Погружение в ассемблер. Зачем учить ассемблер в 2020 году — «Хакер»
Ты решил освоить ассемблер, но перед этим хочешь понять, что тебе это даст как программисту? Стоит ли входить в мир программирования через ассемблер, или лучше начать с какого‑нибудь языка высокого уровня? И вообще, нужно ли знать ассемблер, чтобы стать полноценным программистом? Давай разберемся во всем этом по порядку.
Погружение в ассемблер
Это вводная статья цикла «Погружение в ассемблер», которую мы публикуем в честь его завершения. Ее полный текст доступен без подписки. Прочитав ее, ты можешь переходить к другим статьям этого курса:
Ради чего стоит изучать ассемблер?
Стоит освоить ассемблер, если ты хочешь:
- разобраться, как работают компьютерные программы. Разобраться в деталях, на всех уровнях, вплоть до машинного кода;
- разрабатывать программы для микроскопических встраиваемых систем. Например, для 4-битных микроконтроллеров;
- понять, что находится под капотом у языков высокого уровня;
- создать свой собственный компилятор, оптимизатор, среду исполнения JIT, виртуальную машину или что‑то в этом роде;
- ломать, отлаживать или защищать компьютерные системы на самом низком уровне. Многие изъяны безопасности проявляются только на уровне машинного кода и могут быть устранены только с этого уровня.
Не стоит осваивать ассемблер, если ты хочешь ускорить другие свои программы. Современные оптимизирующие компиляторы справляются с этой задачей очень хорошо. Ты вряд ли сможешь обогнать их.
Кто выдаст лучший ассемблерный код?
Почему обогнать компилятор практически невозможно? Смотри, для тебя же очевидно, что компьютер в шахматы не обыграть, даже если ты играешь лучше, чем создатель шахматной программы? С оптимизирующими компиляторами та же история.
Только оптимизирующий компилятор играет не шахматными фигурами, а контекстными обстоятельствами.В современных процессорах практически ничто из того, что влияет на производительность, нельзя обсуждать в отрыве от контекста. Одна и та же комбинация из десятка ассемблерных инструкций выполняется с резкими отличиями по скорости (в тысячи или даже миллионы раз), в зависимости от целой кучи самых разнообразных обстоятельств.
- Те данные, к которым ты сейчас обращаешься, загружены в кеш или нет? А сама комбинация ассемблерных инструкций?
- Если ни данные, ни код не размещены в кеше, то не перетаскивает ли их процессор туда втихомолку, предполагая, что к ним будут обращаться в ближайшее время?
- Какие инструкции были выполнены непосредственно перед нашим десятком? Они сейчас все еще на конвейере?
- Мы случаем не достигли конца текущей страницы виртуальной памяти? А то, не дай бог, добрая половина нашего десятка попадет на новую страницу, которая к тому же сейчас, по закону подлости, вытеснена на диск.
- Какой именно процессор выполняет код? Дешевенький i3 или мощный i7? Бывает, что у дешевых процессоров тот же набор инструкций, что и у мощных, но продвинутые инструкции выполняются в несколько шагов, а не за один.
И все это только верхушка айсберга, малая часть того, что тебе придется учитывать и анализировать, когда будешь стараться переиграть компилятор.
Есть такой миф, что программы, написанные на ассемблере, работают в десять раз быстрее. Этот миф уходит корнями в семидесятые годы. Компиляторы в те далекие времена генерировали код настолько бездарно, что у каждого уважающего себя программиста был черный список запрещенных языковых конструкций.
Когда наши коллеги из прошлого писали программы, они либо держали в уме этот черный список и не давали своим пальцам набивать проблемные конструкции, либо настраивали специальный препроцессор, который конвертировал исходник в более низкоуровневое беспроблемное представление на том же языке. С тех пор минуло 50 лет. Компиляторы возмужали, но миф остался.
Конечно, даже сегодня можно изредка встретить уникума, который пишет более быстрый код, чем компилятор. Вот только времени у него на это уходит так много, что ни в какие ворота не лезет. Плюс для оптимизации от тебя требуется, чтобы ты назубок знал весь набор инструкций процессора.
Вдобавок, поскольку ты шлифуешь свой код вручную, никакой компилятор не подстрахует тебя, не поможет отловить баги, которые ты неизбежно плодишь, когда пишешь программу.
Кроме того, твой ассемблерный код будет непереносимым. То есть, если ты захочешь, чтобы твоя программа запускалась на другом типе процессора, тебе придется полностью переписать ее, чтобы создать модификацию, заточенную под набор инструкций этого другого процессора. Само собой, тебе эти инструкции тоже надо знать назубок.
В итоге ты потратишь в десятки и сотни раз больше времени, чем если бы доверился оптимизирующему компилятору, — но результат, скорее всего, окажется медленнее, а не быстрее.
При этом иногда оптимизирующий компилятор выплевывает ассемблерный код, логика которого ну совсем непонятна. Однако не спеши обвинять компилятор в глупости. Давай разберем пример.
Когда ты пишешь на С что‑то вроде x
, то естественным образом ожидаешь увидеть в ассемблере инструкцию, которая умножает переменную a
на двойку. Но компилятор знает, что сложение дешевле умножения. Поэтому он не умножает a
на двойку, а складывает ее с самой собой.
Больше того, глядя на b
, компилятор может счесть, что b
предпочтительнее, чем b*3
. Иногда тройное сложение быстрее умножения, иногда нет. А иногда компилятор приходит к выводу, что вместо исходного выражения быстрее будет вычислить
. Или даже ((
.
А если x
используется лишь однократно — причем в связке с парой строк последующего кода, — компилятор может вообще не вычислять x
, а просто вставить a*2
вместо икса. Но даже если x
используется и компилятор видит что‑то вроде y
, он может исправить эти расчеты на y
, удивляясь твоей расточительности. Расточительности в плане вычислительной сложности.
Размышления подобного рода неизбежно заводят тебя в запутанный лабиринт альтернативных вариантов. Все их нужно просчитать, чтобы выбрать лучший.
Но даже когда ты сделаешь это, вариант ассемблерного кода, сгенерированный компилятором, скорее всего, будет работать быстрее, чем твой.Кстати, если используешь GCC или Clang, активируй опции оптимизации для SSE, AVX и всего остального, чем богат твой процессор. Затем откинься на спинку кресла и удивись, когда компилятор векторизует твой сишный код. Причем сделает это так, как тебе и не снилось.
Какие программы нельзя написать на ассемблере?
Нет таких. Все, что можно сделать на компьютере, можно сделать в том числе и на ассемблере. Ассемблер — это текстовое представление сырого машинного кода, в который переводятся все программы, запущенные на компьютере.
Ты при желании можешь написать на ассемблере даже веб‑сайт. В девяностые С был вполне разумным выбором для этой цели. Используя такую вещь, как CGI BIN, веб‑сервер мог вызывать программу, написанную на С. Через
сайт получал запрос, а через stdout
отправлял результат в браузер. Ты можешь легко реализовать тот же принцип на ассемблере.
Но зачем? Ты должен быть мазохистом, чтобы проделывать такое. Потому что когда ты пишешь на ассемблере, то сталкиваешься вот с такими проблемами.
- У тебя более низкая продуктивность, чем если бы ты работал на языке высокого уровня.
- У твоего кода нет никакой структуры, поэтому другим разработчикам будет трудно читать его.
- Тебе придется писать много букв. А там, где больше букв, больше потенциальных багов.
- С Secure Coding здесь все очень печально. На ассемблере писать так, чтобы код был безопасным, сложнее всего. На С в этом плане ты чувствуешь себя куда более комфортно.
Да, все можно написать на ассемблере. Но сегодня это нецелесообразно. Лучше пиши на С. Скорее всего, будет безопаснее, быстрее и более лаконично.
От редакции
Автор статьи — большой поклонник С и настоятельно рекомендует этот язык. Мы не будем лишать его такой возможности. С — отличная штука и помогает как освоить основные концепции программирования, так и прочувствовать принципы работы компьютера. Однако при выборе языка для изучения ты можешь руководствоваться самыми разными соображениями. Например:
- Надо учить Python или Lua, чтобы моментально получать результаты. Это мотивирует!
- Надо учить Scheme или Haskell из тех же соображений, что в школе учат алгебру, а не, к примеру, автомеханику.
- Надо учить Go для того же, для чего C, но в 2020 году.
- Надо учить JavaScript и React.js, чтобы как можно быстрее найти работу.
- Надо учить Java, чтобы максимизировать заработок.
- Надо учить Swift, потому что почему нет?
- Надо учить HolyC, чтобы славить Господа.
- Надо учить Perl во имя Сатаны.
И так далее. Ответ на вопрос о том, с какого языка начать, зависит от многих факторов, и выбор — дело индивидуальное.
Конечно, когда ты знаешь ассемблер, у тебя будут значительные преимущества перед теми программистами, которые его не знают. Но прежде чем ознакомиться с этими преимуществами, запомни одну простую вещь: хорошие программисты знают ассемблер, но почти никогда не пишут на нем.
Какие преимущества ассемблер дает программисту?
Чтобы писать эффективные программы (в плане быстродействия и экономии ресурсов), тебе обязательно надо знать ассемблер того железа, для которого ты пишешь. Когда ты знаешь ассемблер, ты не обманываешься внешней простотой и краткостью высокоуровневых функций, а понимаешь, во что в итоге превращается каждая из них: в пару‑тройку ассемблерных инструкций или в длиннющую их последовательность, переплетенную циклами.
Если работаешь с языками высокого уровня, такими как С, научись хотя бы читать и понимать ассемблерный код. Даже если ты в обозримом будущем не видишь себя пишущим на ассемблере (на самом деле мало кто себя так видит), знание ассемблера тебе пригодится.
Если будешь с ассемблером на ты, он сослужит тебе хорошую службу в отладке. Освоив ассемблер, ты будешь понимать, что происходит под капотом языков высокого уровня, как компьютер делает то, что он делает, и почему высокоуровневый компилятор иногда работает не так, как ты ждешь от него. Ты сможешь видеть причину этого и понимать, как ее устранить.
Плюс иногда ты ну никак не можешь понять, что у тебя за баг, пока не пройдешься в отладчике в пошаговом режиме по ассемблерному коду.
И вот еще тонкий намек: некоторые работодатели хотели бы видеть в твоем резюме слово «ассемблер». Это говорит им, что ты не просто по верхам нахватался, а действительно интересуешься программированием, копаешь вглубь.
Стоит ли начинать изучать программирование с ассемблера?
Когда ты осваиваешь программирование, начиная с самых низов, в этом есть свои плюсы. Но ассемблер — это не самый низ. Если хочешь начать снизу, начни с логических вентилей и цифровой электроники. Затем поковыряйся с машинным кодом. И только потом приступай к ассемблеру.
Время от времени тебя будут посещать мысли, что ты занимаешься какой‑то ерундой. Но ты узнаешь много полезного для своей будущей работы, даже если она будет связана только с языками высокого уровня. Ты узнаешь, как именно компьютер делает те вещи, которые он делает.
Однако я бы не советовал начинать с ассемблера и более низких слоев. Во всем том, что перечислено в двух предыдущих абзацах, легче разобраться, когда ты начинаешь с какого‑нибудь языка высокого уровня. Так ты достигнешь желаемого результата быстрее, чем оно тебе наскучит.
Но в какой‑то момент тебе и правда обязательно надо познакомиться с ассемблером, особенно если программируешь на С. Я сомневаюсь, что ты сможешь стать полноценным программистом на С, не зная ассемблера. Но начинать с ассемблера не стоит.
Насколько легче учить другие языки, когда уже знаешь ассемблер?
Ассемблер совершенно не похож на языки высокого уровня. Поэтому народная мудрость «Тот опыт, который ты получил на одном языке, может быть легко сконвертирован на другой язык» с ассемблером не работает.
Если ты начнешь с ассемблера, то после того, как выучишь его и решишь освоить новый язык, тебе придется начинать как с чистого листа. Помню, мой однокашник еще в школе выучил ассемблер, написал на нем игрушку, с которой победил на конференции. Но при этом так и не смог хорошо освоиться в С, когда мы учились в универе.
Чем же ассемблер отличается от языков высокого уровня? Переменные в нем — это просто области памяти. Здесь нет ни int
, ни char
. Здесь нет массивов!
Есть только память. Причем ты работаешь с ней не так, как на языке высокого уровня. Ты можешь забыть, что в какую‑то область памяти поместил строку, и обратиться к ней как к числу. Программа все равно скомпилируется. Но только обрушится в рантайме. Причем обрушится жестко, без вежливого сообщения об ошибке.
В ассемблере нет do..
, нет for..
, нет if..
. Вместо них там есть только операции сравнения и условного перехода. Строго говоря, там даже функций нет.
Но! Изучив ассемблер, ты будешь понимать, как реализуются и функции, и циклы, и все остальное. А разница между передачей параметра «по значению» и «по ссылке» станет для тебя самоочевидной. Плюс если ты пишешь на С, но не можешь до конца разобраться, как работают указатели, то, когда ты узнаешь, что такое регистры и относительная адресация, увидишь, что понять указатели совсем нетрудно.
Лучше начинай с С. На нем удобно осваивать основы: переменные, условия, циклы, логические построения и остальное. Опыт, который ты получишь при изучении С, легко сконвертировать на любой другой язык высокого уровня, будь то Java, Python или какой‑то еще. Да и с ассемблером легче разобраться, когда ты уже освоил С.
Насколько доходно уметь программировать на ассемблере?
Если заглянешь на HH.ru, то, скорее всего, не найдешь ни одной вакансии, у которой в заголовке написано слово «ассемблер». Но время от времени какая‑нибудь контора лихорадочно ищет мага‑волшебника, который знает нутро компьютера настолько глубоко, что может полностью подчинить операционную систему своей воле. Мага‑волшебника, который умеет (1) латать систему, не имея на руках исходного кода, (2) перехватывать потоки данных на лету и вмешиваться в них.
Некоторая часть этой глубокой магии — а сейчас потребность в такой магии становится все более редкой — может быть воплощена только на языке очень низкого уровня.
Я слышал о конторе, которая ищет человека на разработку новой платформы для высокочастотного трейдинга. Там идея в том, что если ты получаешь информацию о котировках быстрее своих конкурентов и принимаешь решение быстрее их, то будешь грести баснословные суммы.
«Когда ты получаешь котировки, проходя через весь стек TCP/IP, это слишком медленно», — говорят парни из этой фирмы. Поэтому у них есть примочка, которая перехватывает трафик на уровне Ethernet, прямо внутри сетевой карты, куда залита кастомизированная прошивка.
Но эти ребята пошли еще дальше. Они собираются разработать девайс для фильтрации трафика Ethernet — на ПЛИС. Зачем? Чтобы ловить котировки на аппаратном уровне и тем самым экономить драгоценные микросекунды трейдингового времени и в итоге получать небольшое, очень небольшое преимущество перед конкурентами. Язык С им не подошел. Им даже ассемблер не подошел. Так что эти парни выцарапывают программу прямо на кремнии!
Что такое Ассемблер?Зачем он вообще нужен?Что мы будем изучать?
Я думаю вам известо
что PC не понимает слов,предложений и т. п.Всё что понятно этой замечательной
машине — это наборы единиц и нолей(пример:0110 ).Зато люди двоичную систему не
сильно любят(за исключением некоторых странных личностей).Поэтому когда первым
програмистам надоело писать программы в двоичных кодах и вводить при помощи
перфорированых карт они быстро замутили hex(шестнадцатиричный) редактор(пример простой дос программы выводящей сообщение: b409ba0901cd21cd2048656c6c6f20776f726c642124).
Написать программу стало легче,но мастера
древности решили что этого мало и изобрели Ассемблер.Теперь команды процессора
можно было записать на понятном людям языке(каждой
дали название.пример простой дос программы выводящей сообщение:
; fasm example of
writing 16-bit COM program
org 100h ;код стартует со
смещения 100h
use16 ;используем
16-битный код
;Вывод текста = 9
mov ah,9;Помещаем в регистр ah значение Вывод текста
mov dx,hello;Помещаем
в dx адресс нащего текста
int 21h ;Вызываем
21 прерывание
int 20h ;Вызываем
21 прерывание-Выходим из программы
hello db ‘Hello world!’,24h;текст нашего сообщения )
. Вот тот же пример на C++:
#include <iostream.h>
int main()
{
cout
<< «Hello World!\n» ;
return 0;
}
Затем стали появлятся новые языки. Они развивались,приобретали популярность и умирали забытые всеми,а Ассемблер сколько не пытались похоронить,каждый раз выживал . В чём его секрет?Зачем он вообще нужен?
Вроде бы есть
столько языков-зачем нам нужен этот Ассемблер?Я думаю так думает основная масса
тех кто собрался учить новый язык.И начинают учить C,С++,Delphi и т.д.То что
«легче».На самом деле лёгкого языка.Что привлекает людей в C,C++?Это
масса халявы.Вам тут и куча библиотек где за вас уже накатали 80 процентов
программы,и гора справочных материалов,и примеры в изобилии.Тебе поручили
создать какуюто прогу-нет проблем.Порылся на свалках исходников,кое-что
переделал под себя(попросту испортил) и вот он наш шедевр,бежим за заслуженым
гонорором(или отметкой если вы студент).
Однако задумайтесь вот над чем. Те кто пользуется FreeBSD знают что загрузчик(та
фича с которой начинается загрузка ОС) этой замечательной ОС помещается в загрузочном
секторе(это крохотные 512 байт).Как вы думаете на чём он написан?Конечно
на C!Ведь все UNIX’оиды пишутся на C.-Скажете вы.И сильно ошибётесь.Такой
маленький загрузчик может быть написан только на Ассемблере.Вот реальный
пример:
1.Программа на Fasm написаная под DOS(*.COM) |
22 байт |
2. Программа на Fasm написаная под DOS(*.EXE) |
59 байт |
3.Программа на С++ написаная под DOS(*.EXE) |
23 160 байт |
Кстати C не намного лучще. Если вы хотите получить маленькую и шуструю программу-вам необходим Ассемблер.Вот для чего он используется:
- все, что требует максимальной скорости выполнения: основные компоненты компьютерных игр, ядра операционных систем реального времени и просто критические участки программ;
- все, что взаимодействует с внешними устройствами: драйверы, программы, работающие напрямую с портами, звуковыми и видеоплатами;
- все, что использует полностью возможности процессора: ядра многозадачных операционных систем, DPMI-серверы и вообще любые программы, переводящие процессор в защищенный режим;
- все, что полностью использует возможности операционной системы: вирусы и антивирусы, защиты от несанкционированного доступа, программы, обходящие эти защиты, и программы, защищающиеся от этих программ;
- и многое другое.
Между прочем уже есть Операционные системы полностью
написаные на Ассемблере(MenuetOS,SolarOS,Miraculix и др.).Они быстро
развиваются и в будущем продемонстрируют миру на что способен Ассемблер.Кроме
того программ написаных на Ассемблере стаёт больше с каждым днём.Появились
среды разработки(IDE),библиотеки для облегчения написания программ,Сайты
посвященные написанию программ на Asm в различных ОС(Windows,DOS,Linux,FreeBsd
и др.)Если вы хотите написать первокласную программу,операционную
сиситему,драйвер,антивирус,классный вирус,кряк,патч,или keygen вам Ассемблер
необходим(но и про С/C++ не забывайте).
Я думаю с этим ясно,переходим к тому что нам будет нужно для изучения этого
великого и могучего богатыря.
Я думаю не секрет что новичок всегда хочет получить
программу не затрачивая больших усилий. Поэтому мы будем изучать Win32
програмирование на Fasm.
В ближайщее время мы узнаем:
1.Как вывести MessageBox.Стили MessageBox.
2.Создаём обыкновенное окно.(прога будет иметь свою иконку).
3.Создаём диалоговое окно.
5.Выводим надпись(используя нужный нам шрифт).
4.Выводим картинку(используя BitBlt,StrechBlt и TransparentBlt).
5.Получаем время и выводим его на окно.
6.Проигрываем MP3,WAV,MIDI файлы.
7.Создаём непрямоугольные окна.
Пока я не решил что будем изучать дальше,но в скором времени определюсь и
с
этим. Ещё я научу вас писать программы отображающие XP стили.
fasm — Ассемблер. Стоит ли его изучать теперь?
Закрыт 6 лет назад.
Заблокировано. Этот вопрос и ответы на него заблокированы, так как он не соответствует тематике сайта, но имеет историческое значение. Для него недоступна публикация ответов и другие действия.Я студент 2-го курса. Программирование мы начинали изучать сразу же с языка C, сейчас заканчивается курс ООП С++ (я не говорю про вспомогательные предметы типа основ конструирования программ и так далее). Мне нравится программировать, но меня никогда не покидала мысль: может стоит сначала разобраться в Ассемблере? Хочу конечно же когда-нибудь стать профессионалом и, разумеется, работать по специальности. Но хочется спросить: уместно ли изучение Ассемблера? Просто я ожидаю, что, изучив его, я больше буду понимать «внутреннюю реализацию». Но тут опять же вопрос: так ли важно это понимание, что внутри происходит? Я не знаю, понадобиться ли мне он на будущей работе, так как я, вероятнее всего, буду работать с языками высокого уровня. Может быть я смогу писать более оптимизированные программы. Но смогу ли так много выиграть за счет этого? Да и вообще сейчас особо с ресурсами проблем нет. А если еще подумать про читаемость кода… Думаю, она резко уменьшится, если я буду пользоваться Ассемблерными вставками (хотя я не уверен, что они используются для опитимизации :D). А может она мне в отладке поможет? Печально, что пока в универе на это внимание почти не уделяется, но я думаю, что это важно, особенно на следующих этапах, когда программы станут серьезными.
Естественно, польза хоть какая-то будет, если я его изучу и разберусь с «внутренней реализацией». Но «окупятся» ли усилия на изучения Ассемблера? Или может быть мне лучше начать изучать что-то более «дельное»?
Заранее спасибо 😉
Зачем нам вообще нужен ассемблер, когда у нас есть компилятор?
Связанный: всегда ли компилятор создает код assembly? — подробнее о том, почему некоторые компиляторы компилируются только в asm, а не прямо в машинный код в каком-то формате объектного файла. Существует несколько причин, по которым компиляция в asm вместо машинного кода облегчает работу компилятора и делает его более легко переносимым. Но компиляторы-не единственная причина существования asm.
зачем нам вообще нужен ассемблер?
Многим людям не нужно знать язык assembly.
Он существует для того, чтобы мы могли говорить о машинном коде / анализировать его, а также писать/отлаживать компиляторы более легко.
Компиляторы должны быть написаны людьми . Как указывает @old_timer , при разработке новой архитектуры CPU вы всегда даете имена опкодам и регистрам, чтобы можно было говорить о дизайне с другими людьми и публиковать читаемые руководства.
Или для разработки OS некоторые специальные привилегированные инструкции не могут быть сгенерированы компиляторами 1 . И вы не можете написать функцию переключения контекста, которая сохраняет регистры в чистом C.
CPUs запускает машинный код, а не языки высокого уровня напрямую, поэтому компьютерная безопасность / эксплойты и любой серьезный низкоуровневый анализ производительности / настройка одиночных циклов требуют просмотра инструкций, выполняемых CPU . Мнемонические названия для опкодов очень полезны при размышлении и написании о них. mov r32, imm32
гораздо легче запомнить и более выразителен, чем B8+rd imm32
(диапазон опкодов для этой мнемоники).
Сноска 1: Если только вы не создадите встроенные функции для всех специальных инструкций, таких как __invlpg()
, которые должны использовать OSes, поэтому вы можете написать OS без встроенного asm. (Им все еще нужен какой-то автономный asm для таких вещей, как точки входа, и, вероятно, для функции переключения контекста.) Но тогда эти внутренние функции все еще нуждаются в именах в C, так что вы можете также назвать их в asm.
Я регулярно использую asm для легкого создания машинного кода, который я хочу протестировать на наличие микробенчмарков . Компилятор должен создавать эффективный машинный код, а не просто корректный машинный код, поэтому люди часто играют с asm, чтобы точно увидеть, что быстро, а что нет на различных CPUs.
См . http://agner.org/optimize/ и другие ссылки на производительность в теге x86 wiki .
например, смотрите, может ли x86’s MOV действительно быть «free»?, почему can’t я вообще воспроизвожу это? а также режимы микро-слияния и адресации для примеров микро-бенчмаркинга, чтобы узнать что-то о том, что быстро.
Смотрите код C++ для проверки гипотезы Коллатца быстрее, чем написанный от руки assembly- почему? для получения дополнительной информации о написании asm вручную это быстрее, чем то, что я мог бы вручную удерживать gcc или _51 в излучении, даже настроив источник C так, чтобы он больше походил на asm, который я придумал.
(И, очевидно, я должен был знать asm, чтобы иметь возможность смотреть на выходные данные компилятора asm и видеть, как это сделать лучше. Компиляторы далеки от совершенства. Иногда очень далеко. Ошибки пропущенной оптимизации встречаются довольно часто. Чтобы думать о новых оптимизациях и предлагать компиляторам искать их, гораздо проще думать в терминах инструкций asm, чем машинного кода.)
Ошибки компилятора неправильного кода также иногда случаются, и проверка их в основном требует просмотра выходных данных компилятора.
Stack Overflow имеет несколько вопросов, таких как «what’s быстрее: a++
или ++a
?», и ответ полностью зависит от того, как именно он компилируется в asm, а не от синтаксических различий на уровне исходного кода. Чтобы понять, почему некоторые виды различий в источниках влияют на производительность, необходимо понять, как код компилируется в asm.
например, добавление избыточного назначения ускоряет код при компиляции без оптимизации . (Люди часто не понимают, что компиляция с/без оптимизации-это не просто линейное ускорение, и что в принципе бессмысленно тестировать неоптимизированный код. Неоптимизированный код имеет различные узкие места… Это очевидно, если вы посмотрите на asm.)
Предисловие автора Если Вы, дорогой читатель, знакомы с книгой «Assembler: учебный курс» Вашего покорного слуги, то, наверное, обратили внимание, что программированию в операционной системе Windows было посвящено всего две главы. Это немного и может служить лишь введением в данную область. Пришло время заняться этим серьезно. Прежде всего, как и полагается в предисловии, отвечу на возможное замечание: зачем нужен ассемблер в Windows, если есть, например, Си и другие языки. Зачем нужен ассемблер, я уже писал в упомянутой выше книге. Позволю себе процитировать ее: «Зачем нужен язык ассемблера? — спросят меня. Самой простой и убедительный ответ на поставленный вопрос такой — затем, что это язык процессора и, следовательно, он будет нужен до тех пор, пока будут существовать процессоры. Более пространный ответ на данный вопрос содержал бы в себе рассуждение о том, что ассемблер может понадобиться для оптимизации кода программ, написания драйверов, трансляторов, программирования некоторых внешних устройств и т.д. Для себя я, однако, имею и другой ответ: программирование на ассемблере дает ощущение власти над компьютером, а жажда власти — один из сильнейших инстинктов человека». Что касается операционной системы Windows1, то здесь, как ни странно это прозвучит для уха некоторых программистов, программировать на ассемблере гораздо легче, чем в операционной системе MS DOS. В данной книге я берусь доказать, что программировать на ассемблере в Windows ничуть не сложнее чем на Си, и при этом получается компактный, эффективный и быстрый код. Работая с языками высокого уровня, мы теряем определенные алгоритмические навыки. И процесс заходит все дальше. Честное слово, только ради повышения своего профессионального уровня стоит заниматься программированием на ассемблере. Как и предыдущая, эта книга будет содержать только работающие программы с подробным разбором и комментарием. Сейчас существует два основных конкурирующих ассемблера MASM (Macro Assembler) и TASM (Turbo Assembler)2. Для всех программ будет оговорено, как транслировать их с помощью и MASM, и TASM. И еще, в книгу вошел материал, который можно назвать «хакерским». Мы рассмотрим способы и средства анализа и исправления кода программ. Для тех, кто начнет говорить о безнравственности исправления чужих программ, замечу, что «хакеры» все равно существуют, а раз так, то почему бы и не познакомиться с тем, как они работают. Это будет полезно многим программистам. Надо сказать, что в литературе по программированию для Windows 9Х образовалась некоторая брешь — авторы очень быстро перешли от чистого API-программирования 3 к описанию визуальных компонент тех или иных языков. Автору известна лишь одна, да и то переводная, книга по «чистому» программированию для Windows: Герберт Шилдт, Программирование на С и C++ для Windows 954 (см. также [12]). В своей книге я пытаюсь прикрыть эту брешь, рассматривая некоторые малоосвещенные в литературе вопросы: программирование в локальной сети, использование многозадачности, написание VXD-драйверов, обработка файлов и др. Обычно книги по программированию тяготеют к одной из двух крайностей: описание языка программирования, описание средств программирования операционной системы. Мне хотелось удержаться посередине. Данная книга не руководство по языку ассемблера и не руководство по программированию в Windows. Это нечто среднее, можно сказать — симбиоз языка ассемблера и операционной системы Windows. Как я справился с данной задачей — судить Вам, дорогой читатель. весит 2,18 МБ скачать |
Как в действительности исполняются наши программы? (Ассемблер и его друзья)
Мы все изучаем высокоуровневые языки программирования, но глубокие знания того, что происходит под капотом, позволяют специалисту принимать более взвешенные технические решения, а значит, иметь больший авторитет среди коллег и карьерные перспективы.
Современные языки высокого уровня (такие, как python, JavaScript, C#) в ходе своего развития стремятся приблизится к естественным языкам (в подавляющем большинстве случаев, английскому). В их синтаксисе появляются более абстрактные конструкции (классы, объекты, замыкания).
