Что такое дизартрия и как она влияет на артикуляцию
Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При этом расстройстве страдает вся произносительная сторона речи, а не только произношение отдельных звуков.
Основные признаки дизартрии включают:
- Дефекты звукопроизношения и голоса
- Нарушения речевого дыхания
- Расстройства артикуляционной моторики
- Нарушения просодики (темпа, ритма, интонации речи)
При дизартрии нарушается передача нервных импульсов из коры головного мозга к мышцам речевого аппарата. Это приводит к ограничению подвижности органов артикуляции, снижению силы и точности их движений.
Особенности нарушений артикуляционной моторики при дизартрии
У детей с дизартрией наблюдаются следующие расстройства артикуляционной моторики:
1. Нарушения мышечного тонуса
Могут проявляться в виде:
- Спастичности (повышения тонуса мышц)
- Гипотонии (снижения тонуса)
- Дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса)
При спастичности язык напряжен, оттянут назад. При гипотонии он вялый и распластанный. Дистония вызывает непостоянство нарушений артикуляции.
2. Ограничение подвижности органов артикуляции
Обусловлено парезами и параличами мышц. Особенно страдают тонкие дифференцированные движения языка. Нарушается переключение с одного движения на другое.
3. Нарушения координации движений
Проявляются в виде:
- Дисметрии (неточности, несоразмерности движений)
- Гиперметрии (чрезмерно размашистых движений)
- Трудностей удержания артикуляционных поз
Методы диагностики артикуляционных расстройств при дизартрии
Для выявления особенностей артикуляционной моторики у детей с дизартрией используются следующие методы обследования:
- Изучение медицинской документации
- Беседа с родителями
- Наблюдение за мимикой и артикуляцией ребенка
- Выполнение артикуляционных проб и упражнений
- Исследование состояния мышечного тонуса
- Оценка координации артикуляционных движений
- Анализ звукопроизношения
Комплексное логопедическое обследование позволяет выявить характер и степень выраженности нарушений артикуляционной моторики при дизартрии у конкретного ребенка.
Основные направления коррекции артикуляционной моторики
Коррекционная работа по преодолению артикуляционных расстройств при дизартрии включает следующие направления:
- Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата
- Развитие подвижности органов артикуляции
- Формирование правильных артикуляционных укладов
- Развитие кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате
- Выработка плавности и координированности артикуляционных движений
Эффективность коррекции повышается при комплексном подходе, сочетающем логопедическую работу с медикаментозным лечением и физиотерапией.
Артикуляционная гимнастика как основной метод коррекции
Ключевым методом развития артикуляционной моторики при дизартрии является специальная артикуляционная гимнастика. Она включает упражнения для тренировки подвижности и координации движений губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.
Основные виды артикуляционных упражнений:
- Статические — удержание артикуляционной позы
- Динамические — переключение с одного движения на другое
- Упражнения для развития силы и точности движений
- Дифференцированные движения артикуляционных органов
При подборе комплекса учитываются индивидуальные особенности нарушений у ребенка. Упражнения выполняются систематически под контролем логопеда и родителей.
Нетрадиционные методы коррекции артикуляционной моторики
В дополнение к классической артикуляционной гимнастике применяются инновационные методы:
- Биоэнергопластика — соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук
- Логопедический массаж — воздействие на мышцы артикуляционного аппарата
- Су-джок терапия — стимуляция биологически активных точек на кистях рук
- Кинезиотейпирование — наложение специальных пластырей для коррекции мышечного тонуса
Данные методики повышают эффективность традиционной артикуляционной гимнастики и ускоряют процесс коррекции.
Рекомендации родителям по развитию артикуляционной моторики
Родители могут помочь ребенку с дизартрией развивать артикуляционную моторику в домашних условиях:
- Ежедневно выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, рекомендованный логопедом
- Проводить упражнения в игровой форме, используя картинки и игрушки
- Контролировать правильность выполнения движений перед зеркалом
- Сочетать артикуляционную гимнастику с развитием мелкой моторики рук
- Использовать специальные логопедические зонды и шпатели для тренировки мышц языка
Регулярные занятия в домашних условиях значительно повышают эффективность коррекционной работы логопеда.