линейная перспектива и ее основы
Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке. В этом нам помогут законы перспективы.
Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улица, уходящая в перспективу.
Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.
Если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.
Перспектива нужна для создания объема, то есть реалистичной картины мира.
Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.
Немного теории
Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.
Перспектива – это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть на плоскости передать глубину. Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее, как изображение, имеющее форму.
Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.
Принципы построения
Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.
• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.
• От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.
• Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.
Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.
Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.
Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.
Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.
Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.
При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.
Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.
Линейная перспектива и ее виды
Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.
Фронтальная перспектива
Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены
Угловая перспектива
Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.
Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.
Для наглядности за пример возьмем рисунок куба. Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
Еще одним методом построения предмета в пространстве – использование трех точек схода. Такую перспективу еще называют вертикальной или наклонной. При таком типе нужно так же искажать вверх предмета в угловой перспективе. Этот способ часто применяют в своих чертежах архитекторы.
В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.
Линейная перспектива поэтапно
Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.
Фронтальная перспектива
Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.
Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс.
Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам.
Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.
Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.
Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.
Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа.
Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.
Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода.
Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.
Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной.
На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра.
Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.
Угловая перспектива поэтапно
Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.
Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.
Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.
Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.
Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.
Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.
Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.
Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.
Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.
Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.
Трехточечная перспектива и ее этапы
При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.
Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.
Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.
От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.
Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.
На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.
Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу».
Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.
Похожие записи
Основы перспективы — Ghenadie Sontu Fine Art
Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
«Перспектива» (от латинского «perspicere») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть». Чтобы понять значение этого термина, попробуем рассмотреть с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Здесь линии очертаний видимых объектов точно проецируются на плоскость стекла. Для наглядности проекцию их очертаний можно обвести жировым карандашом, тушью или другими изобразительными средствами, которые дадут правильное перспективное изображение на плоскости стекла. Подобным методом довольно часто пользовались художники и архитекторы Ренессанса. Такой опыт можно проделать через оконное стекло, для чего предварительно выбрать какой-либо объект.
Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, что было связано с расцветом реалистического направления в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости практически разрешила стоящую перед художниками и архитекторами проблему. Плодами данной науки мы пользуемся по сей день.
Рис. 5
Архитектор Филиппа Брунеллески первым нашел способ оптико-геометрических построений, производя сечение зрительной пирамиды Евклида картинной плоскостью и получая тем самым перспективное изображение предметов. Огромный вклад в область перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Так, например, Альбрехт Дюрер применил геометрию объемных тел и теорию линейной перспективы для построения фигуры человека в пространстве с учетом сложных ракурсов и движений. Леонардо да Винчи был блестящим теоретиком в области перспективы и участвовал в разработке учения о пропорциях и перспективного пространства. Великий педагог, воспитатель и учитель академического рисунка П.Чистяков писал, что умение рисовать и писать, тонко знать перспективу необходимо при любом таланте: «Все существующее в природе и имеющее какую-либо форму подлежит законам перспективы. Умея применять законы перспективы, вы можете нарисовать все неподвижное в натуре верно».
Серьезное внимание уделял целенаправленным поискам в области закономерностей видения натуры на основе перспективы А.Г.Венецианов и многие другие русские художники, архитекторы и искусствоведы.Открытие точных законов перспективы позволило художникам и архитекторам более правдиво изображать на плоскости формы видимого мира. Студентам очень важно знать эти законы, хотя теоретическое знание еще не означает умения рисовать с натуры, так же как и знание анатомии не научит рисовать фигуру человека. Не исключено, что студент, который обладает хорошим глазомером, но не знает законов перспективы и анатомии, справится с натурой лучше, чем тот, кто обладает этими знаниями, но не имеет хорошего глазомера. Разумеется, лучше, если студент будет обладать и хорошим глазомером, и знаниями. Здесь уместны слова П.Чистякова: «Сила художника в знании. Творчество без знания — тля.»
Рис. 6
Теоретические знания о перспективе необходимы как художникам, так и архитекторам при работе непосредственно с натурой для ясного представления изображаемых ими предметов на плоскости, чтобы предметы воспринимались глазами зрителя правдиво и убедительно (рис.
5-8). Очень важно, чтобы студенты осваивали не только теорию перспективы, но и приемы построения, а также ясно представляли себе положение предметов в пространстве и их проекцию на плоскости (картинная плоскость).Суть данной теории заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, то есть перспективно на глаз, не прибегая слишком часто к уже усвоенным правилам и приемам изображения в линейной перспективе. Поэтому, при рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться так называемой наблюдательной перспективой (глазомером), а знания основных законов линейной перспективы могут быть использованы при необходимости.
Рис. 7
Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рис.9, слева, геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении.
Все наблюдаемые предметы и явления мира в силу особенности восприятия человеческого глаза предстают перед нами в измененном виде
Рис. 8
Рис. 9
Проиллюстрируем сказанное примером. Держа книгу в вытянутой руке в фронтальном положении, заметим, что размер книги не меняется. Однако стоит ее наклонить в горизонтальном направлении, как мы отмечаем разницу в видимых размерах: дальняя часть книги по отношению к ближней кажется меньше. Если книгу положить на стол и наблюдать ее с различной высоты, мы заметим разницу в ее кажущихся очертаниях: прямые углы книги будут казаться искаженными, т.е. два угла — тупыми и два — острыми.
По мере увеличения высоты наблюдения видимая площадь книги будет как бы больше. Если приблизить точку зрения к плоскости стола, книга покажется более длинной, а ее толщина приблизится к истинной величине (т.е. видимой остается только толщина предмета).Любые предметы, независимо от формы, при подобном рассмотрении будут казаться измененными. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль нее (рис.10).
Железная дорога, по мере ее удаления, воспринимается нами в сокращенном виде, на линии горизонта сходится в точку или совсем исчезает. Так же и столбы, удаляясь, выглядят все меньше и меньше, постепенно исчезая из поля зрения. При этом мы знаем, что в действительности перед нами параллельные линии, которые никогда не сходятся. Аналогичному кажущемуся сокращению и изменению подлежит все, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Если рассмотреть длинную доску, то по всей ее длине мы обнаружим кажущееся сокращение, причем сокращение формы доски видится по всему размеру сечения. Обратите внимание на столы, мебель, стулья. Все они подчинены одному закону, который называется перспективным сокращением форм в пространстве.
Любые предметы, независимо от их формы и величины, по мере удаления от точки наблюдения сокращаются, а по мере приближения — увеличиваются. Находясь в начале длинного коридора, мы видим его сокращенную форму. Приближаясь к концу коридора, замечаем, как форма его увеличивается, а на противоположном конце — сокращается. В действительности же размер коридора не меняется, он одинаков на всем протяжении.
Рис. 11
Видимые изменения формы подчинены определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется линейной перспективой и относится к разделу начертательной геометрии. Знание законов линейной перспективы дает возможность правильно изображать предметы на картинной плоскости в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, способствует выработке навыков такого изображения. Для овладевающих основами изобразительной грамоты вполне достаточно знать самые общие законы перспективы.
Рассматривая теорию линейной перспективы, мы ознакомимся с такими понятиями и терминами, как линия горизонта, линия схода, точка схода, картинная плоскость. На рис 11 наглядно показаны приемы и правила изображения простых геометрических форм на плоскости в линейной перспективе.
Итак, рассмотрим перспективные изображения предметов на плоскости. Наше зрительное восприятие реалистично и по природе своей перспективно, следовательно, такой рисунок представляет в графическом выражении натурный образ. Наиболее полное графическое выражение, соответствующее природе зрительного восприятия предметов и явлений, достигается их перспективным рисунком. Выше уже говорилось о том, как предметы представляются зрению человека, иначе говоря, речь шла о наблюдательной перспективе, без которой нельзя выполнить ни одного рисунка с натуры. Обладая этими сведениями, рисовальщик избавится от грубейших ошибок, которые неизбежно привели бы к бездумному, слепому копированию видимых предметов.
Приведем некоторые примеры. Два одинаковых предмета одной величины на различном расстоянии от глаз покажутся разными: тот, что ближе к глазу — больше, другой, тот что дальше, меньше. По мере удаления предмет будет казаться меньше, чем ближний и наоборот. Это хорошо прослеживается на примере с удаляющимся и приближающимся поездом. Подобные явления мы наблюдаем всюду, где четко проявляются перспективные закономерности. Например, изображенные рельсы, столбы, дороги мы видим устремляющимися вдаль до пределов видимого пространства, как бы сходящимися в одной точке. То же мы наблюдаем при изображении зданий, окон, дверей, карнизов. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда становится очевидным одно из важнейших правил перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода.
