высота ковша, мм
410

Крепление черенка
болтовое соединение

Материал рукоятки
среднеуглеродистая сталь

Морозостойкость, °С
-60

Ширина ковша, мм
750

Станьте нашим партнером и получите уникальные условия сотрудничества

Стать партнеромВойти в аккаунт

С этим товаром покупают

Перчатки х/б, ПВХ покрытие, «Точка», 6 пар в упаковке, 7 класс Россия

Перчатки х/б, ПВХ покрытие, «Точка», 6 пар в упаковке, 7 класс Россия

Перчатки трикотажные, ПВХ-покрытие «Точка», 10 класс, черные Россия

Перчатки трикотажные, ПВХ-покрытие «Точка», 10 класс, черные Россия

Перчатки х/б, ПВХ покрытие, «Волна», 10 класс Россия

Перчатки х/б, ПВХ покрытие, «Волна», 10 класс Россия

Перчатки в наборе, 5 пар, цвета в ассортименте, ПВХ точка, L, Россия// Palisad

Перчатки в наборе, 5 пар, цвета в ассортименте, ПВХ точка, L, Россия// Palisad

403001

Перчатки трикотажные, хлопчатобумажные, с одинарным покрытием из латекса, 13 класс вязки // Россия

Перчатки трикотажные, хлопчатобумажные, с одинарным покрытием из латекса, 13 класс вязки // Россия

Лопата для уборки снега пластиковая, 385 х 410 х 1350 мм, алюминиевый черенок, Россия, Сибртех

Лопата для уборки снега пластиковая, 385 х 410 х 1350 мм, алюминиевый черенок, Россия, Сибртех

615235

Ледоруб — топор кованый, 70 мм, 1. 65 кг, металлический черенок, Россия, Сибртех

Ледоруб — топор кованый, 70 мм, 1.65 кг, металлический черенок, Россия, Сибртех

Метла полипропиленовая, 295 х 255 х 1490 мм, веерная, деревянный черенок, Россия, Сибртех

Метла полипропиленовая, 295 х 255 х 1490 мм, веерная, деревянный черенок, Россия, Сибртех

Перчатки трикотажные, акрил, серое мулине, оверлок Россия Сибртех

Перчатки трикотажные, акрил, серое мулине, оверлок Россия Сибртех

Похожие товары

Движок для уборки снега алюминиевый, 755 х 505 х 1240 мм, стальная рукоятка, Россия, Сибртех

Движок для уборки снега алюминиевый, 755 х 505 х 1240 мм, стальная рукоятка, Россия, Сибртех

Движок для уборки снега стальной оцинкованный, 755 х 495 х 1245 мм, стальная рукоятка, Россия, Сибртех

Движок для уборки снега стальной оцинкованный, 755 х 495 х 1245 мм, стальная рукоятка, Россия, Сибртех