Однако у процессора и электроники, которые должны исполнять наши программы, нет таких абстрактных и высокоуровневых понятий как «классы» и «объекты» и т.д. Зато, есть понятия «байт», «бит», «память». Задачей таких программ как компиляторы и интерпретаторы является перевод программ на высокоуровневом языке в язык, который понимает электроника
Какими бы ни были разными языки, в конечном итоге программы на них переводится в один и тот же язык команд процессора, на котором эти программы исполняются (иногда это делается в несколько этапов в случае C# и Java).
Процессоры бывают разных фирм, моделей и архитектур и у каждого из них свой язык команд (каждый производитель процессоров во что горазд). Чтобы программа на каком-либо высокоуровневом языке исполнялась на определённом процессоре, надо перевести её в язык именно того процессора, на котором она будет исполняться. Таким образом, для одного и того же языка может существовать несколько компиляторов, переводящих программу на этом языке в языки команд разных процессоров
Язык программирования, который наиболее близок к языку команд процессора – язык Ассемблера. (Ассемблер – это не язык сам по себе, это программа, переводящая инструкции языка Ассемблера в язык машинных команд).
Каждый оператор языка ассемблера соответствует одной машинной команде процессора:
Тогда как каждому оператору высокоуровневого языка (языка, синтаксис которого стремится к естественным языкам больше, чем к искусственным, например, python) может соответствовать достаточно большое количество машинных команд.
Читайте мою книгу «Ассемблер на пальцах», в которой я подробно и наглядно разбираю основные концепции языка ассемблера и принципы работы процессора Intel x86 в реальном режиме работы.
Репетиторы по Assembler в Москве — 2841 репетитор, 29 отзывов на Профи
Мой сын более двух лет занимался с разными репетиторами по программированию (перепробовали около 30 разных репетиторов), но тем не менее ребёнок чувствовал себя не очень неуверенно, в голове была «каша», пока не попали к Максиму Юрьевичу. Мой вам совет, не выбрасывайте деньги на ветер, поверьте… Читать дальшеэто бесполезно. Даже основы программирования лучше сразу получать у грамотного специалиста, иначе вам придётся тратить ещё и ещё больше, для того чтобы потом правильно переучивать ребёнка, а это намного сложнее и для вас и для него. Единственное о чем мы жалеем, что потратили два года на других репетиторов почти впустую. Если бы мы сразу попали к Максиму Юрьевичу, то уже сейчас могли бы как минимум не только участвовать в олимпиадном программировании среди студентов, но и спокойно и достойно побеждать. Максим Юрьевич не только преподаватель от бога, но и очень талантливый программист! Не было ни одной задачи, которую он не смог бы объяснить, разложив её буквально «по полочкам» и при этом ещё и систематизируя нашу «кашу» и попутно изучая с ребенком разные способы решения. При разработке программы надо учитывать её структуру и очень часто просто необходимо применять разные типы решения, а большинство задач были очень сложные, даже опытные преподаватели вузов отказывали нам в помощи при их решении. Это единственный репетитор, который не только систематизирует знания по языку программирования, но и учит правильно выстраивать архитектуру большой программы, грамотно оптимизировать код, пользоваться отладчиком и т.д.(до него этому не учил НИКТО). Многие репетиторы давали домашнее задание по пройдённой теме, но тем не менее сын очень часто говорил, что самостоятельно не может их сделать или не понимает как их делать. Это происходит потому, что у самих репетиторов нет системы и понимания, многие темы они сами делают настолько сложно и запутанно, что любая система волей-неволей превращается в хаос. У Максима Юрьевича происходит с точностью до наоборот. Ребёнок не только самостоятельно выполняет домашнее задание, но и делает это с огромным удовольствием и интересом. И это не одна-две задачи, как у других, а минимум 10-15. Кроме профессиональных, очень хочется отметить и великолепные личные качества Максима Юрьевича: чуткость, душевную теплоту, понимание, доброту, внимательность. Поверьте, для него важен каждый ребёнок, с которым он занимается. Несмотря на бешённую загрузку, он всегда находит время для каждого. За этот год ни разу не было момента, когда бы он нас подвёл или не откликнулся на наш дополнительный, но несвоевременный вопрос вне часов занятий. Очень рекомендую всем Максима Юрьевича, хотя он нам самим очень и очень нужен!!!
Что такое ассемблер? — Определение с сайта WhatIs.com
ОтАссемблер — это программа, которая принимает базовые компьютерные инструкции и преобразует их в набор битов, которые процессор компьютера может использовать для выполнения своих основных операций. Некоторые люди называют эти инструкции языком ассемблера, а другие используют термин язык ассемблера .
Вот как это работает:
- Большинство компьютеров поставляются с определенным набором самых простых инструкций, которые соответствуют основным операциям, которые компьютер может выполнять.Например, команда «Загрузить» заставляет процессор перемещать строку битов из места в памяти процессора в специальное место хранения, называемое регистром. Предполагая, что процессор имеет не менее восьми регистров, каждый из которых пронумерован, следующая инструкция переместит значение (последовательность битов определенной длины) из ячейки памяти 3000 в место хранения, называемое регистром 8:
L 8,3000
- Программист может написать программу, используя последовательность этих инструкций ассемблера.
- Эта последовательность инструкций ассемблера, известная как исходный код или исходная программа, затем указывается программе ассемблера при запуске этой программы.
- Программа на ассемблере принимает каждый оператор программы в исходной программе и генерирует соответствующий битовый поток или шаблон (последовательность нулей и единиц заданной длины).
- Выходные данные программы ассемблера называются объектным кодом или объектной программой относительно исходной программы ввода. Последовательность нулей и единиц, которые составляют объектную программу, иногда называют машинным кодом.
- После этого объектную программу можно запустить (или выполнить) в любое время.
На самых ранних компьютерах программисты фактически писали программы в машинном коде, но вскоре были разработаны языки ассемблера или наборы инструкций для ускорения программирования. Сегодня программирование на ассемблере используется только там, где требуется очень эффективный контроль над операциями процессора. Однако для этого требуется знание набора команд конкретного компьютера. Исторически сложилось так, что большинство программ было написано на языках «более высокого уровня», таких как COBOL, FORTRAN, PL / I и C. Эти языки легче изучать и быстрее писать программы, чем язык ассемблера. Программа, обрабатывающая исходный код, написанный на этих языках, называется компилятором. Как и ассемблер, компилятор принимает операторы языка более высокого уровня и сводит их к машинному коду.
Новейшей идеей в подготовке и переносимости программ является концепция виртуальной машины. Например, при использовании языка программирования Java операторы языка компилируются в общую форму машинного языка, известную как байт-код, которая может выполняться виртуальной машиной, своего рода теоретической машиной, которая приближает большинство компьютерных операций.Затем байт-код можно отправить на любую компьютерную платформу, которая ранее была загружена или встроена в виртуальную машину Java. Виртуальная машина знает о длине конкретных инструкций и других особенностях платформы и гарантирует, что байт-код Java может работать.
Последний раз обновлялся в ноябре 2005 г.
Продолжить чтение об ассемблере Узнайте подробнее о стратегии серверного оборудованияОпределение ассемблера Merriam-Webster
как · сем · блер | \ ə-ˈsem-b (ə-) lər \ 2а : компьютерная программа, которая автоматически преобразует инструкции, написанные на ассемблере, в машинный язык.Введение в Ассемблер — GeeksforGeeks
Ассемблер — это программа для преобразования инструкций, написанных на низкоуровневом ассемблерном коде, в перемещаемый машинный код и генерации дополнительной информации для загрузчика.
Он генерирует инструкции, оценивая мнемонику (символы) в поле операции и находя значение символа и литералов для создания машинного кода. Теперь, если ассемблер выполняет всю эту работу за одно сканирование, он называется однопроходным ассемблером, в противном случае, если он выполняет несколько сканирований, он называется многопроходным ассемблером. Здесь ассемблер разделяет эти задачи на два прохода:
- Pass-1:
- Определите символы и литералы и запомните их в таблице символов и таблице литералов соответственно.
- Отслеживание счетчика местоположения
- Обработка псевдоопераций
- Pass-2:
- Создание объектного кода путем преобразования символьного кода операции в соответствующий числовой код операции
- Создание данных для литералов и поиск значений символов
Во-первых, мы возьмем небольшую программу на языке ассемблера, чтобы понять работу соответствующих проходов. Формат инструкции на языке ассемблера:
[Метка] [Код операции] [операнд] Пример: M ADD R1, = '3' где, M - метка; ADD - символический код операции; R1 - операнд символьного регистра; (= '3') - буквальный Программа сборки: Метка Операционный код операнда значение LC (счетчик местоположения) ДЖОН СТАРТ 200 MOVER R1, = '3' 200 MOVEM R1, X 201 L1 ДВИГАТЕЛЬ R2, = '2' 202 LTORG 203 Х ДС 1 204 КОНЕЦ 205
Давайте посмотрим, как работает эта программа:
- START: Эта инструкция запускает выполнение программы с позиции 200, а метка с START дает имя программе.(JOHN — имя программы)
- MOVER: Перемещает содержимое литерала (= ’3 ′) в регистровый операнд R1.
- MOVEM: Перемещает содержимое регистра в операнд памяти (X).
- MOVER: Он снова перемещает содержимое литерала (= ’2 ′) в регистровый операнд R2, а его метка указывается как L1.
- LTORG: Назначает адрес литералам (текущее значение LC).
- DS (пространство данных): Он назначает пространство данных 1 символу X.
- END: Завершает выполнение программы.
Работа Pass-1: Определите символьную и буквальную таблицу с их адресами.
Примечание: буквальный адрес указывается как LTORG или END.
Шаг 1: START 200 (здесь нет символа или литерала, поэтому обе таблицы будут пустыми)
Шаг 2: MOVER R1, = ‘3 ′ 200 (=’ 3 ‘- литерал, поэтому буквенная таблица)
Литерал | Адрес |
---|---|
= ‘3’ | — — — |
Шаг 3: MOVEM R1, X 201 символ X упоминается до его объявления, поэтому он сохраняется в таблице символов с пустым полем адреса.
Символ | Адрес |
---|---|
X | — — — |
Step-4: L1 MOVER R2, = ‘2 ′ 202
L1 — это метка 2 ‘является буквальным, поэтому сохраните их в соответствующих таблицах
Символ | Адрес |
---|---|
X | — — — |
L1 | 202 | Адрес |
= ‘3 ′ | — — — |
=’ 2 ′ | — — — |
Шаг 5: LTORG 203
Назначить адрес первому буквенному по значению LC, т. е.e., 203
Буквальный | Адрес |
---|---|
= ‘3’ | 203 |
= ‘2’ | — — — |
Это оператор объявления данных, т.е. X назначается пространство данных 1. Но X — это символ, который упоминался ранее на шаге 3 и определен на шаге 6. Это состояние называется проблемой прямой ссылки, где переменная упоминается ранее. к его декларации и может быть решен путем обратного исправления.Итак, теперь ассемблер назначит X адрес, указанный значением LC текущего шага.
Шаг 7: END 205
Программа завершает выполнение, и оставшийся литерал получит адрес, указанный значением LC инструкции END. Вот полная таблица символов и букв, составленная на первом этапе ассемблера.
Литерал | Адрес |
---|---|
= ‘3’ | 203 |
= ‘2’ | 205 |
вместе со своими таблицами, сгенерированными с помощью их значения LC перейти на второй этап ассемблера для дальнейшей обработки псевдо-кодов операций и машинных кодов операций.
Работа второго этапа:
Второй этап ассемблера генерирует машинный код путем преобразования символьных машинных кодов операций в их соответствующую битовую конфигурацию (машинно-понятная форма). Он хранит все машинные коды операций в таблице MOT (таблица кодов операций) с символическим кодом, их длиной и их битовой конфигурацией. Он также будет обрабатывать псевдооперации и сохранять их в таблице POT (таблица псевдоопераций).
Различные Базы данных, необходимые для Pass-2:
1. Таблица MOT (таблица кодов операций станка) 2.Таблица POT (таблица псевдо-кодов операций) 3. Базовая таблица (хранящая значение базового регистра) 4. LC (счетчик местоположения)
Взгляните на блок-схему, чтобы понять:
В целом ассемблер работает как:
Языковые процессоры: Ассемблер, компилятор и интерпретатор
Языковые процессоры: Ассемблер, компилятор и интерпретатор
Языковые процессоры —
Язык ассемблера зависит от машины, но мнемоника, которая используется для представления инструкций в нем, не может быть непосредственно понятна машиной, а язык высокого уровня не зависит от машины. Компьютер понимает инструкции в машинном коде, то есть в форме нулей и единиц. Написание компьютерной программы непосредственно в машинном коде — утомительная задача. Программы написаны в основном на языках высокого уровня, таких как Java, C ++, Python и т. Д., И называются исходным кодом . Этот исходный код не может быть выполнен непосредственно компьютером и должен быть преобразован в машинный язык для выполнения. Следовательно, для перевода программы, написанной на языке высокого уровня в машинный код, используется специальное программное обеспечение системы трансляции, которое называется Language Processor , а программа после преобразования в машинный код (объектная программа / объектный код).
Языковые процессоры могут быть любого из следующих трех типов:
- Компилятор —
Языковой процессор, который за один раз считывает полную исходную программу, написанную на языке высокого уровня, и переводит ее в эквивалентную программу на машинный язык называется компилятором.
Пример: C, C ++, C #, JavaВ компиляторе исходный код успешно транслируется в объектный код, если он не содержит ошибок. Компилятор указывает ошибки в конце компиляции с номерами строк, когда есть какие-либо ошибки в исходном коде.Ошибки должны быть устранены, прежде чем компилятор сможет снова успешно перекомпилировать исходный код.>
- Ассемблер —
Ассемблер используется для перевода программы, написанной на языке ассемблера, в машинный код. Исходная программа — это вход ассемблера, который содержит инструкции на языке ассемблера. На выходе, сгенерированном ассемблером, является объектный код или машинный код, понятный компьютеру. - Интерпретатор —
Перевод отдельного оператора исходной программы в машинный код выполняется языковым процессором и выполняет его непосредственно перед переходом к следующей строке и называется интерпретатором.Если в операторе есть ошибка, интерпретатор завершает процесс перевода на этом операторе и отображает сообщение об ошибке. Интерпретатор переходит к следующей строке для выполнения только после устранения ошибки. Интерпретатор напрямую выполняет инструкции, написанные на языке программирования или сценариях, без предварительного преобразования их в объектный код или машинный код.
Пример: Perl, Python и Matlab.
Разница между компилятором и интерпретатором —
Компилятор | Интерпретатор |
---|---|
Компилятор — это программа, которая охватывает весь исходный код языка программирования в исполняемый машинный код для ЦП. | Интерпретаторберет исходную программу и запускает ее построчно, переводя каждую строку по мере ее поступления. |
Компилятору требуется много времени для анализа всего исходного кода, но общее время выполнения программы сравнительно меньше. | Интерпретатору требуется меньше времени для анализа исходного кода, но общее время выполнения программы меньше. |
Компилятор генерирует сообщение об ошибке только после сканирования всей программы, поэтому отладка сравнительно сложна, поскольку ошибка может присутствовать в любом месте программы. | Его отладка упрощается, поскольку он продолжает транслировать программу до тех пор, пока не будет обнаружена ошибка. |
Создает промежуточный объектный код. | Промежуточный объектный код не создается. |
Примеры: C, C ++, Java | Примеры: Python, Perl |
Язык ассемблера — обзор
13.1.1 Язык ассемблера
Язык ассемблера (или Ассемблер) скомпилирован , компьютерный язык низкого уровня.Он зависит от процессора, поскольку в основном переводит мнемонику Ассемблера непосредственно в команды, понятные конкретному процессору, на взаимно однозначной основе. Эти мнемоники ассемблера представляют собой набор инструкций для этого процессора. Кроме того, Ассемблер предоставляет команды, которые управляют процессом сборки, обрабатывают инициализацию и позволяют использовать переменные и метки, а также управлять выводом.
На ПК Ассемблер обычно используется только под MS-DOS. При работе в 32-битной операционной системе с защищенным режимом (включая Windows 95 / NT и выше) низкоуровневые программы, которые напрямую обращаются к регистрам или ячейкам памяти, вызывают нарушения защиты.Весь низкоуровневый доступ должен осуществляться через соответствующие драйверы программного обеспечения.
Для ПК с MS-DOS самым популярным языком ассемблера был Microsoft Macro Assembler или MASM. Как и большинство популярных компиляторов, MASM регулярно обновлялся. Большая часть этого обсуждения относится к версии 5.0 или более поздней, которая упростила использование определенных директив и включила поддержку инструкций, доступных только на процессорах 80286 и 80386.
Директива — это команда ассемблера, которая не преобразуется в исполняемую инструкцию, но предписывает MASM выполнить определенную задачу, облегчающую процесс сборки.Исполняемая инструкция иногда называется операционным кодом, в то время как директива ассемблера может называться псевдооперационным кодом. Директивы могут сообщать MASM много разных вещей, в том числе о том, на какой сегмент памяти делается ссылка, каково значение переменной или ячейки памяти и где начинается выполнение программы.
Одна из важных директив MASM — это .MODEL, которая определяет максимальный размер программы. Помните, что для ЦП семейства 80 × 86 память адресуется как сегменты длиной до 64 Кбайт.Если используется 16-битная адресация (для кода или данных), будет доступен только один сегмент размером 64 КБ. Модель памяти программы определяет, как различные части этой программы (код и данные) обращаются к сегментам памяти. MASM поддерживает пять моделей памяти для программ DOS: Small, Medium, Compact, Large и Huge. В модели Small все данные помещаются в один сегмент размером 64 КБ, а весь код (исполняемые инструкции) помещается в другой сегмент размером 64 КБ. В модели Medium все данные помещаются в один сегмент размером 64 КБ, но код может быть больше 64 КБ (многосегментный, требующий 32-разрядной адресации для сегмента: смещение).В модели Compact весь код помещается в один сегмент размером 64 КБ, но данные могут занимать более 64 КБ (но ни один массив не может быть больше 64 КБ). В большой модели и код, и данные могут быть больше 64 КБ (при этом ни один массив данных не может превышать 64 КБ). Наконец, в модели Huge размер кода и данных может превышать 64 КБ, а массивы данных также могут превышать 64 КБ.
Поскольку для более крупных моделей требуются более крупные адреса, они производят более крупные и медленные программы, чем модель меньшего размера. При выборе модели для программы постарайтесь оценить максимальный объем хранилища данных, который вам понадобится.Допустим, вы пишете программу БПФ, используя 16-битную целочисленную математику и максимальный размер выборки 2048 точек. Поскольку для каждой точки требуется два целых числа (действительное и мнимое), а каждое целое число имеет длину 2 байта, вам нужно 8096 байтов только для хранения входных (или выходных) данных. Даже если бы у вас были отдельные массивы для входных и выходных данных, это все равно было бы всего 16 192 байта. В качестве запаса прочности для временного хранилища мы удвоим это число до 32 384 байта, что составляет лишь половину сегмента размером 64 КБ. Размер кода оценить сложнее.В этом примере мы начнем с модели Small. Если бы размер кода оказался больше 64 КБ (что непросто сделать на языке ассемблера), мы бы перешли к модели Medium. Эти же модели памяти также применимы к компиляторам языка DOS высокого уровня от Microsoft. Если вы пишете программу MASM для работы с другим языком высокого уровня, вы должны использовать одну и ту же модель памяти для обоих.
Вот пример простой программы MASM, которая отображает на экране текстовую строку («Это простая программа MASM») с помощью функции DOS. 09h:
Здесь используются несколько директив.DOSSEG сообщает MASM о необходимости позаботиться о порядке различных сегментов (кода, данных, стека) — деталь, которую мы предпочли бы игнорировать. Директива .DATA указывает начало сегмента данных, а .CODE указывает начало сегмента кода. Сообщение обозначается меткой text, , где директива DB (Defines Bytes) указывает, что это байтовые данные (кавычки обозначают текст ASCII). Строка должна заканчиваться символом ASCII 24h («$») для функции DOS 09h. Исполняемые инструкции помещаются в сегмент кода.Ярлык « идти», «» указывает на начало программы. Адрес текстовой строки загружается в регистры DS: DX. Затем вызывается функция DOS 09h для отображения строки. Наконец, вызывается функция DOS 4Ch для выхода из программы и возврата в DOS. Последняя директива END указывает MASM начать выполнение программы с метки (адреса) go.
MASM называется Macro Assembler, потому что он поддерживает использование макросов. Макрос — это блок программных операторов, которому присвоено символическое имя, которое затем можно использовать в нормальном программном коде.Макрос также может принимать параметры, когда он вызывается в программе. Когда исходный файл собирается с помощью MASM, любые макросы расширяются (переводятся) в исходный текст определения. Это очень удобно, если один и тот же фрагмент кода, например, функция, определяемая программистом, используется повторно. Часто предопределенные макросы могут храниться в отдельном файле вместе с другой информацией, такой как инициализация переменных. Директива INCLUDE может читать этот файл во время сборки.
Этот краткий обзор MASM едва коснулся поверхности языка ассемблера.Проверьте библиографию на наличие других книг по этой теме. Опять же, вам следует писать программу на языке ассемблера только в том случае, если вы работаете в DOS, а язык высокого уровня не подходит для вашей задачи. Даже в этом случае обычно можно обойтись простым написанием наиболее важных разделов в MASM и вызовом их с языка высокого уровня. Далее мы рассмотрим популярный интерпретируемый язык высокого уровня: BASIC.
Язык ассемблера: Как научиться кодировать ассемблер сегодня
Раскрытие информации: Ваша поддержка помогает поддерживать работу сайта! Мы зарабатываем реферальный сбор за некоторые услуги, которые мы рекомендуем на этой странице.Узнать большеАссемблер — это язык программирования крайне низкого уровня, у которого есть соответствие один-к-одному машинному коду — серии двоичных инструкций, которые перемещают значения в регистры и из регистров в ЦП (или другом микропроцессоре).
Введение
Микропроцессор — это механический вычислитель. Он имеет несколько именованных регистров, которые похожи на ручку для хранения чисел. Он принимает инструкции в виде машинного кода, который представлен серией двоичных битов (единицы и нули).Например, вот строка машинного кода:
10110000 01100001
Первые несколько битов ( 10110
) представляют собой инструкцию для копирования значения в регистр. Следующие три цифры ( 000
) определяют регистр, в который будет скопировано значение. Остальное ( 01100001
) — это значение, которое нужно скопировать.
Конечно, 10110
не имеет смысла, и компьютер не «знает», что это означает «копировать значение». Процессор спроектирован таким образом, что серия электрических импульсов, представленная 10110
(вкл-выкл-вкл-вкл-выкл), вызывает желаемый результат.Это часть того, что подразумевается под «механическим».
Теперь, если вы собираетесь написать программу для выполнения процессором, вы можете представить себе, что написание тысяч строк, состоящих из единиц и нулей, будет утомительно и чревато ошибками. Решение — язык ассемблера. Язык ассемблера предоставляет понятные человеку замены для длинных строк двоичного кода.
Пример
Например, если 10110
означает «переместить значение», то мы могли бы сократить его с помощью команды MOV
.
Мы также могли бы дать регистру 000
более легко запоминающееся имя (в данном случае регистр называется AL
).
Наконец, мы можем отобразить значение в другой системе счисления, например в десятичной ( 91
) или шестнадцатеричной ( 61
). Тогда эта строка будет MOV AL, 61
. Как только вся программа написана таким образом, ассемблер может легко преобразовать каждую строку в соответствующее двоичное представление.
Компьютеры работают (выполняют вычисления, перемещают данные, преобразовывают данные), обрабатывая миллиарды этих крошечных инструкций в секунду.
Очень простые инструкции (переместите это значение, скопируйте это значение, сложите эти два значения вместе и сохраните значение там) объединяются, чтобы сформировать сложные операции, которые объединяются на все более высоких уровнях для фактического выполнения вещей, которые вы сочтете значимыми.
Ресурсы языка ассемблера
Интернет-ресурсы
Учебники и базовые руководства
Учебник по программированию на ассемблере из пункта Учебники
Программирование на языке ассемблера X86, глава из Руководства разработчиков FreeBSD, которая помогает писать на ассемблере в контекст разработки операционной системы
Say Hello to X64 Assembly, довольно мягкое введение в сборку, из блога Code as Art
Программирование на языке ассемблера X86, еще одно руководство, в котором язык ассемблера хорошо помещается в контекст программирования ОС , это относится к Linux, Windows и даже немного к Mac OS X
Язык сборки ПК, это ориентировано на 32-разрядные ПК под управлением Linux, Windows или FreeBSD
Руководство по сборке X86, из Департамент компьютерных наук Университета Вирджинии
Webster: выставление счетов как » Место в Интернете для изучения ассемблера », этот сайт (по всей видимости) управляется автором The Art of Assembly Language и изобретателем HLA
Linux Assembly Tutorial
Easy X86-64
Сборка X86
Учебник по программированию на ассемблере Windows (pdf)
Видеоуроки
Учебник по программированию на языке ассемблера, очень подробная серия из 55 видео по сборке, следующая за книгой Assembly Language for x86 Процессоры (6-е издание) от Кипа Ирвина (если вы не следите за видео, вы, вероятно, захотите более новое издание)
Видеокурс по программированию на языке ассемблера, серия видео из 70 частей, преподаваемая Артуром Гриффитом , обладающий очень народным обаянием
Введение в язык ассемблера, лекция в классе в Корнелле, знакомящая с языком ассемблера
A ssembly Language Programming, часовое введение в ассемблер и отличный формат, если вам действительно нравилось следовать примерам алгебры на диапроекторе, когда вы учились в старшей школе (это часть большой серии статей о микропроцессорах и микроконтроллерах).
Ссылка
Инструменты
Ассемблеры — доступно множество ассемблеров — вот несколько из самых популярных бесплатных ассемблеров с открытым исходным кодом:
IDE (интегрированные среды разработки):
SASM, Simple кроссплатформенная IDE для языков ассемблера NASM, MASM, GAS, FASM
Свежая IDE, IDE на визуальном языке ассемблера со встроенным ассемблером FASM
WinAsm Studio, бесплатная IDE для разработки 32-битной Windows и 16-битной DOS программы на Ассемблере
Visual MASM.
Сообщество и постоянное обучение
Книги
Стоит ли изучать язык ассемблера?
Стоит ли вам изучать ассемблер, зависит от ваших целей. Для большинства разработчиков ответ — «нет».
Есть две основные причины изучать ассемблер: потому, что вы хотите использовать его напрямую, или потому, что вы хотите разбираться в компьютерах на фундаментальном уровне.
С практической точки зрения лишь небольшая часть инженеров и программистов в мире действительно использует язык ассемблера.
Подавляющее большинство разработок программного обеспечения, включая разработку практически всех приложений любого типа, использует языки программирования высокого уровня, а не ассемблерный код. Некоторые конкретные области, в которых используется язык ассемблера:
Другая причина для изучения языка ассемблера — это просто получить лучшее понимание того, что на самом деле происходит глубоко внутри компьютера. (Вот почему практически все специалисты по информатике должны изучать язык ассемблера.)
Конечно, если вы относитесь к тому типу людей, которые действительно заинтересованы в этом, вы можете подумать о карьере, связанной с низкоуровневыми системами. разработка.
Другие вещи для изучения
Есть некоторые языки, на которых, если вы немного знаете, вы можете многое. Таковы Python и Ruby — за выходные можно выучить достаточно, чтобы создать что-то стоящее. Ассемблер не такой.
Ассемблер никогда не используется на пустом месте. Инженер, которому необходимо знать сборку, скорее всего, будет работать в области, где необходимо знать несколько других навыков, чтобы быть эффективным. Скорее всего, это:
Аппаратные языки, такие как VHDL и Verilog, а также хорошее понимание микропроцессоров и электротехники
Низкоуровневые языки операционных систем, такие как C и его производные: C ++, C # и D
Устаревшие языки, такие как Fortran и Cobol
Языки платформы, такие как Java и Objective-C
Алгоритмы
Компилятор, интерпретатор и языковая разработка.
Дополнительная литература и ресурсы
У нас есть лотов, дополнительной информации о таких вещах, Программирование: языки, временная шкала и руководства.
Какой код следует выучить?
Не знаете, на каком языке программирования вам следует научиться программировать? Ознакомьтесь с нашей инфографикой, Какой код вам следует выучить?
В нем не только обсуждаются различные аспекты языков, но и даются ответы на такие важные вопросы, как «Сколько денег я буду зарабатывать на программировании на Java?»
Что такое ассемблер с примером?
Ассемблер — это программа, которая переводит мнемонику, то есть читаемые человеком, в основном трехбуквенные символы, в двоичные данные, которые могут быть выполнены процессором.
В следующем примере я буду использовать ассемблер Nasm для кода Intel и ассемблер Xa для кода 6502.
; вызов ассемблера «nasm»:; nasm -f elf64 hello_64.
Что такое ассемблер и его виды?
Ассемблер. Ассемблер — это программа, преобразующая язык ассемблера в машинный код. Он берет основные команды и операции из ассемблерного кода и преобразует их в двоичный код, который может распознаваться процессором определенного типа. Ассемблеры похожи на компиляторы в том, что они создают исполняемый код.
Что такое ассемблер простым языком?
Ассемблер — это программа, которая принимает базовые компьютерные инструкции и преобразует их в набор битов, которые процессор компьютера может использовать для выполнения своих основных операций. Некоторые люди называют эти инструкции языком ассемблера, а другие используют термин язык ассемблера.
Что такое компилятор и пример?
Компилятор — это программа, которая переводит исходную программу, написанную на каком-либо языке программирования высокого уровня (например, Java), в машинный код для некоторой компьютерной архитектуры (такой как архитектура Intel Pentium).