Особенности артикуляционной моторики у детей с дизартрией: причины, симптомы и методы коррекции

Каковы основные нарушения артикуляционной моторики при дизартрии у детей. Как проявляются проблемы с мышечным тонусом и координацией движений органов речи. Какие упражнения и методики эффективны для коррекции артикуляционных расстройств при дизартрии.

Что такое дизартрия и как она влияет на артикуляцию

Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При этом расстройстве страдает вся произносительная сторона речи, а не только произношение отдельных звуков.

Основные признаки дизартрии включают:

  • Дефекты звукопроизношения и голоса
  • Нарушения речевого дыхания
  • Расстройства артикуляционной моторики
  • Нарушения просодики (темпа, ритма, интонации речи)

При дизартрии нарушается передача нервных импульсов из коры головного мозга к мышцам речевого аппарата. Это приводит к ограничению подвижности органов артикуляции, снижению силы и точности их движений.


Особенности нарушений артикуляционной моторики при дизартрии

У детей с дизартрией наблюдаются следующие расстройства артикуляционной моторики:

1. Нарушения мышечного тонуса

Могут проявляться в виде:

  • Спастичности (повышения тонуса мышц)
  • Гипотонии (снижения тонуса)
  • Дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса)

При спастичности язык напряжен, оттянут назад. При гипотонии он вялый и распластанный. Дистония вызывает непостоянство нарушений артикуляции.

2. Ограничение подвижности органов артикуляции

Обусловлено парезами и параличами мышц. Особенно страдают тонкие дифференцированные движения языка. Нарушается переключение с одного движения на другое.

3. Нарушения координации движений

Проявляются в виде:

  • Дисметрии (неточности, несоразмерности движений)
  • Гиперметрии (чрезмерно размашистых движений)
  • Трудностей удержания артикуляционных поз

Методы диагностики артикуляционных расстройств при дизартрии

Для выявления особенностей артикуляционной моторики у детей с дизартрией используются следующие методы обследования:


  • Изучение медицинской документации
  • Беседа с родителями
  • Наблюдение за мимикой и артикуляцией ребенка
  • Выполнение артикуляционных проб и упражнений
  • Исследование состояния мышечного тонуса
  • Оценка координации артикуляционных движений
  • Анализ звукопроизношения

Комплексное логопедическое обследование позволяет выявить характер и степень выраженности нарушений артикуляционной моторики при дизартрии у конкретного ребенка.

Основные направления коррекции артикуляционной моторики

Коррекционная работа по преодолению артикуляционных расстройств при дизартрии включает следующие направления:

  1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата
  2. Развитие подвижности органов артикуляции
  3. Формирование правильных артикуляционных укладов
  4. Развитие кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате
  5. Выработка плавности и координированности артикуляционных движений

Эффективность коррекции повышается при комплексном подходе, сочетающем логопедическую работу с медикаментозным лечением и физиотерапией.

Артикуляционная гимнастика как основной метод коррекции

Ключевым методом развития артикуляционной моторики при дизартрии является специальная артикуляционная гимнастика. Она включает упражнения для тренировки подвижности и координации движений губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.


Основные виды артикуляционных упражнений:

  • Статические — удержание артикуляционной позы
  • Динамические — переключение с одного движения на другое
  • Упражнения для развития силы и точности движений
  • Дифференцированные движения артикуляционных органов

При подборе комплекса учитываются индивидуальные особенности нарушений у ребенка. Упражнения выполняются систематически под контролем логопеда и родителей.

Нетрадиционные методы коррекции артикуляционной моторики

В дополнение к классической артикуляционной гимнастике применяются инновационные методы:

  • Биоэнергопластика — соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук
  • Логопедический массаж — воздействие на мышцы артикуляционного аппарата
  • Су-джок терапия — стимуляция биологически активных точек на кистях рук
  • Кинезиотейпирование — наложение специальных пластырей для коррекции мышечного тонуса

Данные методики повышают эффективность традиционной артикуляционной гимнастики и ускоряют процесс коррекции.

Рекомендации родителям по развитию артикуляционной моторики

Родители могут помочь ребенку с дизартрией развивать артикуляционную моторику в домашних условиях:


  1. Ежедневно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, рекомендованный логопедом
  2. Проводить упражнения в игровой форме, используя картинки и игрушки
  3. Контролировать правильность выполнения движений перед зеркалом
  4. Сочетать артикуляционную гимнастику с развитием мелкой моторики рук
  5. Использовать специальные логопедические зонды и шпатели для тренировки мышц языка

Регулярные занятия в домашних условиях значительно повышают эффективность коррекционной работы логопеда.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *