Разный рисунок дождя | Дождь и интересное о дожде
Дождь. Дождь. Дождь. Это слово можно повторять много раз подряд и услышать в нем все, что хочешь услышать — звон капель, шорох листьев под струйками стекающей с них воды.
Люблю смотреть в окно, когда на улице хлещет ливень или накрапывает маленький дождичек. Приятно чувствовать себя защищенной от непогоды и любоваться дождем.
Дождь — это талантливый художник и музыкант, в общем, очень творческая субстанция. Как истинный творец он испытывают богатейшую гамму чувств от глубокой меланхолии, когда по небу плывут низкие мрачные тучи и льются потоки воды, до полного восторга — в небесах солнце, радуга и дождь идет теплый, сияющий, восторженный.
Выхожу на крыльцо, подставляю ладони под струйки воды и вижу на них водные узоры — это рисунок дождя. Сейчас его холст — мои руки и он пишет на них свое абстрактное полотно. Первые пробные мазки осторожно ложатся на мои ладошки, затем кисть мастера движется все увереннее и на поверхности проступают новые узоры.
Они постоянно меняются — то это штрихи и волнистые линии, то своеобразные орнаменты. Иногда дождю — художнику перестают нравиться собственные творения и он сильным напором стирает все. И начинает с самого начала — капельки, струйки, орнаменты.
Можно очень долго наслаждаться и тем, как играет свет во время дождя. Если дождь недолгий, то небо быстро меняется — легкие тучки стремительно движутся, меняя светотени на траве и цветах, на мокром асфальте и песке, на пестрых зонтах и прозрачных дождевиках. При затяжном обложном дожде темное низкое небо будто закрывает свет. Хочется, чтобы оно поскорее очистилось и исчезло ощущение тяжести и безысходности.
Рисунок дождя гармонично смотрится в рамке леса — на мягком темно-зеленом мху, в неглубоких ярких чашах нарядных мухоморов и золотистых лисичек, на глянцевой поверхности крошечных маслят. Земля леса вбирает в себя влагу неторопливо, вдумчиво, будто соразмеряет нужно ли впитывать еще или уже можно оставлять на поверхности.
Это грибной теплый дождь. Он пахнет почему-то дымком костра, перегноем и чем еще таким же лесным. Если закрыть глаза и прислушаться, то можно услышать осторожную возню дождика в кустарнике. Он будто заботливо похлопывает каждый листочек мягкими мокрыми ладошками. Алмазные капельки сверкают на лепестках цветов и алых ягодах — украшают рисунок дождя редкими ослепительными штрихами.
Дождь на реке имеет свой неповторимый почерк и стиль. Мелкий, будто сеящий сквозь сито низких туч, чуть слышно шуршит по воде. А водная гладь в это время перестает быть гладью — она больше похожа на слегка ворсистую ткань, которую непременно хочется погладить рукой. А еще представляется будто художник нанес на холст масляной краской волнистые линии, которые превратились в один сплошной узор.
Особые картины дождь рисует лужами. Они получаются самыми разными: маленькие, мелкие, которые может перешагнуть детская ножка. И глубокие, широко распластавшиеся по асфальту — их трудно даже перепрыгнуть. Лужи позволяют людям увидеть мир в перевернутом отражении — деревья, дома и самих себя.
Дождь — субстанция демократичная. Для него все равны — он всех делает одинаково мокрыми. Для него не важно старый или молодой, богатый или бедный, больной или здоровый. Дождь — это равнодушный художник.
Он щедро разрисовывает потоками воды окружающий мир. А мы тесно жмемся друг к другу в павильонах автобусных остановок и под козырьками крылец, невольно сближаясь друг с другом. Сочувствуем тем, кто еще не успел укрыться от холодных струй. А потом с облегчением разбегаемся в разные стороны, когда дождь утихает.
Ночной дождь больше музыкант, чем художник. Нам его не видно, а только слышно. Он не шумит штормом, а слегка шуршит по крышам и листве, будто играет на тихих марокасах. Что-то ласково нашептывает, ритмично баюкает. Повезет тому, кто увидит ночной дождик. Кажется, что деревья вспыхивают и горят — это от того, что свет фонарей отражается в мириадах капель.
А теплый летний ливенный дождик обладает мощнейшей энергетикой. Росчерк молнии в небесах, грохот грома и потоки воды, низвергающиеся водопадом будоражат нервы и заставляют громче стучать сердце в ожидании каждого нового разряда. И после такой грозы чувствуешь себя обновленным, бодрым, будто вместе с грозой в тело вошла какая-то громадная энергия.
А город купается в ливне, как трудяга, который долго-долго работал и вот теперь может с удовольствием искупаться и переодеться в чистое. Дома, машины, деревья, цветы — все становится другого не пыльного цвета.
На безбрежных просторах моря рисунок дождя восхищает своей грандиозностью. Это уже не просто рисунок — это огромное полотно, создаваемое ветром, тучами и водой, простирающейся внизу и льющейся сверху. Горизонта уже невидно из-за серой пелены, небо опустилось в море, а длинные струи пронзают седые пенистые валы, вздымающиеся им навстречу. Эта любовная игра дождя и моря завораживает настолько, что нет сил уйти с берега и оказываешься включенным в эту игру, и благодаришь природу за то, что дала возможность увидеть и кожей ощутить эту любовную мощь.
Дождь постепенно стихает, а ветер и море не могут остановить свою инерцию и еще некоторое время продолжают игру. Но без дождя им скучно и вот уже улегся ветер, начинает успокаиваться море, светлеет и четче прорисовывается горизонт. А сердце еще взволнованно стучит и так хочется продлить это состояние слияния с настроением водной стихии. Море еще долго будет вспоминать этот шторм и взволнованно всплескивать волнами.
Будь благословенен дождь — одно из прекраснейших чудес природы!
Автор — Гурьева Светлана Семеновна.
Как используется рисуночная методика «Человек под дождём»?
В ряду популярных диагностических методик для дошкольников и младших школьников «Человек под дождём» не так широко известна, но от этого она не теряет свою значимость. В центре внимания этой диагностики эго человека и способность преодоления стрессовых ситуаций.
1 Методика «Человек под дождём»: авторы, суть, задачи
2 Процедура проведения проективного психологического теста
3 Обработка и интерпретация результатов
3. 1 Целостное восприятие
3.1.1 Таблица: Основные тенденции в рисунках
3.2 Размер и положение
3.3 Манера рисования
3.4 Тело и образ персонажа
3.5 Характеристика дождя
3.6 Защитные средства и дополнительные элементы
3.7 Цветовое оформление
3.8 Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Методика «Человек под дождём»: авторы, суть, задачи
У истоков этого приёма диагностики стоят два автора — Елена Васильевна Романова и Тамара Ивановна Сытько (они также являются разработчиками нескольких других проективных графических методик). Рисуночный тест «Человек под дождём» предполагает выполнение испытуемым двух рисунков — человека и того же персонажа, но попавшего под дождь — и высказывание характеристик изображённых объектов.
Задачи, которые можно решить с помощью методики:
- изучить особенности личности ребёнка;
- распознать особенности защитных механизмов тестируемого;
- определить тип реакции на неблагоприятные обстоятельства;
- выявить трудности, которые появляются у испытуемого в жизни (мешают или стимулируют его деятельность).
Авторы методики адресовали этот тест взрослым, но многие психологи адаптировали такой способ диагностики и для детей.
Процедура проведения проективного психологического теста
Перед началом тестирования пациенту предлагают расслабиться, не думать о чём-либо постороннем. Организатор даёт испытуемому лист бумаги формата А4, расположенный вертикально (если испытуемый настаивает на горизонтальном варианте, не стоит ему запрещать), и призывает приступить к рисованию: «Изобрази человека. Можешь использовать то, что тебе больше нравится: краски, карандаши, фломастеры, пастельные мелки, маркеры». Когда ребёнок закончит, нужно предложить ему ещё один чистый лист со словами: «А теперь представь человека под дождём и нарисуй его».
Разрешается выполнение только одного рисунка — персонажа в дождливых условиях. Диагностическая ценность при этом не исчезает, но обязательное условие — проведение этапа обсуждения изображения.
После окончания рисования необходимо побеседовать с пациентом и постараться вывести его на подробное описание изображённого. Для этого нужно задать ряд вопросов:
- Что ощущает человек под дождём, как он себя чувствует?
- Человеку комфортно в этой ситуации?
- Как ты думаешь, каким может быть его настроение?
- Что этот человек хочет сделать в первую очередь?
- Какой дождь изображён на рисунке (ливень, затяжной, мелкий, грибной)?
- Нравится или не нравится человеку дождь?
- Если изображённый персонаж испытывает дискомфорт, то каким образом можно изменить его состояние?
- Как человек может сам себе помочь в этой ситуации? Что нужно для этого сделать?
- Персонаж был готов к тому, что пойдёт дождь?
- Есть ли у него с собой зонт? При утвердительном ответе можно поинтересоваться, почему он им не воспользовался.
- Есть ли у персонажа желание спрятаться от дождя?
- В случае изображённых на листке мест для укрытия от дождя спросить ребёнка, почему человек не использовал их (возможные варианты ответа: закрыто, не пустили, не дошёл до этого места и так далее).
В разговоре желательно выяснить, как сам испытуемый относится к дождю, есть ли у него негатив к нему, какие хорошие и плохие нюансы, по его мнению, связаны с этим явлением, что за меры можно предпринять, чтобы избежать неприятностей, связанных с дождём. Всё это поможет правильно истрактовать результаты рассмотрения получившегося рисунка.
Обработка и интерпретация результатов
Целостное восприятие
Восприятие рисунка целиком заключается в улавливании настроения персонажа (радуется, расстроен, удручён). Психолог, проводящий тестирование, должен рассмотреть в изображении готовность человека бороться с возникшими трудными обстоятельствами (дождём) или, напротив, беспомощность, спокойствие и адекватность в оценке ситуации или панику и нервозность.
По одной только реакции персонажа на дождь психолог уже может сделать вывод о состоянии испытуемогоТаблица: Основные тенденции в рисунках
Название симптомокомплекса | Характерные признаки |
Благоприятная ситуация | Редкие дождевые капли; прозрачные неглубокие лужи; обычного размера зонтик в руках у человека; пол ребёнка и изображённого объекта одинаков. Человек на рисунке идёт вправо, одет сообразно погодным условиям. |
Чувство неполноценности | Прослеживается тенденция к уменьшению размеров и возраста человека; чаще всего объект бежит или уходит; одежда не подходит ситуации; тело может быть лишено рук или ног, или конечности оказываются спрятанными за спиной. Руки короткие, плечи слишком узкие. |
Чувство незащищённости | Средств защиты от дождя, предметов одежды нарисовано сразу несколько (больше чем обычно необходимо). Изображены люди, помогающие удерживать маленький зонт, который может пропускать дождевые капли. |
Эмоциональная холодность | Нарисован взрослый мужчина, одетый в деловой костюм, в строгой позе, неэмоциональный. |
Размер и положение
При сравнении двух рисунков могут быть замечены существенные нюансы в экспозиции, трансформации фигуры, анализируя которые психолог может сделать определённые выводы:
Изменение в рисунке | Расшифровка |
Человек уходит, бежит | Уход автора рисунка от решения трудных жизненных ситуаций |
Объект уверенно идёт | Хорошие адаптационные возможности личности |
Изображение фигуры человека спиной, затылком | Самозащита, отрешение от внешнего мира, замкнутость, уход от решения конфликтов |
Объект под дождём смещён в верхнюю часть листка | Склонность к фантазированию, отрешённости, неоправданный оптимизм |
Маленькая (слишком) фигура вверху рисунка | Автор ощущает себя «непризнанным гением» |
Смещение всего рисунка в нижнюю часть листа | Заниженная самооценка, склонность к неуверенности в своих силах, нерешительности |
Объект под струями дождя внизу листа | Большая вероятность депрессивных тенденций в настроении |
Изображение перемещено влево | Поведенческая импульсивность, возможно сильное материнское влияние; если персонаж повёрнут влево — ориентация на прошлое |
Объект смещён вправо | Большая вероятность зависимости от отца, нацеленность на внешний мир; если объект повёрнут вправо — активность, устремление в будущее |
Отсутствие почвы под ногами | Напряжённое состояние, неустойчивость в жизни, суждениях |
Когда фигура больше нормального размера, это значит, что автор такого изображения мобилизуется в трудных ситуациях, он становится более сильным и уверенным в себе. Если объект на рисунке слишком маленький, то это может свидетельствовать о необходимости защиты или переложении ответственности в сложных моментах на плечи других людей. Сдержанность, заторможенность, неумение проявлять свои чувства в общении с окружающими — характеристики ребёнка, рисующего крошечного человека. Стрессовые ситуации ввергают таких детей в состояние депрессии.
Манера рисования
Если нажим прослеживается лёгкий, то такой человек может быть скованным, неактивным, вполне возможно, что он энергетически истощён. Высокая твёрдость нажатия на пишущий инструмент говорит о том, что ребёнок подвержен агрессивным настроениям, он властен, насторожен и настойчив. О тревоге, импульсивности, нестабильности свидетельствует неровный нажим.
По контуру фигуры тоже можно сделать определённые выводы. Об изоляции говорят неразрывные линии, о наличии конфликтов с окружающими — разрыв линий. Если в рисунке присутствуют элементы штриховки, то можно смело утверждать о тревожности. Дублирует линии человек мнительный, находящийся в состоянии страха и волнения.
Примитивно нарисованный объект сигнализирует о нехватке одобрительных суждений. Негативное отношение к проводимому исследованию, сопротивление тестированию может быть выражено ребёнком в фигуре, составленной из одних палочек. Кроме того, если контур фигуры состоит из множества остроугольных фрагментов — это признак плохой адаптации ребёнка и его агрессивности.
Тело и образ персонажа
- Голова характеризует интеллектуальные способности тестируемого и контроль. Значимость мышления, интеллекта подтверждает слишком большая голова, изображённая на рисунке. Если у нарисованного объекта она маленькая, то это говорит о неполноценности и неадекватности.
- Шея свидетельствует о наличии связи разумного и чувственного. При изображении короткой и толстой можно задуматься о потакании испытуемого своим желаниям, слабостям. Длинная и тонкая шея — символ заторможенности в осознании телесных импульсов. Крупная — сознательный контроль над желаниями.
- Плечи символизируют физическую силу, поэтому чем больше они у нарисованного объекта, тем сильнее нуждается тестируемый в признании. Ребёнок осознаёт свою малоценность и ничтожность, если плечи у человека под дождём маленькие. Покатость говорит о наличии чувства вины, отчаяния и уныния.
- Крупный торс рисует испытуемый, чем-то неудовлетворённый. «Униженным и оскорблённым» ощущает себя ребёнок, изображающий слишком маленькое туловище. Фигура имеет форму квадрата — признак мужественности.
- Лицо не прорисовано как следует или скрыто под головным убором — велико желание тестируемого уйти от неприятностей. Когда же оно подчёркнуто, то это свидетельствует о том, что ребёнку важен его внешний вид и отношения с другими людьми.
- Маленькие глазки — признак сосредоточенности, обращения внутрь себя, большие характеризуют человека, у которого сильно развито стремление контролировать всех и вся. Пририсованные ресницы говорят о склонности к кокетству, демонстративности.
- Зависимость от положительного мнения окружающих, лестных высказываний «демонстрируют» большие уши. Человеку, «забывшему» о рисовании этих деталей или изобразившему их маленькими, мнение окружающих неинтересно или болезненно.
- Руки рассматриваются как символ взаимоотношений между людьми. Открытость и стремление к активным действиям — широко раскрытые конечности ладонями вперёд; амбициозность — очень длинные руки; части тела отсутствуют вовсе — неготовность к общению, собственная неадекватность. Если конечности спрятаны за спиной нарисованного персонажа, то это свидетельствует о том, что автор изображения не привык уступать. О напряжении можно судить по рукам, прижатым к туловищу. Отсутствие контроля над желаниями распознаётся по конечностям, нарисованным отдельно от тела.
Объект изображён с незначительным количеством одежды (или полным её отсутствием) — вероятнее всего, автор игнорирует общепринятые нормы поведения, склонен к импульсивным реакциям; когда вещей слишком много, это говорит о потребности в опеке, гиперзащите.
Если мальчик рисует персонажа женского пола или девочка изображает объект мужского, то такой рисунок интерпретируется как готовность к включению поведенческих программ, полученных от лиц ближайшего окружения (мамы, бабушки, отца и так далее). Аналогичный вывод можно сделать, когда человек на бумаге гораздо старше автора.
Характеристика дождя
Дождь в тестировании — символ неблагоприятных обстоятельств. О готовности к преодолению сложных ситуаций можно судить об изображении капель: редкие — отношение ребёнка к трудностям как к временным и преодолимым состояниям; капли закрашены или нарисованы в виде линий — тестируемый воспринимает препятствия как постоянные и тяжёлые.
Штрихи одинаковой длины — уравновешенность и гармония с окружающим миром, прерывистость и беспорядочность дождевых линий — нестабильность, тревожность. Упрямство и решительность испытуемого можно увидеть в вертикальных линях, короткие штрихи говорят о враждебности к окружающей действительности, тревоге.
Чёрная туча на рисунке — свидетельство депрессии и тревожностиЕсли в рисунке присутствую тучи, то их можно расценивать как ожидание неприятностей, по их количеству и плотности судят об уровне тревожности испытуемого. Тяжёлые грозовые облака человек рисует, находясь на грани депрессивного состояния. Если изображены тучи и грязь, то это свидетельствует об остатках прошедшей депрессии. По нарисованной луже тоже легко сделать определённые выводы: левое её расположение говорит о переходе проблемы в разряд прошлых, правое — об ожидании грядущих трудностей. Внутренняя неудовлетворённость ребёнка «зашифрована» в помещении человека в лужу.
Защитные средства и дополнительные элементы
- Зонт символизирует психическую защиту от неприятностей, неблагополучных ситуаций. Образное изображение аксессуара психологи соотносят с родительской защитой ребёнка: купол — ограждение от невзгод матерью, ручка зонта — отцом.
- Шляпа на голове объекта рисунка говорит о необходимости защиты.
- Неординарные средства, уберегающие от непогоды (пакет, книга), могут свидетельствовать о нетрадиционности принимаемых решений, креативности.
- Если на рисунке нет средств защиты от дождя, это сигнализирует о неудовлетворительной адаптации, о желании находиться под опекой.
Все посторонние элементы (дом, сумочка в руках, книги, цветы, деревья и так далее) интерпретируются как символические образы. Молния может означать начало нового витка жизни; радуга — стремление к лучшему, подчас несбыточному будущему; фонарь, солнце, дерево — олицетворение людей, имеющих особое значение для тестируемого человека.
Цветовое оформление
Рисунок, выполненный в мрачных тонах, говорит сам за себя — о благоприятной ситуации в жизни ребёнка говорить не приходитсяНастроение, чувства пациента можно прочитать по цветовой гамме, к которой обратился автор рисунка. Нормально развивающийся ребёнок использует 2–5 цветов. Если человек применил около 7–8, то такой тестируемый эмоционально неустойчив. Боязнь проявить себя «диктует» испытуемому использовать всего один оттенок.
Цветовые предпочтения показательны и являются общими для многих рисуночных тестов:
- выбор красного оттенка может рассматриваться как признак гнева, сильных эмоциональных реакций, чрезмерной чувствительности, чувства опасности;
- если ребёнок отдал предпочтение оранжевому цвету, то правомерно судить о его беспокойстве по поводу неизвестной ситуации и стремлении вступить в борьбу за её успешное разрешение;
- если малыш выбрал жёлтый цвет, то он бодр, оптимистичен, но может сдерживать свои эмоции;
- зелёный цвет свидетельствует о здоровом эго, стремлении к новизне, росту, в своём окружении человек чувствует себя абсолютно безопасно и хочет доминировать;
- голубой и синий цвет, используемые в рисунке, говорят о поиске выхода из проблемной ситуации; ребёнок, выбравший такие оттенки, может контролировать свои чувства, он расслаблен и немного отстранён;
- при замеченном применении белого цвета можно не сомневаться в пассивности и потери связи с реальностью;
- серый оттенок является признаком подавленности, отверженности, некоторой эмоциональной отстранённости;
- если в рисунке есть крупные чёрные фрагменты, то это свидетельствует о том, что ребёнок находится в депрессивном состоянии, он «заблокирован».
Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Хаотично нарисованное простым карандашом изображение легко поддаётся расшифровкеРисунок сделан, как это сразу видно, в грустном и подавленном настроении. Объект не улыбается, зонт опущен, человек помещён в лужу. Всё это говорит о подавленности ребёнка, сложностях в процессе нахождения выхода из трудной ситуации.
Персонаж под дождём нарисован практически посередине, но есть небольшой наклон влево, что свидетельствует о нерешительности и пассивности. Об угнетённости говорит наличие штриховки зонта, двойственные линии сигнализируют о тревоге и страхе, разорванность контура фигуры может быть признаком присутствия в жизни ребёнка конфликтных ситуаций.
Нарисованное средство защиты от дождя не используется по назначению, это значит, что человек не чувствует помощи от близких людей. Возможно, у малыша плохие отношения с матерью, так как купол зонта не укрывает персонажа от дождя, он опущен, хотя и раскрыт. Вероятнее всего, женщина старается наладить отношения с ребёнком, но пока ей это не удаётся. Наверняка тестируемый более расположен к отцу: у зонта хорошо прорисована ручка, человек крепко держит её, не бросая аксессуар в лужу.
Рассмотрев фигуру, можно заметить покатые плечи (уныние, отчаяние, возможное чувство вины), плохо прорисованные руки (трудность и неадекватность в общении), скрытые под волосами уши (нежелание слышать критику в свой адрес).
Дождевые капли, которые нарисовал испытуемый, также говорят о тревожности и нестабильности (линии прерываются, они разной длины). Об этом же свидетельствую тучи, их не так много, но это первые признаки ожидания неприятностей автором изображения. Человек помещён прямо в лужу, что тоже нехороший признак: потеря ориентира, неудовлетворённость собой и окружающим миром.
Рисуночный тест «Человек под дождём» — удобный инструмент психологии для определения личностных характеристик и готовности противостоять неблагоприятным воздействиям. Психолог, пользующийся этой методикой, может сложить целостную психологическую картину ребёнка как личности, чтобы потом использовать полученные данные для психокоррекционной работы.
Изменение моделей дождя и шоу | Руководство для учащихся по глобальному изменению климата
- Более высокие температуры
- Меняющийся дождь и
Снежные узоры - Больше засух
- Более теплые океаны
- Повышение уровня моря
- Дикая погода
- Повышенная кислотность океана
- Уменьшение морского льда
- Таяние ледников
- Меньше снежного покрова
- Оттаивание вечной мерзлоты
По мере того, как температура повышается и воздух становится теплее, больше влаги испаряется с земли и воды в атмосферу. Больше влаги в воздухе обычно означает, что мы можем ожидать больше дождя и снега (называемых осадками) и более сильных ливней. Но эти дополнительные осадки распределяются по земному шару неравномерно, и в некоторых местах может выпасть меньше осадков, чем раньше. Это связано с тем, что изменение климата вызывает сдвиги в воздушных и океанских течениях, которые могут изменить погодные условия.
Что сейчас происходит?
Количество осадков менялось в различных частях США с начала 20 века. Источник: Показатели изменения климата Агентства по охране окружающей среды (2016 г.).
В среднем сейчас в мире уже выпадает больше осадков, чем 100 лет назад: на 6 процентов больше в Соединенных Штатах и почти на 2 процента больше во всем мире.
Однако эффекты зависят от региона. Например, в штатах на северо-востоке выпадает больше осадков, чем раньше, а на Гавайях — меньше.
Что будет в будущем?
Ожидается, что количество осадков увеличится в более высоких широтах и уменьшится в районах ближе к экватору. Северная часть Соединенных Штатов станет более влажной, а юг, особенно юго-запад, станет суше.
Почему это важно?
Слишком мало или слишком много воды может быть проблемой. Во многих местах люди зависят от дождя и таяния снега, чтобы наполнить озера и ручьи и обеспечить источник воды для питья, полива сельскохозяйственных культур и других целей. Однако сильный дождь может вызвать наводнение.
Ознакомьтесь с основными последствиями изменения режима дождя и снега для людей и окружающей среды:
- Сельское хозяйство
- Водоснабжение
- Энергия
- Растения, животные и экосистемы
- Леса
- Отдых
- Более высокие температуры
- Больше засух
- Дикая погода
- Изменение режима дождя и снега
- Меньше снежного покрова
- Таяние ледников
- Уменьшение морского льда
- Оттаивание вечной мерзлоты
- Более теплые океаны
- Повышенная кислотность океана
- Повышение уровня моря
К началу страницы
Шаблоны осадков Осадки — дождь, снег, мокрый снег и град — связаны с областями подъема воздуха и низкого давления. Когда воздух поднимается вверх, он охлаждается, а содержащаяся в нем влага конденсируется в виде облаков, которые в конечном итоге вызывают осадки. В районах высокого давления воздух опускается, атмосфера стабильна, небо обычно чистое, осадки бывают редко. Наибольшее количество осадков выпадает вблизи экватора в тропиках, где сильный нагрев Солнцем создает значительный вертикальный подъем воздуха, образование затяжных сильных ливней и частые грозы. Годовое количество осадков в тропиках обычно превышает 100 дюймов или 2500 миллиметров и может достигать 400 дюймов или 10 000 миллиметров, особенно под влиянием муссонов или если горы усиливают подъем воздуха. В полярных регионах осадков мало, потому что воздух слишком холодный, чтобы содержать много водяного пара. Кроме того, холодный тяжелый воздух опускается, что препятствует образованию большого количества облаков. На самом деле, некоторые части Антарктиды и Арктики такие же сухие, как жаркий пустынный климат субтропиков, где высокое давление также ограничивает образование облаков и выпадение осадков. И в жарких, и в холодных пустынях может выпадать менее 10 дюймов или 250 миллиметров осадков в год. Ведь в некоторых районах субтропиков дождя может не быть по несколько лет. В умеренных средних широтах выпадает умеренное количество осадков, большая часть которых связана с развитием фронтальных впадин, образующихся при столкновении теплых субтропических и холодных полярных воздушных масс. На западных побережьях годовое количество осадков может достигать 100 дюймов или 2500 миллиметров. Это существенно уменьшается во внутренних частях крупных массивов суши, особенно на континентах Северной Америки и Азии, по мере того, как воздух высыхает и удаляется от источника влаги в океане. Подобно температуре, режимы выпадения осадков меняются в зависимости от времени года и движения Солнца с севера на юг, особенно внутри и вблизи пояса тропических дождей. В ближайших к экватору регионах может быть два сезона дождей и два засушливых сезона. Наибольшее количество осадков выпадает в дни мартовского и сентябрьского равноденствий, когда полуденное Солнце над экватором находится прямо над головой и наиболее сильное. Вдали от экватора год можно разделить на один влажный и сухой сезоны. В Северном полушарии самые сильные дожди выпадают в июне и июле и могут усиливаться муссонами. В Южном полушарии сезон дождей приходится на декабрь и январь. В умеренных средних широтах зимой преобладают фронтальные системы низкого давления, и количество осадков в это время года, как правило, выше, как в Великобритании. Летом субтропические антициклоны высокого давления расширяются, влияя на погодные условия. Следовательно, осадков несколько меньше, и большая их часть носит конвективный характер, возникающий в результате подъема воздуха при повышенном дневном прогреве и образования сильных кратковременных ливней и гроз.
| Климат Версия для печати Веб-сайты Оставить комментарий
|