Широкоформатные шаблоны имеют универсальное назначение. Они будут уместны при оформлении материалов к уроку, внеклассному, общешкольному мероприятиям. Цель: создание универсального фона для презентации. Задача: оказать помощь в дизайне материала, предоставить варианты оформления шаблонов. В архиве находится 3 шаблона, отличающихся оформлением слайдов «титульный лист», «заголовок раздела», «два объекта», «сравнение», «только заголовок», «пустой слайд», «объект с подписью», «рисунок с подписью», «заголовок и вертикальный текст», «вертикальный заголовок и текст», объединённых общей темой «Осенняя рамка» В каждом шаблоне несколько вариантов оформления слайдов, большинство слайдов имеют большую площадь для размещения информации. Многообразие вариантов слайдов позволяет варьировать композицию презентации по своему усмотрению. Ресурс может быть использован при создании презентации по назначению. Неограниченная бесплатная загрука материала Широкоформатные универсальные шаблоны «Осенняя рамка» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе Времена года, Погода. |
Сочинения на тему «Осень» 🍂🍃 (8 Примеров) по классам
Школьные сочинения на тему «Осень» / «Наступила осени». Приведенные ниже тексты служат лишь в качестве примера.
«Осень» — сочинение
Прекрасная и чудесная пора – осень. Она дарит последние теплые дни в году, окрашивает все вокруг в удивительные и сказочные цвета. Мы идем в школу, где нам предстоит получить новые знания и встретить старых друзей. Я очень люблю осень, ведь она всегда дарит новые впечатления и приключения.
Три осенних месяца совершенно не похожи друг на друга. Сентябрь – теплый и красивый, октябрь – прохладный и дождливый, а ноябрь – морозный и холодный. Но все они несут нам что-то новое. Мне нравится каждый из них по-своему. Именно осень дарит нам бабье лето и проливные грозы, первые морозы и последнюю теплоту.
Осенью природа готовится к зимнему отдыху. Лесные жители запасаются провизией, а деревья сбрасывают листья. Люди убирают урожай с полей и огородов. Осень очень богата на различные дары природы. Спелые яблоки и груши, большие тыквы и вкусная морковь, полезные орехи. Все это дарит нам эта пора года. Очень часто осень называют богатой и щедрой. Солнце еще согревает землю, а проливные дожди умывают деревья и цветы.
Я люблю ходить по опавшим листьям, собирать каштаны и гулять по осеннему лесу. Мне иногда кажется, что когда приходит осень, то к нам в двери стучится сказка. И вот уже деревья оживают и собираются на осенний бал. Все они в пышных и нарядных платьях. А листья кружатся и летят на землю плавно и легко. Цветы устраивают свои балы. Каждое растение ждет зимы и наслаждается последними днями солнечного тепла.
Конец осени приходит в ноябре. На землю летят первые снежинки, а воздух становится морозным и холодным. Вся природа встречает зиму. С грустью я буду вспоминать паутинки бабьего лета, букет из пожелтевших листьев и осенние праздники в школе. Но осень приходит каждый год. Снова дарит нам свое великолепие и красоту. И все люди с нетерпением ждут эту пору урожаев и веселья.
Источник
Осенние рамки для фотошопа
Золотая осень играет всеми оттенками красного, желтого и оранжевого. Кленовые листья обрамляют фотографии, передавая легкую грусть осенней поры.
Как приятно в фоторамки разместить портреты членов семьи и кадры загородной жизни в осенний период.
Коллаж для любителей флористики. Ноготки, виолы, первоцветы в сочетании с зеленой листвой, деревянными обрамлениями снимков и шарообразной формы куста буксуса на заднем плане.
Темно-зеленые, желтые, оранжевые, красные и даже коричневые листья клена, дуба, тополя и акации, собранные в гербарий для украшения строгой коричневой рамки.
Оригинальный коллаж с вечерним парком. Горит старинный фонарь, с деревьев опадают зеленые, желтые и красные осенние листья, а белочка и иволга угощаются фруктами. Прямо философская тема.
Бабочка и синица. Строгая серая тканевая виньетка, украшенна алыми розами, цветами алиниума и ромашками.
Шаблон для фотошопа на три фото из различных фоторамок, овальных и прямоугольных, украшенных сиреневыми цветами, капельками росы и золотым ключиком. Стильная осенняя картинка позволит создать необычный коллаж.
Темно-зеленый клетчатый фон, тонкие плетеные оправы для фотоснимков, атласные ленты, разнообразные дары флоры и подковы на счастье.
Квадратное дерево — здесь можно вставить не только свои осенние снимки, но и фотки своих любимых школьников, постигающих древо знаний.
Стильные рамочки с композициями сухих цветов бессмертника, праздничными ленточками и массивной рамой от картины несут особый смысл, символизируя вечные ценности и дорогие сердцу воспоминания, – те, что хочется сохранить навсегда.
Своеобразное цветовое сочетание бежевого, белого и лилового с зеленой веткой плюща, цветами жасмина и маленькой розочкой.
Нежнейшая виньетка для любимой дамы: юной девы, мамы или сестры. Жемчуг, лепестки роз, букетик первоцветов возле классической вазочки и нежно-розовый тон — все говорит о теплых чувствах.
Осенний дизайн для оформления первых школьных фотографий. Доска, украшенная еще пока зелененькими, но уже желтеющими листиками и травка по которой так хочется побегать, ну, и, конечно же, цветы.
Похожие рамки
Вязаное, блестящее, кружевное: что носить этой осенью и зимой — все главные тренды сезона
Поэтому знакомимся сегодня с главными осенними трендами и выбираем, какую вещь точно стоит надеть в этом сезоне. К тому же (спойлер) все это вполне пригодно не только для глянцевых страниц и тиктоков, но и для реальной жизни. Ведь ценить комфорт, в том числе и в одежде, пандемия нас тоже научила.
1.Блестящие вещи
О том, что в истории общественные процессы влияли на моду, мы слышали неоднократно. Ну а теперь и сами стали свидетелями этого процесса. Постпандемийная эпоха и возвращение моды нулевых сошлись во времени — желание проживать каждый день как праздник нашло идеального союзника в гламурном стиле, и поэтому на подиумах мы видели гипертрофированные объемы блесток, пайеток и страз даже во вполне повседневных образах.
GivenchyAlberta FerrettiDolce & GabbanaGiorgio Armani
В общем, чтобы нарядиться, теперь действительно не стоит ждать особого повода. Хорошая новость для любителей минимализма — гнаться за пестротой тут можно, но не обязательно. Черный — один из главных цветов сезона, так что черные пайетки или серебристые кристаллы на черной базе вполне приветствуются.
LoewePrabal GurungМолли Симс в Carolina HerreraСара Полсон в Alexandre Vauthier
Алекса Чанг в Victoria Beckham
2.Стиль après-ski
Коронавирус пришел к нам в разгар зимнего сезона, накрыл в первую очередь горнолыжные курорты Европы и вынудил всех прервать расслабленный отдых. Наверстывать недополученные дни на террасах après-ski дизайнеры рекомендуют за счет модных образов уже этой осенью. В тренде характерные свитера с разноцветными узорами и вышивкой.
ChanelVivienne WestwoodJunya WatanabeBalenciagaRag & Bone
3.Вязаные вещи
Без вязаных вещей пережить холодный сезон и так трудно — ждать особых указаний от инфлюенсеров и дизайнеров, чтобы утеплиться, не надо. Но при выборе фасонов в этом сезоне стоит выйти за рамки привычных свитеров и обратить внимание в первую очередь на жилетки, кардиганы, а также вязаные платья и костюмы.
Последние уже заполонили инстаграм — правда, в миниатюрной версии, которую явил миру Симон Порт Жакмюс. В целом же кардиганы на одной пуговице или застежке сверхновым дизайнерским изобретением не являются: такие были и в коллекции Gucci еще при Томе Форде, и в весенне-летней коллекции Versace этого года. Но тем лучше для нас — на поиск нужной модели можно отправляться в винтажные магазины или основательно порыться в собственном шкафу. Носить их на голое тело тоже необязательно — кардиганы отлично сочетаются с платьями, боди и джинсами или блузой.
Жилетки тоже лучше поискать в винтажных магазинах — легкая старомодность тут только на пользу. Особое внимание ярким расцветкам, контрастным кантам и узорам. Выбирать можно как сидящие по фигуре, так и модели оверсайз.
Molly GoddardJacquemusFendiJonathan SimkhaiAltuzarraCoach
Оливия Уэлш в RetrouvaíДуа Липа в Urte Kat
Розалия
Леони Ханне в JacquemusКаролин Даур
4.Кружева и шелк
Не самый очевидный тренд для осенне-зимнего сезона, но факт остается фактом — во многих коллекциях можно было увидеть кружево и в качестве основного материала, в качестве декоративного. Многие дизайнеры играли на контрасте фактур, например, делая из кружева вставки в свитерах. Вместе с кружевами во многие коллекции пришли и шелковые топы и платья в бельевом стиле.
Gucci
FendiMiu MiuCoachKwaidan EditionsKhaite
Анна Делло Руссо в Ermanno Scervino
Джорджина Родригес в Ermanno Scervino
Леди ГагаЖанна Дамас
5.Смесь принтов
Этим летом мы уже поняли, что все бежевые и пастельные вещи можно убрать подальше: доставать их пока по-прежнему рано. Упоение яркими цветами продолжается, так что и вместо бежевого тренча лучше надеть яркое пальто. На пике моды и смешение различных пестрых принтов с акцентом на абстрактные узоры. Здесь стоит присмотреться к вязаным вещам, например, свитерам и пончо, джинсовой одежде в стиле пэчворк, костюмам с принтами.
MoschinoPradaVictoria BeckhamColvilleDiorLouis Vuitton
Хайди Клум в Dolce & GabbanaОливия Родриго в платье H&M и свитере Raf Simons
6.Яркие пуховики
Мода на пуховики вновь набирает обороты. Причем забудьте о простых моделях мрачных оттенков, к которым привыкли городские жители.
Яркие и дерзкие цвета, анималистичные принты, аппликации, необычный крой — все это пришло на смену классическим черным пуховикам, которые мы носили. Ну а если он и будет черным, то обязательно бархатным, как у Tom Ford. Пуховики этой осенью и зимой созданы, чтобы привлекать внимание!
Miu MiuTom FordDolce & GabbanaRoberto CavalliOttolinger
Олег Костин: «Ощущение свободы нельзя сравнить ни с какими статусами и должностями»
Этот человек одинаково востребован сильными мира сегои простыми смертными. Его рабочий день начинается рано и заканчивается заполночь, потому как сфера деятельности не терпит передышек и даже малейшей расслабленности. Жизнь, защищаемая от смерти, — это как раз его тема.
Мы в гостях у министра здравоохранения области Олега Костина.
— Олег Николаевич, каково вам, в прошлом главному врачу крупной больницы, без малого два года работается в новом статусе?
— Правда в том, что я ни одного дня не работал, как исключительно только министр здравоохранения области. Обстоятельства сложились так, что я сразу же оказался перед необходимостью взять на себя совсем другие, куда более жёсткие полномочия. Участие в руководстве центральным штабом нашей области по борьбе с пандемией — вот что такое моя работа весь этот период. А это качественно другие задачи и сам ритм жизни.
— Осень прошлого года стала тяжёлым периодом для Саратова. Многие больные часами ждали машин скорой помощи. Как изменилась ситуация на сегодняшний день?
— У нас прибавилось сорок машин скорой помощи. В условиях, когда требуется госпитализация, это реальное улучшение ситуации.
— Но коронавирусная статистика по-прежнему не радует.
— У нас гораздо более возрастной регион, чем у многих наших соседей. Это многое определяет в сфере здравоохранения.
Коронавирус — это чрезвычайно много вопросов, но врачи за прошедший период многому научились и работают самоотверженно. И средства, и силы тратятся на борьбу колоссальные, тот же кислород льётся сутками и спасает многие жизни. Но болезнь коварная, потому что три самых тяжких последствия коронавируса — это глубокая депрессия, сильная слабость и проблемы со свёртываемостью крови, которые приводят к тромбозам, а следовательно — инфарктам.
— Олег Николаевич, мир после 2020 года стал иным?
— Мне представляется, что все мы ещё не осознали, что произошло и происходит в эти месяцы и дни. Люди различных рас, социальных уровней жизни, возрастов оказались вдруг одинаково уязвимы перед лицом этой угрозы. Нам всем словно дали понять — люди не всемогущие и уж абсолютно точно не хозяева на этом свете.
Пандемия словно сформулировала главную мысль современности: мир живёт совсем не так, как он должен жить.
— Существует версия, что вирус — дело рук человеческих. Как вы относитесь к такой версии?
— Коронавирус, при всей его таинственности, не такая уж новинка в нашем мире. Образно говоря, СПИД — его «родственник». Тот же свиной грипп — ещё одна его «родня». Но тогда, когда выявлялись упомянутые болезни, мир не закрывался так, как сейчас. И столько смертей тоже не было. Ощущение, что мы дошли до некоего пика.
У меня есть понимание — не чиновника, не врача, просто человека, что все мы, каждый из нас в чём-то виновны, раз грянула эта болезнь. Только потребляя, только обирая, нельзя быть счастливыми. Столько умов бьются над природой жестокой болезни. Что её спровоцировало? На что она является реакцией? Кто знает, может, этот вирус — ответ на вырубку лесов, на дичайшую экологию, на массовые злобу и отчаянье.
Чтобы в глобальном смысле этого слова спастись, необходимо меняться.
— Давайте поговорим о ваших литературных пристрастиях. Лучшая лично для вас книга о врачах с самым живым героем, в которого веришь?
— «Сердце хирурга» Фёдора Углова.
— Это не она случайно подвигла вас выбрать вуз?
— Нет, выбором профессии я обязан Амосову и журналу «Наука и жизнь». Именно в нём печатали заметки выдающегося врача про хирургию. Я мечтал стать биологом, но после того, как прочитал Амосова, меня словно переключили. Родилась мечта.
— Вернёмся в вашу юность и вспомним, каким вы были студентом?
— Я был хорошим студентом. Иногда даже от «четвёрок» отказывался, чтобы пересдать на «пятёрку».
— Получалось?
— Конечно. Мне повезло с учителями. СГМУ — очень мощный вуз! А я — счастливый человек, потому что учился у людей, масштабу которых не перестаю удивляться и сейчас. Константин Иванович Мышкин, Галина Николаевна Захарова, Николай Романович Иванов, бывший ректор вуза. Какие они все умницы! Эрудиция и высочайшие нравственные качества…
— Студенты сегодняшнего времени сильно отличаются от студентов времён вашей молодости?
— И да, и нет одновременно. Если только в бытовом отношении сильно отличаемся. Я вот снимал жильё и одно время спал на печке, где и учил анатомию.
Сегодняшние семнадцатилетние, думаю, в большинстве своём не поймут такого быта. Где-то на втором или третьем курсе я уже подрабатывал санитаром. И они подрабатывают санитарами. Хочу сразу пояснить: делается это не только ради дополнительного заработка, но и для того, чтобы как можно скорее войти в профессию. И вот это — главный объединяющий фактор. А печка или смартфон — уже вторично.
— В вашей жизни есть человек, дружба с которым родилась ещё в вузовскую пору?
— У меня есть очень близкий мне человек, одногруппник, дружбой с которым я горжусь. Это Игорь Евгеньевич Хатьков. Главный онколог Москвы, директор крупного института, большой учёный. Но дело не только в его научном масштабе. Он ещё и просто невероятный, уникальный человек по своим душевным качествам. В своё время он спас от верной смерти на теплоходе «Нахимов» семнадцать человек и никому ничего не сказал. Мы, его друзья, узнали об этом, только когда прочитали президентский приказ о его награждении.
— Ситуация в профессиональной жизни, которая согревает вам душу?
— У нас очень хорошо оснащается онкологический диспансер. Цифровая радиология и томография позволяют серьёзно помогать людям с этим сложным диагнозом.
— Сколько примерно абонентов в вашем телефоне?
— Около трёх тысяч. Но это не потому, что я министр, а потому что я уже довольно долго живу на свете.
— Вы выключаете телефон на ночь?
— Нет. Не имею на это права.
— Город, в который вам хотелось бы чаще возвращаться?
— Из российских городов это Санкт-Петербург, тем более что мои жена и сын живут там.
— Значит, вы живёте на два города.
— Это они живут на два города, а я живу и работаю в Саратове.
— Как вы познакомились с вашей супругой?
— Она была на операционном столе.
— Пленить доктора на операционном столе — это почти романная история… Вот я вам сейчас и вопрос вполне романный задам: музыка, радующая вашу душу?
— Таковой нет. Мне некогда слушать что-то долго. К тому же я, наверное, предпочитаю слова нотам. Книги — музыке.
— А соцсети вам не чужды?
— Совсем нет. Я даже выставляю иногда в Инстаграмме личные фотографии, за что иногда «огребаю» по полной. Мол, вон Костин в подсолнухах опять бродит, лучше бы больше своим делом занимался. Критикам невдомёк, что человек не может 24 часа в день отдавать работе.
— Нарисуйте в образах облик жизни, любви и смерти?
— Жизнь — это капля чистой воды, быстротечная, красивая, прозрачная, уязвимая. Разбивающаяся об асфальт или просто высыхающая.
Образ любой любви — это рассвет и закат. А образ смерти — это Млечный Путь. Почему — не знаю. Так вообразилось.
— Если бы у вас была возможность попросить Бога воскресить трёх человек на Земле, кто это был бы?
— Прежде всего мама. Они с отцом попали в аварию, когда он купил машину. Мама погибла на месте, а папу удалось спасти. Ему сделали операцию в той самой больнице, где я тогда работал. Сейчас отцу за восемьдесят, он в серьёзных летах, но, по счастью, в здравии.
У меня сестра умерла в этом году. От ковида. Сорок лет. И мне ничего не сказали про эту болезнь. И потому я не могу не винить себя за то, что мог бы помочь, но не сложилось.
Друзей много уже за свою жизнь похоронил. Всех жалко. Не знаю, кого ещё назвать. Это вообще-то страшная тема.
— Что вы поняли о жизни к сегодняшнему времени?
— Что она бесценна. И что она никому в целом мире, кроме тебя самого и нескольких твоих самых близких людей, не нужна.
Представляете, сколько людей погибает в мире каждый час, каждый миг. И со смертью каждого человека, с его индивидуальностью и единственностью рушатся целые миры. А жизнь в глобальном смысле этого слова продолжается.
— Вы сами часто обращаетесь к врачам?
— Я их, то есть нас, побаиваюсь. А если серьёзно, стараюсь не болеть.
— Боже, какая красота! Когда вы в последний раз восклицали эти слова?
— Каждый день, когда открываю дверь дома, и меня встречают мои красавцы — Ватсон и Пуфик, кот и собака.
— Как по-вашему, врачи в большинстве своём атеисты или верующие?
— Врачи — народ хитроумный. Когда надо — атеисты, когда надо верующие. Если же отвечать на этот вопрос философски, то врачи, как и все люди на свете, индивидуальны.
— Вас когда-нибудь предавали?
— Бывало.
— Вы прощали?
— Простить — значит заново подружиться. В этом смысле я предательства не прощаю. Но злобы и обиды не держу, я этого не умею. Просто беру и отпускаю от себя мысли о таком человеке.
— Как вы отличаете лесть от комплимента?
— По глазам. Это очень просто.
— Существует мнение, что облик городов и их силу определяют реки. Что для вас Волга?
— Волга — это река, на которой я когда-то обкатывал свой первый катер, ловил первых больших рыб, встречался с друзьями. Для любого, живущего здесь, Волга — огромная часть жизни. На Волге есть живописнейшие уголки. Серебряная вода, чистый песок и безоблачное небо, просматривающееся через воду. В одном их таких мест у меня состоялся интересный дайвинг!
— Считается, что для дайвинга хорошо Красное море…
— Красное море для дайвингиста — как ванночка. Для этого увлечения существуют океаны. Австралия, Филиппины, Таиланд. Лично мне нравится и дайвинг в Таиланде, и сам Таиланд, его джунгли, природа.
— Но Волга ведь не может равняться с океаном по ощущениям во время дайвинга?!
— Волга — это Волга. Нельзя недооценивать великую реку. Однажды нырнул, опустился на идеальный волжский песок и… уснул. Очнулся от треньканья моих часов. В баллоне остался минимум кислорода, а мне предстояло ещё преодолеть весьма приличное расстояние. Эта история могла бы закончиться трагически для меня — я забыл о собственной безопасности, чего никогда и никому нельзя допускать.
— Слабости, которые вы себе позволяете?
— Я нормальный человек и поэтому позволяю себе все нормальные человеческие слабости.
— Расскажите, пожалуйста, о пережитых вами состояниях счастья.
— Я работал хирургом в Третьей советской больнице и был молодым. Я помню это состояние, когда операции завершались, и я шёл в душ, мылся в кабинке, а потом выходил на улицу. И улица пахла как-то совершенно по-особенному — свободой и счастьем. Потому что я сам был молод, а впереди было ещё много часов моей абсолютной свободы. И было понимание: моя работа только что реально помогла человеку. И будет помогать людям впредь. Я понимал, что был нужен своим пациентам и приносил пользу.
И ощущение той свободы нельзя сравнить ни с чем — ни с какими статусами, должностями, преференциями.
И этой свободой может обеспечить медицина. Хирургия — одна из самых востребованных и престижных профессий в мире. Если иметь к ней талант и тяготение, трудоспособность и амбиции, если растить в своих руках дело, можно стать востребованным профи в любой точке земного шара.
— Что вас вдохновляет?
— Красота. Во всех её обликах. Природы, людей, жизни. Я люблю фотографировать красоту. Раньше печатал снимки, обрамлял в рамки. Теперь они живут преимущественно «в цифре». В компьютерных файлах. Потому что печать, даже самая хорошая, не способна передать всех цветов и оттенков нашего мира. Мы живём на очень красивой планете. Просто, к сожалению, редко про это вспоминаем.
Выставку-ярмарку фестиваля «Город-сад» в Воронеже расширят в 2021 году. Последние свежие новости Воронежа и области
В 2021 году будет расширена выставка-ярмарка международного фестиваля садов и цветов «Город-сад», которая пройдет в воронежском Центральном парке с 10 по 12 сентября. Ее разместят не только на месте парковки, но и там, где располагается лазертаг. Также гостей форума ждет традиционная экспозиция «Сено-солома» и некий ландшафтный сюрприз. Об этом рассказала руководитель регионального департамента природных ресурсов и экологии Наталья Ветер.
– Мы откроем дополнительные входы: традиционный – с улицы Ипподромной, а также с улицы Танкиста Серебрякова, где специально поставим шлагбаум и рамки с металлоискателями. Это позволит выстроить организованные маршруты по территории фестиваля, как по музею, и поддерживать нужную социальную дистанцию. Сами экспозиции и фотозоны будут разнесены по парку так, чтобы не создавать очагов скопления людей. Все эти меры призваны максимально снизить риск распространения новой коронавирусной инфекции, – сообщила руководитель департамента.
Устроители уточнили, что во время фестиваля в парке будет действовать контроль пропускного режима – у гостей будут измерять температуру. Помимо этого, в перечне антикоронавирусных мер: контроль соблюдения масочного режима и социальной дистанции, проведение дезинфекции и подготовка санитайзеров для всех посетителей.
В департаменте экологии также отметили, что фестиваль «Город-сад» завершил прием заявок от участников. Всего от ландшафтных дизайнеров, флористов, предприятий и воронежских организаций их поступило в общей сложности 160 штук. Сейчас подрядчик, выбранный для проведения форума, занимается изготовлением конструкций и закупкой материалов. По контракту все работы должны завершиться накануне открытия фестиваля – до 18:00 четверга, 9 сентября.
XI Международный фестиваль садов и цветов «Город-сад» в Воронеже посвятят году науки и технологий. Для проведения форума и празднования Дня города (12 сентября) в Воронеже прорабатывают единые санитарные правила проведения крупных массовых мероприятий.
В 2020 году фестиваль перенесли в онлайн из-за непростой эпидобстановки. На интернет-площадке представили ландшафтные и флористические проекты, состоялись мастер-классы и творческие встречи. В конце сентября в Новой Усмани под Воронежем прошла выставка-ярмарка сельскохозяйственных и ландшафтных достижений.
– После прошлогоднего строгого запрета на массовые мероприятия задумка вернуться к привычному формату требует особого подхода к реализации. Главная задача – обеспечить неукоснительное соблюдение каждым участником санитарных правил и мер личной безопасности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, – ранее подчеркнула глава экологического департамента Наталья Ветер.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
«Эйнштейн был потрясен». Сталинская премия и сталинские лагеря изобретателя Льва Термена
125 лет назад родился Лев Термен – гениальный русский изобретатель, физик-акустик и музыкант, лауреат Сталинской премии и жертва сталинских репрессий. Он создал первый в мире концертный электромузыкальный инструмент и учил играть на нем Ленина. Изобрел прототип телевизора и показывал Ворошилову, как им пользоваться. Вошел в клуб миллионеров в США и встречался с Фордом и Рокфеллером. Разрабатывал системы безопасности для Форт-Нокса, Синг-Синга и Алькатраса. Став колымским зэком, придумал, как облегчить труд заключенных. В бериевских «шарашках» работал с Сергеем Королевым и создал «прослушку», которая много лет передавала информацию из посольства США. Невероятная судьба Льва Термена – в материале Сибирь.Реалии.
«Музыкальный трактор, идущий на смену сохе»
«Не более и не менее» – такой девиз начертан на гербе старинного французского дворянского рода Терменов.
– Родословная нашей семьи начинается во Франции в 1525 году, – рассказывает Петр Термен, правнук Льва Термена. – Один из членов семьи был убит во время Варфоломеевской ночи, он был близок к лидеру французских гугенотов, адмиралу Колиньи. В конце XVIII века два брата Пьер Этьен и Франсуа Клод – ювелир и эмальер – приехали в Россию, их работы хранятся в Эрмитаже и Лувре. Среди заказов, исполненных братьями, были посмертные короны для Екатерины Великой и Петра III, заказанные Павлом I, а позднее и корона для самого Павла I, возложенная на него Александром I. В числе работ братьев Термен – скипетр, корона и сабля для царя Грузинского и Карталинского Георгия. Через некоторое время братья вернулись в Европу, а в Санкт-Петербург приехал сын Франсуа Клода Жозеф Франсуа Термен – с него и началась русская ветвь семьи Термен.
Лев Термен родился 28 августа 1896 года в семье действительного статского советника, юриста по земельным вопросам Сергея Эмильевича Термена. В три года он научился читать, его увлекала энциклопедия Брокгауза и Эфрона, хранившаяся в кабинете отца.
Из воспоминаний Льва Термена:
«Отец дал мне некоторые инструменты, которыми можно было сделать всякие вещи. Даже маленькая пила такая, отвертка… У нас были большие старые часы, которые плохо работали, я мог часы эти починить. Ну, это было, когда я был большой, уже когда мне стало шесть лет, я уже такой работой мог заниматься».
Поступив в гимназию, Лев Термен увлекся физикой и проводил опыты с высокочастотными токами, оптическими приборами и магнитными полями. От матери Евгении Антоновны сын унаследовал любовь к музыке. Еще не окончив гимназию, Термен поступил в Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Чуть позже – на физико-математический факультет Петроградского университета. Однако закончить обучение не успел – началась Первая мировая.
– После третьего курса Лев Термен был призван в армию и направлен на обучение сначала в Николаевское военно-инженерное училище, затем в Высшую офицерскую электротехническую школу. После курса ускоренного обучения в 1916 году ему было присвоено звание военного радиоинженера, – рассказывает Наталья Термен, дочь Льва Термена. – Осень 1917 года он встретил младшим офицером запасного электротехнического батальона, обслуживавшего Царскосельскую радиостанцию под Петроградом, самую мощную в стране.
Лев Термен, 1920-еПосле Октябрьской революции Термен сменил офицерский мундир на форму красноармейца. Его перевели в Москву и назначили заместителем начальника новой Военно-радиотехнической лаборатории.
– Получив на испытания поворотную пеленгаторную рамку французского производства, Термен собрал для нее ламповый приемник и начал проводить опыты по обнаружению в эфире работающих радиостанций. Его внимание привлекли исходящие из приемника странные звуки, частота и тембр которых менялись в зависимости от ориентации рук относительно рамки. И тогда он вспомнил свою детскую идею – создать электромузыкальный инструмент, – говорит Валерий Самохин, кандидат технических наук, доцент МГТУ им. Баумана.
«Я сделал сильный приемопередатчик, и вдруг получилась слишком большая обратная связь, сильное звуковое взаимодействие. И оказалось, что, когда изменяется емкость на расстоянии движущейся руки, происходит и изменение высоты звука. Я сразу попробовал на этом звуке сыграть рукой. Это и был момент изобретения».
В 1919 году Термен вернулся в Петроград – его назначили начальником Царскосельской радиостанции, где он раньше служил. С наступлением войск Юденича все оборудование станции демонтировали и отправили на восток. А 18 октября 1919 года Термен собственноручно взорвал все 120-метровые мачты и с последним поездом отбыл в Петроград.
В 1920 году будущий «отец советской физики» Абрам Иоффе пригласил Термена на работу к себе, в Физико-технический институт. Одной из разработок Термена стало устройство, подававшее звуковой сигнал при приближении человека к предмету, на котором оно было установлено. Эту охранную сигнализацию автор назвал «Электронный страж». Однако куда больше его занимало совершенствование созданного им музыкального инструмента.
– Именно с терменвокса принято отсчитывать историю электронной музыки во всем мире. Ведь это первый концертный электромузыкальный инструмент. И до сих пор – единственный, не требующий при игре прямого физического контакта, – поясняет Петр Термен. – Между звуком и исполнителем нет ничего лишнего, музыка рождается без механических посредников – клавиш или струн. Это абсолютно новый тип звукоизвлечения. Терменвоксу уже исполнилось сто лет, но он до сих пор воспринимается как нечто инновационное. Работая со звуком напрямую, исполнитель становится частью музыки, создавая ее движениями рук в воздухе.
Первоначально Термен назвал новый инструмент «эфиротоном».
В ноябре 1920 года Термен дал первый концерт перед участниками кружка им. Кирпичева в Политехническом институте, а 5 октября 1921 года выступил в Москве на Восьмом всероссийском электротехническом съезде, где был принят план ГОЭРЛО. Газеты писали: «Изобретение Термена – музыкальный трактор, идущий на смену сохе», а сам инструмент окрестили «терменвоксом» – «Голосом Термена».
Афиша выступления Льва Термена, 1927Об «электрическом концерте» рассказали Ленину, он захотел познакомиться с новинкой. Термену посоветовали заодно представить вождю и «электронного стража».
«Сигнализацию я придумал показать так: присоединили охранную систему к большой вазе с цветком. Подойдешь к вазе на расстояние около метра – раздается громкий звонок. … Я очень волновался. … Боялся я Ленина напрасно: он оказался очень симпатичным человеком, который отнесся ко мне как к сыну. Сказал: «Ну, покажите ваши вещи!» Я … попросил, чтобы включили емкость и кто-нибудь подошел к вазе. Сигнал получился. Все зааплодировали. В это время один из военных говорит, что все это совершенно неправильно. Ленин спросил: «Почему ж неправильно?» А военный взял шапку теплую, надел ее на голову, обернул руку и ногу шубой и на корточках стал медленно подползать к моей сигнализации. Оказалось все же, что сигнал снова получился. Все опять зааплодировали. После этого я стал играть. … После «Жаворонка» Глинки …, которого я сыграл с Фотиевой (секретарь Ленина. – Прим. СР), ему захотелось попробовать самому. Он подошел к инструменту, я встал сзади, взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад, и «в четыре руки», мы сыграли «Жаворонка».
По словам Термена, у Ленина оказался отличный слух, и он был счастлив, когда сумел самостоятельно доиграть «Жаворонка» до конца. В завершение встречи Ленин посоветовал Термену вступить в партию и предложил показать новый инструмент трудовому народу по всей стране. С этой целью он распорядился выдать изобретателю мандат, дававший право бесплатного проезда по всем железным дорогам России.
Востребована оказалась и сигнализация Термена – ее установили сначала в Скифском зале Эрмитаже, а затем в Госбанке и Гохране РСФСР.
«Через несколько лет я восстановлю Ленина!»
В 1921 году Лев Термен женился на Екатерине Константиновой, сестре друга, с которым они вместе служили на радиостанции в Царском селе.
В те же годы Лев Термен оказался у истоков советской крионики. Он штудировал работы по исследованию клеток животных, замороженных в вечной мерзлоте, и размышлял, что будет с телами людей, если попробовать сохранить их тем же способом. Начал проводить опыты на животных, которые показали – при медленной заморозке их можно вернуть к жизни. И как раз после первых успешных опытов пришло известие о смерти Ленина.
«Как только я узнал об этом, то принял решение: Ленина надо похоронить в мерзлоте, а через несколько лет я его восстановлю! … У меня был надежный помощник, которого я послал в Горки, чтобы выяснить, как все это оформить. Он вернулся очень скоро: сделать уж было ничего нельзя, слишком поздно. Оказалось, что мозг и сердце Ленина доктора уже извлекли, поместили в банку, залили спиртом и таким образом убили все клетки. Я был сильно огорчен. Мне казалось, что, заполучив тело Ленина, мы, на том уровне науки, смогли бы разобраться, в чем дефект того или иного органа человеческого тела. Я был готов к этому».
Термен мечтал о создании лаборатории, которая исследовала бы возможность оживления клеток. Однако эта идея не нашла поддержки у Иоффе.
– Он рекомендовал Термену завершить свое высшее образование, прерванное в 1916 году войной, а для дипломной работы выбрать тему электрического дальновидения, – поясняет Валерий Самохин. – Термен воспринял предложение с воодушевлением, поскольку уже несколько лет интересовался дальновидением.
«Моя работа в институте по телевидению продвигалась успешно. Я уже получил движущееся изображение, передаваемое на большой экран из одной комнаты в другую соединительными проводами, эквивалентными расстоянию 200 км… Испытания всего комплекса устройства начались в 1925 году. Посредством чересстрочной развертки 64 строк можно было на полутораметровом экране проецировать как профиль, так и фас лица человека, говорящего по телефону, а также движения его рук!
… Защита моего диплома на физико-механическом факультете Политехнического института происходила в июне 1926 года. Воспроизводящий аппарат был установлен в большой физической аудитории Политехникума с полутораметровым экраном».
Возможность наблюдать за тем, что происходит в соседнем помещении, произвела огромное впечатление на аудиторию.
Вскоре Термена вызвали в Совет по труду и обороне (СТО), где предложили создать установку дальновидения для охраны государственных границ. Она должна была работать при дневном свете, иметь достаточное разрешение для идентификации лиц и позволять следить за движениями объекта.
К 1927 году Термен создал портативную установку, соответствующую поставленным задачам. Более того, ему удалось добиться рекордного на тот момент разрешения в 100 строк. Комиссию по приемке проекта возглавил нарком Клим Ворошилов. Аппаратуру установили во дворе Наркомата обороны на Арбате, и приглашенные на показ Буденный, Орджоникидзе и Тухачевский с удивлением наблюдали за перемещениями людей снаружи из кабинета.
«Через некоторое время было мною выяснено, что устройством очень интересуется заведующий военной частью Советского Союза и что очень хорошо применить мой инструмент для охраны границ. Я был приглашен комиссаром военной части туда и сделал такой инструмент для военных целей. Я получил большую премию за это. Для Ворошилова все это показывал. И он сказал, что это все хорошо и очень важно для охранных целей – видеть, если кто переходит границу, но мою работу нужно засекретить. И действительно моя работа была засекречена».
Изобретения Термена оказались востребованы и за рубежом.
«… в начале июля 1927 года Абрам Федорович предложил мне поехать в длительную, около года, командировку от Физикотехнического института в качестве научного работника для ознакомления с новыми зарубежными разработками… Почти одновременно Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) предложило мне продемонстрировать терменвокс на Всемирной музыкальной выставке в Германии, во Франкфурте-на-Майне».
Симфонический оркестр электромузыкальных инструментов ТерменаЖену Екатерину за границу не выпустили – она стала «страховкой» от эмиграции мужа.
26 сентября 1927 года состоялся первый официальный дебют Термена в знаменитом концертном «Зале Бехштейна» в Берлине. Присутствовавший на концерте Альберт Эйнштейн был потрясен, услышав «свободно вышедший из пространства звук», а в прессе не было конца восторженным отзывам. Концертное турне продолжилось в Гамбурге, Кельне, Дрездене… Вскоре Термен получил приглашение выступить в Альберт-холле в Лондоне. Французы настояли, чтобы перед отъездом в Великобританию он дал несколько концертов в Париже. Выступление 2 декабря в Гранд-опера стало настоящим триумфом. Впервые в истории парижской оперы продавались билеты на стоячие места в ложах, а наплыв людей был так велик, что пришлось вызвать полицию, чтобы обеспечить порядок.
Американская публика тоже захотела услышать чудо-инструмент, и Термену оформили визу в США.
«Вести были, что может быть объявлена война»
14 декабря 1927 года Термен отплыл на лайнере «Мажестик» в Нью-Йорк. Вместе с изобретателем терменвокса отправились в турне и несколько знаменитых музыкантов. Когда «Маджестик» дошел до Нью-Йорка, на причале уже ждали репортеры.
Из интервью Льва Термена корреспонденту NewYorkTimes от 22 декабря 1927года:
«Кроме терменвокса я привез с собой охранные устройства; прибор, позволяющий устанавливать звуковую связь между землей и летящим самолетом; устройство, которое воспроизводит и усиливает звуки, идущие из недр Земли».
Первый концерт Термена в Америке состоялся 24 января 1928 года в Большом бальном зале отеля «Плаза» в Нью-Йорке. Среди приглашенных были композитор Сергей Рахманинов и дирижер Артуро Тосканини. «Знаменитые музыканты, которые слушали концерт с величайшим вниманием и серьезностью, были едины в оценке этого инструмента как великого достижения», – сообщила на следующий день New York Times.
После концерта в Карнеги-холле Термена захотела услышать вся Америка.
Изобретатель договорился о продлении срока пребывания США и о том, что к нему наконец-то сможет приехать жена, которой еще предстояло закончить образование.
«Жена моя… поступила в хороший медицинский институт, жила примерно в 50 километрах от Нью-Йорка, два раза в неделю приезжала ко мне. Около полугода все шло хорошо, а потом пришел ко мне молодой человек с немецким акцентом, с просьбой от него и от моей жены оформить развод с нею».
В американских коммунистических газетах Daily Worker и Daily Freiheit появились сообщения, что жена Льва Термена якобы связана с немецкими фашистами. Термен согласился на развод.
– Лев Термен выступал в самых престижных залах Америки – это не только Карнеги-холл,но и Метрополитен-опера. Были даже выступления на стадионе с симфоническим оркестром: один раз для американских коммунистов, второй концерт – для американской буржуазии. Терменвокс звучал по радио, и у Льва Термена появились первые ученики, которые вскоре начали пропагандировать терменвокс по всей Америке, – рассказывает Петр Термен.
12 марта 1929 года компания Radio Corporation of America подписала контракт на 100 000 долларов за двухгодичные эксклюзивные права на выпуск 2000 экземпляров терменвоксов по патентам Термена. Планировалось, что терменвокс станет самым популярным и распространенным музыкальным инструментом в Америке. Рекламные слоганы уверяли, что каждый может играть мелодии на терменвоксе – достаточно немного музыкального слуха и желания.
– Конечно, не все смогли сразу играть на терменвоксе сложные мелодии, но многие ученики Льва Термена буквально за несколько недель освоили базовые навыки и демонстрировали инструмент по всей стране в рамках рекламной кампании RCA, – продолжает рассказ Петр Термен. – Такие люди назывались «демонстраторами», чаще всего они играли популярные мелодии тех лет. Помимо терменвоксов для RCA, Лев Термен разработал профессиональные модели, ориентированные на музыкантов, серьезно работающих с терменвоксом. Среди своих учеников он всегда особенно выделял Люси Бигелоу Розен – она выступала в США и Европе вплоть до 1950-х годов, для нее написано много оригинальной музыки для терменвокса. А, пожалуй, самой амбициозной ученицей Льва Термена была скрипачка Клара Рокмор, которая на сегодняшний день считается единственным виртуозом в истории терменвокса.
Клара Рокмор и Терпситон 1932Термен входит в клуб миллионеров в США, встречается с Фордом и Рокфеллером. Он создает корпорацию Teletouch, которая занимается разработкой различных инновационных устройств – например, датчиков движения, первых в мире самооткрывающихся дверей, распахивающихся при приближении человека. А сигнализационные устройства от Teletouch были установлены по всей Америке, в том числе и в знаменитой тюрьме Алькатрас.
Термен арендует дом в центре Нью-Йорка на 99 лет, и его лаборатория становится центром притяжения для художников, изобретателей и музыкантов. Некоторое время в студии Льва Термена работал Альберт Эйнштейн, изучавший связи между геометрическими фигурами и музыкой.
– Тогда же Термен создал целый ряд новых музыкальных инструментов – например, клавишный синтезатор, электронную виолончель, ритмикон – первую в мире ритм-машину, которая считается прообразом драм-машин, появившихся спустя десятилетие. Ритмикон был создан в соавторстве и по заказу американского композитора-авангардиста Генри Кауэлла и является своего рода прообразом секвенсора. Из музыкальных инструментов, созданных Львом Терменом, формируется ансамбль «Электрио», а выступление «Электрического симфонического оркестра Термена» прошло даже в Карнеги-холле. Там же был впервые представлен «Терпситон» – музыкальная платформа, превращавшая в звук движения тела исполнителя. Эта идея до сих пор является одной из самых актуальных в современном медиаискусстве, – говорит Петр Термен. – Насколько мне известно, велась даже разработка устройства, способного передавать ощущения на расстояние с помощью электромагнитных полей – эта технология называлась Teletouch. Сегодня подобными разработками занимаются в Китае.
Лев Термен, 1930-е.В 1933 году между США и СССР были установлены дипломатические отношения. 24 апреля неподалеку от апартаментов Термена в Нью-Йорке открылось Советское консульство. Теперь он был под куда более строгим присмотром. И вскоре совершил шаг, который не мог вызвать одобрения Москвы.
Оформив развод с Екатериной, ставший первым разводом советской семьи в США, Термен женился на 20-летней мулатке Лавинии Уильямс, приме афроамериканского балета. В те годы из-за расистских предубеждений женитьба на мулатке закрыла перед Терменом двери многих домов в Нью-Йорке. Одно за другим федеральные и муниципальные ведомства разрывали контракты с Терменом. Возможно, потеря важных связей стала причиной, по которой изобретатель задумался о возвращении в СССР. Это решение он принял в 1938-м.
Лавиния хотела отправиться с мужем, но в последний момент ей отказали в выезде. Термен уехал, потому что его заверили: жена приедет следующим рейсом, максимум через 2 недели. Этого не случилось… Лавиния не знала, что произошло с Терменом на родине, почему он перестал писать. И лишь в конце 1940-х, потеряв надежду его отыскать, снова вышла замуж.
«Разного рода вести были, что может быть объявлена война. Особенно в фашистском направлении на Советский Союз. Я это почувствовал и решил, что, хотя я приношу пользу по музыке и по разным техническим сведениям, которые я даю, но это считаю недостаточным. Надо, чтобы я приехал в Советский Союз и сделал специально новые разработки в помощь нашей военной силе. Ну, я попросил. Меня наше ведомство уверило, что я сейчас занимаюсь в Америке очень полезной работой, что этого достаточно вполне для Советского Союза. Но я все-таки продолжал настаивать, настаивание мое продолжалось почти целый год. В конце концов в 38-м году мне было разрешено уехать».
«Одно из обвинений предполагало попытку убийства Кирова лучом из-за океана»
Лев Термен вернулся в Россию осенью 1938 года и обнаружил, что его приезд стал неожиданностью для всех.
– Лев Сергеевич привез в Россию три тонны оборудования, но не смог растаможить груз. Не смог он и найти хоть какую-то работу, – рассказывает Петр Термен. – Около полугода он пытался решить вопрос с привезенной аппаратурой и найти место для продолжения исследований. В один «прекрасный» день к нему приехали люди, которые отвезли его в Бутырскую тюрьму для дачи показаний. По словам Льва Сергеевича, его долго допрашивали «некомпетентные молодые люди». Одно из обвинений предполагало попытку убийства Кирова лучом из-за океана.
«Через некоторое время, до того, как меня назначить куда-нибудь, решили выяснить полностью вопросы, интересы, которыми я занимаюсь. Для этой цели меня посадили в тюрьму. И там был специальный человек, который допрашивал меня в течение примерно двух-трех недель по определенному списку, по разным вопросам, которые нужно было узнать. Когда кончился допрос, он меня поздравил, что все будет хорошо, что у него очень хорошее мнение поэтому, но что еще должен второй такой же его коллега провести допрос. Та же самая история была со вторым. Меня благодарили, сообщили, что все будет хорошо. После этого меня не освободили, а сказали, что сейчас вас со всеми посылают в Сибирь на работу».
15 августа 1939 года Термен за «участие в фашистской организации» был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.
– Большое счастье для всех нас, что Лев Термен выжил в этих очень тяжелых условиях. Насколько я знаю, его бригада возила тачки с мерзлым грунтом, и это были изнуряющие физические работы на холоде, в полуголодном состоянии, – продолжает рассказ Петр Термен. – Но даже в этой ситуации Лев Термен не потерял силу духа и предложил усовершенствование – специальный деревянный монорельс, который позволил их бригаде в несколько раз повысить производительность труда. Паек, соответственно, тоже увеличился.
Администрация лагеря заметила талантливого заключенного, изучила его анкету и поручила… организовать лагерный оркестр. Задача оказалась несложной – на Колымских рудниках отбывали срок музыканты лучших столичных оркестров. И всего после нескольких репетиций они уже смогли исполнить «Болеро» Равеля.
На Колыме Термен пробыл около года. Его перевели в закрытые лаборатории НКВД, известные как «шарашки».
– Благодаря Туполеву, Лев Термен оказывается в ЦКБ и возвращается к научной работе, – говорит Петр Термен. – Среди работ, которыми он занимался, было и создание беспилотных летательных аппаратов. Некоторое время ассистентом Льва Термена был Сергей Королев. Позже прадед тепло отзывался о знакомстве с Королевым, он произвел на него очень хорошее впечатление.
С началом войны «шарашку» эвакуировали в Омск, где Термен работал над ракетным проектом. Но затем за особые таланты в области радиотехники его перевели сначала в Свердловск, где работало КБ нужного профиля, а потом в «Кучинскую шарашку», где он участвовал в разработке подслушивающей техники.
В 1944 году Берия доложил Сталину об инновационном подслушивающем устройстве, изобретенном Терменом. Нужно было найти способ установить его в кабинете посла США в СССР в 43–46 гг. Аверелла Гарримана. Изучив его пристрастия, НКВД выяснило, что он страстный коллекционер изделий из редких пород древесины.
