QIWI: Где наличные деньги правят (NASDAQ:QIWI)
В этой инвестиционной заметке я расскажу о QIWI (NASDAQ:QIWI), российском поставщике платежных решений. В центре внимания статьи будет российская платежная индустрия, устойчивость бизнеса QIWI и перспективы оценки, чтобы сделать вывод о том, что акции являются потенциальным катализатором для портфеля и имеют значительный потенциал роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Обзор деятельности : QIWI — ведущий поставщик платежных услуг нового поколения в России и СНГ. Его интегрированная собственная сеть обеспечивает платежные услуги по физическим, онлайновым и мобильным каналам. Его платформа и услуги позволяют потребителям i) использовать наличные деньги, ii) хранить стоимость и iii) осуществлять платежи для заказа и оплаты товаров и услуг в физической или онлайн-среде взаимозаменяемо. Приоритетными целевыми рынками являются потребительские сегменты, которые в основном расплачиваются наличными, где у потребителей нет удобных альтернатив оплаты.
Ключевые инвестиционные достижения
Лидерство на рынке платежных услуг следующего поколения : QIWI является пионером и лидером на большом и быстрорастущем рынке платежных услуг нового поколения. Компания занимает лидирующие позиции на рынке России и Казахстана.
Компания лидирует на рынке с более чем 11 млн виртуальных кошельков, более чем 169 000 киосков и терминалов и позволяет более 40 000 продавцов ежемесячно принимать наличные и электронные платежи на сумму более 39 млрд рублей (1,17 млрд долларов США) от более чем 65 млн потребителей в своей сети по адресу минимум раз в месяц. Он также имеет самую большую сеть киосков / POS-терминалов, насчитывающую 170 000 точек доступа, что даже больше, чем около 75 000 банкоматов крупнейшего российского банка Сбербанка.
Надежная бизнес-модель привела к сильным основам бизнеса: QIWI получает доход от 2 операционных сегментов в основном в виде комиссий: i) Qiwi Distribution: платежные системы, предлагаемые через киоски и терминалы, и ii) Visa Qiwi Wallet: платежи обрабатываются через виртуальные электронные счета и банковские предоплаченные продукты, включая бизнес по предоплаченным картам. Компания также получает дополнительный доход за счет рекламы и других неоплачиваемых услуг с высокой маржой.
Бизнес-модель QIWI очень привлекательна по следующим причинам: i) Низкие требования к капиталу, ii) высокий регулярный доход, и iii) возможности для значительного увеличения маржи. Компания зарегистрировала сильный диверсифицированный рост выручки в среднем на 24% за последние 4 года благодаря повторяющимся транзакциям от более чем 12 млн активных пользователей QIWI Wallet. Сильный рост чистой выручки в сочетании с умеренным ростом затрат помог компании увеличить рентабельность по EBITDA на 840 базисных пунктов в 2012 году. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в будущем благодаря смещению структуры доходов в сторону высокодоходного бизнеса кошельков.
Превосходная способность генерировать денежный поток с сильным балансовым отчетом
Сильный рост прибыли QIWI на 24%, легкая бизнес-модель активов и низкая капиталоемкость помогли ей генерировать значительный объем регулярных свободных денежных потоков. Компания переводит около 30% своих доходов в свободный денежный поток.
Незначительная задолженность компании и низкие потребности в капитале для ведения бизнеса или расширения должны способствовать вознаграждению акционеров в будущем. Недавно компания также запустила дивидендную программу.
Недостаточно освоенный рынок Возможности с двузначным потенциалом роста: QIWI станет ключевым бенефициаром увеличения объемов платежей в электронной коммерции благодаря быстрому росту проникновения в онлайн. По данным Edgar, Dunn & Company, количество пользователей Интернета в России значительно увеличилось с 9,2 млн до почти 70 млн в период с 2000 по 2011 год, что составляет 6% и 48% населения России соответственно. Ожидается, что эта тенденция сохранится: к 2015 году почти 70% россиян будут иметь доступ к Интернету9.0003
Источник: QIWI IPO Prospectus
Ожидается, что общий объем электронной коммерции в России вырастет с 222 млрд руб. (6,7 млрд долл.) в 2009 г. Консультации партнеров. По прогнозам, количество россиян, покупающих товары и услуги в Интернете, увеличится с 16,3 млн в 2011 г. до 28,3 млн к 2015 г. увеличение времени, проведенного в сети, и потенциального потребления.
