Баян выражение это: Баян — Lurkmore

Содержание

Баян — Lurkmore

«

…Ну а чтоб не одичали, Вот вам личный мой баян.

»
— Леонид Филатов, «Сказ про Федота-стрельца»
«

Остротами и причудами следует пользоваться так же осторожно, как и всеми вещами, способными ржаветь.

»
— Георг Кристаф Лихтенберг
«

Боянъ бо вѣꚗiй, аꚗе кому хотя ше пѣснѣ творити, то растекашется мыслiю по древу, сѣрымъ волкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.

»
— Слово о плъку Игорєвѣ · Игорѧ сꙑна Свѧтъславлѧ · внука Ольгова

Баян (боян, байан и др.) — обозначение повторно опубликованной шутки или информации. При этом, в классическом понимании, информация должна быть повторно опубликована в том же самом источнике (например в том же самом форуме, или даже в том же самом разделе форума).

Иными словами, репост (копирование информации из одного источника в другой), бояном в классическом понимании не является.

Баянный беспредел Ещё один

Однако 95% пользователей придерживаются неклассического толкования этого термина, при котором понятие бояна является чисто субъективным. В этом понимании боян — информация, которую пользователь уже где-то видел (например в этом же источнике ранее, или в другом источнике, или во сне, или даже в этом же посте ранее, но забыл об этом). Яркий пример: слово «боян» широко используется в аське в ответ на новости и анекдоты, которые для получателя не новы. Более того, это слово часто используется в ответ на новости, которые для получателя новы, но которые описывают события, произошедшие давно. Например:

— Слыхал, Машка на четвёртом месяце? — Боян!

В данном случае слово «боян» обозначает не то, что получатель новости и так был в курсе овулярных перипетий судьбинушки незадачливой Марии, а что сведениям уже четыре месяца, а значит, это уже давно боян!

— Прикинь, оказывается у Ацтеков и Майя не было повозок, они так и не изобрели колесо! — Боян!

Тут «боян» указывает на то, что собеседник когда-то слышал об этом. В порядке занудства также стоит отметить, что повозки у индейцев таки были, у них не было лошадей. Пердячим же паром по горам и джунглям, занимавшим большую часть индейских государств, особо не покатаешься. Поэтому они тупо ходили пешком, а колесо у них проходило по разряду детской игрушки.

[править] Происхождение

Всё тот же «Топаз»

Изначально этот мем происходит от известного анекдота про тёщу («Хоронили тёщу. Порвали два баяна»), который постился на форуме Авто.ру настолько часто, что превратился во всем известный и давно запрещённый оффтопик наподобие анекдотов про холодильник и «Снесла курочка дедушке яичко…». Довольно быстро слово «баян» превратилось в интернетах в символ старой затрёпанной шутки или просто банальности. Ещё больший вклад в закрепление этого слова как обозначения петросянства внесло попадание анекдота на сайт Анекдот.ру (с тем же эффектом). В это же самое время на странице баек непрерывно трепали историю про дневник канадского иммигранта — именно отсюда растёт «канадский баян».

По другим сведениям, боян возник ещё до Anekdot.ru, ещё в этом вашем федо в эхехехе RU.ANEKDOT.

Часто для усиления эффекта вместо упоминания баяна в тексте используется размещение в посте или камменте его фотографии (там, где это возможно технически). Кроме того, в этом смысле синонимом баяна является аккордеон, в действительности являющийся несколько другим музыкальным инструментом. Алсо, если кто-то рассказал бородатый анекдот, то баянистость анекдота можно показать, изображая игру на невидимом баяне Промеж тем, каждому филологу знаком такой древнеславянский документ, как Боянский палимпсест, записанный в 9 веке на глаголице. Позже, в 12 веке, старый текст счистили и написали поверх евангелие кириллицей (так наз. Боянское евангелие). Таким образом, всяк может познать, что и в те времена народ на Руси любил побоянить.

Альтернативная версия происхождения:

Был во время Русско-Японской войны (1904-05 гг, кто забыл) в составе Российского флота полуброненосный крейсер «Баян». В общем, он проявил себя в боях неплохо, но чем кончилась сама война для России — известно. Сам «Баян» и почти вся 1-я Тихоокеанская эскадра были в конце концов затоплены в Порт-Артуре. 2-я Тихоокеанская в это время плыла вокруг шарика навстречу Цусиме. В Петербурге, конечно, понимали, что флоту требуется пополнение (в том числе крейсеры), но вот незадача — нормального современного проекта на тот момент (начало 1905 года) просто не было. Решили, чтобы не терять времени, заказать три крейсера по образу и подобию недавно утопшего «Баяна». Но строительство шло медленно, а после окончания войны и вообще заглохло. В результате долгострой длился 6-7 лет, и крейсера вошли в строй только в 1911-12 годах. Надо ли говорить, что к тому времени они уже безнадежно устарели… И бывшие артурцы, увидев через 7 лет в Кронштадте до боли знакомый силуэт старого крейсера, не могли удержаться от восклицания: — Аххренеть, это ж «Баян»! Старый баянище!!!

байка же

Ещё одна версия:

Раньше, когда ещё не было клавиатур, люди писали ручками. И чтобы не переписывать какую-то повторяющуюся фразу много раз, писали её только в начале произведения, а в остальных её вхождениях ставили такой знак: -//- , который похож на баян и обозначает повторение.

Ещё одна возможная версия происхождения слова «баян» в значении чего-то старого — от фамилии известной русской певицы Аллы Баяновой, исполнительницы русских романсов и шансона (шансона в хорошем смысле этого слова, а не того, что крутят по одной известной радиостанции). Так вот, её продолжительность выступлений составляла 88 лет — с 1922 года, когда был жив ещё сам дедушка Ленин. Хотя в отличие от современных певиц её творчество людям не надоело, так что это версия — лишь домыслы Анонимуса.

Алсо, есть другая «теория» происхождения данного слова. В Магадане с 2000 по 2001 (в этом промежутке) на местном радио с незатейливым названием «FM 105» было юмористическое утреннее шоу (как «Бачинский и Стиллавин», «Кремов и Хрусталёв» и прочие), которое называлось БоЯн, названное так по начальным буквам имён ведущих, которых звали Борис и Ян.

Шоу в то время было очень прогрессивным. Ведущие рассказывали исключительно свежие анекдоты, зачитывали смешные истории и звонили проституткам (как потом стали делать Кремов и Хрусталёв на Радио Рекорд). С тех пор в школах и офисах города, когда кто-то зачитывал «свежий» анекдот (ранее рассказанный по радио, которое слушали все) — ему все в один голос отвечали «баян!». История не выдуманная. Найдутся десятки людей, готовых это подтвердить.

Есть еще такая: в домино — очень популярной среди советского рабочего класса настольной игре — баяном называлась костяшка 6/6 (шесть/шесть). Любая доминошка с одинаковыми числами на обеих половинках (1/1, 2/2 и т. д.) называлась «дубль», а «баян» был самым запоминающимся из них, имеющим к тому же собственное название. Возможно, кому-то на заре существования Рунета захотелось назвать дублирующуюся информацию баяном — и пошло-поехало.

Боян в изображении художника Васнецова (1910), справа отчетливо виден facepalm

Примечание от Grammar Nazi — правильное название музыкального инструмента баян, а Боя́н — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве, по современному — бард.

Боян сам по себе возник задолго до интернетов, в частности это хорошо продемонстрировано на картине Васнецова «Витязи слушают Бояна», где отчётливо различим православный форум и витязи, его участники, с пиететом и в то же время чувством собственного достоинства внемлющие Бояну, который, как оказывается, вовсе не на гармошке выражал свои бородатые затрёпанные шутки и прочие банальности, а на современном для той поры струнном инструменте — гуслях (бета-версия балалайки). Творил он лет за 150 до событий

Значение слова «баян»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина.
    Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

история, видео, интересные факты, слушать

Музыкальный инструмент: Баян

 

Тембровая палитра существующих ныне музыкальных инструментов чрезвычайно богата, ведь каждый из них обладает своим неповторимым голосом. Например, у скрипки он певуче чарующий, у трубы – пронзительно блестящий, у челесты – прозрачно хрустальный. Однако есть один инструмент, который имеет редкую способность имитации различных тембров. Он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Этот инструмент называется баян и его по праву можно назвать маленьким оркестром. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое — от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют «душой русского народа».

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю баяна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.

Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука — от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.

Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой.

 

Фото:

 

 

 

Интересные факты:

  • Инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах подобные инструменты называют кнопочными аккордеонами.
  • Предшественница баяна — «ливенская» гармонь имела необычайно длинные меха, почти два метра. Такой гармонью можно было себя обмотать.
  • В Москве находится самый большой в мире музей гармоник, одной из разновидностей которой является баян.

  • В советское время лучшие концертные баяны индивидуальной сборки «Россия» и «Юпитер» изготавливаемые на московской государственной фабрике и, отличавшиеся высоким качеством звучания, стоили очень дорого. Их стоимость равнялась цене легкового отечественного автомобиля, а иногда даже двух, в зависимости от марки. Сейчас стоимость концертного многотембрового баяна довольно высока и доходит до 15 тысяч евро.
  • Первый концертный многотембровый баян был создан в 1951 году для баяниста Ю. Кузнецова.
  • На концертных баянах есть очень удобное приспособление — переключение регистров находится под подбородком у исполнителя, что дает возможность музыканту не отвлекаться во время исполнения.
  • В Советском Союзе одно время производили электронные баяны, однако это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы, которые получили большое распространение.
  • Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений.
  • Звучание баяна очень эффектно используют в своих композициях современные музыкальные группы, такие как «Любе», «Вопли Видоплясова», «Billy’s Band».
  • Известные фирмы по производству профессиональных концертных баянов, которые пользуются спросом и хорошо зарекомендовали себя, находятся в России — это московская фабрика «Юпитер» и «Тульская гармонь», а также в Италии: «Bugari», «Viktoria», «ZeroSette», «Pigini», «Scandalli», «Borsini».
  • В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую «затрепанную», «бородатую» уже застарелую шутку или анекдот.

 

 

Конструкция баяна

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента — это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется  регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

 

 

Разновидности баяна

Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый — инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй — отличаются по тембру: баян-труба, фагот, флейта, кларнет, гобой.

 

Применение и репертуар

Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Н. Паганини, Л.В. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, К. Дебюсси, Д. Верди, Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.  

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

 

 

Произведения для баяна

Н. Чайкин — Концерт для баяна и оркестра (слушать)

П. Макконен — «Полёт над временем» (слушать)

 

 

Исполнители

Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова — первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

 

 

История баяна

У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория.  Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который  мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.

В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в «левой руке», которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном. 

В 1907 году мастером-конструктором П. Стерлиговым. по поручению музыканта-гармониста  Орланского-Титаренко. был изготовлен сложный четырехрядный инструмент, получивший название «Баян», в память древнерусского сказителя. Инструмент быстро совершенствовался и уже 1929 году П. Стерлигов изобрел баян с готово-выборной системой на левой клавиатуре.

 

 

Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим — это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.

 

 

Видео: слушать баян

Как рождался русский баян | Пой, гармоника!

Я.Ф.Орланский-Титаренко с баяном конструкции Стерлигова. Осень 1907 г

Наталья Вороненко,заведующая отделом «Музея русской гармоники Альфреда Мирека», кандидат
педагогических наук, член ИКОМ ЮНЭСКО(2008 г.).

В 2007 в нашей стране и за рубежом прошло большое Количество концертов, фестивалей и конкурсов, посвященных 100-летию русского баяна. Этому событию были посвящены научно-практические конференции. И это не случайно. Несмотря на большую изученность этой темы, ученые до сих пор не могут дать окончательный ответ, когда и кем был изобретен баян. Это объясняется тем, что в различных странах мастера приблизительно в одно и тоже время изобрели различные конструкции концертной хроматической гармоники с готово-выборным аккомпанементом в левой руке, охватывающим все гармонические тональности по кванто-квинтовому кругу. В мировой практике конструкция подобного аккомпанемента впервые была применена еще в архичембалах (клавесинах)

«Итальянский след»

Подобный аккомпанемент, используемый в гармонике, был запатентован в 1897 году известным итальянским мастером-изготовителем и владельцем фабрики гармоник Паоло Сопрани. Он впервые в Европе изготовил и запатентовал левую клавиатуру с валиковой механикой для получения различных готовых аккордов с помощью одних и тех же 12 хроматических звуков. Она соответствовала, по сути, той механике левой клавиатуры, которая используется и по сей день. Клавиатура была изготовлена известным итальянским мастером Маттиа Беральди, работавшим на фабрике Паоло Сопрани. В этом же патенте была впервые представлена конструкция трехрядной кнопочной правой клавиатуры, создателем которой (по данным французского исследователя Пьера Монишона) был итальянский мастер Раймондо Питанези. Модель этого инструмента была представлена впервые на всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Мирвальд и Чулков

Однако Паоло Сохрани не был первым, кто представил инструмент с правой клавиатурой соответствующей конструкции баяна московской системы. Значительно раньше его в 1891 году инструмент с такой клавиатурой был изготовлен К. Мирвальдом в Германии.

Мастер Павел Чулков

Приблизительно в это же время, по данным доктора искусствоведения, профессора А. Мирека, известный тульский гармонный мастер Павел Чулков проводил эксперименты над созданием концертной хроматической гармоники-сначала однорядной, затем двухрядной и трехрядной. Гармоника была представлена на промышленной выставке в Туле в 1897 году. Павел Чулков лично играл министру В.И. Тимирязеву на сконструированном и изготовленном им трехрядном хроматическом инструменте.

Баян П.Стерлигова

Надо сказать, что в то время инструмент не носил названия «баян» ни в нашей стране, ни за рубежом. Подобного рода инструменты тех или иных модификаций в российских каталогах значились под именами: «Орел», «Финиш», «Фурор», «Реформа». Во всех появившихся названиях инструмента авторы хотели подчеркнул, новизну модели, программирующую ее уникальные концертные возможности. Название «баян» тоже встречалось, но применительно к национальным диатоническим гармоникам сельского типа, улучшенной работы.

Гармонист-виртуоз Я.Ф.Орланский-Титаренко

Впервые инструмент под названием «баян» в современном значении этого слова был изготовлен мастером П.Е. Стерлиговым в 1907 году. Он тогда сконструировал заказной концертный инструмент для известного гармониста-виртуоза на трехрядной петербургской гармонике Я.Ф.Орланского-Титаренко, который и приложил огромные усилия для популяризации этого названия.

Баян П.Стерлигова(левая клавиатура)Баян конструкции П.Стерлигова(правая клавиатура)

Гармонист очень гордился своим новым инструментом и выступал не только в Петербурге и в Москве, но и на знаменитой Нижегородской ярмарке, откуда весть об этом инструменте разлетелась по всей России В 1912 году он создал оркестр под названием «Баян». Впервые название «баян» появилось именно на афише Орланского-Титаренко 13 мая 1908 года. В экспозиции Музея русской гармоники А. Мирека представлены оригинал афиши и первый серийный инструмент мастера Стерлигова. Впоследствии этим же мастером был создан в 1925 готово-выборный инструмент, который был запатентован в1929году.

Баян мастера П. Стерлигова значительно отличался от европейских инструментов и представлял собой исконно русскую модель — она сразу была четырехрядной. Корпус, его конструкция и отделка были во многом заимствованы у петербургской гармоники. Отличались от европейской и конструкция клавиш (они имели форму лопаточек и были заимствованы у петербургской гармоники), и расположение звуков на правой клавиатуре. Впоследствии такой баян получил название баян петербургской системы.

Эта исконно русская система баяна была широко распространена до революции и первое десятилетие после революции, когда еще оставались инструменты, сделанные известными мастерами. После революции почти все частное производство баянов было прекращено. В 1928 году комиссия, в составе которой были известные московские гармонисты, рекомендовала баяны европейской системы для промышленного производства. Так началось промышленное производство баянов с европейской клавиатурой — сначала трехрядной, потом четырехрядной и пятирядной. Эти баяны получили название баянов московской системы и почему-то стали гордо именоваться русскими баянами, несмотря на то, что в, России на тот момент уже изготавливались прекрасные концертные инструменты в исконно русской традиции.

Готово-выборный баян С.Новикова

Почти одновременно с мастером Стерлиговым над разработкой и совершенствованием баяна петербургской системы работал мастер Сергей Захарович Новиков. Его инструменты считались наилучшими по качеству и были самыми дорогими. В 1912 году им был сконструирован уникальный готово-выборный баян с тремя клавиатурами, правая клавиатура была съёмной. По желанию артиста он мог пользоваться либо готовой клавиатурой (с басами и готовыми аккордами), либо выборной (одиночные звуки как и в правой клавиатуре). Такой баян позволял играть произведения мировой классики. Оригинал готово-выборного баяна, изготовленного в 1912 году мастером С.З.Новиковым, выставлен в экспозиции Музея русской гармоники Альфреда Мирека.

Развитие баяна после 1930-х годов

Мастер А.А.Сизов

С 1930-х годов в России начинает совершенствоваться баян московской системы. Пик популярности этого инструмента приходится на послевоенные годы. Огромный вклад в его усовершенствование внесли известные московское мастера — В.А.Колчин, Н.Д.Косоруков, Ю.К.Волкович, А.А.Сизов. Они стояли у истоков самого известного российского многотембрового готово-выборного баяна «Юпитер», который по праву считается звездой первой величины среди концертных инструментов во всем мире.

Совершенствовалось создание концертных инструментов и в Туле. Здесь были созданы прекрасные моготембровые концертные инструменты «Мир» и «Русь», очень полюбившиеся российским и зарубежным исполнителям.

Несмотря на то, что современные московские баяны были созданы на основе баянов европейской системы, сейчас с полной уверенностью можно сказать, что они обрели истинно российский национальный характер. Благодаря усилиям талантливых мастеров российские инструменты приобрели свой неоспоримый театральный колорит, и это отличает их от инструментов европейского производства.

Баян — Википедия

Баян

Пятирядный баян
Классификация Ручная гармоника
Родственные инструменты Аккордеон
Диапазон
(и строй)

Сверху показан диапазон стандартного баяна. Далее указаны параметры современного готово-выборного многотембрового баяна. Диапазон левой готовой 120-кнопочной клавиатуры, басы: Ми контроктавы – Ре-диез большой октавы; аккорды: Соль малой октавы – Фа-диез первой октавы. Диапазон левой выборной 58-кнопочной клавиатуры: Ми контроктавы – До-диез третьей октавы. Диапазон правой 64-кнопочной клавиатуры: Ми большой октавы (Ми контроктавы за счёт регистра Фагот) — Соль (Си-бемоль четвёртой октавы или До-диез пятой октавы за счёт регистра Пикколо) четвёртой октавы.
 Баян на Викискладе

Бая́н — русская[1][2] хроматическая ручная гармоника с 3—5 рядами круглых кнопок на клавиатуре мелодии и 5—6 рядами кнопок на клавиатуре аккомпанемента, клавиши которого звучат басами и аккордами (готовый баян) или отдельными нотами (выборный или готово-выборный баян).

Баян входит в состав оркестра русских народных инструментов.

История

В 1891 году баварский мастер Г. Мирвальд из города Зилетуе (Германия) несколько улучшил конструкцию ручной гармоники. У нового инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12 басовых звуков в первом ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во втором и третьем ряду соответственно[3].

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в Туле и других городах Центральной России — московской[4]. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках[3].

С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы»[5].

Баян включен в основную программу конкурсной программы молодёжных Дельфийских игр России.

Название

Иллюстрация 1897 года

Инструмент назван по имени древнерусского сказителя Бояна[6].

С 1890-х годов баяном называли различные виды гармоник, в том числе диатонические, которые обладали определённым качеством звучания. Их особенностью была чистая унисонная настройка двух или трёх одновременно звучащих язычков[7] (в отличие от настройки в «разлив», характерной для аккордеона). Так например в 1891 году в рекламном объявлении петербургского магазина А. Е. Кулакова встречается название «Кларнетные гармонии „Баян“» (это была диатоническая однорядная гармоника с тембром похожим на кларнет[1]). Ещё в 1890 годах была популярна «Азиатская гармония „Баян“ с пятнадцатью клавишами и чрезвычайно приятным тоном»[8]. В 1903 году вышел «Новейший практический самоучитель : Для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенской и кларнетной „Баян“» (составил С. П. Егоров. г. Рославль)[9].

По отношению к хроматической 3-рядной гармонике слово «баян» впервые применено в «Прейскуранте музыкальных инструментов» П. А. Розмыслова в 1900 году в Санкт-Петербурге[1][10].

Баян Стерлигова

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, который стал использовать название инструмента «баян» на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:

Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» — большую усовершенствованную гармонику.

— Пётр Стерлигов[9]

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд[3]. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской[11] (см. на схеме). В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой[3].

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России[12] пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие[9].

Клавиатура

См. также: Конструкция ручных гармоник.

На правой клавиатуре баяна исполняется мелодия, на левой аккомпанемент. При нажатии одной кнопки на левой клавиатуре готового баяна звучит басовая нота или аккорд. У выборного или готово-выборного баяна на левой клавиатуре проигрываются отдельные ноты как на правой клавиатуре, но в более низком диапазоне звуков.

Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха. Повторы басовых и аккордовых кнопок на левой клавиатуре и вспомогательные ряды на правой необходимы для единства аппликатуры в разных тональностях. Например, чтобы сыграть какую-либо последовательность звуков во всех тональностях на 3-х рядной правой клавиатуре необходимо использовать три различных аппликатуры, для игры той же последовательности на 5-ти рядной клавиатуре понадобится только одна аппликатура, на 4-х рядной две. Также, 4-х и 5-ти рядная клавиатура позволяет эффективно использовать[13] пятипальцевую аппликатуру.

Правая

Баян с итальянской раскладкой правой клавиатуры (гриф C). Количество регистровых переключателей 15, в том числе 7 подбородочных

Современные баяны выпускают с двумя основными видами правой клавиатуры: трёхрядные и пятирядные. В пятирядной клавиатуре ряды 2 и 1 (считая от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты 5-го и 4-го рядов соответственно. Реже встречаются четырёхрядные (с одним вспомогательным рядом) и шестирядные баяны с тремя вспомогательными рядами (например, на 6-рядном баяне играл виртуоз Виктор Гридин).

Диапазон 3-х рядного готового баяна с 52-мя кнопками от ноты Си-бемоль большой до До-диез четвёртой октавы. Диапазон 5-рядного готово-выборного многотембрового баяна с 64-мя основными кнопками от ноты Ми большой октавы (Ми контроктавы за счёт регистра Фагот) до Соль четвёртой октавы (Си-бемоль четвёртой октавы или До-диез пятой октавы за счёт регистра Пикколо). Высота звучания повышается при переходе от верхних кнопок к нижним.

Существует несколько типов раскладок правой клавиатуры. В России стандартной является московская или бельгийская[14] раскладка (гриф B). В некоторых странах, наряду с другими типами раскладок, используется итальянская раскладка (гриф C), являющаяся зеркальным отражением московской раскладки по горизонтали (3-х рядной).

Раскладка
баяна
Раскладка
5-рядного баяна
Итальянская раскладка[15]
Ленинградская раскладка[14]
Количество голосов. Регистры

Баяны отличаются по максимальному количеству одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной кнопки на правой клавиатуре. Баяны с количеством голосов больше двух имеют разную настройку язычков: октавные язычки звучат ниже строевых на октаву, пикколо выше строевых на октаву, квинтовые выше строевых на квинту.

Состав язычков[16]
Вид баянаСтроевыеОктавныеПикколоКвинтовые
2-голосный2
3-голосный111
21
21
4-голосный211
5-голосный2111
311

У 3-х и более голосных баянов для изменения тембра и высоты звучания (регистра), определяемого составом звучащих голосов при нажатии одной кнопки, существуют регистровые переключатели, которые располагаются рядом с клавиатурой или на верхней поверхности правого полукорпуса (подбородочные переключатели). Трёхголосный инструмент может иметь до семи регистров, четырёхголосный до пятнадцати.

Левая

Левая клавиатура полного баяна состоит из 100 или 120 кнопок (такая же, как у аккордеона). Может быть с готовым, выборным или готово-выборным аккомпанементом. Клавиатура с готово-выборным аккомпанементом переключается между готовым и выборным режимами при помощи специальной клавиши.

Готовая

На схеме справа готовая 100-кнопочная клавиатура[17]. Условные обозначения: Б — мажорное (большое) трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — доминантсептаккорд. У 120-кнопочных клавиатур справа от ряда септаккордов есть дополнительный ряд кнопок с уменьшёнными септаккордами (обозначаются буквой У).

Описание вертикальных рядов (начиная от меха):

Басовая часть

1. Вспомогательный ряд басов предназначен для удобства аппликатуры. Он повторяет последовательность кнопок основного ряда басов, но сдвинут по отношению к нему на четыре кнопки вниз. Между кнопками основного и вспомогательного ряда, находящихся в одном косом ряду, образуется интервал в большую терцию (2 тона) или его обращение в малую сексту (4 тона).
2. Основной ряд басов (диапазон от Фа (или от Ми) контроктавы до Ми (или до Ре-диез) большой октавы[18][17]). Его составляет повторяющаяся последовательность ступеней гаммы До мажор или Ля минор (семь белых кнопок), далее идёт последовательность нот, завершающих хроматический звукоряд (пять чёрных кнопок). Кнопки в ряду расположены таким образом, что между любыми двумя соседними кнопками образуется интервал в чистую квинту (3,5 тона) или его обращение в чистую кварту (2,5 тона). Иными словами, рядом с любой кнопкой, принятой за тонику, двумя соседними кнопками оказываются доминанта (сверху) и субдоминанта (снизу).

При нажатии басовой кнопки звучит 3 или 4[19] голоса, настроенных в октаву: один основной (самый низкий) и два-три голоса выше основного на одну, две, три октавы[17]. Соответственно самым высоким голосом, звучащим вместе с основной басовой нотой, является нота Ми (или Ре-диез) первой или второй октавы.
Пример нотации (1) и реального звучания (2) при нажатии басовых кнопок Фа и Ми[17]:

Аккордовая часть

От каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды с соответствующим основным тоном (на схеме это кнопки, расположенные в поперечных косых рядах, идущие вправо-вверх от басовых кнопок):
3. Мажорные трезвучия.
4. Минорные трезвучия.
5. Доминантсептаккорды. Могут звучать целиком (на немецких инструментах[20]) или без квинты[17] (на большинстве советских и итальянских инструментов[20]).
6. Уменьшённые септаккорды с пропущенной квинтой[17] или уменьшённые трезвучия[20][21] (этот ряд может отсутствовать)[17]. Доминантсептаккорды и уменьшённые септаккорды в нотах обозначаются тремя звуками[20].

На каждую ноту аккорда приходится пара унисонных язычков[19], соответственно весь аккорд звучит 6-ю язычками. Звуки аккордов располагаются в пределах одной октавы: от Соль малой октавы до Соль-бемоль первой октавы. Из-за этого большинство аккордов звучит обращениями[21].
Примеры аккордов[20] (цифрами обозначены их ступени):

Выборная

На выборной клавиатуре первые два ряда басов такие же, как и на готовой клавиатуре[17]. Остальные ряды занимают кнопки с отдельными нотами. Раскладка левой выборной клавиатуры является зеркальным отражением правой клавиатуры по горизонтали и вертикали (высота звучания повышается при переходе от нижних кнопок к верхним). Если взять баян в руки перевёрнутым слева-направо и снизу-вверх, то есть разместить у правой руки левую клавиатуру, то раскладка на ней будет такой же, как на правой клавиатуре.

Выборные кнопки в нижнем регистре повторяют звучание басовых кнопок, а в остальном двухголосные[22].

Диапазон выборной клавиатуры (представленной на схеме ниже) от Фа контроктавы до Фа-диез второй октавы.

Схемы
  • Выборная 100-кнопочная клавиатура баяна[17]. Ряды 3, 4, 5 содержат 50 выборных кнопок. Буквами и цифрами обозначены октавы (от контроктавы до второй октавы). Крестиком обозначена кнопка баса До (на баяне эта кнопка помечена таким образом, чтобы её можно было определить на ощуп).
  • Иностранные раскладки «гриф B» и «гриф C» выборной клавиатуры. На схеме первый ряд слева вспомогательный, далее идут основные три ряда. Всего в данной клавиатуре 6 рядов кнопок (первые два басовые не обозначены).
Баянная клавиатура
Гриф B
Гриф C

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Музыкальные инструменты : энциклопедия, 2008.
  2. ↑ Музыкальный энциклопедический словарь, 1990.
  3. 1 2 3 4 Фадеев, Кузнецов, 1971, с. 11—13.
  4. ↑ Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 87.
  5. ↑ Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 92.
  6. ↑ БРЭ, 2005.
  7. ↑ Имханицкий, 2006, с. 181—184, 187.
  8. ↑ Имханицкий, 2006, с. 184.
  9. 1 2 3 Мирек А. Из истории аккордеона и баяна, 1967, с. 87—88.
  10. ↑ Имханицкий, 2006, с. 181.
  11. ↑ Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 85.
  12. ↑ Мирек А. Справочник к схеме гармоник, 1992, с. 33.
  13. ↑ Фадеев, Кузнецов, 1971, с. 56.
  14. 1 2 Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 84—86.
  15. ↑ Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 104.
  16. Кузнецов Л.А. Акустика музыкальных инструментов. — М.: Легпромбытиздат, 1989. — С. 270. — 368 с.
  17. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Онегин А.Е. Школа игры на баяне. — М.: Музыка, 1986. — С. 3, 5, 6, 73. — 184 с.
  18. Варфоломос А.Д. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. Выпуск I. — 2-е изд., испр. — Л.: Музыка, 1967. — С. 56—57. — 76 с.
  19. 1 2 Фадеев, Кузнецов, 1971, с. 50.
  20. 1 2 3 4 5 Мирек А. Справочник по гармоникам, 1968, с. 95—96.
  21. 1 2 Розанов В.И. Инструментоведение. — М. : Советский композитор, 1981. — С. 79—80. — 136 с.
  22. ↑ Новожилов, 1988, с. 6—7.

Литература

  • Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. — 520 с.
  • Мирек А.М. Возникновение баяна. Современный баян // Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — С. 71—97, 97—140. — 195 с.
  • Мирек А.М. Аккордеоны и баяны // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 83—114. — 131 с.
  • Мирек А.М. Справочник к схеме гармоник. — М.: Альфред Мирек, 1992. — 60 с.
  • Новожилов В.В. Баян. — М.: Музыка, 1988. — 63 с.
  • Фадеев И.Г., Кузнецов И.А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание, испр. и доп. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — С. 11—13, 48—62. — 246 с.

Энциклопедические статьи

  • Баян // Музыкальная энциклопедия.  — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 372—373. — 1072 с.
  • Баян // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 60. — 672 с.
  • Баян // Большая российская энциклопедия. Том 3. — М., 2005. — С. 150.
  • Баян // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 72—73. — 786 с.

Ссылки

Что это — баян? Изучаем сленг в Интернете

Интернет – это территория со своими порядками, языком, стилем общения, а в последнее время и законами. Так сложилось, но многие новоиспеченные пользователи могут остаться в недоумении после общения с закоренелыми Интернет–«писаками». Речь идет, прежде всего, об использовании последними в своем языке сленга, который доступен далеко не каждому, кто в первый раз открыл страницу любого форума.

Как правило, общение в сети происходит на своеобразном языке, яркой особенностью которого является использование различного рода аббревиатур и привычных слов в ином понимании. Одним из самых расхожих таких выражений является слово «баян». Многие могут подумать, что это название музыкального инструмента. Да, это так, но только не в глобальной сети. О том, что такое баян в Интернете и пойдет речь ниже.

Что означает баян?

Нередко на форумах можно встретить это необычное выражение. Как правило, оно высказывается не тем, кто начал обсуждение, а комментаторами. Что такое баян? Это выражение означает, что материал, предоставленный пользователем, уже давно известен публике. То есть человек, который написал такое слово, уже видел подобную информацию ранее. Это может происходить вследствие того, что он более опытен и знает в Интернете гораздо больше, нежели его оппонент.

На что распространяется выражение «баян»?

Вообще, каждый пользователь имеет право сказать о неактуальности материала, но он должен быть полностью уверен в том, что это правда, потому что некоторые другие участники обсуждений предпочитают сначала ознакомиться с комментариями и только потом изучать тему. А если он увидит слово «баян», то, возможно, не заинтересуется информацией, хотя этот материал ему действительно незнаком.

Этот пример – яркая иллюстрация неверного наречения баяном текстовой информации, ведь это наиболее трудно изучаемая форма предоставления информации. Баянами бывают картинки, видео, статьи, новости, иными словами, все, что относится к медиаконтенту.

История возникновения баяна

Понятно, что такое баян на сленге, а теперь постараемся разобраться, почему именно это слово приобрело такое значение. Вообще, впервые оно было употреблено на юмористическом портале в комментариях к шутке «Хоронили тещу — порвали два баяна». Автора шутки нарекли баянистом, а сам анекдот – баяном, что впоследствии распространилось на всё старое и неактуальное.

Где используют это выражение

Многие пользователи, зная, что такое баян, частенько используют это слово в общении на всевозможных форумах, в чатах, блогах, обсуждениях. Как правило, оно возникает, когда кто-то из общающихся пытается представить общественности информацию, но многие ее уже знают. Нередко задают вопрос о том, что такое баян в «ВКонтакте». Собственно, то же самое, что и во всем Интернете.

В «ВК» баяном можно считать любой пост, который уже имел место быть, а его выдают за свежую новость. Нетрудно заметить, что большинство записей в группах «ВКонтакте» являются баянами.

Как использовать слово «баян» в общении

Если вы знаете, что такое баян, то можете смело использовать это слово в своем лексиконе. В большинстве случае оно будет применено в общении на форуме. Итак, существует несколько правил, как нужно правильно пользоваться этим выражением.

Во-первых, даже если вы обнаружили сообщение–баян, но кто-то уже написал об этом выше, не стоит сообщать общественности еще раз. На это есть несколько причин. Первая, и самая главная, состоит в том, что тема будет набирать сообщения и подниматься в топ, а это нехорошо, так как в ней содержится старая и всем известная информация.

Во-вторых, если Вы первым обнаружили повторяющуюся тему, то нужно при написании слова «баян» предоставить доказательства, например, ссылку на подобный топик, но созданный ранее. Важно отметить, что если разница во времени между первым и вторым сообщением не больше трех дней – информация не является баяном.

Известность выражения

На самом деле, это слово вошло в привычный интернет–сленг не так давно, и толчок для его использования был дан в шоу +100500. Его ведущий, Макс +100500, в дисклаймере использовал это выражение, после чего оно вошло в лексикон самого массового класса Интернет–сообщества – молодежи — и далее активно распространилось в социальных сетях и на форумах.

Сейчас многие даже в повседневной жизни используют это слово для обозначения чего-то старого.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое баян и как правильно пользоваться этим выражением. К сожалению, многие пользователи, не зная, что означает это слово, используют его, искажая смысл или называя актуальную и свежую информацию баяном. Грамотное пользование интернет–сленгом – это прежде всего залог того, что вы останетесь поняты и донесете информацию до других пользователей именно так, как она должна быть ими воспринята. Помните, что умение грамотно общаться всегда является признаком образованности и воспитанности и вызывает уважение, а вот здесь Интернет не исключение.

Пример аккордеона | WAI-ARIA Authoring Practices 1.1

Пример Accordion | Правила создания WAI-ARIA 1.1

Приведенный ниже пример раздела содержит простую форму ввода личной информации, разделенную на 3 раздела. это демонстрирует шаблон дизайна для аккордеона. В этой реализации одна панель аккордеона всегда расширяется, и только одна панель может расширяться за раз.

Пример

Личные данные

Платежный адрес

Адрес доставки

Специальные возможности

Визуальный дизайн включает функции, призванные помочь пользователям понять, что аккордеон обеспечивает расширенные функции навигации с помощью клавиатуры. Когда кнопка заголовка аккордеона имеет фокус клавиатуры, стиль контейнера аккордеона и всех его кнопок заголовка изменяется.

Когда любая кнопка заголовка аккордеона получает фокус:

  • Рамка, охватывающая всю гармошку, меняет цвет.
  • Цвет фона кнопок заголовка аккордеона изменяется.

Кнопка заголовка аккордеона в фокусе:

  • Имеет границу, охватывающую текст заголовка и значок.
  • Имеет цвет фона, который отличает его от других кнопок-гармошек, которые не сфокусированы.

Поддержка клавиатуры

Ключ Функция
Пробел или Введите Когда фокус находится на заголовке «гармошкой» свернутого раздела, расширяет раздел.
Вкладка
  • Перемещает фокус на следующий фокусируемый элемент.
  • Все фокусируемые элементы в аккордеоне включены в последовательность страницы Вкладка .
Shift + Tab
  • Перемещает фокус на предыдущий фокусируемый элемент.
  • Все фокусируемые элементы в аккордеоне включены в последовательность страницы Вкладка .
Стрелка вниз
  • Когда фокус находится на заголовке аккордеона, перемещает фокус на следующий заголовок аккордеона.
  • Когда фокус находится на последнем заголовке аккордеона, перемещает фокус на первый заголовок аккордеона.
Стрелка вверх
  • Когда фокус находится на заголовке аккордеона, перемещает фокус на предыдущий заголовок аккордеона.
  • Когда фокус находится на первом заголовке аккордеона, перемещает фокус на последний заголовок аккордеона.
Дом Когда фокус находится на заголовке аккордеона, перемещает фокус на первый заголовок аккордеона.
Конец Когда фокус находится на заголовке аккордеона, перемещает фокус на последний заголовок аккордеона.

Атрибуты роли, свойства, состояния и табиндекса

Роль Атрибут Элемент Использование
h4
  • Элемент, служащий заголовком гармошки.
  • Каждый элемент заголовка «аккордеон» содержит кнопку, которая управляет видимостью его панели содержимого.
  • В этом примере используется заголовок уровня 3, поэтому он правильно помещается в пределах контура страницы; пример содержится в разделе с заголовком уровня 2.
aria-extended = "true" кнопка Установите значение true , когда панель «Гармошка» развернута, в противном случае установите значение false .
aria-controls = "ID" кнопка Указывает на идентификатор панели, которой управляет заголовок.
aria-disabled = "true" кнопка Если панель «гармошка» развернута и не может быть свернута, установите значение true .
регион дел Создает область ориентира, содержащую развернутую в данный момент панель аккордеона.
aria-labelledby = "IDREF" дел
  • Определяет доступное имя для элемента области .
  • Ссылается на кнопку заголовка аккордеона, которая разворачивает и сворачивает область.
  • Область
  • , , элементы должны иметь доступное имя, чтобы их можно было идентифицировать как ориентир.

Исходный код Javascript и CSS

Исходный код HTML

  
Шаблон дизайна аккордеона в авторской практике WAI-ARIA 1. 1

Bootstrap Accordion - примеры и руководство

 
          

кнопка < type = "кнопка" data-mdb-toggle = "свернуть" data-mdb-target = "# flush-collapseOne" ария-расширенный = "ложь" aria-controls = "flush-collapseOne" > Аккордеонный предмет # 1

Anim pariatur cliche correhenderit, enim eiusmod high life accusamus terry Ричардсон и кальмар.3 волк луна офис аут, скейтборд не купидатат долор поздний завтрак. Продовольственный грузовик квиноа nesciunt labourum eiusmod. Бранч 3 волк лунный темпор, sunt aliqua положила на него птицу кальмар кофе одного происхождения nulla acceptnda shoreditch et. Nihil Anim Keffiyeh Helvetica, Craft Beer Labore Уэс Андерсон Кред Несюнт sapiente ea proident. Объявление vegan excepteur butcher vice lomo. Леггинсы occaecat крафтовое пиво от фермы к столу, необработанный деним эстетичный синтез, который вы, вероятно, не знали слышал о них accusamus labore устойчивые VHS.

кнопка < type = "кнопка" data-mdb-toggle = "свернуть" data-mdb-target = "# flush-collapseTwo" ария-расширенный = "ложь" aria-controls = "flush-collapseTwo" > Аккордеонный предмет # 2

Anim pariatur cliche correhenderit, enim eiusmod high life accusamus terry Ричардсон и кальмар. 3 волк луна офис аут, скейтборд не купидатат долор поздний завтрак. Продовольственный грузовик квиноа nesciunt labourum eiusmod. Бранч 3 волк лунный темпор, sunt aliqua положила на него птицу кальмар кофе одного происхождения nulla acceptnda shoreditch et. Nihil Anim Keffiyeh Helvetica, Craft Beer Labore Уэс Андерсон Кред Несюнт sapiente ea proident. Объявление vegan excepteur butcher vice lomo. Леггинсы occaecat крафтовое пиво от фермы к столу, необработанный деним эстетичный синтез, который вы, вероятно, не знали слышал о них accusamus labore устойчивые VHS.

кнопка < type = "кнопка" data-mdb-toggle = "свернуть" data-mdb-target = "# flush-collapseThree" ария-расширенный = "ложь" aria-controls = "flush-collapseThree" > Аккордеонный предмет # 3

Anim pariatur cliche correhenderit, enim eiusmod high life accusamus terry Ричардсон и кальмар. 3 волк луна офис аут, скейтборд не купидатат долор поздний завтрак. Продовольственный грузовик квиноа nesciunt labourum eiusmod. Бранч 3 волк лунный темпор, sunt aliqua положила на него птицу кальмар кофе одного происхождения nulla acceptnda shoreditch et. Nihil Anim Keffiyeh Helvetica, Craft Beer Labore Уэс Андерсон Кред Несюнт sapiente ea proident. Объявление vegan excepteur butcher vice lomo. Леггинсы occaecat крафтовое пиво от фермы к столу, необработанный деним эстетичный синтез, который вы, вероятно, не знали слышал о них accusamus labore устойчивые VHS.

Десять фактов об аккордеоне

Называете ли вы музыку аккордеона раздражающей или соблазнительной, вы не можете отрицать стойкость инструмента. Самая ранняя версия аккордеона появилась в начале 1800-х годов, и до сих пор ее можно найти на многих улицах. Определенные университеты, музеи и солисты способствовали долголетию аккордеона. Мы собрали 10 фактов об инструменте, которые могут удовлетворить наше непреходящее любопытство по поводу этого инструмента.

1. Аккордеоны - это аэрофоны со свободным язычком, которые производят звук за счет расширения и сжатия сложенных мехов. Шаги управляются клавишами или кнопками, которыми манипулируют пальцы при перемещении сильфона.

2. Аккордеоны могут быть диатоническими, которые управляются кнопками и обычно используются в народной музыке, или хроматическими, которые управляются тем, что выглядит как фортепианная клавиатура, и используются в более широком спектре музыкальных жанров, включая джаз и концертную музыку.

3. Кастельфидардо, Италия - выдающийся центр производства аккордеонов. Там базируются многочисленные компании, производящие аккордеоны и их партии, включая Borsini, Bugari, Castagnari, Excelsior, Menghini, Pigini, Scandalli, Victoria и Zero Sette.

4. Франц Вальтер из Вены создал первый хроматический баян в 1850 году.

5. Первый хроматический баян имел 46 кнопок для правой руки, расположенных в три ряда второстепенных 3-х, каждый ряд на полшага друг от друга.В басовой секции было восемь диатонических кнопок, разделенных между отдельными басовыми нотами и двухзнаковыми аккордами.

Аккордеон от adaoaalves, общественное достояние через Pixabay.

6. К началу 20 века аккордеон стал ассоциироваться во всем мире с традиционной музыкой, кафе, танцевальными и мюзик-холлами.

7. Хьюго Херрманн написал первую пьесу для сольного аккордеона под названием Sieben neue Spielmusiken в 1927 году.

8. Одним из важнейших авторов новой музыки для аккордеона был Вольфганг Якоби (1894–1972).

9. Эрнст Хонер основал и руководил Высшей гармонической школой в Троссинге в 1931 году с помощью Германа Шиттенхельма, Армина Фетта и Ли Брауна. Вероятно, это была первая официальная государственная академия.

10.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *