Как создавались гифки: это первое изображение в истории интернета, а формат даже хотели запретить
#Технологии
Поделиться:
История появления гифок: сначала они были статичными картинками. Первое фото интернета – в формате GIFВ 1987 году компания CompuServe придумала, как быстрее загружать цветные изображения – благодаря алгоритму сжатия LZV. Алгоритм часто сравнивается с чемоданом, в который можно запихнуть все вещи и ничего не выкидывать. Так работает и с картинками: много информации умещается в одном изображении и никуда не теряется.
Упростилась и кодировка изображений. По привычке все записывали изображение так: «один черный пиксель, один черный пиксель, один черный пиксель». В CompuServe убрали лишние слова в коде и такие комбинации стали проще – «три черных пикселя». Сочетания пикселей разных цветов (например, синий+белый) для удобства тоже получили свои сокращения.
Новая технология GIF получилась удачной – изображения передавали даже медленные модемы. Первые два года гифки были статичными. В 1989 появилась обновленная версия GIF – с анимацией и возможностью добавить на гифку текст. Но прижилась и стала ассоциироваться с GIF именно анимация.
Уже с конца 80-х и начала 90-х гифки стали распространяться на компьютерах – новую утилиту добавляли на разные модели. Популярны стали дискеты с анимированными картинками. И в начале 90-х интернет поддерживал два формата изображений – JPEG и GIF. Гифка (пусть и статичной) была первой картинкой в интернете. Один программист загрузил по просьбе изображение женской пародийной группы Les Horribles Cernettes, когда даже не знал, что такое интернет.
За 30 лет технология GIF не сильно изменилась – она по-прежнему поддерживает всего 256 цветов, из-за чего гифки обычно не впечатляют качеством. Хотя есть технологии, которые делают гифки качественнее. И форматы, которые имитируют GIF, но ими не являются.
GIF – это аббревиатура. Graphics Interchange Format («Формат обмена изображениями»). И даже в англоязычной среде остаются споры, как правильно произносит аббревиатуру.
Создатель гифок Стивен Уилхайт в интервью 2013 года говорил, что правильно говорить не «гиф» (как почти все привыкли), а «джиф»:
«Оксфордский словарь английского языка считает допустимыми оба произношения, – сказал Уилхайт. – Они ошибаются. Это мягкое «G», слово произносится как JIF («джиф»). И точка».
Как гифки стали платными, и интернет объявил им войну: «В этот день мы сожжем все гифки»
В 1995 году патент на формат GIF приобрела компания Unisys Corp. Она объявила, что возьмет небольшое роялти (40-60 центов) с тех программ, которые используют GIF. Все взбунтовались, потому что технология математическая. Это то же самое, если бы Пифагор запатентовал свою теорему.
В 1997-м люди даже объявили «День, когда мы сожжем все гифки». Пришел новый формат – PNG, и многие предлагали переходить на него, удаляя гифки в знак протеста. Но тогда GIF был популярен как статичный формат. И только потом все осознали, что только GIF поддерживает анимированные изображения.
Патент на GIF закончился во всех странах в 2006 году. После этого технология стала общедоступной.
Самый популярный сервис гифок GIPHY отчитывался, что в день их пользователи загружают больше миллиарда гифок.
Еще по теме
GIF-изображения или видео в технической документации? — Документерра на vc.ru
Здесь должна быть приветственная статья про нашу платформу для технической документации. Но мы решили начать с чего-то прикольного. Гифки — это прикольно, и это больше про развлекательный контент. Но в этой статье попробуем разобрать, чем гифки могут (и могут ли) быть полезны для технической документации. А также сравним их с видео.
234 просмотров
Многие считают гифки устаревшим и не особо нужным форматом.
Давайте рассмотрим GIF как формат, которым пользуются технические писатели при написании документации и сравним его с видео. А также попытаемся выяснить какой же из этих форматов лучше подходит для технической документации.
GIF формат: преимущества и недостатки
Как мы уже говорили выше – GIF формат далеко не новый. Именно поэтому он имеет ряд недостатков:
- Ограничения в цветопередаче, т.к. поддерживает только 256 цветов на кадр.
- GIF тяжёлый и неполноцветный, что заставляет задуматься, действительно ли надо его вставлять.
- Многих пользователей раздражает, что GIF начинает крутиться без команды и его нельзя поставить на паузу, как видео.
С другой стороны, немалое количество людей просят добавлять гифки к документации, так как они повышают наглядность и имеют информативную подачу. Например, разбираться во фразе «вставьте шунтирующий коленвал в нижнее распределительное гнездо модулятора и проверните на 45 градусов, одновременно прилагая продольно-поперечное усилие коленно-локтевым суставом» куда дольше, чем посмотреть как это сделать на GIF. Поэтому гифки можно рассматривать как вспомогательный инструмент в документе, который не должен заменять текстовое описание.
Преимущества этого формата заключаются в следующем:
- С помощью GIF можно наглядно показать короткую последовательность действий (рекомендуемая длина 5-7 секунд).
- Продемонстрировать продукт — пользователю будет легче представить, как товар выглядит в реальности.
- Из GIF можно без проблем сделать mp4, это будет короткое маленькое видео без звука.
- Гифка – это статика и поэтому она всегда загружается вместе со страницей (конечно, если не заморачиваться с так называемой lazy loading). И поэтому, хоть страничка с гифкой и тяжелее, зато она запустится и на “утюге”.
- Гифки очень удобны, когда фичу нельзя проиллюстрировать статической картинкой, а нужно показать изменение состояния.
- Гифка, даже анимированная, может быть прозрачной, как и видео, см. ниже.
- Страничку с гифкой можно сохранить в отличие от видео, которое может потеряться при сохранении.
Невероятно, но факт, маркетинговые исследования показали, что пользователи с большим удовольствием посмотрят анимированный двухминутный GIF-файл, чем видео, которое будет длиться всего 30 секунд.
На самом деле это можно легко объяснить. Основная причина в том, что воспроизведение GIF-изображений происходит автоматически. Гифку не нужно включать, регулировать или отключать на ней звук, перематывать.
Видео формат: сравнение с GIF
С приходом соцсетей визуального формата (таких как Тик Ток, например), в тренде – видео. Конечно, видео это не замена тексту, а хорошее дополнение к нему. Во многих случаях с помощью видео можно быстро и понятно объяснить то, что в текстовом формате заняло бы несколько абзацев.
Вообще, специалисты считают, что выгоднее использовать формат MPEG4, Animated PNG и Animated SVG. А, например, формат WEBP с поддержкой анимаций и качеством в разы лучше чем у GIF поддерживают не все браузеры.
Видео легче по весу, чем GIF формат, так как при воспроизведении видео грузится кусочками, а не весь файл целиком. Т.е. видео – это стриминг: файл лежит на сервере и видеопоток идет к пользователю только после того как он нажмет Play в видеоплеере.
С другой стороны, видео нагружает устройство значительно сильнее GIF-анимаций, например, декодер телефона позволяет воспроизводить ограниченное количество видеопотоков одновременно. Если где-либо в системе будет больше 4 видео, то другие либо не будут воспроизводиться, либо будет использован программный декодер, создающий нагрузку на процессор, на порядки выше, чем у GIF.
Совет: Если в статье нужна видеоиллюстрация, дайте возможность включить её, когда (и если) до неё дочитают. И не надо её зацикливать.
С другой стороны, длинные видео лучше использовать не в документации, а как самостоятельный обучающий инструмент. Видео в документе может выглядеть странно для некоторых пользователей. Однако, иногда видео необходимо включить в документ. И как быть? Можно взять пример с Adobe Photoshop. Они добавляют к своим видео таймкоды, так как нет возможности навигации.
Для вашего удобства и, чтобы как-то систематизировать все, что мы тут написали о плюсах и минусах обоих форматов, можно заглянуть в таблицу:
Таблица сравнения gif и видео
GIF или видео в технической документации: как это осуществляется на практике?
Мы, в Документерре, сделали платформу для создания и управления технической документацией. Опыт наших клиентов показывает, что документы можно создавать и компоновать по-разному. Так, на нашей платформе есть возможность вставлять в документ и видео, и GIF, и статические картинки.
Как мы уже упоминали выше, видео или GIF не заменяют текстовое описание. Это становится очевидным, когда клиент создает у нас документ, из которого затем делает как онлайн формат, так и PDF. В последнем случае возникает вопрос с интерактивными элементами – если в онлайн версии GIF и картинки работают хорошо, то при экспорте в PDF они будут утеряны. Так как PDF не предусматривает встраивание этого вида контента, тем более это невозможно при печати такого PDF. Что же это получается? Нужно делать два варианта документа? Такое дублирование создаёт проблемы поддержания этих двух версий одинаковыми при обновлении контента – вы обязательно забудете поменять во втором документе то, что поменяли в первом.
Значит остаётся смириться с тем, что в PDF версии не будет GIF и видео — читатели этой версии будут довольствоваться исключительно текстом? Если подключим креатив, то обязательно можно что-то придумать!
Например, для PDF версии можно:
* сделать раскадровку гифки, то есть пошаговые картинки с основными шагами;
* вставить короткую ссылку на видео, чтобы читатель открыл его в браузере, набрав ссылку вручную;
* сделать QR-код со ссылкой на видео, чтобы читателю не пришлось вводить ссылку вручную.
Но остаётся проблема с дублированием – похоже, что нужно всё-таки держать две версии одного документа: с видео – для онлайн формата, и с альтернативным решением – для печатного. Чтобы авторам было легче, мы в Документерре уже решили эту дилемму: благодаря условным блокам (это особые части контента с маркерами) один и тот же документ можно сделать и онлайн, и PDF: блок с раскадровкой или QR кодом пойдёт в PDF вариант документа, но не в его онлайн версию. Это здорово, потому что не придется хранить два варианта документа.
Документерра позволяет создавать документацию и работать с ней так, как вам удобно.
GIF IT UP – ремикс культурного наследия
Гран-при
Джастин Гаммон (Гринвилл, США) – обе его гифки получили одинаковые и самые высокие оценки жюри:
1. Исходный материал: Собака матери Хаббарда читает газету | Джесси Уиллкокс Смит |
Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки | DPLA
Бернадетта Пастушка (Краков, Польша)
о. Шмидт |
Коллекция Wellcome | Europeana
Irene Maseda (Мадрид, Испания)
Исходный материал: Breve methodo de mandar los cavallos, y traerlos a la más justa obediencia | Антуан де Плювинель, Хосе Андраде | Виртуальная библиотека Министерства обороны | Europeana
2
Создатели GIF-файлов впервые Татьяна Сантьяго (Испания)
Исходный материал: Генрих II, король Франции | Франсуа Клуэ |
Токийский художественный музей Фудзи | Япония Поиск
Победитель в категории «Дети и подростки»
Леон Скудритис (Лиепая, Латвия) , 17 лет
Исходный материал: Оплакивание Христа | Джерард Дэвид |
Маурицхейс | Europeana
People’s Choice Award Pward
Irene Maseda (Мадрид, Испания)
Исходный материал: 1. Ajolote macho abierto por el vientre por; 2. Айолот |
Хосе Гио-и-Санчес | Виртуальная библиотека Министерства обороны;
3. Пластина 14, Бургери и Джейкоб, Iconografia d’anatomia | Коллекция приветствия;
4. Die chirurgische Entfernung des Katarakts | Библиотека Гейдельбергского университета
via Europeana