Виды переменных – Виды переменных

Тема 5. Виды переменных в психологическом исследовании

Понятие переменной. Понятие измерения. Надежность измерения. Объективные и субъективные шкалы. Классификации переменных. Гипотетическая природа психических переменных. Продуктивность конструкта. Операционализм и проблема определений гипотетического конструкта.. Уровни построения психологического знания.

План лекции:

  1. Переменные в психологии: понятие, виды, классификация;

  2. Проблема измерений в психологии;

  3. Психическая переменная как гипотетический конструкт. Проблема логического позитивизма;

  4. Критерии “хорошего” конструкта. Прагматизм в психологии;

  5. Требования к определению рабочего конструкта. Операционализм;

  6. Проблемы и трудности, связанные с гипотетической природой конструктов в психологии;

  7. Схема уровней построения психологического знания.

Ключевые понятия темы:

Переменная — термин для обозначения некоторой характеристики предмета исследования, которая может изменять свое значение, и это изменение можно обнаружить и измерить.

Измерение — термин для обозначения специального, осуществляемого по определенным правилам, действия, в результате которого данной величине или переменной приписывается определенное число, выражающее количественное значение указанной переменной.

Надежность измерения — термин для обозначения суждения о степени, с которой два измерения одной и той же величины с помощью одного и того же измерительного инструмента дают совместимые друг с другом результаты. Оценивая Н.и., мы полагаем, что значение измеряемой величины остается неизменным.

Эмпирическая переменная — термин для обозначения переменных, доступных внешнему наблюдению и фиксации.

Теоретическая переменная — термин для обозначения переменных, недоступных непосредственному наблюдению извне и имеющих статус гипотез, выдвигаемых с целью объяснения специфической связи между эмпирическими переменными . Синоним: промежуточная переменная.

Ситуационная переменная — термин для обозначения фиксируемых в исследовании параметров ситуации

Поведенческая переменная — термин для обозначения фиксируемых в исследовании параметров поведения.

Личностная переменная — термин для обозначения фиксируемых в исследовании параметров личности.

Континуальная переменная — термин для обозначения переменной, которой приписывается способность принимать любое значение в рамках непрерывного континуума. Пример: рост, вес, время реакции и т.д.

Дискретная переменная — термин для обозначения переменной, мыслимой вне контекста непрерывности изменения значений. Пример: значение переменной “биологический пол человека” мыслится как изменяющееся дискретно, т.е. сразу и однозначно: мы имеем дело либо с мужчиной, либо с женщиной (если, конечно, нас не будут интересовать исключительные случаи патологии развития органов, отвечающих за половую принадлежность индивида).

Экспериментальная переменная — термин для обозначения переменной, которая находится в фокусе внимания исследователя.

Неучитываемая переменная — термин для обозначения тех характеристик предмета исследования, которые могут оказывать влияние на зависимую переменную, но в данном исследовании это влияние не учитывается.

Зависимая переменная — термин для обозначения учитываемой переменной, значение которой, согласно гипотезе исследователя, изменяется вследствие и как результат действия независимой переменной. Независимая переменная — термин для обозначения учитываемой переменной, изменением значения которой сознательно манипулирует исследователь с целью проследить, как эти изменения отразятся на изменении значения зависимой переменной. При этом Н. п. мыслится исследователем в качестве предполагаемой причины изучаемого явления.

Систематическое смешение — термин для обозначения ситуации, в которой результаты эксперимента закономерно искажаются под влиянием воздействия неучитываемой переменной. Ошибку результата в этом случае можно учесть, прогнозировать и, если нужно, корректировать.

Несистематическое смешение — термин для обозначения ситуации, в которой результаты эксперимента

искажаются под влиянием случайного воздействия неучитываемой переменной.7

Операционализм — в методологии — термин для обозначения , предложенного П.У.Бриджменом специфического подхода к определению значения научных понятий, согласно которому определить понятие — значит указать на те физические операции или действия, посредством которых это понятие получено и/или используется.8 Например, молоток — слово для обозначения инструмента, которым можно забивать гвозди, а инструмент — слово, которым обозначается все, что лежит вне нас и может быть действенно использовано нами для достижения конкретной цели или результата .

Теоретическое определение гипотетического конструкта — термин для обозначения определения промежуточной переменной в терминах теоретических и эмпирических понятий и категорий, уже существующих в данном разделе науки. Пример: молоток — термин для обозначения слесарного, столярного или плотницкого инструмента, такой-то формы, размера, массы, изготовленного из такого-то материала и т.д.

Операциональное определение конструкта — термин для обозначения такого определения промежуточной переменной, когда в нем содержится указание на операции или действия, для осуществления которых предназначен определяемый таким образом конструкт. Пример: молоток — термин для обозначения того, посредством чего можно забивать гвозди.

Лабораторная работа №1

Тема: Операционализация психологических понятий

В силу того, что проблема операционализации гипотетических конструктов, используемых в психологической науке, представляется мне очень важной, предлагаю вам, в рамках настоящей лабораторной работы, заняться усовершенствованием известного вам словаря психологических терминов9

, который, при ближайшем рассмотрении, почти целиком состоит из теоретических определений.

Задание:

Сформулируйте теоретическое и операциональное определение следующих понятий:

Адаптация —

Бред —

воля —

деятельность —

дружба —

конфликт —

личность —

любовь —

Психика —

сознание —

установка —

Задание для самостоятельной работы:

(выполняется письменно)

  1. Определитесь в сфере ваших научных интересов, в том какая область человеческого поведения вас интересует чуть больше, чем остальные.

  2. Сформулируйте предмет своего интереса и конкретизируйте его. Что именно в данном поведении вас интересует?

  3. Сформулируйте проблему. Что именно в вашем предмете представляется неясным и требует объяснения?

  4. Сформулируйте несколько гипотез, предположительно отвечающих на ваш вопрос. Что именно может быть причиной такого положения дел?

  5. Сформулируйте, что будет вашем исследовании выступать в качестве зависимой, а что в качестве независимой переменной.

  6. Подумайте о том, какие неучитываемые переменные могут оказывать влияние на результаты вашего исследования. Можно ли их проконтролировать?

  7. Оформите все эти разработки в виде исследовательского проекта. Будьте готовы выступить в его защиту.

  8. Подумайте о том, кого еще могут заинтересовать результаты вашего исследования. Может быть эти люди будут заинтересованы в том, чтобы ваш проект осуществился и согласятся его профинансировать? Желаю успехов.

Литература:

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.,1982.

Ледников Е. Проблема конструктов в анализе научных теорий. — Киев,1969.

Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук.- М., 1972.

Хилл Т.И. Современные теории познания. — М., 1965.

Экспериментальная психология./под ред. С.С.Стивенса/. -М., 1963.

studfiles.net

Виды независимых переменных

Многообразие факторов, которые можно использовать в качестве независимых переменных, ограничено только пределами фантазии исследователя, но все независимые переменные, которыми управляют в ходе исследования, можно разделить на три пересекающиеся категории: ситуативные, рабочие и инструктивные переменные.

Ситуативные переменные — это различные особенности окружения, создаваемого для участников эксперимента. Например, если ученый, проводя исследование готовности людей оказывать помощь, хочет выявить влияние количества наблюдателей на вероятность оказания помощи, то он может создать ситуацию, в которой участники встречаются с человеком, которому нужна помощь. В одних случаях участник один встречает человека, нуждающегося в помощи, а в других — участник и пострадавший могут быть окружены группой из трех или шести наблюдателей. В этом случае в качестве ситуативной независимой переменной может выступать количество людей, способных оказать помощь, не считая участника эксперимента, а ее значениями будут ноль, три и шесть (число наблюдателей).

Иногда экспериментаторы изменяют вид работы, выполняемой участниками. Один из способов управления рабочими переменными — давать для выполнения группам участников разные виды заданий. Например, в исследованиях по когнитивной психологии, чтобы определить наиболее распространенные виды ошибок, участников могут попросить решить несколько разных логических задач. Аналогично лабиринты могут различаться по уровню сложности, при исследовании восприятия могут использоваться разные виды иллюзий и т. д.

Инструктивными переменными можно управлять, попросив разные группы участников по-разному выполнить одно задание. Например, в ходе исследования памяти участникам, которым показывают один и тот же список слов, можно дать разные инструкции по способу запоминания. Одних можно попросить создавать визуальные образы для слов, других — устанавливать ассоциации между их смежными парами, а третьих — просто повторять каждое слово по три раза.

В одном исследовании можно также комбинировать различные виды независимых переменных. При исследовании влияния числа людей, их мотивации и сложности задания на способность к его решению одних участников можно поместить в большие, а других — в маленькие комнаты, тем самым воздействуя на фактор скопления людей с помощью ситуативной переменной размера комнаты. Далее, одним участникам в каждой комнате можно выдать сложные кроссворды, а другим — более легкие. Кроме того, с помощью инструктивной переменной можно воздействовать на мотивацию, сказав одним участникам, что они получат $1 за кроссворд, а другим — $5.

Контрольные группы

В некоторых экспериментах независимая переменная — это то, осуществляется или нет экспериментальное воздействие. В таком случае она принимает значения 1 или О — это означает, что одни участники испытывают воздействие, а другие — нет. Например, в исследовании влияния сцен насилия, показанных по телевизору, на детскую агрессивность одним детям могут показать передачу с жестокими сценами, а другим — не показывать. Термин экспериментальная группа используется для обозначения участников, испытывающих экспериментальное воздействие. Участники, не испытывающие воздействия, принадлежат к контрольной группе. В идеале, участники из контрольной группы абсолютно идентичны участникам из экспериментальной группы и отличаются от них только тем, что испытывают экспериментальное воздействие. Таким образом, контрольная группа дает базовые показатели, с которыми сравниваются оценки экспериментальной группы. Можно представить себе это следующим образом: контрольная группа = группа сравнения. В главе 7, первой из двух глав, посвященных экспериментальным планам, вы узнаете о различных видах контрольных групп.

studfiles.net

#4 — Переменные. Типы переменных

Знакомство с языком С#, как с объектно-ориентированным языком, мы начинаем с изучения переменных и типов данных. В ходе урока вы изучите что такое типы данных и переменные, а также научитесь работать с ними.

Мы начинаем язык с изучения его основных базовых конструкций:

  • оператор;
  • метод;
  • переменная;
  • тип данных;
  • объект. 

Оператор – это символ или короткое число, которые заставляют компьютер что-то сделать – выполнить операцию. Операторы, как правило, имеют операнды: переменную слева от знака равенства и выражение справа от него. 

Компьютерные программы состоят из различного рода операторов. Операторы в языке С# выполняются последовательно, один за другим. 

Пробелы и переводы строки называют неотображаемыми символами

Метод – это действие в виде последовательности операторов, которые называются блоком операторов и представляет собой пару фигурных скобок, которые содержат ноль или больше ноля количество операторов. Например, одни из основных методов main выглядит так:

В объектно-ориентированном языке, практически все объекты, являются типами данных. Все программы работают с данными. Данными может быть документы, графические фрагменты, видеоигры или мгновенные сообщения. Для хранения данных программа использует переменные.

Переменная – это объект языка, который указывает на место в памяти, где хранятся значения. Переменная может принимать различные значения и, в процессе работы программы, изменять эти значения. Изменение переменных – это ключевая идея работы любой программы. Переменные используются для работы с числами, текстом, булевыми значениями и любым другим видом данных. 

Объявить переменную (declare) – это значит указать программе ее тип и имя. Значение переменной всегда можно изменить, поэтому присвоение начальных значений не создает никаких неудобств.

С# чувствителен к регистру букв. Это значит, что вы можете использовать в именах переменных строчные и прописные буквы.

Тип данных – определяет данные, которые хранит переменная.

В данном разделе мы будем рассматривать абстрактные типы данных (ADT, Abstract Data Types), которые совершенствуют процесс разработки приложений.

Абстрактный тип данных совмещает два понятия: представление данных и операции, которые могут выполняться с этими данными.

Тип данных задается на этапе написания кода и больше он меняться не может.

Типы абстрактных данных в языке С#:

Объект (object) – конкретное значение (или ссылка на это значение), которое принято данной переменной.

Перед написанием нужно четко сформулировать, какую задачу она будет решать. Именно объекты помогают структурировать код программы наиболее удобным образом.

Литералы, знаки пунктуации, операции

Литералы – это элементарные порции данных, лексически встраиваемые в программу:

Знаки пунктуации помогают размечать структуру программы. В нашем примере применяются следующие знаки пунктуации:

Фигурные скобки группируют множество операторов в блок операторов. Точка с запятой завершает оператор (блоки операторов не требуют в конце точку с запятой). 

Операция преобразует и объединяет выражение. Операции в С#, в большинстве случаев, обозначаются с помощью символов:

Точкой обозначается членство (или десятичная точка в числовых литералах). Круглые скобки применяются при объявлении или вызове метода; пустые круглые скобки используются, когда метод не принимает аргументов (могут иметь и другие назначения). Знак «равно» выполняет присваивание (двойной знак «равно«, т.  е. ==, производит сравнение эквивалентности).

Предназначение переменных

Переменные невероятно важны, так как позволяют хранить информацию и использовать её в дальнейшем. На самом старте может быть не понятно зачем вообще что-то записывать в переменную, если можно просто оперировать значениями без них. Тем не менее, понимание переменных придет немного позже, когда мы начнем создавать более сложные программы и нам потребуется хранить информацию в каком-либо месте.

Типы данных или же типы переменных в языке C# указываются перед названием самой переменной. От конкретного типа данных будет зависеть содержимое переменной. Если мы укажем что переменная с типом данных для целых чисел int, то в нее мы не сможем записать строку или число с точкой.

В ходе программы мы можем записывать новые значения в переменную, но тип данных должен оставаться неизменным:

float some_value = 2.95f;
some_value = 6.9f; // Записали новое значение

Для создания переменной необходимо указать тип данных и назвать её как-угодно. Также можно сразу же добавить к ней значение:

int a = 0; // Добавление значения сразу
byte c; // Создание переменной без значения
short b, y = 342; // Создание нескольких переменных

Для вызова переменной вы можете просто обратиться к ней по имени. Чтобы записать данные в переменную с типом float или double необходимо после числа дописывать букву f или d соответсвенно.

itproger.com

4.2. Виды переменных в психологическом эксперименте

Возможность наблюдения и измерения переменных есть условие применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических переменных. Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера. Это может быть полученная на основе методик психологического наблюдения частота встречаемости тех или иных изменений в поведении испытуемых. Определение переменной в самом общем значении этого слова может звучать следующим образом: переменная – это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены. Проблема измерения переменных с целью построения психологических шкал является предметом другого раздела экспериментальной психологии – психологического шкалирования. Для введения в нормативы экспериментального метода достаточно указать основные виды переменных как уже измеренные, а точнее – методически представленные, и учитывать их роль с точки зрения места в организации эксперимента (роли управления переменными и фиксации результатов с точки зрения установления каузальной зависимости).

4.2.1. Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий

Что может выступать в качестве экспериментального воздействия, или НП, в психологическом эксперименте? Какие изменения реальности можно трактовать как экспериментальные воздействия? Может ли НП в психологическом эксперименте быть сведена к варьируемым условиям? Специфика психологического эксперимента часто имеет следствием тот факт, что ни на один из этих вопросов не может быть дан однозначный ответ. Однако достаточно определенным является перечень признаков НП, руководствуясь которым психолог определяет, выделена ли НП, осуществлялся ли по отношению к ней экспериментальный контроль и, значит, проведено ли действительно экспериментальное исследование (или какое-то другое).

Первый признак НП – управление уровнями воздействующего фактора, т.е. реализация специальных усилий экспериментатора по функциональному контролю переменной, осуществляемых с целью вмешательства в изучаемый процесс. Второй признак – представленность изменений в какой-либо шкале, в первую очередь определение их как качественных или количественных. То обстоятельство, что изменения переменной зависят от способов управления ею исследователем, позволяет рассматривать НП как воздействующий фактор, или экспериментальное воздействие (Х-воздействие).

В предметно разных областях психологического экспериментирования складывались различные представления о том, чем и как психолог может управлять НП в качестве причинно действующей переменной. В русском языке эта управляемая переменная получила название независимой (хотя именно она зависит от экспериментатора), а зависимой переменной называют ту измеряемую переменную, показатели которой при планировании эксперимента рассматриваются в качестве откликов или следствий влияния НП.

Научные школы в психологии отличаются не только по содержательным понятийным основаниям, но и по тому, какие типы экспериментов они ввели в практику психологических исследований. При бихевиористском подходе к организации экспериментального исследования именно управление условиями как стимульными факторами задавало уровни НП. В школе К. Левина исходные позиции теории поля предполагали, напротив, взаимодействие переменных ситуации и личности (в конкретизации ее мотивационных устремлений на уровне гипотетического конструкта «квазипотребности»). Если социально-психологический и психофизический эксперименты и реализовали общую логику экспериментального вывода, то они опирались на существенно разные представления о способах задания (выделения, операционализации) управляемых переменных.

В психофизическом эксперименте в качестве НП предстают в первую очередь так называемые стимульные факторы. Изменяются экспериментально физические параметры стимулов, в соответствии с которыми устанавливаются эмпирически соответствующие им субъективные характеристики. Субъективный ряд ощущений в психофизическом эксперименте измеряется посредством построения шкалы реакций испытуемых (вербальных или невербальных). Реализуемая в психофизическом эксперименте цель измерения (как построения субъективной шкалы) выдвигает на первый план проблему установления количественных законов как представляющих функциональные связи между измерениями стимульных рядов и зависимыми переменными субъективного ряда, но отодвигает на задний план проблему каузальных интерпретаций. Установление вида зависимости (метрика психологического пространства, будь то психофизические или психосемантические измерительные процедуры) не обязательно предполагает ответ на вопрос, почему психофизическая функция имеет тот или иной вид. Поэтому не случайно, что психологическое измерение не только предстает в качестве отдельной совокупности методов, или исследовательских парадигм, но оформляется в виде отдельных учебных дисциплин в специальных пособиях по психометрике, психологическому измерению, экспериментальной психосемантике.

В учебниках по экспериментальной психологии психофизические эксперименты обсуждаются либо в рамках исторических экскурсов, либо в качестве строгих схем, демонстрирующих особенности планирования интраиндивидуальных экспериментов. В данном учебнике тема психологического измерения будет затронута только в одном аспекте – необходимости различать шкалы, отражающие качественные и количественные изменения психологических переменных.

Изменение инструкций – наиболее широко распространенный способ актуального управления стимульными условиями как НП в психологических исследованиях. Задание, которое выполняет человек, при таком способе экспериментирования остается одним и тем же, а экспериментальное и контрольное условия отличаются изменением инструкции.

«Нейтральная» инструкция обычно представлена в контрольном условии, где независимая переменная изображена своим неактивным уровнем. Так, при проведении опытов по решению испытуемыми задач со спичками назначение «нейтральной» инструкции – указать испытуемому цель его действий, обеспечить его включенность в эксперимент, но не подчеркивать той или иной мотивационной направленности его действий.

Экскурс 4.2

Согласно «нейтральной» инструкции от испытуемого требуется найти как можно больше решений проблемной ситуации. Приведем пример из класса так называемых малых творческих проблем [54, с. 36-38]. В инструкции к задаче со спичками говорится: «От вас требуется убрать четыре спички таким образом, чтобы осталось три квадрата. О всех своих действиях сообщайте вслух, называя номера убираемых спичек». Начальной и конечной конфигурациям при такой инструкции соответствуют фигуры расположения спичек на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Условие (А) и результат (Б) решения задачи со спичками.

При самостоятельном формировании целей испытуемыми, или процессе произвольного целеобразования, инструкция продолжается: «Сейчас вам предъявляется другая конфигурация из спичек. Какие изменения в нее можно внести, превратив ее в новую конфигурацию?» (Рис. 4.2.)

Рис. 4.2. Условие (А) и выполнение (Б) задания.

«Нейтральная» инструкция предположительно вызывает такое отношение со стороны испытуемого к ситуации эксперимента, которое называется «мотивация экспертизы». В рамках этого отношения принятие цели – выполнить задание – одновременно означает и готовность хорошо показать себя перед экспериментатором.

В другой – «мотивирующей» – инструкции специальный акцент может быть сделан на том, для чего требуется найти как можно больше решений. Так, в одном случае это будет направленность исследователя на актуализацию у испытуемого его самооценки (если в ней говорится: «Тем самым будет определяться ваш интеллектуальный уровень»). В другом случае мотивирующая инструкция может предполагать мотивацию соревнования с другими, ориентировку на «достиженческую» направленность цели испытуемого (например: «Согласно вашим показателям, мы определим тех, кто поедет на экскурсию в другой город»). Любой мотивирующий акцент в инструкции задает, согласно предположению о таком способе управления мотивацией, как инструкция, более активный уровень независимой переменной «мотивация». Ситуация с активным уровнем НП выступает в качестве экспериментального условия. Экспериментальный эффект определяется по количеству и качеству решений, продемонстрированных испытуемыми в двух группах – соответственно экспериментальной и контрольной.

В книге «Психологические механизмы целеобразования» [54] можно прочитать об эффектах, выявленных при анализе качественных и количественных параметров решения таких «плохо определенных» проблем, в которых процессы целеобразования выступают ведущими и определяют особенности решений. При существенных индивидуальных различиях в решениях задач, при сравнении экспериментальных и контрольных условий выявляется такая тенденция, как повышение эффективности в условиях со специальной «мотивирующей» инструкцией. В этом случае решений больше, а их оригинальность выше.

studfiles.net

2.2 Переменные и типы переменных

Переменныминазывают величины, значения которыхмогут изменятьсяв процессе выполнения программы. Каждая переменная задается своим уникальным именем, построенным по правилам, указанным в начале главы. Максимально возможная длина имени зависит от реализации Паскаля, теоретически можно давать переменным имена вплоть до 63 символов длиной, что едва ли актуально – обычно имена не длиннее 5-10 символов.

Поскольку любые данные в памяти компьютера хранятся в числовой форме и двоичной системе счисления, кроме имени, переменной обязательно следует присвоить и тип, определяющийдиапазон значений, принимаемых переменной, испособ ее обработкимашиной. Поясним сказанное на примере. Как видно из Приложения 1, латинская большая буква ‘A’ имеет десятичный код 65, или 01000001 в двоичном представлении. Без дополнительной информации отипеданных, хранящихся в некоторой ячейке памяти, компьютеру было бы невозможно решить, что именно представляют из себя эти данные – число 65, код символа ‘A’ или что-то еще. В любом языке программирования, в том числе и в Паскале, существует стандартный набор типов, к которым может быть отнесена та или иная совокупность ячеек памяти. Информацию о типах данных Паскаля удобно свести в таблицу. Строки этой таблицы будут упорядочены постаршинству типов, от самого «младшего», требующего наименьшее число байт для представления, и, соответственно, представляющего наименьший диапазон возможных значений, до самого «старшего», представляющего наибольший диапазон значений. В таблице представлены не все возможные, а лишь основные типы данных Паскаля.

Ключевое слово Паскаля

Название и описание типа

Объем памяти, байт

Диапазон возможных значений

Boolean

Логический: хранит одну логическую переменную

1

true иfalse

Char

Символьный: хранит код одного символа из набора ASCII-кодов

1

от 0 до 255 включительно (28=256)

Integer

Целочисленный

2

±215

Word

Целочисленный без знака

2

±216— диапазон вдвое больше, так как 16-й бит не занят под знак числа

Longint

Длинное целое: для представления больших целочисленных значений

4

±231

Real

Вещественное число с точностью представления до 11-12 знака в дробной части

6

~ 2.9*10-39 — 1.7*1038

Double

Вещественное число с точностью представления до 15-16 знака в дробной части

8

~ 5*10-324 – 1.7*10308

String

Последовательность символов типа Charдлиной от 1 до 255

2-256 (данные строки + 1 байт для хранения ее длины)

Любые строки текста, состоящие из печатаемых символов

Теоретически для записи переменной типа Booleanбыло бы достаточно 1 бита, но минимальная адресуемая единица памяти – 1 байт (см. Приложение 1). В этом же Приложении уточните, как именно объем памяти в байтах, выделяемой под переменную, влияет на диапазон представляемых ей значений.

Целочисленные и символьные типы обобщенно называют порядковыми, подчеркивая этим, что данные типы имеют конечный набор значений, которые могут быть упорядочены или перечислены. Напомним, что вещественные значения хранятся в памяти компьютера иначе, чем целые – а именно, как совокупность мантиссы и порядка.

Разумеется, задача правильного выбора типов данных целиком ложится на программиста. Например, если некоторый счетчик в Вашей программе может принимать целочисленные значения от 1 до 100000, неправильно было бы описывать его как переменную типа Integer– ведь 215=32768 и при достижении счетчиком этой величины произойдетсбросего значения, которое станет равно -32768. Разумным в данном случае было бы описание счетчика как переменной типаLongint.

Переменные описываются в программе оператором следующего вида:

var Список1:Тип1;

Список2:Тип2;

. . .

СписокN:ТипN;

Здесь список– набор имен переменных, разделенных запятыми (или одна переменная), атип– любой из рассмотренных выше типов данных. Например, конструкция

var t,r:real;

i:integer;

описывает 2 вещественных переменных с именами tиr, а также целочисленную переменную с именемi. Ключевое словоvarможно и продублировать, но обычно такой необходимости нет. Сокращениеvarобразовано от английского слова «Variable» (переменная).

studfiles.net

Виды переменных в психологическом исследовании — МегаЛекции

Верификация и фальсификация гипотез

Верификацией(от лат. verus — истинный и facere — делать) называется процедура установления истинности тех или иных суждений, подтверждения теоретического знания посредством перечисления всего класса эмпирических референтов или объектов, которые охватываются данным понятием или данной гипотезой. Для установления истинности какого-либо утверждения — например о том, что все вороны черные, — надо провести наблюдение, опрос, эксперимент. В нашем случае придется объехать всю Африку, Азию, Европу и Австралию. Исключение составят Арктика и Антарктида, где вороны не водятся. Если после осмотра всех ворон они окажутся черными и не найдется ни одной белой, то ваше утверждение будет верифицировано, т.е. его истинность подтвердится научными средствами. Можно пойти облегченным путем — обойти места, которые вам доступны, и убедиться, что вокруг только черные вороны. В таком случае нельзя утверждать, что все вороны черные. Придется довольствоваться более скромным суждением — например «некоторые вороны — черные». Ценность такого суждения почти нулевая, поскольку и без всякого осмотра ясно, что часть ворон черные.

Принцип верифицируемости предполагает, что понятие или суждение имеет значение (смысл) только в том случае, когда оно эмпирически проверяемо. Непроверяемы, а значит и бессмысленны, утверждения о том, что все женщины (мужчины) обманывают, или о том, что культура развивается прогрессивно.

Фальсификация —в обычной жизни под этим понимается искажение правды.
Если верификация — это подтверждение истины, то фальсификация — ее искажение.
Фальсификация предполагает, что ученый вместо поиска всех примеров, подтверждающих гипотезу, обнаруживает один-единственный случай, опровергающий ее.. Если вы утверждаете, что все вороны черные, вам достаточно найти одну белую ворону и доказать ее исключительность — тогда вы получите право сказать, что, за редким исключением, все вороны черные.
Оказывается, опровергать гипотезу намного проще и экономичнее, чем ее подтверждать. Если вы утверждаете, что любая социальная группа имеет свою субкультуру, то вы должны либо пересчитать все большие социальные группы (пенсионеров, молодежь, национальные меньшинства, профессиональные группы и т.д.) и доказать, что у каждой есть своя субкультура, либо найти среди них такую, у которой нет своей субкультуры, и сказать, что есть единственная большая социальная группа, которую можно назвать исключением из правил. В первом случае речь идет о верификации, во втором — о фальсификации.



Верификация возникла раньше фальсификации — в первой половине XX в. —и зародилась в недрах Венского кружка позитивистов; фальсификацию изобрел К. Поппер во второй половине XX в. Поппер предупреждал: не считайте, что наука дает окончательную истину — она способна дать лишь частичную истину. Если теорию невозможно опровергнуть, то, по мнению Поппера, она стоит вне науки. Настоящая же наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания.

 

Планирование контроля «эффектов экспериментатора» в психологическом исследовании.

Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. В этой совместной деятельности обе стороны имеют свои мотивы и цели участия в эксперименте, и эти мотивы и цели могут стать причинами артефактов эксперимента.Под артефактами принято понимать результаты исследования объектов, возникающие иногда вследствие воздействия на объекты самих условий исследования (которые экспериментатор по каким-либо причинам не способен учесть, а потому склонен считать результат итогом организованных им воздействий, т. е. принимать артефакт за факт). Корень «арте» означает «искусственный», то есть артефакт – это «искусственно созданный факт». Причину этой искусственности исследователь может либо не осознавать – и тогда он принимает артефакт за факт, либо осознавать – и тогда он ищет причину артефакта с тем, чтобы превратить его в факт. В классическом естественно-научном эксперименте идеальным экспериментатором мог бы считаться автомат. Но поскольку в психологии это сделать невозможно, психолог должен учитывать то, что любой экспериментатор, в том числе и он сам, совершает ошибки, т.е. невольные отклонения от идеального эксперимента. Часть из них поправима, но существуют устой­чивые тенденции поведения экспериментатора, которые являются следствием бес­сознательной психической регуляции поведения. Дело в том, что исследователь – как живой человек – заинтересован в подтверждении (или опровержении) своей гипотезы, поэтому он может неосознанно вносить искажения в ход эксперимента и интерпретацию данных, добива­ясь, чтобы испытуемый «работал под гипотезу». Такие действия экспериментатора – источник артефактов. Американский психолог Розенталь назвал это явление «эффектом Пигмалиона».

Исследователь, заинтересованный в подтверждении теории, действует непроиз­вольно так, чтобы она была подтверждена. Можно контролировать данный эффект. Для этого следует привлекать к проведению исследования экспериментаторов-ассистентов, не знающих его целей и гипотез. Полноценный контроль — перепро­верка результатов другими исследователями, критически относящимися к гипотезе автора эксперимента. Однако и в этом случае мы не гарантированы от артефактов — контролеры такие же грешные люди, как и автор эксперимента.

Все экспериментаторы мечтают об «идеальном испытуемом». «Иде­альный испытуемый» должен обладать набором соответствующих психологических качеств: быть послушным, сообразительным, стремящимся к сотрудничеству с экс­периментатором, работоспособным, дружески настроенным, неагрессивным и лишенным негативизма. Модель «идеального испытуемого» с социально-психологиче­ской точки зрения полностью соответствует модели идеального подчиненного или идеального ученика. Разумный экспериментатор понимает, что эта мечта неосуществима. Однако если поведение испытуемого в эксперименте отклоняется от ожиданий исследова­теля, он может проявить к испытуемому враждебность или раздражение.

Ожидания экспериментатора могут привести его к неосознанным действиям, мо­дифицирующим поведение испытуемого. Розенталь, наиболее известный специа­лист по проблеме воздействия личности исследователя на ход исследования, уста­новил, что значимое влияние экспериментатора на результат эксперимента выявле­но: в экспериментах с обучением, при диагностике способностей, в психофизичес­ких экспериментах, при определении времени реакции, проведении проективных тестов (тест Роршаха), в лабораторных исследованиях трудовой деятельности, при исследовании социальной перцепции.

Каким же образом испытуемому передаются ожидания экспериментатора?

Поскольку источник влияния — неосознаваемые установки, то и проявляются они в параметрах поведения экспериментатора, которые регулируются неосознан­но. Это в первую очередь мимика и пантомимика (кивки головой, улыбки и пр.). Во-вторых, важную роль играют «паралингвистические» речевые способы воздействия на испытуемого, а именно: интонация при чтении инструкции, эмоциональный тон, экспрессия и т.д. В экспериментах на животных экспериментатор может неосо­знанно изменять способы обращения с ними.

Особенно сильно влияние экспериментатора до эксперимента: при вербовке испытуемых, первой беседе, чтении инструкции. В ходе эксперимента большое значе­ние имеет внимание, проявляемое экспериментатором к действиям испытуемого. По данным экспериментальных исследований, это внимание повышает продуктив­ность деятельности испытуемого. Тем самым исследователь создает первичную установку испытуемого на эксперимент и формирует отношение к себе.

Планирование контроля «эффектов испытуемого» в психологическом эксперименте.

Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого: среди наиболее известных причин артефактов этого типа – «эффект плацебо», «эффект Хотторна», «эффект аудитории», «эффект фасада» и стремление к позитивной саморепрезентации.

Эффект плацебо: «Плацебо – нейтральное вещество, используемое в экспериментах для контроля». Эффект осно­ван на механизмах внушения и самовнушения.

Эффект Хотторна впервые описан при проведении социально-психо­логических исследований на фабриках в местечке Хотторн. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испы­туемыми как проявление внимания к ним лично. В результате участники иссле­дования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.

Эффект ауди­тории (социальной фасилитации = усиления): присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение испытуемых. Были ус­тановлены такие зависимости: 1. Чем бо­лее компетентен и значим наблюдатель, тем сущест­веннее эффект его присутствия. 2. Влияние тем больше, чем труднее задача. 3. Плохо освоенные навыки в присутствии значимого наблюдателя ухудшаются, продуктивность хорошо освоенной деятельности по­вышается. 4. Соревнование, совместная деятельность, увеличение количе­ства наблюдателей усиливает эффект (как положительную, так и от­рицательную тенденцию). 5. «Тревожные» испытуемые при выполнении сложных и новых интеллектуальных заданий испытывают боль­шие затруднения, чем эмоционально стабильные личности. 6. Действие «эффекта аудитории» хорошо описывается законом Йеркса – Додсона (зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.)

Эффекта фасада (желание социального одобрения) – стремление выглядеть лучше (испытуемый дает ответы, которые, по его мнению, более высоко оцениваются экспериментатором, сотрудничает с экспериментатором).

Стремление к позитивной само­репрезентации, т.е. стремление испытуемого выглядеть в собственных глазах как можно лучше, «не потерять лица» перед самим со­бой в непривычной и неестественной ситуации эксперимента.Мотив саморепрезентации очень трудно контролировать, посколь­ку не определены условия, в которых он проявляется, и направле­ние его влияния на экспериментальные результаты. Мотив саморепрезентации взаимодействует с мотивом социального одобрения: испытуемые особенно стремятся проявить себя «лучшим образом» тогда, когда экспериментатор не может их непосредственно уличить во лжи. Например, если испытуемых попросить дать оценку своего интеллекта, она особо завышается тогда, когда экспе­риментатор не собирается «проверять» их интеллект. Если же ис­пытуемым известно, что после субъективного оценивания своего ин­теллекта им придется выполнять тест на интеллект, они оценивают его значитель­но ниже.

Для контроля влияния мотивации испытуемого и эффектов обще­ния на результаты эксперимента существуют ряд специальных ме­тодических приемов. Перечислим их и дадим характеристику каж­дому.

1. «Двойной слепой опыт» или «плацебо вслепую». Он комбинируется из двух «слепых» экспериментов: в одном из них «слепым» является экспериментатор, в другом – испытуемый. В обоих случаях подби­раются идентичные контрольная и экспериментальная группы, экс­периментальная группа получает экспериментальное воздействие, контрольная – «нулевое» (плацебо).

Но в первом случае экспе­риментатор не знает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию, и этим устраняется влияние его мотиваций на испытуемых. Существуют мо­дификации этого плана, например, экспери­мент проводит не сам экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается, ка­кая из групп подвергается реальному воздействию.

Эксперимент, в котором «слепым» остается испытуемый, является реализацией идеи плацебо: испытуемый не знает, участником какой группы – экспериментальной или контрольной – он является, а потому не знает, какое на него оказывается воздействие, реальное или «нулевое» и, следовательно, не может вести себя «правильно». Соединение этих двух экспериментальных планов и дает «двойной слепой опыт», который позво­ляет элиминировать как эффект ожиданий испытуемого, то есть эффект Хотторна, так и мотивации экспериментатора, то есть контролирует эффект Пигмалиона, о котором речь пойдет далее.

Психофармаколог.Бичер исследовал с помощью этого экс­периментального плана влияние морфия на болевую чувствитель­ность. Работая по схеме «плацебо вслепую», он не смог различить данные контрольной группы от данных экспериментальной. Когда же он провел эксперимент традиционным способом, то получил клас­сические различающиеся кривые.

2. «Метод обмана». Экспериментатор придумывает ложные цель и гипотезу исследо­вания, независимые(ортогональные) от основных. Выдуманные цель и гипотеза – «когнитивное плацебо» – сообщаются испытуемым. Вариант «метода обмана» – простое сокры­тие истинных целей и гипотезы эксперимента, но тогда эта перемен­ная становится неконтролируемой, поэтому «когнитивно­е плацебо» предпочтительнее.

3. Метод «скрытого» эксперимента (еще один вариант «метода обмана»): испытуемый не подозревает о своем участии в иссле­довании в качестве испытуемого. Использование этого метода порождает этические проблемы в связи с полной подконтрольностью испытуемого, который является объектом манипуляции. Эта модель наиболее часто применяется в детской психологии, психологии развития и педагогичес­кой психологии. В этих случаях проблема манипуляций стоит менее остро, так как дети подконтрольны взрослым. Однако необходимо заручиться согласием родителей либо лиц, опекающих ребенка, на такое исследование. Главная трудность проведения такого эксперимента – учет не­контролируемых переменных, поскольку этот эксперимент может быть лишь натурным: по сути он является модификацией «естественного эксперимента» А.Ф.Лазурского.

4. Метод независимого измерения зависимых параметров. Трудно реализуем на практике, поскольку. эксперимент проводится с испытуемым по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например, при контроле результатов учебной или трудовой деятель­ности бывшего испытуемого.

5. Контроль восприятия ситуации испытуемым с помощью постэкспериментального интервью. К сожалению, данные, получаемые при постэкспе­риментальном опросе, позволяют лишь отбраковать неудачные про­бы или учесть эту информацию при интерпретации результатов экс­перимента, когда уже ничего нельзя исправить.

 

 

Виды переменных в психологическом исследовании

Эксперимент отличается от наблюдения вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего целенаправленное манипулирование факторами и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Факторы, участвующие в экспериментальном исследовании, называются переменными.

Они подразделяются на два типа: НЕЗАВИСИМАЯ переменная и ЗАВИСИМАЯ переменная. Переменная, которой манипулируют, подвергают изменению, называется независимой переменной.

 

Независимая переменная — это некое условие, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменения независимой переменной, называется зависимой переменной.

Иными словами, эксперимент — это метод исследования, при котором исследователь изучает влияние одного класса переменных (независимых переменных) на другой класс переменных (зависимых переменных). При этом предполагается, что зависимая переменная должна изменяться как функция изменений независимой переменной. Измеряемые изменения зависимой переменной рассматриваются как «зависимые» от манипулирования независимой переменной.

Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

1. Независимая переменная

2. Зависимая переменная

3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Понятие переменной

Программа оперирует информацией, представленной в виде различных объектов и величин. Переменная – это символическое обозначение величины в программе. Как ясно из названия, значение переменной (или величина, которую она обозначает) во время выполнения программы может изменяться.

С точки зрения архитектуры компьютера, переменная – это символическое обозначение ячейки оперативной памяти программы, в которой хранятся данные. Содержимое этой ячейки – это текущее значение переменной.

В языке C++ прежде чем использовать переменную, ее необходимо объявить. Объявить переменную с именемxможно так:int x;

В объявлении первым стоит название типа переменной int(целое число), а затем идентификаторx– имя переменной. У переменнойxесть тип – в данном случае целое число. Тип переменной определяет, какие возможные значения эта переменная может принимать и какие операции можно выполнять над данной переменной. Тип переменной изменить нельзя, т.е. пока переменнаяxсуществует, она всегда будет целого типа.

Язык C++ строго типизированный язык. Любая величина, используемая в программе, принадлежит к какому-либо типу. При любом использовании переменных в программе проверяется, применимо ли выражение или операция к типу переменной. Довольно часто смысл выражения зависит от типа участвующих в нем переменных.

Например, если записать x+y, гдеx– переменная, то переменнаяyдолжна быть одного из числовых типов.

Соответствие типов проверяется во время компиляции программы. Если компилятор обнаруживает несоответствие типа переменной и ее использования, он выдаст ошибку (или предупреждение). Однако во время выполнения программы типы не проверяются. Такой подход, с одной стороны, позволяет обнаружить и исправить большое количество ошибок на стадии компиляции, а, с другой стороны, не замедляет выполнения программы.

Основные типы данных

В языке C++ существует несколько стандартных основных типов данных. Основные типы, наиболее непосредственно отвечающие средствам аппаратного обеспечения, такие:

char short int long float double

Первые четыре типа используются для представления целых, последние два – для представления чисел с плавающей точкой. Переменная типа char имеет размер, естественный для хранения символа на данной машине (обычно, байт), а переменная типа int имеет размер, соответствующий целой арифметике на данной машине (обычно, слово). Диапазон целых чисел, которые могут быть представлены типом, зависит от его размера. В C++ размеры измеряются в единицах размера данных типа char, поэтому char по определению имеет размер единица.

Для определения данных целого типа используются различные ключевые слова, которые определяют диапазон значений и размер области памяти, выделяемой под переменные.

Тип Размер памяти в байтах Диапазон значений

char1 от -128 до 127

int2 от -32768 до 32767

short2 от -32768 до 32767

long4 от -2 147 483 648 до 2 147 483 647

unsigned char 1 oт 0 до 255

unsigned int 2 от 0 до 65535

unsigned short2 от 0 до 65535

unsigned long4 от 0 до 4 294 967 295

Для переменных, представляющих число с плавающей точкой используются следующие модификаторы-типа: float, double, long double.

Величина с модификатором-типа float занимает 4 байта. Из них 1 байт отводится для знака, 8 бит для избыточной экспоненты и 23 бита для мантиссы. Отметим, что старший бит мантиссы всегда равен 1, поэтому он не заполняется, в связи с этим диапазон значений переменной с плавающей точкой приблизительно равен от 3.14E-38 до 3.14E+38.

Величина типа double занимает 8 бит в памяти. Ее формат аналогичен формату float. Биты памяти распределяются следующим образом: 1 бит для знака, 11 бит для экспоненты и 52 бита для мантиссы. С учетом опущенного старшего бита мантиссы диапазон значений равен от 1.7E-308 до 1.7E+308.

studfiles.net

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *