Как разобраться в кириллице – Паратайп
Эта статья — своего рода методическое пособие. Графический или веб-дизайнер может по ней научиться определять качество кириллицы в шрифте, когда сомневается, а начинающий шрифтовой дизайнер получит подсказки, как действовать в сложных случаях. Это развитие и продолжение «той самой статьи из ЖЖ про кириллицу». В ней больше материала, подробнее комментарии и глубже объяснения.
Когда мы смотрим на кириллицу в шрифте и пытаемся сориентироваться, хорошая она или нет, стоит обратить внимание на несколько важных параметров. Это конструкция букв, их ширина, промежутки между буквами и распределение толщин штрихов. Давайте разберём их по очереди — от более общих случаев до конкретных заметок по каждой букве.
Конструкция букв в целом
В кириллице (как и в латинице и греческом) у каждой буквы есть два варианта, или регистра — прописная (заглавная, «большая») и строчная («маленькая»).
А ещё у тех же самых букв меняется конструкция в курсиве и когда мы пишем руками. Всего получается четыре основных варианта конструкции для каждой буквы.
Но постоянно об этом помнят только шрифтовые дизайнеры. Почему?
При чтении наш мозг не разглядывает каждую букву по отдельности, а моментально схватывает формы нескольких знаков сразу, улавливает смысл и переходит к следующему сочетанию. У взрослого, давно умеющего читать человека всё это происходит интуитивно, то есть неосознанно. Поэтому при чтении люди обычно не обращают внимания на конструкцию буквы. К тому же (чтобы всех окончательно запутать) в некоторых буквах часть конструкций совпадает.
Всё это приводит к интересному эффекту: когда человек пытается вспомнить, как выглядят «нормальные» буквы, то строчная конструкция — та, которую мы видим чаще всего (когда читаем), приходит в голову последней или не приходит совсем. Вспомнить то, что мы постоянно воспринимаем интуитивно, практически нереально. Поэтому мозг как бы возвращается к тому моменту, когда последний раз внимательно смотрел на буквы, а это было в детстве — когда человек учился читать и писать.
То есть если попросить взрослого человека (не шрифтового дизайнера) написать русский алфавит «как в книге» или «маленькими буквами», то в результате всё равно получаются заглавные или смесь заглавных и рукописных конструкций.
Поэтому смесь разных конструкций в одном шрифте — это или очень яркое высказывание, или очень явный признак непрофессионализма. Если шрифт похож на текстовый, то есть у него «нормальная» жирность и ширина и «обычный» рисунок букв, то разные конструкции смешиваться не должны, «б» всегда с хвостом вверх, «р» всегда с хвостом вниз и так далее.
Если шрифт акцидентный, то смешение конструкций допустимо. Но надо посмотреть ещё и на латиницу: если разные конструкции смешиваются и в латинице, и в кириллице, то, скорее всего, всё в порядке и это задумка автора. А если латиница традиционная, а кириллица смешанная, то, возможно, мы имеем дело со шрифтом неопытного дизайнера и стоит поискать какой-нибудь другой.
В этой статье приведены конструкции букв русской кириллицы. Если вы видите текстовый шрифт, у которого большинство знаков выглядят как выпрямленный курсив, скорее всего, он болгарский: в Болгарии в 1960-е годы дизайнеры договорились между собой использовать такие конструкции букв.
То есть для набора на болгарском языке (или с болгарским акцентом) это то, что надо, а при наборе на русском — будет выглядеть непривычно, так что для длинного текста лучше подобрать более традиционный шрифт.
Тема повышенной сложности: курсив против наклонного
Степень «курсивности» шрифта может быть разной. В шрифтах эпохи Возрождения курсив по рисунку очень сильно отличался от прямого начертания, а в модернистских шрифтах XX века, с подачи Стэнли Морисона, Беатрис Уорд и компании — стал гораздо ближе к наклонному начертанию.
Курсив Робера Гранжона, XVI векКурсив Эрика Гилла к шрифту Perpetua, 1929-1932 гг.
Но в латинице в большинстве букв меняется только пластика знаков, а не конструкция. А вот в кириллице конструкция курсивных знаков чаще всего отличается от конструкции прямых, особенно в антикве.
В антиквах и гуманистических гротесках всё это богатство работает очень хорошо. Но если кириллический шрифт далёк от каллиграфии, то курсив может быть и «гибридным» — часть знаков с курсивной конструкцией, а часть с наклонной. Причём в зависимости от того, насколько автор хочет сохранить в курсиве жёсткость и рациональность прямого начертания, количество знаков с наклонной конструкцией может меняться.
Ширина букв
Есть моноширинные шрифты, у которых все буквы стоят на площадках одной ширины.
Но их сравнительно немного, а все остальные шрифты — пропорциональные. Это значит, что буквы в них разной ширины, одни шире, а другие уже.
Шрифты бывают в принципе разной ширины, есть узкие, есть широкие, есть нормальные.
Но и в самом узком шрифте, и в самом широком шрифте буква «ш» будет шире, чем буква «н», а буква «г» уже, чем буква «о». Есть негласная традиция ширин и пропорций букв, которая сложилась за века существования наборного шрифта.
Точных правил «делай такую-то букву такой-то ширины», конечно, нет, но если шрифт предназначен для длинного текста, то буквы должны выглядеть равномерными. Это важно — не быть геометрически одинаковыми, а именно казаться!
Самый надёжный способ разобраться с шириной букв — внимательно смотреть на хорошие старые шрифты и сравнивать свой результат с традиционным. Вот, например, иллюстрация, на которой буквы нескольких популярных текстовых шрифтов расставлены по порядку — от самой узкой площадки к самой широкой.
В акцидентных шрифтах с шириной букв можно обращаться гораздо более вольно, чем в текстовых. Например, популярный приём — сильная разноширинность букв, особенно прописных.
Постамент колонны Траяна, Рим, 113 год н. э.Bad Russian (Мария Касаткина) — сверхразноширинный шрифт
А можно очень сильно расширить или сузить одну-две буквы в надписи. Главное — чтобы идея была видна и понятна сразу, а не выглядела случайностью.
Промежутки между буквами
Межбуквенные расстояния в хорошо сделанном шрифте должны казаться равномерными. Но буквы бывают разной формы: прямоугольные, овальные, треугольные или ещё более сложные. Вокруг непрямоугольных букв уже есть какое-то количество «воздуха».
Поэтому нельзя так просто взять и автоматически выставить всем буквам одинаковые белые площадки слева и справа. Вернее, выставить их можно, но получится не равномерность, а обратный эффект — между прямоугольными буквами будет мало места, а между треугольными и круглыми — огромные дыры.
Когда шрифтовой дизайнер делает шрифт, то проверяет, как каждый знак (буква, цифра или любой другой) встанет между двумя прямоугольными и двумя овальными. И там и там должно получиться равномерно.
Но в некоторых сочетаниях букв, как ни старайся, универсальными межбуквенными расстояниями не обойтись. Например, в слове «где» будет дыра между «г» и «д», если в шрифте не сделан кернинг, то есть ручная регулировка межбуквенных расстояний в сложных случаях.
А есть сочетания, в которых и кернинг не очень поможет — например, внизу части букв почти касаются друг друга, а вверху получается дыра. В русском языке самые частые сочетания букв такого типа — это «кл» и «дл». Опытный шрифтовой дизайнер заранее предвкушает встречу «к» или «д» с «л» и подгоняет форму букв так, чтобы дыра оказалась поменьше. Вот волшебная фраза, по которой можно определить, есть ли в шрифте кернинг и думал ли автор над опасными сочетаниями букв (а ещё там собраны все самые сложные буквы, о которых мы поговорим в следующей части статьи).
Конструкции и распределение толщин в «сложных» буквах
В этой части статьи будут развороты из «записной книжки шрифтового дизайнера» со скетчами разных букв и пояснения, как устроена буква, где какие формы используются и что значат или что не так с какой-то конструкцией.
кириллица
Поделиться этим
Monotype ушел из России.
Чем заменить популярные иностранные шрифты? / ХабрНа прошлой неделе компания Monotype — владелец прав на популярные шрифты Times New Roman, Verdana, Arial, Helvetica и Tahoma — объявила об ограничении доступа из России к своей библиотеке и сообщила о приостановке взаимодействия с российскими организациями. Новость стала еще одним поводом обратить внимание на специфику использования проприетарных шрифтов в бизнес-среде – проблему, которая выходит далеко за рамки ситуации с Monotype. Речь о возможных сложностях при отображении существующих документов и шаблонов, особенно при работе с различными таблицами, формами и автоматически формируемыми файлами из информационных систем.
Для минимизации подобных проблем мы в МойОфис еще шесть лет назад представили свои шрифты XO_Fonts. Они свободно распространяются и доступны бесплатно. Сегодня этот набор состоит из 11 шрифтов и 24 начертаний. Их особенностью является метрическая совместимость с распространенными проприетарными шрифтами, которая позволяет сохранить оригинальное форматирование и верстку документов, ранее созданных с использованием популярных иностранных шрифтов.
Некоторое время назад на D-Russia была опубликована история создания XO_Fonts. Теперь мы предлагаем ознакомиться с ней и читателям Хабра.
Что вообще такое шрифты и почему нельзя просто нарисовать буквы?
Шрифты — не совокупность рисунков букв, это система изображений, которые все вместе должны удовлетворять множеству требований, от эстетических до сугубо технических. Шрифты различаются по сфере применения: на бумаге и на экране один и тот же шрифт смотрится по-разному. Есть шрифты деловые, строгие, есть дизайнерские, каллиграфические, игривые и пр. Мы как производитель офисного ПО ограничились, понятно, деловыми.
Сложность в том, что в зависимости от операционной системы и даже от устройства отображения одни и те же символы могут смотреться по-разному. В разных операционных системах — разные системы отрисовки шрифтов: где-то встроена функция сглаживания, где-то, наоборот, повышена чёткость, поэтому одна и та же буква может выглядеть то тоньше, то толще. Наши приложения поддерживают все популярные платформы: Linux, Windows, macOS, Android и iOS, поэтому работа предстояла огромная: нужно было проработать совместимость с каждой ОС, на каждом типе устройств.
После того, как шрифт нарисован дизайнером — для нас этим занялись шрифтовой дизайнер Владимир Чуфаровский и студия Letterhead — его оцифровывают, переводя плавные линии в совокупность определённым образом расположенных пикселей, как показано на рисунках ниже.
Затем шрифт «хинтуют»: проверяют читаемость символов, находящихся рядом. При этом меняются не только сами символы для улучшения читаемости, но и выверяются интервалы между разными буквами. Каждый новый символ, добавляемый в шрифт — например, новые символы валют — приводит к полной перепроверке всех сочетаний. Это значит, что нужно поставить новый символ рядом с каждой буквой русского алфавита, с каждой буквой других поддерживаемых языков, с цифрами и символами, причём и справа и слева. Чтобы набранный текст не сливался, не терялся и выглядел чётко и понятно, многократно проверяют все сочетания всех символов шрифта в разных размерах. Потом те же проверки проводятся на различных ОС.
Для создания гарнитуры приходится повторить ту же работу снова и снова, учитывая особенности каждого начертания. Одни и те же элементы букв нормального шрифта в жирном начертании начинают выглядеть неуместно, поэтому каждую букву нужно перерисовать заново. Получается, что каждое новое начертание — это новый шрифтовой файл.
Метрические аналоги популярных проприетарных шрифтов, используемых в Microsoft Office, создавались в разное время и разными компаниями. Это, например, линейка шрифтов PostScript компании URW Studio, в том числе шрифт Nimbus Roman No. 9, представляющий собой метрический аналог (т.е. совпадающий по размеру каждого символа и расстоянию между рядом стоящими символами) шрифта Times New Roman. В 2007 году компания Red Hat, Inc. представила линейку Liberation Fonts, также включающую в себя несколько метрических аналогов Times New Roman. Самая крупная русская компания, разрабатывающая шрифты, ООО НПП «ПараТайп» совместно с разработчиком операционных систем Astra Linux АО «НПО РусБИТех» в 2016 выпустила шрифтовые гарнитуры PT Astra Sans и PT Astra Serif, тоже метрические аналоги Times New Roman. И по состоянию на 2016 год многообещающие разработки наших коллег не были развиты в достаточной мере для того, чтобы обеспечить полную замену привычных пользователям проприетарных шрифтов.
Нам была очевидна необходимость создания собственного пакета шрифтов, отвечающих следующим основным критериям:
кроссплатформенность: все приложения МойОфис работают на различных ОС, на стационарных и мобильных устройствах, и всем пользователям должно быть одинаково удобно работать с документами, набранными одним и тем же шрифтом;
соответствие ГОСТу: в государственных структурах и крупных корпорациях весь документооборот должен подчиняться чётким рамкам, регламентирующим в том числе и шрифт. Важно, чтобы при переходе на наш продукты (пакет МойОфис) не изменилась вёрстка или разметка документов;
свободное распространение: это шаг навстречу пользователям и гарантия того, что продукт будет постоянно улучшаться, и на его основе могут быть созданы собственные новые шрифты.
Работу над созданием собственных шрифтов мы вели одновременно с разработкой приложений. Задачей было разработать пакет гарнитур, который бы одинаково отображался на всех операционных системах и устройствах, на которых мы планировали разработку продуктов МойОфис. Важным при разработке новых шрифтов было их полное метрическое совпадение с принятыми для работы как в России, так и в мире шрифтами Times New Roman и Arial.
Сравнение начертания прописных и строчных букв А, Ж и Щ, выполненных в шрифтах с засечками XO THAMES (МойОфис) и Time New Roman (Monotype Imaging)Сравнение начертания фраз, выполненных в шрифтах без засечек XO Tahion (МойОфис) и Tahoma (Microsoft)Все разработанные нами шрифты кириллические. Дополнительно включаем в них символы из алфавитов языков народов Российской Федерации и стран СНГ.
В итоге сегодня доступно 11 гарнитур XO Fonts, которые можно скачать на нашем сайте, а свободная лицензия позволяет использовать их бесплатно как непосредственно, так и для доработки.
Наши шрифты по умолчанию входят в состав редакторов МойОфис. В том числе в продукт для частных пользователей «МойОфис Стандартный. Домашняя версия», который также можно бесплатно скачать с нашего сайта или из магазинов приложений операционных систем.
Специальные шрифты для PTC Creo Elements/Direct CoCreate Drafting ME10 Кириллица Русский Румынский Польский Чешский Украинский Словацкий Турецкий Греческий
Специальные шрифты для PTC Creo Elements/Direct CoCreate Drafting ME10 Кириллица Русский Румынский Польский Чешский Украинский Словацкий Турецкий Греческий
| |
Чертеж Восточный Европейские расширения (Drafting-EEE)
С помощью нашего решения вы можете использовать любой восточноевропейский текст внутри Creo Elements/Direct Drafting от PTC (предыдущие названия: ME10, Проектирование OneSpace, CoCreate Drafting), независимо от того, исходит ли он от MS Word или любой другой редактор или написанный непосредственно в Creo Командная строка элементов/прямого черчения. |
Доступные языки
Русский Белорусский Украинский Болгарский Польский Чешский Венгерский Турецкий Греческий Румынский Эстонский Литовский Латышский |
другие языки (например, тайский, норвежский, шведский, финский, датский и т. д.) также доступны по запросу. Текущая версия Доступные платформы Лицензия на программное обеспечение |
Содержание продукта Блочный шрифт с фиксированным расстоянием между знаками Блочный шрифт с переменным расстоянием между знаками DIN-шрифт с фиксированным расстоянием между знаками DIN-шрифт с переменным расстоянием между знаками Шрифт ISO с фиксированным расстоянием между знаками Шрифт ISO с переменным расстоянием между знаками characterdistance Драйверы операционной системы для восточноевропейских шрифтов MS-Word Link Интерфейс ввода данных Программное обеспечение на компакт-диске или через Интернет Руководство по установке 1 год обслуживания программного обеспечения 1 год неограниченной поддержки по горячей линии (по телефону, факсу или электронной почте) | Служба поддержки Годовая стоимость обслуживания программного обеспечения (после первого года): Годовая неограниченная стоимость поддержки по горячей линии (после первого года): Доставка Дополнительно: |
|
Найти информацию об Adobe Type и технологиях шрифтов Adobe