9 февраля 1945 года состоялась церемония открытия второй очереди пионерского лагеря «Артек». Приглашенный на праздник Гарриман привез подарки советским детям, а в ответ они преподнесли ему сверкающий лаком резной герб США. Посол был сражен великолепием подарка и дрожащим от волнения голосом спросил: «Куда я могу повесить это чудо?» Кто-то из советских дипломатов небрежно посоветовал повесить его в кабинете. Гарриман так и поступил, ведь проверка не показала никакой секретной начинки внутри.
Прослушивающее устройство, получившее название «Златоуст», исправно работало до 1952 года, пока не стало известно об утечке информации из посольства. Техники разобрали герб и обнаружили внутри тонкую пленочную мембрану.
– Меня коробит, когда в печати «Златоуст» называют «жучком», – признается Петр Термен. – Это было очень изящная и абсолютно инновационная система. В подслушивающем устройстве не было элементов питания и электроники, что не позволяло его обнаружить. Из дома напротив посольства передавали микроволновое излучение, резонатор начинал работать как микрофон, а сигнал ретранслировался обратно. Это было настолько оригинальное решение, что зарубежным спецслужбам понадобилось два года, чтобы понять принцип работы «Златоуста». В 1960 году его продемонстрировали на заседании Совбеза ООН как свидетельство советского шпионажа против США.
А вскоре и ухищрения с установкой «прослушки» стали не нужны: Термен разработал технологию, позволявшую прослушивать разговоры в помещениях по вибрации оконных стекол. Много лет американцы не могли обнаружить никаких «жучков» в своем посольстве. Никто и предположить не мог, что подслушивающим устройством стало само здание.
Лев Термен получил за свое творение, получившее кодовое название «Буран», Сталинскую премию первой степени. Его представили к премии второй степени, но Сталин лично исправил ее на первую. В тот же год закончился срок заключения Термена. Изобретателю выделили двухкомнатную квартиру с казенной мебелью в жилом комплексе МГБ на Ленинском проспекте. Но свобода оказалась относительной: Лев Термен продолжил работу в спецлаборатории КГБ в Кучино.
Прошло 9 лет с тех пор, как он в последний раз видел свою жену Лавинию. В просьбе о ее иммиграции отказали, убеждая, что нужна новая жена, из «своих».
– В лаборатории, где трудился Термен, секретарем-машинисткой временно работала Мария Гущина, студентка пединститута, которая была моложе его на 25 лет.
МарияВ 1947 году они поженились. 24 июня 1948 года у пары родились двойняшки Елена и Наталья.
14 октября 1957 года Термен был реабилитирован Военным трибуналом Московского военного округа, а через несколько лет вышел на пенсию.
«…меня начали заставлять заниматься какой-то ерундой. Какими-то инопланетянами, летающими тарелками и так далее. Я считаю, что все это не наука. Потому и ушел».
«Фактически Льва Термена второй раз похоронили заживо»
В 1964 году Термен устроился на работу в лабораторию акустики и звукозаписи Московской консерватории, сосредоточившись на разработке новых электромузыкальных инструментов и восстановлении тех, что уже успел изобрести в 1930-е годы. Он проводил акустические исследования, занимался синтезом речи, созданием многоголосного терменвокса. Но спокойная жизнь закончилась, когда весной 1967 года в консерваторию приехал музыкальный критик газеты New York Times Гарольд Шонберг. Он узнал Льва Термена и записал интервью с ним, из которого зарубежная общественность узнала о том, что он жив.
Из статьи Гарольда Шонберга, опубликованной 26 апреля 1967 года в New York Times:
«Он даже слишком живой. Для своих 70 лет он чрезвычайно подвижен и речист, а поведением похож на рассеянного профессора».
Статья стала сенсацией: никто не ожидал, что Термен вернется из небытия. В консерваторию потоком пошли письма, зачастили зарубежные журналисты.
«Потом примерно через неделю мы получили газету The New York Times с большой статьей, обо мне написанной. У меня есть эта статья, копия. Эта статья дошла, ее прочитал Нужин (помощник ректора по хоз.части, отвратительный был), и он… В общем, ему это очень не понравилось. Он узнал, каким образом, здесь в Москве, в Московской консерватории устроили инструмент электрический, и что электроинструмент… Что это не может быть музыкой. Как же может применяться электричество в музыке? Электричество хорошо для смертной казни… И он тогда сразу велел закрыть учреждение, все мои вещи поручил куда-нибудь убрать оттуда…»
В 1972 году Термену удалось устроиться в лабораторию кафедры акустики Физического факультета МГУ. Формально он числился механиком, но это не мешало ему продолжать самостоятельные научные исследования в области акустики.
С дочерьмиВ МГУ Лев Термен работал до конца жизни, но так и не сумел добиться какого-то полноценного пространства для работы или хоть какой-то поддержки – его занятия музыкальными инструментами оставались полулегальными. Несмотря на это, он некоторое время читал лекции, посвященные музыкальной акустике, вел занятия по терменвоксу в ДК МГУ и был научным руководителем нескольких диссертаций, посвященных акустике.
Лев Термен и термен-виолончель, 1960-е, Московская консерватория– Все эти годы Лев Термен не оставлял надежды получить полноценное пространство и поддержку государства для полноценной реализации всех своих замыслов. Он мечтал о создании лаборатории и демонстрационного зала для электромузыкальных инструментов, – рассказывает Мария Термен, внучка Льва Термена. – С 1969 по 1989 год им было написано множество заявлений в разные инстанции с просьбой поддержать его работу. Ему посоветовали вступить в партию. Эта мысль не была очевидной для Льва Сергеевича, ему потребовалось некоторое время для того, чтобы принять эту идею, и еще большее время – для ее реализации. В 1981 году он получил диплом Университета марксизма-ленинизма, но только в марте 1991 года его допустили в ряды КПСС.
В 1980-е годы дочь Льва Термена, пианистка Наталья Термен, занялась разработкой техники игры на терменвоксе. Начинается серия совместных выступлений, где Лев Термен рассказывает о терменвоксе и его устройстве, демонстрирует его звучание (чаще всего это был «Жаворонок» Глинки, который пробовал играть Ленин), а Наталья исполняет классическую музыку в сопровождении фортепиано.
– Наши совместные выступления с папой начались еще тогда, когда я была подростком – папа играл на терменвоксе, а я аккомпанировала на фортепиано, – рассказывает Наталья Термен. – В конце 1970-х по просьбе папы я стала разрабатывать технику игры на терменвоксе, хотя с детства прекрасно представляла, что такое терменвокс и как на нем играть. Но папа поставил передо мной более сложную задачу: нужно было использовать весь мой опыт профессионального музыканта и создать новый подход к работе с терменвоксом. Мне удалось выработать индивидуальную технику. Я не торопилась выступать, но папа был непреклонен, довольно быстро он буквально заставил меня выступать публично, и я как-то адаптировалась к этому процессу. Вначале состоялись выступления в Москве, в том числе и в МГУ, затем в Ленинграде, Казани, Вильнюсе, Таллине. С 1989 года мы выступали с папой во Франции, Швеции, США, Голландии. Всюду был очень теплый прием, люди очень хорошо воспринимали терменвокс, и это доставляло папе огромную радость.
Несмотря на теплый прием по всему миру, в российской журналистике до сих пор большая редкость серьезный разговор о терменвоксе и его значении.
– После подачи заявления в Союз композиторов на оформление документов в Америку, буквально через несколько дней начали поступать угрозы в адрес дедушки и всей нашей семьи. В 12 часов ночи приезжали какие-то странные люди и требовали открыть дверь. Все это, конечно, производило очень неприятное впечатление, и дедушка сделал свои выводы на этот счет, – говорит Мария Термен.
«Настораживает и тот факт, что сразу после подачи заявления в Союз Композиторов в мае 1991 года с просьбой оформить нам с дочерью выездные документы во Францию и Америку, появились угрозы расстрелять меня и мою семью. Наша поездка во Францию была сорвана Союзом Композиторов».
Поездка в Америку все же состоялась благодаря содействию Госдепартамента США.
– В дальнейшем последовал разгром его комнаты-лаборатории недалеко от МГУ и организация «Термен-центра» при Московской консерватории за спиной у Льва Термена и при поддержке зарубежных кураторов, – говорит Мария Термен. – Центр расположился в бывшем помещении лаборатории музыкальной акустики, откуда Льва Термена выгнали в 1960-е. Этот факт был чрезвычайно оскорбителен для Льва Термена, поскольку сложившаяся ситуация демонстрировала глубочайшее невежество и неуважение к нему со стороны организаторов центра. Все это Лев Сергеевич воспринял как планомерную травлю, желание спекулировать на его имени и сделал вывод о невозможности адекватного развития терменвокса в России.
Из письма Льва Термена в Московскую консерваторию, август 1993 года:
«При сложившейся ситуации я категорически возражаю, чтобы центр компьютерной музыки при Московской консерватории носил мое имя. Мне понятно, что некоторые деятели искусства предпочитают видеть меня в таком состоянии, когда можно спокойно воспользоваться моим именем и манипулировать им в своих интересах.
У меня есть все основания полагать, что организаторы Термен-центра при Московской консерватории умышленно не обратились ко мне.
Я очень надеюсь, что мое обращение к Вам не повлечет за собою следующую цепь неприятностей».
– Чувствовалось, что созданию «Термен-центра» предшествовала большая подготовительная работа, – резюмирует Мария Термен. – Фактически Льва Термена второй раз похоронили заживо, но уже не в СССР, а в России. 3 ноября 1993 года Термена не стало.
6 стилей рамок для Great Fall Wall Art
Нельзя отрицать, что приход осени означает появление определенной цветовой палитры — оранжевые, желтые, грязно-белые и коричневые цвета окружают нас от листьев на деревьях до декора в наших домах. Хотите украсить свои осенние настенные рисунки новыми цветовыми комбинациями?
Мы разработали несколько любимых рамок для осеннего декора стен и фотографий этого сезона!
Несмотря на то, что вы можете заказать любую из этих рамок как есть — для печати и всего — щелкнув выделенные синим цветом ссылки, вы также можете добавить свои собственные художественные или цифровые фотографии, настроив загрузку и размер печати.(Чтобы поместить свою фотографию в любой из этих фреймов, просто нажмите кнопку «Удалить» в конструкторе фреймов, а затем загрузите собственное изображение. )
Все эти фотографии можно бесплатно использовать с сайта Unsplash, но если вы ищете другие рисунки на осенних стенах, посетите наш ресурс для поиска произведений искусства в Интернете.
Если вы ищете что-то, напоминающее тыквенный пирог, обратите внимание на комбинацию рамы и коврика. Хотите запечатлеть свою резную фигурку из фонаря или сфотографировать вкусное сезонное угощение? Пшеничное дерби с циновкой из мандарина должно стать вашим лучшим выбором!
Темное дерево нашего Дейтона в Умбере напоминает сарай, что всегда ассоциируется с падением.Кроме того, кремовый матовый картон на этой раме идеально подходит для всех теплых цветов, которые мы ассоциируем с сезоном.
У вас есть отличное семейное фото во время осеннего похода? Это может быть рамка, в которую его можно вставить!
Узор из волокон на этой рамке орехового цвета похож на то, что вы можете увидеть в осеннем лесу. Кроме того, матовая доска из французской ванили выглядит как горячий латте, который можно выпить в прохладный день.
Вы недавно катались на сенокосе? Может, собирать тыкву? Если да, то вы можете поместить фотографию этих праздников в такую рамку.
В природе осенью есть что-то величественное. В то время как лето предлагает, казалось бы, безграничную зелень, а зима — мир белого, осень предлагает целую палитру землистых цветов, часто дополняемых желтыми и оранжевыми почвопокровными листьями.
Есть какие-нибудь хорошие фотографии широких осенних пейзажей? Или, может быть, фотография вашей семьи на местном фестивале урожая? Это будет идеальный вариант для любого осеннего фото.
Не совсем белое матирование — тема здесь, и это не исключение для этой рамы, которая также имеет приятный теплый вишневый цвет, который мы часто ассоциируем с осенью.
У вас есть фотография, на которой падают листья, или, может быть, ваша последняя повязка на День Благодарения? В таком случае это будет отличный выбор оправы.
На предыдущих фотографиях мы рассмотрели много более естественных осенних цветов. Но как насчет чего-то большего для вашего настенного искусства на Хэллоуин? Может быть, что-то более темное и жуткое? Что ж, для этого мы рекомендуем нашу черную раму Dayton с матовой доской оранжевого цвета.
Это было бы здорово для фотографии всех ваших детей и их друзей в костюмах в этом году.
Еще не вдохновлены?
Это всего лишь несколько идей для искусства осенних стен, которые, возможно, помогут запустить механизм, и если вам нравится то, что вы видите здесь, вы также можете заказать их как есть, принты и все такое. Когда дело доходит до соответствия вашим вкусам, нет никаких правил!
Как всегда, мы будем рады видеть то, что вы выберете, поэтому, пожалуйста, поделитесь с нами своим последним созданным кадром в Instagram!
20 рамок, границ и завихрений
Если вам нужны декоративные бордюры и рамки для осенних дизайнов, то этот набор нестандартных форм Photoshop для вас.Этот набор осенних декоративных форм включает цветочные бордюры и рамки, а также разделители текста в виде завитков и листьев. Поскольку пользовательские фигуры являются векторной графикой, вы получаете большую гибкость в их использовании. Вы можете использовать их для создания цитат и фотографий. Вы также можете использовать их, чтобы добавить природные украшения на свой холст. Они также отлично подойдут для футболок или тканевых сумок для покупок. Просто смешивайте и сочетайте со своими любимыми шрифтами.
Помимо печатных дизайнерских материалов, вы также можете использовать эти осенние декоративные формы для веб-баннеров и рекламных ярлыков.Фактически, вы также можете создавать узоры для фона, который бесшовно укладывается в мозаику, или для упаковки продуктов и игрушек, используя эти формы.
Ниже приведен предварительный просмотр некоторых осенних декоративных фигур из этого набора.
СКАЧАТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ ФОРМЫ
Тип файла: CSH / ZIP
Размер файла: 912 КБ
Между тем, если вы не знаете, как использовать пользовательские формы Photoshop, вы можете вместо этого использовать кисти Photoshop.Если это так, то обратите внимание на наши кисти Осенние цветочные обрамления.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ ОСЕННИЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ
Этот набор содержит в общей сложности 20 осенних декоративных фигур, содержащихся в одном файле CSH для Adobe Photoshop. Чтобы получить этот набор, просто загрузите заархивированный файл (ссылка для скачивания выше) и установите его в свою программу Photoshop. Для этого просто перейдите к загруженному файлу, а затем сначала извлеките ZIP-файл, чтобы получить файл CSH. После извлечения просто дважды щелкните файл CSH, и он автоматически установится в вашей программе Photoshop.
Эта процедура работает с Adobe Photoshop CS3 и более поздними версиями. Другой способ установить файл CSH — вручную загрузить фигуры в программу Photoshop. Во-первых, убедитесь, что инструмент произвольной формы выбран на панели инструментов. Затем перейдите к параметру инструмента формы, щелкните значок настроек (значок шестеренки), щелкните «Загрузить фигуры», выберите извлеченный файл CSH и щелкните «Загрузить», чтобы загрузить формы.
Эти осенние декоративные формы были созданы в Adobe Photoshop CC, поэтому они совместимы с CS3 и более поздними версиями программы.Ниже представлен предварительный просмотр всех пользовательских форм, включенных в этот набор.
УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: Как и другие наши ресурсы, эти осенние декоративные формы бесплатны только для личных, некоммерческих целей. Также, пожалуйста, воздержитесь от их загрузки за пределами этого сайта. Если вы хотите, чтобы другие люди узнали об этих бесплатных услугах, отсылайте их к этому исходному сообщению. Кроме того, ГОРЯЧИЕ ССЫЛКИ на архивный файл не разрешены.
Связанные бесплатные ресурсы для дизайна
Скачать Осенние фоторамки бесплатно для Android — Осенние фоторамки Скачать APK
Осенние фоторамки и Природные фоторамки с фоторамками.Осенние фоторамки — это приложение для редактирования изображений и прививки с множеством очень красивой осенней темы и романтики. Осень с очень прохладным воздухом, падающими на ветру листьями и множеством красивых природных пейзажей, которые не всегда доступны в течение года. Чтобы сохранить хорошие воспоминания об осени, вы можете использовать программное обеспечение, чтобы фотографии, которые вы сделали с семьей, друзьями, родственниками, становились все более яркими и романтичными.
В этом приложении вы можете выбрать понравившуюся фотографию из альбома и отредактировать ее с выбранной рамкой.К фото можно добавлять разные и крутые стикеры и текст. Применяйте к фото различные эффекты и фильтры. Сохраните созданную фотографию как память и поделитесь своей красивой фотографией с друзьями через социальные приложения.
Особенности:
— Простота в использовании: композиция фото.
— Выберите или сделайте снимок из галереи и используйте этот монтаж в редакторе изображений, чтобы украсить его!
— Это приложение поддерживает все разрешения экрана мобильных и планшетных устройств.
— Широкий выбор стилей и различных рамок для любой картины.
— Рамки для фотографий природы в HD качестве.
— Работает без подключения к Интернету.
— Сохранение изображений на SD-карту.
— Лучшая коллекция всех осенних листьев фоторамки.
— С красивой и красочной осенней графикой коллаж кадров.
— HD и блестящая графика художественных фоторамок дерева.
— Коллекция обоев для фотокниг в HD качестве.
— Красивые и красочные темы
— Эффекты, применяемые к изображениям.
— Сохранить или поделиться созданной фоторамкой.
— Перетащите фото.
— Удобная навигация и интерфейс.
— С кружком в виде сердца и прекрасным стилем настройки кадра.
— Мгновенно делитесь своими стильными фотографиями на Facebook, WhatsApp, Twitter, Gmail и других социальных сетях.
— Легко делитесь своим изображением через все приложения для социальных сетей.
— Поделитесь этими изображениями с рамкой во всех социальных сетях, таких как Facebook, WhatsApp, Instagram, Twitter, электронная почта, Gmail и т.д. Осенью и наслаждайтесь волшебством природы и украсьте все фантастические моменты своей жизни, обрамляя их различными предоставленными природными рамками.
Итак, давайте украсим ваши фотографии этими невероятными осенними фоторамками, и вы можете сохранить фотографию, а также поделиться ею с друзьями и семьей. Сделайте свои прекрасные моменты более запоминающимися с помощью всех этих удивительных осенних фоторамок, украсьте свои любимые фотографии и сделайте особые моменты с помощью осенних фоторамок.
Используйте все время бесплатные и лучшие фоторамки для людей всех возрастов. Сделайте из своих фотографий самые красивые воспоминания и спасите их от забвения с помощью фоторамки.
Осенних фоторамок для ПК Windows или MAC бесплатно
Создайте рамку для своего особенного фоторедактора и наслаждайтесь красивыми цветами вашего любимого сезона.
Осенние фоторамки добавляют некоторые из самых красивых фотоэффектов камеры, чтобы показать вашу креативность
, войти в эту прохладную осень и насладиться волшебством природы и украсить все
фантастических моментов в вашей жизни, обрамляя их в различные предоставленные природные рамки.
«Осенние фоторамки» — лучшее бесплатное приложение с осенними фоторамками для всех,
с простым интерфейсом и легкостью в использовании, оно создаст замечательную осеннюю фотографию с высоким разрешением
.
—> Как использовать приложение <---
1. Выберите изображение из галереи или сделайте селфи с камеры для селфи.
2. Выбранное изображение автоматически устанавливается в рамки и эффекты высокой четкости по умолчанию.
3. Вы можете установить свою фотографию / снимок, например, повернуть, увеличить, перетащить и перевернуть изображение, чтобы изображение
поместилось в рамку img, как вам нравится!
4. В нижнем левом углу вы можете увидеть количество кадров, доступных на ваш выбор.
5.Легко отрегулируйте размер и положение изображения с помощью мультисенсорного экрана и используйте пальцы для масштабирования
и поворота изображения!
6. Добавьте текст в Autumn Picture Editor с вашими моментами выбора фотографии или
что-нибудь еще, чтобы написать на нем.
7. Вы можете добавить к своей картинке 30+ различных эффектов и сделать красивую рамку
фото.
8.. Легко сохраните созданное изображение на SD-карту или в галерею телефона.
9. Делитесь своей внешностью с друзьями в любых социальных сетях.
10. MY Создание всех сохраненных осенних фоторамок в одном месте для использования в будущем.
11. Установите вывод в качестве обоев телефона.
—> Особенности нашего редактора Creative Pic <---
1. [Frames]
— Добавьте несколько стильных изображений и форм, чтобы сделать ваши фотографии красивыми.
— — Наиболее вероятные модные осенние фоторамки, такие как круг, сердце (дил), матрица.
рамок других форм, подходящих для всех ваших фантазийных рабочих фотографий.
— выберите свою красивую рамку из 18+ рамок разной формы.
— В осенних рамах доступны дополнительные рамы!
сам.
— редактировать картинку внутри фоторамки для создания уникального изображения.
2. [Текстовые наклейки]
— осенних рамок для картин! У есть удивительный, волшебный и фантастический текстовый инструмент, вы можете
текста на своей рамке изображения с различным стилем текста, 70+ 3D-узорами, 40+ шрифтами текста, дополнительными цветами текста
, изменением размера, поворотом текста и другими текстовыми эффектами. фоторамки.
3. [Потрясающие фотофильтры]
— В нем есть несколько фильтров изображений, таких как фотография в градациях серого, поп-арт, винтаж, черно-белый и
, многие другие, как ваши любимые.
— Примените потрясающие фильтры к изображениям и сделайте их более эффективными.
— Поддерживает множество фотоэффектов, имеется около 30+ фотоэффектов.
— Доступны несколько эффектов наложения.
4. [Изменить]
— Вы можете без труда редактировать изображение, масштабируя его, также вы можете увеличивать и уменьшать масштаб изображения с помощью простых сенсорных жестов.
5. [Установить обои]
— установите свои фотографии в качестве обоев на мобильном устройстве и на экране вкладок.
6. [Сохранить и поделиться]
— Сохранить и поделиться Осенние фоторамки с друзьями и семьей.
— Сохранить изображение в галерею.
— Делитесь фото через социальные сети.
— Обложка FB — Создавайте обложки в социальных сетях, дикие осенние фото-фоны.
7. [Ориентация]
— Отрегулируйте ориентацию для получения изображения с абсолютным соответствием.
— Легко поверните изображение, используя выбор поворота на Осенние фоторамки . У
также есть выбор Flip, чтобы перевернуть эту фотографию.
8. [MY Creation]
— Мы создали такой эффективный раздел под названием MY Creation , в котором вы,
, можете просматривать, удалять, галерею изображений и делиться всей своей работой напрямую.
Спасибо за использование этого приложения.
17 лучших бесплатных осенних и осенних шрифтов
Эта коллекция бесплатных осенних шрифтов вызовет в воображении образы тыквенных участков, уютных свитеров, дымящихся чашек яблочного сидра, хрустящих листьев под ногами и золотых рассветов.
Эти бесплатные осенние шрифты можно использовать для ваших онлайн- или печатных проектов. Они представляют собой хорошее сочетание тонких шрифтов сценария с более смелыми намеренными шрифтами. Вы сможете найти шрифт, который вам понравится, независимо от того, для чего вы хотите его использовать.
Примечание
Все эти осенние шрифты бесплатны, но обязательно ознакомьтесь с лицензионными соглашениями, прежде чем загружать их, чтобы узнать, предназначены ли они только для личного использования.
Вам понравится этот бесплатный осенний шрифт Cinnamon Cake, который действительно превратит ваш текст в нечто особенное.
Этот бесплатный осенний шрифт включает прописные и строчные буквы, а также цифры и специальные символы.
Скачать торт с корицей
Homegirl Harvest — это шрифт, который оправдывает свое название. Это немного кантри и немного женственности в одном флаконе. Это идеальный шрифт для всего, что связано с тыквенными патчами.
Этот бесплатный осенний шрифт представляет собой набор прописных и строчных букв, а также цифр и символов.
Скачать Homegirl Harvest
Шрифт Morning Coffee заставляет меня думать о теплых кружках кофе, какао и сидра, над которыми кружится пар.
В этом бесплатном осеннем шрифте доступны прописные и строчные буквы, числа и ограниченное количество символов.
Скачать утренний кофе
Бесплатный осенний шрифт Great Vibes имеет немного больше элегантности, чем другие шрифты, которые я здесь представил. Я действительно могу изобразить это на карточках с местами на столе в День Благодарения или на сердечном письме любимому человеку.
В эту бесплатную загрузку шрифта включены прописные и строчные буквы, числа и множество символов.
Скачать Great Vibes
Marydale — это рукописный шрифт, который напоминает мне долгие прогулки в прохладный осенний день с хрустящими листьями под моими ногами.
В этом свободном падении есть все заглавные и строчные буквы, числа и символы, которые вы можете пожелать.
Скачать Мэридейл
Apple Butter — это шрифт свободного падения, который отлично подходит, если вы хотите, чтобы текст выглядел винтажным, но все же сезонным. Думаю, этот шрифт отлично подойдет для консервов и рецептов.
Это базовый пакет шрифтов, который включает прописные, строчные и цифры.
Скачать Apple Butter
Шрифт с подходящим названием Autumn — это пышный, но жирный шрифт для рукописного ввода, который, как я вижу, используется в любом онлайн-или печатном проекте.
68 символов включены в эту бесплатную загрузку шрифта.
Скачать осень
Pea Pumpkin Peters — шрифт, который действительно идеально подходит для осеннего сезона. Этот шрифт легко читать, но он по-прежнему вызывает удовольствие.
Все цифры, прописные и строчные буквы являются частью этой бесплатной загрузки.
Скачать Pea Pumpkin Peters
«Осенний день» — это тонкий шрифт, который создает впечатление осенних листьев, но при этом не выглядит чрезмерно.Это довольно тихий шрифт, который обязательно произведет впечатление.
Загружаемый шрифт включает прописные, строчные и символы.
Скачать A Day in Autumn
Appleberry — смелый осенний шрифт, который представляет собой идеальное сочетание современного и старомодного. Вывески, баннеры, информационные бюллетени и множество других проектов отлично смотрелись бы с этим шрифтом.
Это отличный пакет осенних шрифтов, который включает в себя прописные и строчные буквы, числа и множество символов, которые можно загрузить бесплатно.
Скачать Appleberry
Cutie Patootie — бесплатный осенний шрифт, который представляет собой идеальное сочетание веселья и изысканности. Этот шрифт отлично подойдет для любого текста, который будет отображаться в октябре или ноябре.
Помимо версии, которую вы видите здесь, этот осенний шрифт также доступен в полой и тонкой версиях.
Скачать Cutie Patootie
Acryle Script — это смелый сценарий, в котором есть множество расцветок и подходов. Этот шрифт свободного падения требует внимания и вызывает прекрасное чувство счастья и удовлетворения.
Этот шрифт бесплатен для личного использования и включает прописные, строчные и специальные символы.
Скачать Acryle Script
Always In My Heart — очень красивый рукописный шрифт, который заставляет меня изображать золотые рассветы, теплые свитера и держаться за руки.
Обязательно ознакомьтесь с числами, указанными в этом шрифте, они очень хороши и будут отлично смотреться практически на чем угодно.
Скачать Always In My Heart
FontSpace
Осень в ноябре — красивый каллиграфический шрифт, который не боится быть жирным.Этот шрифт отлично подойдет для любого типа осенней печати, канцелярских товаров или даже свадебного приглашения.
Этот осенний шрифт бесплатен для личного использования. Предусмотрены символы для прописных и строчных букв, цифр и несколько специальных символов.
Скачать осень в ноябре
FontSpace
Autumn Moon — еще один шрифт свободного падения от FontSpace, красивый и немного загадочный. Это рукописный шрифт, от которого действительно захватывает дух.
Этот шрифт доступен для прописных и строчных букв, цифр и основных символов.
Скачать Autumn Moon
FontSpace
Цвета осени — это сезонный сценарий, который напомнит вам о том, как быстро меняются цвета листьев и кистей во время осеннего сезона.
В этом шрифте доступны прописные и строчные буквы, но на самом деле они оба прописные, причем одна лишь немного больше другой.Также включены числа и несколько основных символов.
Скачать Цвета осени
Шрифт Белка
Homemade Apple — это бесплатный осенний шрифт, который напомнит вам о прохладных свежих днях, проведенных с любимыми людьми, возможно, наслаждаясь домашним яблочным пирогом.