Номинальный ВВП России рос в среднем на 13,3% в год с 2006 по 2011 год, и МВФ ожидает дальнейшего устойчивого роста при низком уровне безработицы. Значительный рост личного располагаемого дохода на душу населения приведет к увеличению потребления домохозяйств в период с 2012 по 2016 год. Эти факторы способствуют повышению уровня располагаемого дохода и большей платежеспособности российского потребителя.
Наличные в настоящее время являются предпочтительным способом оплаты для потребителей в России, на долю которых приходится 94% от суммы платежа. В Казахстане наличные составляют еще большую долю в объеме платежей – ~97%. Российский рынок потребительских платежей в 2011 году оценивался в 23 013 млрд рублей (660 млрд долларов США) и состоял из нескольких ключевых сегментов, включая мобильные и другие телекоммуникационные услуги, платежи по потребительским кредитам, электронную торговлю и коммунальные услуги. По данным EU International, рынок быстро рос, со среднегодовым темпом роста 8,2% с 2009 по 2011 год, и ожидается, что он продолжит расти со среднегодовым темпом роста 5,2% с 2011 по 2013 год.
Ожидается, что наличные останутся доминирующим способом оплаты в России (87% рынка в 2016 г.) в течение следующих нескольких лет, что обусловлено следующими факторами: карты, особенно в небольших городах. Прогнозируемое количество платежных терминалов на 100 000 человек населения в России в 2014 году, как ожидается, составит менее трети текущего количества платежных терминалов на 100 000 человек в США. Таким образом, наличные деньги являются наиболее удобным способом оплаты даже для потребителей, имеющих доступ к финансовые услуги.
Рынок киосков: Количество небанковских киосков в России оценивается в 227 900, в Казахстане — в 16 200. Количество россиян, использующих киоски для осуществления платежей, в том числе оплаты счетов за коммунальные услуги, мобильных и стационарных телефонов, платежей по кредитам, пополнения виртуального кошелька, платежей в государственные органы и для покупок в Интернете, увеличилось с 39% до 67% в период с 2010 по 2012 год. Прогнозируется, что общий объем платежей через небанковские киоски вырастет с 729 млрд рублей (22 млрд долларов США) в 2011 году до 875 млрд рублей (26 млрд долларов США) в 2017 году. банки, провайдеры виртуальных кошельков и операторы денежных переводов в качестве канала для онлайн-платежей, внутренних переводов и трансграничных денежных переводов.
Источник: QIWI IPO Prospectus
Рынок виртуальных кошельков: ожидается, что объем виртуальных кошельков в России вырастет более чем на 300% до 686,6 млрд руб. (21 млрд долл. США) в 2017 г. за счет i) общего роста потребительских платежей, ii) распространение Интернета и электронной коммерции, iii) рост сложности потребителей и iv) дальнейшее распространение электронных платежей. Потребители приспособились к электронным платежам за широкий спектр товаров, включая коммунальные услуги, игры и платные сервисы в социальных сетях.
Источник: Проспект IPO QIWI
Оценка конкурентной среды
Конкурентами QIWI являются: i) розничные банки, ii) нетрадиционные поставщики платежных услуг, iii) традиционные операторы киосков и терминалов и iv) операторы электронных платежных систем . Отрасль конкурирует за скорость, удобство, размер сети, доступность и часы работы, программы лояльности, надежность и цену. Основными конкурентами в сфере розничных банковских услуг являются крупнейший розничный банк России, Сбербанк и Альфа-Банк. Прямыми конкурентами среди операторов традиционных киосков и терминалов являются КиберПлат, Элекснет и Яндекс.
Источник: Edgar, Dunn & Co
Яндекс (YNDX) в настоящее время является основным конкурентом QIWI в сфере кошельков, а PayPal (поданный на лицензию) может стать одним из них в будущем. 75% акций Сбербанка в Яндексе объединяют крупнейший банк и крупнейшую поисковую систему в бизнесе.
Visa Partnership to Help International Expansion Plans
Цифровые кошельки представляют собой инновационную технологию, которая еще не достигла критической массы среди потребителей из-за низкой осведомленности и запутанного понимания их преимуществ. QIWI планирует расширяться в странах за пределами России и Казахстана, напрямую инвестируя в определенные страны, где она может использовать свой операционный опыт для успешной работы. Несмотря на то, что планы компании по расширению находятся на ранней стадии, она добилась успеха в Молдове, Румынии, Беларуси, Бразилии и США. Франчайзинг также возможен в таких странах, как Аргентина, Чили, Китай, Колумбия, Индия, Панама, Перу, Южная Африка, Украина и некоторых других странах путем лицензирования своей технологии.
Стратегическим для его планов международной экспансии будет партнерство с Visa Qiwi Wallet. QIWI планирует перевести Visa QIWI Wallet с модели единого банка, управляемой только Qiwi Bank, на цифровой кошелек со счетом с сохраненными средствами на основе предоплаченной карты Visa, которая может быть выпущена любым банком-членом Visa. В течение 2013 года QIWI и Visa будут работать над открытием платформы QIWI для других банков-участников Visa в России и странах СНГ. Подразумевается, что Visa QIWI Wallet будет приниматься в местах, где принимается Visa (V). По данным eMarketer, это произошло в то время, когда продажи электронной коммерции B2C выросли на 21,1% и впервые в 2012 году превысили 1 триллион долларов.
Сильный сетевой эффект и сильные входные барьеры: Способность QIWI сочетать физическое распространение с доступом к виртуальному кошельку помогла ей укрепить сильные позиции на рынке. Кроме того, его отношения с более чем 40 000 продавцов создают мощную сеть, которую может воспроизвести любой новый игрок. Он также пользуется высокой узнаваемостью бренда, которым пользуется более 50% населения России.
Его партнерство с Visa обеспечивает сильное отличие от конкурентов. Похоже, что QIWI хорошо справляется с конкуренцией, возникающей из-за совместного предприятия Сбербанка и Яндекса.
Рост прибыли и доходы кошелька должны влиять на оценку
Несмотря на рост акций после IPO, QIWI по-прежнему привлекательна, на мой взгляд. Учитывая отличную бизнес-модель, сильные фундаментальные показатели, лидерство на рынке и партнерство с Visa, QIWI должна торговаться с мультипликаторами, аналогичными мультипликаторам Яндекса. QIWI в настоящее время торгуется с PE 1 FY15,2x (против 19,8x у Яндекса). Несоответствие в оценке может быть связано с избыточным объемом IPO и высоким риском зарождающейся российской платежной индустрии, в которой работает QIWI. Я ожидаю многократного расширения в ближайшие месяцы по следующим причинам:
i) Переход к высокодоходным кошелькам: В последнее время QIWI увеличивает свою долю доходов и прибыли от быстрорастущего сегмента кошельков. На сегмент кошельков в настоящее время приходится около 30% продаж QIWI (по сравнению с 9% в 2009 г.). Ожидается, что к 2015 году его доля достигнет 50%. Бизнес кошельков обычно имеет более высокую доходность — 0,80% (по сравнению с 0,60% для дистрибьюторского бизнеса). Помимо более высокой доходности, акции Wallet торгуются со значительно более высокими мультипликаторами по сравнению с дистрибьюторскими компаниями, что должно подтверждать наш тезис о многократном расширении.
Бумажник Comp | 1 год вперед PE |
Visa | 20,4 |
MasterCard (MA) | 18.6 |
Яндекс | 19.8 |
90 002 Среднее | 19,6 |
Распределительный комп | |
Cardtronics (CATM) | 14,6 |
Euronet Worldwide (EEFT) | 9 0124 ii) Сильный рост прибыли: руководство ожидает, что QIWI продемонстрирует органический рост выручки более чем на 25% и рост прибыли на акцию примерно на 33% до 2015 г.