выравнивание | Расположение текста на полях страницы. Выравнивание может быть по левому краю, по правому краю, по ширине или по центру. Выравнивание по левому краю и выравнивание по правому краю иногда называют выравниванием по левому краю и выравниванию по правому краю. |
зажим | Часть строчных букв (например, k, b и d), которая поднимается выше x-высоты других строчных букв начертания. |
базовый уровень | Воображаемая строка, на которой располагается большинство символов шрифта. |
основной текст | Абзацы в документе, составляющие основную часть его содержимого. Основной текст должен быть набран подходящим и легко читаемым шрифтом, обычно размером 10 или 12 пунктов. |
жирный шрифт | Шрифт, который был улучшен за счет более темных и толстых штрихов, чтобы он выделялся на странице. Заголовки, требующие выделения, должны быть выделены жирным шрифтом. Курсив предпочтительнее для выделения в основном тексте. |
пуля | Точка или другой специальный символ, помещаемый слева от элементов в списке, чтобы показать, что они являются отдельными, но связанными точками. |
высота крышки | Высота от базовой линии до верха заглавных букв в шрифте. Это может быть или не быть таким же, как высота зажимов. Высота прописных букв используется в некоторых системах для измерения размера шрифта. |
по центру | Текст размещен на одинаковом расстоянии от левого и правого полей. Заголовки часто располагаются по центру. Как правило, не рекомендуется смешивать центрированный текст с текстом, выровненным по левому или правому краю. |
символ, код символа | Символ слова используется по-разному в разных контекстах. В контексте современных компьютерных операционных систем его часто определяют как код с придаваемым ему значением. Например, десятичный код 97 представляет собой букву а. В большинстве современных операционных систем коды символов представлены 8-битной единицей данных, известной как байт. См. также кодировку символов, глиф, раскладку клавиатуры. |
сопоставление символов | См. кодировку символов. |
кодировка символов | Кодировка символов — это таблица в шрифте или компьютерная операционная система, которая сопоставляет коды символов с глифами в шрифте. Большинство современных операционных систем представляют коды символов с помощью 8-битной единицы данных, известной как байт. Таким образом, таблицы кодирования символов сегодня ограничены не более чем 256 кодами символов. Не все производители операционных систем используют одну и ту же кодировку символов. Например, платформа Macintosh использует стандартный набор символов Macintosh, определенный Apple Computer, Inc., в то время как операционная система Windows использует совершенно другую кодировку, определенную Microsoft. К счастью, шрифты OpenType (и стандартные шрифты Type 1) содержат все глифы, необходимые для обеих этих кодировок, поэтому они корректно работают не только с этими двумя системами, но и с другими.Не все производители операционных систем используют одинаковую кодировку символов. Например, платформа Macintosh использует стандартный набор символов Macintosh, определенный Apple Computer, Inc., в то время как операционная система Windows использует совершенно другую кодировку, определенную Microsoft. К счастью, стандартные шрифты Type 1 содержат все глифы, необходимые для обеих этих кодировок, поэтому они корректно работают не только с этими двумя системами, но и с другими. См. также символ, глиф, раскладку клавиатуры. |
цвет | См. типографский цвет. |
конденсированный | Более узкая версия шрифта, используемая для размещения максимального количества глифов в заданном пространстве. |
контраст | Субъективное ощущение, что графические элементы (например, шрифты) разные, но хорошо работают вместе. Это дает ощущение разнообразия без потери гармонии. В конкретном шрифте контраст также относится к разной толщине штрихов, из которых состоят символы. Helvetica имеет низкий контраст, а Bodoni — высокий. |
копирование | Процесс настройки размера и интервала между шрифтами, чтобы он помещался в пределах определенной области страницы. |
спусковое устройство | Часть строчных букв (например, y, p и q), которая опускается ниже базовой линии других строчных букв начертания шрифта. В некоторых гарнитурах прописные буквы J и Q также опускаются ниже базовой линии. |
дингбаты | Гарнитуры, состоящие из символьных символов, таких как украшения, стрелки и маркеры. |
шрифт дисплея | Шрифт, который хорошо смотрится при больших кеглях, часто для использования в заголовках. |
точек на дюйм | Аббревиатура для точек на дюйм. Относится к разрешению, с которым устройство, такое как монитор или принтер, может отображать текст и графику. Мониторы обычно имеют разрешение 100 dpi или меньше, а лазерные принтеры — 300 dpi или выше. Изображение, распечатанное на лазерном принтере, выглядит четче, чем такое же изображение на мониторе. |
пробка | Стиль дизайна, в котором первая заглавная буква абзаца задается большим размером и выравнивается по верху первой строки. Этот метод используется для обозначения начала нового раздела текста, например главы. |
многоточие | Знак пунктуации, состоящий из трех точек или точек, расположенных подряд. Это указывает на то, что слово или фраза были опущены. |
em, em пробел, em quad | Распространенная единица измерения в типографике. Em традиционно определяется как ширина прописной буквы M в текущем начертании и размере пункта. Его более правильно определить просто как текущий размер точки. Например, в шрифте размером 12 пунктов em — это расстояние в 12 пунктов. |
длинное тире | Тире длиной в em используется для обозначения разрыва предложения. |
en, en space, en quad | Распространенная единица измерения в типографике. En традиционно определяется как ширина заглавной буквы N в текущем начертании и текущий размер точки. Его более правильно определить как половину ширины em. |
в тире | Дефис длиной en используется для обозначения диапазона значений. |
кодирование | См. кодировку символов. |
лицо | Один из стилей семейства граней. Например, курсив семейства Гарамондов — это начертание. |
семья | Также известен как семейство шрифтов. Коллекция лиц, которые были разработаны и предназначены для совместного использования. Например, семейство Garamond состоит из прямого и курсивного начертаний, а также обычного, полужирного и полужирного начертаний. Каждая из комбинаций стиля и веса называется лицом. |
заподлицо слева | Считается, что текст, выровненный по левому краю, выравнивается по левому краю. Если один и тот же текст не выровнен по правому полю, говорят, что он выровнен по левому краю, неровный по правому. Термин «рваное право» иногда используется отдельно для обозначения того же самого. |
заподлицо справа | Считается, что текст, выровненный по правому краю, выравнивается по правому краю. Если один и тот же текст не выровнен по левому полю, говорят, что он выровнен по правому краю, неровный по левому краю. Термин рваные левые иногда используется отдельно для обозначения того же самого. |
шрифт | Один вес, ширина и стиль шрифта. До появления масштабируемого типа между терминами «шрифт», «начертание» и «семейство» было мало различий. Шрифт и начертание по-прежнему используются взаимозаменяемо, хотя термин начертание обычно более правильный. |
семейство шрифтов | Также известен как семья. Коллекция лиц, которые были разработаны вместе и предназначены для совместного использования. Например, семейство шрифтов Garamond состоит из прямых и курсивных начертаний, а также обычного, полужирного и полужирного начертаний. Каждая из комбинаций стиля и веса называется лицом. |
глиф | Слово глиф используется по-разному в разных контекстах. В контексте современных компьютерных операционных систем его часто определяют как форму шрифта, которая используется для представления кода символа на экране или бумаге. Наиболее распространенным примером глифа является буква, но символы и формы в таком шрифте, как ITC Zapf Dingbats, также являются глифами. См. также символ, кодировку символов, раскладку клавиатуры. |
висячий выступ | Стиль документа, в котором первая строка абзаца выравнивается по левому полю, а остальные строки имеют одинаковый отступ. Иногда это называют отставанием. Это эффективный стиль для отображения списков информации. |
заголовок | Короткие строки выделенного текста, которые представляют подробную информацию в следующем основном тексте. Также категория лиц, которые лучше всего подходят для заголовков. |
подсказки | В цифровые шрифты добавлены математические инструкции, чтобы сделать их четкими при любом размере и на устройствах отображения с разным разрешением. |
курсив | Наклонная или рукописная версия лица. Прямолинейные лица часто называют римскими. |
обосновано | Блок текста, разделенный таким образом, чтобы текст выравнивался по левому и правому полям. Выровненный текст имеет более формальный вид, но его может быть труднее читать. |
кернинг | Регулировка горизонтального расстояния между отдельными символами в строке текста. Коррекция кернинга особенно важна для больших экранных строк и строк заголовка. Без настройки кернинга многие комбинации букв могут выглядеть неуклюже. Цель кернинга — создать визуально равные промежутки между всеми буквами, чтобы глаз мог плавно перемещаться по тексту. Кернинг может автоматически применяться программой настольных издательских систем на основе таблиц значений. Некоторые программы также позволяют выполнять ручную настройку кернинга. |
раскладка клавиатуры, сопоставление клавиатуры | Иногда называемая сопоставлением символов, раскладка или сопоставление клавиатуры представляет собой таблицу, используемую операционной системой компьютера для управления тем, какой код символа генерируется при нажатии клавиши или комбинации клавиш. См. также символ, кодировку символов, глиф. |
ведущий (произносится: ведущий) | Расстояние, добавляемое между строками текста для обеспечения удобочитаемости документа. Первоначально этот термин относился к тонким свинцовым прокладкам, которые принтеры использовали для физического увеличения расстояния между строками металлического шрифта. Большинство приложений автоматически применяют стандартное интерлиньяж в зависимости от размера шрифта в пунктах. Более близкий интерлиньяж умещает больше текста на странице, но снижает его читаемость. Более свободный интерлиньяж расширяет текст, чтобы заполнить страницу, и делает документ более удобным для чтения. Интерлиньяж также может быть отрицательным, и в этом случае строки текста располагаются настолько близко, что перекрываются или соприкасаются. |
межбуквенный интервал | Регулировка среднего расстояния между буквами в текстовом блоке для размещения большего или меньшего количества текста в заданном пространстве или для улучшения разборчивости. Кернинг позволяет корректировать отдельные буквы; межбуквенный интервал применяется к блоку текста в целом. Расстояние между буквами иногда называют трекингом или кернингом треков. |
лигатура | Две или более буквы, связанные вместе в одну букву. В некоторых гарнитурах комбинации символов, такие как fi и fl, перекрываются, что приводит к неприглядной форме. Лигатуры fi и fl были разработаны для улучшения внешнего вида этих персонажей. Комбинации букв, такие как ff, ffl и ffi, доступны во всех шрифтах Adobe OpenType Pro и некоторых шрифтах Adobe OpenType Standard. |
поля | Пробелы вокруг текстовых блоков. Поля обычно необходимо создавать по краям страницы, поскольку большинство принтеров не могут печатать до самого края. Пустое пространство также делает документ лучше и легче для чтения. |
косой | Наклонная версия лица. Наклонный шрифт похож на курсив, но без качества шрифта, характерного для настоящего курсива. Прямолинейные лица обычно называют римскими. |
OpenType | Формат OpenType™ является расширенным набором более ранних форматов шрифтов TrueType и Adobe® PostScript® Type 1. Согласно совместному определению Microsoft и Adobe Systems, технически это расширение формата Microsoft TrueType Open, который может содержать либо контуры шрифтов PostScript, либо контуры шрифтов TrueType в одном файле шрифта, который можно использовать как на платформах Macintosh, так и на платформах Windows. Он также может включать расширенный набор символов, основанный на стандарте кодирования Unicode, а также расширенный типографический интеллект для позиционирования и замены глифов, что позволяет включать множество альтернативных глифов в один файл шрифта. |
параграф правил | Графические линии, связанные с абзацем, которые разделяют блоки текста. Правила обычно используются для разделения столбцов и изоляции графики на странице. Некоторые настольные издательские программы позволяют создавать стили абзаца, которые включают правила абзаца над и/или под абзацем. |
Пика | Единица измерения, равная примерно 1/6 дюйма. Пика равна 12 очкам. Традиционная британская и американская пика составляет 0,166 дюйма. В принтерах PostScript пика составляет ровно 1/6 дюйма. |
точка | Единица измерения в типографике. В одном дюйме примерно 72 точки. Пика — 12 баллов. |
кегль | Общий метод измерения типа. Расстояние от вершины самого высокого выносного элемента до основания самого нижнего выносного элемента в пунктах. В Европе тип часто измеряется по высоте колпачка в миллиметрах. |
приподнятая крышка | Стиль дизайна, в котором первая заглавная буква абзаца набирается крупным шрифтом и выравнивается по базовой линии первой строки текста. Сравните с буквицей. |
реверс | Техника печати белого или светлого текста на черном или темном фоне для выделения. Этот метод значительно снижает разборчивость, особенно при использовании мелкого шрифта. |
римская | Обычно относится к вертикальной версии шрифта в семействе шрифтов по сравнению с курсивной версией. |
правило | Сплошная или пунктирная графическая линия в документах, используемая для разделения элементов страницы. Правила и другие графические средства следует использовать с осторожностью и только для пояснения функций других элементов на странице. |
без засечек | Начертание шрифта без засечек. Как правило, низкоконтрастный дизайн. Начертания без засечек придают документам чистый и простой вид. |
с засечками | Маленькие декоративные штрихи, которые добавляются в конце основных штрихов буквы. Засечки улучшают читабельность, направляя взгляд вдоль строки текста. |
сплошной комплект | Интерлиньяж, равный размеру точек используемого шрифта. Обычно используется только с большими размерами дисплея. |
стиль | Один из вариантов внешнего вида, например, курсив и полужирный шрифт, из которых состоят начертания в семействе шрифтов. |
символ | Категория типа, в которой символы являются специальными символами, а не буквенно-цифровыми символами. |
табличные данные | Цифры одинаковой ширины. Это упрощает настройку табличного материала. |
отслеживание | Среднее расстояние между символами в текстовом блоке. Иногда также называется межбуквенным интервалом. |
TrueType | Технология масштабируемого типа, которая вместе с OpenType встроена как в Windows, так и в Mac OS. |
Тип 1 | Оригинальный международный стандарт масштабируемого шрифта, разработанный Adobe Systems. Тип 1 является одним из наиболее распространенных форматов цифровых шрифтов и часто используется профессиональными графическими дизайнерами. Его заменяет OpenType. |
шрифт | Буквы, цифры и символы, составляющие дизайн шрифта. Гарнитура часто является частью семейства шрифтов скоординированного дизайна. Отдельные шрифты названы в честь семейства, а также обозначены обозначениями, такими как курсив, полужирный или сокращенный. |
семейство шрифтов | Также известен как семья. Коллекция лиц, которые были разработаны вместе и предназначены для совместного использования. Например, семейство шрифтов Garamond состоит из прямых и курсивных начертаний, а также обычного, полужирного и полужирного начертаний. Каждая из комбинаций стиля и веса называется лицом. |
типографский цвет | Кажущаяся чернота блока текста. Цвет зависит от относительной толщины штрихов, из которых состоят символы шрифта, а также от ширины, кегля и интерлиньяжа, используемых для настройки текстового блока. |
необоснованный | В зависимости от выравнивания, этот термин относится к тексту, который расположен по левому краю, по правому краю или по центру. |
вес | Относительная темнота символов в различных шрифтах внутри семейства шрифтов. Вес указывается относительными терминами, такими как тонкий, светлый, жирный, очень жирный и черный. |
пробел | Пустые области на странице, где текст и иллюстрации не печатаются. Пустое пространство следует считать важным графическим элементом дизайна страницы. |
ширина | Один из возможных вариантов шрифта внутри семейства шрифтов, например, сокращенный или расширенный. Оставить комментарий
|