Социальный дизайн: Социальный дизайн: проекты для решения глобальных проблем

Социальный дизайн: проекты для решения глобальных проблем

  • Читать
  • Объекты
  • Объект
  • Социальный дизайн: проекты для решения глобальных проблем

Как дизайнеры и архитекторы предлагают справляться с проблемами беженцев и бездомных, да так, чтобы даже оказавшиеся в непростой ситуации люди не переставали чувствовать себя важными и нужными.

Мы уже рассказывали о столовой для бездомных и беженцев Refettorio Paris, инициатором которой выступил итальянский шеф-повар Массимо Боттура. Столовая расположилась в церкви Мадлен в сердце Парижа: дизайном пространства занимался бельгиец, который сейчас живет и работает в Париже, Рами Фишлер. Это очень наглядный пример. «Refettorio Paris – это не благотворительный, а культурный проект, – говорят организаторы. – Привлекая к работе художников и дизайнеров, мы хотим создать вдохновляющее пространство, в котором люди в ситуации социальной уязвимости будут чувствовать себя важными и нужными». Дать людям с тяжелой судьбой – бездомным и беженцам – ощущение собственной значимости – это та задача, которую ставят перед собой дизайнеры, которые занимаются социальными проектами. О самых интересных из них рассказываем в этом материале.

«Палатки для бездомных – это пустая трата денег», – считает чилийский архитектор, куратор Архитектурной биеннале в Венеции 2016 года, Алехандро Аравена. Да, это дешево, уточняет Аравена, но это «деньги, которые тают». Напротив, более долговечные, настоящие, дома – инвестиция, направленная на долгосрочный результат. Эксперта по гуманитарной помощи Килиан Клейншмидт согласен с архитектором. В интервью Dezeen он сказал: «Правительства должны перестать строить временные лагеря для беженцев и вместо этого начать рассматривать их как будущие города».

Нехватка доступного жилья – проблема многих крупных городов, даже если они не столкнулись с притоком беженцев. Проект студентов школы архитектуры Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе направлен, в первую очередь, на решение проблемы огромного роста бездомных среди местного населения. Студенты начали с компактных домов-палаток, которые легко носить с собой, потом усовершенствовали их до кабин на колесах и, наконец, спроектировали мини-деревню с домам из модульных блоков разного размера и функционала. В каких-то находятся спальни, в других – ванные комнаты и общественные пространства. Это пока только проект, но он уже получил одобрение местного муниципалитета и сейчас находится на стадии сбора средств, необходимых для его реализации.

Проект доступного жилья студентов школы архитектуры Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе.

Годом раньше, в 2016, студенты и преподаватели того же университета представили другой похожий проект – дом площадью 46 кв. м, который можно взять в аренду. Авторы проекта позиционируют BI (h) OME, как «полупостоянное» жилье. Дом легко собирается и разбирается, и его можно поставить даже на заднем дворе. ЗА счет низкой стоимости аренды позволить себе такое жилье смогут даже совсем небогатые люди. Конструкция дома собрана из стальных трубок, поверх которой натянуты несколько слоев композиционного полимерного материала-пленки ETFE. Между слоями проложены цилиндрические соты из бумаги. В них можно встраивать светодиодные светильники. Подключать к канализации такой дом не нужно: компостирующий туалет уже встроен, а вода подается через шланг.

Внутри дома BI (h) OME.

Каждый год экспертное издание The Architectural Review проводит конкурс «Дом года», в котором отмечают дома, которые выходят за рамки своей основной функции и становятся объектом с более высокой миссией. Победителей этого года объявили в конце июля, и главный приз получил хабитат для девочек-сирот в Хансаре в Иране, проект архитектурного бюро ZAV Architects. Один из членов жюри, Мари-Хосе Ван Хи описал его, как «нетипичный проект, не амбициозный в смысле архитектурной монументальности, [однако] выражающий “внутренние” свойства монументальности и к тому же смелый». Сам проект направлен на то, чтобы предоставить уязвимым детям безопасную культурную среду посредством экспериментов с новыми альтернативными формами дома.

Резиденция рассчитана на девочек – самую уязвимую часть местного общества. Архитекторы хотели предоставить девочкам-сиротам альтернативу общежития с общественным и частным пространствами, а также специальными балконами, которые могут быть способом общения с внешним миром. Девочки могут менять «хиджаб» своего балкона с соответствии с сезоном или праздниками точно так же, как они делают это со своими хиджабами в соответствии с культурными традициями и местными запретами. Архитекторы говорят, что хотели таким образом «расширить границы архитектуры и использовать ее, в том числе, как средство массовой информации, способное влиять на людей и способствовать улучшению их уровня жизни».

Хабитат для детей-сирот в Хансаре в Иране.

Не только архитектура, но и предметный дизайн фокусируется на социальных проблемах. Важная особенность такого дизайна – использование самых доступных материалов. Столовая для бездомных про проекты Рами Фишлера, например, по большей части сделана из фанеры. Студенты финского Университета прикладных наук Лахти пошли еще дальше и сделали целую серию предметов из бумаги и картона. Задача была в том, чтобы придумать такие объекты, которые можно легко и быстро собрать, – в первую очередь, предметы первой необходимости для пострадавших при стихийных бедствиях и беженцев. Такую мебель можно поставить на поток, она делается быстро и собирается вручную без каких-либо дополнительных инструментов. Все предметы удовлетворяют основные насущные потребности человека: в сне, конфиденциальности и социальном взаимодействии. Кровать, столы, стулья, стеллажи и ширмы собираются из листов картона, которые фиксируются с помощью с помощью специальных прорезей.

Картонная мебель для пострадавших во время стихийных бедствий и беженцев.

Разумеется, бороться с социальными проблемами возможно только комплексно, но именно дизайн, как дисциплина, направленная на то, чтобы делать жизнь людей лучше, может помочь изменить угол зрения и помочь найти нестандартные, но рабочие решения этой проблемы.

Read more

6 культовых дизайн-объектов, которые можно увидеть в кино

13 февраля 2023

Предмет

{short_desc}

Красота звучания: 7 музыкальных инструментов для тех, кто ценит выверенный дизайн

25 января 2023

Предмет

{short_desc}

Что такое социально ориентированный дизайн?

Наталья Баранова

Контент-директорка «Теплицы социальных технологий».

Социально ориентированный дизайн призван решать актуальные социальные проблемы в обществе. Что входит в это понятие? Кто впервые ввел концепцию социального дизайна и какие у нее принципы? В этом вопросе разбиралась замредактора Теплицы Наталья Баранова.

Социально ориентированный дизайн (social centered design) – это дизайн, который учитывает роль и ответственность дизайнера в обществе и использует процесс проектирования для достижения социальных изменений, поддержки демократических идеалов и повышения социальной стабильности для общего блага.

О философии социального дизайна

Справа: обложка книги «Дизайн в человеческом масштабе» (1983). Слева: обложка книги «Дизайн для реального мира» (1971). ФОТО: UNIVERSITY OF APPLIED ARTS VIENNA, VICTOR J. PAPANEK FOUNDATION

Философию социально-экологического подхода к дизайну и не­приятия дизайна потребительской культуры озвучил американский промышленный дизайнер Виктор Папанек (Victor Papanek). Его ключевая работа «Дизайн для реального мира» (1971 год) наиболее читаемая и выдающаяся книга о дизайне. Именно в ней он рассказал про общественно-полезный дизайн, способный сделать мир лучше. В основу мировоззрения Папанека вошли идеи архитектора Франка Райта, который создал органическую архитектуру.

В 1960-е годы Папанек критиковал общество потребления. Он обвинял дизайнеров в том, что они создают нефункциональные продукты, развивают культ вещей и пропагандируют культ роскоши, вместо того, чтобы создавать такие вещи, которые призваны победить голод, болезни, нищету и другие социально важные проблемы.

Еще по теме: Что такое инклюзивный дизайн

«Посмотрите на безличные здания, серые, кривые улицы, полные скучающих, несчастных детей. Осторожно проберитесь по грязи и мусору, которыми завалена деловая часть города, или прогуляйтесь в пригороде мимо унылых домов. Вдохните канцерогенные выбросы заводов и машин, посмотрите, как падает насквозь пропитанный стронцием снег, вслушайтесь в идиотский рев метро, визг тормозов. И в призрачном блеске неоновых вывесок помните: эта среда спроектирована специально для нас», — писал в своей книге Папанек об ответственности со стороны дизайнеров.

Главные принципы при проектировании:
  • максимальная полезность;
  • дешевизна изготовления;
  • возможность изготовления в регионе конечного использования;
  • максимальная простота конструкции и экономия ресурсов при изготовлении.

Папанек выделял шесть важных с его точки зрения направлений развития американского дизайна:

  • Проектирование медицинского оборудования;
  • Проектирование научных приборов;
  • Проектирование обучающих машин;
  • Проектирование оборудования для нетрудоспособных людей, страдающих каким-либо физическим недостатком;
  • Проектирование систем для сохранения человеческой жизни в критических условиях;
  • Проектирование новых изделий для развивающихся стран и наиболее отсталых в экономическом отношении районов земного шара.

В свою очередь Папанек спроектировал телевизоры и радиоприемник (который умещался в использованной консервной банке), электромобили, функциональную мебель, которую можно собрать самостоятельно и модифицироваться в соответствии с различными потребностями.

Изображение с сайта: www.georgiainvestmentnetwork.com

Виктор Папанек был уверен, что нет смысла строить детские площадки в бедных районах. Все потому, что у женщин, которые живут в трущобах, нет времени, чтобы присматривать за детьми. Тогда он предложил сделать детскую площадку с павильоном со стиральными машинками. Такая функциональная зона крайне востребована: мамы могут сделать домашние дела, присмотреть за детьми и пообщаться друг с другом.

«Дизайнер, в действительности часто способен в своей работе сыграть большую роль, чем он сам обычно думает,а высокое качество, новые концепциии понимание пределов массового произ­водства могут определить основы дизайна для большинства лю­дей в мире, а не для сравнительно небольшого рынка внутри страны.

Дизайн для человеческих потребностей, а не для жела­ний или искусственно созданных желаний — единственно пер­спективное направление сегодня». Виктор Папанек.

Также идею социального дизайна развивает профессор истории дизайна в Университете штата Иллинойс Виктор Марголин. В своей книге «Политика искусственного» он пишет о «способности дизайнера предусмотреть и дать форму материальным и нематериальным продуктам, которые могут решать проблемы людей и способствовать социальному благополучию». В этом представлении социальный дизайн — деятельность, которая не должна быть создана с акцентом на благотворительность, это не добровольная работа, а профессиональный вклад, который играет роль в местном экономическом развитии.

Что думают современные дизайнеры

Сегодня социальная ответственность в дизайне — тема особенно популярная. Все больше молодых специалистов работают над социальными проектами, потому что они приносят реальную пользу, для их решения требуется нестандартное мышление и нетривиальный подход к задаче. В 2017 году международный социальный онлайн-проект Impact Design Hub опубликовал список из 40 экспертов, которые будут определять будущее в сфере социального дизайна в ближайшие несколько лет.

Например, в России есть программа «Пасека», которая объединяет более 100 веб-студий, агентств, IT-компаний и независимых профессионалов. Все они заинтересованны в работе с некоммерческими организациями и социальными проектами.

Дизайнер, сооснователь дизайн-бюро «Верстак» (участник программы Пасека) Денис Пономарев считает, что социально ориентированный веб-дизайн ориентирован на развитие гражданского общества. «Дизайн – это инструмент, и с этой точки зрения нет особой разницы, по поводу чего устанавливается визуальная коммуникация. Разница возникает немного глубже, в смыслах, которые стоят за дизайном, в контексте и в целях», – говорит специалист.

«Для меня основной особенностью социально ориентированного дизайна является его направленность на развитие гражданского общества, укрепление горизонтальных связей и формирование активной жизненной позиции. Если проект ставит перед собой одну из этих целей, то уже не важно, какова «оболочка», ведь дизайн – это лишь язык общения с аудиторией». Денис Пономарев

Лендинг «СТОП ЛЕЙКОЗ», сделанный дизайн-бюро «Верстак» для благотворительного фонда «Живи».

В качестве примера Денис Пономарев рассказал о проектах дизайн-бюро «Верстак: «информационный сайт «СТОП ЛЕЙКОЗ» для фонда «Живи» и спецпроект «Команды 29» о госизмене. «Они хороши тем, что сделаны профессионально. А дальше – создание ощущения и передача смыслов. В госизменах мы без мрачняка и трэша создаем тревожное ощущение и даем возможность комфортно читать большой объем текста, а в «СТОП ЛЕЙКОЗ» говорим об очень страшной теме без запугивания родителей», – объяснил Пономарев.

Основатель сообщества маркетологов-волонтеров Mercy.Marketing Евгений Зубов тоже уверен, что с помощью социально ориентированного дизайна достигают важных для общества некоммерческих целей. «В таком дизайне подробнее обычного продумывается, как дизайн будет потреблен всеми категориями людей, а не только самыми массовыми. Пример такого дизайна – это переключатели размера шрифта на сайте для слабовидящих», – объяснил Зубов.

Таким образом, к социально ориентированному дизайну можно отнести проекты, которые помогают решать социальные проблемы: будь то проектирование специальных домов для бездомных людей или создание удобных продуктов, которыми будут пользоваться все вне зависимости от физических возможностей.

Центр социального дизайна | СЛЮДА

Центр социального дизайна MICA занимается демонстрацией и популяризацией ценности дизайна в продвижении равенства и социальной справедливости, а также вдохновляет и готовит новое поколение творческих новаторов.

Центр социального проектирования является кульминацией десятилетия новаторской и экспериментальной работы по определению и демонстрации новых моделей образования и практики социального проектирования*.

Более десяти лет сотрудничества с партнерами в государственном и социальном секторах по всему Балтимору укрепили нашу приверженность повышению социальной грамотности дизайнеров, чтобы они лучше понимали вопросы справедливости, власти, расы и привилегий, которые лежат в основе социальных проблем, которые мы стремимся решить.

Наша работа разрушает стены между дисциплинами и позволяет вести по-настоящему междисциплинарную работу. Мы стремимся расширить возможности для всех студентов MICA, чтобы углубить их дизайнерскую грамотность, уделяя особое внимание не только формальным дизайнерским навыкам и дисциплинам, таким как графический дизайн или архитектура, но и изучению новых методов и процессов для вовлечения людей в создание и работу. Это ориентированный на человека дизайн*.

Практические студии

Наши отмеченные наградами практические студии объединяют студентов, изучающих различные дисциплины, с внешними партнерами из государственного, некоммерческого и делового секторов, чтобы выявить возможности, генерировать идеи и создавать инструменты для позитивных социальных изменений. На сегодняшний день мы собрали более 500 студентов по 12 дисциплинам в MICA для совместной работы с внешними партнерами над более чем 100 проектами.

Магистр социального дизайна

Магистр социального дизайна (MASD) — это интенсивная годичная программа для выпускников, основанная на философии практического обучения, сочетающего теорию и практику, как действие, так и размышление. Наша учебная программа, первая в своем роде присуждающая степень программа, знакомит студентов с широкой теоретической основой социального проектирования, знакомит их с различными моделями социального воздействия, погружает их в процесс проектирования, ориентированный на человека, и готовит их с помощью основных набор навыков, необходимых для реализации профессиональных возможностей в практике социального проектирования.

Ассоциированные сотрудники последипломного образования

Наши возможности для постдипломных сотрудников предоставляют избранным выпускникам MASD годовую оплачиваемую должность младшего специалиста в Центре социального проектирования, чтобы они могли продолжать развивать свою профессиональную практику. Ассоциированные сотрудники участвуют в финансируемых проектах с внешними партнерами и выступают в качестве наставников для нынешних студентов MASD.

Инициативы Воздействия

Наши Инициативы Воздействия — это долгосрочные, финансируемые, многолетние проекты и инициативы, направленные на углубление нашего взаимодействия с внешними партнерами и нашу приверженность изменению властных структур и отношений, которые способствуют системной несправедливости и неравенству на местном уровне, национальном и международном уровне.

 
* Что такое социальный дизайн?

Социальный дизайн — это творческая практика, направленная на понимание социальных проблем и поддержку позитивных социальных изменений. Социальный дизайн не решает социальных проблем. Социальный дизайн создает возможности, которые изменяют отношения между людьми и людьми, а также между людьми и учреждениями, чтобы поддерживать позитивные социальные изменения.

* Что такое ориентированный на человека дизайн?

Ориентированное на человека проектирование (HCD) — это совместный творческий процесс, направленный на понимание потребностей людей и разработку мероприятий, которые лучше удовлетворяют потребности людей. HCD дополняет и расширяет существующие исследования и рассматривает проблемы с точки зрения людей, которых это непосредственно затрагивает. HCD основан на качественном анализе и процветает как часть междисциплинарного набора подходов, представляя новые возможности и то, что могло бы быть. HCD позиционирует жизненный опыт как опыт, привлекая людей на каждом этапе процесса проектирования в качестве соавторов и экспертов.

Дизайн для общества и с обществом. Что такое социальный дизайн? | Сделай это лучше Дизайн | grandstudio

«Впечатления возникают, когда дизайнеры смещают акцент с объектов на действия» — Дизайн — это рассказывание историй

За последние 150 лет дизайн превратился из практики, основанной на продукте, в комплексные процессы, услуги и социальные системы. В то время как традиционный дизайн исторически исключал жизненный опыт неспециалистов из процесса проектирования; социальный дизайн, напротив, основан на участии и совместном творчестве. Переворачивая понятие «эксперт» с ног на голову, социальный дизайн предполагает, что люди сами имеют наиболее эффективные решения проблем, с которыми они сталкиваются. Это вселяет веру в человеческую деятельность и создает возможности для сообществ переосмысливать новые истории и новые реальности для себя. При таком подходе роль дизайнера смещается с «эксперта по дизайну» на посредника и переводчика потребностей пользователей-экспертов.

Социальный дизайн модифицирует определение дизайна, данное Гербертом Саймоном, как «[разработка] способов действий, направленных на изменение существующих ситуаций в предпочтительные» для всеобщего блага . Я считаю, что социальный дизайн — один из немногих подходов, которые могут эффективно решить коварных проблем , таких как изменение климата, бедность и социальное неравенство.

The Intergalactic Design Guide

Практика социального дизайна начинается с добавления шага перед традиционным процессом проектирования — он начинается с почему ты хочешь что-то изменить, а не что ты хочешь изменить. В традиционном дизайне вы можете изменить дизайн бюллетеня для голосования отдельно от остального процесса голосования. Подход, основанный на социальном дизайне, сначала исследует большую систему голосования, чтобы задать вопрос:

Почему мы пытаемся изменить дизайн бюллетеня? Что изменится, если мы это сделаем? Кто будет затронут? Социальный дизайн — это поиск проблем, а не их решение . Понимание условий, людей и влияний, которые создали текущую реальность, имеет решающее значение для информирования любого решения, которое вы создаете.

Чтобы задать вопрос «почему», дизайнеры должны уделить время анализу контекста своей работы и активно адаптироваться к изменяющимся реалиям, возникающим в процессе задавания вопросов. В своей практике я руководствуюсь пятью вопросами социального дизайна от Шерил Хеллер:

Недавно моя компания Do It Better Design сотрудничала с Borderless Studio в рамках проекта по привлечению внимания к искусству на историческом рынке Maxwell St Market (MSM) в Чикаго. Я использовал пять вопросов Хеллера, чтобы направлять и развивать наш процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами. Во-первых, мы работали с командой проекта, чтобы совместно создать цели и определить, как мы хотим измерить успех. Группа сформулировала три основные цели: увеличить посещаемость рынка, привлечь новых поставщиков и превратить МСМ в культурное направление.

Затем мы определили заинтересованные стороны рынка, провели разъяснительную работу и установили каналы связи, чтобы задавать вопросы и получать комментарии и отзывы заинтересованных сторон. Была создана официальная консультативная группа для предоставления рекомендаций и поддержки на протяжении всего процесса.

Привлекая заинтересованные стороны к нашему подходу к дизайну, мы обнаружили очень важную информацию: основным препятствием для привлечения новых посетителей продавцами является отсутствие парковки рядом с рынком. До этих разговоров мы не знали, что парковка вообще была проблемой, не говоря уже об одной из самых больших проблем поставщиков. После этого осознания мы рекомендовали консультативной группе разработать решение для парковки под руководством сообщества, чтобы помочь достичь нашей цели по увеличению посещаемости рынка. В этой ситуации наши вопросы привели к неожиданному результату — необходимости в более доступной парковке — чего нельзя было ожидать без предварительного понимания контекста рынка.

Взаимодействие с поставщиками, Maxwell St Market Arts Engagement Project 2019

Профессионалам, уже практикующим дизайн, ориентированный на человека, или совместному творчеству со своими заинтересованными сторонами, процесс социального проектирования, вероятно, покажется очень знакомым. Так что же изменилось? Помимо взаимодействия с заинтересованными сторонами и сотрудничества, социальный дизайн направлен на перестройку самого общества, создавая новые способы взаимодействия и бытия. Следующие одиннадцать принципов предлагают направление для достижения положительных социальных изменений:

Основные принципы социального проектирования:
1. Идеи приходят изнутри, а не сверху.
2. Вопросы важнее ответов.
3. Больше полагайтесь на эксперименты, чем на планы.
4. Создавать — это не то же самое, что решать проблемы.
5. Ограничения вдохновляют на изобретательность.
6. Настоящая история в контексте.
7. То, как люди видят себя, важнее всего.
8. Инновациям нужна сеть.

9. Общение — это первый акт щедрости и вовлеченности.
10. Процесс – это стратегия.
11. Человеческий потенциал является целью.

Кредит: The Intergalatic Design Guide

В конечном счете, эти принципы основаны на ценностях справедливости и взаимности. Когда они применяются на практике, они могут переопределить отношения между людьми и системами власти и структурами, которые управляют нашей жизнью.

За свою карьеру я участвовал во многих проектах, руководствуясь одним или несколькими из этих принципов. Вот несколько запоминающихся примеров из моего опыта, которые иллюстрируют принципы социального дизайна в действии:

Общение — это первый акт щедрости и вовлеченности

В 2017 году я работал над проектом справедливости в отношении продуктов питания, организованным Archeworks, в районе Altgeld Gardens в Чикаго. Я и еще один фасилитатор работали в сотрудничестве с местным консультативным советом, чтобы разработать цели проекта и подход. Ранее мы определили, что члены совета предпочитают получать сообщения о проектах с помощью текстовых сообщений, а не по электронной почте. Зная это, мы разработали протокол для обмена текстовыми сообщениями в качестве основного метода связи и сделали себя доступными через текст, чтобы отвечать на запросы и получать отзывы. Инклюзивное общение было легким, простым и бесплатным решением, которое обеспечивало полное участие всех участников проекта в процессе проектирования.

Процесс — это стратегия

Одним из текущих клиентов Do It Better является Brave Cooperative, технический кооператив из Ванкувера, разрабатывающий цифровые инструменты для предотвращения несчастных случаев со смертью от передозировки опиоидами. Brave работает напрямую с людьми, употребляющими наркотики, и защитниками в сообществе снижения вреда, чтобы совместно разрабатывать свои технологические продукты. Brave полагается на повседневный жизненный опыт экспертов при разработке продуктов компании, а участники получают компенсацию за свое время. На практике процесс совместного проектирования Brave также является выигрышной бизнес-стратегией; с высокими показателями принятия пользователями их цифровые инструменты спасают жизни благодаря восходящему подходу к этому системному кризису в области здравоохранения.

Кредит: Brave Cooperative

Человеческий потенциал — это цель

Несколько лет назад я работал над исследованием и дизайном UX для Mighty Deposits, финтех-стартапа и веб-платформы, которая помогает людям находить банки, соответствующие их ценностям. Вместо банковских операций в таких банках, как Chase (где ваши деньги могут финансировать нефтепроводы), Mighty помогает пользователям находить общественные банки, которые предоставляют финансирование малообеспеченным сообществам, малым предприятиям, местным фермам и многим другим. Во время проекта мои усилия были сосредоточены на разработке эффективного UX для регистрации новых владельцев учетных записей, но потенциальное влияние наших дизайнерских решений на самом деле было намного больше.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *