Россия – мировой трендсеттер современных шрифтов — IPQuorum на vc.ru
Несколько недель назад американская компания Monotype, владеющая правами на такие популярные шрифты, как Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma, Helvetica, закрыла для российских пользователей доступ к своей библиотеке. Насколько критично такое решение для отечественного рынка? Ответы на этот и другие вопросы, связанные с развитием шрифтовой индустрии у нас в стране, – в интервью президента Союза дизайнеров России Виталия Ставицкого для интернет-издания «1474».
186 просмотров
Фото пресс-службы Российской Креативной Недели
– Виталий Викторович, насколько сложно создать оригинальный шрифт?
– Шрифтовой дизайн – трудоемкое занятие. Очень немногие специалисты в состоянии придумать и создать новый оригинальный шрифт. Дизайнер шрифтов, или, как еще называют людей этой профессии, шрифтовик, – действительно штучная специальность. Таких профессионалов всего ничего в России, да и, в общем-то, в мире их, шрифтовиков, наперечет.
Шрифтовой дизайн – важный сегмент коммуникационного дизайна. Его специфика заключается в скрупулезном проектировании характерных знаков алфавита для решения самого широкого спектра конкретных задач. С помощью шрифта и набранных им строк мы получаем уникальную информацию. И от того, насколько эстетично выглядят, скажем, полосы газетной верстки, рекламные плакаты, журнальный или книжный развороты, очень сильно зависит восприятие текста читателем, в целом – настроение последнего.
– Кто занимается в России шрифтовым дизайном на профессиональном уровне?
– Как минимум две отечественные компании специализируются на создании шрифтов. Первая – «Паратайп», работает не только для внутреннего рынка, но и, кажется, уже для всего мира: ее шрифты продают на всех глобальных площадках, их можно найти практически во всех библиотеках наравне со шрифтами того же Monotype. Вторая компания – Letterhead. Она также разрабатывает уникальные шрифтовые решения для крупных компаний и издательств.
Подчеркну, у обеих огромнейший опыт, большой ассортимент различных шрифтов. Поэтому я даже не совсем понимаю, почему решение Monotype вызвало столь паническую реакцию в России. Закрытие ее библиотеки – не угроза отечественному дизайну, а скорее новая возможность сделать российские шрифты еще более популярными и широко используемыми.
– У нас, насколько я знаю, даже есть свои кириллические шрифты. В чем их отличие от других?
– Это шрифты, которые поддерживают кириллический алфавит и используются для оформления текста на русском языке.
Весьма любопытна история их создания. Дело в том, что в СССР дизайн новых шрифтов развивался, к сожалению, чересчур медленно. Виной тому – существовавшая государственная монополия на их разработку. В стране был лишь один центр по созданию новых шрифтов – отдел наборных шрифтов в столичном Научно-исследовательском институте полиграфического машиностроения. Но именно гарнитуры, выпущенные его сотрудниками в 1960-е годы, определили образ шрифтовой кириллицы, сохранившейся вплоть до начала нынешней, цифровой эпохи.
Это вам в качестве подтверждения того, что разработка отечественных шрифтов ведется на протяжении многих лет, а в новых условиях наши шрифтовики получат дополнительные возможности для продолжения работы.
– Кириллические шрифты уступают в популярности зарубежным?
– В том-то и дело, что ни капельки. Сегодня кириллица используется по меньшей мере в сотне языков. Для более чем 252 миллионов человек во всем мире кириллица составляет основу родной письменности.
Просто обычный потребитель, на мой взгляд, не всегда задумывается, каким именно шрифтом он набирает текст. Хотя, признаю, проблема недостаточной известности наших шрифтов, безусловно, существует и ее корни довольно глубоки.
Скажу прямо, сегодняшняя культура документооборота в России – неприемлемая: у нас зарубежный компьютерный шрифт Times New Roman директивно определен основным шрифтом для написания деловых писем, ведения служебной переписки и даже, не поверите, для изложения научных трудов. В этой связи, я считаю, нужно пересмотреть существующие стандарты и ГОСТы, связанные с документооборотом. То есть привести его к эстетичному внешнему виду. Это – во-первых.
Во-вторых, та же «Паратайп» много лет назад разработала для отечественного документооборота, в том числе и государственного, группы шрифтов с поддержкой всех титульных языков России. Так, шрифты PT Sans, PT Serif, PT Mono были созданы в честь 300-летия реформы русского алфавита, которое отмечалось в нашей стране в 2008 году.
На сегодняшний день наличествует целая библиотека бесплатных отечественных шрифтов. Более того, насколько я знаю, они также включены в продукты компании Microsoft. При этом «паратайповские» шрифты, на мой взгляд, превосходят разработки Monotype: они современные, изящно смотрятся в документах, переписке, а Times New Roman – это, извините, уже олдскульный вариант. Так что от того, что Times New Roman будет отсутствовать в нашей жизни, россияне абсолютно ничего не потеряют. Запомните, мы – одни из мировых трендсеттеров в теме шрифтов.
– В таком случае, какие первоочередные меры необходимо принять, чтобы популярность наших кириллических шрифтов выросла в России?
– А здесь, собственно, никаких особых мер и принимать-то не нужно. Надо просто наконец начать пользоваться продукцией российских компаний. Помимо «Паратайпа» – крупнейшего в мире шрифтового разработчика, делающего очень классные начертания, причем нередко на исторической основе, и студии Letterhead есть еще чрезвычайно перспективные молодые компании, которые не только создают шрифты для России, но и продают их на всех международных площадках. Боюсь, правда, что сейчас это затруднено в связи с ограничением российской банковской деятельности.
Главная проблема отечественных шрифтовиков заключается в несоблюдении юзерами авторских прав разработчиков шрифтов. По этой причине, я считаю, необходимо неустанно и настойчиво объяснять пользователям, что согласно действующему в России законодательству шрифт – такой же продукт творчества, как, скажем, живопись, скульптура, графика, дизайн, и авторское право на него возникает автоматически с момента его публикации и действует бессрочно.
Наверное, не ошибусь, но все тот же «Паратайп» наряду с основной деятельностью немало времени тратит на то, чтобы его юристы и адвокаты отсуживали у всевозможных злоумышленников денежные компенсации за шрифты, украденные у компании.
Я считаю, это ненормально, когда вместо того, чтобы развивать бизнес, та или иная компания раз за разом вынуждена защищать собственные права и интересы. И здесь наше государство должно поддержать, в том числе законодательно, отечественную индустрию производства шрифтов. В первую очередь – в соблюдении авторского права и охране объектов интеллектуальной собственности, которые играют отнюдь не последнюю роль в формировании национальной креативной экономики.
А обращаясь к пользователям, скажу следующее: уважаемые соотечественники, имейте совесть, не надо в интернете заходить на сайты с пиратским контентом и скачивать на халяву российские шрифты: их нужно покупать – они не так дорого стоят, и тем самым поддерживать отечественного производителя.
Если планируете создать персональную айдентику и использовать в ней готовые начертания шрифтов, разработанных третьими лицами, которые будут частью визуальных элементов вашей компании, – то за нее тоже необходимо заплатить. Это обойдется чуть дороже, но опять-таки, повторюсь, это не те деньги, из-за которых стоит наступать на горло собственной совести.
– Виталий Викторович, если зарубежные шрифты, скажем, Times New Roman или Arial, используют в российских госучреждениях, редакциях СМИ, то какую нишу на внутреннем рынке сегодня занимают отечественные шрифты?
– В целом весь отечественный рынок использует российские шрифты. В частности, его дизайнерский и рекламный сегменты: профессиональные дизайн-студии и рекламные агентства практически не используют шрифты Monotype. В этой связи недавнее решение американской компании никак не отразится на их собственной работе.
Об этом даже не стоит и задумываться. Здесь надо обратить серьезное внимание на легализацию продукции наших ведущих шрифтовых компаний и вообще разработчиков шрифтов, в том числе кириллических, потому что лучше людей, пишущих и говорящих на языках, которые основаны на кириллице, почти никто не в состоянии создать их.
К слову, попытки того же Monotype создать кириллические шрифты своими усилиями неизменно заканчивались плачевно. В связи с чем американцы всегда стараются привлечь к сотрудничеству либо российских специалистов, либо разработчиков из тех стран, которые пишут на кириллице и смыслят в ее начертаниях. Ведь даже очень схожие буквы в кириллице и латыни все-таки сильно отличаются друг от друга. Однако увидеть эти различия под силу лишь наметанному глазу опытного специалиста.
– В июле в Москве состоится третья Российская Креативная Неделя. В рамках ее деловой программы уже анонсирован трек с участием отечественных создателей кириллических шрифтов. По его итогам, как ожидается, будут приняты новые нормативы для стандартов в работе со служебными документами, в том числе для органов государственной власти. То есть, условно говоря, их переориентируют на российские шрифты?
– У нас в стране такие стандарты разработаны уже давно. Просто пока Monotype не озвучила свое решение, никто в России не был заинтересован в их распространении и внедрении.
Когда берем в руки иностранную документацию, в том числе государственную, мы же видим, насколько в них все сделано со смыслом, эстетично, легко читается. И нам все ныне существующие ГОСТы документооборота надо сделать современными. В том числе это касается и программного обеспечения. А то мы, видимо, так боимся подступиться к разработке национального ПО, что никому и в голову не приходит, что, возможно, уже настал момент, наш звездный час, когда мы сможем создать программное обеспечение совершенно иного поколения, отличное от того опыта, который ранее накопили в мире.
– Какая роль отводится шрифтам? На что и как они оказывают влияние?
– Шрифты – незаменимые инструменты в ходе одной большой работы, в частности в коммуникациях. Их задача – предельно точно донести информацию пользователям, чтобы мы могли максимально комфортно и быстро ее прочитать. Шрифты также несут разные нагрузки: акцентные, культурные, социальные.
– Виталий Викторович, смогут ли отечественные дизайнеры шрифтов полностью удовлетворить потребность страны в изящных и современных шрифтах?
– Без преувеличения, у нас есть шрифты на все случаи жизни. Кстати, на днях стало известно, что в России планируется создать национальную библиотеку шрифтов. В Минцифре уже рассматривают предложения профильных специалистов, в том числе и от Союза дизайнеров России. По нашему мнению, такая библиотека может быть организована в виде российского фонда цифровых шрифтов. Отмечу, что их знаковый состав будет поддерживать письменные языки всех народов страны и языки иностранных партнеров.
Главное условие – шрифты, вошедшие в эту библиотеку, должны будут иметь открытую пользовательскую лицензию.
ГОСТ Р 59587-2021 Плоскопечатный укрупненный шрифт для слабовидящих.
Технические требованияФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Национальный
стандарт
Российской
ФедерацииГОСТ Р 59587-2021
Технические требования
Дата введения 01.04.2022
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») совместно с Негосударственным учреждением «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского ордена Трудового Красного знамени общества слепых «Реакомп» (НУ ИПРПП ВОС «Реакомп»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2021 г. No 626-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в с та ть е 26 Федерального закона о т 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты », а официальный т е к с т изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты ». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствую щ ее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты ». Соответствующая информация. уведомление и те кс ты размещаются также в ин формационно системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает комплексные требования к шрифтовому оформлению тек стов и характеристикам бумаги для чтения слабовидящими людьми с целью снижения отрицательного воздействия текста на остроту зрения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:
ГОСТ 3489.1 Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость
Примечание — При использовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агент ства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указа телю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом ут верждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется принять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положе ние. в котором дана ссылка на него, рекомендуемся принять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 выворотка шрифта: Белый шрифт на черном, сером или цветном фоне.
3.2 высота шрифта: Высота прописного и строчного знака в миллиметрах.
3.3 гарнитура: Комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний, характер рисунка.
Примечание — Шрифты одной и той же гарнитуры делятся в зависимости от: постановки очка — на шрифты прямого и курсивного (или наклонного) начертания; плотности очка — на шрифты нормального, узко го. сверхузкого, широкого и сверхширокого начертания. Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон строчных знаков типов он», «л», «и» и од., что считается равнозначным отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и осями верхних и нижних соединительных штрихов. Предпочти тельные показатели начертаний шрифтов по насыщенности очка — на шрифты светлого, полужирного и жирного начертания.
3.4 кегль: Размер шрифта, измеряемый в пунктах.
3.5 линия шрифта: Воображаемая линия, на которой базируются все нижние части прямоугольных строчных и прописных знаков.
3.6 оптическая корректировка шрифта Увеличение высоты знаков шрифта для улучшения зрительного восприятия оттиска при различных сочетаниях знаков.
3.7 ось штриха: Линия, относительно которой симметрично расположен штрих.
3.8 пункт: Единица измерения, равная в системе Дидо 0,376 мм; в системе СИ — 0,351 мм.
3.9 размер шрифта: Величина, определенная высотой прописных букв в миллиметрах.
3.10 рисунок шрифта: Различимость отдельных знаков.
3.11 слабовидение: Снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видя щем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах от 0,05 до 0.2.
3.12 слабовидящие: Лица, у которых острота зрения лучше видящего глаза с коррекцией очками составляет от 0,05 до 0.2. нуждающиеся в постоянном наблюдении офтальмолога и в создании специальных условий для учебы и работы, в том числе, возможности читать книги, периодические издания И Т.Д.
3.13 увеличение интерлиньяжа: Расстояние между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемое в пунктах.
3.14 удобочитаемость: Свойство текста, при чтении которого не развивается зрительное утомление с гигиенической точки зрения, текст легко воспринимается человеком.
3.15 укрупненный шрифт: Шрифт, кегль которого варьируется от 14 до 20 пунктов, предназначенный для использования слабовидящими. 3.16 шрифт: Графическая форма знаков письма.
3.17 шрифтовое оформление текста: Комплекс параметров, определяющих удобочитаемость текста.
Примечание — Комплекс параметров: кегль и емкость шрифта, увеличение интерлиньяжа, длина строки. группа шрифта, гарнитура и ее начертание.
3.18 штрих: Элемент рисунка знака, имеющий определенную ширину.
4 Технические требования
4.1 Требования к группе, типу и размеру (кеглю) шрифта
4.1.1 Укрупненный шрифт для слабовидящих должен относиться к группе рубленых шрифтов (ГОСТ 3489.1), кегль которых варьируется от 14 до 20 пунктов, не иметь засечек.
4.1.2 Для печати необходимо использовать укрупненные шрифты без засечек и утолщений нор мального или широкого полужирного прямого начертания (например, Arial, Helvetica, Futura. Pasifico, Marck Script, Intro. Open Sans).
4.1.3 He применять шрифты узкого начертания.&
4.1.4 Не следует использовать шрифты, симулирующие рукописный текст.
4.1.5 Не следует использовать курсив, так как он читается слабовидящим труднее.
4.2 Требования к разметке страницы
4.2.1 Текст следует печатать, соблюдая следующую разметку страницы: правое поле — 17 мм, верхнее поле — 17мм. нижнее поле — 20 мм, левое поле — 15—20 мм.
4.2.2 Текст выравнивать по формату полосы.
4.2.3 Не выравнивать текст по центру и по ширине.
Примечание — При выравнивании текста по центру неровный левый и правый края могут быть не удобны для слабовидящих, а при выравнивании по ширине расстояния между словами будут неодинаковыми, это может сделать акцент там, где он не нужен.
4.3 Требования к шрифтовому оформлению текста
4.3.1 Увеличение интерлиньяжа должно быть не менее 4 пунктов.
4.3.2 Требования к шрифтовому оформлению текста представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Требования к шрифтовому оформлению текста
Кегль шрифта, пункты, | Длина строки | |||
минимальная | максимальная | |||
квадраты | ММ | квадраты | ММ | |
20 и более | 5 | 90 | Э’/2 | 171 |
16. 18 | 4’/г | 81 | 9’/д | 167 |
14 | 4’/2 | 81 | 8% | 153 |
4.3.3 Межстрочный интервал должен быть на 1,5 пункта больше размера используемого шрифта.
4.3.4 Размер абзацного отступа должен быть от 8 до 10 мм.
4.3.5 При объеме текста на странице более 200 знаков использовать кегль шрифта не менее 18 и не более 20 пунктов.
4.3.6 При объеме текста на странице 200 знаков и менее — использовать кегль шрифта не менее 16 и не более 18 пунктов.
4.3.7 В примечаниях и сносках использовать кегль шрифта не менее 14 пунктов.
4.3.8 Не использовать жирный шрифт для выделения внутри абзацев, кроме авторского выделения.
4.3.9 Не использовать нижнее подчеркивание без необходимости как в тексте, так и в заголовках.
4.3.10 При использовании в тексте колонок необходимо делать их короткими и не располагать слишком близко друг к другу.
4.3.11 Не использовать вертикальные линии как разделители текста.
4.4 Требования к выделению заголовков и названий
4.4.1 Для выделения заголовков и названий следует применять шрифты жирного или полужирно го начертаний при использовании кегля не менее кегля шрифта основного текста.
4.4.2 Не использовать большое количество уровней заголовков.
Примечание — Когда на разницу в уровнях заголовков указывает едва различимая разница в размере шрифта, слабовидящим сложно воспринять эту информацию.
4.5 Требования к цвету и контрастности
4.5.1 Издания для слабовидящих должны печататься сильно контрастирующими друг с другом цветами.
4.5.2 Для контрастности нельзя смешивать темный цвет на светлом фоне со светлым цветом на темном фоне на одном листе.
4.5.3 При использовании светлого шрифта на темном фоне следует увеличить кегль шрифта.
4.5.4 Не использовать цветные и рисованные шрифты.
4.5.5 Не применять выворотку шрифта для дополнительного текста.
4.5.6 При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов текста и бумаги дол жен быть не менее 0.7.
4.6 Требования к бумаге
4.6.1 Бумага должна быть однотонной, не глянцевой, матовой, белого цвета.
Примечание — Матовая бумага не дает бликов и тем самым улучшает восприятие текста.
4.6.2 Если печать текста предполагается с двух сторон, необходимо использовать бумагу плот ностью 70—80 г/кв.м.
Примечание — Бумага должна быть высокой непрозрачности 70—80 г/кв.м.
Библиография
- Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая»
- Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. УГл. ред. В. И. Покровский. — М.: Советская энциклопедия; Большая Российская энциклопедия; Медицина, 1991—1996
- Большой энциклопедический словарь I Гл. ред. А.М.Прохоров; ред.соеет А.П.Горкин и др. — 2-е изд.. перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997. — 1456 с.
УДК 364.044.26;006.354/ОКС 11.180
Ключевые слова; шрифт, плоскопечатный укрупненный шрифт, слабовидящие, технические требования
Шрифт флага России Роялти бесплатно векторное изображение
Шрифт флага России Роялти бесплатно векторное изображение — VectorStock- лицензионные векторы
- флаг векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Расшир. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменить | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.
Оплата с помощью | Цена за изображение |
---|---|
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется. | |
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). |
Оплата
Плата за изображение $ 399Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!
Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.
Примеры
- Изменить текст
- Изменить цвета
- Изменить размер до новых размеров
- Включить логотип или символ
- Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы
Подробности загрузки.