Некоторые аспекты изучения графической иллюстрации как элемента медиатекста
В статье рассматриваются некоторые семиотические аспекты изучения графической иллюстрации в СМИ как элемента медиатекста, как особой системы визуальной коммуникации, имеющей собственный язык и принципы передачи информации.
Ключевые слова: графическая иллюстрация, визуальный язык, визуальная коммуникация
Введение
В современном информационном обществе актуальной является задача всестороннего исследования явлений, тем или иным способом связанных с передачей информации, те. участвующих в коммуникационном процессе. В сформировавшемся медиапространстве невербальные средства коммуникации превратились из вторичного источника информации в равноценный компонент медиатекста1, не уступающий вербальному по значению и зачастую имеющий более высокий информационный потенциал и возможности применения.
При восприятии читателем содержания печатного издания можно говорить о визуальной коммуникации. Передача информации в начале процесса ее получения происходит визуальным способом, и в этом большую роль играет графическая иллюстрация как вид визуального сообщения. Знаки, из которых строятся визуальные сообщения, выполняют роль носителей определенных смысловых значений. Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов. Помимо этого иллюстрация служит инструментом идентификации издания, акциденции главного материала, а также одним из инструментов навигации. И в связи с этим проблемы изучения графической иллюстрации как визуального элемента медиатекста представляются весьма актуальными. Как правило, в многочисленных исследованиях СМИ основным объектом выступает вербальный текст, а иллюстрация либо не включена в объект исследования, либо включена как второстепенный элемент.
Сегодня в понятие «иллюстрирование» входит использование различного типа изображений на страницах периодических изданий.
Несмотря на кажущуюся очевидность ответа, термин «иллюстрация» в общем и «графическая иллюстрация» в частности применительно к СМИ имеет поливариантные объяснения. Графических иллюстраций множество. Некоторые исследователи относят к ним инфографику и графические элементы (пиктограммы и другие элементы визуализации рубрик), являющиеся неотъемлемыми компонентами печатных изданий. Поэтому необходимо провести четкие дефиниции, на основании которых можно построить определения термина «графическая иллюстрация». Графическая иллюстрация в СМИ пришла из искусства оформления книги, и первые определения графической иллюстрации были даны художниками—иллюстраторами, исследователями и преподавателями искусства книги. Так, основатель русской школы искусства книжного иллюстрирования В.А. Фаворский определял иллюстрацию как часть «живого организма» книги, которая выполняет не только функцию визуализации, но и, организуя ее конструкцию, направляет движение читательского интереса по страницам издания [Фаворский, 1996].
Рекламно-полиграфический словарь дает этому термину следующее определение: иллюстрация (от нем. illustration, лат illustratio — пояснение) — дополнительное наглядное изображение (репродукция, рисунок, фотография, схема, чертеж и пр. ) в тексте издания. Иллюстрация поясняет, украшает или дополняет основную текстовую информацию издания2. Автор издательского словаря А.Э. Мильчин конкретизирует это определение: иллюстрация — изображение в издании, поясняющее текст, помогающее читателю лучше понять его благодаря своей наглядной изобразительной форме или дополняющее текст, выражающее содержание, которое либо вообще нельзя передать в текстовой форме, либо передать в ней гораздо сложнее, а воспринимать намного труднее
Для исследования графической иллюстрации как элемента медиатекста значимыми являются проблемы визуальной семантики, синтактики и прагматики, взаимодействия иконической знаковой системы с вербальной семиотической системой. Начало семиотическому осмыслению визуальных изображений как особой знаковой системы было положено в ряде работ. В этих исследованиях рассматривались, скорее, общие положения семиотики изобразительных элементов в искусстве (Лотман, 1994, 1998), моде и фотографии (Барт, 2003), в дизайне (Жердев, 2010), в креолизованном тексте (Чаплыгина, 2006). Всестороннего изучения графической иллюстрации как визуального элемента медиаконтента и компонента знаковой системы издания до этого момента не проводилось.
Выявить присущие графической иллюстрации семиотические признаки — насущная задача в исследовании визуальных компонентов СМИ. Данная работа раскрывает некоторые семиотические аспекты изучения графической иллюстрации как органичного элемента медиатекста и призвана наметить дальнейшие направления ее исследования.
Методология и результаты
Изучение характеристик и особенностей визуального контента различных изданий предполагает использование методов анализа, классификации и сравнения иллюстраций.
В семиотическом плане рассмотрение графической иллюстрации предполагает изучение ее структуры как компонента знаковой системы издания (синтактика), отношения графической иллюстрации как совокупности иконических знаков к изображаемой действительности (семантика) и к тому, кто его интерпретирует (прагматика).
С точки зрения синтактики рассмотрим графическую иллюстрацию в СМИ как вид семиотически-осложненного визуального сообщения.
Графическая иллюстрация представляет собой вполне самостоятельный вид графики со своим художественным языком. В термин «язык» вкладывается широкое толкование, которое принято в семиотике: «язык — это любая упорядоченная система, служащая целям коммуникации и пользующаяся знаками» (Лотман, 1998: 19).
Язык графики основан на выразительных возможностях точки, линии, формы, цвета, которые отвечают за передачу визуальной информации в периодических изданиях. Взаимодействуя между собой, они создают визуальное сообщение, следовательно, могут рассматриваться как особого рода знаки. Точка является простейшим средством создания визуального изображения, но, по мнению исследователя семиотики искусства А.П. Лободанова, именно линия является основным знаковым «средством изобразительного выражения формы предмета» (Лободанов, 2011: 359). Именно линия дает возможность «закрепления того образного содержания, которое содержится в движениях руки по поверхности изображаемого предмета. Линия стала средством «записи» и закрепления повторенного и смоделированного в сознании человека движения. Проведенная на изобразительной плоскости, она является знаком изображения, его означающей основой — характерным обозначением целостной формы предмета. Таким образом, линия — основа изобразительной деятельности, ее первоэлемент.
Структуру визуального образа, смоделированного линией, можно проследить на примере иллюстраций В. Чумачева для изданий ИД «Коммерсантъ». Герои его сатирической графики выполнены непрерывной линией. Четко прочитывается лишь рисунок головы персонажа, а тело и конечности изображены схематично. Их образы унифицированы, линейная структура изображения превращена в знак, так же как и авторская подпись, ставшая логотипом.
Цвет также является важнейшим средством графического иллюстрирования в СМИ. Теории цвета, разработанные И.В. Гёте, В.В. Кандинским, И. Итенном, подразделяют цвета на теплые и холодные, насыщенные и приглушенные, выделяют различные типы цветовых контрастов. Их концепции можно применить и к графическому иллюстрированию в СМИ, определяя гармоничные сочетания цветов, их контрастные и нюансные отношения, функции цвета, влияющие на восприятие графической иллюстрации.
Среди основных функций, свойственных цвету в графическом изображении, можно выделить следующие:
— аттрактивную — отвечает за привлечение внимания читателя с помощью цвета. При этом комбинация цветов способствует объединению всех компонентов изображения в одно визуальное целое, а их контрастные сочетания позволяют избежать однообразия;
— выделительную — отвечает за выделение основных элементов изображения с помощью цвета, выстраивая иерархические визуальные связи;
— экспрессивную — отвечает за способность цвета воздействовать на читателя и вызывать у него определенные эмоциональные состояния (Анисимова, 1999: 71).
При этом исследователи отмечают относительно устойчивые реакции реципиентов на определенные цвета и их сочетания. Так, красный цвет действует возбуждающе, желтый вселяет радость и оптимизм, голубой цвет успокаивает, черный действует угнетающе и тд. Сочетания черного с красным или желтым имеют повышенное эмоциональное воздействие и часто используются в дизайне и оформлении печатных изданий. Так, единое стилистическое решение обложки и основного материала еженедельника «Эксперт» создается с помощью графических средств. При этом красный цвет является доминирующим цветовым акцентом, знаковым средством, который поддерживает стилистику конструктивизма и, входя составным элементом в графические изображения, направляет движение читательского интереса к определенным материалам номера, усиливая при этом прагматическое воздействие текста публикаций.
К знаковым понятиям синтактики можно отнести и композиционную структуру графического изображения, а также отношения подобия формы, цвета и размера в композиции графического изображения. Исследователь психологии искусства Р. Арнхейм установил, что «правила группирования объектов изображения служат не только целям чисто формальной организации композиции, но и способствуют выражению их символического значения… Соединение различных частей средствами подобия цвета, формы, размера, ориентации особенно важно в «разбросанных композициях», для которых в силу того, что они состоят из более или менее изолированных элементов… требуется объединение» (Арнхейм, 2007: 85).
Композиционное объединение знаковых элементов важно не только в отдельно взятом графическом изображении, но и во всей знаковой совокупности печатного издания, в котором должны органично сочетаться изобразительные, шрифтовые, пробельные и декоративные элементы. Например, на внутренних полосах журнала «Компания» необычные шрифтовые решения поддержаны полосными иллюстрациями, а также их развитием в качестве декоративных вертикальных полей, что создает единое визуальное знаковое пространство основного материала рубрики «Главное», объединяющее вербальный компонент с изобразительным. К изобразительным компонентам в данном случае относятся и иллюстрация, и типографика заголовка, который выступает как иконический знак.
Взаимоотношение изобразительных иконических знаков внутри печатного издания может определяться как визуальный текст. Рассматривая это понятие, исследователь семиотики дизайна Е.В. Жердев писал: «…визуальный текст организуется как некая структура, составленная из элементов. Это могут быть геометрические формы, шрифтовые или колористические композиции и тому подобные структуры» (Жердев, 2010: 324). В визуальном тексте «подчеркиваются те или иные пространственные или цветовые отношения между элементами (равномерность, ритмичность, симметрия и тд.), они-то и задают требуемый смысл… Владея азбукой визуальных форм и организацией таких… характеристик, как «сгущение—разряжение», «равномерность—неравномерность», «уравновешенность- неуравновешенность» и т.п., художник имеет возможность осуществлять визуализацию сложных тем и отвлеченных понятий» (там же).
Особенности взаимодействия вербальных и изобразительных элементов в печатном издании определяются функциями, выполняемыми графической иллюстрацией. По отношению к контенту печатных изданий иллюстрация может выполнять функции визуализации медиатекста, быть самостоятельной публикацией либо декоративным элементом. Большинство графических изображений в исследуемых изданиях выполняют функцию визуализации текста, с помощью средств графики передают содержание статей с разной степенью реалистичности и авторской интерпретации. Они имеют внутриполосное расположение и формат 1/2 полосы и менее, предваряют печатный материал либо заверстываются в текст.
Следующей категорией являются отдельные иллюстрации, представляющие собой самостоятельный материал. К ним относятся иллюстрации обложек и шмуцтитулов, предваряющих крупные рубрики. Крупноформатные иллюстрации шмуцтитулов рубрик «Сюжет недели» еженедельника «Власть» и «Реальные/Нереальные деньги» еженедельника «Деньги» помимо прочего выполняют функции сигнального знака, привлекающего активное внимание читателя еще до ознакомления с материалом.
Декоративными иллюстрациями являются изображения, выполняющие исключительно акцидентную или эстетическую функцию оформления полосы. Отличительным признаком еженедельника «Профиль» до его редизайна в 2011 г. было использование графических иллюстраций в рубрикации. Они были выполнены в стилистике старинных гравюр, изображающих фигуры людей, животных и фантастических персонажей. Использование этих декоративных композиций создавало неповторимую и изысканную изобразительную знаковую систему, являющуюся отличительной чертой визуального языка этого издания.
Проблемы визуализации печатных СМИ необходимо рассмотреть с точки зрения семантического анализа иллюстраций. На характер семантических связей обозначаемого и обозначающего в графическом изображении, бесспорно, оказывает влияние представление автора этого произведения об изображаемом объекте или явлении. По наблюдениям Ю.М. Лотмана, художник «составляет себе представление о структуре действительности, т. е. представляет себе окружающую жизнь как структуру (характер этого представления сложно связан со структурой его мировоззрения) и в соответствии с этим располагает элементы рисунка» (Лотман, 1994: 63).
В основе творчества художника лежит желание выразить в своей работе сходство с каким-либо явлением. И это желание является основой для понимания проблемы художественно-семантического осмысления окружающего мира и выражения этого понимания в конечном графическом изображении. Автор графической иллюстрации, создаваемой для современного периодического издания, выделяет лишь наиболее важные признаки обобщенной формой, лаконичными линиями, что упрощает форму изображаемого объекта и помогает передать основное и узнаваемое зрителем. Художник выражает свое видение языком метафор, при этом «…метафора выступает в качестве семантического метаязыка, имеющего кодирующий, знаковый характер, рассчитанный на прочтение реципиентом» (Жердев, 2010: 25). Такого же мнения придерживается и Р. Арнхейм, считая, что человеку, поскольку он обладает интуицией, художественным мышлением, «свойственно генетически воспринимать и создавать метафорический образ» (цит. по Жердев, 2010: 31). В изобразительной метафоре свойства одного объекта или явления переносятся на свойства другого объекта по признакам сходства (общим признаком может быть также цвет, форма, фактура, текстура и их комбинации) или противопоставления. В разновидностях изобразительной метафоры можно выделить олицетворение — перенесение на объект (неодушевленный предмет и явление) черт живого существа и метаморфозу — преображение, превращение чего-либо, изменение формы или структуры.
Яркими примерами «визуальной метафоры» служат иллюстрации А. Шелютто для еженедельника «Власть». Крупноформатные иллюстрации этого автора являются графической доминантой всего номера. Перенесший опыт своей работы с плакатной графикой в журнальную иллюстрацию, автор сохранил выразительность крупноформатных образов, но нашел новый стиль графики для этого издания, сочетающий в себе сдержанную цветовую гамму и ассоциативное образное изображение. В его иллюстрациях в полной мере реализуется «символическая функция изображения», которая позволяет создавать «емкие, глубокие по степени обобщения плакатные образы» (Анисимова, 1999: 65). На примере его иллюстраций можно проследить изображения-символы, не только имеющие жестко фиксированное смысловое значение (голубь — символ мира, череп — символ смерти, цепь и кандалы — символы зависимости, маска — символ двуличия и т.д.), но и те, которые несут на себе печать сугубой авторской индивидуальности (там же). Так, например, часто используемое изображение Буратино в различных вариантах представляет собирательный символический образ подчиненного, зависимого электората4; палитра, используемая в качестве нимба, — одухотворенность искусства5; галстук — символ политического давления, несвободы6 и т.д.
Рассматривая графическое изображение с семантических позиций, нельзя забывать, что в отличие от станковой графики иллюстрация, созданная для печатного издания, в первую очередь ориентирована на восприятие аудиторией этого изображения и, как следствие, проблемы прагматики, т. е. интерпретации получаемой визуальной информации, становятся основными при рассмотрении этой темы. Прагматический аспект логично рассмотреть на примере сатирических иллюстраций, самых распространенных графических изображений в прессе.
Карикатура и комикс являются разновидностью креолизованного текста, в структуре которых задействованы средства разных кодов, вербального и невербального (в нашем случае визуального). Передача информации осуществляется по двум каналам (вербальному и визуальному), причем их соотношение может варьироваться. В некоторых случаях рисунок представляет более ценную информацию для понимания, чем текст, и наоборот. Изобразительный компонент комиксов А. Зубкова для журнала «Компания» превалирует над вербальным, но для полного понимания аудиторией смысла изображения текстовой компонент необходим. Так, в № 48 за 2011 г., иллюстрируя предвыборное заявление В. Путина о необходимости борьбы с оффшорами, клановостью и коррупцией, автор выбрал образ Змея-Горыныча с тремя головами, шеи которых украшают ошейники с соответствующими надписями, а удалой князь с узнаваемыми чертами лица в раздумье пытается определить, какую из голов срубить. Отсутствие надписей на ошейниках лишило бы изображение смысла, превратив его в банальную иллюстрацию сюжета русских былин, а прагматическая ценность изображения как визуального сообщения была бы потеряна.
Именно на прагматической парадигме визуальных знаков делал акцент Р. Барт в своей работе «Фотографическое сообщение» (Барт, 2003), но его выводы можно применить и к графической иллюстрации как особому роду сообщения в силу единого канала передачи информации. Он писал: «Весь комплекс этого сообщения образуют источник-отправитель, канал передачи и среда получателей» (Барт, 2003: 378). К источникам-отправителям он относил редакцию издания и издательский коллектив, занятый изготовлением иллюстративного материала и подготовкой его к печати. Средой получателей является публика, читающая газету, а канал передачи — газета, вернее комплекс вербальных и визуальных сообщений, из которых она состоит (там же).
Для правильного анализа и восприятия визуальных сообщений в СМИ читателю необходим определенный набор знаний (пресуппозиций), среди которых можно выделить три основных:
— графические знания — те. знания о рисунке: цвет, фон, размер, форма, отдельные элементы формы и их характеристики;
— историко-культурологические знания — позволяют использовать имеющиеся у читателя знания об изображаемом предмете, личности, событии или явлении, их характеристиках, занимаемом месте среди других объектов;
— лингвистические знания (для вербо-иконических сообщений) — знание языка, его оборотов и устойчивых выражений, пословиц, идиом и т.д., которое позволяет понять не только визуальную, но и вербальную компоненту изображения (Чаплыгина, 2006: 132).
Специфику восприятия графического изображения различными аудиториями можно проанализировать на примере «Петровича» — рисованного персонажа, собирательного образа маленького человека, созданного А. Бильжо еще в 80-е годы XX в., и начинавшего свое триумфальное шествие в СМИ со страниц «Коммерсанта». Но в «Коммерсанте» персонаж А. Бильжо был неуместен, так как аудитория этого издания не идентифицировала себя с ним, воспринимая его, скорее, как антигероя, что послужило причиной перехода А. Бильжо, а вместе с ним и Петровича в «Известия», аудитория которых восприняла рисованного персонажа и его лексику как родного.
Успешность этого проекта вылилась в анимированные ролики на центральных каналах телевидения (мультсериал «Петрович», программа «Однако» с М. Леонтьевым на ОРТ, «Итого» с В. Шендеровичем на НТВ), массовая аудитория которых также приняла рисованного персонажа благосклонно. Его имя и образ стали брендом, он зажил своей самостоятельной жизнью — сначала в прессе, затем на ТВ, сегодня и в интернете (проект «Сноб», сайт Петрович.ру), являя собой яркий пример совпадения кодовых установок автора изображения и аудитории и, как следствие, попадания в волну читательского интереса.
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что в современной коммуникативной среде вербальный язык является важнейшим и наиболее универсальным, но не единственным средством передачи информации. В ряде случаев именно во взаимодействии со знаками иной системы, в частности с визуальными, вербальные знаки наиболее успешно реализуют свои коммуникативные функции. Необходимо отметить тенденцию роста объема визуальной информации, имеющей более высокую информационную емкость и более широкий коммерческий потенциал, чем вербальная информация. Визуальная информация получает все более широкое распространение, нарушая монополию печатного текста на передачу информации не только в СМИ, но и в других сферах жизнедеятельности человека.
Визуализация языка СМИ привела к модернизации, преодолению ограниченности литературного языка, который уже не удовлетворяет потребностей читательской аудитории, привыкшей получать большой объем информации в сжатом и максимально концентрированном виде. Иллюстрация в печатном периодическом издании, участвуя как визуальное сообщение в последовательной семиотической цепочке передачи информации от отправителя к получателю, стала особой системой коммуникации, имеющей собственный язык и принципы передачи информации.
В связи с этим представляется актуальным дальнейшее исследование графической иллюстрации в СМИ как элемента медиатекста, компонента фирменного стиля, самостоятельного знака и эстетического объекта.
Примечания
1 Медиатекст (media text, media construct) — сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Фёдоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог, 2010. С. 64.
2 См.: Стефанов С.И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. М.: Гелла-принт, 2004.
3 См.: Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: Олма-Пресс, 2006.
4 См. в № 13, 34, 40 за 2011 г., № 22, 24, 31 за 2012 г., № 25 за 2013 г.
5 См. в №28 за 2010 г.
6 См. в № 30, 36 за 2010 г., № 26 за 2011 г.
Библиография
Анисимова Е.Е. Креолизованные тексты — тексты XXI века? Учеб. пособие по интерпретации текста. М.: ЦЧКИ, 1999.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007.
Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситникова Е.В., Тарбеев А.В. Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2013.
Жердев Е.В. Метафора в дизайне. М.: Архитектура-С, 2010.
Лободанов А.П. Изображение как знаковая система // Семиотика искусства: история и онтология. М.: ГИИ, 2011.
Лотман Ю.М. Искусство как семиотическая система // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.
Сидоров А.А. Искусство книги. М., 2013. Репринт по изд. Сидоров А.А. Искусство книги. М.: Дом печати, 1922.
Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М.: Молодая гвардия, 1966.
Чаплыгина Ю.С. Комические креолизованные тексты: взаимодействие знаковых систем. Самара: Изд-во Самарского гос. экономического ун-та, 2006.
Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.
Поступила в редакцию 04.10.2013
Иллюстрация, которая незаметно стала главным трендом в дизайне — CMS Magazine
Несколько лет подряд иллюстрации признают трендом. В этом году (скоро увидите) прогнозы не будут особо отличаться от прошлогодних — иллюстрации снова окажутся в топе. Почему рисованная графика так востребована, какие уникальные задачи решает и когда уже всем надоест?
Red Collar уже подготовили свою версию из 8 трендов на 2020. Иллюстрации на месте.
Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace. ru – получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь – выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →
Одна из причин, запустивших моду на рисованную графику — это общая усталость пользователей от фотоконтента. Нет, конечно, Instagram по-прежнему про фото и самая актуальная социальная сеть (окей, зумер, Tik-Tok еще), и сами фотографии как были трендом веб-дизайна, так и остаются — меняется только стиль.
Но иллюстрации сегодня — это работающий способ выделиться на фоне остальных. Авторские иллюстрации, сделанные в едином стиле, все чаще начинают использовать как дополнение к фотографии.
Здесь показательный пример — визуальное оформление тематических медиа. В большинстве случаев контентщики до сих пор берут первые подходящие по смыслу картинки из интернета. Это могут быть только фото или фото с какой-то рисованной графикой, но в обоих случаях цельного визуала не получается.
С другой стороны, концептуально продуманное оформление дает бонус к узнаваемости. При этом можно использовать только рисунки или совмещать их с фото.
То же самое справедливо для промостраниц. Например, этот проект InVision, получивший премию Awwwards, по части визуала — это типографика, иллюстрации и немного графиков, больше ничего.
Zoomanity, который также получил Site of the Day — иллюстрации, типографика и сторителлинг.
Но визуальная «свежесть» иллюстраций — это, конечно, не единственная причина, почему они становятся все более востребованными. Есть и более прагматичные объяснения.
Маркетинг стал более гибким и массированнымAgile-маркетинг на слуху уже несколько лет, маркетинговые отделы все сильнее завязываются на осязаемые KPI и performance-подход. В то же время растет количество каналов, по которым нужно «пробомбить» аудиторию — наружка, ТВ, прероллы Ютуба, реклама в социальных сетях и так далее.
Количество каналов увеличивает затраты на продакшен и затягивает сроки согласования. Поэтому многие бренды выбирают небольшие рисованные анимированные ролики или иллюстрации для статичных креативов — их проще и быстрее делать, в них можно внести изменения без значительной переделки готового продукта. К тому же, иллюстрация исключает длительную подготовку, как в случае с фото- или видеосъемками: кастинг, поиск локаций, сама съемка, постпродакшен — и всю сопутствующую бюрократию.
Думаю, одна из причин, почему Ростелеком ушел в своей коммуникации в рисунки — именно в возможности делать больше за меньшее время и вносить изменения в ходе работы.
До ребрендинга
После ребрендинга
Когда важен быстрый результат — иллюстрации выручают. Когда готовую концепцию нужно масштабировать: сделать следующий рекламный сезон или адаптировать то же рекламное сообщение под новый канал — иллюстрация снова оказывается более гибким, предсказуемым и дешевым инструментом.
Иллюстрация — это самый пластичный визуальный языкЭто еще одна причина, почему рисованной графики становится больше и больше. Иными словами, нарисовать можно всё, любые эмоции, сцены, персонажей в самых фантастических ситуациях.
Открытка для трансферной кампании Buy The Way
Обложка для статьи «Как дизайнер может стать лидером» в нашем блоге
Это невероятно актуально сейчас — когда бренды окончательно осознали, что, если хочется завоевать молодую аудиторию, важно быть смелыми и дерзкими, не использовать клишированные решения. Безумные образы и сюжеты — всё это можно было бы реализовать и другими средствами, но получилось бы значительно дороже.
Еще один пример, когда типографика и рисованная анимация очень хорошо сработались — промо Intercom.
Анимационная студия Petrick делает ролики для российских банков, телекома и других технологических компаний. Сделать подобное с помощью живых съемок и даже компьютерной графики было бы значительно сложнее.
Иллюстрация — это то, что понравится всемОбщая закономерность — бренды (в первую очередь, западные, но и отечественные скоро к ним присоединятся) хотят использовать в коммуникации максимально мягкие, усредненные, абстрактные образы. Это делается не только, чтобы польстить борцам за равноправие, есть и более простая причина — любому потребителю должно быть просто ассоциировать себя с изображением. А этого проще всего достичь, если у персонажа нет явно выраженных черт. Такой уровень абстракции освобождает мозг зрителя от навязанной информации: вместо этого он видит «очищенные от личности» эмоции, видит линии и цвета, улавливает настроение и домысливает остальное.
Этот прием хорошо перекликается с другим трендом в дизайне — «жидкими формами». Вот в этой работе используются оба:
На самом деле, мода на абстракции — это «новое прочтение» классики. Вспомните ту самую «модель идеальной счастливой семьи» из ТВ-роликов: папа, мама, сын, дочь, золотистый лабрадор-ретривер. Эта формула была выведена как раз затем, чтобы большая часть семей проще могла ассоциировать себя с людьми на экране.
Тысячи их
То, что происходит сейчас — примерно об этом же, еще один виток развития идеи, теперь в переложении на иллюстрацию. Facebook в этом случае образец такого стиля:
На открытках, которые все, конечно, видели, постоянно фигурируют персонажи неопределенного цвета кожи, возраста и телосложения. Пользователей миллиарды, социальная ответственность вполне себе ощутимая.
Иллюстрация может стать основой фирменного стиляНаконец, еще одна причина, почему иллюстрации популярны — айдентика, на них построенная, практически всегда будет эмоциональной и хорошо запоминающейся.
На тему иллюстраций как основы фирменного стиля есть хорошая статья про эволюцию визуального стиля Dropbox, который, тем не менее, всегда оставался верен иллюстрациям.
Помните такую?
При этом бренды вовсе не обязаны использовать какой-то конкретный, «модный», стиль — в конечном счете, все зависит от местной специфики. Например, MetaMusic построил фирменный стиль с помощью тонких линий — в них отлично читаются гитарные струны.
Стилизованные под этнические орнаменты иллюстрации помогают чайному бренду Inca презентовать продукт с ярко выраженным «национальным» окрасом.
Подытоживая всё выше: иллюстрации актуальны для любой бренд-коммуникации вне зависимости от канала, они более гибкие, нежели фотографии или видео, проще масштабируются, позволяют максимально широкой группе людей ассоциировать себя с героями рисунка. И при этом просто эстетично выглядят и могут даже стать основой для фирменного стиля.
Советы тем, кто заказывает иллюстрацииВ качестве бонуса — несколько рекомендаций для тех, кто выступает на стороне заказчика:
Агентство или фрилансер? Здесь те же законы, что и везде: фрилансеров больше, можно подобрать идеального кандидата на свой проект за меньший прайс. С другой стороны, агентство способно взять на себя риски за качество и сроки и не уедет на месяц в Австралию кататься на кайтах. Кроме того, одного исполнителя не всегда достаточно, поэтому если проект больше, чем лендинг или рекламная кампания, лучше заключить долгосрочный договор с агентством, которое и сформирует для вас команду иллюстраторов — своих собственных или на аутсорсе.
Посвятите не менее 20% времени подбору референсов. Наша работа над иллюстрацией часто начинается еще на этапе проектирования, когда параллельно работе над логикой мы на уровне мудбордов разбираем вместе с клиентом возможные стилистические решения. Где-то в этот момент появляется идея, что здесь будет иллюстрация и мы подбираем стиль. Поиск обычно проходит в 2-3 итерации, когда мы показываем подходящие примеры, объясняем особенности стиля и постепенно приходим с клиентом к общему видению. В итоге получается полностью синхронизировать ожидания и результат, что значительно экономит время в будущем.
Отталкивайтесь от задачи или стиля. Если важно решить задачу, но при этом вы открыты для любых стилевых решений — выбирайте иллюстратора-универсала, который может нарисовать хорошо почти в любом стиле, но имеет 2-3 «коронных». Если нравится конкретный стиль — подберите художника, владеющего им на нужном вам уровне и работайте с ним. Здесь важно помнить, что «автор одного стиля» вряд ли сможет так же быстро и круто работать в другой стилистике.
Всегда работайте этапами. Обычно мы выделяем два: скетч и финализация. На этапе скетча клиент видит общие наброски, композицию, уже может оценить стиль. За несколько проходов мы постепенно утрясаем композицию, характеры персонажей, постепенно детализируя набросок. Затем начинается финальная отрисовка — мы создаем финальную иллюстрацию, учитывая контекст ее применения: пойдет ли она в печать, в веб или будет анимирована и экспортирована в svg.
Работая с фрилансером, умножайте сроки на два. Исключительно редко встречаются специалисты, которые способны точно оценивать трудозатраты по времени. Это вообще не хейт в сторону фрилансеров, просто опыт — чтобы подобрать себе команду высокоорганизованных иллюстраторов на аутсорсе, нужно быть или очень везучим, или очень дотошным.
Узнайте: иллюстрация и графический дизайн
Обновлено в мае. 31, 2022 Опубликовано 4 февраля 2020 г. 6 мин. Читать
Всем известно, что лучшие бренды — это лучшие визуальные коммуникаторы. Визуальная коммуникация — это то, как бренд выделяется из общей массы, создает уникальное присутствие и остается запоминающимся. Визуальный брендинг окружает нас повсюду, от галочки Nike до Mr. Clean, и каждый из них может вызывать воспоминания или эмоции. Но знаете ли вы, что галочка Nike и Mr. Clean на самом деле две совершенно разные вещи? В мире искусства одно будет считаться «дизайном», а другое — «иллюстрацией».
Графический дизайн и иллюстрация являются важными методами визуальной коммуникации, и они часто используют схожие инструменты и наборы навыков, поэтому легко неправильно понять термины. И когда мы говорим о новых, уникальных визуальных эффектах, может быть сложно описать вашу идею, не говоря уже о том, чтобы определить, как ее классифицировать. Но лучшее понимание этих двух вещей и различий между ними поможет вам общаться с дизайнерами и арт-директорами, чтобы вы могли быстрее создавать понравившиеся работы.
Все об иллюстрации
Иллюстраторы создают произведение искусства, визуализирующее историю, идею или предмет. Это может быть как простое изображение, так и сложное, как иллюстрация в детской книге, однако основное внимание в нем уделяется творческой интерпретации. Искусство иллюстрации может быть реалистичным или абстрактным, с широким диапазоном стилей и тем. Проще говоря, иллюстрация — это почти любая форма визуального представления, кроме фотографии: если художник создает ее из своего воображения, это иллюстрация.
Инструменты для иллюстрации
Многие иллюстраторы имеют классическое художественное образование и работают с инструментами (по крайней мере, в начале), такими как карандаши или кисти. Затем они часто оцифровывают свою работу и либо заканчивают ее, либо работают от начала до конца в программном обеспечении, таком как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, ArtRage, или в целых наборах инструментов для рисования, рисования и создания эскизов.
Отличные способы использования иллюстраций
- Иллюстрации идеально подходят для передачи абстрактных понятий . Например, легко представить «чашку кофе» с помощью фотографии, но сложнее визуально передать что-то вроде «энергии».
- Иллюстрации также прекрасно подходят для передачи нужного тона или качества изображения . Опять же, легко сфотографировать «чашку кофе», но сложнее передать «счастливую чашку кофе».
- Иллюстрации идеально подходят для создания уникальных запоминающихся образов . В конце концов, иллюстраторы — художники, и они создают уникальные произведения искусства, которые не похожи ни на что другое. Работы Нормана Роквелла, например, стали символически связаны с «Saturday Evening Post»:0028
Статьи по теме
5 вещей, которые следует учитывать при ребрендинге
Designer-Speak for Clients Vol. 1: Основные принципы дизайна
8 Основы графического дизайна для любого бизнеса
Все о графическом дизайне
Чтобы лучше понять графический дизайн, лучше всего начать с определения того, что дизайнеры имеют в виду, когда говорят о «графике». ». «Графика» относится практически к любому отдельному визуальному элементу в композиции, включая иллюстрации, фотографии, логотипы, символы и другие визуальные элементы, такие как линии, границы и т. д. Другими словами, «графика» — это все в композиции. это не текст.
Графические дизайнеры работают как с графикой, так и с текстом, создавая комплексные проекты. Например, когда графический дизайнер работает над логотипом компании, он может комбинировать иллюстрации (например, русалку из Starbucks) с текстом, кругами, звездами и другими графическими элементами для создания единого логотипа. Графические дизайнеры работают со шрифтами, цветами, композицией и макетом. Графический дизайнер размещает визуальные элементы по отношению друг к другу, создавая единый связный дизайн из всех компонентов.
Инструменты графического дизайнаВ былые времена визуальные композиции часто создавались вручную путем физического вырезания и склеивания различных элементов вместе для копирования и печати в старомодной типографии. Сегодня большая часть графического дизайна осуществляется в цифровом формате с использованием таких инструментов, как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesign и множества других инструментов для создания изображений, обработки и компоновки цифровых изображений.
Области возможного применения
- Для внесения ясности . Сегодня логотип Nike является знаковым и не требует текста, но так было не всегда. Включение текста в графику может помочь сделать сообщение очень ясным.
- Для создания сплоченности . Графические дизайнеры выбирают цвета, шрифты, размер и масштаб и следят за тем, чтобы все элементы дизайна работали вместе.
- Идеально подходит для создания логотипов брендов . Если вы еще не знаете, графический дизайн идеально подходит для создания логотипов и изображений брендов. Независимо от того, включает ли логотип иллюстрацию или нет, графический дизайнер учитывает все изобразительное искусство и обмен сообщениями и объединяет их.
Как насчет графической иллюстрации?
Графическая иллюстрация — это выражение характеристик графического дизайна и иллюстрации в одном произведении. Он сочетает в себе визуальные элементы, такие как цвета, линии, фигуры, формы и тексты макета, с изобразительным искусством. Когда у вас есть оба мира графики и иллюстрации, объединенные вместе в одной работе, вы можете иметь иллюстрированную графику, дизайнерскую иллюстрацию или иллюстрированный графический дизайн.
Графический иллюстратор понимает, как использовать принципы изобразительного искусства для создания стилистической картины, а также включать другие элементы, которые помогут создать связь между пользователями и продуктами или брендами.
Другие примеры различий между графическим дизайном и иллюстрациейПрекрасным примером различия между графическим дизайном и иллюстрацией является типичная обложка журнала New Yorker Magazine, на которой обычно присутствует заметная иллюстрация: произведение искусства, которое визуализирует предмет внутри, включая настроение и тон содержания. Но вся обложка с изображением, макетом, текстом, шрифтами, цветами и тем, как эти элементы взаимодействуют друг с другом, — это работа графического дизайнера. Журнал New Yorker по праву славится своими культовыми иллюстрациями, но по-прежнему использует графический дизайн.
В отличие от этого, обложка журнала Time обычно использует фотографии, поэтому основная работа не создается иллюстратором. Но, опять же, весь внешний вид обложки, включая фотографию, создается графическим дизайнером.
Известно, что логотип кофейни Starbucks включает изображение русалки. Хотя логотип развивался с годами, изображение русалки закрепляет дизайн и остается узнаваемым — периодические изменения текста, размера, цвета и т. д. выполняются графическим дизайнером.
Графический дизайн, иллюстрация или графическая иллюстрация
Какой из этих трех вариантов выбрать для своей маркетинговой кампании? Если вам просто нужно передать уникальность вашего бренда с помощью логотипов, типографики, цветов и изображений, графический дизайн — это то, что вам нужно.
Если вам нужен иллюстрированный персонаж, который будет лицом вашей компании, то вам стоит подумать об иллюстрации. Однако, если ваш бренд ищет стилистический подход к вашей маркетинговой стратегии в дополнение к элементам вашего бренда, вы можете рассмотреть графическую иллюстрацию.
Графический дизайн и иллюстрация играют важную роль в маркетинге, брендинге и развитии бизнеса. В конце концов, создание истории бренда — это важнейший аспект дифференциации бренда и повышения лояльности клиентов, а история просто невозможна без изображений.
Вот почему Design Pickle с гордостью представляет вам Custom Illustrations, новую услугу, которая предлагает уникальные, индивидуальные иллюстрации по запросу. Наши иллюстраторы мирового класса готовы создать для вас потрясающие произведения искусства с теми же высокими стандартами, сервисом и профессионализмом, что и обычная служба графического дизайна Design Pickle.
Узнайте больше о пользовательских иллюстрациях сегодня, чтобы оригинальные иллюстрации стали проще.