Самайн и хэллоуин разница: Хэллоуин и Самайн: история и суть праздника | Легенды

«Смотри, не перепутай»: Самайн, День всех святых, Хэллоуин

Для меня очень важно различие между традициями, связанными с ноябрьским новолунием. Спешу поделиться своими мыслями о том, что есть что. Это не научная статья, ссылок не даю, хотя по требованию могу указать, что и откуда взялось. Несмотря на объем текста, тут только штрихи по верхам – что я считаю основным упомянуть. Просто я уже много лет интересуюсь этой темой, сейчас не пишу ничего такого, что я бы сама придумала или вывела без опоры на классиков, но есть, конечно, дискуссионные моменты. В кельтской культуре вообще много дискуссионного.

Я выделяю 4 традиции: Самайн древний, Самайн фольклорный, День всех святых и Хэллоуин.

Джон Дункан «Всадники ши»

Самайн древний (мифологический). Забудьте про слово «Самхэйн». Такого слова в гэльском не было и нет. По-архаически это слово будет звучать «Самайн» или «Самань», а по-древнеирландски — «Савань». Как ни удивительно, основной корень в этом слове означает «лето». Главная сложность с описанием архаических и древних корней этого праздника, как и вообще с древнеирландской культурой, в том, что она не имела письменности. Основным памятником, к которому отсылают всех, заинтересовавшихся корнями Самайна, является календарь из Колиньи – совсем даже не ирландский, хотя и кельтский (галльский). Чуть больше помогают нам древнеирландские монахи, записавшие мифы на полях и пустых страницах Евангелиариев.

Древний Самайн – торжество перехода на Тёмную половину года, приходится на новолуние около начала ноября. Нельзя однозначно утверждать, что именно он был Новым годом, но можно отметить, что праздник этот был важным и продолжительным. Насколько я знаю, обычай считать его кельтским новым годом базируется на представлении о том, что у кельтов начало всего есть тьма. Сутки начинаются с вечера, стало быть, год – с начала его Тёмной половины. Для британских кельтов начало лунного месяца с одноименным названием «Самайн» – время перехода в прямом смысле. Праздник завязан на скотоводческий цикл. Скотоводство имеет первенство в сельском хозяйстве древнеирландских кельтов, что отражено и в мифах. Это время ухода с летних пастбищ и время забоя скота и заготовки мяса на зиму. Представители некоторых племён меняли место жительства дважды в год (Светлая и Тёмная половина), следуя за погодой и потребностями скота. В мифах и фольклоре мы видим также переселение эльфов дважды в год – не только у кельтов, но и у исландцев. Именно поэтому в самайнские ночи открываются холмы, и можно видеть вереницы и обозы переселяющихся эльфов (тех, которые «ши», «сиды»).

С точки зрения одного из основных мифологических циклов Ирландии, символически, это время – время подготовки Туата де Данан к войне с фоморами, и её начало. О характере празднования сказать что-то определённое трудно. Наверно, возможно проводить параллели с Бельтаном – «светлым близнецом» Самайна. Возможно, на Самайн также производилось символическое зажжение огня, как обряд утверждения власти, как это происходило на Бельтан. Вполне вероятно, совершались какие-то жертвоприношения, остатки которых найдены на местах древнеирландских пиршеств.

Одним из древнейших элементов Самайна является соблюдение Уговора между людьми и духами природы фэйри, который предписывал не собирать с полей и в лесах ничего после ночи Самайна – ни ягоды, ни пшеницу, ни любые другие плоды и дары природы. Или даже специально их там оставлять. Считалось, что всё это принадлежит фэйри.

Пару слов про друидов. Друиды свою профессиональную информацию не записывали и передавали только в рамках сословного обучения. Информация эта, на самом деле, не сохранилась, обрывочные данные не дают собрать целостную картинку. Что касается римских свидетельств, то PR-технологии придуманы не в XX веке, так что вычленить истину и тут непросто.

Алан Ли «Фэйри»

Самайн фольклорный. Можно называть его по-новогэльски, так как произношение с древних времён изменилось, – «Саунь», «Савин» «Совин», «Соувин», «Савань» (в разных диалектах). Переходим к традициям, которые, всем смертям вопреки, существовали в кельтских регионах в более поздний период, вплоть до XX века. Как это всё формировалось, я не знаю, многие вещи выводятся по данным фольклористов конца XIX — XX вв. Как и прежде, отправной точкой здесь является угон скота с дальних летних пастбищ и забой на зиму. В разных регионах дата колеблется от 1 до примерно 11 ноября, и постепенно точно закрепляется в солярном григорианском календаре. Здесь нужно рассматривать не просто начало ноября, а целый период до начала января, на протяжении которого все праздники воспроизводят одни и те же мифологические и фольклорные мотивы. Здесь у нас и Самайн, и начало зимы, и некоторые декабрьские обычаи, и Йоль, и Святки. Согласитесь, у них много общего.

Мотив №1. «Другой мир» – у кельтов это мир нечеловеческого. Он объединял духов природы, многообразие фэйри и мир усопших (в полуязыческом понимании). К нему же относили эльфов-ши – единственных созданий, которые были не духами, а «особенными прекрасными людьми», из плоти и крови, с которыми люди могли вступать в браки и рождать детей. Здесь мы видим не просто открытые холмы-ши, а уже представление об истончении границ между человеческим миром и Другим миром, возможность и опасность перехода из одного в другой. В качестве возможностей представляются встречи с благими фэйри, возможность увидеть воочию эльфийский обоз или огни праздника в холме. В качестве опасностей – многочисленные бесовские искушения, встречи с Неблагим двором и, для особо «одарённых», — с Дикой охотой. В зависимости от ваших желаний, в дни этого периода можно было воспользоваться методами поиска Другого мира или защиты от него. Так как Другой мир включает в себя усопших, то поминовение усопших и возможность встречи с ними также постепенно становятся неотъемлемым элементом праздника. Особо отмечу благородный характер этого поминовения. Тут нет ничего общего с пугалками и страшилками. Обычно в кельтских регионах устраивался специальный вечер, семья собиралась за скромным ужином; вспоминали усопших, рассказывали истории или просто поминали добрым словом. Считалось, что усопшие приходили послушать. Для них даже оставляли место за столом и выставляли прибор и какую-то еду.

Мотив №2. Переход из одного временного периода в другой. Самайн, начало Адвента, Рождество, зимнее солнцестояние – ключевые точки в годовом круге. Они все являются образами границы времен, когда старое закончилось, а новое началось. Такие моменты всегда связаны с космогоническими мифами. И тут в Европе позднего Средневековья возникает обычай карнавала, имеющий корни, как кажется, в римских празднествах. В Европе – но не на Британских островах, куда он приходит уже в конце XIX века из Америки.

Мотив №3 Дарение подарков, получение гостинцев, «щедрование». Дарение в эти пограничные дни должно было принести дающему изобилие и благополучие. Отсюда идёт хождение по домам на зимние праздники и хэллоуинский «Trick-or-treat». Этот обычай – обязательно брать что-то у соседей или преподносить им — привязан отнюдь не только к Рождеству, а встречается у кельтов в том числе и в связи с Бельтаном.

Мотив №4 Нежданный гость. Самайн и Рождество предполагают возможность накормить совершенно особенного странника. Это может быть покойный член семьи, какой-нибудь святой, или ещё кто-то особенный, кто определит судьбу семьи на год вперед. Некоторые визитёры, как кажется, приходят с инспекцией (проверять, как семья живёт), как совершенно не кельтский страшный йольский кот. Для таких особенных гостей оставляют место за столом. Чтобы почтить эльфов из холмов, в домах зажигали яркие огни, приглашая тех войти и взять съестные подарки.

Особенным значением для кельтов обладали следующие элементы Бельтана и Самайна: зажжение костров и огней, приготовление рагу из определённого количества видов овощей, кратного 3-м, приготовление особого хлеба. Всё это было связано с определёнными церемониями и правилами.

Фра Анжелико

День всех святых. Тожество Католической Церкви, входящее в круг праздников самого высокого ранга. В этот день католик обязан посетить Мессу. Католическая Церковь чтит всех святых, и тех, кто был прославлен и почитается, так и тех, о ком знает только Бог. Праздник был окончательно утверждён на 1 ноября в IX в., хотя в кельтских регионах праздновался именно в этот день и до того. Этот день не имеет никакого потустороннего, погребального и поминального оттенка. Светлый, торжественный день. Его не надо путать с Днём поминовения всех усопших, который отмечается 2-го ноября. На протяжении всего ноябрьского месяца Католическая Церковь особо молится за всех усопших.

Картинка по теме неизвестного мне автора

Хэллоуин – Halloween – All Hallows Eve – «Канун Дня всех святых». Хэллоуин представляет собой карнавал, и само это уже делает его совершенно иным праздником, нежели Самайн. Обычаи Хэллоуина складываются в течение XVIII в. в Северной Америке из смешения представлений эмигрантов из разных Европейских стран. Пожалуй, именно кельтского в нём меньше всего.

Среди корней Хэллоуина – средневековые карнавалы и некоторые обычаи празднования Дня всех святых. Некоторые усматривают связь между обычаями английской Ночи Гая Фокса (5 ноября) и Хэллоуином. Возможно, прародителями тыквенной лампы были ирландские лампы из турнепса и так называемый «стиль отрезанных голов» — рисование головы на разных предметах и включение голов в орнаменты.

В Средние века пограничные даты имели, кроме прочего, символику сотворения мира, космоса. Космосу и порядку предшествует хаос, этот хаос и есть карнавал. Быть не тем, кто ты есть, соприкоснуться с Другим миром, пусть всё идёт кувырком, пусть не будет никакого порядка. В эти дни могли совершаться какие-то демонстративные бесчинства. Карнавал накануне праздников, как считалось, позволял человеку прочувствовать смысл порядка мироздания, «пощупать» важность того, что всё находится на своём месте. И нервы пощекотать. Зато праздничным утром всё водворяется на свои места.

Что касается Дня всех святых, то в XIV-XV вв. во Франции существовал обычай показывать театрализованное представление «Пляска смерти», призванное напоминать христианам о неотвратимости конца и тем содействовать обращению к добродетели.

Шумиха вокруг ведьм и ведминской культуры в большей мере характеризует протестантские страны, в которых преследование ведьм развернулось наиболее широко, и потому сами ведьмы вызывали наибольший интерес. Не будем забывать также и о том, что знакомый популярный образ ведьм пришёл к нам через романтизм, романтические романы и сказки.

Все характерные элементы празднования Хэллоуина сложились уже в XIX-XX вв. — такие как Джек-лампа, маскарад, «trick-or-treat», обязательный ведьминский антураж и разнообразные ужастики и монстрики.

Если кому-то интересно, я могу в дальнейшем дать ссылки на наиболее интересные материалы на эту тему, и приглашаю своих друзей, углублённых в кельтскую культуру, присоединиться ко мне. Они же пусть поправят меня, если я где погрешила против истины.

Хеллоуин или Самайн? Определимся, что будем праздновать!

Октябрь подходит к концу, близится сакраментальная дата – 31 число, традиционно делящая людей на три непримиримых лагеря…

Представители первого радостно наряжаются во всякую нечисть и травят страшные байки, второго – с таинственными лицами уезжают подальше в лес ритуалить, а третьего – удивлённо смотрят на первые два и делают вид, что ничего такого особенного не происходит.

Первый лагерь, как вы догадываетесь, празднует Хэллоуин, а второй – Самайн. Не думайте, будто между этими понятиями нет никакой разницы. Есть, и огромная! И сейчас мы про неё поподробнее расскажем. Читайте нашу статью и делайте свой выбор.

На фото: подвес «Йорик»

 

Вообще-то чисто технически Самайн и Хэллоуин – действительно одно и то же. Празднуются они в один день, точнее, в одну ночь – с 31 октября на 1 ноября, и ноги у них растут из одной традиции – ирландско-шотландской. Однако по факту разница есть.

Начнём с того, что Самайн – праздник языческий, принадлежит он викканской традиции. А Хэллоуин – только не смейтесь – праздник христианский! Да-да, День всех святых, в который добропорядочные христиане отдают дань памяти своим усопшим предкам. Собственно, само слово «Хэллоуин» происходит от очень (очень!) сильно искажённого древнеанглийского Ealra hālgena mæssedæg (не пытайтесь произнести это вслух, Гренделя призовёте). Это лютое сочетание странных букв означало «день почитания всех святых» и в чуть более современном английском превратилось в All-Hallows-Even, в шотландском произношении – «хэллувин» (ну или что-то такое; кто изучает английский, тот в курсе, что у шотландцев – самый жуткий акцент после китайцев). Причём тут вообще шотландцы? Читайте дальше, скоро поймёте.

В общем, Хэллоуин – это добропорядочный христианский праздник поминовения святых и усопших предков, так-то. А Самайн?

 

А Самайн – это древний кельтский праздник, отмечающий конец тёплой и светлой половины года, кода всё растёт, цветёт и плодоносит, и начало тёмной половины, угрюмой и холодной, когда всё мрачно и есть нечего (тем, кто за предыдущую половину не успел хорошенько набить кладовые). И тёмные духи ходят по земле, которая на это время становится их вотчиной, ища себе поживы. Такой себе праздник, м-да… Но древние ирландцы и шотландцы это дело активно отмечали и воздавали почести всяким мрачным духам, чтоб они им зимой не особенно докучали. И, да, приходился он примерно на это же время – с 31 октября на 1 ноября (примерно – потому что современных календарей полторы тысячи лет назад в Британии не было, а границы месяцев не совпадали с современными, так что Самайн «ездил» по датам в пределах почти недели). Само слово «Самайн» означает месяц, примерно соответствующий нашему ноябрю.

Получается, что Самайн – праздник проводов природы на покой и вступления в тёмное и мрачное время. Как-то так. Но это не всё. Потому что ни современного Самайна, ни современного Хэллоуина друг без друга бы вообще не было. Как так?! А вот. Следите за руками.

 

Век неизвестно какой до нашей (и немножко нашей) эры. Древние кельты празднуют Самайн, провожают мир на покой и всё такое.

Век примерно пятый нашей эры. В Британии появляются христианские монахи, ужасаются местным праздникам и решают их облагородить, привязав к датам праздников христианских. Попадает под раздачу и Самайн, привязанный к Дню всех святых. А дальше у местных кельтов и у монахов в головах складываются примерно следующие цепочки.

Кельты: мало того, что эти христиане День всех святых празднуют в день смерти природы, так ещё и святые у них, мягко говоря, не очень живые. Стало быть, для них это день мертвецов, нечисти и всякой жути 

Монахи: мало того, что к кануну Дня всех святых в этой вашей Британии есть нечего, так ещё и местные какую-то страшную дичь про смерть природы рассказывают. Стало быть, для них это день мертвецов, нечисти и всякой жути 

На фото: кольцо «Йорик»

 

Так и повелось: кельты, удивлённые Днём всех святых, и пришлые христиане, напуганные Самайном, совместными усилиями породили Хэллоуин, день-страшилку, который лучше всего пересидеть в своем доме в кругу из свечек (в современном мире круг из свечек успешно заменяют кроватка, ноутбук с сериалом пострашнее и кот для баланса жуткого и милого). Так он в истории и остался. Кстати, если вы всё ещё не понимаете, причём тут шотландцы – вот вам ответ: Шотландия долгое время была краем диким и не слишком цивилизованным, и отголоски всякой древней жути сохранялись там дольше всего. Неудивительно, что шотландцы же дольше всех и помнили, откуда у Хэллоуина растут ноги, и слово соответствующее употребляли чаще, а потом подарили его всему миру. Вот как-то так Самайн и породил Хэллоуин.

На фото: кольцо «Летучая мышь»

 

Но это ещё не всё… Век двадцатый. По всему миру появляются и расцветают неоязыческие движения, в том числе Викка. Викканам срочно нужны собственные праздники, желательно как-то отражающие смену времён года. А поскольку они не просто ерундой маются, а историю изучают, то помнят, что найти языческий праздник несложно – достаточно хорошо поскрести любой христианский. И тут им попадается Хэллоуин. Виккане его скребут и радостно обнаруживают под слоем тыкв, паутины и конфет самый настоящий Самайн!

 

Ура, восклицают виккане, мы нашли то, что нам нужно! Вот только как его праздновать? Спросить-то у аутентичных носителей трудновато, хотя как раз в этот день, должно быть, самое то…

Ладно, говорят виккане. Вон какой поверх него уже замечательный слой страшилок нарос. Зачем его выбрасывать? Пусть будет. Да и общение с нечистью в такой день – вполне нормальная штука: холодно, темно, жутко, всякая потусторонщина сама в голову лезет. Вот пусть и будет Самайн официально днём потусторонщины!.. Вот как-то так, в свою очередь, Хэллоуин породил Самайн.

Вот как оно всё сложно и жутко интересно, оказывается! А что ближе лично вам – резать тыквы или праздновать «аутентичный» Самайн? Поделитесь мнением!

Искала корни Хэллоуина Ольга Оринго

В чем разница между Хэллоуином и Самайном?

Сегодня мы знаем, что Хэллоуин — это когда мы едим много конфет и балуемся всякими жуткими вещами. Наряжаться в костюмы, ходить в дома с привидениями, вырезать тыквы и угощать сладостями не всегда было так, как отмечался этот праздник. Исторически праздник был религиозным и очень важным для культуры людей, которые его праздновали.

Что такое Хэллоуин?

В современном мире Хэллоуин — это праздник, когда дети наряжаются в костюмы и ходят от дома к дому, угощая их сладостями. Но история Хэллоуина уходит корнями в прошлое, тысячи лет назад, начиная с языческого праздника, известного как Самайн.

Поскольку считается, что традиции Хэллоуина произошли от Самайна, между ними есть много общего. Оба праздника проводятся в одно и то же время года и посвящены умершим.

Со временем 31 октября стал известен как Канун Дня Всех Святых, что означает «священный вечер», и во многом это было связано с традиционными языческими обычаями. Сегодня мы знаем его как Хэллоуин, который был принят в Америке 19-го века через ирландских иммигрантов, привезших свои традиции праздника через океан.

С начала 20-го века в Соединенных Штатах самым популярным развлечением на Хэллоуин стало угощение или угощение. Изображение предоставлено usatoday.com.

Самое популярное занятие, которое сегодня можно сделать, чтобы отпраздновать Хэллоуин, — это обычай угощения или угощения. В игре «Угощение или угощение» дети наряжаются в костюмы и ходят от двери к двери в своем районе, чтобы выпрашивать угощения у соседей, чаще всего угощением являются конфеты. Вы когда-нибудь задумывались, почему мы отмечаем этот праздник, наряжая наших детей в костюмы, чтобы они постучали в двери незнакомцев, чтобы попросить угощения и конфеты?

Что ж, практика угощения восходит к обычаям древних кельтов тысячи лет назад.

Считается, что угощение происходит из древних шотландских и ирландских обычаев в ночи, предшествующие празднованию Самайна. Происхождение костюмов для Хэллоуина восходит к шотландским традициям сотни лет назад, когда люди наряжались святыми, чтобы отогнать злых духов. Переодевшись святыми, они ходили от двери к двери, чтобы выполнить «трюк», например, прочитать стихотворение или рассказать анекдот, в надежде на обмен на угощение. В Ирландии, например, люди наряжались и ходили от двери к двери как ряженые и пели песни мертвым. Когда умершим пели песни, они получали угощение, например, торт.

Поскольку ирландские и шотландские общины возродили обычай Старого Света, известный как «переодевание», который представляет собой практику маскировки и посещения домов людей, чтобы продемонстрировать трюк, например, прочитать стихотворение или рассказать анекдот в надежде на обмен на угощение. . Начиная с начала 20-го века старый мировой обычай «переодевания» превратился в практику того, что мы знаем сегодня как «уловку или угощение», которая стала чрезвычайно популярной.

Что такое Самайн?

Самайн — гэльский праздник, отмечающий конец сезона сбора урожая и начало перехода к более темной половине года (зиме). Исторически фестиваль проводится первого ноября, но празднования начинаются вечером последнего дня октября, 31-го числа, когда кельтский день начинался и заканчивался на закате. Это примерно на полпути между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием.

Фестиваль влечет за собой большие собрания и пиршества, когда открыты древние могильники, которые рассматривались как порталы в Иной мир.

В кельтской мифологии Потусторонний мир — сверхъестественное царство богов и мертвых. Поскольку Другой мир похож на параллельную вселенную, говорят, что он существует рядом с нашим собственным миром, расположенным за краем земли, о чем сигнализируют внезапные изменения погоды, туман или появление божественных существ. Люди попадают в Потусторонний мир либо случайно, либо по приглашению одного из его обитателей. Чтобы войти в Потусторонний мир, вы должны войти в древние курганы или пещеры или уйти под воду.

Люди, празднующие Самайн, верят, что барьеры между физическим и духовным миром разрушаются во время Самайна, что позволяет большему взаимодействию между людьми и жителями Потустороннего мира. Другими словами, кельты верили, что мертвые возвращаются на землю в Самайн, в ночь на 31 октября.

Как праздновали Самайн?

Сельские жители отдавали дань уважения мертвым, устанавливая столы с собранной едой и принесенными в жертву животными, чтобы умилостивить духов. Изображение предоставлено medium.com.

Древние кельты очень серьезно относились к празднованию Самайна, так как Самайн был самым значительным из четырех ежеквартальных праздников огня. Поскольку в это время года отмечается сезон сбора урожая, в семейных домах оставляли огонь, пока собирали урожай. Собранные продукты должны были быть оставлены на столах, чтобы умилостивить незваных духов. После того, как весь сбор урожая был завершен, люди собрались вместе для совместного празднования вместе с местными жрецами-друидами, которые зажгли большой общественный костер. Друид был членом высокопоставленного класса в кельтских культурах, связанного с миром природы и его силами. Друиды часто были религиозными лидерами, которые сосредотачивались на контакте с духовным миром и холистических лекарствах для лечения болезней.

Часто во время этих празднеств жители деревни маскировались в костюмы из шкур животных, чтобы отпугнуть призрачных посетителей.

Этот общественный костер был зажжен с помощью колеса. Колесо в огне вызывало трение, вызывая искры пламени, делая огонь более драматичным и мощным. Кельтские культуры считали колесо в огне изображением солнца. Пока община и жрецы-друиды собирались вокруг большого костра, вознося молитвы, животных приносили в жертву и бросали в огонь.

После того, как сбор урожая был завершен, празднующие присоединились к жрецам-друидам, чтобы зажечь общественный огонь с помощью колеса, вызывая трение в огне, вызывая пламя. Изображение предоставлено history.com.

Жертвоприношение — это приношение жизней животных или людей Иному миру, и в данном случае это был акт поклонения духовному миру.

После ритуального жертвоприношения животных каждый человек брал пламя от большого костра и расходился по своим домам, чтобы снова зажечь свои индивидуальные костры.

Поскольку Самайн длился три дня и три ночи, община должна была показать себя местным королям или лидерам. Самайн был обязательным празднованием, поэтому считалось, что отказ от участия влечет за собой наказание богов, обычно болезнью или смертью.

Угощение сладостями стало одним из самых популярных занятий на празднике Хэллоуин с 50-х годов. Изображение предоставлено britannica.com.

Поскольку некоторые традиции Хэллоуина произошли от традиций Самайна, есть некоторые существенные различия в том, как празднование умерших менялось с годами.

Традиции Хэллоуина произошли от традиций древнего кельтского праздника Самайн. Кельты праздновали в ночь на 31 октября, потому что верили, что мертвые возвращаются на землю в эту ночь. В священную ночь Самайн люди собирали урожай, а затем праздновали, собираясь, чтобы зажечь костры, приносить жертвы и отдавать дань уважения мертвым. Празднование мертвых постепенно менялось с годами. Поскольку некоторые традиции Самайна, в том числе большие костры, принесенные в жертву животные и столы, полные готовой еды, оставленной в качестве подношений умершим, прекратились, некоторые традиции остаются, например, традиции Старого Света переодевания или переодевания в костюм маскировки. К 1920-х годов, переодевание в костюмы и угощения стали самым распространенным занятием на Хэллоуин, чтобы отпраздновать праздник.

Самайн — Традиции, Хэллоуин, Викка

Древний Самайн

Древние кельты считали Самайн самым значительным из четырех ежеквартальных праздников огня, проходящих в середине между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. В это время года очаги в семейных домах оставляли гореть, пока собирали урожай.

После того, как уборка урожая была завершена, празднующие присоединились к жрецам-друидам, чтобы зажечь общественный костер, используя колесо, которое вызывало трение и зажигало пламя. Колесо считалось изображением солнца и использовалось вместе с молитвами. Скот приносили в жертву, и участники несли пламя от общего костра к себе домой, чтобы вновь зажечь очаг.

Ранние тексты представляют Самайн как обязательное празднование, продолжающееся три дня и три ночи, когда община должна была показать себя местным королям или вождям. Считалось, что отказ от участия влечет за собой наказание богов, обычно болезнь или смерть.

У Самайна в Ирландии был и военный аспект: праздничные троны были приготовлены для командиров солдат. Всем, кто совершил преступление или применил оружие во время празднования, грозил смертный приговор.

В некоторых документах упоминается шесть дней чрезмерного употребления алкоголя, обычно меда или пива, наряду с обжорскими застольями.

ПОДРОБНЕЕ: Кем были кельты?

Чудовища Самайна

Поскольку кельты считали, что барьер между мирами можно разрушить во время Самайна, они готовили подношения, которые оставляли за пределами деревень и полей для фей или сидхов.

Ожидалось, что и в это время предки могут пересечься, и кельты будут одеваться как животные и монстры, чтобы у фей не было соблазна похитить их.

Некоторые определенные монстры были связаны с мифологией, окружающей Самайн, в том числе изменяющее форму существо по имени Пуках, которое получает подношения урожая с поля. Леди Гвин — безголовая женщина, одетая в белое, преследующая ночных странников и сопровождаемая черной свиньей.

Дуллаханы иногда появлялись в виде озорных существ, иногда безголовых людей на лошадях, которые несли головы. Езда на огнеглазых лошадях, их внешний вид был предзнаменованием смерти для любого, кто сталкивался с ними.

Группа охотников, известная как Сонм фей, также может преследовать Самайн и похищать людей. Таковы и слуаги, которые приходили с запада, чтобы проникать в дома и красть души.

Мифы о Самайне

Одной из самых популярных историй о Самайне, рассказанных во время фестиваля, была «Вторая битва при Маг Туиред», в которой рассказывается о последнем конфликте между кельтским пантеоном, известным как Туата де Дананн, и злыми угнетателями, известными как Фомор. Мифы утверждают, что битва развернулась в период Самайна.

Одна из самых известных историй, связанных с Самайном, — «Приключения Неры», в которой герой Нера встречает труп и фей и попадает в Иной мир.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО: Призрачная история Хэллоуина

Самайн фигурировал в приключениях мифологического кельтского героя Фионна Мак Кумхейла, когда он столкнулся с огнедышащим обитателем подземного мира Эйлленом, который сжигал Зал Тары каждый Самайн.

Самайн также фигурирует в другой легенде о Финне Маке Кумхейле, где герой отправляется в Страну Под Волной. Помимо Самайна, в нем есть описания праздничных собраний героя.

Самайн в Средние века

По мере развития Средних веков росло и празднование огненных праздников. Костры, известные как Samghnagans, которые были более личными огнями Samhain ближе к фермам, стали традицией, якобы для защиты семей от фей и ведьм.

Стали появляться резные репы, называемые фонарями Джека, прикрепленные нитками к палкам и засыпанные углем. Позже ирландская традиция переключилась на тыквы.

В Уэльсе мужчины бросали друг в друга горящие дрова в жестоких играх и запускали фейерверки. В Северной Англии мужчины шествовали с шумовиками.

ПОДРОБНЕЕ: Как в ирландских мифах появились фонарики Джека

Тупой ужин

Традиция «тупого ужина» зародилась в это время, во время которого пища потреблялась празднующими, но только после приглашения предков присоединиться к ним, давая семьям возможность общаться с духами, пока они не уйдут после ужина.

Дети будут играть в игры, чтобы развлечь мертвых, а взрослые сообщат мертвым новости прошлого года. В ту ночь двери и окна можно было оставить открытыми, чтобы мертвые могли войти и съесть оставленные для них лепешки.

Христианский Самайн

Когда христианство закрепилось в языческих общинах, церковные лидеры попытались переосмыслить Самайн как христианский праздник.

Первая попытка была предпринята папой Бонифаций в V веке. Он перенес празднование на 13 мая и определил его как день празднования святых и мучеников. Однако праздники огня в октябре и ноябре этим указом не закончились.

В IX веке папа Григорий перенес празднование на время праздников огня, но объявил его Днем всех святых 1 ноября. Днем поминовения усопших последует 2 ноября.

ПОДРОБНЕЕ: Как ранняя католическая церковь христианизировала Хэллоуин

Самайн сливается с Хэллоуином

Ни один из новых праздников не устранил языческие аспекты празднования. 31 октября стал известен как канун Дня Всех Святых или Хэллоуин и содержал большую часть традиционных языческих обычаев, прежде чем был принят в Америке 19-го века через ирландских иммигрантов, принесших свои традиции через океан.

Говорят, что угощение «кошелек или угощение» произошло от древних ирландских и шотландских обычаев в ночи, предшествовавшие Самайну. В Ирландии мумирование было обычай надевать костюмы, ходить от двери к двери и петь песни мертвым. В качестве оплаты давали торты.

Хеллоуинские розыгрыши также имеют традицию в Самайн, хотя во время древнего празднования в шутках обычно обвиняли фей.

ПОДРОБНЕЕ: Хэллоуин сквозь века: хронология праздника

Викка и Самайн

Широкое возрождение Самайна, напоминающего его традиционную языческую форму, началось в 1980-х годах с ростом популярности Викки.

Викканское празднование Самайна принимает различные формы: от традиционных огненных церемоний до празднований, включающих многие аспекты современного Хэллоуина, а также мероприятий, связанных с почитанием природы или предков.

Виккане рассматривают Самайн как завершение года и включают в празднование общие викканские традиции.

В традиции друидов Самайн празднует смерть мертвых 31 октября и обычно включает в себя костер и общение с мертвыми. Американские язычники часто устраивают музыкальные и танцевальные праздники под названием «Ведьмины балы» в непосредственной близости от Самайна.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *