Русский народный шрифт: Cyrillic Old Face шрифт

Русский гражданский шрифт. 1708–1958 7

гражданского шрифта. Надо специально отметить, что этот ценный
источник не был достаточно использован историками русской письмен¬
ности.

До последнего времени не был известен художник (вернее, рисоваль¬
щик) азбуки, недостаточно ясен был ассортимент шрифтов по рисунку
н размеру (амстердамского и московского изготовления), который при¬
менялся в гражданской печати. Недостаточно были изучены такие важ¬
ные документы, как корректуры рисунков букв, проведенные лично
Петром I.

Несколько замечаний по вопросам терминологии. В литературе
иногда система славяно-русского письма — кириллица противопос¬
тавляется гражданскому шрифту х. Это неверно.

Кириллицу можно рассматривать как особое начертание только при
сопоставлении ее с глаголицей. Устав, полуустав, скоропись, граждан¬
ское письмо—почерки кирилловского письма, кириллица же есть
система славяно-русского письма, которая с некоторыми изменениями
ее буквенного состава существует до настоящего времени.

Типично
славяно-русские буквы, как, например, ж, ч, ц, ш, щ, ю, ъ, ь, ы, изобре¬
тенные еще в середине IX века, существуют, как известно, в нашем
алфавите по сей день.

Шрифт—это графическая форма букв определенной системы письма.
Поэтому нам представляется, что гражданский шрифт, созданный на
основе новой графики кирилловского московского письма конца XVII
и начала XVIII века и латинского шрифта антиква, является вместе
с тем дальнейшим развитием системы славяно-русского письма кирил¬
лицы, буквенный состав которой (в отличие от состава букв, например,
латинского алфавита) лучшим образом соответствовал звуковому со¬
ставу русского языка.

Противопоставление кириллицы гражданскому шрифту приводит
к тому, что гражданский шрифт рассматривают не как новый шрифт,
а как новую систему письма, что явно противоречит фактам.

Следует остановиться и на вопросе о наименованиях нового шрифта.

Последний, появившийся в начале XVIII века, в противовес старосла¬
вянскому, которым набирались в основном церковные книги, получил
название «гражданский»— в связи с новым назначением шрифта, по¬
скольку им набирались и печатались светские книги.

В труде «Русская техническая литература первой четверти XVIII
века» В. В. Данилевский предлагает для гражданского шрифта новое
название — «народный шрифт» в связи с тем, что создатели нового
шрифта «положили в основу всего дела народный опыт и ввели для пе-

1 См., например, Т. А. Быкова, Первые образцы гражданских шрифтов
(Описание изданий гражданской печати), М.— Л., 1955, стр. 535.

10

чати новый шрифт, заслуживающий по всей справедливости название
русского народного шрифта» V

Несмотря на то, что мысль, высказанная В. В. Данилевским, пра¬

вильна, нам думается, что предложенное название вряд ли может быть
принято, так как народными являются не только русский шрифт, но
и возникший в эпоху Возрождения латинский шрифт антиква, который
используется в большинстве стран мира, и другие графические формы
шрифтов, принятые в разных странах.

Термин «гражданский шрифт» следует сохранить за шрифтом, вве¬
денным у нас в начале XVIII века.

Создание гражданской азбуки включало два процесса: разработку
рисунка букв нового шрифта, что являлось наиболее сложным и глав¬
ным, и воплощение созданных рисунков в металле (т. е. изготовление
пунсонов, матриц и литер).

К сожалению, в литературе при анализе азбуки основное внимание
зачастую уделяют второму процессу, т. е. изготовлению литер, а первый
процесс чаще всего выпадает из поля зрения исследователей.

Если по вопросу происхождения русского гражданского шрифта мы

имели возможность назвать целый ряд литературных источников, то
специальных работ, где были бы собраны систематические сведения по
истории развития русского шрифта, к сожалению, не имеется.

Единственным библиографическим источником по истории русского
шрифта является труд В. Я. Адарюкова 2, который представляет цен¬
ность главным образом хорошим перечнем изданий образцов шрифтов,
украшений и политипажей лучших русских типографий и словолитен
XVIII и XIX веков.

В предлагаемом вниманию читателей настоящем исследовании, со¬
стоящем из двух частей, освещаются вопросы происхождения граждан¬
ской азбуки и дается краткий очерк развития русского гражданского

шрифта.

В первой части книги автор ставит себе задачей привести в систему
все сведения о происхождении гражданского шрифта; особое внимание
уделяется вопросам анализа графической основы гражданской азбуки.

Вторая часть работы посвящена истории развития русского шрифта.
В связи с разнообразием и значительностью материала мы стремились,
не претендуя на полноту изложения, привести факты и иллюстративный
материал, отражающие лишь основные этапы развития русского шрифта.

В заключительной части книги в практических целях мы отмечаем
лучшие рисунки русских типографских шрифтов XVIII и XIX веков,

1 В. В. Данилевский, Русская техническая литература первой чет¬
верти XVIII века, АН СССР, М.— Л., 1954, стр. 65—66.

2 В. Я. А д а р ю к о в, Библиография русских типографских шрифтов,
ГИЗ, М. , 1924.

И

История русского шрифта

Древнерусское письмо —

кириллица.

Древнерусскими называют все рукописные и первоначальные шрифты со времени возникновения и вплоть до конца XVII – начала XVIII века, т. е. до образования новой графики письма и гражданского шрифта.

Создателями славянской азбуки были братья Кирилл (Константин) и Мефодий, уроженцы города Солуни (Солоники) в Македонии. Славянский язык был их родным языком, воспитание и образование они получили греческое. В качестве миссионеров-проповедников братья были посланы в Хазарию, где, как указывает летопись, им довелось видеть у одного «русина» Евангелие и Псалтырь, написанные «русские письмены». Сведения о том, что славяне до принятия христианства уже имели какую-то свою систему письма для гадания и счета «чертами и резами», дошло до нас из упоминаний Черноризца Храбра — болгарского монаха, жившего на рубеже IX-X вв. Он же сообщает, что «черты и резы» были знаками фигурного письма, и противопоставляет их «книгам или буквам», то есть фонетическому.

Имевшимся у восточных славян фигурным письмом, видимо, трудно было передавать понятия распространявшейся новой религии — христианства, из-за чего, по словам Храбра, им приходилось пользоваться знаками латинскими и греческими «без устроения», т.е. не систематизированной азбукой.

Заслуга Константина (имя Кирилл он принял незадолго до смерти) состоит в том, что впервые создал азбуку с четкой и ясной графикой букв, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив ее знаками, обозначавшие специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и йотированные). Он расставил буквы в определенной последовательности, придав им и цифровое значение, которым в течение многих веков обозначались простые и многозначные цифры. Он же с помощью изобретенной им азбуки сделал первый перевод Библии на славянский язык. Новая азбука, передававшая все особенности живой речи, очень скоро получила широчайшее распространение не только в церковнославянских книгах, но и в светском, деловом и обычном письме.

Величайшее открытие XX века — новгородские берестяные грамоты свидетельствуют как раз о том, что письмо кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта, и им владели различные слои населения: от княжеско-боярского и церковного кругов до простых ремесленников. Наряду с кириллицей существовала другая азбука — глаголическая. На Руси глаголица продержалась недолго и впоследствии была полностью вытеснена кириллическим письмом.

В истории древнерусского шрифта выделяются такие основные каллиграфические варианты кириллицы: с XI века (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас) — уставное письмо; с XIV века — полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине XVI века; c XV века получают распространение различные виды скорописи. Эволюция графики древнерусского шрифта шла в направлении упрощения буквенного состава азбуки, большего приближения его к народному языку, поиска более скорописных вариантов. В XVII веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в

гражданское письмо, а его курсивный вариант (скоропись) — в гражданскую скоропись. Появляются книги образцов письма «Азбука славянского языка…» (1653 год), буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой росписи. Русское письмо к началу XVIII века уже сильно отличалось от предшествующих видов, но в печатных книгах еще преобладал полуустав. Реформа алфавита и шрифта, произведенная Петром I в начале XVIII века, способствовала распространению грамотности и просвещения. Новым гражданским шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок к латинской антикве. Одинаковые пропорции большинства букв придали шрифту спокойный характер. Формы букв Ь, У, Ъ, «ЯТЬ», которые по высоте были больше остальных прописных букв, являют собой характерную особенность петровского шрифта.

Конец XVIII — начало XIX века ознаменовались появлением шрифтов классического типа (Бодони, Дидо, типографий Селивановского, Семена, Ревильона).

Начиная с XIX века, графика русских шрифтов развивалась параллельно с латинскими. В области обычного письма русские буквы получили форму латинской каллиграфии. Оформленное в «Прописях» остроконечным пером русское каллиграфическое письмо XIX века представляет собой подлинный шедевр рукописного искусства. Буквы каллиграфии значительно дифференцировались, упростились, приобрели красивые пропорции, естественный для пера ритмичный строй. Среди рисованных и типографских шрифтов появились русские модификации гротесков (рубленных), египетских (брусковых) и декоративных шрифтов.

С первых лет Советской власти задачей государства стала ликвидация безграмотности, что вызвало и реформу русского языка и состава алфавита, упрощение существовавшей орфографии. В результате реформы русское письмо по сравнению со многими европейскими системами письма стало наиболее точно отражать современный литературный и народный язык. Были ликвидированы все буквы, дублирующие другие, такие, как «ять», «i», «фита»; «ъ» — был оставлен только как разделительный в середине некоторых слов; буква «ё» признавалась желательной, но не обязательной.

В те бурные годы художники продолжали поиск графических форм шрифтов сообразно своим эстетическим воззрениям, порой противоречивым. В создании рисованных шрифтов, предназначенных для книжной, прикладной и промышленной графики, для плакатов и художественного оформления принимали деятельное участие известные художники. Шрифты двадцатых годов интересны свободной манерой исполнения, своеобразной, подстать времени, графической динамикой, индивидуальностью и новаторством рисунка. С конца 30-х годов искусство шрифта характеризуется разработкой и созданием рисунков типографских шрифтов на гуманистических и классических принципах.

История шрифта наглядно показывает, что лучшие образцы его создались на классической основе и на проверенных временем образцах рисованных и наборных шрифтов, достоинством которых являются удобочитаемость, ясный рисунок, простота буквенных форм.

S буква старый русский шрифт национальный народный алфавит векторное изображение

S буква старый русский шрифт национальный народный алфавит векторное изображение
    org/BreadcrumbList»>
  1. лицензионные векторы
  2. Векторы шрифтов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена за изображение
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).
Оплата
Плата за изображение $ 399
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00

Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменить размер до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы

Подробности загрузки. ..

  • Идентификатор изображения
    38490849
  • Цветовой режим
    RGB
  • Художник
    попавкропа

J письмо старый русский шрифт национальный народный алфавит векторное изображение

J буква старый русский шрифт национальный народный алфавит векторное изображение
  1. лицензионные векторы
  2. Письмо Векторы
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *