Плохая и хорошая кириллица / Хабр
Удивительно, как мало дизайнеры в нашей стране знают о собственных буквах. На западе любое дизайнерское образование начинается с основы — шрифта и типографики. В обязательном порядке преподают каллиграфию, историю шрифта и дают хорошую типографическую подготовку. Не буду вдаваться в подробности, почему умение обращаться с буквами так сильно отражается на качестве работы дизайнера, но поверьте — влияние впечатляет.
В нашей стране с образованием дизайнеров туго, а шрифтового образования и нет вовсе. Один лишь только курс Ильи Рудермана в БВШД пытается хоть как-то исправить эту печальную картину.
Шрифтовое приданное у нас — не подарок. Молодая кириллица, еще не до конца сформировавшаяся и потерпевшая за свою историю много кардинальных перемен, требует еще многовековой отточки профессионалами. Тем не менее, это наша история и ее надо знать, беречь и обходиться с ней крайне осторожно.
Западные дизайнеры не чувствуют наши буквы и делают порой серьезные ошибки. У них отлично получается латиница, но точности контура маловато для качественной шрифтовой работы — надо чувствовать. На мой взгляд, самая качественная западная кириллица у Luc(as) de Groot. Даже крупные и именитые западные агентства выпускают на рынок шрифты с никуда не годной кириллицей, что еще сильнее показывает всю драматичность ситуации. Я выборочно расскажу о том, что мне попадалось на глаза.
Шрифт МТС
Недавно заметил новый шрифт в рекламной продукции МТС. Не знаю, как он называется и кто его автор, но подозреваю, что сделан он был зпадными шрифтовиками по заказу Wolff Olins. Кириллица в нем просто чудовищна.
Первое, что бросается в глаза — ужасная ошибка — обратный контраст в и. Соединительный штрих в этой букве, отчего-то, толще основных штрихов, чего можно достичь банальным отражением латинской N и что является недопустимым в кириллице. Да и вообще, горизонтальные штрихи в н, ю, з, и все разные. Отдельного внимания заслуживает б, хвост которой обрублен чуть ли не на половине буквы, а правый верхний бок, почему-то подмят. Кавычки грубы и неотесанны, а может быть и вообще просто взяты из другого шрифта.
Шрифт Frank от Newlyn
Не так давно мне попался на глаза новый шрифт Frank, созданный в компании Newlyn, известной своими работами по айдентике. В этом шрифте появилась и кириллица, но лучше бы ее там не было.
Строчная ф черезвычайно узка, шириной почти с н. Строчная ш тоже узка, а вот д, наоборот, достаточно широкая — ей немного не хватило до ш. Странный хвост б, оканчивающийся раньше положенного и сужающийся в том месте, где должен расширяться. Левая нога л тоже имеет незаконченную форму и как бы «поджала свою лапку». Кратка в й слабовата и слишком отлетела от буквы.
Ну и конечно же, Arial
Сейчас в России самым распространенным шрифтом является Arial. Его популярности мы обязаны Windows, в котором Arial стоит по умолчанию. В далеком 82-м году компания Monotype сделала его для Microsoft в замен всемирно-популярного шрифта Helvetica, за использование которой требовалось платить лицензионные отчисления. Arial, по своей сути, вторичен и полностью копирует Helvetica, за исключением некоторых моментов. Латиница у шрифта Arial очень даже хорошая, а вот кириллицу делали западные шрифтовики, не чувствуя наших особенностей. Ничего такого кошмарного и вопиющего, конечно, нет, но к самому популярному в стране шрифту и претензии должны быть соответствующие.
Итак, озвучу некоторые тонкости:
Основные ошибки в пропорциях. Некоторые буквы слишком узкие, а некоторые очень широкие. Прописная К очень узкая, Е — широкая. Л, как и Д тоже узкая и имеет слишком незначительные отличия от П, что может усложнять восприятие или вовсе обернуться ошибкой при плохой печати. Изгиб левой ноги Л должен начинаться выше и идти плавнее, а не быть прямой палкой с крючком на конце.
Строчная л, в отличии от прописной, наоборот, слишком широкая — шириной с н. А хвост у б, который является одной из самых красивых деталей в кириллице — жестоко обрублен и слишком уж прямолинейно выгнут.
Все это кажется мелочами, но для кириллицы это чуждо, некрасиво и, порой, мешает чтению.
Есть и в нашей стране герои
Героев этих не то, чтобы страна, а хотя бы отечественные дизайнеры должны знать в лицо, потому что многие из них отдали годы (а кто-то и десятилетия) своей жизни такому, крайне непопулярному в нашей стране, но очень трудоемкому делу, как шрифтовой дизайн. Дело это абсолютно неприбыльное, но погрузившийся в него дизайнер уже не может выбраться из этого увлекательного занятия.
Тагир Сафаев
Руководитель авторской шрифтовой мастерской в ВАШГД.
Автор кириллических версий многих известных вам шрифтов, таких как Officina, Swift, FreeSet и другие. Сделал и много заказных шрифтов, которые мы видим во многих журналах.Александр Тарбеев
Руководитель авторской шрифтовой мастерской, известный педагог. Так же автор множества кириллизаций и заказных шрифтов. Из его работ мне больше всего нравится Afisha Serif, который использует для набора своих журналов издательский дом «Афиша».
Владимир Ефимов
Арт-директор компании Паратайп. Автор множества шрифтов и кириллизаций, таких как Charter, Newton или Kis. Известный педагог и автор множества статей про шрифты. В частности, его статью в журнале «кАк» я использовал при описании проблем шрифта Arial.
Юрий Гордон
Владелец студии Letterhead. Автор множества коммерческих шрифтов и известной «Книги про буквы от А до Я». Активно ведет свой дневник и колонку в журнале «кАк» про шрифты и свои опыты с буквами.
Илья Рудерман
Наверное, самый известный на западе российский шрифтовой дизайнер. Автор множества коммерческих шрифтов. Часто делает кириллические версии по заказу именитых зарубежных шрифтовиков. Куратор уникального в России курса «Шрифта и типографики».
Валерий Голыженков
Совладелец студии Letterhead. Известный графический и шрифтовой дизайнер. Автор множества шрифтов. Преподаватель БВШД.
Вера Евстафьева
Бывший шрифтовик Студии Лебедева, выпустивший в свет много ярких шрифтов и ныне работающая фрилансером. Из ее работ мне больше всего нравится Direct.
Александра Королькова
Начальник отдела шрифтового дизайна студии Паратайп. Автор известного PT Sans, многих других шрифтов и книги «Живая типографика».
Есть и еще специалисты, но по сути, это единственные люди в нашей стране, которые занимаются шрифтовым дизайном. Этих людей я считаю единственными в мире дизайнерами, способными нарисовать качественный кириллический шрифт. О них я упомянул не ради рекламы, а чтобы сообщество дизайнеров знало, к кому обращаться за качественными шрифтами и чье имя, стоящее рядом с названием шрифта может гарантировать хорошую кириллицу.
В Москве выбрали лучшие кириллические шрифты
?Previous Entry | Next Entry
14 сентября в Москве по адресу Нахимовский просп., 47 состоялось заседание жюри Международного конкурса шрифтов «Современная кириллица».
Жюри рассмотрело 185 работ, представленных отборочным комитетом. В том числе в категории акцидентные шрифты — 134 работы, текстовые шрифты — 28 работ, шрифты для текстового и акцидентного набора — 18 работ, супергарнитуры — 5 работ. В результате работы жюри были отобраны 23 шрифтовых проекта для награждения Почётными дипломами конкурса за совершенство в шрифтовом дизайне. В рамках отобранных работ каждому члену жюри было также дано право отметить один проект на основе личных предпочтений. 15–16 сентября состоялось заседание художественного совета компании ПараТайп, на котором были выбраны 6 работ для награждения специальными дипломами организатора конкурса. О времени и месте награждения победителей будет объявлено дополнительно.
Шрифты, награждённые жюри
Акцидентные шрифты
• P22 Allyson Pro : Пол Хант, США
• Beetlejuice Script : Илья Рудерман, Россия
• Belladonna : Александра Королькова, Россия
• Bender : Олег Журавлёв, Иван Гладких, Россия
• PF Champion Script Pro : Панос Вассилиу, Греция ( отмечен Александром Коноплёвым )
• Epiphany : Олег Мацуев, Россия
• Fry : Олег Мацуев, Россия
• Gosizdat New : Иннокентий Келейников, Россия ( отмечен Максимом Жуковым )
• PF Goudy Initials Pro + PF Goudy : Панос Вассилиу, Греция
• DR_Krokodila : Дмитрий Растворцев, Украина ( отмечен Юрием Гордоном )
• FF Mister K : Юлия Сюсмяляйнен, Юрген Занидес, Германия
• Praline : Илья Рудерман, Россия
• Tsar Saltan : Александр Кокорин, Ольга Чекина, Россия ( отмечен Владимиром Музыченко )
Текстовые шрифты
• Novinka : Софья Сафаева, Россия
Шрифтовые системы: текстовые + акцидентные
• Best Life Serif : Илья Рудерман, Юрий Остроменцкий, Россия
• Big City Grotesque : Илья Рудерман, Россия
• Gross Kronst / Gross Kunst : Кирилл Сиротин, Россия ( отмечен Тагиром Сафаевым )
• Neacademia : Сергей Егоров, США
• Solution : Артём Уткин, Россия ( отмечен Владимиром Ефимовым )
Супергарнитуры
• PF Centro Pro : Панос Вассилиу, Греция
• Leksa : Александра Королькова, Россия
• Moyenage : Франтишек Шторм, Чехия ( отмечен Артемием Лебедевым )
• Susan Family : Манвел Шмавонян, Армения
Специальные дипломы компании ПараТайп
Акцидентные шрифты
• Alfavita : Валерий Голыженков, Россия
Текстовые шрифты
• Chift : Василий Бирюков, Россия
• Kuzma : Антон Героев, Россия
Шрифтовые системы: текстовые + акцидентные
• Apriori : Вера Евстафьева, Россия
• Ladoga : Виктор Харик, Украина
• Skolar Pro : Дэвид Бржезина, Чехия
Источник: adme. ru
Моя компания «Автограф» — любые бизнес-сувениры и корпоративные подарки www.astrakhan.msgifts.ru
- 30rus
- 30rus
- Компания «Автограф»
Декабрь 2022 | ||||||
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- plutin : В Москве выбрали лучшие кириллические шрифты [+2]
Разработано LiveJournal. com
Cyrillic Font Photos and Premium High Res Pictures
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEO
Best match
Newest
Oldest
Most popular
Any dateLast 24 hoursLast 48 hoursLast 72 hoursLast 7 daysLast 30 daysLast 12 monthsCustom диапазон дат
Без лицензионных отчислений
С правами управляемого
RF and RM