Логотип мишлен человечек – Michelin

Символ Мишлен - Бибендум

Каждому с детства знаком надувной «зефирный» человечек, являющийся символом компании Мишлен. Но если внимательно приглядеться, то заметно, что сделан он вовсе не из зефира, а из шин.
Бибендум появился благодаря воле случая, а всё началось с того, что Эдуард Мишлен во время посещения выставки обратил внимание на то, что один из стендов оформили сложенными друг на друга шинами. Он поделился с братом мыслью, что если бы у этой груды были руки и ноги, то получился бы забавный человечек. Но навряд ли тогда братья догадывались о том, во что выльется подобная фантазия.
Через четыре года, в 1898 году, Андре повстречал карикатуриста О’Галопа. Тот поделился своим рекламным наброском, изображающим пивовара с огромной кружкой пива. Надпись под пивоваром гласила «Nunc est bibendum». Эта фраза древнеримского поэта Горация означает «Теперь — выпьем!». Но набросок так и не стал рекламой завода пивоварения в Мюнхене и Андре попросил заменить пивовара человечком, состоящим из шин разного диаметра.
Спустя некоторое время появился первый рекламный плакат с Бибендумом, и с тех пор 1898 год считается днем рождения главного персонажа компании. На постере он предлагал угоститься из кружки, наполненной предметами, которые представляют преграды и опасности в пути — стекло, камни и гвозди. Такая метафора означала, что шины как бы «выпивают» все помехи и делают поездку гладкой и комфортной.

Но на тот момент Бибендум еще не обзавелся своим привычным именем, его называли просто «джентльмен Мишлен». Затруднительно точно ответить на вопрос, когда Бибендум был переименован, но популярна история о том, как однажды один из участников автогонки при виде Андре Мишлена воскликнул «Бибендум идет!». Прозвище прижилось в компании и с 1908 года символ стал появляться под таким именем.
Постепенно улыбчивый человечек из шин стал одним из самых узнаваемых брендов в мире. Множество фирм выпускает сувениры с его изображением, у Бибендума есть собственная биография, очень популярная и переведенная на 14 языков. В многочисленных опросах среди населения компания Michelin занимает места в тройке лидеров и многие видят в этом заслугу Бибендума.
Однако, если главный персонаж «родился» из шин, то возникает вопрос: почему Бибендум белого цвета, хотя все мы привыкли видеть исключительно черные шины? А дело обстояло вот как: до 1912 года шины были бежевыми или белыми, а черными стали после того, как производители стали добавлять к резине углерод. Именно поэтому старейший торговый знак компании получился белого цвета.

Похожие статьи:

michelinfood.ru

«Бибендум», кто такой и при чем здесь компания Michelin?

Откуда на логотипе Michelin появился странный человек


Опрос, проведенный одним из энтузиастов на Детроитском автосалоне, показал, что многие эксперты не знают достаточно известных вещей из мира автомобильной культуры. Например, практически никто не смог назвать первое или настоящее имя человека, рекламирующего покрышки Michelin.

 


Этого симпотягу из шин звали Бибендум. Читатели, знающие латинский язык, переведут такое имя как латинский глагол, означающий «выпить». В самой первой рекламе 1898 года Бибендум изображал гурмана, похожего на плутократа. Он держал в руке большой бокал с битым стеклом, гвоздями и всякими острыми предметами, носил пенсне. Над изображением размещалась надпись «NUNC est bibendum», что означает «теперь мы пьем». На некоторых рекламных изображениях необычный человек изображался на велосипеде с большой сигарой.

 


Здесь подразумевается, что шины Michelin, из которых сложен Bibendum, качественные и настолько прочны, что могут просто «выпить» или впитать все острые предметы, встречающиеся на дорогах, без особых последствий. По бокам от Бибендума расположились такие же человечки из покрышек, которые не смогли выдержать испытание острыми предметами — они выглядят подавленными и спущенными.


Начало истории странного героя рекламы


Необычный персонаж появился в 1894 году, когда братья Эдуар и Андре Мишлен увидели стопку шин, которые напомнили им фигуру человека без рук. Позже основатели бренда познакомились с мультипликатором по имени О'Галоп, который ранее разрабатывал рекламу немецкой пивоварни. Она была выполнена в том же формате, что и знаменитая первая реклама покрышек Мишлен. Но только немецкого любителя пива заменили огромным големом из шин.

 


Внешность Бибендума с годами сильно изменилась. Его первоначальный формат был в значительной степени продуктом эпохи. Детали – пенсне и сигара, символизировали статус и успех. Но достаточно быстро аксессуары ушли в прошлое, что доказывает анимационный ролик с участием Бибендума 1935 года выпуска:

 


Шины эпохи рождения странного персонажа были очень тонкие и белые. Цвет обусловлен отсутствием сажи в составе каучуковой смеси. Именно это определяло внешний вид Бибендума. Несмотря на сигары и пенсне (символы престижа), рекламный герой выглядел ужасающе.

 

Видите, даже ребенок приуныл рядом с ростовой куклой начала XX века


Но человек из шин был всегда дружелюбен, особенно к владельцам автомобилей. Бибендум изображался во время оказания помощи водителям, пробившим колесо. Дружелюбный герой извлекал покрышки из собственного тела и отдавал, чтобы заменить вышедшую из строя шину.

 

Смотрите также: 10 случайных фактов гарантируют, что вы скажете: «Вау, это правда?»


На протяжении многих лет, как и многие другие талисманы и герои мультфильмов, Бибендум сохранил во «взрослой жизни» свои черты и остался при этом симпатичным и привлекательным.


Современный облик известного рекламного персонажа


Сегодня человек Мишлен или Бибендум превратился в милого, доброжелательного, пухлого героя. Правда, голова похожа на черепашью, на ней красуется очаровательная улыбка. Шины, из которых сложен персонаж, стали шире, что больше соответствует действительности. Кроме того, Бибендума одели в промышленные ботинки на липучках.


Единственное, что осталось у героя – белый цвет. Причина – более реалистичный черный сливался с темными фонами. Еще одна проблема – низкое качество печати, высокий расход краски, что значительно повышало стоимость больших тиражей рекламных плакатов и баннеров. Поэтому принято решение сохранить белый цвет тела известного персонажа.

www.1gai.ru

Michelin

Этот логотип компании Michelin - смешной человечек из шин, известен всем автолюбителям. В начале нашего века многие журналы, анализирующие рекламный рынок, признали Бибендума чуть ли не самым известным в мире логотипом. Конечно, французская компания Michelin известна не только это картинкой. Она сумела внедрить немало инновационных идей, в числе которых можно упомянуть хотя бы сменные и радиальные шины.

На самом деле Michelin является семейным бизнесом. Он возник еще задолго до рождения основателей самой компании - братьев Андре и Эдуарда Мишленов. Дед Аристид возглавлял завод, который выпускал разные металлоконструкции. А после смерти хозяина на предприятии начались проблемы. Один за другим уходили директора, которые так и не смогли прижиться. И вот в 1886 году фабрику возглавил 33-летний Андре Мишлен, вернувшийся в родной Клермон-Ферран из Парижа.

Стоит отметить, что Андре обладал незаурядными талантами. Он окончил еще одно из лучших технических учебных заведений Франции, «Эколь Сентраль». Кроме того инженер сумел получить еще и образование архитектора. Вместе с Андре работать вскоре начал и его младший брат Эдуард, который окончил академию художеств. В 1888 году дела фабрики пошли на поправку, и она была переименована в Compagnie Générale des Établissements Michelin. С того года и начался официальный отчет самой знаменитой в мире шинной компании.

Первоначально завод производил довольно большой ассортимент. В него входили тормозные колодки Silent, разные клапаны, газовые трубы, ремни, водопроводные трубы. К концу XIX века компания обратила свое внимание на такой новый транспорт, как велосипед. Тогда он только-только становился популярным. А в велосипедах обычно несъемные шины просто приклеивали к ободу. В этом деле Michelin произвела революцию, создав первые в мире съемные шины.

А прославилась компания после того, как велосипедист Шарль Террон победил в знаменитой гонке «Париж-Брест-Париж». Он находился за рулем велосипеда, как раз и оборудованного шинами Michelin. Позже состоялась историческая гонка, когда на участке «Париж - Клермон-Ферран» оказалось рассыпано множество гвоздей. Победители были оснащены съемными шинами от Michelin, что заставило восторженно говорить о компании велосипедистов.

Но этот успех не заставил компанию целиком переключиться только лишь на производство шин. В конце XIX века Michelin даже представила повозку Éclair, которая умела двигаться без помощи лошадиной тяги. Это был своеобразный прообраз автомобиля. А оснастили эту повозку уже пневматически шинами, придуманными Джоном Данлопом. В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег. Его организовал французский журналист Пьер Жиффар.

Конечно, тогда о скоростях говорить не приходилось - зрелище мало было похоже на современные гонки. Машины разгонялись всего до 21 км/час, что ненамного было быстрее велосипеда. Но та гонка дала понять братьям Мишлен, за каким видом транспорта будущее. Они стали серьезно заниматься выпуском шин для автомобилей. А лучшей рекламной для продукции стали автопробеги, которые со временем трансформировались в гонки.

А о том, как родился один из самых замечательных логотипов, есть своя красивая легенда. Как-то раз Эдуард Мишлен на одной из выставок увидел кучу шин, сложенных друг на друга. Нет ничего удивительно, что получивший образование художника он тут же в своей фантазии дорисовал руки, ноги и голову. Эдуард решил, что из кучи шин может получиться неплохой человечек-логотип. Братья Мишлен тут же обратились к известному карикатуристу О’Гэллару. Именно он и создал первый вариант Бибендума. Только на самом деле не рисовал человечка, просто у него был уже готовая работа, от которой отказался один пивовар.

Зато Мишленам логотип понравится. Это и объясняет тот факт, что на первых эмблемах Бибендум изображается рядом с пивной кружкой. Объяснялось это нахождением в ней гвоздей, который легко проглатывал персонаж. Считалось, что и шины Michelin так же легко могут преодолевать все преграды. Ассоциация получилась двоякая, ведь получалось, что езда на автомобиле ассоциировалась с алкоголем. Именно поэтому со временем кружка пива исчезла с логотипа. А сам Бибендум стал поистине легендарным героем, который улыбался водителям с автозаправок, гоночных трасс, страниц автолюбительских журналов.

Но еще какое-то время в конце XIX века компания продолжала поставлять шины для велосипедов и фиакров. Но сами Мишлены понимали, что в ближайшее время эти транспортные средства уйдут в небытие. Перспективы виделись именно в автомобиле, упор делался на разработку для него пневматических шин.

Правда, многочисленные участия в автомобильных гонках показали, что продукты компании пока еще не готовы к полноценному использованию. Машины с шинами Michelin неизменно оказывались среди аутсайдеров. Казалось, что катастрофа неминуема. Но сами братья начали активно расклеивать по стране объявления, в которых сообщалось, что уже через 10 лет автомобили начнут использовать надувные шины. Мишлены ошибались - это случилось уже через 5 лет. В самом конце XIX века оборот компании составлял 6 миллионов франков. Можно было утверждать, что семейный новаторский бизнес перерос в большое предприятие мирового масштаба.

Очередная ступень известности пришла в Michelin во многом за счет подуманной рекламной компании, в которой часто обыгрывался образ знаменитого Бибендума. Рисовать его продолжал О’Гэллоп. В своих работах художник обычно уделял внимание таким темам, как техническое совершенство шин компании, карикатуре на известных исторических персонажей, изображаемых Бибендумом, автомобильные гонки и рекламе с социальной подоплекой. Всего О’Гэллоп создал для компании Michelin около трехсот рисунков. В 1906 году открылся первый завод компании во Франции, ее логотип становится знаменитым на весь мир. Поспособствовало тому открытие заводы Michelin в Америке через пару лет.

В начале прошлого века во многом благодаря компании Michelin стали популяризироваться автомобильные путешествия. Специально для любителей таких поездок производитель шин даже выпустил свой желтый «Гид Мишлен». В этом каталоге описываются все самые известные рестораны, гостиницы, автозаправки и другие полезные для автомобилистов места. В связи с тем, что автомобилей было немного, спрос на такое издание был невысоким. Именно поэтому компания распространяла гид бесплатно. Но со временем ситуация стремительно изменилась и гид стал уже неплохо продаваться.

А в 1906 году компания еще больше приобщилась к миру путешествий. Было организовано специальное туристическое агентство, которое помогало автомобилистам составлять их маршруты. А в середине XX века компания выпустила уже «Красный гид» по Европе. В нем содержались уже самые лучшие по мнению экспертов гостиницы и рестораны Европы. При этом специалисты Michelin, которые составляли это издание, вошли в историю благодаря своей неподкупности.

Самим рестораторам и хозяевам отелей никогда заранее не сообщалось, когда к ним приедет эксперт от Michelin. Все эти мероприятия проводились анонимно. В каталог проводился строгий отбор, поэтому заведение с плохим качеством обслуживания просто не могли попасть в список. В гиде появлялся временами и сам Бибендум, правда, ненавязчиво.

Очевидно, что братья Мишлен оказали большое влияние на мир рекламы. И дело тут не только в создании такого популярного персонажа и популяризации своего продукта за чет сопутствующих услуг. В 1901 году компания стала первой, которая стала выкупать страницы печатных изданий для рекламы сугубо по своему усмотрению. Вскоре такие объявления стали очень популярными. Ведь компания интриговала и радовала читателей похождениями своего героя Бибендума. Он не без юмора рассказывал, что же нового происходило в мире производства шин. При этом за журналами стали выпускаться разные каталоги и брошюры, которые стали распространяться по всей Европе.

Michelin активно захватывала континентальный рынок. Только Англия долго не сдавалась - там местное правительство поддерживало национального производителя Dunlop. Но вскоре очаровательный Бибендум влюбил в себя и англичан. Серьезные компании у Michelin появлялись только в годы мировых войн, но это было свойственно всей европейской промышленности. Уже после окончания боевых действий компания удивила весь мир новинкой - шинами Michelin X.

Для разработки данных шин использовалась абсолютно новая технология. Она позволяла продукту служить вдвое дольше, чем предыдущие модели. Так появилась радиальная шина. В те времена единственной проблемой Michelin было то, что компания попросту не успевает удовлетворять спрос потребителей. Так продолжалось более десяти лет, за которые компания только и успевала строить новые заводы. С 1934 по 1976 годы компания владела даже таким известным автомобильным производителем, как Citroën.

История компании Michelin - история одного из самых известных в мире производителя шин для машин, велосипедов и даже самолетов. Благодаря своим инновационными разработкам, фирма немало сделала для технического прогресса. Особо стоит отметить создание популярного рекламного персонажа, который является символом бренда на протяжении более чем ста лет.

Единственное место, где компания не смогла себя проявить - Формула-1. Там правят другие цари - Bridgestone и Good-Year. Michelin же одно время даже уходила из королевского автоспорта, разочаровавшись в результатах. Зато в других видах автомобильных соревнований французские шинники участвуют не без успеха, в том же «24 часа Ле-Мана». Компания даже проводит свои соревнования, среди электромобилей.

Популярные мифы

Популярные факты

Популярные советы

Популярные сленг

www.molomo.ru

История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 1 / Selfire — блог с историями

Французская компания «Мишлен» («Michelin»), производитель дорожных шин, как правило, ассоциируется с логотипом фирмы. Это так называемый «Бибендум», который выглядит как стопка шин в образе человека. Данная торговая марка является одной из самых узнаваемых в мире. История компании имеет глубокие корни — она существует уже более полутора веков. Изначально предприятие называлось «Барбьер Дюбре и Ко.» — по фамилиям двух своих основателей. Современное название компания получит чуть позже, когда в семейный бизнес придут братья Мишлен — Андре и Эдуард. Что касается логотипа — «человечка Мишлен», идея его создания пришла лишь через 65 лет после первых шагов в этом направлении.

А первые шаги были сделаны в далеком 1829 году, когда Эдуард Дюбре (Édouard Daubrée) женился на шотландке Элизабет Пью Баркер (Elizabeth Pugh Barker), племяннице небезызвестного ученого-химика Чарльза Макинтоша (Charles Macintosh). Макинтош создал водонепроницаемый плащ из каучуковой ткани, названный впоследствии его именем, и получил патент на свое изобретение в 1823 году. Плащ макинтош был невероятно популярен в середине XIX века, его предпочитали носить такие знаменитости как Фрэнк Синатра и Дин Мартин.

Элизабет Пью Баркер впервые создала игровые мячики из каучука для детей и стала заниматься их производством во французском регионе Овернь. Поначалу она делала их вручную, а затем с помощью механизма, созданного ее мужем Эдуардом Дюбре.

Спустя некоторое время, супруг Элизабет решил расширить производство каучуковых мячиков, и в 1832 году, с помощью своего кузена Аристида Барбьера (Aristide Barbier), открыл небольшое предприятие по созданию сельскохозяйственной техники и тех самых мячиков в городе Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand). Братья-предприниматели поняли, что каучук может стать очень востребованным материалом в быстро развивающейся индустриальной эпохе. Они начали его активное использование при производстве всевозможных сантехнических прокладок.

В 1863 году основатели компании подписали договор о сотрудничестве и назвали фирму «Барбьер Дюбре и Ко.» («Barbier Daubree and Co.»), которую в том же году они переименовали в «É. Daubrée and Co.». Спустя четыре года бизнес-партнером компании становится юрист по профессии, некий Бидо (J. G. Bideau). А Эрнест Дюбре (Ernest Daubrée) заменяет своего отца Эдуарда на посту директора. Год спустя название меняют на «J. G. Bideau & Co.».

В 1863–64 годах умирают первые основатели — Аристид Барбьер и Эдуард Дюбре и предприятие оказывается на грани банкротства. На тот момент фирма специализировалась на производстве сельскохозяйственного оборудования, а также всевозможных шлангов, приводных ремней из вулканизированного каучука.

Чтобы как-то поправить сложившуюся ситуацию в компании и продолжить дело своего деда Аристида Барбьера, в 1886 году в Клермон-Ферран из Парижа приезжает его внук — 33-летний инженер Андре Мишлен (André Michelin). Через три года Андре просит своего младшего брата Эдуарда помочь в управлении компанией. Эдуард Мишлен (Édouard Michelin) закрывает свою художественную студию в Париже и становится совладельцем предприятия, которое отныне именуется «Michelin & Co.».

К этому моменту завод Мишлен занимает участок земли в 12 гектаров в городе Клермон-Ферран, где работает 50 человек. Строятся целые кварталы для рабочих фабрики. Бурное строительство жилых домов решает проблему активного роста населения города, связанную с расширением промышленной деятельности фирмы. Новые рабочие кварталы выстроены с симметричными улицами и блоками домов, разделенными на четыре семейных типа жилья. Улицы назывались, например, так: «Улица Доброты» или «Улица Веры». Развитие этого французского местечка сопровождается созданием клиник, школ, церквей, магазинов, городских садов. По сей день планировка города сохраняет следы прошлой застройки. Предпринимаются попытки оживить деятельность компании с помощью выпуска тормозных колодок под названием «Тишина» («The Silent»). Эта продукция отражает зарождающийся интерес компании к транспортным средствам.

В 1891 на завод Мишлен заезжает велосипедист, ему понадобилось отремонтировать шины производства фирмы «Dunlop» (старейшей в мире компании по производству шин). На ремонт ушло три часа и еще целая ночь для того чтобы шина высохла, ведь потом ее нужно было приклеить к ободу. На следующий день после ремонта Эдуард Мишлен выкатил велосипед во двор фабрики, чтобы испытать результат, но, проехав сто метров, шина сдулась. После этого случая Эдуард Мишлен вознамерился создать идеальную шину, которую было бы очень легко ремонтировать. Уже в этом году братья Мишлен регистрируют свои первые патенты на сменяемые шины, которые можно было ремонтировать за 15 минут.

В 1891 году состоялся первый велосипедный марафон Париж-Брест-Париж (1200 км), в котором победил Чарльз Терронт (Charles Terront) — он проехал весь маршрут за 71 час 22 минуты. Организатором велогонки было известное парижское издание «Le Petit Journal», на обложке которого и появился Терронт со своим велосипедом на шинах Мишлен, это послужило хорошей рекламой для ранее малоизвестного производителя шин.

В 1892 году компания организовывает велогонку Париж—Клермон-Ферран. Братья Мишлен рассыпают на дороге гвозди, доказав этим, что со сменной шиной спущенное колесо больше не является серьезной проблемой. В 1895 году братьями Мишлен был создан первый автомобиль, снабженный пневматическими шинами и названный в связи с этим «Эклер». Его вывели на гонку Париж-Бардо-Париж — впервые автомобиль «парил в воздухе»!

Эдуард и Андре Мишлен посещают выставку «Universal and Colonial Exhibition» в Лионе, где один из стендов был декорирован грудой шин, сложенных одна на другую. Эдуард заметил, что «если к этой груде шин приделать руки и ноги, то она будет похожа на человека». Спустя четыре года после этого случая, Андре познакомился с карикатуристом Мариусом Россиллоном (Marius Rossillon), известного под псевдонимом О’Галоп (O’Galop).

Художник показал Андре свой рекламный набросок, на котором была изображена крупная фигура, держащая огромную кружку пива и произносящая слова древнеримского поэта Горация на латинском языке: «Nunc est bibendum» («Если пить — так сейчас!»). Эта картинка должна была стать рекламой Мюнхенского пивоваренного завода, но клиент по каким-то причинам отказался от нее. Андре сразу согласился заменить имеющуюся фигуру персонажем, сделанного из шин. Так и родился символ компании Мишлен — Бибендум. Сегодня он является одним из самых узнаваемых торговых брендов, и представлен более чем в 150 странах мира.

1898 год принято считать днем рождения официального символа компании, потому что именно тогда был готов первый рекламный постер с Бибендумом. Он был изображен в образе посетителя бара, предлагающего выпить из кружки, в которой находились различные предметы, представляющие опасность на дороге — гвозди, острые камни, битое стекло и так далее. Подписью служило следующее изречение в буквальном переводе: «За ваше здоровье, так сказать. Шины Мишлен выпьют до дна все препятствия» (фр. «C’est à dire: À votre santé. Le pneu Michelin boit l’obstacle»). Другими словами, реклама давала понять потенциальному потребителю, что шины Мишлен смогут обеспечить водителю и пассажирам автомобиля комфортную и мягкую поездку, несмотря ни на какие дорожные «шероховатости».

Компания использовала этот постер в течение 15 лет, лишь подставляя названия новой продукции под изображение Бибендума. Нельзя сказать наверняка, когда слово «Бибендум» стало нарицательным именем для персонажа. Однако доподлинно известно, что в 1908 году компания Мишлен опубликовала в одной из газет колонку под названием «Бибендум».

В 1898 году в Российской империи (Санкт-Петербург) выходит первая отечественная книга, посвященная автомобилям: «Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями». Издателем выступил Н. Песоцкий.

Две главы были посвящены рассказу о компании Мишлен, ее продукции и шинных тестах. В 1899 году автомобиль под названием «Jamais Contente» проехал со скоростью 100 км/ч — на нем были шины от Мишлен. Это стало новым рекордом по быстроте езды на автомобиле.

История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 1
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 2
История компании «Мишлен» (Michelin). Часть 3

selfire.com

История бренда Michelin | Brandpedia

Французская компания Michelin, производитель дорожных шин, как правило, ассоциируется с логотипом фирмы. Это так называемый «Бибендум», который выглядит как стопка шин в образе человека. Данная торговая марка является одной из самых узнаваемых в мире. История компании имеет глубокие корни — она существует уже более полутора веков. Изначально предприятие называлось «Барбьер Дюбре и Ко.» — по фамилиям двух своих основателей. Современное название компания получит чуть позже, когда в семейный бизнес придут братья Мишлен — Андре и Эдуард. Что касается логотипа — «человечка Мишлен», идея его создания пришла лишь через 65 лет после первых шагов в этом направлении.

А первые шаги были сделаны в далеком 1829 году, когда Эдуард Дюбре (Edouard Daubree) женился на шотландке Элизабет Пью Баркер (Elizabeth Pugh Barker), племяннице небезызвестного ученого-химика Чарльза Макинтоша (Charles Macintosh). Макинтош создал водонепроницаемый плащ из каучуковой ткани, названный впоследствии его именем, и получил патент на свое изобретение в 1823 году. Плащ макинтош был невероятно популярен в середине XIX века, его предпочитали носить такие знаменитости как Фрэнк Синатра и Дин Мартин.

Элизабет Пью Баркер впервые создала игровые мячики из каучука для детей и стала заниматься их производством во французском регионе Овернь. Поначалу она делала их вручную, а затем с помощью механизма, созданного ее мужем Эдуардом Дюбре.

Спустя некоторое время, супруг Элизабет решил расширить производство каучуковых мячиков, и в 1832 году, с помощью своего кузена Аристида Барбьера (Aristide Barbier), открыл небольшое предприятие по созданию сельскохозяйственной техники и тех самых мячиков в городе Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand). Братья-предприниматели поняли, что каучук может стать очень востребованным материалом в быстро развивающейся индустриальной эпохе. Они начали его активное использование при производстве всевозможных сантехнических прокладок.

В 1863 году основатели компании подписали договор о сотрудничестве и назвали фирму «Барбьер Дюбре и Ко.» («Barbier Daubree and Co.»), которую в том же году они переименовали в «E. Daubree and Co.». Спустя четыре года бизнес-партнером компании становится юрист по профессии, некий Бидо (J. G. Bideau). А Эрнест Дюбре (Ernest Daubree) заменяет своего отца Эдуарда на посту директора. Год спустя название меняют на «J. G. Bideau & Co.».

В 1863–64 годах умирают первые основатели — Аристид Барбьер и Эдуард Дюбре и предприятие оказывается на грани банкротства. На тот момент фирма специализировалась на производстве сельскохозяйственного оборудования, а также всевозможных шлангов, приводных ремней из вулканизированного каучука.

Чтобы как-то поправить сложившуюся ситуацию в компании и продолжить дело своего деда Аристида Барбьера, в 1886 году в Клермон-Ферран из Парижа приезжает его внук — 33-летний инженер Андре Мишлен (Andre Michelin). Через три года Андре просит своего младшего брата Эдуарда помочь в управлении компанией. Эдуард Мишлен (Edouard Michelin) закрывает свою художественную студию в Париже и становится совладельцем предприятия, которое отныне именуется «Michelin & Co.».

К этому моменту завод Michelin занимает участок земли в 12 гектаров в городе Клермон-Ферран, где работает 50 человек. Строятся целые кварталы для рабочих фабрики. Бурное строительство жилых домов решает проблему активного роста населения города, связанную с расширением промышленной деятельности фирмы. Новые рабочие кварталы выстроены с симметричными улицами и блоками домов, разделенными на четыре семейных типа жилья. Улицы назывались, например, так: «Улица Доброты» или «Улица Веры». Развитие этого французского местечка сопровождается созданием клиник, школ, церквей, магазинов, городских садов. По сей день планировка города сохраняет следы прошлой застройки. Предпринимаются попытки оживить деятельность компании с помощью выпуска тормозных колодок под названием «Тишина» («The Silent»). Эта продукция отражает зарождающийся интерес компании к транспортным средствам.

В 1891 на завод Michelin заезжает велосипедист, ему понадобилось отремонтировать шины производства фирмы «Dunlop» (старейшей в мире компании по производству шин). На ремонт ушло три часа и еще целая ночь для того чтобы шина высохла, ведь потом ее нужно было приклеить к ободу. На следующий день после ремонта Эдуард Мишлен выкатил велосипед во двор фабрики, чтобы испытать результат, но, проехав сто метров, шина сдулась. После этого случая Эдуард Мишлен вознамерился создать идеальную шину, которую было бы очень легко ремонтировать. Уже в этом году братья Мишлен регистрируют свои первые патенты на сменяемые шины, которые можно было ремонтировать за 15 минут.

В 1891 году состоялся первый велосипедный марафон Париж-Брест-Париж (1200 км), в котором победил Чарльз Терронт (Charles Terront) — он проехал весь маршрут за 71 час 22 минуты. Организатором велогонки было известное парижское издание «Le Petit Journal», на обложке которого и появился Терронт со своим велосипедом на шинах Michelin, это послужило хорошей рекламой для ранее малоизвестного производителя шин.


Первый рекламный постер с Бибендумом, художник: О’Галоп, 1898

В 1892 году компания организовывает велогонку Париж—Клермон-Ферран. Братья Мишлен рассыпают на дороге гвозди, доказав этим, что со сменной шиной спущенное колесо больше не является серьезной проблемой. В 1895 году братьями Мишлен был создан первый автомобиль, снабженный пневматическими шинами и названный в связи с этим «Эклер». Его вывели на гонку Париж-Бардо-Париж — впервые автомобиль «парил в воздухе»!

Эдуард и Андре Мишлен посещают выставку «Universal and Colonial Exhibition» в Лионе, где один из стендов был декорирован грудой шин, сложенных одна на другую. Эдуард заметил, что «если к этой груде шин приделать руки и ноги, то она будет похожа на человека». Спустя четыре года после этого случая, Андре познакомился с карикатуристом Мариусом Россиллоном (Marius Rossillon), известного под псевдонимом О’Галоп (O’Galop).

Художник показал Андре свой рекламный набросок, на котором была изображена крупная фигура, держащая огромную кружку пива и произносящая слова древнеримского поэта Горация на латинском языке: «Nunc est bibendum» («Если пить — так сейчас!»). Эта картинка должна была стать рекламой Мюнхенского пивоваренного завода, но клиент по каким-то причинам отказался от нее. Андре сразу согласился заменить имеющуюся фигуру персонажем, сделанного из шин. Так и родился символ компании Michelin — Бибендум. Сегодня он является одним из самых узнаваемых торговых брендов, и представлен более чем в 150 странах мира.

1898 год принято считать днем рождения официального символа компании, потому что именно тогда был готов первый рекламный постер с Бибендумом. Он был изображен в образе посетителя бара, предлагающего выпить из кружки, в которой находились различные предметы, представляющие опасность на дороге — гвозди, острые камни, битое стекло и так далее. Подписью служило следующее изречение в буквальном переводе: «За ваше здоровье, так сказать. Шины Michelin выпьют до дна все препятствия» (фр. «C’est a dire: A votre sante. Le pneu Michelin boit l’obstacle»). Другими словами, реклама давала понять потенциальному потребителю, что шины Michelin смогут обеспечить водителю и пассажирам автомобиля комфортную и мягкую поездку, несмотря ни на какие дорожные «шероховатости».

Компания использовала этот постер в течение 15 лет, лишь подставляя названия новой продукции под изображение Бибендума. Нельзя сказать наверняка, когда слово «Бибендум» стало нарицательным именем для персонажа. Однако доподлинно известно, что в 1908 году компания Michelin опубликовала в одной из газет колонку под названием «Бибендум».

В 1898 году в Российской империи (Санкт-Петербург) выходит первая отечественная книга, посвященная автомобилям: «Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями». Издателем выступил Н. Песоцкий.

Две главы были посвящены рассказу о компании Michelin, ее продукции и шинных тестах. В 1899 году автомобиль под названием «Jamais Contente» проехал со скоростью 100 км/ч — на нем были шины от Michelin. Это стало новым рекордом по быстроте езды на автомобиле.

1900 год в истории компании знаменателен тем, что был опубликован первый путеводитель под названием «Красный гид Michelin» («Michelin Red Guide»). Гид изначально представлял собой список различных мест, которые бы могли пригодиться путешественнику, например: отели, ремонтные мастерские, закусочные или платные автомобильные стоянки. Он распространялся бесплатно и имел весьма умеренный спрос. Однако его ждало большое будущее. В первых 35 тысячах копий путеводителя были напечатаны пророческие слова Андре Мишлена: «Этот гид рожден на рассвете нового столетия, и будет существовать так же долго, как само столетие».

С 1904 по 1906 происходит активное развитие компании. Появляются первые склады продукции в Российской империи — Москве и Варшаве. Завод Michelin в Клермон-Ферран занимает уже почти 30 гектаров и на нем трудятся почти 4 тысячи человек. Выходит новая модель шин «Michelin Sole», оснащенная специальными металлическими штифтами. Это изобретение теперь повсеместно известно как «шипованная резина», обеспечивающая лучшее сцепление колес с дорожным покрытием.

В Лондоне основана дочерняя компания «Michelin Tyre Co. Ltd.». Michelin строит свой первый завод за пределами Франции в Турине (Италия). В 1907 году компания Michelin пересекает Атлантику и строит первый завод в США в Милтауне, штат Нью Джерси (завод был закрыт в 1931 году). В Клермон-Ферране строится еще один завод. В честь первой международной автомобильной выставки в Санкт-Петербурге организована гонка Москва-Санкт-Петербург. Победителем становится А. Дюре на автомобиле «Лорен-Дитрих», оснащенный шинами Michelin. Средняя скорость победителя на маршруте достигает 70 км/ч. Кроме победителя соревнований, на шинах Michelin стартовало еще несколько участников.


Французы Рено и Сенук, участники авиагонки Michelin, 1911 год

В 1908 году Michelin объявляют о присуждении Гран-При победителю авиационных гонок. Это было сделано с целью развития авиации. Гонка заключалась в перелете из Парижа в Клермон-Ферран с приземлением на потухшем вулкане Пюи-де-Дом, который расположен примерно в 15 км от Клермон-Феррана. Этот подвиг три года спустя совершили два француза — Рено и Сенук (Renaux, Senouque).

В том же 1908 году фирма создает новый вид шины — «двойную» или «спаренную» («Twin»), что сыграет большую роль в развитии первых грузовых автомобилей. Андре Мишлен открывает первое «Информационное бюро для путешественников» в Париже, которое помогает спланировать туристам маршруты поездок.

Автомобильная выставка проходит в Москве, к ней приурочена гонка Санкт-Петербург-Москва. Победитель — Виктор Эмери на автомобиле Бенц, укомплектованного шинами Michelin. Время прохождения дистанции — 8 часов 44 минуты.

В начале 1909 года шины Michelin продавались во многих городах Российской империи, среди которых: Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Киев, Харьков, Рига и Варшава. В российском журнале «Автомобиль» появляется рубрика «Беседы Michelin», просуществовавшая два года. В ней публиковалась полезная информация о шинах различных марок.

Первая дорожная карта Michelin в масштабе 1/200.000 издана в 1910 году. Компания распространяет среди муниципалитетов 30 тысяч уличных указателей. Они называются «табличками-спасибо» («Plaques Merci»). Появление на улицах таких указателей стало началом развития правил уличного движения.

20 января 1911 года в Лондоне (по адресу «Fulham road», 81) свои двери открывает «Дом Michelin» («Michelin House») — первая штаб-квартира компании в Великобритании. Само здание и внутренний интерьер был спроектирован архитектором Франсуа Эспинасси (Francois Espinasse). Оригинальное оформление имеет три больших витражных окна с изображениями Бибендума. Вообще все внутренне убранство дома выполнено в стиле рекламы Michelin того времени. Весь декор сохранился до наших дней. На первом этаже представлены декоративные шины известных гоночных авто ушедшей эпохи. Возле стойки администратора, на полу, выложена мозаика с первой рекламой Бибендума.

В этом же году, в гонке Санкт-Петербург — Севастополь, шины Michelin получают почетный Императорский приз. Успешное выступление в этих и последующих гонках, равно как и участие компании в автомобильных выставках того времени, привлекло внимание российских автомобилистов к марке Michelin и резко повысило популярность её шин.

1912 год в истории компании ознаменовался очень важным событием. Братья Мишлен подают петицию, в которой предлагают пронумеровать все дороги во Франции и установить на них дорожные знаки. Восемь лет спустя, при поддержке Michelin, эта идея будет осуществлена в Великобритании.

В конце 1912 года шины Michelin можно было купить уже в 29 городах Российской империи, а в 1913 году количество городов достигло 33 и продолжало расти. При этом дилерская сеть Michelin в России перед началом Первой мировой войны была одной из самых разветвленных. В ряде городов тогда работало по несколько дилеров: в Санкт-Петербурге — пять, в Москве — четыре, в Варшаве — три, в Баку и Одессе — по два.

В этот же период состоялся конкурсный отбор грузовых автомобилей для русской армии, получивший название «Пробег военных грузовиков»: Санкт-Петербург-Новгород-Тверь-Москва-Брянск-Орел-Тула-Сурпухов-Санкт-Петербург. Несколько авто были оснащены шинами Michelin и машины успешно прошли испытание. Компания демонстрирует свою продукцию на автомобильном заводе в Одессе. На российский рынок продвигаются нескользящие шины Michelin под марками «Semelle Ordinare» и «Semelle Elargie».

Компания изобретает сменное стальное колесо в 1913 году, которое стало прообразом запасного колеса. Продукция Michelin экспонируется на 4-ом крупнейшем за всю историю дореволюционной России автомобильном салоне в Санкт-Петербурге. Стенд компании — один из самых представительных на выставке. В Москве открывается «Русское генеральное агентство шин Michelin», которое просуществовало до 1915 года, и было закрыто из-за начавшейся годом ранее Первой мировой войны.

Менее чем через три недели после объявления Первой мировой войны в 1914 году, Michelin предлагает французскому правительству свою помощь в постройке самолетов. Первые сто самолетов были переданы государству бесплатно, остальные продавались по обычной стоимости. В целом Michelin произвел 1884 летательных аппарата на своем заводе в Клермон-Ферране. Шинный склад на время превращается в госпиталь, где размещалось почти 3000 раненых военных.

В 1914 году Русское генеральное агентство шин Michelin начинает издавать собственный журнал «Шина», который стал первым в России специализированным рекламно-информационным изданием подобного рода (просуществовал всего год).


Реклама Michelin в России

Связи компании с Россией не прервались и после Октябрьской революции. Продукция Michelin продолжала поставляться в Россию и во время становления советской шинной промышленности. Прежнего уровня отношений за годы советской власти, конечно, достигнуть не удалось. В СССР существовала государственная монополия на внешнюю торговлю с другими странами, поэтому продукция Michelin ввозилась в страну через соответствующие советские организации. Одной из наиболее популярных статей ввоза тогда были шины для тяжелых грузовиков и карьерных самосвалов.

В 1916 году компания занимается строительством взлетно-посадочной полосы для самолетов, которые смогли бы взлетать с нее даже при сильном дожде. Так была построена первая в мире бетонная взлетная полоса в районе Улнау (Aulnat) близ Клермон-Феррана.

«Информационное бюро для путешественников», созданное в 1919 году Michelin, бесплатно предоставляло информацию о дорогах, расстояниях и сервисных станциях во всех странах. На фабрике в местечке Эстан (Estaing) строится испытательная трасса для проверки износостойкости шин. В 1921 году фирма открывает третий завод в городе Клермон-Ферран: «Cataroux». Впервые пассажирская шина низкого давления модели «Comfort» (паспортное давление в шине — 2,5 бар) прошла 15.000 километров в 1923 году.

Два года спустя Michelin приобретают почти 9 гектаров земли в юго-восточном регионе Вьетнама близ деревни Даутиенг (Dautieng), а также 5,4 гектаров в Тянь-Лое (Thuan Loi) для создания на этих территориях собственных каучуковых плантаций (в 1975 они будут закрыты).

Плантация Даутиенг располагалась в 72 километрах от Сайгона и являлась самой крупной каучуковой плантацией во всем Вьетнаме. Во время Вьетнамской войны здесь проходили боевые действия, а соседние деревушки, в которых жили вьетнамские рабочие, использовались солдатами как временное пристанище. Разумеется, во время боевых операций плантация была значительно разрушена, но государство отказалось возмещать ущерб, принесенный Michelin. Несмотря на некоторые трудности, компания продолжает развиваться и выпускать новые модели шин. Так, в производство была запущена очередная шина для грузовиков — «Comfort».

В 1926 году Michelin публикует первый туристический путеводитель (будущий «Зеленый Путеводитель», «Green Guide») о северо-западном регионе Франции. Не забывает компания и о своем первом детище, «Красном гиде», который начинает специализироваться на описании ресторанов и создает трехзвездочную систему их оценки.

«Красный гид Michelin» сегодня — это наиболее известный и влиятельный из ресторанных рейтингов. Новый обладатель одной звезды Michelin сразу превращается в легенду. В то же время потеря звезды для известного игрока ресторанного рынка не только оборачивается личной трагедией для его шеф-повара, но и неизбежно ведет к заметному снижению доходов заведения. Разница в обороте заведения до и после публикации нового рейтинга может составлять миллионы евро.

В 1927 году на заводе в Клермон-Ферран работает уже 10 тысяч человек. Построена первая фабрика в Англии, в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир), и еще одно производство запускается в Италии, в Тренте. В 1928 году Эдуард Мишлен назначает своего сына Этьена (Etienne Michelin) совладельцем компании.

В 1929 году Michelin создают фирменный железнодорожный вагон и первые шины для поездов, которые по сей день используются в метрополитенах Монреаля, Мехико, Сантьяго, Парижа, Лиона, Марселя, Лилля, Тулуза и Турина. В 1930 году Michelin регистрируют патент на шину со встроенной камерой, предшественницу бескамерной шины.

В 1931 году компания открывает первый завод в немецком городе Карлсруэ (Karlsruhe). В это же время создан первый дорожный указатель, надпись на котором наносилась с помощью вулканической лавы. Данный метод был позже позаимствован Францией.

В 1932 году Michelin представляет первую шину низкого давления «Super Confort» со сроком службы до 30 тысяч километров. Год спустя в Аргентине строится фабрика под названием «Bella Vista» (закрыта в 1953 году).

Вместо Этьена управляющим партнёром по бизнесу становится его брат Пьер Мишлен (Pierre Michelin). В 1934 году на шинах модели «Stop» появились специальные полоски, рассчитанные на защиту колес от заносов на мокрой дороге. Построены заводы в Испании (Lasarte) и Чехословакии (Zabehlice, закрыт в 1945 году).

1932 год также отмечен семейной трагедией Michelin. 27 августа в возрасте 34 лет в авиакатастрофе погибает сын Эдуарда, Этьен Мишлен. Это событие было освещено в виде небольшой заметки в британском журнале «Flight» (самый старый в мире издающийся журнал авиационной тематики, существует с 1909 года).

В 1935 году компания «Citroen» за долги отходит к своему крупнейшему кредитору — Michelin. Президентом компании назначается Пьер Мишлен, а вице-президентом — Пьер Буланже (Pierre Boulanger). Под знаком «Citroen» Michelin начинают разрабатывать проект малолитражного автомобиля, в результате чего появляется «Citroen 2CV».

В 1937 году в Бельгии строится завод Michelin (Zuen, закрыт в 1986 году). Первая широкая дорожная шина модели «Пилот» («Pilot») значительно улучшает маневрирование автомобиля на высокой скорости. Грузовая шина «Metalic» имела стальной корд и отличалась стойкостью к перегреву и высоким нагрузкам.

29 декабря того же года происходит еще одна трагедия в семье Мишлен. Второй сын Эдуарда Мишлена, Пьер (также как и его брат Этьен — в возрасте 34 лет), погибает в автокатастрофе под Монтаржи (Montargis). В связи со смертью обоих сыновей, Эдуард Мишлен, для которого, это, несомненно, было невосполнимой утратой, вынужден передать бразды правления компанией своему зятю. Таким образом, в 1938 году во главе фирмы встает Роберт Пуазо (Robert Puiseux). Пьер Буланже возглавляет «Citroen». С этого момента и вплоть до 1955 года фирмой будут управлять сторонние лица.

В 1940 году Michelin меняет свое название на «Michelin Rubber Manufacturing». В 1945 году разбомбленный завод «Cataroux» в Клермон-Ферране вновь отстроен и переоборудован в соответствии с современными технологиями. Интенсивные исследования в области шин продолжаются: разработана радиальная конструкция корда. 4 июня 1946 года Michelin регистрирует патент на радиальную шину.

В 1948 году автомобиль «Citroen 2CV» впервые представлен на парижском автосалоне. Год спустя радиальная шина, запатентованная Michelin, выводится на рынок под названием «Michelin X». В 1951 году созданы компании «Генеральная управляющая компания Michelin» («Generale des Etablissements Michelin»), а также «Французская мануфактура Michelin» («Manufacture Francaise des Pneumatiques Michelin») по производству пневматики. Эмиль Дурин (Emile Durin) присоединяется к Роберту Пуазо как партнер мануфактуры Michelin.

Поезда парижского метро впервые «обувают» в фирменные шины. Итальянская автомобилестроительная компания «Lancia» заказывает у Michelin шины «Michelin X» для стандартной комплектации своих авто. На гонках «24 часа Ле-Ман» автомобили «Lancia B20» на радиальных шинах «Michelin X» и «Renault 4CV» на шинах Michelin с поперечной конструкцией слоев занимают первые места в своих категориях.

В 1952 году Michelin применяет радиальную конструкцию корда на грузовых шинах. В 1955 году в фирму приходит сын погибшего Этьена Мишлена, Франсуа (Francois Michelin) и становится владельцем компании вместе с Робертом Пуазо. Большинство шинных предприятий в Европе начинают применять в производстве технологию радиальной конструкции корда. В 1959 году Michelin выпускают первую радиальную шину для транспортно-землеройных машин. В 1964 году «Французская мануфактура Michelin» поглощает фирму «Pneu Laurent».

На севере Клермон-Феррана в 1965 году открывается исследовательский центр Ладо (Ladoux). Изобретена первая ассиметричная шина для скоростных автомобилей — «Michelin XAS». В 1966 году в компании Michelin по всему миру работают 81 тысяча человек, в том числе 37 тысяч — во Франции. Франсуа Мишлен назначает управляющим партнером своего двоюродного брата Франсуа Ролье (Francois Rollier).

В 1967 году на смену шинам «Michelin X» приходит улучшенная модель «Michelin ZX». Год спустя выпущен первый «Зеленый Путеводитель» («Green Guide») по Нью-Йорку для Северной Америки. Компания по производству велосипедных шин «Wolber» становится филиалом Michelin в 1972 году. Два года спустя Michelin продает часть акций компании «Citroen» группе «Peugeot». В 1975 году модель шин «Michelin ZX» заменены на более современные «TRX» и «XZX».

В Лоуренсе (Laurens), Северная Каролина (США), и Алмерии (Almeria , Испания) в 1977 году открыты испытательные центры. В 1978 году Роберт Пуазо награждается медалью «Elmer A. Sperry» за заслуги в развитии сферы уличного движения и производства шин. Радиальные шины Michelin помогают автомобилю «Ferrari» выиграть чемпионат мира в культовых гонках «Формула 1» в 1979 году.

В 1981 году выходит модель «Michelin Air X» — первая радиальная шина для самолетов. Michelin становится собственником контрольного пакета акций компании «Kleber — Colombes» (Франция). Компания открывает новый завод в Колумбии, Южная Каролина (США). В Бразилии строятся две фабрики — Кампу-Гранди (Campo Grande) и Резенди (Рио-де-Жанейро). Michelin открывают каучуковые плантации площадью 9,12 гектар в штате Мато-Гроссо (Mato-Grosso) и покупает дополнительные плантации в штате Байя (Bahia).

В 1982 году в канадском городе Ватервилль (Waterville) построен новый завод Michelin. Пару лет спустя Michelin создает первую радиальную шину для мотоциклов, которая будет выведена на рынок в 1987 году.

В 1986 году Франсуа Мишлен назначает Рене Зинграффа (Rene Zingraff) управляющим партнером. Компания производит 40% всех шин от общего процента в Северной Америке.

В августе 1987 года в «Michelin House» был открыт ресторан и бар — «Bibendum Restaurant & Oyster Bar», а также офисы издательства «Octopus Publishing» и магазин «The Conran Shop».

В 1988 году Michelin строит производственные площадки в Азии: Тайланде и Японии. В течение следующего года компания разрабатывает компьютеризованную систему, которая позволяет путешественникам создавать дорожные карты с подробными инструкциями. Эта система доступна на французской компьютерной информационной системе «Минитель» (до появления интернета она оставалась самым популярным в стране телекоммуникационным средством).

После приобретения компании «Uniroyal Goodrich Tire» (США) в 1990 году, Michelin достигли необходимых размеров для стабильного развития в Северной Америке. В 1991 году Франсуа Ролье уходит в отставку, а Франсуа Мишлен назначает своего сына, 28-летнего Эдуарда Мишлена, управляющим партнером. В 1993 году Michelin изобретают новую производственную технологию — «C3M». Она позволяет экономить электроэнергию, лучше автоматизирует процессы производства и т. п. Пробное тестирование технологии «C3M» проводится на заводе в Клермон-Ферране.

В 1994 году мир увидел шины «Michelin Energy» — первые шины, одним из главных качеств которых стала улучшенная топливная экономичность. После почти 80-летнего перерыва, в Москве вновь открывается представительство компании Michelin. Польская шинная компания «Stomil — Olsztyn» стала частью группы Michelin в 1995 году. На Филиппинах, в Маниле, открывается новый завод. Впервые на космическом шаттле используются шины Michelin.

В 1996 году венгерская компания «Taurus» поглощена Michelin. Первый завод Michelin построен в Китае. Две новых производственных площадки, использующих технологию производства «C3M», открыты в США и Швеции. Michelin разрабатывает революционную идею (ставшую в последствие основой системы «PAX» в 1998 году) — укрепленную шину, которая позволяет автомобилю при потере давления внутри продолжать движение. Компания запускает на рынок первую цветную шину для автомобилей.

В 1997 году Michelin покупает контрольный пакет акций компании «Kronprinz G.A.» (Германия). Через год колумбийская компания «Icollantas» поглощена Michelin. Бибендум празднует столетний юбилей. Michelin учреждает ежегодное событие «Michelin Challenge Bibendum», посвящённое демонстрации гибридных автомобилей. Первая такая программа прошла в Клермон-Ферране, а в 2011 году — в Берлине, Германия. В 1999 году Michelin выпускает шины «Delta Radial» для скоростных и мощных мотоциклов.

Лучшим логотипом в мире профессиональным жюри признан Бибендум — это произошло в 2000 году. В это же время Michelin заявляет о своем участии в «Формуле 1» и одерживает в дальнейшем четыре победы.

В 2001 году Michelin разрабатывает новую технологию для авиации, делая возможным возобновление полетов «Конкорда» (технологию радиальной конструкции шин «NZG»). Компания становится лидером по производству шин в Китае и Румынии а также запускает серию навигационных систем и сервисов под маркой «ViaMichelin».

2002 год. Michelin продолжает развивать производство в Алжире и начинает строительство нового завода в Давыдово (Орехово-Зуевский район, Московская область, Россия), который будет открыт в 2004 году. На российском рынке и в странах СНГ Michelin реализует легковые, грузовые, крупногабаритные, авиационные и сельскохозяйственные шины. В 2005 году завод Michelin в Давыдово произвел миллионную шину по счету.

В сентябре 2006 года на пост директора компании приходит Мишель Ролье (Michel Rollier) в связи со смертью предыдущего владельца — Эдуарда Мишелина.

В 2007 году компания Michelin празднует столетие своей деятельности в России. В крупнейших городах организованы праздничные мероприятия, посвященные началу учебного года под девизом «Жизнь ребенка — бесценна!». Создание «Фонда Michelin Давыдово», предназначенного для финансовой поддержки социально значимых проектов в сельском поселении Давыдово.

В рамках своей деятельности Фонд поддерживает проекты, направленные на улучшение условий жизни, социальной инфраструктуры и экологической ситуации в Давыдово. Среди реализованных проектов «Фонда Michelin Давыдово»: установка детских спортивно-игровых комплексов в сельском поселении, помощь Давыдовской районной больнице, помощь Спортклубу «Атлант» для лиц с ограниченными возможностями Орехово-Зуевского муниципального района, установка учебного оборудования в школах Давыдово и многое другое.

В 2009 году в России проходит презентация text-align: justify;летней шины «Michelin Energy Saver», а также шипованной шины нового поколения «Michelin X-Ice North 2». Начало продаж Гидов Michelin в России. Выпуск первого «Зеленого Гида» на русском языке. Русский язык стал десятым языком, на котором выходят гиды Michelin. Образование Восточно-Европейской географической зоны Группы Michelin. В этом же году во Франции выходит сотое издание «Гида Michelin».

В 2010 году состоялось открытие коммерческого агентства Michelin в Украине. На рынке шин презентованы модели «Michelin Pilot Sport 3», а также «Michelin Pilot Super Sport» для автомобилей класса «супер спорт». Последняя из указанных моделей будут устанавливаться на новую и самую мощную на сегодняшний день модель «Ferrari F12 Berlinetta».

2011 год. Презентация в России новой шипованной зимней шины для вседорожников «Michelin Latitude X-Ice North 2». Открытие цеха по восстановлению грузовых шин Michelin в Давыдово. Дому Michelin в Лондоне исполняется 100 лет, к чему приурочены праздничные мероприятия.

В 2012 году новые шины Michelin «Pilot Sport» и «Pilot Alpin WRC» помогли Себастьяну Лёбу и Даниэлю Элена («Citroen DS3 WRC») одержать шестую победу на ралли Монте-Карло в своей карьере. Последние модели были разработаны специально для этой гонки — дорожные условия в предгорьях Ардеши Веркор дали Michelin возможность продемонстрировать потенциал шин по таким параметрам как сцепление, управляемость, долговечность и безопасность.

В 2012 году компания Michelin была признана «Шинным производителем года» по решению жюри международной премии в области шинных технологий за инновации и технологическое совершенство («Tire Technology International Awards for Innovation & Excellence 2012») в составе 21 всемирно-известного эксперта. Компания Michelin уже во второй раз получает данную награду: в 2010 году компания уже имела честь стать «Компанией Года». Церемония награждения прошла в середине февраля в выставочном центре «Tire Technology Expo» в Кёльне, Германия.

www.brandpedia.ru

История шинного человечка с логотипа Мишлен

Наверняка, каждому из Вас знаком этот милый резиновый человечек из рекламы покрышек. Его зовут Бибендум. С 1 января 1889-го года он является официальным торговым символом французской компании Michelin (на русском — Мишлен). На первый взгляд, Бибендум имеет довольно причудливый вид: у него округлое тело, которое чем-то напоминает пуховик из-за множества нескольких наслоившихся друг на друга фрагментов. При этом сам он с головы до пят полностью белый. Однако на самом же деле, его забавная внешность вполне объяснима.

Дело в том, что с самого момента своего создания и по сей день, Бибендум символизирует автомобильную покрышку, а если быть точнее, то множество сложенных поверх друг друга покрышек. Именно поэтому его прорисованное тело имеет столь необычный рельеф. Но если он выглядит как стилизованные шины, то почему эти шины белые? Мы ведь привыкли, что в автомобилях, в велосипедах, в сельскохозяйственной технике покрышки черные. Да они даже у шасси самолетов черные! Но и на этот сложный вопрос есть достаточно простое пояснение.


Оказывается, что абсолютно все автомобильные и велосипедные покрышки до 1912-го были белые! Да-да, не нужно удивляться. Можно попробовать вспомнить очень старые раритетные кинофильмы, в которых герои разъезжали практически на первых экземплярах автомобилей. Припоминаете? Кроме этого, Вы могли видеть белые покрышки у автомобилей в различных мультфильмах. Возможно, Вы и не придавали этому значения и думали, что это просто такой стиль прорисовки. Но в действительности же, это реальный цвет автомобильных покрышек.

Как известно, автомобильные и велосипедные шины производят из резины. А резина, в свою очередь, это продукт, получаемый за счет вулканизации каучука, серы и других связующих компонентов. При этом основным элементом, конечно же, служит каучук. Вплоть до 1900-го года весь каучук был натуральным. Его добывали в тропических лесах из стволов, листьев, а также из ветвей и плодов каучуконосных растений. Поскольку оттенок натурального каучука бело-молочный, то вся вулканизированная резиновая смесь получалась именно такого цвета.


Состав резины периодически модифицировали для увеличения прочностных характеристик, а также для улучшения показателей устойчивости к износу и достижения лучшей стойкости к агрессивным веществам. Однако после добавления в смесь углерода, который выступал как стабилизатор, цвет резинотехнической смеси изменился на более привычный современному человеку черный. Естественно, что все последующие покрышки и другие резиновые изделия, которые выпускались из сырья с подобным составом, были преимущественно черного цвета.

Однако белый Бибендум буквально за пару десятилетий стал узнаваемым во всем Мире и вызывал у множества людей прямую ассоциацию с компанией Michelin. При таком раскладе менять его цвет с белого на черный было рискованно и, как минимум, неразумно. В Мишлен это прекрасно понимали, поэтому сохранили первоначальный оттенок. За более чем 200 лет существования этой компании прорисовка Бибендума менялась несколько раз. Изменяли его очертания, форму, выражение глаз... Однако фирменный белый цвет сохранился до сих пор.


s-agroservis.ru

Логотип мишлен как зовут. Michelin обновляет корпоративную символику


Michelin

Этот логотип компании Michelin - смешной человечек из шин, известен всем автолюбителям. В начале нашего века многие журналы, анализирующие рекламный рынок, признали Бибендума чуть ли не самым известным в мире логотипом. Конечно, французская компания Michelin известна не только это картинкой. Она сумела внедрить немало инновационных идей, в числе которых можно упомянуть хотя бы сменные и радиальные шины.

На самом деле Michelin является семейным бизнесом. Он возник еще задолго до рождения основателей самой компании - братьев Андре и Эдуарда Мишленов. Дед Аристид возглавлял завод, который выпускал разные металлоконструкции. А после смерти хозяина на предприятии начались проблемы. Один за другим уходили директора, которые так и не смогли прижиться. И вот в 1886 году фабрику возглавил 33-летний Андре Мишлен, вернувшийся в родной Клермон-Ферран из Парижа.

Стоит отметить, что Андре обладал незаурядными талантами. Он окончил еще одно из лучших технических учебных заведений Франции, «Эколь Сентраль». Кроме того инженер сумел получить еще и образование архитектора. Вместе с Андре работать вскоре начал и его младший брат Эдуард, который окончил академию художеств. В 1888 году дела фабрики пошли на поправку, и она была переименована в Compagnie Générale des Établissements Michelin. С того года и начался официальный отчет самой знаменитой в мире шинной компании.

Первоначально завод производил довольно большой ассортимент. В него входили тормозные колодки Silent, разные клапаны, газовые трубы, ремни, водопроводные трубы. К концу XIX века компания обратила свое внимание на такой новый транспорт, как велосипед. Тогда он только-только становился популярным. А в велосипедах обычно несъемные шины просто приклеивали к ободу. В этом деле Michelin произвела революцию, создав первые в мире съемные шины.

А прославилась компания после того, как велосипедист Шарль Террон победил в знаменитой гонке «Париж-Брест-Париж». Он находился за рулем велосипеда, как раз и оборудованного шинами Michelin. Позже состоялась историческая гонка, когда на участке «Париж - Клермон-Ферран» оказалось рассыпано множество гвоздей. Победители были оснащены съемными шинами от Michelin, что заставило восторженно говорить о компании велосипедистов.

Но этот успех не заставил компанию целиком переключиться только лишь на производство шин. В конце XIX века Michelin даже представила повозку Éclair, которая умела двигаться без помощи лошадиной тяги. Это был своеобразный прообраз автомобиля. А оснастили эту повозку уже пневматически шинами, придуманными Джоном Данлопом. В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег. Его организовал французский журналист Пьер Жиффар.

Конечно, тогда о скоростях говорить не приходилось - зрелище мало было похоже на современные гонки. Машины разгонялись всего до 21 км/час, что ненамного было быстрее велосипеда. Но та гонка дала понять братьям Мишлен, за каким видом транспорта будущее. Они стали серьезно заниматься выпуском шин для автомобилей. А лучшей рекламной для продукции стали автопробеги, которые со временем трансформировались в гонки.

А о том, как родился один из самых замечательных логотипов, есть своя красивая легенда. Как-то раз Эдуард Мишлен на одной из выставок увидел кучу шин, сложенных друг на друга. Нет ничего удивительно, что получивший образование художника он тут же в своей фантазии дорисовал руки, ноги и голову. Эдуард решил, что из кучи шин может получиться неплохой человечек-логотип. Братья Мишлен тут же обратились к известному карикатуристу О’Гэллару. Именно он и создал первый вариант Бибендума. Только на самом деле не рисовал человечка, просто у него был уже готовая работа, от которой отказался один пивовар.

Зато Мишленам логотип понравится. Это и объясняет тот факт, что на первых эмблемах Бибендум изображается рядом с пивной кружкой. Объяснялось это нахождением в ней гвоздей, который легко проглатывал персонаж. Считалось, что и шины Michelin так же легко могут преодолевать все преграды. Ассоциация получилась двоякая, ведь получалось, что езда на автомобиле ассоциировалась с алкоголем. Именно поэтому со временем кружка пива исчезла с логотипа. А сам Бибендум стал поистине легендарным героем, который улыбался водителям с автозаправок, гоночных трасс, страниц автолюбительских журналов.

Но еще какое-то время в конце XIX века компания продолжала поставлять шины для велосипедов и фиакров. Но сами Мишлены понимали, что в ближайшее время эти транспортные средства уйдут в небытие. Перспективы виделись именно в автомобиле, упор делался на разработку для него пневматических шин.

Правда, многочисленные участия в автомобильных гонках показали, что продукты компании пока еще не готовы к полноценному использованию. Машины с шинами Michelin неизменно оказывались среди аутсайдеров. Казалось, что катастрофа неминуема. Но сами братья начали активно расклеивать по стране объявления, в которых сообщалось, что уже через 10 лет автомобили начнут использовать надувные шины. Мишлены ошибались - это случилось уже через 5 лет. В самом конце XIX века оборот компании составлял 6 миллионов франков. Можно было утверждать, что семейный новаторский бизнес перерос в

carwheelblog.ru

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *