Русский гражданский шрифт. 1708–1958 7
гражданского шрифта. Надо специально отметить, что этот ценный
источник не был достаточно использован историками русской письмен¬
ности.
До последнего времени не был известен художник (вернее, рисоваль¬
щик) азбуки, недостаточно ясен был ассортимент шрифтов по рисунку
н размеру (амстердамского и московского изготовления), который при¬
менялся в гражданской печати. Недостаточно были изучены такие важ¬
ные документы, как корректуры рисунков букв, проведенные лично
Петром I.
Несколько замечаний по вопросам терминологии. В литературе
иногда система славяно-русского письма — кириллица противопос¬
тавляется гражданскому шрифту х. Это неверно.
Кириллицу можно рассматривать как особое начертание только при
сопоставлении ее с глаголицей. Устав, полуустав, скоропись, граждан¬
ское письмо—почерки кирилловского письма, кириллица же есть
система славяно-русского письма, которая с некоторыми изменениями
ее буквенного состава существует до настоящего времени.
славяно-русские буквы, как, например, ж, ч, ц, ш, щ, ю, ъ, ь, ы, изобре¬
тенные еще в середине IX века, существуют, как известно, в нашем
алфавите по сей день.
Шрифт—это графическая форма букв определенной системы письма.
Поэтому нам представляется, что гражданский шрифт, созданный на
основе новой графики кирилловского московского письма конца XVII
и начала XVIII века и латинского шрифта антиква, является вместе
с тем дальнейшим развитием системы славяно-русского письма кирил¬
лицы, буквенный состав которой (в отличие от состава букв, например,
латинского алфавита) лучшим образом соответствовал звуковому со¬
ставу русского языка.
Противопоставление кириллицы гражданскому шрифту приводит
к тому, что гражданский шрифт рассматривают не как новый шрифт,
а как новую систему письма, что явно противоречит фактам.
Следует остановиться и на вопросе о наименованиях нового шрифта.
вянскому, которым набирались в основном церковные книги, получил
название «гражданский»— в связи с новым назначением шрифта, по¬
скольку им набирались и печатались светские книги.
В труде «Русская техническая литература первой четверти XVIII
века» В. В. Данилевский предлагает для гражданского шрифта новое
название — «народный шрифт» в связи с тем, что создатели нового
шрифта «положили в основу всего дела народный опыт и ввели для пе-
1 См., например, Т. А. Быкова, Первые образцы гражданских шрифтов
(Описание изданий гражданской печати), М.— Л., 1955, стр. 535.
10
чати новый шрифт, заслуживающий по всей справедливости название
русского народного шрифта» V
Несмотря на то, что мысль, высказанная В. В. Данилевским, пра¬
принято, так как народными являются не только русский шрифт, но
и возникший в эпоху Возрождения латинский шрифт антиква, который
используется в большинстве стран мира, и другие графические формы
шрифтов, принятые в разных странах.
Термин «гражданский шрифт» следует сохранить за шрифтом, вве¬
денным у нас в начале XVIII века.
Создание гражданской азбуки включало два процесса: разработку
рисунка букв нового шрифта, что являлось наиболее сложным и глав¬
ным, и воплощение созданных рисунков в металле (т. е. изготовление
пунсонов, матриц и литер).
К сожалению, в литературе при анализе азбуки основное внимание
зачастую уделяют второму процессу, т. е. изготовлению литер, а первый
процесс чаще всего выпадает из поля зрения исследователей.
Если по вопросу происхождения русского гражданского шрифта мы
специальных работ, где были бы собраны систематические сведения по
истории развития русского шрифта, к сожалению, не имеется.
Единственным библиографическим источником по истории русского
шрифта является труд В. Я. Адарюкова 2, который представляет цен¬
ность главным образом хорошим перечнем изданий образцов шрифтов,
украшений и политипажей лучших русских типографий и словолитен
XVIII и XIX веков.
В предлагаемом вниманию читателей настоящем исследовании, со¬
стоящем из двух частей, освещаются вопросы происхождения граждан¬
ской азбуки и дается краткий очерк развития русского гражданского
В первой части книги автор ставит себе задачей привести в систему
все сведения о происхождении гражданского шрифта; особое внимание
уделяется вопросам анализа графической основы гражданской азбуки.
Вторая часть работы посвящена истории развития русского шрифта.
В связи с разнообразием и значительностью материала мы стремились,
не претендуя на полноту изложения, привести факты и иллюстративный
материал, отражающие лишь основные этапы развития русского шрифта.
В заключительной части книги в практических целях мы отмечаем
лучшие рисунки русских типографских шрифтов XVIII и XIX веков,
1 В. В. Данилевский, Русская техническая литература первой чет¬
верти XVIII века, АН СССР, М.— Л., 1954, стр. 65—66.
2 В. Я. А д а р ю к о в, Библиография русских типографских шрифтов,
ГИЗ, М. , 1924.
И
История русского шрифта
Древнерусское письмо — кириллица.
Древнерусскими называют все рукописные и первоначальные шрифты со времени возникновения и вплоть до конца XVII – начала XVIII века, т. е. до образования новой графики письма и гражданского шрифта.
Создателями славянской азбуки были братья Кирилл (Константин) и Мефодий, уроженцы города Солуни (Солоники) в Македонии. Славянский язык был их родным языком, воспитание и образование они получили греческое. В качестве миссионеров-проповедников братья были посланы в Хазарию, где, как указывает летопись, им довелось видеть у одного «русина» Евангелие и Псалтырь, написанные «русские письмены». Сведения о том, что славяне до принятия христианства уже имели какую-то свою систему письма для гадания и счета «чертами и резами», дошло до нас из упоминаний Черноризца Храбра — болгарского монаха, жившего на рубеже IX-X вв. Он же сообщает, что «черты и резы» были знаками фигурного письма, и противопоставляет их «книгам или буквам», то есть фонетическому.
Заслуга Константина (имя Кирилл он принял незадолго до смерти) состоит в том, что впервые создал азбуку с четкой и ясной графикой букв, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив ее знаками, обозначавшие специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и йотированные). Он расставил буквы в определенной последовательности, придав им и цифровое значение, которым в течение многих веков обозначались простые и многозначные цифры. Он же с помощью изобретенной им азбуки сделал первый перевод Библии на славянский язык. Новая азбука, передававшая все особенности живой речи, очень скоро получила широчайшее распространение не только в церковнославянских книгах, но и в светском, деловом и обычном письме.
Величайшее открытие XX века — новгородские берестяные грамоты свидетельствуют как раз о том, что письмо кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта, и им владели различные слои населения: от княжеско-боярского и церковного кругов до простых ремесленников. Наряду с кириллицей существовала другая азбука — глаголическая. На Руси глаголица продержалась недолго и впоследствии была полностью вытеснена кириллическим письмом.В истории древнерусского шрифта выделяются такие основные каллиграфические варианты кириллицы: с XI века (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас) — уставное письмо; с XIV века — полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине XVI века; c XV века получают распространение различные виды скорописи. Эволюция графики древнерусского шрифта шла в направлении упрощения буквенного состава азбуки, большего приближения его к народному языку, поиска более скорописных вариантов. В XVII веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в
Конец XVIII — начало XIX века ознаменовались появлением шрифтов классического типа (Бодони, Дидо, типографий Селивановского, Семена, Ревильона).
Начиная с XIX века, графика русских шрифтов развивалась параллельно с латинскими. В области обычного письма русские буквы получили форму латинской каллиграфии. Оформленное в «Прописях» остроконечным пером русское каллиграфическое письмо XIX века представляет собой подлинный шедевр рукописного искусства. Буквы каллиграфии значительно дифференцировались, упростились, приобрели красивые пропорции, естественный для пера ритмичный строй. Среди рисованных и типографских шрифтов появились русские модификации гротесков (рубленных), египетских (брусковых) и декоративных шрифтов.
С первых лет Советской власти задачей государства стала ликвидация безграмотности, что вызвало и реформу русского языка и состава алфавита, упрощение существовавшей орфографии. В результате реформы русское письмо по сравнению со многими европейскими системами письма стало наиболее точно отражать современный литературный и народный язык. Были ликвидированы все буквы, дублирующие другие, такие, как «ять», «i», «фита»; «ъ» — был оставлен только как разделительный в середине некоторых слов; буква «ё» признавалась желательной, но не обязательной.
В те бурные годы художники продолжали поиск графических форм шрифтов сообразно своим эстетическим воззрениям, порой противоречивым. В создании рисованных шрифтов, предназначенных для книжной, прикладной и промышленной графики, для плакатов и художественного оформления принимали деятельное участие известные художники. Шрифты двадцатых годов интересны свободной манерой исполнения, своеобразной, подстать времени, графической динамикой, индивидуальностью и новаторством рисунка. С конца 30-х годов искусство шрифта характеризуется разработкой и созданием рисунков типографских шрифтов на гуманистических и классических принципах.
История шрифта наглядно показывает, что лучшие образцы его создались на классической основе и на проверенных временем образцах рисованных и наборных шрифтов, достоинством которых являются удобочитаемость, ясный рисунок, простота буквенных форм.
S буква старый русский шрифт национальный народный алфавит векторное изображение
S буква старый русский шрифт национальный народный алфавит векторное изображениеЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменить | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Цена за изображение |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется. | |
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). |
Оплата
Плата за изображение $ 399Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!
Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.
Примеры
- Изменить текст
- Изменить цвета
- Изменить размер до новых размеров
- Включить логотип или символ
- Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы
Подробности загрузки. ..
- Идентификатор изображения
- 38490849
- Цветовой режим
- RGB
- Художник
- попавкропа
J письмо старый русский шрифт национальный народный алфавит векторное изображение
J буква старый русский шрифт национальный народный алфавит векторное изображение- лицензионные векторы
- Письмо Векторы
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменить | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий.