КЛАССИФИКАЦИЯ шрифтов: практика и проблемы
Одно из вечных направлений научной мысли — стремление к классификации всего и вся в окружающем мире. Не избежали этого и шрифты, хотя в их классификации есть и, наверное, всегда будут неясные стороны.
Список в таблице далеко не полный: он лишь иллюстрирует, что между текстом, который автор считает готовым к публикации, и действительно готовым к ней — дистанция огромного размера.
В нашей стране общепринятой точки зрения на классификацию шрифтов нет, хотя за рубежом вопрос проработан неоднократно и серьезно. Это связано с тем, что шрифт у нас — дело на редкость некорыстное, и занимаются им в России мало. Нет профессиональной организации, которая взяла бы стандартизацию национального шрифта в свои руки. Невелико, до последнего времени, было и количество шрифтов, которыми мы пользуемся.
Советский Союз, как древний мир, не особо нуждался в многообразии шрифтов: в издании книг, газет и журналов применялся необходимый минимум. Последний действовавший в стране ГОСТ 3489.1—71 — 3489.38—72 признавал всего 37 гарнитур, а заодно включал в себя их скромную классификацию, подразделявшую все шрифты на семь разновидностей. Сейчас ее трудно воспринимать всерьез. Построенная на основе лишь отдельных графических признаков (контрастность, форма засечек и наклон округлых букв), она вызывала нарекания с точки зрения последовательности и не имела никаких ссылок на историю и стиль. В основу дальнейших теоретических работ не легла и теперь почти забыта.
Ныне классификация кириллических шрифтов складывается заново под сильным влиянием мирового опыта. Шрифтовой бизнес наших художников давно уже сделался международным: на иных условиях он бы не выжил. А западная школа шрифтоведения имеет давние богатые традиции — можно сказать, что она возникла в самый момент самоопределения шрифтового дизайна как независимой области творчества. Это происходило в XIX веке ввиду таких взаимосвязанных процессов, как промышленная революция, расцвет конкуренции и возникновение рекламы — важнейшего потребителя и заказчика разнообразных шрифтов.
Почти одновременно вышли в свет первые труды как по теории шрифтового дизайна, так и по систематике имеющегося шрифтового наследия. Классификация приобрела смысл и стала востребованной. В 1924 г. в работе Франсуа Тибодо (F. Thibaudeau) Manuel fran’cais de typographie moderne были заложены принципы описания и классификации шрифтов, не утратившие значения и сегодня.
В современном шрифтовом каталоге Джеффа Левела, Брюса и Бренды Ньюмен (Jeff Level, Bruce Newman, Brenda Newman) [2] приводятся восемь наиболее значительных классификаций. Так, в англо-американо-французской типографике распространен подход Максимилиана Вокса (Vox, 1954). По Воксу, шрифты подразделяются на девять групп: Humanes (венецианская антиква), Garaldes (антиква старого стиля), R’eales (переходная антиква), Didones (антиква нового стиля), Insises (шрифты, имитирующие надписи на камне),
Классификация ATypI — основанной в 1957 г. Международной типографической ассоциации — почти совпадает со схемой Вокса. В качестве единственной поправки добавлена группа готических шрифтов, в разных источниках именуемая Fractura или M’edi’eves, что более точно. Близок все к той же классификации и British Standard, утвержденный в 1965 г. Британский стандарт подразделяет, как и Вокс, шрифты на девять групп, но несколько иных: Humanist, Garald, Transitional
(то же, что R’eales), Didone, Lin’eale, Slab Serif (то же, что M’ecanes) и Scriptes — рукописные шрифты, о которых сложно сказать, чем они все-таки отличаются от каллиграфических. Удалив две сомнительные группы, британский стандарт вводит две столь же сомнительные новые: Graphic, которые, по определению, «скорее нарисованы от руки, чем написаны», и Glyphic, формальным признаком которых служат едва наметившиеся засечки на концах штрихов.Таким образом, некоторые разновидности шрифтов почти не вызывают у теоретиков разногласий, другие же затруднительно отнести к конкретной группе. Устойчивой и бесспорной оказывается та часть классификации, где рассматриваются шрифты, возникшие в исторический период от зарождения книгопечатания до появления профессионального и независимого шрифтового дизайна. Шрифты тех лет всегда носят отчетливый отпечаток места и времени: например, под венецианской антиквой принято понимать работы Николая Йенсона и немногих других мастеров; под шрифтами нового стиля — Дидо и Бодони, и т. д. Спорные моменты обычно не носят принципиального характера: так, английская, американская и французская школы шрифтоведения относят Кэзлон к антиквам старого стиля, а немецкая — уже к переходным антиквам. В общей структуре классификации это нюанс, слабо влияющий на картину в целом. Все меняется, когда теоретики приступают к рассмотрению более современных шрифтов. В XX веке «генеалогическое древо» шрифта принимается пышно ветвиться; художники обращаются к наследию всех стран и времен, начинаются эксперименты и самое неожиданное смешение стилей.
Историческая классификация всегда дополняется, а затем и поглощается классификацией морфологической. Но решить, какие признаки в рисунке знаков считать определяющими, бывает непросто. Облик шрифта складывается из множества незаметных порой нюансов, и совсем небольшого штриха бывает достаточно, чтобы все изменить. Считается почти очевидным, что наличие/отсутствие засечек — важнейший классификационный признак. Но есть примеры, когда шрифты по прихоти художника различались только засечками.
Германский индустриальный стандарт DIN 16518 (1964) шире охватывает историю и географию шрифта. Согласно DIN, шрифты подразделяются на три основные группы: шрифты латиницы, готические и иных алфавитов или систем письма (Non-Roman).
Немного можно сказать о шрифте по отдельно взятому знаку, особенно если он — «эт коммерческое», известное также под старым названием «знак бухгалтерской суммы». В любом шрифте «эт» стоит несколько особняком, предоставляя дополнительный простор фантазии художника. Можно только предположить, что перед нами гротеск (хотя нельзя сказать даже того, открытый или закрытый), и совершенно очевидно, что автор предусмотрел для «собаки» четыре варианта насыщенности. Откроем секрет: «собачья свора» взята из каталога мексиканского художника Габриэля Мартинеса Меаве, а шрифт, и в самом деле рубленый, называется Ферра Санс. |
Собственные классификации шрифтов разрабатывают крупные компании, вовлеченные в шрифтовой бизнес. В частности, очень современна и разумна классификация малоизвестной у нас фирмы Lawson.RIT, опубликованная в 1971 г. Она включает уже упомянутые исторические группы: готические (Blackletter), антиквы старого стиля (Oldstyle) с тремя подгруппами — венецианской (Venetian), французской (Aldine-French) и голландской (Dutch-English), переходную антикву (Transitional) и антикву нового стиля (Modern). Затем, уже скорее по морфологическому признаку, названы брусковые шрифты (Square-Serif) и гротески (Sans Serif). В две большие группы выделено все рукописное, каллиграфическое, курсивное (Script-Cursiv) и акцидентно-декоративное (Display-Decorative). Эту классификацию трудно критиковать — только пожелать развития. Как и в предыдущих шрифтовых системах, исторические варианты антиквы рассмотрены не в пример подробнее, чем группа гротесков. А ведь общая структура «семейства гротесков» отражает исторически сложившуюся структуру антиквенной «фамилии» и наследует аналогичные группы и подгруппы.
Немного можно сказать о шрифте по отдельно взятому знаку, особенно если он — «эт коммерческое», известное также под старым названием «знак бухгалтерской суммы». В любом шрифте «эт» стоит несколько особняком, предоставляя дополнительный простор фантазии художника. Можно только предположить, что перед нами гротеск (хотя нельзя сказать даже того, открытый или закрытый), и совершенно очевидно, что автор предусмотрел для «собаки» четыре варианта насыщенности. Откроем секрет: «собачья свора» взята из каталога мексиканского художника Габриэля Мартинеса Меаве, а шрифт, и в самом деле рубленый, называется Ферра Санс. |
Вернемся к корпоративным классификациям шрифтов. Усложненной и запутанной выглядит классификация компании Bitstream (1986), насчитывающая аж 17 типов шрифтов. Кроме все тех же исторических групп антиквы, брусковых, гротесков и рукописных, здесь названы группы Stencil (трафаретные), Engravers (гравированные), Exotic, Non-Roman, Computer и т. д. Linotype в 1988 г. подразделяет шрифты на
Разнообразие классификаций говорит о том, что исчерпывающей системы, подобной Периодической системе элементов в химии, шрифтоведы пока не построили. Независимые теоретики продолжают собственные исследования и почти ежегодно публикуют что-то новое. И все же классификации шрифтов по-прежнему носят отчетливый национальный характер. Например, в учебном пособии немецкого автора [4] показано место и происхождение текстуры, ротунды, швабахера, бастарды и фрактуры — но было бы наивно искать там, допустим, древнерусские вязь и полуустав. Автор выносит в отдельную подгруппу национальный каллиграфический шрифт (Deutsche Schreibschrift), а привычные нам варианты (в духе известного шрифта Декор, например) относит к совсем другой подгруппе и называет английским каллиграфическим шрифтом — Englische Schreibschrift.
Особого внимания требует различие терминологии в национальных классификациях. Сверив различные источники, нетрудно заметить, что брусковые шрифты по Воксу именуются M’ecanes, в англоязычной классификации — Slab Serif, а во французской — Egyptienne. Очень осторожным приходится быть с термином Gothic: в американских изданиях так может называться гротеск, а в европейских — готический шрифт. Соответственно меняется и смысл термина Antiqua — это давний антипод всего, что называется Gothic. Русского читателя может удивить, что Serifenlose Linear-Antiqua — не что иное, как немецкое название рубленого шрифта, или гротеска. В буквальном переводе термин означает «линейная, т. е. неконтрастная антиква без засечек».
Разработка шрифтовых классификаций стимулируется накоплением материала. Со времен работы Вокса и основания ATypI количество шрифтов увеличилось примерно в десять раз. Появились принципиально новые типы акцидентных шрифтов, например, «живые шрифты», содержащие в шрифтовом файле генератор псевдослучайных чисел и меняющие различные (заданные дизайнером) детали рисунка при распечатке на PostScript-принтере. Чтобы разложить богатство по полкам, создаются изощренные способы описания шрифтов по различным признакам.
Фил Бейнс и Эндрю Хэслам [1] выделяют морфологические (formal) и исторические (sources) признаки классификационных групп. В числе первых названы: construction, shape, proportions, modelling, weight, terminations, key characters, decoration. Часть этих признаков ясна и понятна: proportions очевидным образом характеризует соотношение ширины и высоты знака; weight — общепринятая насыщенность; terminations — оформление окончания штрихов, т. е. имеет ли шрифт засечки, росчерки, капли, закруглен ли конец штриха и т. д. Контрастность, оптический наклон и характер соединений штрихов входят здесь в понятие modelling. Shape — это форма линий, округлость или угловатость рисунка, открытость и закрытость знаков, а также смещение горизонтальных элементов. Construction характеризует рисунок шрифта в целом: шрифт, имитирующий трафарет, рукописный и шрифт со случайными изменениями формы (живой шрифт) — это, безусловно, разные constructions. Но этого авторам классификации оказывается мало, и они вводят простую характеристику key characters — то, как выглядят в данном шрифте один или несколько избранных знаков. Список признаков завершает decoration — а ну как на шрифт еще наложен декоративный эффект, например, тень.
Все это было бы намного понятней, если не описывать классификацию словами, а показать на примерах, особенно в случае удачного их подбора. С другой стороны, те же шрифты делятся авторами на подгруппы согласно историческим источникам (sources), в числе которых выделены каллиграфия (к которой восходят, в частности, готическое письмо и все курсивы), римское монументальное письмо, печатные источники XIX века, рисованные шрифты художников и… все остальное.
Особый раздел для «всего остального» есть практически в каждой классификации. Чаще это разделы под названием Decorative, Display, Exotic. Что-то всегда выпадает из системы. Можно ли этого избежать, хотя бы теоретически? Невольно закрадывается мысль, что здесь не промах систематики, а объективное следствие того, что шрифт — плод творчества. Поддается ли вообще творчество классификации? Так ли существенно, к какой именно подгруппе относятся, скажем, гарнитура Лазурского или Академическая? Ведь нам, по сути, важно другое: уместность шрифта в нашей работе, настроение, им создаваемое, цепочка сложных ассоциаций, которые он рождает в читателе. Собственно, нам и классификация-то нужна, чтобы лучше понять и объяснить свойства шрифта. Но это значит, что из важнейших потребительских свойств и нужно исходить в его систематике.
Канадский поэт, типограф и теоретик типографики Роберт Брингхерст (Robert Brunghurst), книга которого на русском языке готовится к печати издательством Дмитрия Аронова, основывает собственную классификацию прежде всего на истории искусств. Классификация Брингхерста очень масштабна и охватывает все мировые системы письма, хотя наиболее разработанная и подробная глава относится, конечно же, к шрифтам латиницы. Брингхерст по примеру биологии делит шрифты на типы, классы, отряды, роды и семейства. В отряд антиквенных, по Брингхерсту, входят семейства протоантиквы, гуманистической антиквы, антиквы стилей маньеризма, барокко, неоклассицизма, романтизма, реализма, ар нуво, экспрессионизма, геометрического модернизма (конструктивизма), лирического модернизма, лирического постмодернизма. В последние подгруппы входят современные интерпретации самых различных исторических шрифтовых образцов. При всей разветвленности этой системы она все равно содержит некоторые спорные моменты: гротески и брусковые шрифты у Брингхерста оказываются в одной подгруппе, хотя они далеки по морфологическому признаку.
Что ж, если мы запутаемся совсем, то ограничимся системой описания шрифтов PANOSE. Она ведь тоже подразделяет шрифты: на обыкновенные текстовые и заголовочные, рукописные и декоративные. Схема предназначена для компьютера и потому непротиворечива. Учтем набор ключевых характеристик (допустим, десять, как это принято в настоящее время) и уже можно рассчитывать на то, что присланный издалека документ не рассыплется из-за отсутствия необходимых шрифтов в системе. Акробат подберет другие… PANOSE-характеристики содержатся внутри самого шрифтового файла, как паспорт, который в нынешние времена лучше носить с собой. p
Об авторе: Анна Шмелева ([email protected]) — независимый автор, пишет статьи о шрифтах и типографике.
Классификация наборных шрифтов
- SERIF / АНТИКВА
- Old Style / Антиква старого стиля
- Venetian / Венецианская антиква
- Garald / Итальянско-французская антиква
- Dutch / Голландская антиква
- English / Английская антиква
- Variation / Современные вариации
- Transitional /Антиква переходного стиля
- Baroque / Антиква барокко
- Variation / Современные вариации
- Modern / Антиква нового стиля
- Neoclassical / Классицистическая антиква
- Scotch / Англо-шотландская антиква
- Variation / Современные вариации
- Slab Serif / Брусковые шрифты
- Egyptian / Египетские
- Geometric / Геометрические
- Humanist / Гуманистические
- Clarendon & Legibility / Кларендон
- Italian / Итальянские
- Old Style / Антиква старого стиля
- SANS SERIF / ГРОТЕСКИ
- Grotesque / Старые гротески
- Neo-Grotesque / Новые гротески
- Geometric Sans / Геометрические гротески
- Humanist Sans / Гуманистические гротески
- Other / Прочие гротески
- DECORATIVE & DISPLAY / АКЦИДЕНТНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ШРИФТЫ
- Art Nouveau / Стиля модерн
- Art Deco / Стиля Ар Деко
- Op Art / Стиля oп-арт — сер. XX в.
- Latin / Латинские
- Glyphic / С едва наметившимися засечками
- Stencil / Трафаретные
- Typewriter & Monowide / Машинописные и моноширинные
- Computer & Display / Компьютерные и экранные
- 3-Dimention & Contour / Трехмерные и контурные
- Texture / Фактурные
- Experimental / Экспериментальные
- Other / Прочие
- SCRIPT / РУКОПИСНЫЕ ШРИФТЫ
- Formal pen / Ширококонечное перо
- Spencerian / Остроконечное перо
- Brush / Ширококонечная и остроконечная кисть
- Monoline / Монолинейные
- Hand / Имитации почерка
- Other / Прочие
- BLACK LETTER / ГОТИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ
- Textura Текстура
- Schwabacher / Швабахер
- Rotunda / Ротунда
- Fraktur / Фрактура
- Other / Прочие
- OLD SLAVONIAN / СТАРОСЛАВЯНСКИЕ ШРИФТЫ
- Ustav / Устав
- Half-Ustav / Полуустав
- Skoropis’ / Скоропись
- Vyaz’ / Вязь
- Other / Прочие
- NON ALPHABETIC & SYMBOL /НЕАЛФАВИТНЫЕ И СИМВОЛЬНЫЕ ШРИФТЫ
- Astronomy & Astrology / Астрономические и астрологические знаки
- Cartography & Tourism / Картографические и туристические знаки
- Commercial & Business Pi / Знаки бизнеса и валют
- Keyboard / Клавиатурные символы
- Mathematics / Математические символы
- Music / Нотные знаки
- Ornaments & Borders / Орнаменты и бордюры
- Phonetic / Фонетические и лингвистические знаки
- Picture / Политипажи
- Sport / Спортивные пиктограммы
- Technical Pi / Технические знаки
- Other non alphabetic symbols / Прочие неалфавитные знаки
шрифтов Fontspring с поддержкой кириллицы
Proxima Nova Студия Марка Симонсона 16 стилей От 29,00 $
Купить
Recoleta латинотип 14 стилей От $29. 00
Купить
FreeSet Паратип 12 стилей От $30.00
Купить
София Про Мостардизайн 17 стилей 1 шрифт бесплатно!
Купить
Minion® Pro Adobe 65 стилей От $29.00
Купить
TT Norms® Pro Тип 104 стиля От $35.00
Купить
Аверта Костас Барцокас 48 стилей От $15.00
Купить
Blacker Pro Зетафонты 69 стилей От $39.00
Купить
Myriad® Pro Adobe 40 стилей От $35.00
Купить
Гарет Введите вперед 23 стиля 2 шрифта бесплатно!
Купить
Carisma Тип замка 30 стилей От $49. 00
Купить
Баллинджер Тип сигнала Литейный завод 16 стилей От $50.00
Купить
Рока Моя творческая земля 24 стиля От $29.00
Купить
Гордита Тип Ателье 14 стилей 1 шрифт бесплатно!
Купить
Агентство Gothic CT Тип замка 6 стилей От $59.00
Купить
Futura PT Паратип 25 стилей От $30.00
Купить
Основной без N Счет 54 стиля От $15.00
Купить
Visby CF Дизайн шрифта Коннари Фагена 16 стилей От $25.00
Купить
Mazzard H Тип перца 18 стилей
Купить
Core Sans DS Счет 28 стилей От $20. 00
Купить
Введение Ржавчина Шрифтовая фабрика 56 стилей 1 шрифт бесплатно!
Купить
Начальная головка Шрифтовая фабрика 116 стилей От $29.00
Купить
Вступительный скрипт Rust Шрифтовая фабрика 39 стилей От $29.00
Купить
Riffic InkyType 7 стилей 1 шрифт бесплатно!
Купить
Пелаго Adobe 12 стилей
Купить
Cocogoose Pro Зетафонты 27 стилей От $39.00
Купить
Алергия Гротеск МАЧАЛЬСКИЙ 60 стилей От $29.00
Купить
Адрианна Чанк Шрифты 30 стилей От $29.00
Купить
Заголовок Pro Ультра Сжатый Зетафонты 16 стилей
Купить
Гауди Траян Про Тип замка 3 стиля От $59. 00
Купить
Quincy CF Дизайн шрифта Коннари Фагена 16 стилей От $25.00
Купить
Гротеск Акеруса Тип горизонта 20 стилей 2 шрифта бесплатно!
Купить
Bebas Neue Pro Тип Дхармы 40 стилей От $14,99
Купить
Articulat CF Дизайн шрифта Коннари Фагена 20 стилей От $25.00
Купить
Актифо Студия дегаризма 28 стилей От $45.00
Купить
Номинант ТипUnion 66 стилей От $59.00
Купить
TT Hoves Pro Тип 83 стиля От $35.00
Купить
Патроны TT Конденсированные Тип 10 стилей От $35. 00
Купить
ТТ Северс Тип 18 стилей
Купить
Матахари Санс Студия Солнце 52 стиля От $20.00
Купить
Кляйн Зетафонты 54 стиля От $39.00
Купить
Sugo Pro Зетафонты 20 стилей От $39.00
Купить
Гринвич Тип монетного двора 18 стилей 2 шрифта бесплатно!
Купить
Cocomat Pro Зетафонты 18 стилей От $39.00
Купить
Фрейгейст Студия Рене Бидер 74 стиля
Купить
Garamond Premier Pro Adobe 34 стиля От $35.00
Купить
TT Tricks Тип 24 стиля От $35. 00
Купить
Почта Хельмсвальда Шок акулы 1 стиль От $125.00
Купить
Прагматика Паратип 44 стиля
Купить
Proxima Nova Extra Condensed Студия Марка Симонсона 16 стилей От $29.00
Купить
Монотипия Новости Gothic™ Cyrillic | Fonts.com
Перейти к основному содержанию
- Попробуй
- Водопад
- Карта персонажей
- OpenType
- Технические детали
Рабочий стол Веб-шрифт
Попробуйте этот шрифт прямо сейчас! Используйте элементы управления ниже, чтобы настроить текстовую строку и ее внешний вид.
Попробуйте этот веб-шрифт прямо сейчас! Просто отредактируйте образец текста ниже или измените цвет и размер.
Выберите языковую поддержку Настольная совместимостьКириллица
Образец текста абгджБГДЖabcABCD123
Размер шрифта:
8910111213141618243248647296Цвет текста:
Фон:
абгджБГДЖabcABCD123@font-face{font-family:»News Gothic Cyr W05 Regular»;src:url(«//fast.fonts.net/dv2/14/40248c79-9827-4252-9a9c-d6d1622972d3.woff2? d44f19a684109620e484147fa790e81859e92aaaea3d337f84586d5df8888fe5455f55e0f83ed0be044ddfaa95e824a4b1318d5b552aaa24a44025e9&projectid=74f39 формат a9d-a5dc-405f-9690-1c1fd4590ae4») («woff2»), URL («//fast.fonts.net/dv2/3/7900a7ca-aa6d-4900-bd91-4477df751aaa.woff?d44f19a684109620e484147fa790e81859e92aaaea3d337f84586d5df8888fe5455f55e0f83ed0be044ddfaa95e824a4b1318d5b Формат 552aaa24a44025e9&projectid=74f39a9d-a5dc-405f-9690-1c1fd4590ae4»)(«woff»)}
абгджБГДЖabcABCD123@font-face{font-family:»MonotypeNewsGothicW10″;src:url(«//fast. fonts.net/dv2/14/474f3fce-dea6-4949-aba7-c0ab36d2c1af.woff 2?d44f19a684109620e484147fa790e81859e92aaaea3d337f84586d5df8888fe5455f55e0f83ed0be044ddfaa95e824a4b1318d5b552aaa24a44025e9&projectid=74f39a9d-a5dc-405f-9690-1c1fd4590ae4″) format(«woff2»),url(«//fast.fonts.net/dv2/3/584b1100-d07c-416b-8933-71d70a5250d7.woff?d44f19a6841096 20e484147fa790e81859e92aaaea3d337f84586d5df8888fe5455f55e0f83ed0be044ddfaa95e824a4b1318d5b552aaa24a44025e9&projectid=74f39a9d-a5dc-405f- 9690-1c1fd4590ae4») формат («woff»)}
Рабочий стол Веб-шрифт
Попробуйте этот шрифт прямо сейчас! Используйте элементы управления ниже, чтобы настроить текстовую строку и ее внешний вид.
Попробуйте этот веб-шрифт прямо сейчас! Введите текст и нажмите кнопку «Изменить образец текста».
72 абгджБГДЖabcABCD123
60 абгджБГДЖabcABCD123
48 абгджБГДЖabcABCD123
36 абгджБГДЖabcABCD123
24 абгджБГДЖabcABCD123
18 абгджБГДЖabcABCD123
14 абгджБГДЖabcABCD123
12 абгджБГДЖabcABCD123
10 абгджБГДЖabcABCD123
8 абгджБГДЖabcABCD123
Рабочий стол Веб-шрифт
Загрузка.