Необходимо отметить одно важное правило: горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта. При наблюдении вид предмета в значительной степени зависит от выбора точки зрения (слева, справа, сверху, снизу). Следовательно, значительную роль при наблюдении играет высота точки зрения — горизонт. Представим такую картину: море или степь, где горизонты четко разграничиваются, хотя это кажущаяся разграничительная линия моря и неба, земли и неба.
Рис. 12
Горизонт легко определить при помощи воды, налитой в любой прозрачный сосуд. Здесь горизонтальная поверхность воды находится на уровне глаза и указывает высоту горизонта относительно окружающих предметов и явлений. Или, не менее удивительно и то, что линия горизонта все время находится на уровне глаза, в каком бы положении мы не оказались. Стоит нам сесть, встать, лечь, подняться на вершину, спуститься вниз и т.д. — всюду мы видим горизонт. Это значит, что горизонт меняет свое положение в зависимости от положения смотрящего. Словом, где глаза, там и горизонт.
Перспективный горизонт — это воображаемая горизонтальная линия, которую принято называть линией горизонта. Она играет основную роль в перспективном построении изображения. Чтобы получить правильное перспективное изображение формы предмета, рисовальщик должен установить линию горизонта и на ней определить точки схода.
Рис. 13
Перед нами изображаемый предмет — куб. Там, где намечена линия горизонта, определена точка схода. Осталось только направить к ней все линии сторон куба (см.рис.11).
Наблюдая за кубом, стоящим ребром к зрителю, отмечаем, что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к рисующему. Заметим, что на линии горизонта лежат две точки схода. Одни стороны сходятся к правой точке схода, другие — к левой. Как видим, второе перспективное изображение, в отличие от первого, имеет две точки схода. Перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. Точность определения зависит от степени развития глазомера рисующего.
Рис. 14
Успех в работе над рисунком во многом зависит от знания правил перспективы и умения применять их на практике. Это позволит студентам в дальнейшем изображать любой предмет с натуры убедительно и верно.
На рис.12 изображен в перспективе обычный одноэтажный, видимый с угла, дом на уровне человеческого роста. При этом линия горизонта пересекает стены дома на уровне глаза рисующего, так что горизонтальные линии одной стены уходят к одной точке схода, а линии другой стены ~ к другой. Чтобы найти перспективную середину стены, нам необходимо пересечь ее плоскость диагоналями. Получим точку пересечения, через нее проведем вертикальную линию — ось стены, которая делит стену пополам. Обратим внимание (рис.13) на дом, который стоит на небольшом возвышении (т.е. когда рисующий смотрит на дом снизу). Следующий дом (рис.14) просматривается рисующим с возвышения, возможно, с высоты многоэтажного дома, горы и тому подобное.
На рис.15 изображен интерьер в перспективе. Сидя прямо, несколько сместившись от середины помещения, смотря на одну из его стен, мы видим, что все уходящие от нас параллельные линии стен, потолка, пола, сходятся в одной точке схода на горизонте.
Рис. 15
На другом рисунке интерьера (рис.16) видны только две стены, у которых свои точки схода на горизонте. Это бывает в том случае, когда рисующий смотрит, сидя лицом к углу помещения.
Рис. 16
Следует обратить внимание на такие частые ошибки, при которых изображенное помещение воспринимается слишком глубоким, неправдоподобным, а прямые углы предметов не кажутся таковыми. Это происходит, когда рисующий помещает в картинную плоскость изображение большего размера, чем может охватить зрительно.
Возможности человеческого глаза ясно видеть предметы ограничены в пределах угла 30°-35°. Сложность рисования интерьеров заключается в необходимости вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения. Иногда при изображении интерьера или экстерьера можно применять два горизонта, следовательно, несколько точек схода. Это целесообразно в том случае, когда при обычном горизонте фронтальная стена кажется недостаточно масштабной, а необходимо показать ее более значимой. Если изображается экстерьер с широким охватом пространства архитектурного ансамбля, то и в этом случае возможно применение нескольких точек схода. Это связано с в необходимостью избежать стремительного перспективного сокращения изображаемых объектов при одной точке схода. Линия горизонта при изображении интерьера в перспективе для большей естественности рисунка должна быть: для низких помещений на уровне глаз сидящего рисовальщика, для высоких — на уровне глаз стоящего человека.
Рис. 17
На рис. 17 показан карандаш в перспективном изображении с точками схода. Намечены две линии горизонта. По существу, линия горизонта одна. Карандаш находится в вертикальном и наклонном положениях. Когда смотрим на карандаш с верхней линии горизонта, параллельные линии, исходящие от основания и от кончика графитного стержня, идут к одной точке схода. Так же независимо от уровня линии горизонта и положения карандаша в пространстве мы видим, что все параллельные линии сходятся к одной точке схода.
При рисовании с натуры необходимо правильно определить угол наклона горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Лучше всего, чтобы предмет располагался ниже уровня глаз или, наоборот, выше, таким образом, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из его боковых граней.
Рис.18. Перспективное построение группы предметов. Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта
Горизонтальные ребра предмета мы будем воспринимать идущими сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от их ракурса к линии горизонта. В этом случае пользуются давно распространенным механическим приемом определения углов наклона предмета. Необходимо, держа карандаш в вытянутой руке строго в горизонтальном положении и перпендикулярно к лучу зрения, подвести его к нижней точке угла предмета. При этом мы увидим углы наклона горизонтальных ребер предмета. Их степень наклона легко определяется на глаз посредством описанного приема (рис.18). В соответствии со степенью наклона горизонтальных ребер следует построить эти углы на рисунке, проведя на месте карандаша горизонтальные прямые.
Рис.19. Упражнение по развитию объемно-пространственных представлений и навыков перспективного изображения предметов на плоскости.
In Aрхитектура, Art, Академический рисунок, Рисунок*, Обучение искусству, Художественная Школа, Школа Искусств Tags Форма, объем, конструкция, Объем предмета, Форма предмета, Традиционный метод построения изображений, Традиционный метод построения, академический рисунок, Академический рисунок, основы академического рисунка, ли академический рисунок, ли основы академического рисунка, николай ли академический рисунок, основы академического рисунка николай, основы академического рисунка николай ли, учебный академический рисунок, основы учебного академического рисунка, курс рисунок, репетитор рисунок, репетитор рисование, курс рисование взрослый, академический рисунок карандашом, академический рисунок построение, основы учебного академического рисунка николай, Основы перспективы, Линейная перспектива, Перспектива, perspicere, плоскости формы, линия горизонта, линия схода, точка схода, Перспективное построение, основы перспективы, основы композиции перспектива, основы перспективы урок, основы перспективы в рисунке, линейная перспектива и ее основы, Воздушная перспектива, Прямая линейная перспектива, Обратная перспектива, как рисовать перспектива
Важность перспективного рисунка в искусстве
перейти к содержаниюКатегории: Pencil PerceptionsОпубликовано: 22 июня 20220 Комментарии27,9 мин чтения
Комал Тория
Как мы видим все вокруг нас? Весь мир изометричен, но мы видим мир в иллюзии перспективы. Давайте посмотрим на пример изометрической перспективы. В рисовании есть два метода: метод «знать» и метод «видеть». В эти пандемические времена, когда вы узнаете Реалистичный рисунок карандашом , мы учимся подражать тому, как объекты кажутся нам в реальном мире с точки зрения оттенка, значения, формы и текстуры.
Но нам также нужно показать, как объекты ведут себя по отношению к нам и другим объектам. Наступает Перспектива! Художники используют рисование в перспективе, чтобы показать зрителю, что объекты на картине живут в трехмерном мире так же, как мы воспринимаем их на плоской двухмерной поверхности.
Чтобы научиться рисовать перспективу, мы должны понимать ее значение и типы.
Что такое перспективный рисунок в искусстве?Перспектива может быть определена как «искусство убедительного рисования трехмерных сцен на двухмерной поверхности». Она заключается в создании иллюзии глубины с помощью линий и оттенков, которые являются элементами искусства. Перспективный рисунок — это математика, предмет, поддающийся количественной оценке!
Тем не менее, некоторые перспективные техники естественны и интуитивны (воздушная/атмосферная перспектива), затем идет линейная перспектива (одноточечная, двухточечная и трехточечная перспектива), которые гораздо более графичны и техничны.
Феномен смещения цветов и контрастов по мере того, как предметы уменьшаются вдали, особенно в пейзажах, называется атмосферной или воздушной перспективой. Подобное применение ландшафта объясняется и демонстрируется в наших онлайн-классах рисования . Его также можно использовать для улучшения изображений с относительно небольшим пространством, например, в аранжировке натюрморта, чтобы создать ощущение атмосферы.
Линейная перспектива в основном относится к представлениям с использованием линий, подобно геометрическому рисунку с использованием линии горизонта, точек схода и ортогоналей. Он включает в себя одноточечную, двухточечную и трехточечную перспективу.
Перспектива в истории искусстваПри наличии скудных свидетельств основание перспективы началось в Риме и Древней Греции в 5 веке до н.э. До 15 века художники могли создать иллюзию глубины, но не могли математически представить закон перспективы. Рождение истинной, основанной на геометрии перспективы было развито в итальянском ренессансе в 14-м и 15-м веках.
Итальянский архитектор Филиппо Брунеллески разработал законы линейной перспективы. В дальнейшем они были разработаны и построены Леоном Баттистой Альберти. Он использовал математику, чтобы показать, как использовать линию горизонта и точки схода.
В 1425 году Мазолино да Паникале первым точно воспользовался центральной точкой схода. Это был прорыв, изменивший европейский художественный мир! Многим итальянским художникам не потребовалось много времени, чтобы применить перспективу в своих картинах. Мазаччо был первым великим художником раннего Возрождения, продемонстрировавшим полное владение перспективой.
Почему перспектива важна для художников-реалистов?Великий Леонардо да Винчи был одержим идеей изобразить мир таким, каким он был на самом деле. Он находился под влиянием Альберти и изобрел машину под названием Перспектограф. Это помогло ему «проследить» и зарисовать сцену на стекле, прежде чем он нарисовал ее.
Художники, которые серьезно заинтересованы в изучении реалистического рисунка , не могут игнорировать перспективу в качестве предмета. Давайте узнаем о важности рисования в перспективе
Простой пример того, как уличные фонари кажутся короче, чем дальше, даже если они на самом деле имеют одинаковую высоту, — это иллюзия, которую мы воспринимаем. Для рисования на открытом воздухе мы учимся применять перспективу, когда рисуем то, что видим, и создаем иллюзию глубины.
Уровень ваших глаз — это высота ваших глаз, смотрящих прямо перед собой, что является нормальным видом глаз. Линейная перспектива помогает определить уровень глаз зрителя. Хорошее понимание перспективы позволяет вам рисовать одну и ту же сцену с разных точек зрения, например, с высоты птичьего полета или с высоты птичьего полета.
Хотите что-нибудь нарисовать под любым углом? Дизайнеры локаций, архитектурные визуализаторы, дизайнеры продуктов, художники по раскадровке, иллюстраторы и т. д. практикуются в рисовании с использованием перспективы для своего практического применения. Это помогает технически правильно проецировать объекты и масштабировать фигуры в сцене.
Самое замечательное в линейной (одноточечной, двухточечной и т. д.) перспективе — это то, как она позволяет художнику технически хорошо организовать свои концептуальные наброски/референсы. Перспектива приводит к сильным произведениям искусства, отличной основе для создания качественного искусства.
Чем больше мы знаем и применяем на практике, тем больше у нас свободы творить то, что мы хотим.
Перспектива Применение в различных областяхБудь то архитектурная визуализация, раскадровка, иллюстрации, карикатуры, городские зарисовки или любой другой реалистический или полуреалистичный стиль искусства, он потребует досконального знания пропорций, композиции.
Фундаменты играют решающую роль. В наши дни студенты-искусствоведы недооценивают ценность перспективного рисунка, как студенты-музыканты недооценивают ценность отработки гамм. В рисовании глаз так же важен, как слух в музыке. Те, кто умеет читать ноты, не идут ни в какое сравнение с теми, кто играет только на слух.
Точно так же и мы, как художники, можем рисовать одним глазом, но не так хорошо, как тот, кто освоил изучение перспективы, масштабирования и соотношений точек зрения. Это правильный выбор, который вы сделали сейчас, чтобы прочитать и расширить свой взгляд на перспективное рисование. В следующий раз, с практикой и логическим освоением искусства с помощью простых упражнений по рисованию , я уверен, вы сможете лучше рисовать на бумаге/холсте.
Поиск:
Перейти к началу
Рисование в перспективе с Дэном Бердшоу
Рисование в перспективе с Дэном Бердшоу
В этом онлайн-курсе вы узнаете все о рисовании в перспективе. Рисование в перспективе — это метод, который используется для отображения трехмерных объектов на плоскости двумерного изображения, например на листе бумаги. Поэтому техника используется для создания реалистичного ощущения пространства. Перспективный рисунок — одна из основ рисования, так как рисунки часто выглядят искаженными или плоскими без правильной перспективы. Следовательно, перспективный рисунок является основой искусства, которая очень поможет вам в улучшении ваших работ. Итак, ныряйте прямо!
Эксперт по рисованию Дэн Бердшоу
Меня зовут Дэн Бердшоу, я художник и практикующий архитектор. Мне 24 года, и я рисую сколько себя помню, так как это мой любимый способ творчества.
Понятно, что мое искусство развивалось с течением времени: в основном я сосредоточился на реалистичном рисовании, создании видео, даче советов и демонстрации, чтобы помочь другим создавать свои собственные произведения искусства. Хотя я все еще создаю контент такого рода, совсем недавно я создавал видео, посвященное рисованию в перспективе, предмету, который я считаю более нишевым, но, тем не менее, приятным. Перспективное рисование — отличное начало для начинающих.
Подпишитесь на Дэна на Youtube
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШЕМУ
ОНЛАЙН-КУРСАМ: РИСОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ
Основные моменты курса:
- Одноточечная перспектива
- Двухточечная перспектива
- Трехточечная перспектива
- Работа с объемами
- Создание текстур
Более 100 минут видеоуроков
Хотите начать прямо сейчас? Ознакомьтесь с разделом наших продуктов, чтобы начать свое путешествие в мир дизайна.
Подпишитесь на информационный бюллетень Art Class и получите доступ к дополнительным материалам
Не пропустите ни одной сессии
Электронная почта*Не заполняйте это поле!
Сессия 1: Введение в рисование в перспективе
Познакомьтесь с нашим экспертом по рисованию Дэном! На этом первом занятии, посвященном рисованию в перспективе, Дэн раскроет самые основы рисования в перспективе, начиная с его открытия и заканчивая его повседневным использованием в современных произведениях искусства, объясняя, что входит в рисование в перспективе.
Сессия 2: Перспектива одной точки
После изучения линии горизонта и точек схода в первой сессии, вторая сессия посвящена рисованию в перспективе одной точки. Узнайте, как легко рисовать в одной точке зрения, нарисовав несколько прямоугольников, используя одну точку схода, и, наконец, примените то, что вы узнали, к рисованию аллеи деревьев.
Сессия 3: Двухточечная перспектива
Двухточечная перспектива наиболее широко используется при рисовании в перспективе. Узнайте все об этой технике на этом занятии: перейдите от хорошей практики рисования прямоугольников в двухточечной перспективе к полному рисованию моста в двухточечной перспективе.
Сессия 4: Трехточечная перспектива
Узнайте, как создать впечатление, будто вы смотрите вверх или вниз на что-то на своих рисунках. Вот что такое трехточечная перспектива, и Дэн покажет вам, как ее достичь. Опять же, все начинается с рисования некоторых коробок, а сеанс заканчивается рисованием заброшенного сарая в трех точках зрения.
Сессия 5: Работа с объемом
В этом учебном занятии Дэн проведет вас через создание более сложных томов. Узнайте, как рисовать цилиндры и скатные крыши в перспективе, и применяйте полученные знания при рисовании сложного здания в двух точках зрения.
Сессия 6: Текстуры и детали
Текстуры и детали важны для создания реалистичных рисунков. Дэн поможет вам начать работу с этой техникой.
Также вам следует подробно изучить свои карандаши. Итак, наш эксперт Дэн покажет вам, как создать шкалу ценностей, чтобы принять взвешенное решение, когда берете карандаш.
Сессия 7: Создание окончательного рисунка в перспективе
На этом заключительном занятии по рисованию в перспективе вы примените все, чему научились раньше, и создадите окончательный рисунок в перспективе.
Готовы ли вы рисовать разные элементы под разными углами и использовать более одной пары точек схода?