Двигатель | SteelSeries

{‘новый’: False, ‘is_limited’: False, ‘members_only’: False, ‘early_access’: False, ‘web_exclusive’: False, ‘name’: ‘Apex Pro Mini’, ‘options’: [] , ‘description’: ‘* Регулируемые переключатели OmniPoint 2. 0\r\n* Устойчивые к выцветанию колпачки PBT \r\n* Верхняя пластина из авиационного алюминия’, ‘url’: ‘/gaming-keyboards/apex-pro-mini’, ‘main_item_sku ‘: ‘64820’, ‘bestseller_factor’: Decimal(‘2.1000000000000000888178419700125232338
447265625′), ‘related_text’: ‘Доступно на 6 языках’, ‘related_items’: [{‘label’: ‘Немецкий’, ‘ название’: ‘немецкий’, ‘sku’: ‘64822’, ‘имя’: ‘Apex Pro Mini — DE’, ‘image_primary’: ‘https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/64822/0bcb5e41278f47a7ad2a293c00c59d43.png.500x400_q100_crop-fit_optimize.png’, ‘values’: [{‘option_slug’: ‘language’, ‘option_value_value’: ‘немецкий’, ‘option_value_label’: ‘немецкий’, ‘option_value_title’: ‘немецкий’}] , ‘url’: ‘/gaming-keyboards/apex-pro-mini?language=german’, ‘num_in_stock’: None}, {‘label’: ‘французский’, ‘title’: ‘французский’, ‘sku’: «64823», «имя»: «Apex Pro Mini — FR», «image_primary»: «https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/64823/6ab407e7a10d440b8cf58ecc9ee85b1e.png.500x400_q100_crop-fit_optimize.
png ‘, ‘values’: [{‘option_slug’: ‘язык’, ‘option_value_value’: ‘французский’, ‘option_value_label’: ‘французский’, ‘option_value_title’: ‘французский’}], ‘url’: ‘/gaming-keyboards/ apex-pro-mini?language=french’, ‘num_in_stock’: None}, {‘label’: ‘японский’, ‘title’: ‘японский’, ‘sku’: ‘64825’, ‘name’: ‘Apex Pro Мини — JP», «image_primary»: «https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/64825/0b187c757f9e48d8ac0258f83221ad68.png.500x400_q100_crop-fit_optimize.png’, ‘values’: [{‘option_slug’: ‘language’, ‘option_value_value’: ‘японский’, ‘option_value_label’: ‘японский’, ‘option_value_title’: ‘Ja панорамное’}] , ‘url’: ‘/gaming-keyboards/apex-pro-mini?language=japanese’, ‘num_in_stock’: None}, {‘label’: ‘Nordic’, ‘title’: ‘Nordic’, ‘sku’: «64824», «имя»: «Apex Pro Mini — ND», «image_primary»: «https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/64824/03bb96d81e83470786c78af145d74365.png.500x400_q100_crop-fit_optimize .png’, ‘values’: [{‘option_slug’: ‘язык’, ‘option_value_value’: ‘скандинавский’, ‘option_value_label’: ‘скандинавский’, ‘option_value_title’: ‘скандинавский’}], ‘url’: ‘/gaming-keyboards/ apex-pro-mini?language=nordic’, ‘num_in_stock’: None}, {‘label’: ‘UK English’, ‘title’: ‘UK English’, ‘sku’: ‘64821’, ‘name’: ‘ Apex Pro Mini — Великобритания», «image_primary»: «https://media.
steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/64821/1af2600ee10f4bc5a868b8b5e00f1d62.png.500x400_q100_crop-fit_optimize.png», «values»: [{‘option_s тащить : ‘language’, ‘option_value_value’: ‘британский английский’, ‘option_value_label’: ‘британский английский’, ‘option_value_title’: ‘британский английский’}], ‘url’: ‘/gaming-keyboards/apex-pro-mini ?language=uk-english’, ‘num_in_stock’: None}, {‘label’: ‘US English’, ‘title’: ‘US English’, ‘sku’: ‘64820’, ‘name’: ‘Apex Pro Mini — США», «image_primary»: «https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/64820/
5d32bc0483c889e032061abc34f.png.500x400_q100_crop-fit_optimize.png’, ‘values’: [{‘option_slug’: ‘language’, ‘option_value_value’: ‘english’, ‘option_value_label’: ‘американский английский’, ‘option_ value_title’: ‘Английский (США)’ }], ‘url’: ‘/gaming-keyboards/apex-pro-mini?language=english’, ‘num_in_stock’: None}], ’tile_available_thumbnails’: False, ‘image_primary’: ‘https://media.steelseriescdn .com/thumbs/catalog/items/64820/5d32bc0483c889e032061abc34f. png.500x400_q100_crop-fit_optimize.png’, ‘image_carousel’: ‘https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/64820 /5d32bc0483c889e032061abc34f.png.270x180_q100_crop-fit_optimize_upscale.png’, ‘image_alternate’: нет, ‘primary_tile_thumb_url’: ‘https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/64820 /5d32bc0483c889e032061abc34f.png.500x400_q100_crop-fit_optimize.png’ , ‘msrp’: десятичное число (‘199,99’), ‘price’: десятичное число (‘199,99’), ‘price_type’: ‘msrp’, ‘price_is_only_authenticated_users’: нет, ‘discount_absolute’: десятичное число (‘0,00’), ‘discount_percent ‘: Decimal(‘0.00’), ‘has_member_price’: False, ‘num_in_stock’: Нет, ‘document_id’: ‘601_1220-1221-1222-1223-1224-1225’, ‘настраиваемый’: False, ‘customizable_price’: Нет , ‘is_bundle’: ложь, ‘bundle_items_msrp’: нет, ‘stickers_hidden’: ложь}

Apex Pro Mini

199,99 € 199,99 €

  • Регулируемые переключатели OmniPoint 2.0
  • Защитные колпачки для клавиш PBT
  • Верхняя панель из авиационного алюминия
{‘new’: False, ‘is_limited’: False, ‘members _only’: Ложь, ‘ранний_доступ’: Ложь , ‘web_exclusive’: False, ‘name’: ‘Arena 7’, ‘options’: [], ‘description’: ‘* Двухполосные динамики с сабвуфером\r\n* Reactive PrismSync RGB\r\n* Connect с USB, Bluetooth, оптическим, Aux’, ‘url’: ‘/gaming-speakers/arena-7’, ‘main_item_sku’: ‘61541’, ‘bestseller_factor’: Decimal (‘0.
5′), ‘related_text’: » , ‘related_items’: [], ’tile_available_thumbnails’: False, ‘image_primary’: ‘https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/61541/f65bf610866548fc99c3edd617160ed8.png.500x400_q100_crop-fit_optimize.png’, ‘image_carousel’: ‘https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/61541/f65bf610866548fc99c3edd617160ed8.png.27 0x180_q100_crop-fit_optimize_upscale.png’, ‘image_alternate’: нет , ‘primary_tile_thumb_url’: ‘https://media.steelseriescdn.com/thumbs/catalog/items/61541/f65bf610866548fc99c3edd617160ed8.png.500x400_q100_crop-fit_optimize.png’, ‘msrp’: Decimal(’32 9,99′), «цена»: Decimal(‘329.99’), ‘price_type’: ‘msrp’, ‘price_is_only_authenticated_users’: None, ‘discount_absolute’: Decimal(‘0.00’), ‘discount_percent’: Decimal(‘0.00’), ‘has_member_price’: False, ‘ num_in_stock’: нет, ‘document_id’: ‘609_1237-1238-1239-1240-1241-1242», «настраиваемый»: False, «customizable_price»: нет, «is_bundle»: False, «bundle_items_msrp»: нет, «stickers_hidden»: False}

Arena 7

329,99 € 329,99 €

  • Двухполосные динамики с сабвуфером
  • Reactive PrismSync RGB
  • Подключение через USB, Bluetooth, оптический, дополнительный

LS Crate Engines | Small Block

Вы находитесь на сайте Chevrolet. com (США). Закройте это окно, чтобы остаться здесь, или выберите другую страну, чтобы увидеть транспортные средства и услуги, характерные для вашего местоположения.

КанадаДругое

Продолжать

Сравнивать Сравнивать

  • Найти дилера производительности

Семейство двигателей, обычно называемое серией LS, дебютировало в 1997 году. General Motors назвала его Gen-III Small-Block с версиями с железными блоками для грузовиков и полностью алюминиевым LS1, представленным в тогда еще новом C5 Corvette. GM продолжала называть свое современное семейство двигателей V-8 Gen III и Gen IV, но энтузиасты, которые быстро осознали огромный потенциал производительности двигателей, каждый двигатель платформы получил прозвище «LS». Посмотрите, как двигатели LS сравниваются по мощности, крутящему моменту и другим техническим характеристикам.

Номер детали

19301326

19301358  

19301360

Тип двигателя

Малый блок V-8 LS-серии Gen-IV

Малый блок V-8 серии LS Gen-IV

Малый блок V-8 LS-серии Gen-IV

лошадиных сил

430 л.с. при 5900 об/мин

495 л.с. при 6200 об/мин

525 л.с. при 6200 об/мин

Крутящий момент

425 фунто-футов при 4600 об/мин

473 фунт-фут при 5200 об/мин

486 фунто-футов при 5200 об/мин

Рабочий объем (куб. дюйм)

376 (6,2 л)  

376 куб. дюймов (6,2 л)

376 (6,2 л)

Литой алюминий, основные крышки с 6 болтами и перекрестными болтами

Литой алюминий, основные крышки с 6 болтами и крестообразным креплением

Литой алюминий, основные крышки с 6 болтами и крестообразным креплением

Коленчатый вал

Чугун с шаровидным графитом

Чугун с шаровидным графитом

Чугун с шаровидным графитом

Распределительный вал

Гидравлический каток

Гидравлический каток

Гидравлический каток

Подъемный клапан (впускной)

0,551 в

2,165 дюйма

2,165 дюйма

Подъемный клапан (выпускной)

. 522 в

1,590 в

1,590 в

Продолжительность распредвала (@.050)

Впуск 204°/выпуск 211°

Впуск 193°/выпуск 200°

Впуск 226°/выпуск 236°

Головки цилиндров

Алюминиевый порт типа L92; литые с 68-кубовыми камерами

Алюминиевый порт типа L92; литые с 68-кубовыми камерами

Алюминий L92-стильный порт; литые с 68-кубовыми камерами

Степень сжатия

10,7:1

10,7:1

10,7:1

Номер детали

19301326

19301358

Тип двигателя

Малый блок V-8 LS-серии Gen-IV

Малый блок V-8 серии LS Gen-IV

Лошадиная сила

430 л. с. при 5900 об/мин

495 л.с. при 6200 об/мин

Крутящий момент

425 фунто-футов при 4600 об/мин

473 фунт-фут при 5200 об/мин

Рабочий объем (куб. дюйм)

376 куб. дюймов (6,2 л)

376 куб. дюймов (6,2 л)

Литой алюминий, основные крышки с 6 болтами и перекрестными болтами

Литой алюминий, основные крышки с 6 болтами и перекрестными болтами

Коленчатый вал

Чугун с шаровидным графитом

Чугун с шаровидным графитом

Распределительный вал

Гидравлический каток

Каток гидравлический

Подъемный клапан (впускной)

0,551 в

2,165 дюйма

Подъемный клапан (выпускной)

0,522 в

1,590 дюйма

Продолжительность распредвала (@. 050)

Впуск 204°/выпуск 211°

Впуск 219°/выпуск 228°

Головки цилиндров

Алюминиевый порт типа L92; литые с 68-кубовыми камерами

Алюминиевый порт типа L92; литые с 68-кубовыми камерами

Степень сжатия

10,7:1

10,7:1

Номер детали

19301360

Тип двигателя

LS-Series Gen-IV Small-Block V-8 

Лошадиная сила

525 л. с. при 6200 об/мин

Крутящий момент

486 фунто-футов при 5200 об/мин

Рабочий объем (куб. дюйм)

376 куб. дюймов (6,2 л)

Литой алюминий, основные крышки с 6 болтами и перекрестными болтами

Коленчатый вал

Чугун с шаровидным графитом

Распредвал

Гидравлический каток

Подъемный клапан (впускной)

2,165 дюйма

Подъемный клапан (выпускной)

1,590 дюйма

Продолжительность распредвала (@. 050)

Впуск 226°/выпуск 236°

Головки цилиндров

Алюминиевый порт типа L92; литые с 68-кубовыми камерами

Степень сжатия

10,7:1

Посмотреть другие двигатели LS

Принесите нам свой талант

Никто не разбирается в автомобилях так, как Дейл Эрнхардт-младший — так кто лучше может поделиться советом с начинающими автотехниками?

Посмотреть истории техников

Свяжитесь с Chevrolet Performance

Хотите узнать последние новости о Chevrolet Performance и многое другое? Свяжитесь с нами по электронной почте и в социальных сетях сегодня.

Зарегистрироваться

Принесите нам свой талант

Никто не разбирается в автомобилях так, как Дейл Эрнхардт-младший — так кто лучше может поделиться советом с начинающими автотехниками?

Посмотреть истории техников

Свяжитесь с Chevrolet Performance

Хотите узнать последние новости о Chevrolet Performance и многое другое? Свяжитесь с нами по электронной почте и в социальных сетях сегодня.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *