Венедикт Пеунов «Battalia». Концерт абонемента «www.баян.ru. Перезагрузка» (15 февраля 2023, Камерный зал Московской филармонии)
Венедикт Пеунов. Фото Олег Сингареев
15 февраля 2023 в Камерном зале МГАФ – второй концерт абонемента «Музыкального обозрения» и Московской филармонии «www.баян.ru. Перезагрузка». С программой “Battalia” выступит Венедикт Пеунов. Представление и интервью – Андрей Устинов. В концерте примет участие Николай Попов (электроника).
КУПИТЬ БИЛЕТ
Абонемент «www.баян.ru» проводится «Музыкальным обозрением» в Московской филармонии с 2013: единственный абонемент на российском филармоническом пространстве, посвященный баяну – инструменту, вышедшему на концертную сцену в середине XX века.
В сезоне 2022/2023 абонемент предстал в обновленном виде: новая репертуарная платформа, новые исполнительские имена, новые грани популярного инструмента.
Масштаб контрастов нынешнего абонемента впечатляет. С одной стороны, музыка барокко XVII-XVIII вв. , с которой баян сжился так, будто она была написана 350 лет назад специально для этого инструмента. С другой стороны – музыка ультрасовременная, экспериментальная, находящаяся на острие актуального композиторского мышления.
Шедевр барокко – «Гольдберг-вариации» Баха – уже почти 300 лет входит в репертуар музыкантов. Существует множество версий «Гольдберг-вариаций» для разных инструментов, ансамблей, оркестров: от струнного трио и симфонического оркестра до джаза и синтезатора.
В первом концерте абонемента «www.баян.ru» 11 ноября Иосиф Пуриц (баян) и Ровшан Мамедкулиев (гитара) представили мировую премьеру версии «Гольдберг-вариаций» для баяна и гитары. Сценарий и режиссура программы, вступительное слово, комментарии, интервью – Андрей Устинов.
Уникальность этой версии «Гольдберг-вариаций» еще и в том, что это самое протяженное произведение в истории музыки для гитары и баяна: оно звучит 75 минут без перерыва. После мировой премьеры в Москве Иосиф Пуриц, Ровшан Мамедкулиев и Андрей Устинов совершили с 19 по 21 декабря гастрольный тур с этой программой по городам Сибири и Урала (Омск, Тюмень, Пермь).
В программе Венедикта Пеунова 15 февраля 2023 – музыка барокко (Доменико Скарлатти, Бах, Рамо, Бибер) и композиции XXI века для баяна, электроники и видео («Это Было? Это Будет» Александра Хубеева, “Martellato” Николая Попова, премьера новой Пьесы для баяна, электроники и видео Алексея Наджарова, “Her Majesty the Fool” Орена Боне).
Во всех сочинениях современных авторов исполнитель электронной партитуры – композитор, директор Центра электроакустической музыки Московской консерватории Николай Попов.
С ЦЭАМ «Музыкальное обозрение» связывают многие проекты. Николай Попов и коллектив Центра – ансамбль солистов CEAM Artists – осенью 2022 выступили на фестивалях «МО» «Сотворчество-2» в Саратове и «Кружева» в Вологде. Солисты ансамбля Юлия Мигунова (виолончель), Феодосия Миронова (фортепиано, клавишные) – участницы абонемента «Музыкального обозрения» в Московской филармонии «Инструментариум» сезона 2022/2023. Ф. Миронова участвовала в проекте «Музыка для клавиш», который был представлен в Красноярске в концертной программе IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «Фортепиано».
Венедикт Пеунов (р. 1984) – баянист, дирижер, композитор, аранжировщик, лауреат международных конкурсов, доцент Нижегородской консерватории, участник ансамбля CEAM Artists Центра электроакустической музыки Московской консерватории, участник проектов «Музыкального обозрения» (фестиваль «Сотворчество-2» в Саратове, фестиваль «Кружева» в Вологде).
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях
ВКонтакте Телеграм
С баяном и при погонах
Михаилу Ефремову 20 лет. Он заключил контракт на два года и будет служить в Российской армии – в военном оркестре.
Об этом парне нам рассказали в военкомате: мол, есть такой в Березниках, хотите, познакомим? Конечно хотим! И вот в редакции сидит светловолосый, с аккуратной стрижкой богатырь – косая сажень в плечах, улыбается, поигрывая ключами от авто. И с ходу расставляет все точки над «i»: «Я всю жизнь занимался музыкой и всегда себя видел в армии».
Кто-то на вечеринку, я – за инструмент
Музыка у Михаила в генах – его дед был гармонистом. И хотя внук деда не видел, так уж вышло, но талант в наследство получил. Про родство гармони и баяна парень рассуждает с улыбкой: хоть они и одного поля ягоды, но инструмент, на котором играет внук, далеко ушёл от народного инструмента деда.
– Баян по ценности приближен к скрипке – из него можно извлечь любую музыку, – говорит будущий баянист военного оркестра. Миша с огромным уважением говорит об инструменте, которому посвящает 10-12 часов в день: – Баян надо знать. Он – как машина, в которой 12 тысяч маленьких деталей, и какая-нибудь может выйти из строя в самый неподходящий момент. Были у меня случаи, когда на не очень качественном инструменте отказывала система переключения басов, приходилось привставать, встряхивать его, ещё что-то придумывать, не прекращая играть. Это словно открыть капот на ходу и что-то починить в двигателе. Поэтому инструмент надо знать, любить и уважать, уметь не только звуки извлекать, но и разбираться в нём досконально.
С не меньшим уважением парень говорит о людях, которые учили его музыке в Березниках, а потом – в Пермском музыкальном колледже:
– Один из лучших академических баянистов мира Юрий Шишкин постоянно приезжает к своему учителю, советуется с ним. Для меня такими педагогами стали четверо. Мой первый педагог Андрей Александрович Поспелов, который вывел меня в музыку, показал, что можно получать от игры удовольствие, привил мне творческий интерес. Михаил Николаевич Борисоглебский, с которым я занимался в музыкальной школе. Виктор Иванович Кравчук, он вывел нас с Тимофеем Бузмаковым на первые наши серьёзные конкурсы. Наталья Васильевна Юнкинд, которая мне показала много фишек, занималась со мной, звонила в 7 утра, переживала, занимаюсь ли я. Мы с ней разные люди, у нас разные взгляды на музыку, и это мне доставляло неудобства, но то качество, которое она мне дала – бесценно.
Бесценна концертная практика, которую Михаил получил, обучаясь в Березниках и Перми: по 13 конкурсов в год, а кроме них – постоянное отыгрывание программ на праздничных и отчётных концертах.
– Самым значимым и самым сложным конкурсом стали Дельфийские игры – это как Олимпиада для спортсменов, – говорит Ефремов. – Я дважды в них участвовал и дважды побеждал – в 2020 и 2021 годах. Репертуар у меня обширный. Я больше привержен классической музыке, но могу играть и эстраду, и попсу. Думаю, и к репертуару военного оркестра я быстро привыкну.
Он в принципе быстро привыкает к меняющимся условиям. Когда Мише исполнилось 17, его пригласили в Пермский музыкальный колледж, и он решился на переезд, хотя понимал, что теперь придётся жить самостоятельно.
– Меня не контролировали особо, просто с детства родители привили, что ни курение, ни алкоголь мне не нужны – у нас в семье это не принято, – говорит Миша. – Меня не интересовали вечеринки, я сидел с инструментом. Лет в 15 я думал, что всё легко, вышел, отыграл, получилось, не получилось – ладно. А в процессе общения с преподавателями, особенно пермскими, понял, что качество нужно нарабатывать. Если ты на репетиции ошибаешься, то 95%, что ты и на сцене ошибёшься.
За целью – цель
– Музыкантам часто не хватает строгости, – считает молодой перспективный баянист. – Много талантливых ребят идут в музыкальный колледж, но им не хватает дисциплины, или ими не движет цель, а у музыканта она должна быть. У меня всегда есть цель. Когда я переводился в Пермь, я хотел выиграть Дельфийские игры – выиграл. Когда мне исполнилось 20 лет, я поставил другую цель: нужно будет о семье думать, нужна стабильная работа, и начал её искать. Нашёл, поеду служить. Для меня служба – работа, стабильная и желанная. Следующая моя цель – стать офицером, окончить военно-музыкальный вуз. Армия – это почётно, престижно.
Миша несколько раз повторил, что стать военным – мечта его детства и мечта его отца, а музыку и службу в армии можно совместить только в военном оркестре. Когда чего-то очень хочешь, обязательно найдёшь. Вот и Миша наткнулся в интернете на объявление: военному оркестру в Мурманской области требуются музыканты. Неважно, что требуются духовые инструменты, как пошутил Михаил, чем баян не духовой? Там ведь тоже воздух работает:
– Думаю, мне придётся освоить какой-то из духовых инструментов, скорее всего, это будет валторна. Я уже слышал истории баянистов, которые стали духовиками, закончили вузы с новыми инструментами – всё возможно.
Музы дружат со спортом
В военном оркестре предполагается физическая, строевая, огневая подготовка – ведь это армия. Миша улыбается:
– Баян весит порядка 20 килограммов, чтобы на нём играть, нужна немалая физическая сила. Но я не только баян таскал, а всю жизнь занимался спортом: самбо, рукопашный бой, культуризм. Строевую подготовку не пробовал, но терпение и труд всё перетрут. А вот что мне особенно нравится в музыкальных войсках – здесь не все ходят в наряды, – парень смеётся и вдруг признаётся:
– Я лидер по натуре, но понимаю, что в армии нужно исполнять приказы. Я к этому готов, считаю, что человек привыкает к заданным условиям. Не боюсь ответственности, готов много времени отдавать занятиям. Семейная жизнь будет несколько страдать, но жизнь любого художника – это компромисс творчества и семьи.
Мише повезло: его спутница тоже музыкант, она на 100% понимает, чем парень занимается, в чём суть его профессии. А понимает ли сам Михаил, куда идёт и зачем. На вопрос «Зачем армии оркестр?» Миша ответил, почти не задумываясь:
– Для поддержания боевого духа, конечно.