Построение шрифтов 22
ч
МЕТОД МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ШРИФТОВ
Таблицы шрифтов, выполненные талантливым масте¬
ром графики проф. Я. Г. Черниховым, являются документа¬
ми, основная ценность которых заключается в геометриче¬
ских построениях, осуществленных в единой модульной си¬
стеме.
В своей работе Я. Г. Чернихов применил к построению
шрифтов некоторые принципы теории архитектурных форм,
имеющих много общего с шрифтовыми формами, которые
подчиняются тем же закономерностям.
Основным в методике построения Я. Г. Чернихова яв¬
ляется модульная система построения букв, позволяющая
распространить ее с различными изменениями на все виды
шрифтов, даже не имеющих явных закономерностей в сво¬
их начертаниях.
Таблицы шрифтов выполнены Я. Г. Черниховым на
основании тщательного изучения подлинных историче¬
ских документов русской письменности, печатных изданий
и надписей на архитектурных сооружениях разных истори¬
ческих периодов и ряда других материалов, собранных им
Графическая часть этого труда почти полностью была
завершена Я. Г. Черниховым, но смерть прервала дальней¬
шую работу. Почти никаких описаний метода и пояснений
к построениям не осталось.
Построения шрифтов выполнены проф. Я. Г. Чернихо¬
вым с предельной ясностью, что дало возможность расшиф¬
ровать методику построения их и составить краткие поясне¬
ния к таблицам.
Я. Г. Чернихов начал свою работу над шрифтами при¬
менительно к архитектурным сооружениям, но в процессе
изучения этого вопроса он познакомился с богатейшим
материалом русской письменности и увлекся этой интерес¬
нейшей областью графического искусства. Он стал глубоко
изучать материалы и серьезно работать над шрифтами
главным образом в области графического анализа и мето¬
дов построения.
В одном из писем к своему товарищу Я. Г. Чернихов,
ся модульным построением классического шрифта. Я сна¬
чала хотел ограничиться только созданием труда на тему
«Архитектурные шрифты», но неожиданно развернул ра¬
боту на более широкую тему, когда обнаружил необы¬
чайные материалы в работах классиков архитектуры и жи¬
вописи: Леонардо да Винчи, Пиранези, Альберти, Серлио,
Дюрера, Пачиоли, Тори, Жожона и мн. др. У нас на
русском языке таких исследований нет, но зато у нас есть
изумительное богатство, оставленное нам в русских пись¬
менах. Я разыскал материалы гражданского шрифта еще
до петровской реформы. Шрифт, утвержденный Петром, яв¬
ляется одним из ценнейших русских творений. Русское
барокко, елизаветинский шрифт, русский ампир и другие
шрифты, столь богатый и совершенный материал, что дав¬
но надо было дать ему математическое обоснование, и на
парту и секунду * в построениях нашего классического
шрифта».
Работа, проделанная Я. Г. Черниховым в области уни¬
фикации методов построения шрифтов, представляет боль¬
шой теоретический и практический интерес для художников,
книги и архитекторов.
Модуль — единица измерения, принятая в архитектуре, рав¬
на в большинстве случаев диаметру колонны у ее основания; пар¬
та— часть модуля; секунда — часть парты.
41
Куцын Т. И. Начертание шрифтов : Пособие для архитекторов и инженеров. — М., 1950
Начертание шрифтов : Пособие для архитекторов и инженеров / Т. И. Куцын. — Москва : Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. — 204 с., ил.
ВВЕДЕНИЕ
Современные буквы являются результатом долгих эволюций алфавита, повидимому, от египетских иероглифов, через финикийский до греческого алфавита. Из этих форм раннего письма развились обе главные разновидности шрифта — славянский (в IX в.) и латинский (в V в.).
Древнейшие памятники славянской письменности написаны двумя отличными друг от друга алфавитами, известными под названием «кириллицы» и «глаголицы». Оба этих славянских алфавита выработались почти одновременно, причем в основу «кириллицы» легло письмо, составленное из заглавных букв, а «глаголицы» — из строчных букв. В начале XI века «кириллица» стала заменять «глаголицу».
Общим для обоих алфавитов является одинаковый порядок букв, а разнятся они в начертаниях и численных значениях букв. Оба алфавита называются церковно-славянским шрифтом и оба существовали до начала XVIII века.
До этого времени известны три способа письма: устав, употреблявшийся до XIV века, полуустав, существовавший до XVII века, и скоропись, которая постепенно, начиная с XVI века, начала заменять полуустав. Дошедшие до нас русские чертежи XVII века были надписаны скорописью.
Петр I ввел упрощенную азбуку и назвал ее гражданской. 1 марта 1708 года вышла первая книга, напечатанная гражданским шрифтом, который в его рафинированном виде (академический, елизаветинский, пальмира и др.) широко применяется и теперь. Этот гражданский шрифт, утвержденный Петром I в 1710 году, является одним из самых классических примеров оригинального русского шрифта. Наличие в этом шрифте национальных особенностей несомненно. Гражданский шрифт оставался без существенных изменений до 1740 года. В дальнейшем он был видоизменен в петербургской типографии Академии, наук и приобрел новые самобытные черты.
В XVIII и в начале XIX века чертежи надписывались от руки существовавшими тогда почерками — специальных чертежных шрифтов еще не существовало. Впервые они появились в 40-х годах XIX века. Это были художественные шрифты — славянский, рондо, курсив и готический, определявшие лишь начертания букв, но не их наклон и размер. Только в середине 70-х годов прошлого столетия этот специальный шрифт, круглый или рондо, начал определять размеры и наклон букв. Этим шрифтом можно быстро исполнять довольно красивые надписи. Но шрифт рондо имеет существенные недостатки: мелкие надписи выходят грубовато и занимают много места; при размножении светокопированием тонкие отдельные элементы букв плохо отпечатываются на синьке.
Значительное место в оформлении чертежей занимают рамки. До XVIII века рамки для чертежей применялись в России как исключение, и только в 40-х годах того же века стали применяться главным образом прямые рамки, часто в виде широкой полосы, начинающейся сразу с края бумаги.
До второй половины XVIII века характерны художественные рамки, расписанные золотом и виньетками, с закругленными углами и т. д. К началу XIX века такие рамки постепенно заменялись простыми, сохранившись главным образом в проектах, подаваемых на «высочайшее утверждение». Но, начиная с 70-х годов прошлого столетия, даже простые рамки постепенно выходят из употребления¹.
После Великой Октябрьской социалистической революции, когда широко развернулось строительство, оформлению чертежей начали придавать все большее и большее значение. В 30-х годах нашего века большое распространение в исполнении надписей в чертежах получил нормальный шрифт. В 1932 году на этот шрифт, как рекомендуемый, был установлен ОСТ 353, а с 1946 года этот шрифт уже является обязательным согласно ГОСТ 3454—46.
Трудами целого ряда советских художников в области начертания шрифтов достигнуты за последние годы значительные успехи.
Из советских художников, много сделавших в области разработки новых типов шрифтов, можно назвать следующие имена: И. А. Фомин. С. В. Чехонин, А. М. Иерусалимский, Е. Д. Белуха, Л. С. Хижинский, И. Ф. Рерберг, Б. Б. Титов и др.
Особо надо выделить работы заслуженного деятеля науки и техники проф. Д. И. Каргина; им разработан и удостоен премии на международном конкурсе шрифт антиква «эмке». Шрифт этот предназначен для художественной печати; им печатаются книги в СССР. Позже проф. Д. И. Каргиным была выполнена крупная работа², в которой им были предложены и обоснованы изменения стандартного шрифта.
_________
¹ Подробно см. диссертацию А. А. Кузина «Очерки по истории технических документальных материалов в дореволюционной России» в Историко-архивном институте.
² Доложена на научно-технической конференции ЛИИЖТ в 1941 году.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава I. Общие положения… 7
Глава II. Основы шрифтовой графики… 8
Глава III. Нормальный шрифт..11
Глава IV. Шрифт зодчего 16
Глава V. Романский шрифт . . 21
Глава VI. Различные виды чертежных шрифтов 23
Глава VII. Расстановка букв в словах…25
Глава VIII. Исполнение заголовков и их композиция 34
Глава IX. Штампы и рамки на чертежах . 37
Глава X. Чертежные инструменты и материалы 38
Глава XI. Практика…40
Глава XII. Типичные ошибки..44
Контрольные вопросы по шрифтам…45
Таблицы..47
Перечень таблиц..201
Литература…203
Скачать книгу в формате djvu (яндексдиск; 4,8 МБ). Издание выкладывается в научных и образовательных целях.
Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке ЗАО «Прикампромпроект». ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения. |
Англо-русский шрифт Архитектор — FontPalace.
comГлавная / Каллиграфические шрифты / Англо-русский Архитектор
Просмотреть бесплатные шрифты
- A
- Б
- С
- Д
- Е
- Ф
- Г
- Х
- я
- Дж
- К
- л
- М
- Н
- О
- Р
- В
- Р
- С
- Т
- В
- Вт
- х
- Д
- З
Категории бесплатных шрифтов
- 3D
- Древний
- Животное
- Арабский
- Армейский трафарет
- Азиатский
- Растровое изображение-Пиксель
- Щетка
- Каллиграфия
- Мультфильм
- Селтик
- Рождество
- Комикс
- Компьютер
- Кудрявый
- Декоративный
- Дингбаты
- Дисплей
- Искаженный
- с точкой
- Пасха
- Известный
- Модный
- Огонь
- Готика
- Граффити
- Греко-римский
- Хэллоуин
- Почерк
- Заголовок
- Ужас
- Лед-Снег
- Курсив
- ЖК-дисплей
- Дизайн логотипа
- Средневековье
- Мексиканский
- Модерн
- Моноширина
- Музыка
- Старый английский
- Старая школа
- Контур
- Ретро
- Рок-камень
- Округленный
- Русский
- без засечек
- Научная фантастика
- Скрипт
- с засечками
- Пишущая машинка
- Валентина
- Вивальди
- Веб-2. 0
- Вестерн
Дворец шрифтов
- Часто задаваемые вопросы
- Политика конфиденциальности
- Свяжитесь с нами
- Сообщить о нарушении авторских прав
© 2011-2022 FontPalace. Все права защищены.
Отказ от ответственности: Мы периодически проверяем, что все шрифты, которые можно загрузить с FontPalace.com, являются условно-бесплатными, бесплатными или подпадают под лицензию с открытым исходным кодом. Все шрифты на этом сайте являются собственностью их авторов. Если не указан дизайнер или лицензия, это потому, что у нас нет информации, это не означает, что это бесплатно. Если вы обнаружите на нашем веб-сайте какие-либо шрифты, которые не относятся к вышеупомянутым типам, немедленно сообщите о нарушении авторских прав.
| |
| |
Яков Георгиевич Чернихов Русский архитектор и художник Яков Чернихов родился в 1889 году в Павлограде Екатериненской губернии, Украина (ныне Днепропетровская область). Умер в 1951 году в Москве. Учился в Одесском художественном училище, филиале Петербургской Академии художеств. В 1914 лет, окончив художественную школу, переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. В 1916 г. Чернихов перевелся с живописного факультета на архитектурный факультет, который окончил в 1925 г. Он стал успешным архитектором, преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (после 1933 г. ЛИИЖТ), в архитектурном училище (1928-45), в Промышленная академия (НКТП) по курсу заводостроения (1930-32), при Сталинской академии путей сообщения (НКТП) (1930-32), и в Институте инженеров водного транспорта (1929-31). Опубликовал «Основы современной архитектуры» (1929–1930), «Конструирование архитектурных и машинных форм» (1931), «Архитектурные фантазии». 101 композиция (1933). Эта классика — все об архитектурных фантазиях. Последней работой Якова Чернихова, оставшейся незавершенной, была книга «Анализ построения классического шрифта» (написана в 1945-1951 гг.). Он был опубликован в 1958 году, через семь лет после его смерти. Оставить комментарий
|