Почему в противостоянии черно-белой и цветной фотографии нет смысла
50-е годы ХХ века профессиональные фотографы презирали цветные снимки. Теперь фото в цвете — «значение по умолчанию». Почему и как чаша весов склонилась в их сторону?
Пролог: мечте больше нет места
В 2015 году Leica выпустила красивое и нелепое рекламное видео. В нем шла речь о новом продукте бренда — цифровой камере, которая снимает только в ч/б. Видео впечатляющее и странно убедительное. На фоне гипнотизирующих монохромных орнаментов голос за кадром убеждал, что черно-белое решение чище, а гиперреализм цвета не просто чрезмерно груб — он не нужен в принципе и служит лишь помощью людям без воображения. Слоган видеоролика звучал безапелляционно: «В цветном мире нет места мечте».
Конечно, это утрированно и неверно. Ситуация обратна: цвет раскрывает то, что мы не видим в ч/б-режиме. Настаивая на черно-белом, автор зачастую выглядит претенциозно. Но видеозаявление Leica возвратило актуальность одному из самых старых противостояний в фотографии: спор о том, что лучше — ч/б или цвет. Сегодня мы понимаем, что эти дебаты бесплодны, но сама полемика и ее история очень интересны. Ларс Мензель (©Lars Mensel), фотограф и писатель из Берлина, составил небольшой экскурс, который поможет понять, как развивался этот спор.
Действие первое: цвет — глупость
Фотография стала «законной» формой искусства совсем недавно. В конце XIX века ее считали слишком буквальной и прямолинейной. Творческая аудитория говорила, что фото не развивает воображение так, как изобразительное искусство. Аргументация напоминает тезисы из того самого ролика Leica — что-то слишком реалистичное не может быть художественным.
Изначально фотография конкурировала с изобразительным искусством, требовала таких же временных затрат (на экспозицию), в ней использовалось тяжелое статичное оборудование. Наиболее популярными темами, как и в живописи, были пейзажи и портреты. Во время Первой мировой войны стали доступны портативные камеры и пленка — благословение по сравнению с ранее использовавшимися стеклянными пластинами. Прогресс позволил фотографам работать в ранее невозможных условиях, и материал стал сильнее отличаться от живописных картин.
Анри Картье-Брессон, Хелен Левитт и другие пионеры фото использовали реализм новаторским способом. Со своими неожиданными темами и моментами, пойманными на снимках, они демонстрировали, что съемка композиций и статичных объектов отличается от живописи. С появлением новой эстетики родилась уличная фотография.
photo by Henri Cartier-Bresson
Легендарные фотографы постигали свое ремесло в мире черно-белого фото. Делая снимок, они заранее знали, что он будет монохромным, и абстракция будет его естественным качеством — как, к примеру, двухмерность. Цветные фото появились лишь в середине 50-х годов ХХ века, когда были изобретены процессы, позволившие достаточно просто снимать и печатать цветное изображение. Этот технологический прорыв сопоставим с изобретением портативной камеры, а привыкшие к ч/б фотографы стали играть роль, которую раньше брали на себя адепты живописи. Они отказались принять новую технологию и признать цветные фотографии искусством.
Вместо того, чтобы наслаждаться открывшимися возможностями, фотографы-художники избегали цвета. В их представлениях серьезная, документальная, художественная фотография должна была быть исключительно черно-белой. Легендарный Анри Картье-Брессон, прославившийся монохромными снимками-шедеврами, даже заявил, что цвет — это полная ерунда и глупость.
Действие второе: монохромное видение
Почему Картье-Брессон так резко отверг цвет? Скорее всего, потому что ч/б «работает» иначе. Объекты, которые эффектно выглядят на черно-белых фото, в реальности зачастую не очень красивы — как, к примеру, яркие цветные изображения после уменьшения насыщенности.
Исторический фотоканон был разработан для одной палитры, и пионерам искусства нужно было научиться снимать предметы, которые хорошо смотрелись в ч/б-режиме. Портреты Тины Модотти, абстрактные снимки Ман Рэя, фото Эдварда Уэстона опирались на резкость контраста. Во многом они снимали, подстраиваясь под черно-белые «рамки» — подчеркивая форму, контрастность, очертания.
Картье-Брессон заявлял, что цвет отрицает все трехмерное значение фотографии. Это не так — просто в прошлом фотографы не умели им пользоваться. Принятый и привычный инструмент объясняет жесткую позицию по отношению к появившейся новинке. Говорят, что после экспериментов с полихромом Картье-Бресон был так недоволен результатом, что уничтожил все негативы. Сегодня фотограф известен только по монохромным работам.
В книге «Понять фотографию» (Understanding a Photogtaph) Джон Бергер писал, что до изобретения снимка картины были единственной визуальной демонстрацией того, как люди видели мир. Черно-белые фото тоже дают нам понять, как фотографы-первопроходцы видели мир: в красивых оттенках серого. Когда цветную съемку освоила рекламная индустрия, презрение художников только возросло. В 1959 году Уолтер Эванс констатировал: «В этом вопросе все просто — цветная фотография вульгарна».
Сегодня эта позиция кажется абсурдом. Цветная фотография давно стала стандартным способом отображения мира. Это изменение парадигмы можно считать полноценным маленьким восстанием.
Действие третье: мир в цвете
В то время, как фотохудожники задирали носы, цветная пленка спокойно покоряла мир. В послевоенные годы фотография из удела исключительно профессионалов стала превращаться в популярное хобби.
Изобретение Kodak цветной пленки Kodachrome в 1936 году и Ektachrome десятилетием позже привело к постепенному принятию цветных снимков. И почему бы и нет — ведь это позволило запечатлеть обычную жизнь во всей ее яркости.
В «черно-белые времена» фотографы должны были самостоятельно печатать снимки. Для многих профессиональных авторов обработка цветной пленки стала непосильной задачей, тогда как любители все чаще создавали домашние фотолаборатории. Не поднимая фото до произведения искусства, потребители просто стремились делать простые и реалистичные снимки — семейные и повседневные.
Обобщенный вывод Уильяма Эглтстона «мир в цвете — мы ничего с этим не поделаем» приняли все. Этот фотограф-новатор, как и Сол Лейтер, создававший из цвета слои на своих уличных снимках, Стивен Шор, Джоэль Мейеровиц и другие авторы, помог в 70-е годы перейти от ч/б к цвету, несмотря на яростное сопротивление. Восставшие фотографы хотели вырваться из монохромного мира, привычного предыдущим поколениям.
photo by Joel Meyerowitz
Джоэль Мейеровиц говорил, что цветные изображения информативнее, они гораздо больше, чем мир в оттенках серого. Эпоха сменилась, и вместе с ней изменился и предмет съемки. Фотографы начали фотографировать сцены, не связанные с логикой черно-белых, высококонтрастных настроек. Например, Уильям Эглтстон снимал торговые центры, Сол Лейтер — дождливые города, а Стивен Шор — яркие повседневные картины.
photo by Stephen Shore
В отличной книге Уильяма Эглтстона «От цвета к черно-белому» (From Color to Black and White) куратор Агнес Сир писала, что художники-новаторы смогли интересно изобразить банальные объекты, и именно использование цвета помогло решить эту творческую задачу. Переход от ч/б к полихрому был сродни переходу от героической фотожурналистики в стиле агентства «Магнум» к более поэтичному «повседневному» повествованию.
Сначала никому не были интересны подобные работы, но сегодня эти ранние пробы уже легендарны. Понадобилось время, чтобы у мира искусства открылись глаза на новое видение предмета и на цветную фотографию в целом. Казавшиеся обыденными фотографии стали популярными именно потому, что они были обыденными и знакомили широкую публику с красотой, «спрятанной» в повседневной жизни.
Эпилог: нерешенный вопрос
Цвет перестал быть противоречивой позицией, теперь это стандарт фотографии. Черно-белые снимки используются, в основном, для работы в классическом жанре, в фэшн-съемке, имитирующей модернистский стиль, или в маркетинговых кампаниях, которые хотят визуализировать размытое понятие высшего класса и изысканности. Это не означает, что противоречия разрешены и уничтожены.
Сегодня речь уже не идет о правильности и неправильности, реалистичности и снобизме, перспективности и старомодности. Противоречие сейчас заключается в том, как воспринимается воображение, как оно работает — или должно работать. Джоэл Меровиц сказал, что цвет — это не вопрос, а, скорее, ответ. Для фотографа он — одно из множества принимаемых профессиональных решений и часть видения и интерпретации мира.
photo by Alec Soth
Эта позиция уравнивает значимость ч/б и цветной съемки. Несколько лет назад фотограф Алек Сот в интервью Aperture сказал, что, глядя на фотографии, можно подумать — 80 лет назад мир был черно-белым. На самом деле, он не был похож на снимки того времени. Важно другое — то, как реальность была сфотографирована, формировало ее, как и сейчас.
черно-белое фото и выдержка, во всех ее смыслах — SFG Magazine
В поисках цветов и правильных ракурсов, мы растворяемся в желании создать правильную картинку. Джеффлин Линг избавляется от всех отвлекающих цветов, берет камеру, ставит выдержку на максимум и замирает в ожидании момента, когда природа обнажится перед его камерой.
— Привет! Сразу хотим поблагодарить вас от всех читателей Журнала SFG за готовность пообщаться о вашем искусстве. Расскажите откуда вы? О вашей семье? Они поддерживают ваше увлечение фотографией?
— Прежде всего, я бы хотел поблагодарить Журнал SFG за эту уникальную возможность пообщаться с украинцами посредством этого интервью. Я родом из Куала Лумпур, Малайзия, и у меня есть двое детей. Вообще-то фотография — мое хобби, а зарабатываю я собственным бизнесом. А фотографией я увлекся с 2012 года и для меня большая честь, что моя супруга полностью поддерживает это увлечение и поощряет мои поездки за границу. Она дает мне возможность погрузиться в фотографию, в то время как ей самой приходится заботиться об обоих детях. Но иногда даже они сопровождают меня во время съемки.
— А какое у вас образование, оно связано с фотографией?
— Я получил степень Бакалавра в школе Бизнес Менеджмента в местном Британском университете Малайзии. Также в течение года я прошел курс фотографии в Академии Adam Photography, где моим преподавателем был Адам Тэн, победитель международного конкурса National Geographic 2013.
— Все же о фотографии. Почему вы выбрали именно черно-белое? Ведь гораздо сложнее передавать всю глубину, эмоции и чувства, используя всего два цвета и их оттенки?
— Я никогда не противлюсь цветной фотографии, просто именно ЧБ позволяет мне увидеть больше цвета. Глядя на красивый вид, я осознаю, что все объекты на земле преломляют разные цвета из-за солнца. Если бы не было солнца, то все в мире было бы черно-белым. Если бы все предметы были бесцветны, чёрные и белые, какой мир предстал бы перед нашими глазами… Например, когда ты видишь разноцветный пейзаж, ты невольно думаешь: «Вау, как же красиво!» А если я спрошу, что именно привлекает тебя? Скорее всего ты сама задумаешься: сами ли предметы стали объектом восхищения, или их цвета? Маленький красный домик? Или вечерний закат? Или искрящееся море? Мы окружены миром цветов и часто не обращаем внимания на его истинные формы и цвета. Мое искусство задает вопрос: «Мир без миллиона цветов, какой он?» Мир который позволяет нам услышать тишину…
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
— Какое оборудование вы предпочитаете? Есть любимые камеры, штативы, объективы? Может существует “походный набор”, который всегда с вами, куда бы вы не шли?
— Как наверное у каждого из нас, кто снимает на длинных выдержках, у меня есть стандартный набор:
— очень хорошая DSLR камера, сейчас я пользуюсь Nikon D800e & D4;
— качественный штатив;
— ND фильтр (3,6, 10 stops), я часто использую 16 stops, когда снимаю, чтобы получить более длинную выдержку при активном солнце;
— что касается объективов, обычно это 24-70 F2. 8.
«Походный набор»? (Смеется) Нет, такого нет, но главное это хорошо выспаться и покушать перед тем, как выходить на съемку. Я не фокусируюсь на съемке в «Золотой час». Понимаешь, обычно фотографы-пейзажники стараются запечатлеть рассветы и закаты. Я же, наоборот, избегаю этого времени, чтобы не дать прямому солнцу попасть в объектив.
— Сколько времени (от среднего минимума до среднего максимума) вы тратите на пост-обработку и ретушь? И когда вы понимаете, что фотография закончена?
— Если ты заметила, тематика моих фото варьируется. Архитектура, морские пейзажи, документальное фото, жизнь людей, снежные виды, животные, портреты и, собственно пейзажи (деревья, лодки, мосты, скалы, горы и прочее). Я снимаю все со своей точки зрения. Еще до съемки я тщательно осматриваю все вокруг, чтобы убедиться, что я нахожусь на месте, откуда открывается лучший вид, а потом стараюсь представить конечную фотографию и только потом начинаю снимать. Каждая фотография требует разного времени на постобработку. Архитектурная фотография занимает достаточно много времени, в среднем на самые сложные может уйти 15-20 часов, в то время как минимум будет колебаться в районе 10 часов. Относительно быстро я работаю с морскими пейзажами, как правило не более 2-3 часов.
— На сайте в вашей биографии вы упоминаете Photoshop, как основной инструмент для постобработки. А есть какие-либо другие инструменты, программы, приемы, которые вы используете? Может существует какая-то специальная магия Джеффлина?
— Конечно, для постобработки я использую Photoshop чаще всего. А еще мне нравится плагин silver efex pro2. Но Photoshop все равно остается доминирующим.
Работая с фотографией я много внимания уделяю правильному подбору, чем более точен выбор, тем лучшим будет конечный результат. Свет и тень, вот что является ключевым в моих фотографиях. Я использую Photoshop в большинстве для того, чтобы подчеркнуть свое визуальное восприятие. Так или иначе, в начале у тебя должно быть представление о том, что должно получиться в конце, а техники и программы — это уже как ручка для писателя. Главное это как я уловлю объект внешнего мира и превращу его в произведение искусства.
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
— Очень часто отпечаток на искусстве современных художников, фотографов накладывают мастера предыдущих поколений. Кто вдохновляет и наставляет вас? Ваша Мона Лиза?
— Да, на каждого художника влияют свои кумиры. Мое фотографическое видение формировалось благодаря таким легендарным фотографам как Ансел Адамс, Майкл Кенна и Джозеф Хофлехнер. Даже сейчас их картины влияют на новое поколение фотографов, которые снимают ЧБ. И не могу не упомянуть Джоля Тьинтьялаара, моего наставника, который помогал приобретать навыки постпродакшена; его характер, который постоянно находится в поиске идеала, очень сильно повлиял на меня.
— А могли бы вы вкратце описать процесс создания фотографии от момента осознания, что вы видите нужную картинку и до момента «готово»?
— Каждый раз когда я ищу тему для фотографии и вижу тот объект, который привлекает внимание, я начинаю взаимодействовать с ним и обдумывать, какие ощущения они вызывают во мне. Я обнаружил, что лучшая позиция объекта, как правило, не совпадает с моим первым взглядом на него, и когда я начинаю передвигаться, объект также начинает менять свою форму. Тогда я начал обращать больше внимания на объект и на то, какие изменения на него и все, что находится вокруг, несет мое движение в ту или иную сторону. Так я координирую себя относительно объекта и объект относительно себя. Баланс и пространство вокруг очень важны для общей композиции. Мое решение снимать зависит от того, что я вижу вокруг. Мои снимки выверены и продуманы, это лучше чем просто делать случайные фотографии, а после часами отбирать удачные.
— Вы много путешествуете и география ваших фотографий также разнообразна. Вы специально едете в определенные места, чтобы фотографировать, или сначала начинается путешествие, а потом уже фотография?
— Я обычно выбираю места опрятные, чистые, с правильными формами… я не люблю заросли и дебри. Например снежный Хоккайдо, незастроенная Исландия; просторные побережья; обособленные скалы и камни; деревья и острова, которые часто становятся объектами съемки.
Я обожаю снимать в Японии, потому что она чистая, аккуратная, правильно спланированная. Особенно Хоккайдо, место где я снимаю достаточно часто. Снежный Хоккайдо очень тихий и чистый, неровные плоскости, покрытые толстым слоем снега еще ярче очерчивают объекты, делая их более выразительными.
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
— Какое ваше любимое и наиболее вдохновляющее место на земле? И какие страны, в которых вы еще не были, вам бы хотелось посетить в будущем?
— Самой вдохновляющей для фотографии всегда остается Исландия! Она порождает безграничное творчество. Эта местность полна тем для фотографии и мне вечно не хватает времени (смеется). Фотограф должен быть максимально вовлечен в процесс, чтобы стимулировать свое сознание для работы. Исландия определенно волшебное место для меня и моего вдохновения. Исландия обладает естественной атмосферой невероятной природы, которая очень непривычна современному человеку. Здесь есть очень много видов, которые внезапно появляются перед тобой и переворачивают твой мир с ног на голову. Здесь нет сотен цветов, которые запутывают твое сознание и зрение, только лишь обнаженная душа открывается тебе. В Исландии так много мест, еще не открытых мною, я бы с удовольствием возвращался туда каждый год.
Страна, которую я надеюсь вскоре посетить — Куба. Эта страна уникальна: королева Антильских островов и жемчужина Карибского моря. Такой легендарный колониальный город, как Гавана, наполнен естественными пейзажами как раз для моих фотографий. Я уже представляю, как увижу классический автомобиль 50-ых годов, останавливающийся около Музея Революции. А вот что сложно представить, это непредсказуемые пейзажи, которые откроются мне во время исследования старого города в одиночестве.
— Что вы знаете об Украине? Хотели бы приехать сюда?
— Об Украине я знаю совсем немного. Я знаю, что это страна, которая приобрела независимость от Советского Союза и расположена она в Восточной Европе. У вас четыре времени года и люди говорят на языке славянской группы. Конечно, я хотел бы поехать в незнакомую мне страну для съемки. Я обожаю путешествовать, как ты уже говорила выше. И это не только для того, чтобы сделать удачные снимки. Я люблю открывать для себя разные культуры и я уверен, что это увлечение с годами будет только расти.
Я также не люблю долгие сборы и подготовку к путешествиям, таким образом объекты съемки появляются в самых неожиданных местах. Я уверен, что Украина — страна с богатейшей историей и ностальгическими древними зданиями. А так как архитектурная фотография одно из любимых мною направлений, я безусловно выделил бы немало времени для того, чтобы посетить местные достопримечательности и памятники архитектуры.
— На ваших фотографиях можно увидеть пейзажи, морские пейзажи, отдельные объекты природы, но люди встречаются крайне редко. А если и случаются, то скорее они являются дополнением к общей картине. Почему? Портреты это своего рода табу для вас?
— Независимо от вида фотографии, я всегда придерживаюсь одного принципа: не останавливаться, пока я не достигну желаемого результата. Увидев мои фотографии, люди думают, что у меня неограниченные возможности и умения. Но я всегда говорю, что результат именно такой благодаря моему умению ждать. Например, снимая морские пейзажи с большим количеством облаков и минимумом голубого неба мне нужно долго ждать, пока образуются нужные мне облака. Или, по стечению обстоятельств, начало съемки пришлось на рассвет а я не люблю прямого солнца в объективе, тогда мне приходится ждать, пока солнце поднимется выше, чтобы я мог снимать. Перемена погоды также играет важную роль, потому что погоду крайне сложно изменить даже при самой умелой постобработке и ретуши.
Говоря о людях, ты права, они скорее дополнительная деталь нежели основной объект. Однажды я хотел снять хижину посреди моря на Бали, но там постоянно находились люди и мне пришлось долго ждать, прежде чем все разошлись. Но чтобы не терять время, я делал снимки и с ними, пока ждал. Признаюсь, результат неожиданно удивил меня. Конечно, главный фокус остается направленным на пейзажи, поэтому часто люди думают, что это какая-то моя основная концепция. Но я хочу вас уверить, что я абсолютно не противник портретной фотографии. Как раз наоборот, я обращаю очень много внимания на то, какой визуальный эффект действия человека могут иметь на окружающую среду.
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
© Jefflin Ling
— Вы получили множество наград за последние несколько лет. А существует какая-то главная цель, награда, которую вы бы хотели получить как фотограф? Какой-то знаковый момент, достигнув которого возможно вам покажется, что фотография, как искусство исчерпала себя для вас?
— В молодости фотография была для меня развлечением. Мы гуляли с друзьями, которые были влюблены в фотографию и могли часами разговаривать о ней. Нам это так нравилось! Но позже я осознал, что могу делать больше и лучше и начал участвовать в фотоконкурсах. Для начала были местные соревнования, но позже и этого стало мало и я заявлялся на международные. Как сказано на моем сайте, раньше я очень много внимания, усилий и времени уделял соревнованиям и получал огромное удовольствие от того, что выигрывал их. Но позже я понял, что соревнование это всего лишь известность, но в конечном итоге, люди всегда ждут от тебя чего-то большего, еще более творческого.
Для меня искусство фотографии не заканчивается, когда ты спускаешь кнопку затвора. Огромную часть работы составляет наблюдение, способность увидеть глазами, снять камерой и уже после, используя такие помощники как Photoshop, превратить свои идеи в продукт, который будет выглядеть презентабельно. Является ли это моей конечной целью? Конечно нет! Я думаю, что опыт и уровень фотографии должен находиться глубоко в душе и не зависеть от внешнего одобрения и поощрения.
— И в конце мы задаем один и тот же вопрос всем нашим собеседникам. Что вы по-дружески посоветуете новичкам, тем, кто только начинает свой путь развития в области фотографии?
— Это скорее не совет, а рекомендация исходя из личного опыта. Тем, кто искренне хочет научиться фотографировать не нужно зацикливаться на инструментах и оборудовании. Ведь современные телефоны сейчас могут стать отличным инструментом. Сформируйте ваш фундамент и видение и только после гонитесь за поставленными целями. Помните, что нельзя сравнивать себя с другими. Да, можно выбрать личный ориентир, пример, внимательно наблюдать за ним и его творчеством, композицией, учиться у него. И еще, любая фотография начинается с композиции; только когда есть правильная, продуманная композиция мы можем говорить о постпродакшене.
Чтобы вы поближе познакомились с фотографией Джеффлина Линга, мы даем несколько ссылок, которые вам пригодятся: официальный сайт, Facebook, 500px.
Текст и перевод: Женя Шокун
2017
47 Прекрасные черно-белые портреты
Фотограф-портретист, снимающий черно-белые фотографии, понимает, какие сильные эмоции и настроение может передать монохромное изображение. Хотя установка и окружающая среда могут быть похожими, методы создания эффектного черно-белого портрета могут быть разными для каждого фотографа.
«Когда вы фотографируете людей в цвете, вы фотографируете их одежду. Но когда вы фотографируете людей в черно-белых тонах, вы фотографируете их души!»
― Тед Грант
Вот несколько ссылок на ресурсы, которые помогут улучшить ваши черно-белые портреты.
Тим Келли – мастерство черно-белого портрета
Тим представляет 60 своих самых впечатляющих и разнообразных черно-белых портретных изображений и обсуждает творческую концепцию каждого из них, включая оборудование, освещение, экспозицию и стратегии позирования.
Fstoppers – Путеводитель по черно-белым портретам
Tuts+ — Удивительные примеры черно-белых портретов
В этом блоге вы найдете галерею замечательных черно-белых фотографий, а также практические советы и приемы.
Вот коллекция красивых черно-белых изображений, выбранных из нашей группы Flickr.
Амин Фасси – Милла
Дикий Жрец – Незнакомец
Ширрен Лим
Томас Лизер – Я так и не нашел философский камень
Handy Andy Pandy – Black and White
Ань Ту Нгуен – Роланд
Махеш Баласубраманян – !!!
Бен Роффельсен – Сарко
Амин Фасси – Фредди…
Махеш Баласубраманян – Глубокий взгляд !!!
Дикий священник — Незнакомец
Нимит Нигам — глаз к глазу…
Кристофер — Портрет
Фавиян А. Ролдан — Кимберли
Аррон Хаггарт — Ночь кино
Дикий ценик — Кид
Эррон — Ночевый0006
Nimit Nigam – :O
Franck-Emanuel GOGUER – Justine’s square portrait
Sylvie Van nerum – moi n/b
cortoboy – cut
Amine Fassi – Black Time
Children of the Туман – Эмоции (Ромас II Ватикана)
Ширрен Лим – .dog после обеда.
Ширрен Лим – .тибетский/.
Мелинда Сенте – Когда у меня в руке фотоаппарат, я не знаю страха.
Франк-Эмануэль ГОГЕР – Кевин – Ла Дефанс
Махеш Баласубраманян – Пик-а-бу !!!
Хайме Николау – Autorretrato en 18mm
Ruth Moucharafieh – Молодой душой!
Томас Лизер – маска безумия (автономный портрет)
юлиан о – Те, кто говорит правду, умрут
самиКу – Взгляд в замешательстве
Клаус Йорстад 2 – 30 Беритс 9000 – Старый моряк 9000 Мья
jean76_58 – L…
Justin Piercy – Lionel salutes you
Marco Bergner – Grandfather
Berit Alias – Mia
Loïc Romer – Portrait
Greig Reid – Daughter Oct 12 faded black & white портрет.