Учебный рисунок. Материалы и инструменты для рисования
Учебные помещения для рисунка, как правило, имеют специальное оборудование, состоящее из различных по величине мольбертов, предметных плоскостей для постановки натуры, набора учебного реквизита (гипсовых слепков геометрических тел, орнаментов, архитектурных деталей, отдельных частей и полной фигуры человека, натюрмортного фонда, включающего предметы быта, керамики, муляжные фрукты и овощи, драпировки и т. д.), методических пособий, поясняющих то или другое задание, различных осветительных приборов.
Для успешного закрепления навыков, полученных на занятиях в учебной аудитории, необходима самостоятельная работа учащегося в домашних условиях. Для самостоятельной и систематической работы над рисунком надо иметь мольберт. Он может быть заменен планшетом, поставленным на стул. Изготовить планшет можно следующим образом: сначала делают подрамник из реек сечением 25х20 см, затем обшивают его с лицевой стороны фанерой или оргалитом и шлифуют. Углы фиксируют металлическими или фанерными уголками.
Рисунок различается по материалу, в котором он исполнен. Правильно выбранный материал, знание его свойств и особенностей, свободное владение им во многом определяют всю дальнейшую работу над рисунком.
Самым распространенным материалом для выполнения рисунка является карандаш. Это слово пришло к нам из тюркского языка (kara — черный и tas или das — камень). Появившиеся на рубеже XVIII-XIX вв. графитные карандаши изготавливали из минерального графита с примесью специальных сортов глин. Современная промышленность изготавливает графитные карандаши различной твердости. Они маркируются буквами B, M (мягкий), H, T (твердый), F (средний) и цифрами, показывающими степень мягкости или твердости. Рисунки, выполненные графитными карандашами, имеют серый тон с легким блеском.
С XV в. известны итальянские карандаши. Они изготавливались из порошка пигмента жженой кости, который скреплялся растительным клеем, и напоминали своими свойствами прессованный уголь. Сейчас наша промышленность выпускает карандаш «Ретушь», отдаленно напоминающий его. Тон на рисунку, выполненном итальянским карандашом, черный бархатистый, глубокий и матовый. До XVI в. художники широко применяли свинцовые и серебряные карандаши. Изготовленные из свинца или серебра, а иногда из сплавов с другими металлами, они представляли собой тонкую проволоку, вставленную в особой футляр. Штрихи, нанесенные этими карандашами, не стираются и не пачкаются. Рисунков, выполненных ими, осталось мало, но они привлекают особым своеобразием и тонкостью проработки деталей. Применяют для работы над рисунком и другие мягкие материалы — уголь, сангину, соус и т. д., но в данном учебном пособии мы ограничимся лишь рассмотрением карандашной техники.
Для занятий рекомендуется иметь набор карандашей T (H), TM (НВ), F, 2M (2B). Затачивать карандаш необходимо с противоположного от маркировки конца небольшим ножом. Выступающий графит должен быть не менее 1 см.
Для выполнения рисунка очень важно правильно выбрать бумагу. Поверхность бумаги должна всегда соответствовать материалу. Для длительного рисунка карандашом лучше взять гладкую плотную бумагу. Угольный рисунок лучше всего вести на шероховатой бумаге. Для соуса и сангины выбирается такая же бумага.
Работая карандашом, очень большой формат листа брать не следует, так как обрабатывать большие плоскости очень трудно и долго. Лучше работать на бумаге, натянутой на планшет и подобранной под материал, которым работаешь. Правильно выбранный и умело использованный материал сделает рисунок интересным и выразительным. Иногда приходится удалять с рисунка плохо нарисованные места резинкой. Она должна быть мягкой, разрезанной по диагонали. Самым удобным и простым материалом для учащихся является графитный карандаш. Линейно-конструктивный рисунок на хорошо приклеенной бумаге лучше выполнять твердым или средней мягкости карандашами T(H), TM (HB, F), тональное решение длительного рисунка — мягкими карандашами М (В), 2М (2В). На плохой бумаге твердым карандашом работать вообще нельзя.
Кроме набора карандашей и резинки, необходимо запастись кнопками для крепления бумаги к мольберту (также подойдет малярный скотч), ножом или резаком для заточки карандашей. Резиновая губка, или «клячка», поможет убрать лишнюю «грязь» с рисунка. Все это должно храниться в одном месте и использоваться по назначению. Можно использовать пенал или коробку, на крышку которой приклеивают наждачную бумагу, необходимую для постоянного поддержания грифеля в остром состоянии.
Работать над рисунком следует аккуратно и внимательно, рисовать от 30 минут до трех часов каждый день. Обязательно следить за правильной посадкой, за освещением натуры, рисунка и другими факторами, влияющими на качество выполняемой работы. Хорошо бы организовать дома постоянное рабочее место. Если нет специального предметного столика, стоящего у стены, и объект для рисования расположен на столе или стуле, то необходимо за ним ставить небольшой лист картона, плотной бумаги или фанеры — это отделит изображаемый предмет от окружающего пространства. Освещать рисуемый предмет следует одним направленным источником света (настольная лампа и др.) и следить, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Освещение листа бумаги, на котором создается изображение, должно быть равномерным (желательно слева), тень от руки с карандашом не должна мешать при рисовании. Сидеть необходимо на расстоянии вытянутой руки от планшета и на расстоянии одного-двух шагов (в зависимости от размера изображаемого объекта) от натуры. Лист бумаги прикрепляется к планшету так, чтобы перпендикуляр из его середины приходился в переносицу рисующего.
Необходимо научиться правильно держать карандаш. На рисунке показаны три положения кисти и пальцев рисующего при различных этапах работы. В основном карандаш держат два пальца — указательный и большой, средний палец поддерживает карандаш снизу. Держать карандаш необходимо дальше от грифеля. Ноготь мизинца опирается на плоскость листа бумаги.
Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.
Техники использования рисунка тона карандашом
Техники работы с тоном
Оглавление
- 1 Техники работы с тоном
- 2 ЗАТЕНЕНИЕ
- 3 Свет и натура
- 4 Система тональных отношений
- 5
- 6 Растушевка карандашом
- 7 Уголь и мел
- 8 Тональные упражнения
- 9
- 10 Затенение: пятна, тона и штриховка
- 11 Работа со штриховкой
- 12
- 13 Поиск нужного тона
- 14 Равномерное затенение
- 14. 1 Больше о рисунке карандашом тут:
Умение сочетать линию и тон расширяет диапазон творческих возможностей рисовальщика. Изучение света и тени позволяет приблизиться к лучшему пониманию того, что делает изображение реалистичным.
Изучение и проработка тональных отношений подразумевают под собой наблюдение за тем, как различаются тона и оттенки на натуре, как соотносятся между собой, какие части натуры и соответственно изображения светлее, а какие – темнее.
Чтобы передать игру светотени на натуре, надо выработать систему градаций тона, от светлого к темному, которые придадут рисунку ощущение вещественности, глубины и объема. Делая набросок, даже линейный, с натуры, важно думать о ней как о наборе пятен, отличающихся друг от друга в зависимости от освещенности определенных областей.
Хороший тональный рисунок не может держаться на одном лишь резком контрасте между светом и глубокими тенями. Вместо этого, нужно добиться постепенной растяжки тона, с плавными переходами между ними.
ЗАТЕНЕНИЕ
Затенение – подход, при котором вы более или менее равномерно покрываете рисунок или его область тоном. Применение разных способов затенения требует практики, поскольку является одним из фундаментальных способов моделирования форм и объемов объектов.
Свет и натура
Глядя на натуру, вы должны приучиться подмечать определенные вещи. При достаточном освещении, все элементы композиции могут быть сгруппированы в пятна, в зависимости от того, как они освещены. Цвета и формы отдельных предметов не играют роли.
Чтобы изучить направление падения света, определите самые темные и самые светлые зоны, точки максимальной освещенности. Следующим шагом – найдите градации тонов между этими двумя крайностями. Средние тона находятся по принципу того, что один объект темнее или светлее другого, то есть это всегда отношения в сравнении.
Если ваша натура освещена искусственным источником света, понаблюдайте за углом и направлением его падения и определите, какие зоны наиболее и наименее освещены.
После линейного рисунка, проработка теней – важнейший инструмент в создании иллюзии объема.
Система тональных отношений
Прорабатывая более и менее освещенные зоны, вы устанавливаете систему тональных отношений в вашем рисунке. Это поможет вам понять и распределить тона. Определение темных зон дает возможность наметить формы отдельных объектов: они начинают проявляться, когда вы закладываете самые резкие тени. Они и будут соответствовать самому глубокому тону.
Работая плоской стороной палочки угля, вы можете быстро заложить первое тональное пятно.
Только проработанные тональные отношения придают рисунку живописность и завершенность. Контраст между светом и тенью создает иллюзию объема и глубины. Чтобы добиться этого, необходимо научиться работать с тональным градиентом.
Не забывайте, что самые темные тона будут находиться в тенях на переднем плане. Чем дальше к горизонту, тем они будут более мягкими и воздушными.
Растушевка карандашом
Есть два способа затенения с помощью карандаша. Первый – используя мягкий карандаш, набрать нужный тон с помощью вариаций давления. Самые распространенные способы работы – с помощью вертикальных движений, перпендикулярных нижнему краю листа, и с помощью диагональных.
Диагональные движения даются руке легче всего, поэтому такое затенение наиболее популярно в рисунке. Другой способ – используя более твердый карандаш, накладывать друг на друга постепенно затемняющиеся слои.
Для любого такого затенения, чтобы добиться равномерного покрытия и гладкой текстуры, важно нажимать на карандаш с одинаковой силой и двигаться с одинаковой скоростью.
Уголь и мел
Наиболее популярный подход к работе углем и мелом – проводить по листу палочкой, приложенной к листу горизонтально, его боковой стороной, что позволяет добиться широкого и насыщенного пятна, сквозь которое будет просвечивать бумага.
Глубина тона будет зависеть от силы вашего давления. Вы можете покрывать зону до тех пор, пока текстура бумаги не пропадет под слоем пигмента. Можно смягчить тон, размазывая его – так же, как если бы вы работали с графитом. Мягкое затенение с едва ощутимым прикосновением материала к листу позволит создавать плавный и мягкий тональный градиент.
Сверху простейшие примеры затенения с использованием графитового карандаша, угля и мела на гладкой бумаге:
(А) равномерное затенение боковой поверхностью палочки сангины, (В) классическое затенение притупленным графитным карандашом или палочкой, (С) равномерное затенение боковой поверхностью прямоугольной графитовой палочки, (D) затенение сангинным карандашом, (E) затенение масляным карандашом, (F) текстурированное затенение, сделанное с помощью палочки угля, (G) равномерное затенение при использовании боковой поверхности палочки угля.
Тональные упражнения
Выберите какой-нибудь простой объект или натуру и постарайтесь решить ее с помощью разных техник затенения. Для начала примените его, чтобы создать разные формы. После этого – обязательно работая лишь одним цветом – попытайтесь с помощью блоков разных тонов (от трех до пяти градаций будет достаточно) передать формы объектов, вне зависимости от того, различимы ли тона на натуре.
Упростив натуру до трех-пяти тонов, попытайтесь взглянуть на тональные зоны как на некие абстрактные пятна, и оставьте некоторые зоны неопределенными, чтобы взгляд мог сам дополнить их.
Не забывайте, что часто самые эффектные рисунки также самые лаконичные. С опытом вы сможете передавать и прорабатывать более широкий спектр тонов, который, примененный к натуре, позволит вам передавать более интересную игру светотени. Овладение техниками затенения также позволит вам создавать более объемные рисунки.
Внизу представлены примеры самых распространенных техник затенения: (А) классическое затенение с опорой на штриховку, (В) сплошное затенение скошенной графитной палочкой, (С) затенение с помощью протягивания по листу горизонтально расположенной палочки угля и (D) растушевка с помощью угля.
Самый быстрый способ затенения без особых тональных вариаций – обычная штриховка.
Чтобы передать разнообразие тонов, рекомендуется делать однородные заливки тоном. Если нужно, в одной работе вы можете использовать разные техники затенения.
Затенение: пятна, тона и штриховка
Система тональных отношений в рисунке может быть установлена благодаря свету и тени на натуре. Мы приписываем определенный тон каждой области и соотносим ее с тем, как много света на нее попадает.
Начните закладывать тени без отчетливых линий и штрихов.
Для начала стоит пройтись в теневых зонах боковой поверхностью угля, графита или мела. Когда вы попрактикуйтесь некоторое время, вы сможете лучше ориентироваться выстраивании тональных отношений в рисунке. После этого будет легче перейти к штриховке.
Затенение отдельными штрихами – прием, который может быть особенно полезен при работе на пленэре, когда вам нужно нарисовать скетч с натуры. Не забывайте следить за направлением штрихов, это позволит вам более точно и выразительно передать ваш объект.
Закладывание пятна, в котором практически нет градиента – это первый и самый простой шаг в работе с тенью. Ваша цель здесь – уменьшить количество белой бумаги.
Работа со штриховкой
Можно покрыть поверхность листа путем постоянного воспроизведения коротких линий – штриховкой. Есть множество способов делать это. Вы можете выбрать подход со штриховкой разной степени плотности, или же другой– когда штрихи накладываются друг на друга в разных направлениях. Конечный тон будет зависеть от разных факторов: расстояния между штрихами, давлении на карандаш и самого типа штриховки.
Если вы начинающий рисовальщик, попытайтесь набирать тон в тенях постепенно, медленно и аккуратно накладывая друг на друга слои пигмента. Вот четыре примера такой работы, выполненные разными материалами: (А) графит, (В) мел, (С) сангина, (D) уголь. Последнее пятно в каждом ряду демонстрирует разницу между первым – самым светлым слоем – и самым темным финальным.
Чтобы исправить что-то, вы можете выбрать тон с помощью ластика. Придерживайте бумагу, чтобы она не помялась. Работу в тонах стоит начинать с легкого тона, поскольку его легче стереть.
Поиск нужного тона
Если вы набрали более темный тон, чем считаете нужным, можно и нужно или растушевать его или слегка стереть. Поскольку частое затирание вредит поверхности бумаге, рекомендуется накладывать слои пигменты мягче, чем вам могло бы казаться нужным, поскольку гораздо легче будет добиться нужной глубины тона, накладывая несколько слоев пигмента, а не стирая излишек.
Равномерное затенение
Уголь и другие мягкие материалы могут быть легко использованы для того, чтобы покрыть лист равномерно, без линий или штрихов. Возьмите палочку угля, мела или сангины и рисуйте, держа его боковой поверхностью к листу, ровными движениями создавая сплошной тон.
Такой метод позволяет добиться более атмосферного затенения, а также хорошо сохраняет текстуру бумаги, давая возможность избежать резких линий и контуров.
Равномерное затенение – без видимых штрихов – производится мягким втиранием пигмента в лист. Часто это позволяет добиться очень качественного затенения и тонального градиента.
Больше о рисунке карандашом тут:
Как рисовать уши: 5 простых шагов
Как рисовать нос человека
Равновесие и ритм в академическом рисунке
Композиция в академическом рисунке карандашом
Метод Лоррена: гармония в композиции
Что такое академический рисунок как классическое искусство?
Летний набор на курсы академического рисунка
Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.
Обучение академическому рисунку — теория света, полутона и тени
Предварительная подготовка к курсам рисования карандашом
Упражнения по академическому рисунку
Правила линейной перспективы и их применение на курсах рисунка карандашом
Курс рисунка карандашом эллипса и круга — как рисовать подобные фигуры?
Как рисовать окружность на курсах рисунка каранадашом
Практическое занятие по наброскам фигуры на курсах рисунка карандашом
Описание академического рисунка губ человека с примерами набросков — программа для среднего и высшего уровня подготовки.
Академический рисунок губ человека карандашом
Заметки о перспективе в японском искусстве
Курсы рисунка кистей рук карандашом.
Как рисовать кисти рук: Конструкция
Рисунок фигуры человека карандашом
Академический рисунок фигуры человека
Курсы рисунка шара карандашом
Учитесь рисовать портреты? Начните с шара
Как рисовать углем, графитовым карандашом?
Рисование графитовым карандашом: линия, свойства, контроль
Уголь, материал для академического рисунка
Уголь — материал академического рисунка
Как научиться рисовать цветными карандашами мы покажем тут
Курсы рисунка цветными карандашами.
Обучение профессиональному штриху на курсе рисунка карандашом для взрослых
Постановка профессиональных линий в рисунке карандашом
Академический рисунок пером и тушью
Как штриховать расскажет курсы рисунка карандашом
Научитесь рисовать натюрморт разными материалами
Курсы рисунка карандашом шара
Графитовый карандаш | Искусство средней школы
Графитовый карандаш Натюрморт Проект
Описание проекта:
Учебная программа для учащихся 6-8 классов посвящена некоторым элементам и принципам дизайна. Элементы, которые изучаются в классе, помогут создать основу художественного опыта учащихся в средней школе. Линия, тон, цвет, текстура и повторение исследуются в различных проектах, выполненных в классе. Студенты будут развивать наблюдательность и технические навыки в рисовании, живописи, гравюре, скульптуре и различных других художественных средствах.
Цели обучения:
Учащийся будет:
— Находить и создавать произведения искусства на основе элементов искусства и принципов искусства.
— Продемонстрируйте на своих рисунках, как использовать элементы искусства, чтобы показать движение и выразить чувства.
— Распознавайте, сравнивайте и используйте различные материалы для создания своих произведений искусства.
— Воспитывать уважение и признательность к творчеству художников, в том числе к творчеству одноклассников.
— Распознавайте и сравнивайте различия в нескольких художественных средах.
— Создание репрезентативного и абстрактного искусства.
— Научитесь создавать глубину в двухмерном изображении, используя одно- и двухточечную перспективу.
— Обменивайтесь мыслями, чувствами и переживаниями с другими через искусство.
— Понимать термины, которые являются основными для художественных средств массовой информации, процедур и методов, а также оценки искусства.
— Ведите альбом для рисования для различных заданий по рисованию, чтобы совершенствовать свои зрительно-моторные способности и навыки рисования.
Прочное понимание:
Учащиеся 6–8-х классов разовьют понимание того, как генерирование идей и планирование могут привести к выразительным творениям. Студенты также лучше поймут, как теория цвета влияет на художников. Художники будут передавать смысл через изобразительное искусство.
Основные вопросы:
Какие четыре техники смешивания используются при создании натюрморта?
Что делает композицию успешной?
Что такое теория цвета?
Как художник начинает свою работу?
Каковы элементы и принципы дизайна?
Рубрика:
Рубрика стала популярной среди учителей как средство сообщения об ожиданиях от задания, предоставления целенаправленной обратной связи о незавершенной работе и оценки конечных продуктов. Критерий — это документ, который формулирует ожидания от задания, перечисляя критерии или то, что имеет значение, и описывая уровни качества от отличного до плохого.
Рубрики часто используются для оценки работ учащихся, но они могут выполнять и другую, более важную роль: Рубрики могут обучать, а также оценивать. При использовании в рамках формирующего, ориентированного на учащихся подхода к оцениванию рубрики могут помочь учащимся развить понимание и навыки, а также сделать обоснованные суждения о качестве своей работы. Учащиеся должны иметь возможность использовать рубрики во многом так же, как их используют учителя — для разъяснения стандартов качественной работы и для направления постоянной обратной связи о прогрессе в достижении этих стандартов.
Рубрику проекта «Натюрморт» можно посмотреть, скачать и распечатать ниже. Наслаждайтесь
Значение:
Яркость или темнота тонов или цветов. Белый — самое светлое значение; черный самый темный. Значение на полпути между этими крайними значениями называется средним серым цветом.
Художник: Дж. Д. Хиллберри
Дж. Д. Хиллберри обладает природными способностями и сильным желанием рисовать, которые проявились в его жизни рано. Выросший в Вайоминге, он начал разрабатывать свои собственные методы смешивания древесного угля и графита, чтобы придать своим рисункам фотореалистичный вид. JD использует эту монохромную среду, чтобы сосредоточить внимание зрителя на драме света, тени и текстуры без дополнительного влияния цвета. На протяжении всей своей карьеры он пытался раздвинуть границы реалистического выражения с помощью рисунка. После переезда в Колорадо в 1989, Хиллберри начал экспериментировать с trompe l’oeil рисунками. Традиционно этот тип художественных работ выполняется маслом, но ему удалось передать изображения настолько реалистично, что они обманывают глаз, заставляя думать, что реальные объекты отображаются в рамке с тенями. Работая в своей студии в Эри, штат Колорадо, Джей Ди Хиллберри продолжает расширять представление публики о рисовании.
Демонстрация проекта
Материалы для проекта:
Для выполнения этого задания учащемуся потребуются следующие материалы:
— Карандаш (4H, 2H, H, F, HB, 2B, 4B, 6B, 9XXB)
— Бумага
— Ластик
— Защитный ластик
— Полный спектр Таблицы ценности
— Палочки для смешивания
Возвращение к старой школе
Школьники, растущие в эпоху цифровых технологий, быстро переключаются с одного поста в социальной сети, TikTok или мема на другой. Рисование карандашом дает возможность тренировать мыслительные (или когнитивные) колеса ребенка, задействуя пространственные, визуальные и моторные навыки, чтобы улучшить внимание и концентрацию. Это особенно полезно для развития молодых умов, но на самом деле преимущества распространяются далеко за пределы этой возрастной группы.
У большинства из нас рисование ассоциируется с детьми дошкольного возраста, но, как пишет Роберт Фулгам в статье «Все, что мне нужно знать, я узнал в детском саду», оно также занимает место в нашей жизни по мере нашего взросления «Живите сбалансированной жизнью – учитесь чему-то и рисуйте». кто-то рисует, кто-то поет, танцует, играет и работает каждый день…».
Исследователи из Университета Ватерлоо в Онтарио недавно проверили память 24 студентов университета и взрослых в возрасте 65 лет и старше. Все участники продемонстрировали лучшую память на нарисованные слова — запоминая в среднем два нарисованных слова на каждое написанное.
Рисование может играть важную роль в школьном обучении, а также на рабочем месте с помощью популярных бизнес-инструментов, таких как визуальное картографирование.
Повторяющиеся движения, связанные с «рисованием», также вызывают успокаивающую реакцию расслабления, замедляют частоту сердечных сокращений и синхронизируют координацию рук и глаз.
Перед тем, как приступить к созданию своего шедевра, обратите внимание на 3 момента, когда дело доходит до выбора принадлежностей для рисования.
Выбор лучшего карандаша
Впервые использованные в 1500-х годах, карандаши на протяжении веков эволюционировали из необработанных графитовых палочек. Распространенным заблуждением является то, что сердцевина карандаша сделана из свинца, однако это никогда не было так, поскольку рудиментарные формы химии того времени предполагали, что обнаруженные отложения графита имеют свинцовое происхождение. Несмотря на это, сердцевина современных карандашей по-прежнему называется «грифельной», несмотря на то, что обычно она состоит в основном из графита, что делает ее не содержащей свинца и полностью безопасной для повседневного использования.
Карандаши лучше всего подходят для художников-рисовальщиков, так как их можно прижимать и наклонять к поверхности для письма, что позволяет использовать один карандаш для более широкого набора размеров линий и оттенков. Они, как правило, легко стираются и бывают самых разных ярких цветов.
Механический или традиционный?
Это действительно зависит от предполагаемой цели и ваших личных предпочтений.
Традиционные карандаши имеют более толстый и прочный грифель, что идеально подходит для тех, кто сильно нажимает на карандаш во время письма. У них самые разнообразные оттенки свинца на выбор, какой лучше всего подходит для срисовки. Традиционным карандашом также легче растушевывать тени, потому что их толстый грифель может занимать больше места на странице с каждым штрихом, если правильно наклонять его. Форма карандаша меняется с течением времени, что также может повлиять на ваше письмо или рисунок.
У механического карандаша грифель тоньше, и, хотя он чаще ломается, грифель более точен, что обеспечивает ровность линий и более аккуратный почерк. Они также позволяют использовать широкий спектр захватов и адаптируемости, чтобы обеспечить как расклешенность, так и комфорт.
Какой оттенок свинца?
Различные свинцовые пигменты, т. е. HB или 2B, лучше всего подходят для затенения различных частей рисунка. Как правило, чем выше число, связанное с буквой «В», тем темнее цвет свинца, а чем выше число, связанное с буквой «Н», тем светлее цвет свинца. Чем светлее вы пишете, тем более насыщенный оттенок вам следует использовать, а чем насыщеннее вы пишете, тем светлее оттенок вам следует использовать.