Все кириллические шрифты 2019 года
Как обычно, мы разложили шрифты по полочкам, пользуясь исключительно собственными предпочтениями и представлениями о прекрасном.
шрифты с идеальной кириллицей;
шрифты с хорошей кириллицей;
суперакцидентные экспериментальные шрифты, в которых сложно оценивать качество кириллицы;
шрифты с кириллицей приемлемого качества;
шрифты с кириллицей, вызывающей вопросы;
шрифты, в которых кириллица не получилась совсем.
Мы рекомендуем пользоваться шрифтами из двух последних групп с большой осторожностью. Но напоминаем, что не существует абсолютно плохих шрифтов: даже самый «ужасный» шрифт в определённой ситуации может идеально выполнить задачу и оказаться лучше, чем самый «прекрасный».
Отдельно, в начале списка, мы разместили шрифты, вышедшие на type.today и tomorrow.type.today, а также шрифты с других площадок, к которым мы нарисовали кириллицу.
Составители: Илья Рудерман, Юрий Остроменцкий (CSTM Fonts)
Программирование: Давид Френкель
Продюсер: Михаил Березин
Шрифты вышедшие на type.today
Factor A by Ilya Naumoff Gauge Type Family by Alexander Tarbeev Gauge Letterpress by Alexander Tarbeev Halvar by Jakob Runge, Nils Thomsen, Lisa Fischbach, Paul Eslage Halvar Stencil by Jakob Runge, Nils Thomsen, Lisa Fischbach, Paul Eslage Proto Grotesk by Jean-Baptiste Levée, Cyrillic by Ilya Ruderman, Yury Ostromentsky
Шрифты вышедшие на tomorrow.type.today
Transgender Grotesk by Alexander Cherepanov Archaism by Nikita Kanarev Bramb by Valery Golyzhenkov Dusseldot by Ilya Bazhanov, Maks Barbulovic Epos by Denis Serebryakov Grafier by Alex Slobzheninov HealthGoth by Anna Seslavinskaya
Nostra by Lucas Descroix ![Transgender Grotesk] Transgender by Alexander Cherepanov Uglaya by Valery GolyzhenkovДругие релизы с участием CSTM Fonts
LL Akkurat by Laurenz Brunner (Lineto), Cyrillic by Ilya Ruderman, Yury Ostromentsky LL Brown by Aurèle Sack (Lineto), Cyrillic by Ilya Ruderman, Yury Ostromentsky LL Unica77 by Christian Mengelt (Team’77), Maurice Göldner (Lineto),Cyrillic by Ilya Ruderman, Yury Ostromentsky CSTM Xprmntl 03 by Yury Ostromentsky (CSTM Fonts)
Шрифты с идеальной кириллицей
Adelphi by Nick Job (Rosetta Type Foundry) Allium Rounded by Marie Otsuka, Cyrus Highsmith (Occupant Fonts) Brachetto by Roland Hüse CoFo Peshka by Contrast Foundry Displace Serif by Denis Serebryakov ![FS-Brabo] FS Brabo by Fernando Mello (Fontsmith) Grtsk by Ilya Naumoff, Benjamin Blaess
Le Murmure by Jérémy Landes, Cyrillic by Alex Slobzheninov
Aeronautic by Letterhead Studio Aerostat by Letterhead Studio Atmosferico by Letterhead Studio Attraverso by Letterhead Studio Bloccato by Letterhead Studio Brutalino by Letterhead Studio Dicesimo by Letterhead Studio Documentarium by Letterhead Studio Generoso by Letterhead Studio Gibra by Letterhead Studio
Grosseto by Letterhead Studio Grossomagro by Letterhead Studio GuardiOla by Yuri Gordon( Letterhead Studio) Imperfect by Letterhead Studio Interchargeable by Letterhead Studio Lenivka by Yuri Gordon( Letterhead Studio) Panetteria by Letterhead Studio
Passione Orribile by Letterhead Studio Pecorino by Letterhead StudioQuando by Letterhead Studio Raffinata by Letterhead Studio Remarque Egyptian by Letterhead Studio Remarque Gothic by Letterhead Studio Remarque Latin by Letterhead Studio Samizdat by Letterhead Studio
Stoleshnikov by Yuri Gordon( Letterhead Studio) Tesa by Letterhead Studio Uglygothic by Letterhead Studio Vestimentarno by Letterhead Studio Zeppelino by Letterhead Studio
BC Baseliner by Simon Matejka (Briefcase Type Foundry), Cyrillic by Alexander Lubovenko (Paratype) Golos by Alexandra Korolkova, Vitaly Kuzmin (Paratype) Grrr by Dmitry Goloub, Alexandra Korolkova (Paratype) Illusion by Natalia Vasilyeva (Paratype) Journal Sans Old School by Natalia Vasilyeva (Paratype) PT Root UI by Vitaly Kuzmin (Paratype)
Шрифты с хорошей кириллицей
Adapter by William Montrose, Sláva Jevčinová (Rosetta Type Foundry) Adobe Handwriting Ernie by Ernest March Adobe Handwriting Frank by Frank Grießhammer Adobe Handwriting Tiffany by Tiffany Wardle de Sousa Amrys by Ben Jones (Monotype) Antonym by Gayaneh Bagdasaryan, Vyacheslav Kirilenko (Brownfox)
Apercu Condensed by The Entente (Colophon) Bitcrusher by Ray Larabie (Typodermic) Bree Cyrillic by José Scaglione, Veronika Burian (TypeTogether) Choowee by Vladimir Egoshin Closer Text by Andriy Konstantynov (Mint Type)
Ding Extra by Andrey Kudryavtsev (RodrigoTypo) Dodo by Alexander Bobrov (Indian Summer Studio) Handjet by David Březina (Rosetta Type Foundry) Kenyan Coffee Stencil by Ray Larabie (Typodermic) Lumios Marker by Elena Genova (My Creative Land) Ping by Peter Biľak, Nikola Djurek (Typotheque)
RF Boris by Misha Panfilov (Russian Fonts) RF Takt by Misha Panfilov (Russian Fonts) Spaceland by Oleh Lishchuk (Pepper Type)ALS Beast by Alexey Malkov (Art. Lebedev Studio) ALS Brevier by Konstantin Lukyanov (Art. Lebedev Studio) ALS Copycat by Ksenia Erulevich (Art. Lebedev Studio) ALS Hauss by Alexey Malkov (Art. Lebedev Studio) ALS Horizon by Taisiya Lushenko (Art. Lebedev Studio) ALS January by Konstantin Lukyanov (Art. Lebedev Studio) ALS Junior by Konstantin Lukyanov (Art. Lebedev Studio) ALS Kalamos by Michael Gorenshtein (Art. Lebedev Studio) ALS Wagon by Alexey Malkov (Art. Lebedev Studio)
Closer by Andriy Konstantynov (Mint Type) Cyntho Next Slab by Andriy Konstantynov (Mint Type) Cyntho Next by Andriy Konstantynov (Mint Type) Greenwich by Andriy Konstantynov (Mint Type) Ponzu by Andriy Konstantynov (Mint Type)
Суперакцидентные экспериментальные шрифты с кириллицей
Afform by Artemiy Kremer Forma Bold by Vladimir Kolomeytsev Fuller by Anton Popov Germanica by Sergey Maximov Handwrt by Alena Shulga Hrustal by Alexandr Bogomolov Matisse by Sergey Lytkin, Anton Popov Rever by Sasha Smirnov (Paratype)
Mc cutter by Mark Chernyshev ![Mc-worms-outline] Mc-worms outline by Mark Chernyshev ![Meteorito-Bold] Meteorito Bold by Katya Aleksandrova Moskek by Mark Chernyshev Naturalist by Sergey Maximov Ocbita by Artemiy Kremer Pitcrew by Anton Popov ![Potexa-Bold] Potexa Bold by Vladimir Kolomeytsev Siberia by Oleg Zhuravlev ![Tempo-Regular] Tempo Regular by Roma Lavrinenko Uncial by Roman Gruzdkov
314 bits by Lyudmil Dachev (Iam314) ALS Echelon by Daniil Vidmich (Art. Lebedev Studio) Base by Peter Bushuev (NaumType) Brozas by Viktor Pesotsky Concrete by Andrey Karter Double by Vladimir Anosov Drab by Viktor Pesotsky Drongo by Yury Veselov
Eskos by Viktor Pesotsky Etewut Sans by Alex Etewut (Etewut) Juxta Sans Mono by Peter Bushuev (NaumType) Juxta by Peter Bushuev (NaumType) KD Pempo by Zhalgas Kassymkulov (Kassymkulov Design) Marvin Visions by Mathieu Triay
Neue Machina by Pangram Pangram, Baugasm Pomidorko by Tony Sidachova Postertoaster by Vsevolod Abramov Roosk by Veneta Rangelova (DearType) SK Primo by Tikhon Reztcov Swampy by TimXez UNOVIS100 by Denis Masharov
Шрифты с кириллицей приемлемого качества
Alethia Next by Oleh Lishchuk (Pepper Type) Arkaim by Dima Pole Favorit Pro by Johannes Breyer, Fabian Harb, Erkin Karamemet,Immo Schneider, Robert Janes, Daniel Chessari, Cyrillic by Maria Doreuli, Liza Rasskazova
Maecenas by Michał Jarociński (Dada Studio) Morpha by Elena Kowalski (Glen Jan) Naftera by Pablo Balcells (Graviton) Nudla by Elena Kowalski (Glen Jan) Omnes by John Hudson (Darden Studio) Palace of Sports by Stanislav Chiganov Refinery by Kimmy Kirkwood (Kimmy Design) Steelfish Rounded by Ray Larabie (Typodermic)
Intro Script by Ventsislav Dzhokov (Fontfabric) Mozer by Ani Petrova (Fontfabric) Noah by Svet Simov (Fontfabric) Panton Rust by Plamen Motev (Fontfabric)
Шрифты с кириллицей, вызывающей вопросы
Academy Sans by Jonas Hecksher (Playtype) Achates by Vassil Kateliev (Karandash) ALS Arc by Konstantin Lukyanov (Art. Lebedev Studio)
ALS Mio by Mio Horii (Art. Lebedev Studio) Atenta by Elena Kowalski (Glen Jan) Bebas Neue Pro by Ryoichi Tsunekawa (Dharma Type) Binaria by Pablo Balcells (Graviton)Dealerplate by Ray Larabie (Typodermic) Electronica by Pablo Balcells (Graviton) Fira Code by Nikita Prokopov Fits by Veneta Rangelova (DearType) Galderglynn 1884 by Ray Larabie (Typodermic) Genia by Akufadhl Grand Gothik by Panos Vassieou
![Hailgen] Hailgen by Akufadhl House Sans by Dan Jones (TypeUnion) Intensiva by Pablo Balcells (Graviton) Inter by Rasmus Andersson Jheronimus by Aleksey Popovtsev (Aronetiv) Kardinal by Ani Dmitrova Linear Sans / Radial by Milos Mitrovic Lumios Typewriter by Elena Genova (My Creative Land) Makro XM by Gumpita Rahayu (Tokotype) Masiva by Pablo Balcells (Graviton)
Point Soft by Natanael Gama (Ndiscover) Predictor by Stanislav Hatznik (Smartfont) Pricedown by Ray Larabie (Typodermic) TOMO Acuario by TOMO Fonts TOMO Bossa by TOMO Fonts TS Maka by Vitaliy Tsygankov Utily Sans by Alfonso García, Rodrigo Fuenzalida (Latinotype) Vocal by Ani Dmitrova
Cocogoose Classic by Francesco Canovaro (Zetafonts) Codec Pro by Francesco Canovaro (Zetafonts) Duepuntozero Pro by Francesco Canovaro (Zetafonts) Hagrid by Cosimo Pancini (Zetafonts) Iconic by Francesco Canovaro (Zetafonts) Kitsch by Francesco Canovaro (Zetafonts) Klein by Francesco Canovaro (Zetafonts) Lovelace by Cosimo Pancini (Zetafonts) Monterchi by Francesco Canovaro (Zetafonts) Tarif by Cosimo Pancini (Zetafonts)
Шрифты с неудачной кириллицей
Blacker Pro by Cosimo Pancini, Andrea Tartarelli (Zetafonts) CA Saygon by Stefan Claudius (Cape-Arcona) Etewut Serif by Alex Etewut (Etewut) FE Hero by Egor Stremousov Generisch Sans by Fadhl Waliy ul Haqq (Akufadhl) Ponder by Dan Jones (TypeUnion) Science Gothic by by Thomas Phinney, Vassil Kateliev, Brandon Buerkle Selectric Century by Linn Benton (Indian Summer Studio) Sigma by Gert Wiescher (Wiescher Design) Victor Mono by Rune Bjørnerås
Fontuna by Andriy Dykun (NREY) Gunhill by Andriy Dykun (NREY) Heartland by Andriy Dykun (NREY) ![Oblique Rain] Oblique Rain by Andriy Dykun (NREY) Ravenholm by Andriy Dykun (NREY) ![Sansterdam] Sansterdam by Andriy Dykun (NREY) Skiff by Andriy Dykun (NREY) Thephir by Andriy Dykun (NREY) Voguer Sans by Andriy Dykun (NREY) Waymar by Andriy Dykun (NREY)
Журнал «Шрифт» • Письменность и её графический язык
30 октября 2020
Ирина Смирнова
Макс Ильинов
Письменность
и её графический язык
аглавие этой статьи родилось из размышлений Олега Мацуева о непростой ситуации, в которой сегодня оказалась кириллица. Есть ли у неё уникальный графический язык? Какой он? Где его искать? И почему его существование вызывает сомнение?
Отправная точка
Начать распутывать этот узел тем не менее стоит с другого вопроса : на основе какой письменности искать пластику? Если взглянуть на подборку шрифтов в книге издательства «Шрифт» «Путеводитель по кириллице», в 23 случаях из 50 кириллица была разработана как дополнение к латинице, но шрифтов, в которых формы и ритмы обусловлены латиницей, — минимум две трети.
Знаем ли мы, что такое кириллица и как с ней работать? Попробуйте задать вопрос : «Что такое кириллица?» Кто-то может вспомнить буквы, которые он когда‑то видел в церкви. «Гражданская азбука», — скажут те, кто немного интересовался историей шрифта, но это лишь одна из форм кириллицы. А чем мы писали в школе? Курсивом. Это тоже кириллица. Кириллица невероятно разнообразна и по количеству языков, которым она служит, и по богатству исторических форм и стилей. Это и беглая выразительная скоропись, и торжественные почерки литургических книг, и плетённые вязью заголовки, и затейливые формы эпохи модерна, и палочные шрифты революции, и искусные титульные листы советских художников книги, и эксперименты современных каллиграфов.
Несмотря на всё это многообразие, создаётся впечатление, что образ кириллицы сегодня формируют не творческий поиск и критическое осмысление опыта, а идея «единственно верного пути ». Описать этот несложно: берём латиницу, копируем из неё ключевые знаки, которые задают ритм и образ шрифта (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, Х ; а, е, о, р, с, у, х), остальное выводим по известным формулам, учитывая стилевые особенности, пробуем разные конструкции там, где они возможны. Это нисколько не умаляет ни сложность такой работы, ни мастерство, которое для неё необходимо.
Но как бы мастерски ни была сделана локализация, ощущение вторичности никуда не уходит, а творческая энергия запутывается в ветвях буквы к. Оптическими компенсациями и накопленным опытом мы добиваемся того, что европейское платье сидит на кириллице весьма убедительно. Кажется, что мы почти забыли о том, что можно работать иначе — работать с пластикой кириллицы и находить свойственные ей ритмы. И всё же среди множества кириллических событий и проектов иногда кто‑нибудь да и пройдёт по нехоженой дорожке. Эти случаи стоят пристального внимания.
Basileus
В 2004 году Вера Евстафьева решила взять за отправную точку не одну письменность, а три. Распространённая практика такова : берётся исторический почерк, и к нему придумываются формы для других письменностей, как если бы они там и были. Вера соединила три источника из допетровской кириллицы, латиницы и гречицы неожиданным способом — на основе похожего ритмического рисунка, несмотря на то что они относятся к разным эпохам и культурам. Значимость этого проекта в том, что три письменности в нём взаимодействуют на равных. В стороне от магистрали появилась новая тропинка.
Gamos
Шрифт Юлии Барановой Gamos был начат в 2015 году с каллиграфических экспериментов. Она перенесла пластику греческих надписей в кириллицу. Ритм шрифта задан треугольными формами и характерными пересечениями вертикалей и горизонталей. Этих элементов довольно много в кириллице, но очень мало в латинице. В результате красавица и чудовище поменялись местами — неудобной и странной оказалась латиница : последовательность и идеальные пропорции внезапно стали её слабым местом.
Пример набора тремя письменностями. Шрифт: Gamos Юлии Барановой (2019).
Союз-гротеск и техническая эстетика
В 1962 году вышел первый номер журнала «Техническая эстетика». Логотип и типографика были вдохновлены распространёнными на Западе в то время сконструированными гротесками. Курсивные формы довольно органично встали в «первую кириллическую версию», как можно было бы назвать этот логотип. Кириллица здесь не противоречит латинице — она держится на тех же арках, которые легко пишутся и создают крепкий ритм.
Обложка журнала «Техническая эстетика» 1979 года • Дизайнер Валерий Черниевский•Фото: Сергей Петров.
В 2017 году тот же принцип использовал Роман Горницкий в шрифте Soyuz Grotesk, но пошёл ещё дальше : единый ритм позволил ему также и латиницу подтолкнуть навстречу кириллице, усложнив её ритм непривычными конструкциями, местами лишив её выносных элементов и превратив в юникейс.
Особенность этого проекта в том, что явно неконвенциональное решение крепко обосновалось в современной типографике и немного изменило наши представления о возможном в кириллице. Представления не о том, что можно или нельзя, а о доступном графическом арсенале.
Alverata
В латинице за многие века сложилась очень ясная ритмическая система — точный баланс круга, треугольника и квадрата. Всё в ней родственно друг другу. Кириллица же вмещает в себя много сложных и порой противоречивых форм, с ритмом которых трудно совладать.
Герард Унгер в своём путешествии в историю романских надписей нашёл латиницу, которая устроена не менее сложно. Поняв её, он смог сформулировать концептуальную основу для ненасильственного объединения разных письменностей.
Теме романских надписей Унгер посвятил свою докторскую диссертацию. Он обнаружил эти надписи по всей Европе, от запада до востока, в том числе и в кириллице. Может быть, именно это и позволило использовать романский стиль для объединения письменностей. Шрифт Alverata, выпущенный в 2014 году, является частью этого глубокого погружения.•Фото: Герард Унгер.
Собранные Унгером на территории Европы варианты конструкций. Комментарий в диссертации говорит нам, что собрать полный комплект не представляется возможным, да и маловероятно, что создатели надписей в XI или XII веке сами обладали таким комплектом. Знаки с влиянием островных форм, круглящиеся или сквадраченные, вьющиеся или унциального типа, неожиданные лигатуры и классические римские прописные — эта уникальная смесь постоянно менялась от здания к зданию, при передаче навыков ученику или просто в связи с личными вкусами мастера или заказчика. Тем не менее каждая форма ассимилировалась с учётом баланса пропорций, массы и масштаба деталей, встраиваясь в общий ритм и создавая естественное разнообразие этого сложно устроенного организма — романского стиля.•В кириллице курсивная часть достаточно однородна, чтобы при желании увидеть образ алфавита, который сложился в Европе в эпоху модернизма. А вот прямая кириллица не такая простая — в ней сплелось много разных источников: греческие формы, заимствования из латиницы, не всегда осознанное смешение строчных и прописных форм, влияние допетровских почерков, но в качестве не собирающего принципа, а ещё одного элемента в общей сложной системе. В этом может быть ключ для понимания взгляда Унгера на кириллицу как на составной алфавит•Иллюстрация из докторской диссертации Герарда Унгера «Alverata: современный европейский шрифт со средневековыми корнями» (Leiden University, 2013).
Идея составного алфавита, похоже, уникальный подарок для нас, возможность, которую нам ещё предстоит понять. Кириллические знаки, действительно, легко разбить на несколько групп, каждая из которых устроена по своей собственной логике. И эту разность совсем не обязательно прятать, можно использовать её открыто, как принцип.
«Как только я овладел средневековыми формами и понял, как они работают, я посмотрел на кириллицу и подумал : то же самое, просто ещё один составной алфавит, как и шрифты романского периода. Как интересно! Отдельные буквы, которые имеют круглую форму в латинице, в кириллице угловаты, в кириллице есть перевёрнутая R — средневековые гравёры по камню довольно часто прибегали к зеркальному отражению. Когда я начал смотреть на кириллицу средневековыми глазами, я смог её нарисовать».
В дизайне Альвераты Унгер исходил из своего представления о чистой форме и типографического прагматизма. Варианты конструкций романского стиля он разложил на ясные категории, но позволил им свободно группироваться.
Greta Sans Cyrillic и Greta Arabic
Greta Sans — шрифтовая система с большим количеством градаций по ширине и насыщенности. Кириллическая Greta Sans разрабатывалась в интернациональном сообществе в Гааге — бок о бок с дизайнером арабской Греты Кристианом Саркисом.
Образец набора шрифтами из семейств Greta Sans и Greta Arabic.
Частые обсуждения проблем и находок давали возможность взглянуть на кириллицу глазами человека из другой культуры в рамках одного шрифта. Пластика, которая сложилась в латинице, переводилась на два разных языка. И в этом переводе сильно ощущалась разница : Кристиан свободно обращался к историческим рукописям. В кириллице же опорой были в основном оковы свода правил, которые остались после сложностей девяностых, хотя кириллическая рукописная традиция не менее интересна и богата, чем арабская. Почему же нельзя было сделать такой же шаг и обратиться к рукописям?
Доминанта
Этот вопрос не такой простой, каким может показаться на первый взгляд, но ответ на него может много дать для понимания ситуации, в которой находится современная кириллица. Если смотреть на эту ситуацию беспристрастно, то можно заметить хорошо знакомые каждому механизмы соскальзывания внимания. Чтобы достичь нужного уровня беспристрастности, воспользуемся идеей русского физиолога начала xx века Алексея Ухтомского :
Доминанта, или главенствующий центр возбуждения нервной системы, использует другие, менее сформированные процессы для усиления собственного импульса. Чем ближе к доминанте, тем сложнее не сыграть по её правилам. Этот принцип лежит в основе всей деятельности человека.
Где же пролегают границы доминанты в процессе разработки кириллицы? Давайте посмотрим на взаимоотношения арабицы и кириллицы с латиницей в культурном пространстве и пространстве типографики. Где на этом ландшафте есть общие точки напряжения, а где мы расходимся?
Для того чтобы начать свободно экспериментировать с формами и ритмами кириллицы, нужно поставить под вопрос общепринятые практики и решиться сделать иначе. Подобная проблема встала перед Кристианом, когда он разрабатывал Greta Arabic. Инаковость заключалась в том, что основой дизайна стали пластичные поздние книжные почерки. Общепринятой же была стратегия опираться на ранний тип арабского письма, что гораздо проще при проектировании.
В арабском письме есть две принципиально разные группы почерков. Первые, solid, появились раньше и использовались в священных текстах, а также в храмовой архитектуре. Их характеризуют прямые горизонтальные участки и единая линия строки. В эту же группу входит геометрический модульный стиль куфи для применения в мозаике.•Cамаркандский куфический Коран, VIII век•Вторые — fluid. Они развились позже и имеют исключительно текстовое применение. Горизонтальные элементы здесь имеют более округлую и пластичную форму, а единая линия строки заменяется постоянным «стеканием» по наклонным участкам, составленным из комбинаций нескольких букв.•Мугаккакский лист из Корана XIV–XV веков.
К тому же на упрощённую конструкцию наращивался латинский тип распределения контраста. Идентичность письменности при этом совершенно терялась — не только кириллице пытались пошить западное платье.
Тем не менее Кристиан спроектировал шрифт с естественным для арабского письма контрастом, разработав при этом систему узких, широких и жирных начертаний.
План семейства для Greta Arabic
Ранее таким трансформациям подвергались только шрифты на основе геометрических, использовавшихся в архитектуре почерков. В дизайне арабской Греты Кристиан не пошёл по проторённой дорожке, несмотря на сомнения и дискомфорт, которые вызывает шаг в неизвестное.
Спустя несколько лет Кристиан Саркис и Лара Кэптен сформулировали свою позицию в :
Мы требуем того, что может показаться очевидным, — так оно и есть. Нет ничего инновационного в том, чтобы сначала понять письменность и только потом разрабатывать шрифт. В арабской письменности, однако, несмотря на всеобщую уверенность в обратном, этот мост ещё не построен. За 500 лет существования арабского шрифта мы наблюдали постепенный эстетический упадок, сильную деформацию знаков по западным образцам, привнесённую из латиницы механистичность, утрату технического мастерства и умения работать с формой, которые были свойственны письменности.
Создаётся впечатление, что прилагательное «арабская» можно заменить на «кириллическая » и прийти к похожим выводам.
В отличие от кириллицы, у арабской письменности есть одно важное преимущество — независимость от латиницы. Ни один знак или элемент невозможно скопировать.
«Знаки арабской и латинской письменности сложно сравнивать, они практически во всех аспектах : угла наклона пера, направление штрихов, толщина линий, изменение скорости нарастания контраста и различные способы его создавать ».
При увеличении насыщенности арабские буквы растут вверх.
Возможно, что именно эта топологическая разница и позволила Кристиану не сползать в «игру под дудочку », а свободно плести свою мелодию в дизайне шрифта. Возможно, что именно близость к доминанте в кириллице не позволяет нам пользоваться всеми теми сокровищами, которые наша культура бережно хранит у себя в закромах.
Нельзя просто отбросить уже сложившиеся практики — они есть в теле кириллицы и действуют в нём помимо нашего желания. Но можно, удерживая внимание на них, стараться мягко пройти по касательной и попробовать нащупать почву для альтернативной доминанты. В конечном итоге любая сложившаяся ситуация меняется, и вполне возможно осознанно взять новое плато, если не бороться со старым, аккуратно пройти по его краю. Чтобы не соскользнуть к центру и не упасть с краю, нам нужна крепкая путеводная нить — та самая, которая связывает письмо и типографику с давних пор. Давайте посмотрим, как в конце XIX века в Англии, при полном отсутствии этой связи, такую нить нащупал Уильям Моррис. И как за неё ухватились голландские дизайнеры шрифта в конце XX века.
О связи каллиграфии и типографики
В 1888 году в Лондоне открылась первая выставка Движения искусств и ремёсел. Технологии (электричество и фотография) подарили новые возможности. Эмери Уокер читал лекцию и показывал с помощью проектора увеличенные фрагменты инкунабул и итальянских рукописей XV века. Люди никогда раньше не видели шрифт и каллиграфию в столь крупном размере. Когда на экране появилась каллиграфия Арриги, аудитория начала аплодировать. Помимо очевидных формальных соответствий между шрифтом и письмом (таких, как распределение контраста, обусловленное ширококонечным пером) он говорил о том, что есть и своего рода общая творческая энергия, из которой рождается форма.
В тот же вечер по дороге домой Уильям Моррис и Эмери Уокер решили создать типографию — Kelmscott press. Но хорошо известной нам сегодня английской школы каллиграфии тогда ещё не существовало. Эдварду Джонстону было шестнадцать лет, и лишь десять лет спустя он пришёл со своими пробами пера в Центральную школу искусств и ремёсел. Там юного Джонстона встретил единомышленник Морриса, Уильям Летаби, и увидел в нём человека, который сможет возродить каллиграфию. После целого года изучения и копирования рукописей в Британском музее, осенью 1899 года, Джонстон начал преподавать и вместе со студентами возрождать утерянную традицию письма ширококонечным пером. В 1906-м он описал свой метод в книге Writing & Illuminating, & Lettering. Эта книга стала путеводной звездой для Геррита Ноордзея и во многом повлияла на его практику, теорию письма и программу обучения в Королевской академии искусств в Гааге. Тот минускул, который сегодня изучают студенты со всего мира на курсе Type & Media, восходит к базовому письму Джонстона, а через Джонстона — к почерку псалтыри X века, который он переосмыслил, переработал и перенёс в современный ему контекст .
В латинице нет принципиальной разницы в конструкции букв в рукописях X или XIV века и в современном наборном шрифте. Написанный ширококонечным пером текст легко трансформируется в шрифт. Птичье перо долгое время использовалось и в Европе, и на Руси, поэтому формы латиницы и кириллицы складывались в согласии с движениями руки, с устройством человеческого тела и восприятием глаза.
Но в кириллице между современными конструкциями букв и многовековой рукописной традицией стоит петровская реформа. Попытки написать современные текстовые формы гражданской азбуки ширококонечным пером причиняют боль и руке, и глазу. Если же обратиться к допетровским формам, письмо ширококонечным инструментом струится легко и бегло, как чистый ручей. Но эти родные формы кажутся нам сегодня намного более странными и архаичными, чем римские монументальные надписи или рукописи эпохи Возрождения.
Слева — пример русской скорописи («Слово Василия Великого», 1556), справа — гуманистический минускул (De incomprehensibili Dei Natura Beati Johannis Chrysostomi, 1458). Практически все конструкции в минускуле продолжают использоваться в типографике по сей день. Скоропись же очень самобытна, и ритм её богат всевозможными взаимосвязями, тем не менее представить современную книгу, набранную подобными формами, пока сложно.
Кириллица и письмо сегодня
Сейчас в России нам не нужно ждать каллиграфического мессию. За последние 10 – 12 лет у нас сложилась очень яркая, живая школа каллиграфии, и даже не одна, а великое множество групп, школ, курсов и энтузиастов разного уровня и с разными намерениями. В этом первородном океане можно выделить три важных для шрифтового дизайна острова : итальянский курсив в школе Евгения Добровинского, изучение и возрождение допетровских почерков каллиграфами Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода, а также соединение практики письма и проектирования шрифта в шрифтовой мастерской Александра Тарбеева.
Анастасия Левина, остроконечное перо, кириллизация почерка спенсериан (американский курсив), 2013
Курсив в школе Добровинского
В кириллице курсивные формы всегда находились в тени и считались дополнительными к прямым конструкциям. Тем не менее у них есть одно важное преимущество — они легко пишутся и создают естественный ритм. В школе Добровинского эти формы исследовались, осмыслялись и шлифовались в письме в течение 12 лет. Вдумайтесь в эту цифру! Вопросом, могут ли курсивные формы применяться для длительного чтения, задавались многие дизайнеры шрифта. По факту в России их чаще всего используют лишь на вторых ролях, но опыт Болгарии показывает, что они могут органично работать и как основные.
Русское письмо
Ещё одним интересным событием, гораздо более тихим, но сопоставимым с заново открытой Джонстоном средневековой традицией, стала выставка «Русское письмо » и .
Егор Головырин, логотип выставки, 2017.
Небольшому кругу каллиграфов-энтузиастов удалось воскресить допетровские почерки, поместив их в современность вместе со всеми их самобытными формами и ритмами. Часто бывает так, что эти формы тянут за собой шлейф не всегда уместных ассоциаций. Но стоит прислушаться к совету Броуди Ноеншвандера и попытаться не повторять исторические практики, а переосмысливать их, изменяя контраст, используя другие инструменты и материалы, меняя масштаб, сообщение, аудиторию и любые другие параметры. Афиша для этой выставки и лист Егора Головырина — хорошие примеры того, как допетровские формы могут выглядеть свободно и современно, а не религиозно и архаично.
Допетровские формы в шрифтовом контексте
Несмотря на множество интересных каллиграфических экспериментов, логотипов и композиций с допетровской кириллицей, — шрифтов, где русская традиция письма была бы переосмыслена точно и чутко, но при этом смело и современно, почти нет. Первой ласточкой был шрифт Епифаний Олега Мацуева, опубликованный в 2007 году, — скорописные формы с низким контрастом.
В 2018 году Марина Марьина создала проект шрифта Новгород. Буквы, вдохновлённые маленькими оконцами на больших объёмах белокаменных храмов Новгорода, при внимательном взгляде напоминают скорее авангардные композиции. Хотя по духу прообраз угадывается — при всей свободе Марина собирает свою графику очень тонко, стараясь ухватить образ как он есть.
Методологически этот шрифт основан на составном письме — этот принцип формообразования год назад увидели и описали Олег Мацуев и Мария Скопина. Их открытие даёт нам новый инструмент, в котором есть и каллиграфический штрих, и возможность конструировать форму. Такой мостик между письмом и проектированием шрифта открывает простор для экспериментов. И это не просто свобода в работе с формой, а органичный именно для нашей традиции письма метод. Сам факт того, что подобные открытия возможны, говорит о том, как мало мы знаем о кириллице вообще.
Как русифицировать латинский шрифт (краткое руководство)
Если вы хоть немного знакомы с текстовыми редакторами, вам знакома проблема, когда подходящий шрифт работает только для английского языка. Если говорить точнее, закодирован только под буквы латинского алфавита и не включает в себя кириллицу. Как самостоятельно выйти из такой ситуации, сегодня и поговорим.
В работе бюро мы часто встречаем проблемы со шрифтами. При переводе клиент часто хочет сохранить оформление один в один с оригиналом, но даже не задумывается, что в используемой версии шрифта есть только латинский алфавит и не предусмотрены буквы кириллицы. Так как возможности автоматически переводить шрифты под отдельные языки пока что не изобрели, нужно дополнительно обращаться к специалистам по графике и верстке. Мы переработкой шрифтов для перевода не занимаемся, часто хватает подобрать похожий аналог, подробнее о нашем подходе к верстке мы описали в отдельной статье. Но при желании русифицировать шрифты возможно и своими руками.
Русский шрифт иногда не найти на просторах интернета, его либо нет для кириллицы, либо он распространяется в платном формате. Тогда обычно верстальщик подбирает похожий шрифт, так быстрее и нет нужды в дополнительных затратах. Об отсутствии подходящего шрифта мы клиента всегда предупреждаем, и иногда нам для работы досылают нужный пакет. Момент некритичный, но ситуации бывают разные: корпоративный стиль, требования организации и прочие «красивости», которые заказчику хочется сохранить. менеджер проектов Екатерина Гайдадым
Что такое шрифт и как он устроен?
Шрифт – это набор векторных изображений, каждое из которых привязано к коду отдельного символа. Таблица картинок со ссылками, если максимально упрощать определение. Соответственно, латинский шрифт – это таблица, в которой заполнен только сегмент латинского алфавита. С кириллическими шрифтам это работает аналогично, но редко встречаются наборы только с кириллицей.
При этом форматы шрифтов, их программная обертка, различаются в зависимости от назначения. А назначения есть 2:
- Системные шрифты – OpenType, PostScript и TrueType. Использование шрифта внутри операционной системы на вашем компьютере.
- Веб-шрифты – EOT, WOFF, WOFF2, SVG и TTF. Применение шрифта при отображении веб-страниц в браузере.
Форматы отличаются друг от друга в вопросе наличия дополнительных данных, метода сжатия и совместимостью с различными системами и приложениями, но принцип остается неизменным. Единственное, не все редакторы шрифтов будут работать с тем или иным форматом, но их всегда можно конвертировать даже в онлайне.
Так выглядит шрифт, если открыть его в специальном редакторе
Чем вооружиться для русификации шрифта?
Работа со шрифтами – работа с графикой. Поэтом в дополнение к инструментам профессионалы часто используют привычные им графические редакторы и делают основную работу прямо в них. Например, для этого отлично подойдет CorelDRAW благодаря своим возможностям для работы с векторными изображениями.
FontCreator
Получить программу можно на официальном сайте: www.high-logic.com
- самый популярный редактор шрифтов в мире;
- широкий функционал по редактированию и созданию шрифтов с нуля;
- возможно свободно работать с любыми форматами;
- легко найти руководства и видеоуроки по интерфейсу и работе с программой, в том числе и на русском языке;
- платная программа.
Glyphr
Скачать программу или воспользоваться сервисом онлайн: www.glyphrstudio.com
- редактор шрифтов, ориентированный на дизайн для веба;
- низкий порог вхождения и интуитивно-понятный интерфейс;
- возможно работать в онлайн-версии без установки;
- множество подробных видеоуроков на английском языке на официальном сайте;
- распространяется бесплатно.
BirdFont
Скачать программу: birdfont.org
- многофункциональный редактор шрифтов;
- возможность глубокой работы с цветом;
- распространяется бесплатно.
А если нет файла со шрифтом?
В текстовых редакторах вроде Microsoft Word обычно название шрифта отображается в специальном поле, а зная название легко найти файл интересующего вас шрифта. Но если названия вы не знаете или увидели красивый шрифт на картинке? Эту тоже легко решить, в этом помогут сервисы по определнию и подбору шрифтов:
- WhatTheFont, простой англоязычный сервис с интутивно понятным интерфейсом, который автоматически распознает и предложит платные или бесплатные варианты похожего шрифта;
- FontSquirrel, англоязычный сервис с более гибкой настройкой распознавания, также сразу предложит платные или бесплатные аналоги распознанного шрифта;
- FONTSPRING, англоязынчный сервис со встроенным онлайн-редактором для корректировки изображения и дополнительными настройками для расширенного поиска.
Как определяет шрифт WhatTHeFont
Приступим к работе над нашим шрифтом
У вас есть нужный шрифт и программа для редактирования, осталось немного поработать руками. При этом даже не нужно уметь рисовать, чтобы воссоздать стиль для символов кириллицы:
- Копируем аналогичные по виду буквы из латинского набора.
- Ищем похожие символы с небольшими различиями. Например, «F» очень похожа на «Г», достаточно удалить черточку посередине, а «N» легко превратить в «И», отразив по горизонтали.
- Для оставшихся символов включаем воображение и ищем подходящие фрагменты, из которых и собираем буквы. Например, «Ж» можно составить из частей «K», а «Ю» из половинки «H» и «O».
И такими нехитрыми манипуляциями интересующий вас шрифт легко дополнить буквами кириллицы.
Важно! Помните, после дополнения и установки локального шрифта он будет работать и отображаться на вашем компьютере, но для корректного отображения в другом месте нужно тоже устанавливать обновленный шрифт.
Подборка топовых бесплатных русских (кириллических) шрифтов — Типографика
Тема шрифтов будет всегда актуальна, типографика и эксперименты над шрифтами сейчас в тренде. Дизайнеры всегда находятся в процессе поиска свежих современных шрифтовых пар. Предлагаю собрать список бесплатных кириллических шрифтов для интерфейса.
Пишем название, небольшое описание, изображение с демонстрацией шрифта и ссылка на официальный сайт.
Шрифты с Google Fonts не включаем в подборку.
Антиква (шрифты с засечками)
PT Astra Serif
Гарнитура PT Astra Serif подготовлена по заказу разработчика операционных систем «Astra Linux» на основе начертаний шрифта PT Serif, модифицированных таким образом, чтобы они подходили под стандарты оформления документов, эталоном ёмкости для которых является Times New Roman.
Скачать шрифт PT Astra Serif
Гротески (шрифты без засечек)
Neue Machina
Дизайнеры Матье Дежарден из Канады и Васьен Катрон из Албании создали этот шрифт, вдохновившись эстетикой робототехники. Поэтому он отлично подойдет для любых проектов, которые связаны с технологиями будущего.
Семь начертаний с поддержкой латиницы и кириллицы. Чем жирнее начертание, тем заметнее «ловушки» в буквах и цифрах, которые неизбежно притягивают к себе взгляд.
Бесплатно для некоммерческого использования.
Скачать шрифт Neue Machina
PT Root UI
самостоятельная линейка гарнитуры PT Root, содержащая четыре начертания нормальных пропорций, от Light до Bold, предназначенных для чтения с экрана, использования в интерфейсах, на веб-сайтах, а также пригодных для навигации и ориентирования.
Скачать шрифт PT Root UI
Gilroy
Шрифт содержит в себе «нотки» геометрических фигур. Он является мощным инструментом для графического дизайна, будь то элемент веб-дизайна, или просто составляющее печатного издания.
В бесплатную версию входит начертание Light и ExtraBold.
Скачать шрифт Gilroy
Inter
Бесплатный, специально создан для экрана, сделал дизайнер из команды Figma… Особенность в том, что у шрифта очень много настроек, которые вы можете сами поменять в лаборатории.
Скачать шрифт Inter
Druk
Druk — это одновременно выход за границы и жёсткое ограничение. Сегодня, казалось бы, сложно удивить гарнитурой с развитой системой начертаний, но Бёртону Хасибу это удалось благодаря волевому отказу от лёгкого веса.
Скачать шрифт Druk | Купить на Type.today
Подборка дополняется …
Где дизайнеру найти бесплатные шрифты для проектов
Поиск новых шрифтов — головная боль каждого дизайнера. Я предпочитаю приобретать шрифты для проектов, но это не всегда возможно и нужно. Случается, что купленный крутой шрифт может не устроить заказчика. В итоге деньги потрачены, а шрифт лежит на диске без дела. Не стоит забывать и о бюджетных ограничениях. Так что, остаётся искать способы получить качественные шрифты бесплатно. И такие способы есть.
Google Fonts
Сервис Google Fonts — первое, что приходит на ум, если речь заходит о поиске бесплатных шрифтов. Да, коллекция обновляется катастрофически медленно. Да, Гугл-шрифтами пользуются все, кому не лень. Однако, не стоит забывать, что речь идёт о самом большом наборе бесплатных, проверенных гарнитур. Все они доступны как для скачивания, так и для подключения к сайтам.
Магазины шрифтов
Шрифтовые магазины нередко разрешают скачивать отдельные шрифты бесплатно. Я уже рассказывал, как быстро найти бесплатные кириллические шрифты на MyFonts.com.
Несложно найти бесплатные гарнитуры с поддержкой кириллицы на Fonts.com.
Гарнитура — набор из нескольких стилистически единых шрифтов в разных начертаниях.
Немного бесплатной кириллицы есть в магазине Fontshop. Зайдите в раздел Free fonts, в опциях поиска задайте форматы Open Type и True Type и выберите русский язык.
Каждую неделю магазин Creative Market выкладывает шесть товаров для бесплатного скачивания. Среди них часто попадаются шрифты. Кириллица встречается крайне редко, нужно отслеживать.
Бесплатные сборники
Если не жаль времени и сил, попробуйте искать шрифты с поддержкой русского в бесплатных коллекциях.
Fontspace
Font Squirrel
Dafont
Сообщества дизайнеров
Получить бесплатный шрифт напрямую от создателя можно на дизайнерских порталах и сообществах.
Искать бесплатную кириллицу на Behance
Искать бесплатную кириллицу на Dribbble
Искать бесплатную кириллицу на DeviantArt
Сайты издателей
Шрифтовые издательства, студии и дизайнеры делятся бесплатными гарнитурами и на собственных сайтах.
Кириллица от Fontfabric
Общедоступные кириллические шрифты ПараТайп
«Проект бесплатных шрифтов» Ивана Гладких
Сайт 4th Februaru Сергея Ткаченко
Бесплатные шрифты Михаила Панфилова
P.S. Создатели шрифта разрешают пользоваться им в личных и (или) коммерческих целях. Чтобы избежать проблем с авторскими правами, прочитайте текст лицензии до того, как начнёте использовать шрифт.
50 самых популярных бесплатных кириллических шрифтов 2015 года
За 2015 год на нашем сайте было опубликовано 33 подборки бесплатных кириллических шрифтов или 165 уникальных шрифтов. Из всех опубликованных шрифтов мы выбрали самые скачиваемые и составили из них подборку 50 самых популярных бесплатных кириллических шрифтов 2015 года.
Рядом с каждым шрифтом написано количество скачиваний, а ниже дана ссылка на скачивание шрифта.
● 50 самых популярных бесплатных кириллических шрифтов 2014 года
● 50 самых популярных бесплатных кириллических шрифтов 2016 года
● 50 самых популярных бесплатных кириллических шрифтов 2017 года
1. Muller: 3142
Скачать шрифт Muller
2. Quinta Pro: 2993
Скачать шрифт Quinta Pro
3. Nexa Script: 2595
Скачать шрифт Nexa Script
4. Gagalin: 2422
Скачать шрифт Gagalin
5. Frenchpress: 2356
Скачать шрифт Frenchpress
6. Stampbor Grunge: 2307
Скачать шрифт Stampbor Grunge
7. Novito Nova: 2163
Скачать шрифт Novito Nova
8. AC Boucle: 2130
Скачать шрифт AC Boucle
9. Dewberry: 2118
Скачать шрифт Dewberry
10. Directors: 2028
Скачать шрифт TT Directors
11. San Francisco: 2016
Скачать шрифт San Francisco
12. Besom: 1933
Скачать шрифт Besom
13. Cocomat: 1849
Скачать шрифт Cocomat
14. Movus Brush Pen: 1823
Скачать шрифт Movus BrushPen
15. Arvo: 1820
Скачать шрифт Arvo
16. Shirota: 1658
Скачать шрифт Shirota
17. Cabana: 1640
Скачать шрифт Cabana
18. Chickpeas: 1634
Скачать шрифт Chickpeas
19. Mount: 1586
Скачать шрифт Mount
20. Sangha: 1582
Скачать шрифт Sangha
21. Rounded Elegance: 1525
Скачать шрифт Rounded Elegance
22. Kurale: 1507
Скачать шрифт Kurale
23. Gecko: 1504
Скачать шрифт Gecko
24. Pobeda: 1498
Скачать шрифт Pobeda
25. Sensei: 1497
Скачать шрифт Sensei
26. Summer Light: 1432
Скачать шрифт Summer Light
27. Happy Fox: 1386
Скачать шрифт Happy Fox
28. Etna: 1371
Скачать шрифт Etna
29. Diaria: 1362
Скачать шрифт Diaria
30. Arkhip: 1359
Скачать шрифт Архип
31. Sansita One: 1316
Скачать шрифт Sansita One
32. Curely: 1311
Скачать шрифт Curely
33. Москва: 1308
Скачать шрифт Москва
34. Bernier: 1288
Скачать шрифт Bernier
35. Bizon: 1272
Скачать шрифт Bizon
36. Bubblegum : 1271
Скачать шрифт BubblegumSans
37. Poiret One: 1252
Скачать шрифт Poiret One
38. Eirik Raude: 1234
Скачать шрифт Eirik Raude
39. Shumi: 1229
Скачать шрифт Shumi
40. Harabara Mais: 1210
Скачать шрифт Harabara Mais
41. Gogoia: 1194
Скачать шрифт Gogoia
42. Squares Bold: 1190
Скачать шрифт Squares Bold
43. Rhubarb: 1172
Скачать шрифт Rhubarb
44. Monitorica: 1167
Скачать шрифт Monitorica
45. Ardeco: 1140
Скачать шрифт Ardeco
46. Guerrilla: 1140
Скачать шрифт Guerrilla
47. Foo: 1135
Скачать шрифт Foo
48. Input: 1133
Скачать шрифт Input
49. High Sans Serif 7: 1132
Скачать шрифт High Sans Serif 7
50. Nickainley: 1129
Скачать шрифт Nickainley
Related posts:
- Бесплатные кириллические шрифты #76
- Бесплатные кириллические шрифты #82
- Бесплатные кириллические шрифты #88
- Бесплатные кириллические шрифты #106
Как отличить хороший шрифт от плохого?
На тему хорошей кириллицы написано много полезных статей. С их помощью можно понять и запомнить, на какие знаки нужно обращать внимание при выборе шрифта.
Однако важно помнить, что ни одна из этих статей не является гарантом того, что шрифт с «правильной» кириллицей будет качественным, и наоборот. То же самое можно встретить в редактуре: 10 баллов в Главреде и наличие инфостиля в статье ещё не говорят о том, что текст хороший.
Советы Корольковой, Гордона, Рудермана и прочих — это некоторые из способов выбрать и оценить шрифт. Я расскажу о ещё одном, более прямолинейном способе распознать качественную кириллицу.
Есть мнение, что любой шрифтовой дизайнер может сделать шрифт для любой чужой письменности — достаточно окунуться в мир с другими знаками и подробно изучить систему, по которой они работают. Я считаю, что это правда лишь отчасти: дизайнер может изучить и создавать не родные для него графемы, но прочувствовать их так, как чувствует носитель алфавита — крайне редко.
Из этого вытекает основная проблема: на рынке много шрифтов с хорошей латиницей и явно недоработанной кириллицей. По такой кириллице видно, что её делал человек из другой среды: даже если общий образ кириллического знака остался, форма может выбиваться из набора и затруднять чтение.
Даже в шрифтах компаний-гигантов типа «Монотайпа» можно заметить спорные формы: Шрифт «Джоана Санс Нова» компании «Монотайп», основанный на шрифте Эрика Гилла «Джоана»Насколько я знаю, кириллицу «Джоане» делали, не советовавшись ни с кем из русскоязычных специалистов. Меня в этой кириллице смущают буквы «б» и «л» — вроде бы по «облаку форм» они нормальные, но как будто бы эти формы дизайнеры вообще не искали и поставили быстро сделанные версии. У буквы «б» очень неопределившийся хвостик и странное распределение толщин. Окончание у «л» ни элегантное, ни достаточно сумасшедшее, чтобы дополнить набор.
Ещё я не совсем понимаю, зачем в таком рисунке надо делать отличную от латинской «k» форму кириллической «к» с таким странным хвостом. Хотя стоит отметить, что разный рисунок «k» и «к» присущ и шрифту компании «Паратайп» «Гуманист 521» — это версия шрифта «Гилл Санс» Эрика Гилла.
«Готам» — знаменитый шрифт компании «Хофлер и ко». Им набиралась предвыборная компания Барака Обамы, но к нему долго не было официальной кириллицы. Однако появившаяся кириллица разочаровала русскоязычных шрифтовиков. Зачем делать треугольные формы буквам «л» и «д» в таком геометричном, но живом шрифте, — мне непонятно. Также снова непонятно, зачем нужны две разные формы буквам «k» и «к». Если приглядеться к набору, можно увидеть, насколько мягче и плавнее латиница в сравнении с кириллицей. И это не объясняется тем, что латиницу делать легко, а в кириллице сплошной «забор».
Шрифт «Готам» компании «Хофлер и Ко»Конечно, это не значит, что иностранным шрифтовикам и их шрифтам с кириллицей нельзя доверять. Тем не менее, большинство шрифтов с хорошей кириллицей делают те, кто консультируется со специалистом-пользователем этой письменности или вовсе отдаёт разработку кириллицы тем, кто с ней знаком с рождения.
«Инпут» — огромное шрифтовое семейство с пропорциональными и моноширинными начертаниями для написания кода. Шрифт создавал Дэвид Джонатан Росс, по кириллице консультировался с Марией Дореули. Картинка из журнала «Шрифт» Кириллический «Музео Санс ». Автор гарнитуры «Музео» — Йос Буйвенга, кириллицу делала Ирина Смирнова В компании «Тайпотек» больше всего примеров того, как русские шрифтовые дизайнеры делали кириллицу: «Бриони» — Александр Тарбеев, «Пармиджано» — Илья Рудерман и Ирина Смирнова, семейство «Федра» — Гаянэ Багдасарян, «Карлофф» — Мария Дореули и так далее. Фрагмент газеты «Московские новости», набранный шрифтом «Бриони» компании «Тайпотек». Шрифт создал Никола Джурек, кириллицу делал Александр Тарбеев, гречицу — Питер БилакПоэтому помимо рисунка, пропорций и ритма знаков в шрифте я советую обращать внимание на то, кто делал, или с чьей помощью делалась кириллица.
Тот же самый принцип работает с любой другой письменностью. Здорово, если графемы для армянского, грузинского, еврейского и прочих языков создавались под присмотром профессионалов, которые говорят на этих языках.
Конечно, и этот подход не гарантирует того, что шрифт обязательно будет качественным. Но тут мне хочется сравнить это с созданием исторических или научно-популярных фильмов. Фильм «Интерстеллар» был успешен не потому, что Нолана консультировал известный физик Кип Торн. Но сам факт консультации говорит о серьёзном подходе и повышает доверие.
Качество шрифта зависит от многих параметров. В своих советах я постаралась рассказать о наименее освещённых. В любом случае нет идеального способа вычислить «хороший» шрифт или готового набора качественных шрифтов. У разных задач будут разные решения, и всё равно выбор шрифта всегда нужно тестировать в конкретном носителе. И все советы направлены на то, чтобы пользователь не бился в панике, не зная к чему подступиться при выборе шрифта. Обозначенные параметры должны помочь ему с выбором нужного инструмента для работы.
сербских кириллических бесплатных шрифтов
Адамант Санс BG
Adamant Sans BG — это современный шрифт без засечек для сербской кириллицы. Используется шрифт Regular, Italic, Bold, Bold Italic.
Дизайн: Ведран Эракович
Ведран Эракович на Behance
Ведран Эракович на MyFonts
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ
Инфлу БГ
Influ Bg — это современное семейство шрифтов без засечек для сербской кириллицы, опубликованное в 2014 году в рамках проекта Cyrillic as Gift.Используется шрифт Regular, Italic, Bold, Bold Italic. Проект «Кириллица как подарок» с 2006 года реализуется Ассоциацией «Типометар» с целью сохранения и популяризации кириллических шрифтов в цифровой среде. Он состоит в том, чтобы разрешить бесплатное использование качественных семейств шрифтов всем отечественным авторам, желающим использовать кириллические шрифты на своих компьютерах. Influ Bg стал девятым шрифтом, опубликованным в рамках этого проекта. В 2014 году проект поддержал Министерство культуры и информации Республики Сербия.
Дизайн: Stevan Ivic
ССЫЛКА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
прекрасный BG
LovelyBG — семейство рукописных шрифтов для сербской кириллицы, опубликованных в рамках проекта Cyrillic as Gift. Проект «Кириллица как подарок» с 2006 года реализуется Ассоциацией «Типометар» с целью сохранения и популяризации кириллических шрифтов в цифровой среде. Он состоит в том, чтобы разрешить бесплатное использование качественных семейств шрифтов всем отечественным авторам, желающим использовать кириллические шрифты на своих компьютерах.Influ Bg стал девятым шрифтом, опубликованным в рамках этого проекта. В 2014 году проект поддержал Министерство культуры и информации Республики Сербия.
Дизайн: Jane Oršolić
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ
Ноктурно БГ
Nokturno BG — это современное семейство шрифтов с засечками для сербской кириллицы, опубликованное в рамках проекта Cyrillic as Gift. Используется шрифт Regular, Italic, Bold, Bold Italic. Проект «Кириллица как подарок» с 2006 года реализуется Ассоциацией «Типометар» с целью сохранения и популяризации кириллических шрифтов в цифровой среде.Он состоит в том, чтобы разрешить бесплатное использование качественных семейств шрифтов всем отечественным авторам, желающим использовать кириллические шрифты на своих компьютерах. Influ Bg стал девятым шрифтом, опубликованным в рамках этого проекта. В 2014 году проект поддержал Министерство культуры и информации Республики Сербия.
Дизайн: Marije Rnjak
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ
Реасавская Б.Г.
Reasavska BG — это современное семейство шрифтов с засечками для сербской кириллицы, опубликованное в рамках проекта Cyrillic as Gift.Используется шрифт Regular, Italic, Bold, Bold Italic. Проект «Кириллица как подарок» с 2006 года реализуется Ассоциацией «Типометар» с целью сохранения и популяризации кириллических шрифтов в цифровой среде. Он состоит в том, чтобы разрешить бесплатное использование качественных семейств шрифтов всем отечественным авторам, желающим использовать кириллические шрифты на своих компьютерах. Influ Bg стал девятым шрифтом, опубликованным в рамках этого проекта. В 2014 году проект поддержал Министерство культуры и информации Республики Сербия.
Дизайн: Olivere Stojadinović
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ
Андика
Andika — это шрифт без засечек, совместимый с Unicode, разработанный специально для грамотных пользователей с учетом потребностей начинающих читателей. Основное внимание уделяется четким, легко воспринимаемым буквенным формам, которые сложно спутать друг с другом.
Начав с первоначального наброска основного строчного латинского алфавита Виктора Голтни, Энни Олсен усовершенствовала дизайн и добавила более 4700 символов, включая полный расширенный набор кириллицы.
Некоторые специалисты по обучению грамоте предпочитают шрифт без засечек для обучения чтению. Его формы проще и менее загромождены, чем у большинства шрифтов с засечками. В течение многих лет работникам грамотности приходилось довольствоваться шрифтами, которые действительно не подходили для начинающих читателей и писателей. В некоторых случаях специалистам по грамотности приходилось утомительно собирать буквы из различных шрифтов, чтобы получить все символы, которые им нужны для их конкретного языкового проекта, что приводило к запутанным и непривлекательным публикациям.Андика решает эти проблемы.
В этот выпуск включен один шрифт из этого семейства — Andika Regular. Будущий выпуск будет включать курсив, полужирный и полужирный курсив.
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ
Жасмин
Jasminum — это бесплатный каллиграфический шрифт с рукописным вводом, названный в честь его автора. Шрифт идеально подходит для придания индивидуальности вашим дизайнерским проектам.
Дизайн: Jasmina Zornic
Jasmina Zornic: Behance
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ
Neoplanta BG
Neoplanta BG — это современный шрифт с засечками для сербской кириллицы.Используется шрифт Regular, Regular Italic, Bold, Bold Italic.
Дизайн: Stjepan Fileki
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ
Nioki BG
Nioki BG — это семейство современных шрифтов без засечек для сербской кириллицы. Используется шрифт Regular, Italic, Bold.
Дизайн: Мариян Оршолич
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ
Реасавская Б.Г. Сан
Reasavska BG San — это современное семейство шрифтов sans для сербской кириллицы, опубликованное в рамках проекта Cyrillic as Gift.Используется шрифт Regular, Italic, Bold, Bold Italic. Проект «Кириллица как подарок» с 2006 года реализуется Ассоциацией «Типометар» с целью сохранения и популяризации кириллических шрифтов в цифровой среде. Он состоит в том, чтобы разрешить бесплатное использование качественных семейств шрифтов всем отечественным авторам, желающим использовать кириллические шрифты на своих компьютерах. Influ Bg стал девятым шрифтом, опубликованным в рамках этого проекта. В 2014 году проект поддержал Министерство культуры и информации Республики Сербия.
Дизайн: Olivere Stojadinović
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ для OTF
СКАЧАТЬ ССЫЛКУ для TTF
30+ лучших поддерживаемых кириллических шрифтов
Кириллица используется на разных языках Евразии и даже является национальным шрифтом, используемым в различных славянских, монгольских, иранских и тюркоязычных странах.
Хотя английский является самым распространенным языком в мире, использование различных шрифтов, таких как кириллица, может добавить новое измерение в вашу работу за счет привлечения совершенно новой клиентской базы.
Наш список из 30 лучших кириллических шрифтов для графического дизайна и брендинга может открыть новые двери для вашего бизнеса.
Если вы готовы, давайте приступим к поиску подходящего шрифта для любого из ваших проектов!
30+ лучших кириллических шрифтов
Существует множество вариантов выбора правильного шрифта с поддержкой кириллицы. К счастью, у нас есть много времени, чтобы изучить и найти для вас лучшие варианты, а также составить обширный список из 30+ лучших шрифтов, поддерживаемых кириллицей для графического дизайна и брендинга.
30+ лучших поддерживаемых кириллицей шрифтов для графического дизайна, брендинга и дизайна логотипов
Moula
Геометрический штрих придает привлекательность этому современному шрифту без засечек. Благодаря поддержке расширенных языков, включая кириллицу, шрифт Moula представляет собой чистый, минималистичный, элегантный, необычный, теплый и универсальный шрифт. Этот шрифт идеально подходит для любого проекта графического дизайна, он отлично подходит для веб-дизайна, корпоративного дизайна, вывесок и даже редакционного дизайна.
Загрузить сейчас
Гарнитура Zona Pro
Гарнитура Zona Pro поставляется с девятью стилями, включая соответствующий курсив, черпая вдохновение из начертаний в геометрическом стиле 1920-х годов.С чистыми и легко читаемыми формами шрифт смешивает их с небольшими отклонениями в ширине штриха, когда дело доходит до более тяжелого веса. Это придает ему характерный и уникальный гротескный вид, который идеально подходит для редакционных статей и более коротких строк текста меньшего размера.
Vonique 43
Семейство шрифтов Vonique — элегантный гламурный шрифт, созданный для того, чтобы остановить любого, кто его увидит. Стили после кругов, шрифт Vonique 43 поставляется с очень короткими нижними выносными элементами и соответствующей высотой шапки.Были добавлены альтернативы, включая кириллицу, чтобы сделать его более универсальным.
Загрузить сейчас
Сад чудес | Латинский и кириллица
Для тех, кто ищет красивый шрифт, который источает стиль и элегантность и может использоваться для всех видов дизайнерских работ, сценарий Wonder Garden — это современный каллиграфический шрифт, который включает поддержку латинского и кириллического алфавитов. Шрифт Wonder Garden — отличный вариант для поздравительных открыток, свадебных приглашений, женского брендинга и многого другого.
Расширенное волокно
Профессиональная версия шрифта Fiber, обновленная версия содержит кириллические буквы, чтобы сделать его более универсальным. Шрифт с более чем 325 глифами и уникальными базовыми символами разработан для обеспечения невероятной читабельности для вашей аудитории.
Загрузить сейчас
Tobi Греческая кириллица
Основанный на шрифте Tobi, Tobi Greek Cyrillic представляет собой улучшенную версию шрифта с альтернативными лигатурами и представляет собой веселую и веселую типографику, которую можно использовать в широком спектре проектов.Благодаря поддержке греческих и кириллических букв шрифт может открыть новые двери и привлечь новых клиентов.
Брэкстон
Шрифт Braxton, наполненный прописными и строчными буквами, цифрами, а также большим количеством знаков препинания, имеет роскошный вид и современный стиль. Шрифт с многоязычными глифами, включая кириллицу, а также специальными символами, является отличным выбором для плакатов, логотипов, значков и т. Д.
Загрузить сейчас
Капитальное надсемейство
Отличительный и универсальный шрифт Capital Superfamily наполнен влиянием современной типографики в своем дизайне.Шрифт Superfamily, доступный в восьми вариантах начертания, также имеет дополнительные восемь вариантов курсива, что обеспечивает еще большую универсальность. Шрифт Capital Superfamily идеально подходит для любого проекта, включая брендинг, этикетки или даже дизайн логотипа.
Soulbind
Сделанный с помощью маркеров шрифт Soulbind представляет собой рукописный жирный шрифт, который включает знаки препинания, числа, латинский и кириллический алфавит и другие глифы.Шрифт Soulbind — отличный выбор для рекламы, брендинга, постеров и многого другого.
Загрузить сейчас
Соус Лайт и Соусс Лайт Курсив
Шрифт без засечек ручной работы, Souses Light и Souses Light Italic — идеальный выбор для любого дизайнера, который хочет воплотить свои идеи в жизнь. Разработанные с использованием более 400 символов и поддержки более чем 70 языков, гарнитуры Souses идеально подходят для проектов, связанных с экологией, природой и т. Д.
Бутлегеры
В шрифте Bootleggers с четкими прямыми линиями используются крошечные и аккуратные акцентные линии, которые помогают поддерживать множество различных языков, включая кириллицу. Благодаря этой поддержке нескольких языков вы можете охватить совершенно новую аудиторию. Шрифт даже поставляется с отдельными файлами шрифтов для двух слоев шрифтов, поэтому вы можете легко комбинировать стили.
Загрузить сейчас
Семейство шрифтов Burford Pro
Вдохновленный невероятной типографикой Амстердама, семейство шрифтов Burford Pro Font Family было создано для дизайнеров, работающих с высокотехнологичными программами.Благодаря 18 многослойным шрифтам, включающим 5 базовых слоев, 3 верхних слоя, 5 нижних слоев и даже 2 набора графических элементов, семейство шрифтов Burford Pro идеально подходит для любого проекта, от этикеток до брендинга и всего, что между ними.
Антарио
Высококонтрастный шрифт без засечек Antario имеет классический округлый стиль, который придает ему элегантный и привлекательный вид. Благодаря поддержке многоязычных символов, включая кириллицу, шрифт содержит более 600 глифов, которые позволяют вам проявить больше творчества в вашей типографике.
Загрузить сейчас
Хорошее время
Гарнитура Good Time, созданная с использованием монолинии и шрифта Grotesk, представляет собой двойной шрифт, который отлично работает по отдельности или вместе.Каждый шрифт был разработан специально с уверенностью, что он всегда будет соответствовать вашему проекту. Шрифт Good Time отлично подходит для журналов, рекламы, фильмов, веб-сайтов и многого другого. Он включает прописные и строчные буквы, цифры и знаки препинания. Он даже включает поддержку кириллицы.
Делакорсо
Вдохновленный элитными магазинами на 5-й авеню в Нью-Йорке, шрифт Delacorso представляет собой элегантный шрифт с заглавными буквами, созданный с чувством роскоши.Обрисованная в общих чертах версия шрифта отлично использует негативное пространство, которое проходит через его основы. Delacorso отлично подходит для журналов, заголовков, люксовых брендов или даже модных логотипов. Он также поддерживает кириллицу, что дает вам гораздо больше возможностей.
Загрузить сейчас
Шрифт Black Diamond Brush
Шрифт Black Diamond Brush — это необработанный, стильный шрифт, который поражает воображение. Это не обычный шрифт. Особое внимание было уделено ручной работе, быстрым мазкам и сухим текстурам.Шрифт Black Diamond, идеально подходящий для логотипов, упаковки продуктов, поздравительных открыток и т. Д., Гарантирует громкое, гордое и беззаботное сообщение. Кроме того, с недавним обновлением шрифт теперь поддерживает кириллицу.
Мыла
Шрифт Myla — отличный выбор, если вы хотите, чтобы ваше сообщение было разборчивым. Благодаря своему восточному, старому советскому дизайну и стилю, Myla отлично подходит для одежды, плакатов, обложек альбомов и многого другого. Благодаря многоязычной поддержке, включая кириллицу, вы можете передать свое сообщение практически на любом языке.
Загрузить сейчас
Caldina
Восхитительное семейство шрифтов, шрифт Caldina придает великолепный вид любому проекту, в котором вы его используете. Благодаря 10 шрифтам и соответствующему истинному курсиву более 650 глифов предлагают вам поддержку множества языков, включая кириллицу. Если вы работаете над брендингом, рекламой, плакатами или чем-то еще, шрифт Caldina может добавить что-то особенное в вашу работу.
Максвелл Санс Ультралайт
Чистый сжатый шрифт Maxwell был вдохновлен ретро-шрифтами 1950-х годов.Доступный в обычных и маленьких заглавных буквах, шрифт имеет стилистические альтернативы, а с его панелью глифов вы можете получить доступ к различным вариантам и языкам, включая греческий, латинский и кириллический, которые вы можете использовать в абзацах или даже заголовках.
Загрузить сейчас
Шрифт Brachetto Script
Созданный под влиянием традиционных шрифтов в стиле скриптов с добавлением нотки современности и элегантности, шрифт Brachetto Script предлагает широкий спектр стилистических и контекстных альтернатив, а также многое другое, чтобы у вас было бесчисленное множество вариантов выбора во время работы.Изящно созданный, хорошо продуманный шрифт покрывает каждую мелочь, о которой вы можете попросить, чтобы обеспечить универсальность и простоту использования шрифтов.
Псалтырь
Современный шрифт Blackletter с узкой, сжатой структурой с широким диапазоном начертаний, от легкой тонкой линии до жирной, темной и жирной версии. Шрифт также поставляется с полным набором кириллических символов, а также с орнаментом, который может дать вам еще больше возможностей.
Загрузить сейчас
Giga Sans
Если вы относитесь к тому типу людей, которые готовы принять совершенство только в том, что касается типографики вашего проекта, вам стоит обратить внимание на этот геометрический шрифт без засечек, Giga Sans.Шрифт с его элегантным и чистым геометрическим штрихом имеет девять вертикальных стоек, а также девять соответствующих курсивов, которые варьируются от тонкого до черного. Хотя это естественный выбор для заголовков, это также отличный выбор для журналов, брошюр и т. Д.
Afjat Trends Light
Элегантный и гуманный шрифт, который отлично подходит для любого проекта, шрифт Afjat Trends Light отличается высокой контрастностью и современным стилем, который отлично подходит для логотипов, приглашений, фраз, текста и многого другого.Как часть дизайна шрифта, Afjat также поддерживает кириллицу и другие языки.
Загрузить сейчас
Маркер Lumios
Шрифт Lumios Marker, созданный с помощью Pilot Sign Pen, представляет собой произвольный маркер, который поддерживает базовую кириллицу и расширенную латиницу. Обведенный вручную, шрифт имеет чистые края, что делает его безопасным выбором для использования во всех программах графического дизайна. В дополнение к шрифту он также поставляется с элементами дизайна Lumios, которые отлично подходят для дизайна бренда, дизайна поздравительных открыток и многого другого.
TypoGraphica
TypoGraphica — это геометрический шрифт без шрифта, известный своим жирным шрифтом, а также наклонами символов. Шрифт может иметь эффектный вид на первой странице или обложке, но в целом имеет упрощенный дизайн. Благодаря поддержке европейского акцента, кириллических символов и многого другого, он может быть заметен в любом проекте.
Загрузить сейчас
Скрипт Розалинды
Шрифт Rosalinda — это рукописный шрифт, предназначенный для свадебных приглашений, но это не значит, что вы не можете использовать его практически для любого другого проекта.Шрифт, состоящий из более чем 900 символов, станет ярким и привлекательным выбором для дизайна футболок, логотипов, брендов и многого другого.
Карсон
Шрифт Carson, состоящий только из заглавных букв, выпускается в трех вариантах толщины, предназначенных для использования в любое время. Полуконденсированный шрифт с плавными и ровными линиями, обеспечивающими постоянную толщину линий, имеет вертикальный характер, который заполняет ограниченные пространства. Этот шрифт отлично подходит для книг, логотипов компаний и т. Д. Он также поддерживает кириллицу.
Загрузить сейчас
Тося
Созданный с учетом нейтральности, чистых пропорций и удобочитаемости, Tosia — это чистый и элегантный шрифт, универсальный и привлекательный. Состоящий из 20 шрифтов — 10 начертаний и соответствующий курсив, шрифт поддерживает кириллицу и имеет множество функций OpenType, включая заглавные буквы, старый стиль, стилистические альтернативы и многое другое.
Furius
Вдохновленный стилем гравюры на дереве с разделенными засечками или точеными буквами, которые обычно встречаются в римских надписях.Разработанный как дисплейный шрифт, Furius сочетает в себе многие функции OpenType, а также расширенный набор символов латиницы и кириллицы, чтобы предоставить вам все необходимое.
Загрузить сейчас
Pequena Neo
Благодаря яркому внешнему виду и небольшому перекосу символов, Pequena Neo поставляется с разборчивым шрифтом, который также имеет необычный вид. Благодаря поддержке латинского и кириллического алфавитов, шрифт Neo отлично подходит для любого проекта, включая детские вывески, продукты, публикации или даже брендинг.
Dexa Pro
Черпая вдохновение из классических семейств без засечек, шрифт Dexa Pro состоит из 72 шрифтов сокращенной, узкой, нормальной и расширенной ширины. Каждая ширина имеет 18 шрифтов вместе с их истинным курсивом. Шрифт Dexa Pro имеет более 700 глифов на шрифт, что дает вам невероятный объем языковой поддержки, включая кириллицу.
30+ лучших кириллических шрифтов для графического дизайна и брендинга
Хотя кириллица берет свое начало в древние времена, в наши дни все еще существуют культуры, которые ее используют, и создание дизайна с ее использованием может привлечь совершенно новую клиентскую базу, чего ваши конкуренты, возможно, не смогут.С нашим списком 30 лучших шрифтов, поддерживаемых кириллицей для графического дизайна и брендинга, вы можете открыть новое измерение для ваших проектов графического дизайна и брендинга.
Font E4 Digital Cyrillic скачать бесплатно (2021) • FontsIsland.com
На этой странице Вы можете скачать шрифт E4 Digital Cyrillic версии 1.00 от 11 ноября 2015 г., начальный выпуск, который принадлежит к семейству E4 Digital Cyrillic (подсемейство Regular). Изготовителем шрифта является E4-Digital-Cyrillic.Загрузите E4 Digital Cyrillic бесплатно на FontsIsland.com. Данный шрифт принадлежит к следующим категориям: кириллические шрифты, римские шрифты, бесплатные шрифты, бесплатные для личного использования, контурные шрифты, русские шрифты, шрифты без засечек, шрифты из фильмов. Вам нужно будет купить шрифт, если лицензия на него не бесплатна.
Авторские права:
Этот шрифт является товарным знаком и авторским правом DLE Fonts.
Семья:
E4 Цифровая кириллица
Идентификатор:
E4 Цифровая кириллица: Версия 1.00
Полное название шрифта:
E4 Цифровая кириллица
Версия:
Версия 1.00 11 ноября 2015 г., начальный выпуск
Название PostScript:
E4DigitalCyrillic
Производитель:
E4-цифровая-кириллица
.