Как приводить примеры
Эта статья для тех, кому в тексте нужно приводить много примеров: в книгах, обучающих статьях, рассылках. Она написана специально для Любы и Нади, которые готовят дипломы на третьей ступени Школы редакторов. Еще она полезна авторам Тиньков-журнала. Когда я вам говорю «Единство примера» и «Подготовь читателя» — я имею в виду эту статью.
Зачем нужны примеры
Вот вы пишете книгу, рассылку или статью. У вас есть абстрактная идея, которую вы хотите донести до читателя. Представьте, что вы пишете статью о спорте для людей, которые работают за компьютером. Ваша абстрактная идея — надо заниматься спортом хотя бы три раза в неделю.
Это абстрактная идея.
В этой абстрактной идее пока что не заложено ни то, каким конкретно спортом следует заниматься; ни как это делать; ни как оторвать задницу от стула; ни что делать после первого растяжения. Просто абстрактный призыв: «Занимайся спортом». Подобных статей миллион, и все они — говно.
Чтобы статья не была говном, вам нужно наполнить абстрактную идею реальностью:
рассказать, каким именно спортом стоит начать заниматься, если ты все время занят за компом;
привести пример графика, который не будет мешать работе — очевидно же, что у человека в жизни другие приоритеты;
рассказать, кто и как научился совмещать компьютер и спорт; как это у него работает; от чего он отказался;
объяснить, с чего начать, на какой сайт зайти, что заказать в интернет-магазине.
Представьте, что вы печатаете свою абстрактную идею на 3Д-принтере: загружаете модель, подаете материал, получаете физический предмет. Это то, как работают примеры: они делают ваш текст реальным и осязаемым. Теория — это то, чему вы хотите научить. Примеры — это то, благодаря чему люди научатся.
К любой теории приведите пример
Принцип единства примера
В статьях я советую выбрать один, два или три ситуации, из которых вы будете брать примеры. Выберите их однажды и ведите через всю статью, не меняя на полпути.
Например, в статье о спорте для компьютерщиков мы можем использовать два примера: о беге и велотренажере. Теперь мы будем использовать эти два вида спорта везде, где нам нужно привести пример. Вот как будет выглядеть каркас статьи:
Как заняться спортом, если вы работаете за компьютером
(Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания)
В чем польза
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.
Как попробовать
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.
Как встроить в расписание
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.
Что если сорвался
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.
Что-то еще.
Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое
Сейчас нормально: каждый модуль ровный и упорядоченный. Примеры выстроены в понятной логике, читатель их ожидает. Под конец статьи читатель не устает. Всё по полочкам.
Ошибкой будет в каждом модуле приводить примеры из разных видов спорта:
Как заняться спортом, если вы работаете за компьютером
(Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания)
В чем польза
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.
Как попробовать
Теория. Бег, йога.
Как встроить в расписание
Теория. Бег, футбол.
Что если сорвался
Теория. Баскетбол, бег.
Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое
Проблема здесь в том, что каждый новый пример читателю придется осмысливать заново: вспоминать, как выглядит этот спорт, какие у него атрибуты, что он о нем думает. Довольно быстро читатель устанет представлять себе все эти виды спорта и начнет скользить по статье. Мы его перегрузим примерами.
Еще хуже, если в разных разделах разное число примеров, а где-то их вообще нет. Это не только взрывает мозг, но и выглядит неряшливо:
Как заняться спортом, если вы работаете за компьютером
(Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания)
В чем польза
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.
Как попробовать
Теория. Бег, спортзал, велотренажер.
Как встроить в расписание
Теория. (Без примеров)
Что если сорвался
Теория. Бег, спортзал, велотренажер, йога, танцы.
Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое
Идеальная ситуация — вообще написать статью на одном узком примере. Тогда читатель всю статью держит в голове одну и ту же ситуацию и не рассеивает внимание:
Как заняться бегом, если вы работаете за компьютером
(Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания)
В чем польза
Теория. Пример c бегом: истории людей, которым бег помог улучшить здоровье. Истории бегунов.
Как попробовать
Теория. Пример с бегом: как не убиться с первого раза. Истории бегунов.
Как встроить в расписание
Теория. Пример с бегом: когда лучше бегать, сколько выделять времени, приемчики для оптимизации расхода времени. Истории бегунов.
Что если сорвался
Теория. Пример с бегом. Истории бегунов.
Что-то еще.
Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое
Если используете примеры из разных ситуаций, то выберите какое-то небольшое их количество и тащите через всю статью. Не надо в каждом разделе придумывать новые примеры, это создаёт ощущение хаоса.
Один пример — окей.
Два-три примера через всю статью — окей.
Каждый раз разные примеры — отстой.
Введение в пример
Окей, со статьей легко: это сравнительно небольшая форма. В ней можно донести мысль на одном, двух или трех примерах.
А что если мы пишем не статью, а серию статей? Или, еще сложнее, — книгу? Каждый раз давать примеры об одном и том же будет скучно. И по смыслу это не всегда получится: разные темы будут требовать разных ситуаций. Тогда принцип единства примера не подходит, нужно действовать иначе.
Если у вас примеры из разных ситуаций, сделайте так, чтобы читатель смог мысленно к ним подготовиться. Дайте ему сигнал, о чем сейчас пойдет речь. Не кидайте в него примеры без предупреждения. Вот как это будет работать в статье о спорте. Смотрите на порядок слов:
Нет | Да |
. ..у вас будут силы заниматься спортом по утрам. Накатите стакан водки, если собираетесь на пробежку. Или покурите, если вместо пробежки вы выбрали тяжелую атлетику. | …у вас будут силы заниматься спортом по утрам. Если вы выбрали пробежку, накатите с утра стакан водки. А если вы выбрали тяжелую атлетику — выкурите одну сигарету. |
В примере слева автор сначала дает совет, потом объясняет ситуацию. В примере справа сначала готовит читателя к ситуации и только потом дает совет. У читателя есть возможность вспомнить всё, что он уже знает о беге, прежде чем добавлять к этому знанию что-то новое.
Кажется, что это незначительная разница. Но вы ее прочувствуете, когда у вас будет по пять примеров на странице. Если не вводить читателя в новый пример, то он быстро устанет.
Вводить в пример можно одним словом, предложением или даже абзацем, в зависимости от задачи и сложности самого примера:
Когда вы бежите…
Например, когда вы бежите. ..
Представьте, что вы бежите по парку.
Чтобы понять эту идею, давайте проведем мысленный эксперимент. Вспомните парк возле своего дома. Представьте, что вы по нему бежите.
Такая подготовка дает читателю время вспомнить всё нужное.
Готовьте читателя к новому примеру.
Не бросайте в него нового без подготовки.
На примере книги
У нас с Людой была такая проблема в книге «Пиши, сокращай». Каждый наш параграф — это немного теории и много примеров. Все примеры должны быть разными, в этом смысл книги. И мы обнаружили, что если читателя не вводить в примеры, то текст получится слишком сложным. Голова взрывалась. Вот фрагмент из первой же главы до редактуры:
Информационный стиль ставит правду на первое место, даже если она неудобная. Даже если все вокруг просят сгладить углы.
Сглаженные углы | Неудобная правда |
Вследствие стечения обстоятельств и изменения экономической конъюнктуры структура расходов на возведение данных объектов инфраструктуры не соответствовала рыночным условиям, вследствие чего мы вынуждены рассмотреть вопрос об увеличении бюджета. | Мы не заложили в смете рост цен на стройматериалы. Теперь нам не хватает денег, чтобы постелить крышу. Чтобы открыть эту школу в сентябре, нам нужно еще 2,5 миллиона. |
Пример о недостроенной школе здесь внезапный: раньше в главе его не было, позже он не встречается. Он взят здесь локально, чтобы доказать мысль. Но если к нему не подготовить, он не «заходит». Чтобы «зашел», достаточно было одним предложением подготовить читателя:
Информационный стиль ставит правду на первое место, даже если она неудобная. Даже если все вокруг просят сгладить углы. Представьте, что мэрия отчитывается о строительстве школы:
Сглаженные углы | Неудобная правда |
Вследствие стечения обстоятельств и изменения экономической конъюнктуры структура расходов на возведение данных объектов инфраструктуры не соответствовала рыночным условиям, вследствие чего мы вынуждены рассмотреть вопрос об увеличении бюджета. | Мы не заложили в смете рост цен на стройматериалы. Теперь нам не хватает денег, чтобы постелить крышу. Чтобы открыть эту школу в сентябре, нам нужно еще 2,5 миллиона. |
Одно предложение вытягивает весь пример. Теперь нестрашно хоть всю главу обставить новыми примерами: если читателя готовить к каждому из них, он не устанет.
Что почитать
Сила примера
Чувственный опыт
Модульная структура статьи
Как написать сочинение — примеры и правила написания
О чем статья
Что такое сочинение
Сочинение — письменная работа, в которой нужно логично изложить свои мысли. Оно помогает научиться излагать мысли грамотно и последовательно. Оценивается также отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Чтобы написать красивое сочинение, нужно:
- Хорошо познакомиться с объектом сочинения.
- Придерживаться структуре “введение, основная часть, заключение”.
- Проявить искренность и широту души.
Сочинения пишут всегда от руки.
Объем сочинения зависит от требований конкретного преподавателя. Строгие нормы по объему есть только в экзаменационных работах.
Сочинение не получиться написать, если вы:
- Мало читаете.
- Мало общаетесь.
- У вас нет ручки.
Основные виды сочинений: повествование, рассуждение, сообщение на заданное тему, сравнительная характеристика, эссе.
Чаще всего сочинения задают на лето в младших классах, используют на переводных экзаменах, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку или литературе, истории, а также ЕГЭ по обществознанию в форме эссе.
Классификации сочинений зависят от возраста учащихся и задач обучения. Они бывают обучающими и итоговыми, коллективными и самостоятельными, написанными по литературному материалу или на основании личного опыта и т.д.
Отдельно выделяют классификацию по типу речи, так как она наиболее полно отражает основные особенности структуры и содержания текста.
Посмотрите большой банк сочинений на разные темы
Провел лето Летние каникулы Любовь Детство Счастье
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Критерии оценивания сочинений
За школьное сочинение выставляются две оценки: первая – за содержание и оформление текста, вторая – за грамотность. За экзаменационную работу в 11 классе – “зачет/незачет”.
Учитель оценивает:
- Объем работы. Строгие требования предъявляются только к итоговому сочинению: минимальное количество слов – 250, рекомендуемое – 350. Объем менее 250 слов не оценивается.
- Самостоятельность выполнения работы. Здесь учитывается полнота раскрытия темы и ее соответствие содержанию работы, соблюдение структуры, знание художественного произведения, использование литературных аргументов.
- Отсутствие речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Педагоги оценивают стиль речи (художественный, научный, разговорный), ее выразительность, разнообразие, правильность употребления значений слов, знание грамматических и пунктуационных норм языка.
Отметка выставляется в соответствии с указаниями . Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это требования для учебных программ всех 12 видов образования.
Они определяют, что и как должен изучать ученик, какие знания, умения и навыки, а также личностные характеристики он должен приобрести к окончанию учебной программы.
Например, согласно ФГОС для 1-4 классов, выпускник должен “любить свой народ и Родину”, “уважать и принимать ценности семьи и общества”, “быть любознательным, активно и заинтересованно познавать мир”.
Критерии оценки в ЕГЭ изменяются ежегодно и присылаются в школы в методических рекомендациях Рособрнадзора.
Важный критерий оценки итогового сочинения, который остается неизменным, — самостоятельное написание работы. Допускается прямое и косвенное цитирование, но с обязательной ссылкой.
Общие правила написания сочинений
- Четко сформулировать основную мысль.
- Составить план с краткими тезисами и доказательствами к ним.
- Соблюдать композицию работы и логику изложения.
- Проверить соответствие содержания текста выбранной теме, исправить грамматические и речевые ошибки.
Виды сочинений по типу речи
Сочинение-описание картины, явления или героя(Скачать пример)
Сочинение-повествование(Скачать пример)
Сочинение-рассуждение(Скачать пример)
- Сочинение-описание – может быть самостоятельным произведением или частью сочинения-рассуждения.
- Сочинение-повествование – это по сути, это рассказ о неком событии.
- Сочинение-рассуждение – содержит аргументированный ответ на проблему, обозначенную в теме.
Общая структура сочинения
Включает 3 обязательные части, которые дополняются в зависимости от вида работы:
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
Важно! Отсутствие в сочинении одного из обязательных элементов структуры считается ошибкой.
Введение
Во введении кратко рассказывают о теме, главных аспектах работы, ставят вопрос, который будет раскрыт в основной части.
Для каждого типа сочинения существуют свои требования к содержанию, разберем каждый из них.
Тип сочинения | Содержание введения |
---|---|
Повествование | Знакомство с героями. Краткий рассказ о времени и месте действия |
Описание | ФИО автора, название и жанр произведения, год написания История картины, героя. Их значение для автора, культурная ценность произведения |
Рассуждение | Краткая характеристика социальных, экономических, политических или культурных особенностей эпохи. Размышление над основным понятием темы сочинения. Приводятся факты из жизни писателя, относящиеся к теме. Упоминается отношение автора к проблеме |
Основная часть
Показывает уровень понимания темы сочинения. Включает анализ произведения, героя, события или проблемы.
Объем — не менее 2/3 от всего сочинения. В основной части не следует приводить факты, которые не имеют отношения к теме.
Вид | Содержание основной части |
---|---|
Повествование | Как и любое художественное произведение, состоит из: завязки, развития, кульминации и развязки. Могут быть использованы диалоги, описания и элементы рассуждения |
Описание | Приводится краткое описание общего сюжета картины: предметы на первом и втором планет, цветовая гамма. Дается портретная характеристика героев: описание внешности и/или внутреннего мира. Говорится об отношение писателя или художника к произведению |
Рассуждение | Нельзя пересказывать события произведения. Автор подтверждает или опровергает тезисы, заявленные во вступительной части. Каждая мысль подкрепляется цитатами и примерами. Автор обосновывает личное отношение к позиции писателя.
|
Заключение
Краткие выводы обобщают итог сочинения. Заключение должно быть логически связано с предыдущими элементами работы.
Вид | Содержание |
---|---|
Повествование | Личное отношение автора к событиям, героям |
Описание | Личные впечатления от художественного произведения, героя |
Рассуждение | Может быть представлено в виде обобщения выводов или риторического вопроса, подчеркивающего актуальность проблемы. Иногда используется обращение к читателю с призывом изменить отношение к проблеме. Очень редко применяю цитату, отражающую мнение автора |
Речевые обороты
При написании сочинения-описания и сочинения-рассуждения можно использовать языковые клише.
Вступление:
- Мне кажется, эта тема интересует многих…
- Данная тема актуальна для большинства…
- Я думаю (полагаю, считаю), что …
- К теме обращались такие писатели как …
- Перед нами картина замечательного художника …
- Много произведений посвящено теме …, потому что …
- Картина написана в жанре …
Основная часть:
- На … плане мы видим …
- Художник изобразил ….
- Интересен сюжет картины …
- На картине преобладают … цвета.
- Используя … цвета и оттенки, художник добивается … настроения.
- В романе автор размышляет о …
- Эту мысль можно подтвердить цитатой из текста: …
- Я согласен/не согласен с высказыванием автора, потому что …
- В качестве примера можно привести высказывание …
- Писатель заставляет нас задуматься о …
- Идею о … подтверждает …
Заключение:
- От картины веет …
- Когда я смотрю на картину, то ощущаю …
- В заключение я хочу сказать, что…
- Можно сделать вывод о том, что…
- Таким образом, можно говорить о том, что …
- Высказывание автора стало убедительным доказательством того, что …
Для сочинения-повествования клише не используются. Его пишут как художественное произведение.
Для ваших мыслей не существует клише 🙂
Топ-5 секретов сильного сочинения
Секрет 1. Читайте оригинальные художественные и критические произведения, а не их краткое изложение, чтобы правильно подбирать литературные аргументы и не допускать фактических ошибок.
Секрет 2. Выбирайте тему, к которой можете подобрать для анализа минимум 2-3 произведения.
Секрет 3. Если не получается начать со вступления, пишите основную часть. Затем перечитайте работу, напишите введение и заключение.
Секрет 4. Доказывайте тезисы цитатами, историческими и биографическими фактами.
Секрет 5. Проверяйте работу на орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки минимум 2 раза: на черновике и после того, как переписали сочинение на чистовик.
Примеры сочинений
Пример сочинения-рассуждения 1 (Скачать) Пример сочинения-рассуждения 2 (Скачать) Пример сочинения-рассуждения 3 (Скачать) Пример сочинения-описания 1 (Скачать) Пример сочинения-описания 2 (Скачать) Пример сочинения-описания 3 (Скачать) Пример сочинения-повествования 1 (Скачать) Пример сочинения-повествования 2 (Скачать) Пример сочинения-повествования 3 (Скачать)Видео о том, как писать сочинение
youtube.com/embed/ZnZGPCqezAA» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Вывод
Сочинение — это творческая работа. Чтобы написать сочинение правильно, покажите ваши личные размышления по теме, которые подтверждены литературными примерами. Ваше мнение не должно быть слишком простым и “колхозным”, покажите ваше понимание наивысших ценностей человека: верность, дружба, любовь к родине и др.
Следите, чтобы текст был логичным, целостным и грамотно оформленным.
Важно не забыть сделать вывод, который подведет итог вашим размышлениям.
Например Аббревиатура (например) | Использование и примеры
Опубликован в 2 февраля 2023 г. к Юлия Меркус. Отредактировано 13 марта 2023 г.
Например, — это общая фраза, используемая для обозначения примера или иллюстрации в поддержку заявления. На письме это часто обозначается аббревиатурой , например. и используется для представления примера или серии примеров.
Эта латинская аббревиатура означает «exempli gratia», что переводится как «ради примера». Аббревиатура должна быть написана строчными буквами, с точкой после каждой буквы и запятой.
Например, аббревиатура в предложении. В академических текстах следует избегать использования неформального языка (, например, , тезисы, исследовательские работы и эссе).Мне нравится много заниматься на свежем воздухе, например. , походы, кемпинг и рыбалка.
Во время эксперимента участникам не разрешалось пользоваться гаджетами ( напр. , смартфоны, ноутбуки или смарт-часы).
Примечание Напр. часто используется в скобках. В академическом письме мы рекомендуем использовать его только в скобках и писать «например» полностью в основной части предложения. Чрезмерное использование сокращений, хотя и экономит место, может сделать ваши предложения беспорядочными.Содержание
- по сравнению с т.е.
- Другие интересные языковые статьи
- Часто задаваемые вопросы
Напр. против т.е.
«Например» и «т.е.» иногда путают, но они имеют разные значения и не должны использоваться взаимозаменяемо:
- означает «exempli gratia», что означает «например», и используется для предоставления конкретных примеров, подпадающих под более общую категорию.
- Т.е. означает «id est», означающее «то есть», и используется для уточнения или перефразирования утверждения, чтобы сделать его более точным или конкретным.
Пожалуйста, свяжитесь с нами в обычное рабочее время ( т.е. , с 9:00 до 17:00 в будний день).
Другие статьи на интересном языке
Если вы хотите узнать больше о часто путаемых словах, определениях и различиях в написании в США и Великобритании, обязательно ознакомьтесь с некоторыми из наших статей на других языках с пояснениями, примерами и тестами.
Часто задаваемые вопросы
- Что означает латинское сокращение слова «например»?
Латинская аббревиатура слова «например» — e.g. , что означает «exempli gratia». Это переводится как «ради примера».
Используется для введения примера или списка примеров, как в следующем предложении: «Многие интересные виды животных ( напр. , коалы, эму и кенгуру) обитают в Австралии».
- Является ли «бывший» сокращением от «например»? org/Answer»>
Правильное сокращение для «например»: e.g. , а не «ex.» «Бывший» иногда используется в неформальном языке, но лучше его избегать, поскольку эту аббревиатуру можно спутать с другими вариантами использования «бывший», например, с его использованием для обозначения «бывший» в таком термине, как «бывший парень».
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.
Меркус, Дж. (2023, 13 марта). Например Аббревиатура (например) | Использование и примеры. Скриббр. Проверено 25 июля 2023 г., с https://www.scribbr.com/definitions/for-example-abbreviation/
Процитировать эту статью
Полезна ли эта статья?
Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса…Джулия имеет степень бакалавра в области голландского языка и культуры и две степени магистра в области лингвистики и патологии языка и речи. Проработав несколько лет редактором, исследователем и преподавателем, теперь она пишет статьи на свои специализированные темы: грамматику, лингвистику, методологию и статистику.
т.е. против, например, — Как правильно использовать каждый из них и каковы их значения?
Сообщение от
Мэри Каллен
Первоначально опубликовано 3 апреля 2021 г., обновлено 11 октября 2021 г.
Один из самых частых вопросов, которые мы получаем от клиентов: «Являются ли сокращения , т.е. , и , например, , взаимозаменяемыми?»
Нет. Каждый из них имеет особое значение и предназначение.
Существуют стандартные сокращения для использования при написании делового документа (например, электронной почты, заметки или текстового сообщения), и вам необходимо добавить уточняющую информацию (например, грамматические правила и советы):
- т. е. 05, т. е. ». Оно происходит от латинского термина «id est».
- напр. — обычное сокращение для « например».
Так что мне не нужно беспокоиться о запоминании латинских производных, я просто помню, что пример и например. оба начинаются с буквы e. E=пример=напр. Поэтому в примерах используется , например. , а в разъяснениях используется , т.е.
, например. в примере предложенияМаркетинговой группе потребуются только основные презентационные материалы для поездки в Атланту (например, Преимущество продукта в PowerPoint, Контрольный список для сравнения с конкурентами). Убедитесь, что к завтрашнему дню все получат полные маршруты поездок.
т. е. в примерном предложенииМы исключили обувь Alexa из нашего будущего каталога после того, как жалобы клиентов предупредили нас о проблемах с качеством (например, красные чернила не были цветостойкими). Когда вы встречаетесь с менеджерами универмага, я рекомендую заменить обувь на аналогичную Daniella.
Важные пояснения
- Используйте только эти сокращенные формы, напр. и т. е. в более неформальных или целесообразных документах. Всегда правильно просто написать «например» или «то есть».
- Поскольку это аббревиатуры, после каждой буквы требуется точка.
Не забывайте, что почти во всех руководствах по стилю указано, что i.e. и e.g. требуют, чтобы запятая ставилась после последней точки.
Если вам нужны дополнительные советы и рекомендации, ознакомьтесь с нашим полным списком советов по деловому письму.
Метки:
Деловая грамматика Сообщение от
Мэри Каллен
Первоначально опубликовано 3 апреля 2021 г., обновлено 11 октября 2021 г.
Мэри основала компанию Instructional Solutions в 1998 году. Она является всемирно признанным тренером по деловому письму и тренером по письму для руководителей с двадцатилетним опытом работы, помогающим тысячам людей и компаний овладеть стратегическими навыками делового письма.