Стили текста — что это такое? Какие бывают стили текста?
4.6
(12)
Стиль – это основной элемент речи. По сути, это «одежда» текста, его оформление. А одежда людей говорит о многом.
Человек в строгом костюме – это наверняка работник деловой сферы, а парень в кроссовках и вытянутых трениках – либо за хлебом вышел, либо все же спортсмен.
Так и по стилистической «одежде» текста можно понять, в какой сфере он «работает» – функционирует.
Если же говорить научно, стиль – это система различных языковых средств и способов, которыми они организуются, сложившаяся за весь исторический период развития языка. Использование каждой из сложившихся систем характерно для строго определенной сферы общения людей: например, научной сферы, официально-деловой, сферы деятельности средств массовой информации, художественной литературы или сферы общения в быту или Интернете.
Кстати, обратите внимание: в некоторых источниках стили текста называют стилями речи. Оба словосочетания – это одно и то же.
Виды стилей текста (речи)
В русском языке исторически сложилось четыре функциональных стиля. Позже из публицистического выделился стиль художественной литературы.
Таким образом, в настоящее время выделяются пять стилей речи:
- научный,
- официально-деловой,
- публицистический,
- художественный,
- разговорный.
Как отличить один стиль от другого? Например, мужской деловой костюм – это сочетание брюк, рубашки, галстука, пиджака и туфель. И стиль – тоже сочетание определенных «предметов» – элементов: слов, предложений (синтаксических конструкций) и структуры текста.
Характеристики стилей речи
Итак, как по «одежке» опознать научный стиль?
Научным стилем написаны статьи, монографии, диссертации и прочее. Каковы его яркие черты? Обильная и часто незнакомая терминология. Громоздкие предложения и объемные абзацы на пол-страницы. Максимум существительных и минимум глаголов. Безличное «мы» вместо “я”.
Как опознать официально-деловой стиль?
Этим стилем написаны все официальные документы – начиная с законов и заканчивая деловыми записками, которыми обмениваются сотрудники государственных и коммерческих учреждений. Это язык инструкций, отчетов, докладных и так далее. Для него характерны отглагольные существительные, длинные предложения, прямой порядок слов, жесткая логика и предельная точность в изложении информации (в ущерб легкости чтения и удобства восприятия), широкое использование штампов, языковых клише.
Как опознать публицистический стиль?
Публицистический стиль мы встречаем, в первую очередь, в СМИ – газетах, журналах, новостных сайтах, статьях в общественных блогах и т. п. Для него характерны жесткая нацеленность на результат – сообщить информацию, которая будет воздействовать на мировоззрение большого числа людей и влиять на их отношение к общественным делам и проблемам. Поэтому публицистический стиль любит отвлеченные слова и понятия, имеющие большое общественное, политическое или нравственное значение, например, “прогресс“, “развитие“, “свобода слова“, “патриотизм” и т. п.; активно использует логичность в подаче информации, образность, насыщенность эмоциями, оценки и призывы к действию.
Как опознать художественный стиль?
Богатая экспрессивно-эмоциональная лексика. Метафоры и сравнения на каждом шагу. «Оттеночные» слова – жаргонные, ругательные, устаревшие. Конструкции предложений, легкие для восприятия («Смеркалось»). Яркая авторская позиция.
Как опознать разговорный стиль?
В первую очередь, это стиль для повседневного живого общения между людьми. В письменной речи он используется тогда, когда автор хочет установить со своими читателями более тесный, личный контакт. В разговорном стиле часто написаны личные заметки в блоге, продающие тексты, заметки с социальный сетях и т. д. Для него характерны живая речь, ярко выраженная экспрессия, разговорные и просторечные слова и обороты, красочность, высокая субъективность и оценочность, повторы, неполные предложения. Иногда используется и обсценная лексика.
Таким образом, в работе над текстом важно соблюдать правила – сочетания стилистических элементов. Иначе вы рискуете остаться без читателя, а рукопись – закрыть в столе. Почему? А вы пойдете устраиваться на работу в офис в драных джинсах и вытянутой футболке? Думается, что нет.
Так и роман не стоит писать научным стилем. Однако в художественном стиле вы можете использовать элементы каждого – научного, разговорного, публицистического… Главное, понимать – зачем вы это делаете, с какой целью, какого эффекта хотите добиться.
Поэтому, чтобы не выглядеть глупо, узнайте особенности разных стилей, их элементы и – научитесь с ними работать.
И не забывайте – встречают по одежке. И не только людей, но и тексты.
Как вам статья?
Оцените, пожалуйста, от 1 до 5
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 12
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Стили текста – какие бывают в русском языке, примеры в литературе (4 класс)
4. 4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 707.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 707.
Функциональные стили занимают особое место в русском языке. В данной статье рассматривается, какие бывают стили текста, какими они обладают отличительными чертами. Материал поможет при подготовке к уроку русского языка в 4 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Определение
Функциональный стиль текста – это разновидность языка-речи, характеризующаяся совокупностью определенных средств, использующихся в той или иной сфере общественной деятельности.
Из понятия следует, что стили зависят от функции языка. Одну и ту же информацию можно сказать по-разному, что проиллюстрируют данные примеры:
Байкал – очень глубокое озеро. Глубина Байкала достигает 1642 м.
Стили делятся на книжные и разговорный. Таблица продемонстрирует данное деление:
Книжные | Разговорный |
Научный | |
Публицистический | |
Официально-деловой | |
Художественный |
Книжные стили реализуются в основном в письменной речи, а разговорный стиль – в основном в устной.
Научный
Научный стиль – разновидность языка, функционирующая в научных сферах. Данный тип текста служит для передачи научной информации. Здесь реализуется функция сообщения.
Первичной формой научного стиля является письменная, устная форма также используется, но она становится следствием письменной передачи информации.
Для научного стиля характерны логичность, объективность, обобщенность, системность и упорядоченность.
Публицистический
Публицистический стиль – это разновидность языка, обслуживающая сферу общественных отношений.
Публицистический стиль одновременно реализует две функции: сообщения и воздействия. Это связано с тем, что тексты публицистического стиля направлены на передачу какой-либо информации, чаще всего представленной в кратком виде, а также направлены на воздействие на окружающих.
Экспрессия и стандарт реализуются в большей или меньшей мере в зависимости от жанра текста официально-делового стиля.
Отличительными чертами данного стиля являются эмоциональность, оценочность, ясность.
Официально-деловой
Официально-деловой стиль – разновидность языка, которая обслуживает официально-деловые отношения между людьми, а также государственными и общественными учреждениями.
С помощью языка официальных бумаг и документов реализуется функция сообщения.
Для официально-делового стиля характерны следующие признаки: шаблонность оформления, стереотипность, объективность, точность. Чаще всего документы и другие высказывания носят неличный характер.
Художественный
В русском языке также выделяется художественный стиль. По-другому его называют стилем художественной литературы.
Так как в художественных произведениях могут функционировать признаки других стилей, художественный стиль считается самым богатым стилем.
Художественный стиль реализует воздействующую и эстетическую функции. В связи с этим данный стиль отличают эмоциональность и образность.
Разговорный
Разговорный стиль – это разновидность языка, которая реализуется в неофициальной и бытовой обстановке. Именно этим отличается описание данного стиля.
Основной функцией является функция общения, так как разговорный стиль помогает собеседникам обмениваться информацией.
Особенностями стиля являются эмоциональность, спонтанность, ситуативность, неофициальность, непринужденность, некодифицированность, личный характер, диалогичность, использование невербальных средств общения, а также простых и неполных предложений.
Что мы узнали?
Стили текста – это разновидности языка, для которых характерна совокупность языковых средств, использующихся в той или иной сфере общественной деятельности. Функциональные стили бывают книжные (реализуются в основном в письменном виде) и разговорный (реализуется в основном в устной форме). К книжным стилям относят научный (язык научной сферы), публицистический (язык общественных отношений), официально-деловой (язык официально-деловых отношений), художественный (язык художественной литературы).
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 707.
А какая ваша оценка?
Framer Learn: Использование стилей текста
Применение и создание стилей
По умолчанию весь текст, который вы создаете, не имеет стилей, то есть вы просто решаете, как он будет выглядеть на лету, устанавливая шрифт, размер и цвет на панелях свойств. Чтобы применить стиль, выберите текстовый элемент или сам текст и нажмите Текст → Стили на панели свойств справа и выберите стиль текста. Вы можете удалить любой стиль, снова щелкнув x в Text → Styles .
Управление стилями
Вы можете управлять стилями проекта на левой панели в разделе Активы → Стили, Вы можете создать столько стилей, сколько захотите. Выберите несколько стилей одновременно, чтобы обновить их одновременно. Это удобно, если вы хотите обновить шрифт во всех ваших стилях в вашем проекте.
Style Rich Text
Если вы копируете и вставляете из документа Notion или Google Docs или используете систему управления контентом Framer, вы, скорее всего, будете работать с длинным контентом. В этом случае вы захотите добавить несколько стилей в один текстовый элемент для таких вещей, как заголовок, заголовок и абзацы. Мы оптимизировали стили текста специально для этого варианта использования, связав их с HTML (например, h2, P, A) или Элемент уценки (#, ##), который уже встроен в ваш текст. Таким образом, если вы используете форматированный текст, ваши стили по умолчанию будут применяться автоматически, что сделает стилизацию длинного содержимого такой же простой, как вставка в документ. Если вы хотите изменить любой из заданных для вас стилей, просто выберите текст, хотите изменить встроенный и установить стиль.
Примечание: Поскольку стили связаны с HTML-тегами, они автоматически оптимизируются для SEO.
Примечание: Вы также можете использовать ярлыки стиля Markdown при добавлении текста для добавления заголовков, как и во многих других инструментах. (например, префикс новой строки с # создаст h2, а ## создаст h3).
Стили текста CMS
Стили для текстовых элементов управления содержимым работают очень похоже на описанный выше рабочий процесс, но для удобства мы показываем все стили, которые может использовать ваш текстовый элемент, непосредственно на панели свойств. Перечислены все возможные стили, потому что реально используемые стили зависят от контента, загруженного из системы управления контентом.
Ссылки на стили
Стили ссылок можно найти во всплывающем окне «Ссылка». Чтобы задать стиль ссылки, выберите текстовый слой, щелкните строку «Ссылка» и щелкните свойство «Стиль». Стили ссылок ведут себя так же, как и другие стили, но имеют два основных отличия.
• Они содержат только часть переопределяемых параметров, таких как цвет и оформление. Это позволяет вам использовать их с любым стилем заголовка или абзаца без необходимости заново устанавливать все свойства.
• У них разные состояния: наведение, активное и текущее, которые можно стилизовать по-разному.
Переопределить цвета
Иногда вы хотите использовать стиль текста, но делаете исключение для фразы, чтобы подчеркнуть ее. Вместо того, чтобы создавать отдельный стиль, вы можете переопределить цвет выделенного текста внутри вашего стиля прямо на панели свойств.
Стили текста — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
